Основные правила книжной верстки. Правила вёрстки печатных изданий

Аннотация: Лекция состоит из двух частей. В первой (теоретической) рассказано о наборе и верстке, во второй (практической) дан пример верстки статьи в программе InDesign CS5.

Часть 1. Что называют версткой (теория)

Версткой называют процесс монтажа типографских изданий (книжных, журнальных, газетных) заданного формата. Верстка - один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. В верстке имеется ряд профессиональных терминов, которые требуют специального пояснения.

Вгонка и выгонка строк

Вгонкой строки называют уменьшение числа набранных строк за счет уменьшения междусловных пробелов в предшествующих строках. Выгонкой строки называют увеличение числа набранных строк за счет увеличения междусловных пробелов в предшествующих строках, в процессе которого за счет части текста длинной концевой строки образуют новую концевую строку.

Висячие строки

"Висячими строками" в типографской практике называют начальные абзацные строки, расположенные в конце полосы (одну-две), а также концевые строки, расположенные в начале полосы (одну или две). Технические правила верстки категорически запрещают наличие таких строк в сверстанном издании, ибо они ухудшают удобочитаемость текста, а также искажают внешний вид полосы набора, лишая ее традиционной прямоугольной формы ( рис. 6.1). "Висячие строки" в процессе верстки обязательно уничтожают, используя приемы вгонки и выгонки строк. Например, если необходимо уничтожить "висячую строку" в конце полосы (абзацную), всегда целесообразно выгнать одну из строк внутри полосы, тогда абзацная строка перейдет в начало следующей полосы; если необходимо ликвидировать "висячую строку" в начале полосы (концевую), целесообразно вогнать строку в одном из абзацев предыдущей полосы, на которую и перейдет концевая строка.


Рис. 6.1.

Спуск полос

Это вывод на принтер страниц подготовленного макета в определенном порядке, который обеспечивает последующую печать брошюры или книги. Например, для тиражирования брошюры формата А5 в 16 страниц с брошюровкой "на скобу" мы должны вывести на печать 8 страниц формата А4, на каждом из которых будет напечатано по две страницы А5 в следующем порядке ( рис. 6.2). Все издательские пакеты (InDesign, QuarkXPress etc ) имеют возможность спуска полос.


Рис. 6.2.

Страницы, расположенные на схеме один над другим, печатаются "с оборотом", то есть на обороте страницы 16-1 будет напечатана страница 2-15, а на обороте страницы 14-3 будет напечатана страница 4-13. Таким образом, для брошюры потребуется всего 4 листа формата А4, на каждом из которых будет напечатано по 4 страницы А5. ( рис. 6.3).


Рис. 6.3.

Колонцифры

Колонцифрами называют номера страниц печатного издания. Колонцифры по выбору издательства могут быть размещены внизу полосы или же сверху - в одной строке с колонтитулом или без него. Для колонцифр обычно применяют шрифт той же гарнитуры, что и для основного текста, но сниженного на 2 п. кегля. В изданиях особого назначения и оформления (справочники, словари, указатели и т. п.) колонцифры, возможно, набирать шрифтами других гарнитур и повышенных кеглей.

Колонтитулы

Колонтитулами называют текстовые строки, располагаемые над основным текстом каждой полосы, улучшающие оформление издания и облегчающие нахождение нужного раздела издания, слова в словаре и т. п. В современных изданиях не применяют колонтитулов, имеющих чисто оформительское значение , так называемых "мертвых" колонтитулов - одинаковых по всей книге. Обычно применяют колонтитулы "живые", переменные, т. е. разные для разных разделов и глав книги. В большинстве случаев в одной строке с колонтитулом размещают и колонцифру.

Выпускные данные и правила их верстки

Выпускные данные - это основные данные об издании, включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, в частности, для книжных изданий - фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и печать , количественные показатели издания (формат бумаги и доля листа, объем в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа. Выпускные данные набирают чаще всего шрифтом 6 пунктов, либо на полный формат строки набора, либо на значительно сниженный формат с выключкой строк в "красную" и заверстывают на последней полосе издания.

Верстка в обрез ("навылет")

При правильной верстке следует размещать объекты так, чтобы они выходили за пределы обрезного формата с целью предотвратить появление зазоров при неточном резе в типографии. Величина выхода за обрез задается в поле Bleed и обычно составляет от 2 до 5мм ( рис. 6.4). Для размещения служебных меток (шкалы контроля красок, метки совмещения, приведения и пр.) используется служебное поле Slug . Но для корректного размещения всей информации нужна консультация с типографией. Неплохо также узнать, нужно ли вообще задавать и использовать это поле (в подавляющем большинстве случаев - не нужно!).


Рис. 6.4.

Правила набора и верстки

Для избегания ошибок верстки ( рис. 6.5) следует придерживаться определенных, изложенных ниже правил.


