Из каких компонентов можно собрать стереосистему. Человек, который придумал стерео

Студия «Эбби-Роуд» (англ. Abbey Road Studios) в Лондоне во многом известна благодаря тому, что там записывались Битлз, но событие, состоявшееся в культовом здании сегодня [оригинальная статья опубликована 1 апреля 2015г. – прим. перев.], почтило память человека, который работал там еще до того, как родились Джон, Пол, Джордж и Ринго, и оказал большее влияние на музыкальную индустрию, чем вся знаменитая четверка.

Алан Дауэр Блюмлейн (Alan Dower Blumlein), английский инженер-электронщик, родившийся в 1903 году, изобрел стереофонический звук – такой способ воспроизведения звука, который слышится как будто из нескольких направлений. Некоторые из идей, запатентованные им еще в начале 30-х годов, все еще используются в стереозаписях, которые мы создаем и слушаем сегодня.

Блюмлейн был удостоен наградной таблички от Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) в Эбби-Роуд, где он работал на звукозаписывающую музыкальную компанию EMI.

Как говорил его сын, Саймон Блюмлейн, когда изобретатель был в кино со своей женой, он повернулся к ней и сказал, что слепой человек никогда не узнает, где находятся персонажи на экране, так как весь звук раздается в одном направлении из одного динамика. Но он придумал решение. Он назвал это «бинауральным звуком», который теперь называется «стерео».

Перед тем, как выбрать HI-FI стереосистему для дома , каждый аудиофил должен вывести для себя два постулата: идеальных систем не существует в природе и второе - на качество звучания влияет всё. Даже плотность воздуха в помещении...

Основные принципы выбора


Постепенно растет количество аудиофилов, тратящих годы и десятилетия на поиски «своего звука». Подбор компонентов стереосистем профессионалы осуществляют с особой тщательностью. По внешней реакции видно, что этот процесс доставляет им ни с чем несравнимое удовольствие. Желающим как можно быстрее отыскать решение данной проблемы следует учесть несколько нюансов, призванных существенно облегчить выбор. Привязка к конкретным брендам и моделям представляется менее целесообразной, нежели следование общим принципам. Подобный подход привлекает пользователей осознанностью выбора. Стоимостные показатели при этом отходят на задний план.

При посещении магазина следует помнить о том, что об идеальной передаче звучания рояля можно говорить исключительно при прослушивании рояля. Данное утверждение справедливо для любого инструмента, находящегося в руках музыканта. С той или иной степенью искажения звуковой реальности приходится сталкиваться при преобразовании объемного звукового поля в одномерный звуковой сигнал. И это несмотря на то, что задействуются при этом одновременно несколько микрофонов. Еще один ключевой момент связан с тем, что в процессе прохождения сигнала каждый компонент системы вносит в него определенные погрешности. Соединительные кабели в этом плане исключения не составляют. Исходя из вышеизложенного можно отметить, что в результате функционирования воспроизводящей системы формируется некая уникальная реальность. Главная задача любителя музыки заключается в подборе компонентов системы, при котором будет удовлетворено максимальное число выдвигаемых требований.

Минимальный набор подразумевает наличие 5 компонентов: источника, усилителя, акустики и двух пар соединительных кабелей. В более сложных модификациях аналоговый либо цифровой источник, усилитель и акустика могут состоять из двух частей. Акустику называют наиболее критичным элементом, оказывающим огромное влияние на степень «правдивости» всей системы в целом. Экономия на этой составляющей себя, как правило, не оправдывает. При наличии, скажем, 140 000 рублей имеющуюся в распоряжении сумму лучше распределить следующим образом: 60 000 рублей выделить на акустику , 30000-35000 рублей - на источник , 35000-40000 - на усилитель . На оставшиеся средства можно приобрести кабели.

Выбираем акустику


О первостепенной важности качества красноречивее всего свидетельствует то обстоятельство, что именно с неё зачастую и начинают прослушивание. На этом этапе желательно воспользоваться источником и усилителем более высокого порядка. Что касается кабелей, лучше остановить выбор на вариантах, демонстрирующих максимальную степень нейтральности звукового «почерка». При наличии затруднений можно обратиться с соответствующей просьбой к сотрудникам магазина. В ходе прослушивания особое внимание следует уделять проверке естественности тембра. Приветствуется использование хорошо известных вокальных партий (как мужских, так и женских). Влияние акустики чётко прослеживается в таких позициях, как форма и глубина баса. Не следует пренебрегать и естественностью звучания ударной меди. Качество акустики сказывается на чёткости локализации того или иного инструмента. Определяет оно и протяжённость звучания. Не забудьте убедиться в том, что усилитель не вносит диссонанса в общую картину, ведь в качестве виновников испорченности звуковой сцены могут выступать обе составляющие. Использование высококачественного усилителя не является стопроцентным гарантом того, что вас устроит чёткость построения сцены. Однако такая ситуация выигрышна тем, что удаётся составить собственное мнение относительно акустики.