Рис. 6.5.
Основной текст

Количество строк на развороте может отличаться на одну, реже - на две строки. Висячих строк не должно быть ни вверху полосы, ни внизу. Рядовая полоса должна быть заполнена текстом на 100% по вертикали. Последняя строка должна лежать на нижней границе полосы набора. В редких случаях допускается неполная полоса, если заголовок (не спусковой) начинается со следующей полосы. Текст должен как минимум на четверть (примерно 10-15 строк основного текста) заполнять концевую полосу. При полном заполнении концевой полосы текст не должен доходить до низа полосы на 3-4 строки, подчеркивая этим, что это концевая полоса. Все абзацные отступы в издании должны быть одинаковые, независимо от кегля отдельных частей текста. Абзацные отступы у сносок, эпиграфов, врезок и пр. должны равняться абзацному отступу основного текста. Абзацный отступ основного текста обычно равняется полуторокегельной (1,5 от размера шрифта). Концевая строка абзаца по длине должна перекрывать абзацный отступ (обычно минимальная длина концевой строки - 3 знака плюс знак препинания). Рекомендуется, чтобы она была в полтора раза длиннее абзацного отступа. Межбуквенное расстояние (за исключением кернинга пар) должно быть одинаковым по всему тексту - уменьшение межсловных пробелов в строке за счет межбуквенного расстояния не допустимо. Трекингом ( кернингом ) можно пользоваться только в крайних случаях для разгонки/ вгонки текста, если невозможно это сделать за счет межсловных пробелов, и отличаться от нормального он должен не более, чем на 0,02 (у некоторых шрифтов это значение может быть другим). После стоящих в начале абзаца тире в разных абзацах пробелы должны быть одной ширины (фиксированные), чтобы первые буквы этих абзацев стояли на одной вертикали. После нумерации или буллетов в списках в разных абзацах пробелы должны быть одинаковые (фиксированные), чтобы первые буквы этих абзацев стояли на одной вертикали. Интерлиньяж на одной полосе у набранных одинаковым кеглем строк должен быть одинаковым, но у каждого кегля свой. При приводной верстке интерлиньяж должен быть одинаковым на обеих страницах книжного листа. Размер интерлиньяжа зависит от гарнитуры и обычно на 1-2пт больше кегля. Кавычки рекомендуются "елочки" (" и "). При выделении текста внутри одних кавычек другими в конце выделения ставится только одна закрывающая кавычка: текст "цитата "цитата внутри цитаты". Второй способ оформления: внутренние кавычки набираются лапками, причем открывающаяся - "девятки" внизу, закрывающиеся - "шестерки" вверху: текст "цитата "цитата внутри цитаты"". Индексы набираются 6-м кеглем, независимо от кегля текста, к которому он относится. Знаки процента (%), градуса (°), минуты (") и секунды ("") применяют только вместе с относящимися к ним числами; при употреблении их без чисел знаки должны быть заменены словами. Указанные знаки никогда не отбивают от относящихся к ним чисел, а от другого текста отбивают междусловным пробелом. Если знаки относятся к нескольким числам, то их ставят только после последнего из них. Если знаки градуса, минуты и секунды относятся к числам, включающим в себя десятичную дробь, то их ставят после последней дробной цифры. В выражениях типа °С, °К знаки градуса от символа не отбивают.

Знаки препинания

Не ставится точка: в заголовке и подзаголовке, отделенном от текста (если подзаголовок набран в подбор, точка вполне уместна), в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел следует ставить запятую (0,158), а не точку (0.158). Точку и запятую в тексте никогда не отбивают от предшествующих знаков, запятую как знак десятичной дроби не отбивают от предшествующей и последующей цифр. Точку с запятой, двоеточие, восклицательный и вопросительный знаки не отбивают от предшествующих букв. Дефис никогда не отбивают от предшествующих и последующих знаков, кроме случаев, когда он оказывается в словах, набранных вразрядку, но не в качестве знака переноса. Тире внутри текста отбивают с двух сторон на 2 п. (узкий, неразрывный пробел), между цифрами в значении "от-до" тире от цифр не отбивают (125-199). В начале прямой речи тире отбивают от последующих слов на узкий пробел. Кавычки от заключенных в них слов не отбиваются.

Сокращения

В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная аббревиатура - сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (РФ, НДР, ЦКО, вуз); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) или усеченных и полных слов (Мосэнерго, санузел), графические сокращения по начальным буквам (г. - год), по частям слов (см. - смотри), по характерным буквам (млрд - миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка -фабрика). буквенные обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом. Буквенные сокращения единиц физических величин набирают строчными буквами (кроме случаев, когда единица образована от фамилии ученого - тогда сокращение начинается с прописной) того же шрифта, которым набран весь текст, без точек (точки употребляют как знак сокращения в словах, входящих в наименование единицы, но не являющихся таковой, например, мм рт. ст.). Сокращения от чисел отбивают узким неразрывным пробелом. Индексы и показатели, встречающиеся в сокращениях, никогда не отбивают от относящихся к ним знаков (кг/мм2).

Сноски

Нумерация сносок - постраничная, если нет отдельного указания на сплошную нумерацию. Кегль сносок должен быть на 1-2 пункта меньше кегля основного текста. Размер интерлиньяжа должен быть примерно 110-120% от кегля. Индекс сноски и в тексте и в самой сноске набирается 6-м кеглем, светлым начертанием, независимо от кегля и начертания текста к которому он относится. Абзацный отступ сноски равняется абзацному отступу основного текста. Длина линейки сноски может быть произвольной. Рекомендуется 1-1,5 квадрата (18-27 мм), толщина - 0,5-0,7 пункта. Расстояние от текста сноски до линейки равняется примерно половине строки (~6 пунктов), от линейки до основного текста расстояние чуть больше (примерно 8-10 пунктов). Между сносками должна быть небольшая (1-2 пункта) отбивка. Если сноска начинается на одной странице, а заканчивается (продолжается) на другой, то разрыв не должен быть на стыке двух абзацев, т. е. продолжение сноски на второй странице не должно начинаться с нового абзаца или висячей строки. На каждой странице должно быть как минимум по 3 строки этой сноски. Продолжение сноски на второй странице набирается без абзацного отступа.

Заголовки

У заголовка, набранного прописными, межсловные пробелы должны быть немного больше, чем обычные. У набранных большим кеглем (~20 пунктов и больше), межбуквенное расстояние рекомендуется чуть уменьшить. Не допускаются предлоги, союзы и наречия в конце строк заголовков. Длина строки заголовка, выключенного по центру, должна быть не более ширины полосы набора, уменьшенной на два абзацных отступа (максимальная длина строки заголовка = ширина полосы набора - 2x абзацный отступ). Заголовок разбивается на строки по смыслу. Размер интерлиньяжа должен быть примерно 110-120% от кегля. Если заголовок набран прописными, то интерлиньяж немного увеличивается (120-130% от кегля). Отбивка сверху заголовка должна быть больше, чем снизу. Пространство по вертикали, которое занимает заголовок вместе с отбивками, рекомендуется делать кратным интерлиньяжу. Над заголовком должно быть не менее 4 строк основного текста. Допускается 3 строки, но последняя строка должна быть не менее 2/3 от ширины полосы набора. Под заголовком должно быть не менее 3 строк основного текста. Если есть еще и сноска(и), то допускается 2 строки под заголовком, при условии, что первая строка сноски по ширине набрана на полный формат.

Таблицы

Верстка сложных таблиц согласовывается с редакторами (они могут изменить структуру таблицы для облегчения работы). Основной текст таблицы набирается на 1-2 пункта меньше кегля основного текста. Головка таблицы набирается на 0,5-1 пункт меньше основного текста таблицы. Начертание светлое. Второй вариант оформления: кегль не уменьшается, но выделяется полужирным. В больших сложных таблицах кегль основного текста можно уменьшать до 6-ти пунктов. При этом, согласовав с художником, лучше заменить гарнитуру на рубленную, но во всех таблицах издания. При этом кегль головки таблицы можно уменьшать не более, чем на 0,5 пункта. Выключка строк: основного текста - влево; основного текста в достаточно широкой колонке - по формату; головки таблицы - по центру; головка таблицы, левая колонка - можно делать влево; цифры - по центру, с соблюдением разрядности. Заголовок таблицы: слово "таблица" и номер набирается тем же кеглем, что и заголовок (см. ниже), курсивом, с выключкой вправо; заголовок таблицы набирается кеглем, отличным от кегля заголовков в основном тексте, но не больше кегля основного текста, полужирным, выключка по центру; расстояние между номером и заголовком таблицы - 4-6 пунктов. Отбивка от заголовка до таблицы равняется 6-10 пунктам. Если таблица не помещается на полосе следом за ссылкой, то она располагается на следующей полосе. Разрывать таблицу на 2 или более части можно если: таблица занимает больше одной полосы; таблица занимает более 40% полосы набора по вертикали, и идет большое количество таблиц подряд (плюс могут быть еще и иллюстрации); таблица строго привязана к тексту. При разрыве таблицы каждая ее часть должна начинаться с верха новой полосы. При разрыве таблицы на второй и последующих полосах должно быть набрано "Продолжение табл. ..." (отточие - номер таблицы) вверху таблицы, курсивом, в правый край. При разрыве таблицы: колонки нумеруются, и на последующих полосах головка таблицы не повторяется, а даются только номера; повторяется головка таблицы, если она не слишком большая (колонки не нумеруются). Примечания к таблице набираются сразу после нее, кеглем меньше основного на 1-2 пункта, а слово "Примечание(я)" выделяется курсивом или разрядкой. Примечания отбиваются от таблицы на 6-8 пунктов. Если в примечаниях несколько пунктов, и они пронумерованы, то первый пункт набирается в подбор за словом "Примечания", а следующие пункты с новых абзацев. Отбивки над заголовком таблицы и под таблицей (или под примечаниями к ней) 1-1,5 строки. Толщина линеек таблицы - 0,5 пункта. Если необходимо выделить линейками часть таблицы, то линия утолщается до 1 пункта.

Иллюстрации

Иллюстрации заверстываются следом за ссылкой, если это сделать невозможно, то на следующей полосе. Масштабировать иллюстрацию можно только пропорционально, и если это не влечет за собой потери информации и качества (пропадание штрихов, нечитабельность текста и т.д.). Подпись набирается под иллюстрацией, тем же кеглем, что и основной текст или на 1 пункт меньше, обычно курсивом, по центру. Если выключка заголовков в издании влево, то и подписи набираются влево, причем вторая и последующие строки набираются с втяжкой и равняются по первой букве названия рисунка. Подпись отбивается от рисунка на 6-8 пунктов. Отбивки сверху рисунка и снизу подписи 1 -1,5 строки.

Формулы

Формулы набираются тем же кеглем, что и основной текст, с выключкой по центру и отбивками от основного текста в 0,7-1 строку. В группе формул с однотипной левой частью наиболее длинную формулу выключают по центру, а остальные выравнивают по знаку соотношения. Расстояние между идущими подряд формулами - 4-6 пунктов. Переменные, обозначенные латинскими символами, набираются курсивом, цифры прямым. Сокращения в индексах на русском языке набираются прямым. Индексы набираются 6-м кеглем. При разбивке одной формулы на несколько строк математические знаки (- и т. д.) набираются в конце строки и повторяются в начале следующей. Если формула идет в подбор с текстом, то строка, где она находится, при необходимости набирается с увеличенным интерлиньяжем. Номер формулы набирается кеглем основного текста, прямым и выключается вправо. Пояснения к формуле набираются следующим образом: слово "где" набирается без абзацного отступа; первая переменная набирается в одну строку со словом "где"; остальные переменные набираются с нового абзаца и со втяжкой, равняясь по первой переменной; тире, идущие за переменными, выравниваются по одной вертикальной прямой. вторые строки пояснений набираются со втяжкой, равной втяжке первой буквы пояснений. Если в пояснениях к формуле слово "где" отсутствует, то переменные набираются в левый край, тире, идущие за переменной, выравниваются по одной вертикальной прямой, а остальные строки выравниваются по первой букве пояснений. Также пояснения к формуле могут набираться в один абзац (в подбор), через точку с запятой, без абзацного отступа.

Колонтитулы и колонцифры

Колонтитул входит в размер полосы набора. Колонцифра, если она не в колонтитуле, в полосу набора не входит и размещается на полях. Колонтитулы и колонцифры набираются не крупнее основного текста. Начертание любое. Расстояние от колонтитула или колонцифры до основного текста - 0,5-1 стр. Расстояние от верха колонтитула до верха основного текста должно быть кратно интерлиньяжу основного текста.

Текст содержания набирается на 1-2 пункт меньше кегля основного текста. Соподчинение рубрик показывается выделениями и втяжками. Размер втяжек рекомендуется делать кратным абзацному отступу основного текста. При большом количестве втяжек - кратным половине абзацного отступа. Нумерация, обозначающая страницы, выключается вправо строкой отточий. Независимо от выделений рубрик, нумерация и строка отточий набираются светлым начертанием. Отточия набираются через пробел.