Выбираем усилитель


После выбора акустики можно приступать к подбору , отвечающего выдвигаемым к звуковому почерку требованиям и представляющего приемлемую ценовую категорию. Убедитесь в четкости передачи динамических контрастов. Для этого достаточно прослушать рабочие барабаны. На некоторых тестовых дисках можно обнаружить специальные фонограммы, воспроизводящие звук застегиваемой молнии или разрывы взмывающих ввысь фейерверков. Подобные записи ориентированы на упрощение оценки. Структура и форма басовых нот должна оставаться неизменной на максимально приемлемой для пользователя громкости. Составить верное представление также помогают треки, в которых барабаны звучат в унисон с бас-гитарой. На внушительной громкости не должно ухудшаться качество ритмики изложения. Даже в наиболее насыщенных фрагментах должен прослеживаться каждый задействованный инструмент. В тихих записях не должна теряться динамика удаленных инструментов.

Выбираем источник


Для аналоговых источников, в число которых входят и проигрыватели винила с фонокорректором, характерно внесение целого ряда тембровых несовершенств. К их выбору следует подходить с такой же тщательностью, как и к подбору акустики. Исказить исходное звучание способны и цифровые аналоги. В некоторых ситуациях не спасает даже соединение по «цифре» с внешним ЦАПом. Не оставляйте без внимания такие показатели, как комфортность и прозрачность звучания. Учтите, что воспроизводимые посредством по «аналогу» мелодии могут звучать по-разному. На качестве сказываются как разновидности фильтра, так и применяемые схемные решения. «Верхи» (бубны, ударная медь и т.д.) могут демонстрировать излишнюю мягкость или режущую слух звонкость. Не стесняйтесь вслушиваться в вокальные интонации и звучание духовых инструментов, в особенности саксофона и флейты. Ориентируйтесь на естественность. Помните о том, что музыкальные источники могут быть отнесены к профессиональным лишь в том случае, когда прослушивающий с их помощью мелодии, человек не отвлекается на анализ тех или иных особенностей и просто наслаждается звучанием. Слушатель становится неотъемлемой частью процесса. Более того, он всецело в него вовлечён. С точки зрения некоторых экспертов, для определения качества цифрового либо аналогового источников, целесообразно ввести новую единицу, выражающую степень вовлечённости.

Выбираем кабель


О влиянии на звук на сегодняшний день имеются довольно туманные представления, однако в его существовании не сомневается никто. Межблочный кабель может не только прояснить или смазать верх, но и ослабить/усилить бас. Сказывающееся на построении звуковой сцены и ясности средних частот влияние менее значительно. Акустический кабель способен изменить тембровые соотношения, однако заметить это порой бывает сложно. Вместе с тем он может повлиять на прозрачность средних частот, причем как в худшую, так и в лучшую стороны. С его помощью может быть откорректирована чёткость локализации инструментов. Настройку системы следует начинать с межблочного кабеля. Иногда благодаря ему удаётся подправить некоторые особенности звучания, относящиеся к категории спорных. При выборе акустического кабеля актуален принцип «подходит - не подходит».

Выбор компонентов отнимает определенное количество времени. Скомпоновать систему за один раз обычно не удаётся. Остается надеяться, что изложенные в статье советы облегчат этот сложный процесс, вследствие чего вам удастся обзавестись системой вашей мечты в кратчайшие сроки.

Сущ., кол во синонимов: 1 система (86) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

стереосистема - стереосист ема, ы … Русский орфографический словарь

стереосистема - и, ж. Комплекс високоякісної стереофонічної радіоапаратури із загальними блоками … Український тлумачний словник

стереосистема Энциклопедический словарь

стереосистема - ы; ж. Совокупность звукозаписывающей и звуковоспроизводящей стереоаппаратуры. Купить стереосистему. Качество звука в стереосистеме … Словарь многих выражений

стереосистема - іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

стереосистема - стере/о/систем/а … Морфемно-орфографический словарь

Onkyo - Onkyo … Википедия

ЗВУКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЗАПИСЬ - воспроизведение натуральных звучаний электромеханическими средствами и сохранение их в форме, позволяющей восстанавливать их с максимальной верностью оригиналу. Более подробная информация о физических принципах, лежащих в основе затрагиваемых… … Энциклопедия Кольера