Правила верстки книжных изданий

Ниже приведен ряд рекомендаций по оформлению книжных изданий. Это выборка правил из справочников технического, художественного и литературного редакторов, выпускаемые еще в советские времена. Детская литература и учебники, справочники для школ верстаются по несколько иным правилам.

Первое правило, которые надо помнить всегда: книга в первую очередь должна отвечать требованиям удобочитаемости, а не «эстетическому видению» автора и редактора, или удобству работы верстальщика.

Второе правило может конфликтовать с первым, но надо уметь увязывать их вместе: правила верстки распространяются на все издания, если нет специальных требований автора, художника, редактора, технического редактора и руководства издательства, или специфика издания не увязывается в нижеприведенные нормы.

Перенос слов и символов

1. В тексте не должно быть более четырех переносов подряд (на малых форматах пяти), за исключением тех случаев, когда исправление этой ошибки влечет за собой ухудшения качества выключки слов.

2. Знак тире не должен стоять в начале строки, если это не начало абзаца.

3. Однобуквенные слова, с которых начинается предложения, т. е. предлоги частицы и междометия, набранные прописными, не должны стоять в конце строки.

4. Сокращенные слова, а также знаки процента, номера, параграфа и др. не должны «отрываться» на другую строку от цифр, чисел и слов, к которым они относятся (10 кг, 5 мм, 1990 г., 50% и т. д.).

5. Не должны разделяться инициалы от фамилии, а также сокращения типа: «и т. д.», «и др.».

6. Не разделяются цифры или буквы с точкой или скобкой (при перечислении) от следующего за ними слова.

2. Второй способ оформления: внутренние кавычки набираются лапками, причем открывающаяся -- «девятки» внизу, закрывающиеся -- «шестерки» вверху: текст «цитата „цитата внутри цитаты“».

3. Все абзацные отступы в издании должны быть одинаковые, независимо от кегля отдельных частей текста. Абзацные отступы у сносок, эпиграфов, врезок и пр. должны равняться абзацному отступу основного текста. Абзацный отступ основного текста обычно равняется полуторокегельной (1,5 от размера шрифта).

4. После стоящих в начале абзаца тире в разных абзацах пробелы должны быть одной ширины (фиксированные), чтобы первые буквы этих абзацев стояли на одной вертикали.

5. После нумерации или буллетов в списках в разных абзацах пробелы должны быть одинаковые (фиксированные), чтобы первые буквы этих абзацев стояли на одной вертикали.

6. Концевая строка абзаца по длине должна перекрывать абзацный отступ (обычно минимальная длина концевой строки -- 3 знака плюс знак препинания). Рекомендуется, чтобы она была в полтора раза длиннее абзацного отступа.

7. Межбуквенное расстояние (за исключением кернинга пар) должно быть одинаковым по всему тексту -- уменьшение межсловных пробелов в строке за счет межбуквенного расстояния не допустимо. Трекингом (кернингом) можно пользоваться только в крайних случаях для разгонки/вгонки текста, если невозможно это сделать за счет межсловных пробелов, и отличаться от нормального он должен не более, чем на 0,02 (у некоторых шрифтов это значение может быть другим).

8. Интерлиньяж на одной полосе у набранных одинаковым кеглем строк должен быть одинаковым, но у каждого кегля свой. При приводной верстке интерлиньяж должен быть одинаковым у обеих страницах книжного листа. При этом тексты мелкого кегля набираются на шпоны (с интерлиньяжем основного текста). Размер интерлиньяжа зависит от гарнитуры. В большинстве случаев -- 110--120% от кегля.

9. Количество строк на развороте может отличаться на одну, в крайних случаях на две строки.

10. Висячих строк не должно быть ни верху полосы, ни внизу.

11. Рядовая полоса должна быть заполнена текстом на 100% по вертикали. Последняя строка должна лежать на нижней границе полосы набора. В редких случаях допускается неполная полоса, если заголовок (не спусковой) начинается со следующей полосы.

12. Текст должен как минимум на четверть (примерно 10--15 строк основного текста) заполнять концевую полосу. При полном заполнении концевой полосы текст не должен доходить до низа полосы на 3--4 строки, подчеркивая этим, что это концевая полоса.

1. Нумерация сносок -- постраничная, если нет отдельного указания на сплошную нумерацию.

2. Кегль сносок должен быть на 1--2 пункта меньше кегля основного текста. Размер интерлиньяжа должен быть примерно 110--120% от кегля.

3. Индекс сноски и в тексте и в самой сноске набирается 6-м кеглем, светлым начертанием, независимо от кегля и начертания текста к которому он относится.

4. Абзацный отступ сноски равняется абзацному отступу основного текста.

5. Длина линейки сноски может быть произвольной. Рекомендуется 1--1,5 квадрата (18--27 мм), толщина -- 0,5--0,7 пункта.

6. Расстояние от текста сноски до линейки равняется примерно половине строки (~6 пунктов), от линейки до основного текста расстояние чуть больше (примерно 8--10 пунктов).

7. Между сносками должна быть небольшая (1--2 пункта) отбивка.

8. Если сноска начинается на одной странице, а заканчивается (продолжается) на другой, то разрыв не должен быть на стыке двух абзацев.

Заголовки

1. У заголовка, набранного прописными, межсловные пробелы должны быть немного больше, чем обычные. У набранных большим кеглем (~20 пунктов и больше), межбуквенное расстояние рекомендуется чуть уменьшить.

2. Не допускаются предлоги, союзы и наречия в конце строк заголовков.

3. Длина строки заголовка, выключенного по центру, должна быть не более ширины полосы набора, уменьшенной на два абзацных отступа (максимальная длина строки заголовка = ширина полосы набора - 2x абзацный отступ).

4. Заголовок разбивается на строки по смыслу.

5. Размер интерлиньяжа должен быть примерно 110--120% от кегля. Если заголовок набран прописными, то интерлиньяж немного увеличивается (120--130% от кегля).

6. Отбивка сверху заголовка должна быть больше, чем снизу.

7. Пространство по вертикали, которое занимает заголовок вместе с отбивками, рекомендуется делать кратным интерлиньяжу.

8. Над заголовком должно быть не менее 4 строк основного текста. Допускается 3 строки, но последняя строка должна быть не менее 2/3 от ширины полосы набора.

9. Под заголовком должно быть не менее 3 строк основного текста. Если есть еще и сноска(и), то допускается 2 строки под заголовком, при условии, что первая строка сноски по ширине набрана на полный формат.

1. Верстка сложных таблиц согласовывается с редакторами (они могут изменить структуру таблицы для облегчения работы).

2. Основной текст таблицы набирается на 1--2 пункта меньше кегля основного текста.

3. Головка таблицы набирается на 0,5--1 пункт меньше основного текста таблицы. Начертание светлое. Второй вариант оформления: кегль не уменьшается, но выделяется полужиром.

4. В больших сложных таблицах кегль основного текста можно уменьшать до 6-ти пунктов. При этом, согласовав с художником, лучше заменить гарнитуру на рубленную, но во всех таблицах издания. При этом кегль головки таблицы можно уменьшать не более, чем на 0,5 пункта.

5. Выключка строк:

A. основного текста -- влево;

B. основного текста в достаточно широкой колонке -- по формату;

C. головки таблицы -- по центру;

D. головка таблицы, левая колонка -- можно делать влево;

E. цифры -- по центру, с соблюдением разрядности.

6. Заголовок таблицы:

A. слово «таблица» и номер набирается тем же кеглем, что и заголовок (см. ниже), курсивом, с выключкой вправо;

B. заголовок таблицы набирается кеглем, отличным от кегля заголовков в основном тексте, но не больше кегля основного текста, полужирным, выключка по центру;

C. расстояние между номером и заголовком таблицы -- 4--6 пунктов.

7. Отбивка от заголовка до таблицы равняется 6--10 пунктам.

8. Если таблица не помещается на полосе следом за ссылкой, то она располагается на следующей полосе.

9. Разрывать таблицу на 2 или более части можно если:

A. таблица занимает больше одной полосы;

B. таблица занимает более 40% полосы набора по вертикали, и идет большое количество таблиц подряд (плюс могут быть еще и иллюстрации);

C. таблица строго привязана к тексту.

10. При разрыве таблицы каждая ее часть должна начинаться с верха новой полосы.

11. При разрыве таблицы на второй и последующих полосах должно быть набрано «Продолжение табл. …» (отточие -- номер таблицы) вверху таблицы, курсивом, в правый край.

12. При разрыве таблицы: колонки нумеруются, и на последующих полосах головка таблицы не повторяется, а даются только номера; повторяется головка таблицы, если она не слишком большая (колонки не нумеруются).

13. Примечания к таблице набираются сразу после нее, кеглем меньше основного на 1--2 пункта, а слово «Примечание(я)» выделяется курсивом или разрядкой.

14. Примечания отбиваются от таблицы на 6--8 пунктов.

15. Если в примечаниях несколько пунктов, и они пронумерованы, то первый пункт набирается в подбор за словом «Примечания», а следующие пункты с новых абзацев.

16. Отбивки над заголовком таблицы и под таблицей (или под примечаниями к ней) 1--1,5 строки.

17. Толщина линеек таблицы -- 0,5 пункта. Если необходимо выделить линейками часть таблицы, то линия утолщается до 1 пункта.

Иллюстрации

2. Масштабировать иллюстрацию можно только пропорционально, и если это не влечет за собой потери информации и качества (пропадание штрихов, нечитабельность текста и т. д.).

3. Подпись набирается под иллюстрацией, тем же кеглем, что и основной текст или на 1 пункт меньше, обычно курсивом, по центру. Если выключка заголовков в издании влево, то и подписи набираются влево, причем вторая и последующие строки набираются со втяжкой и равняются по первой букве названия рисунка.

4. Подпись отбивается от рисунка на 6--8 пунктов.

5. Отбивки сверху рисунка и снизу подписи 1--1,5 строки.

1. Формулы набираются тем же кеглем, что и основной текст, с выключкой по центру и отбивками от основного текста в 0,7--1 строку.

2. В группе формул с однотипной левой частью наиболее длинную формулу выключают по центру, а остальные выравнивают по знаку соотношения.

3. Расстояние между идущими подряд формулами -- 4--6 пунктов.

4. Переменные, обозначенные латинскими символами, набираются курсивом, цифры прямым.

5. Сокращения в индексах на русском языке набираются прямым.

7. При разбивке одной формулы на несколько строк математические знаки

8. (и т.д.) набираются в конце строки и повторяются в начале следующей.

9. Если формула идет в подбор с текстом, то строка, где она находится, при необходимости набирается с увеличенным интерлиньяжем.

10. Номер формулы набирается кеглем основного текста, прямым и выключается вправо.

11. Пояснения к формуле набираются следующим образом:

A. слово «где» набирается без абзацного отступа;

B. первая переменная набирается в одну строку со словом «где»;

C. остальные переменные набираются с нового абзаца и со втяжкой, равняясь по первой переменной;

D. тире, идущие за переменными, выравниваются по одной вертикальной прямой.

E. вторые строки пояснений набираются со втяжкой, равной втяжке первой буквы пояснений.

12. Если в пояснениях к формуле слово «где» отсутствует, то переменные набираются в левый край, тире, идущие за переменной, выравниваются по одной вертикальной прямой, а остальные строки выравниваются по первой букве пояснений.

13. Также пояснения к формуле могут набираться в один абзац (в подбор), через точку с запятой, без абзацного отступа.