CD-i - Philips CD i … Википедия

Книги

  • В/Ч № 44708. Миссия Йемен , Щербаков Борис. Эти истории, написанные человеком, которого мы знаем как успешного бизнесмена, вице-президента известной западной компании и колумниста солидных финансовых изданий, - отсылают нас в далекие… Купить за 280 руб
  • В/ч № 44708. Миссия Йемен , Борис Щербаков. Эти истории, написанные человеком, которого мы знаем как успешного бизнесмена, вице-президента известной западной компании и колумниста солидных финансовых изданий, отсылают нас в далекие…

Невзирая на стремительное развитие многоканальных звуковых систем (домашних кинотеатров) и появление новых более совершенных звуковых форматов (Dolby Digital TrueHD и DTS HD Master Audio), востребованность в стереосистемах для прослушивания музыки не уменьшается. Для этого достаточно обоснованных причин, одна из которых - противоречивые требования к музыкальной стереосистеме и многоканальному кинотеатру, как с позиции инженерных решений, так и с позиции характера звукоизвлечения. Классическая стерео система подразумевает минимальное использование каких либо обработок звука, наикратчайший путь прохождения звукового сигнала. В основу любой стереосистемы входят две акустические системы, двухканальный усилитель и один или несколько источников звука. Интересного результата можно достичь при использовании наушников. В этом случае Вы избегаете некоторых недостатков в звучании, свойственных акустическим системам.

Построение новой стереосистемы необходимо начинать с выбора колонок (акустических систем) так, как от них в наибольшей степени зависит характер звучания. Следующий этап - подбор усилителя для оптимального согласования с акустикой и реализации всего потенциала акустических систем. Далее выбираются источники звука, соответствующие уровню полученной связки колонки-усилитель. Подбор компонентов стереосистемы непростая задача, в большинстве случаев требующая работы специалиста с многолетним опытом. Мы рекомендуем прослушать в нашем салоне стереосистему референсного уровня с использованием хорошо известного Вам музыкального материала. Вы получите интересный опыт и прекрасный ориентир для дальнейшего подбора системы. Салон предоставляет Вам возможность прослушивания стереосистем разных ценовых категорий в условиях нескольких помещений с разными акустическими свойствами. Не менее важно правильно подобрать кабели и все необходимые аксессуары.

Особенности современной стереосистемы.

В современной стереосистеме, с позиции качества и естественности звучания, главным источником звука остается старый добрый винил, и популярность его в сравнении с цифровыми источниками уверенно растет. Однако это самый дорогой и неудобный способ создания коллекции музыки. Аналоговое FM-радио утрачивает свою актуальность по двум причинам: небольшое количество радиостанций, вещающих высококачественный музыкальный материал (не MP3); общее количество радиостанций так же не велико - ограничение FM-диапазона. Самый распространенный современный цифровой носитель компакт диск используют по большей части энтузиасты-коллекционеры, уже имеющие в своем распоряжении обширную фонотеку. Развитие средств хранения и воспроизведения музыки в цифровом виде без использования оптических носителей, а так же доступность практически любого музыкального материала в Интернете, привели к глобальному падению продаж компакт дисков. На смену CD-проигрывателям приходят новые устройства: медиаплееры, стримплееры, музыкальные серверы.

Новые способы хранения и воспроизведения музыки.

Основная идея - отказ от оптических носителей при создании музыкальной коллекции:

  • на поиски и покупку желаемых дисков уходят многие годы
  • оригинальные диски стоят не дешево
  • коллекция дисков занимает очень много места
  • коллекцией дисков неудобно пользоваться, поиск необходимого диска занимает много времени и усилий

Цифровую музыку нужно хранить в электронном виде, на один жесткий диск объемом 2 тБ уместится вся Ваша коллекция - около 3000 компакт дисков. Практически любая музыка в качестве CD доступна для скачивания в Интернете.

Устройства, позволяющие Вам воспроизводить музыку с жесткого диска с моментальным доступом к выбранному материалу:

  • стационарный компьютер или ноутбук с внешним цифро-аналоговым преобразователем
  • универсальный медиаплеер с внешним цифро-аналоговым преобразователем
  • стримплеер.

Возможна организация управления на основе смартфона, планшета. Наш салон предоставляет возможность прослушать как классические решения стереосистем, так и новые способы воспроизведения цифровой музыки. В ассортименте салона всегда медиаплееры и стримплееры, цифроаналоговые преобразователи разных ценовых категорий.