Колонтитулы и колонцифры

1. Колонтитул входит в размер полосы набора. Колонцифра, если она не в колонтитуле, в полосу набора не входит и размещается на полях.

2. Колонтитулы и колонцифры набираются не крупнее основного текста. Начертание любое.

3. Колонлинейка -- светлая (0,5--0,7 пунктов).

4. Расстояние от колонтитула или колонцифры до основного текста -- 0,5--1 стр. Расстояние от верха колонтитула до верха основного текста должно быть кратно интерлиньяжу основного текста.

5. Расстояние от колонлинейки до текста колонтитула должно быть такое, чтобы нижние выносные элементы букв не налезали на колонлинейку.

4. Нумерация, обозначающая страницы, выключается вправо строкой отточий.

В продолжение обширной темы законов типографики в печатных изданиях - небольшой свод правил хорошего тона. Это не высшая ступень мастерства, но серьезная заявка на профессионализм в работе.

Придерживаясь правил типографики в своих работах, дизайнер демонстрирует уважение к читающим, к своему языку, а также знание законов зрительного восприятия. Наверное, не стоит упоминать о том, что верстальщик, имеющий понятие о типографике, не потеряется среди массы новоявленных "дизайнеров".

Почему то правила типографики часто называют негласными, хотя многие из них вполне четко прописаны в ГОСТах и учебниках русского языка. Вобщем, как говорится, повторение - мать учения. Ниже несколько желательно-обязательных правил, назовем их мини-кодексом верстки.

1. Не путать тире и дефис

Дефис - орфознак, короткая черточка: (-). Пробелами не обрамляется.
Тире - пунктуационный знак, длинная черточка: (-). Обрамляется пробелами. Бывает полудлинным, длинным.

Дефис {во-первых, серо-буро-малиновый, по-моему}. Тире {назвался груздем - полезай в кузов}.

Когда тире используется в качестве диапазона между цифрами, оно не отбивается пробелами {7–8 классы}. Обратим внимание, как в варианте с числами представлено сочетание тире и дефиса: {5–6-классники; 2–3-этажный}.

Диалоги всегда начинаются с тире, а не с дефиса. Формула диалога: абзацный отступ + Alt+0151 или Alt+0150 + пробел. Тире не переносится в начало строки, а всегда остается на предыдущей строчке полосы (кроме диалогов). Зато «висячий» дефис довольно симпатичен, если оформлен правильно: {двух-, трехэтажный; пяти-, шестиклассники}.

2. В текстах используются «кавычки-елочки»

Формула правильных кавычек: Alt+0171 мы Alt+0187 = «мы».
„Лапки-запятые” (Alt+0132 + Alt+0147) ставим только в случае, если надо «поставить „кавычки в кавычках”».

3. «Висячие» строки и «строки-сироты» на полосе не оставляются.

«Висячая» строка - это одна строка, «оторвавшаяся» от абзаца и «повисшая» в следующей колонке или (что еще хуже) на следующей полосе. «Сирота» - первая строка абзаца, «оторвавшаяся» от него и «повисшая» в предыдущей колонке или на предыдущей полосе. По правилам верстки и то и другое категорически не допускается.

Однобуквенные слова (предлоги, частицы и междометия), набранные прописными буквами (т.е. являющиеся началом предлжения), не должны стоять в конце строки.

Висячий предлог - это тот, что оставлен в конце строки. В верстке весьма нежелателен. Особенно недопустимо оставлять его в оглавлении и заголовках.

4. Все подрисуночные подписи на всех полосах издания оформляются единообразно

Подрисуночные подписи ставятся:
-с выключкой влево или вправо
-с привязкой к краю картинки
-кеглем меньше основного
-с отступом от иллюстрации
-без точек в конце.

Расстояние от картинки до подписи должно быть одинаковым для всего номера. Подрисуночные подписи на всех полосах оформляются одним кеглем и с одинаковыми отступами сверху и снизу от картинок. Перед сдачей номера корректор обязательно проверяет и вычитывает подрисуночные подписи вместе с остальным текстом.

В конце подрисуночной подписи точка не ставится, если подпись состоит из одного предложения. Другие знаки в конце предложения при этом остаются в силе. Если подпись состоит из нескольких предложений, то соблюдаются все знаки конца предложения внутри текста, но последнее предложение подписи опять же остается без точки.

Совет. Ставьте текстовую подпись под картинкой. Не делайте ее в Фотошопе. Не «убивайте» иллюстрации подписями на самих иллюстрациях.

5. После заголовка точка не ставится

Это можно проверить в любых СМИ. Правило действует и для оглавления.

6. Лишние пробелы из текста удаляются

Между словами ставится один пробел. Один! Перед знаками препинания пробел не ставится. После знаков препинания - ставится.

7. Дыры между словами в колонках недопустимы

Явно разное расстояние между словами в соседних строках - визитная карточка неопытного верстальщика. Программы верстки помогают не допустить дыр, если включены и настроены переносы. Профессионалы советуют вообще избегать двусторонней выключки текста (за исключением особенных случаев) и выравнивание текста делать по левому краю, тогда и проблемы такой не возникнет.

8. В тексте одной колонки не должно быть более четырех переносов подряд (в книжной верстке - не более двух)

В малых форматах число переносов подряд может достигать пяти. Исключением могут быть случаи, когда исправление этой ошибки влечет за собой явное ухудшение качества выключки слов.

9. Выделение слов внутри текста нежелательно

Есть несколько типографских способов выделить смысловую часть:
позволительные: курсив;
нежелательные: жирное, полужирное начертание внутри текста;
непозволительные: подчеркивание, выделение цветом, а особенно набор целых слов и предложений в ВЕРХНЕМ регистре.

Скажу сразу, что непозволительны эти способы только в основном наборе текста. В качестве художественного оформления, для заголовков или на плакатах они сгодятся. Но внутри текста использовать верхний регистр или подчеркивание неприемлемо. Этот прием появился от беспомощности во времена пишущих машинок - когда надо было хоть как-то выделять слова.

10. Текст в строчках колонок выравнивается по базовым линиям (направляющим)

Если вы верстаете текст в несколько колонок, нужно, чтобы в горизонтали строки совпадали. А для этого необходима привязка к базовым линиям (направляющим). Сложности могут возникнуть при верстке материалов, где есть строки с отбивкой (вопросы в интервью, подзаголовки), тогда межстрочные расстояния неодинаковы.

11. Стихи верстаются с выключкой влево


Если строка стихотворения не влезает в колонку, ее разбивают абзацем, и непоместившуюся часть строки делают с выключкой вправо. Для стихотворения можно использовать выключку вправо только в случае, когда стих служит эпиграфом к материалу.

Продолжение темы в статье "Мини-кодекс верстки-2", там мы поговорим об эффектах и шрифтах в типографике.

Верстка и виды верстки газетных полос.

Вёрстка - это монтаж полос издания заданного размера из составных элементов: наборных строк текста, заголовков, формул, таблиц, репродукций иллюстраций, украшений, колонцифр, колонтитул и т.д. Это один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От качества выполнения вёрстки прямо зависит качество готовой книги, журнала или газеты.
Виды верстки в газете определяют по след. признакам:
Конфигурации материала:
- прямая (материал имеет форму прямоугольника; верстка статична, удобна для восприятия);
- ломаная (публикация представляет собой многоугольник, насчитывающий более четырех углов; верстка динамична, но при неумелом применении трудна для восприятия; корректнее рассматривать на уровне одного материала, так как практически не встречается полос, где все публикации имели бы ломаную конфигурацию).
2. Соотношению ширины и высоты публикации:
- горизонтальная (ярусная; подчеркивает иерархию материалов);
- горизонтальная с вертикальными пересечениями (на полосе сочетаются вертикально и горизонтально смакетированные материалы, но горизонтально расположенных публикаций больше);
- вертикальная с горизонтальными пересечениями (аналогично предыдущему пункту, но больше вертикальных);
- вертикальная (уравнивает значение материалов).
3. Отношению к осям симметрии:
- симметричная (относительно вертикальной оси симметрии полосы; используется при макетировании публикаций, занимающих целую страницу; печатании политических программ, заявлений, биографий и портретов кандидатов во время избирательной кампании; опубликовании нескольких выступлений, содержащих полярные взгляды на одну и ту же проблему);
- асимметричная.
4. Ширине колонок материала:
- постоянная;
- переменная по горизонтали (может проявиться на уровне как подборки, блока, полосы, разворота, так и номера).
Композиция газетной полосы
Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе.
Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть. Основные ее элементы: название газеты; постоянный призыв; название организации (органа), помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа. Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.
Подборка — материал однородный по теме; его размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком — шапкой. Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.
Окно — статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.
Фонарь — статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.
Подвал — статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают чаще всего над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше ¼ и не меньше ⅓ высоты полосы.
Стояк — статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.
Уголок — статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.
Чердак — крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.
Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.
Объявления заверстывают обычно на последней полосе.
Колонтитулы располагают либо на весь формат полосы, либо внизу с заверсткой в углу на формат одной колонки: на четных страницах — в первой колонке, на нечетных — в последней. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.
Основные особенности газетной верстки
Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все колонки в полосе должны быть одинаковой длины.
Хотя многие правила книжно-журнальной верстки применимы и для газетной, но требования к верстке несколько смягчены, так например при наборе и верстке газет необязательно выполнение требования приводности строк; нужно выдерживать лишь горизонтальную приводку строк в одной статье и приводку последних строк всех колонок; допустимы переносы, идущие подряд в нескольких строках, и др.

Верстка и виды верстки иллюстрационных и заголовочных комплексов.
Заголовочный комплекс - самый сложный в газете. Он обладает важным для каждого содержательного соединения элементов признаком: мягкостью перехода с одного уровня объединения на другой, размытостью границ между ними. По степеням сложности все заголовочные комплексы можно разделить на три разновидности:
Простые комплексы (собственно заголовок, состоящий из одной, двух строк и более);
Сложные заголовки (объединение на плоскости заголовков нескольких видов);
Составные комплексы (заголовок плюс иллюстрация, врезка и т.д.).
Верстка иллюстраций и заголовочных комплексов бывает:
Открытая вёрстка - При открытой верстке элемент прикрыт, как минимум, тремя строками основного текста либо сверху, либо снизу. Другими словами, при открытой верстке элемент располагается вверху или внизу полосы набора.
Закрытая вёрстка - элемент помещен внутри текста и граничат с текстом по двум или трём сторонам. Закрытая вёрстка характеризуется тем, что элемент соприкасается с одним нолем (исключая корешковое) и закрывается при постановке в разрез снизу и сверху текстом.
Глухая вёрстка - Глухая вёрстка равносильна двусторонней оборке. При таком способе вёрстки элемент окружён текстом со всех сторон или с трёх, включая обе боковые. Глухая вёрстка в чистом виде - крайняя редкость. Она вынуждает типографа либо разрывать строку, либо сужать её, образуя две узких колонки по бокам от иллюстрации. В обоих случаях читатель испытывает серьёзнейшие неудобства.
Вёрстка с выходом на поле - элемент частично вынесен на поле, за пределы формата полосы. По техническим правилам вёрстки такая иллюстрация или таблица должна выходить за формат полосы набора не менее чем на 1/2 кв.
Вёрстка вразрез - элемент разрезает текст полосы, и строки текста прикрывают их сверху и снизу. Над и под таблицами должно стоять не менее 4 строк, над и под иллюстрациями — не меньше 3 строк. При этом над иллюстрацией нельзя оставлять начальную строку с абзацным отступом и под иллюстрацией — концевую строку абзаца.
Вёрстка на полях - вёрстка элементов на поле, обычно боковом наружном, расширенном благодаря сужению формата набора. Такая вёрстка целесообразна при большом числе мелких иллюстраций.
Вёрстка «под обрез» - элемент занимает всю полосу и одно, два, три или четыре поля. В случае с иллюстрацией это не только зрительно её увеличивает, но и помогает приобрести новое качество — выпущенная под обрез, она как бы теряют свою пространственную ограниченность, как будто продолжается за линией обреза, и это усиливает производимое ею впечатление.
Вёрстка в оборку - размещение нешироких иллюстраций или таблиц сбоку от набранных на узкий формат строк, которые обтекают, обирают этот элемент. Технические правила вёрстки допускают завёрстывать в оборку только таблицы или иллюстрации, ширина которых с отбивкой у́же формата строки не менее чем на 2—3 кв.
Вопросы верстки дополнены материалами моего реферата.
Остальной материал про иллюстрации и т.д. из этого вопроса убираю, так как, ИМХО, считаю его не относящимся к этому вопросу.