Физически акустические системы находятся перед слушателем, а во время воспроизведения они должны раствориться в пространстве, и вместо них прорисовывается сцена музыкальных образов, передающих идею композитора со всеми деталями, эмоциями и настроением. Эти впечатления вырывают слушателя из его будней и погружают в мир, который придумал автор произведения, чтоб передать свои мысли, чувства, своё состояние. Такого воздействия аппаратуры на человека добиться непросто.

Стереосистема состоит из трёх функциональных частей: устройства считывания информации с носителя, устройства усиления сигнала и устройства преобразования электрического сигнала в звуковые колебания.


Одно из всем известных считывающих устройств — CD-плейер. Он состоит из транспорта и цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Транспорт — оптическое устройство считывания и преобразования светового сигнала в электрический цифровой код. ЦАП устройство преобразования электрического цифрового кода в аналоговый сигнал. Часто эти две составные делают в отдельных корпусах со своими независимыми источниками питания. Такое исполнение позволяет добиться более высокого качества звучания CD-плейера. Другое распространённое и не менее известное считывающее устройство — проигрыватель виниловых дисков. Этот старый формат носителя вышел из широкого применения, но остался, любим в кругу знатоков качественного живого звука. Состоит такой проигрыватель из считывающей части, которая преобразовывает механические колебания в электрические, и фоно корректора, который усиливает сигнал и может содержать цепи фильтрации инфранизких частот.


Звук винилового проигрывателя сильно отличается от CD, и каждый выбирает для себя подходящий по вкусу источник. Устройства усиления сигнала состоят из цепей предварительного усиления и цепей усилителей мощности. Если предварительный усилитель и усилитель мощности выполнены в одном корпусе, то такое устройство называется интегральным усилителем. Если блоки выполнены в отдельных корпусах, усиление происходит более качественное, чем в одном. Иногда производители плееров и усилителей делают в отдельном корпусе и блоки питания устройств, что ещё улучшает результат. Усилители бывают транзисторные и ламповые. Ламповый звук более мягкий и менее агрессивный.


Устройство преобразования электрического сигнала в звуковые колебания принято называть акустическими системами (АС). Они состоят из динамиков и фильтров электрического сигнала. Количество динамиков, порядок фильтрации и конструкция корпуса могут быть разными. Нет каких-либо определенных конструкций хороших и плохих. Все они звучат по-разному и находят своих почитателей.

Остаётся вопрос выбора компонентов системы из всего ассортимента, предлагаемого Hi-End и Hi-Fi нашего салона.


Как выбрать компоненты стереосистемы

Покупателей аудиоаппаратуры можно разделить на три категории. Первые покупают аппаратуру для воспроизведения звука по внешнему виду, вторые покупают победителей тестов в журналах и участников ярких реклам, третьи — это самые недоверчивые, которые выбирают всё «своими ушами». Как правило, третьи — это самые небезразличные к тому, что придётся услышать их ушам после покупки.

Если Вы выбираете устройство воспроизведения звука: CD-плейер, усилитель либо акустические системы, мы рекомендуем их перед покупкой прослушать.

Каждый компонент, в том числе и кабели, может менять свои параметры с момента первого включения и до некоторого времени. В среднем это время равно 100-150 часам. Сравнивать лучше „прогретые” компоненты. Подбирать компоненты в систему нужно в одном классе, с сопоставимым качеством. Очень хороший комплект АС не раскроется на слабой электронике, да еще и сэкономит на шнурах. Все элементы системы

одинаково важны. Не стоит недооценивать и важность кабелей.

Не покупайте кабели в свою аудиосистему сразу. Кабели это фильтры, которыми Вы сможете более точно настроить звучание Вашей системы у себя дома. От них зависит всё: тембр, глубина и ширина сцены, детальность, динамика, эмоциональность и т. д. Этот компонент системы не так подвержен царапанью и изнашиванию, как другие.

Нельзя не обратить внимание и на то, с чего стереокомплект будет извлекать звук. Цифровая информация на CD тоже может иметь потери и искажения. Это можно услышать, поставив поочерёдно оригинальный диск и его лицензионную копию или ещё хуже — пиратскую. На высококачественной системе разница хорошо заметна, и прослушивание не качественных дисков удовольствия не доставит.

Хотим обратить внимание любителей музыки на тот факт, что система домашнего кино и стереосистема в одном классе совершенно по-разному воспроизводят музыку. Если Вы — любитель высококачественного звука и живёте в первую очередь музыкой, то настоятельно рекомендуем Вам не обращать внимание на ресивер и системы на основе AV -процессоров. Эти системы разработаны в первую очередь для кино и будут значительно уступать стереосистемам в этом классе.