Элементы оформления и комплексы элементов.
Элемент оформления - это одна из составных частей внешней формы периодического издания, обладающая определённой функцией при передаче содержания, имеющая своё назначение и ряд специфических признаков, которые позволяют выделить данный элемент из всей системы оформления.
Характерный признак элемента - это его универсальность, кроме того все без исключения элементы оформления двумерны (т.е. имеют размерные характеристики - длину (высоту) и ширину).
Шрифт.
- титульный шрифт - используется для набора заголовков (функция), выделяет их (назначение); характеризуется кеглем, начертанием и рисунком.
- текстовой шрифт - формально отличается от титульного кеглем; как правило, используется шрифт светлого начертания.
Пробельные элементы.
Типы пробелов:
- межбуквенные;
- междусловные;
- междустрочные;
- межколонные;
- «воздух» (в заголовках и вокруг изобразительных материалов) - один из основных средств акцентирования материалов;
- «шахта»;
- средник;
- поля;
+ спуск (т.е. отступ от верха полноформатной полосы) - монтируется из пробельных элементов. Спуск часто заменяется отступом от левого края, причём начальная полоса получается более узкой, чем рядовые.
Разрядка - типичное средство выделения и особенность оформления ежемесячных изданий.
Пробелы в заголовках:
- используется разрядка;
- выключка заголовков. Выделяют три вида: вправо, влево и в «красную строку». Причём выключка влево или вправо считается более сложными видами, так как они сложнее в композиционном плане, так как приходится думать об уравновешивании белых пятен «воздуха».
- с разбивкой или без разбивки;
- междустрочная отбивка: сверху и снизу.
Декоративные элементы.
- линейки (часто используются вместо межколонных отбивок в журналах);
- украшения, орнаменты (к примеру, бордюр или виньетка);
- заставки;
- плашки (печатные формы со сплошной печатающей поверхностью; плашка необходима для печати сплошного фона той или иной площади);
- инфографика.
Изобразительные элементы, т.е. иллюстрации.
Комплексом элементов оформления называется объединение элементов, имеющее формально законченный, но содержательно не завершённый характер.
Комплексы элементов не являются самостоятельными. Они - непременная часть более сложных образований, и, как правило, не рассчитаны на изолированное восприятие. Различные комплексы вместе образуют подсистемы. В периодических изданиях это так называемые материалы, представляющие собой законченное журналистское произведение (статья, корреспонденции и т.д.).
Первый признак, который позволяет разделить все комплексы на две большие группы, - их назначение, функция.
По назначению различаются служебно-вспомогательные комплексы и основные.
К основным относится:
Заголовочные;
- простые (собственно заголовок, состоящий из одной двух строк - не более) и сложные заголовки (объединение заголовков нескольких видов), а так же составной заголовочный комплекс (+ иллюстрация и врезка и т.д.);
- над текстом;
- внутри текста («утопительный»);
- сбоку от материала («боковик»);
- под публикацией.
Иллюстрационные;
Поясняющие (врезки):
- абзац (водка, врез);
- комментарий;
- эпиграф;
- посвящение;
- лозунг;
- цитата;
- справка;
- таблица;
- сноска;
- авторская подпись;
- подпись под иллюстрацией;
- анонс;
- содержание и их разновидности.
Текстовые комплексы;
Бывает простой текстовой комплекс, состоящий из абзацев и колонок, сложный - в этом случае в тексте расставлены акценты, составной - в тексте появляются комплексы других разновидностей (поясняющие, заголовочные, иллюстрационные).
Правила набора:
- абзацный отступ
- концевая строка
- длинная концевая строка (должна быть полной или заканчиваться пробелом не меньшим, чем абзацный отступ) - при невыключенном наборе должна быть самой короткой строкой абзаца;
- междусловные пробелы - пробелы между словами на протяжении одной строки должны быть одинаковыми;
- коридоры - в наборе не должно быть совпадения пробелов в трёх и более смежных строках;
- переносы - в газетном тексте - не более пяти переносом подряд, в журнальном - не более четырёх;
- «чужие» буквы - не должно быть букв другого кегля и написания;
- втяжка - набор части текста на более узкую ширину колонки для выделения;
- трекинг - в газетах и журналах не допускается уменьшение трекинга, разрядка разрешена в специализированных изданиях для акцентирования;
- интерлиньяж.
В группу вспомогательных объединений входят:
Титульный комплекс (включает в себя - название газеты или журнала, порядковый номер за текущий год и с момента первого выпуска, время основания издания, дата выхода данного номера, профессионально издаваемые издания указывают цену, возможен и слоган). Иногда титульный комплекс называют логотипом;
Колонтитулы (элемент аппарата издания, содержащий некоторые данные об издании - фамилии автора, заглавие книги или журнала, статьи, заголовок раздел - помещаемые вверху каждой страницы (иногда сбоку, внизу) и помогающие читатею ориентироваться в содержании текста на странице. Часто делятся на две части: с законченным содержанием и незаконченным;
Колонцифры;
Выходные (синоним выпускных данных);
Выпускные данные (выходные сведения) - учредители, издатели. Фамилии главного редактора. Ведущего редактора, ответственного секретаря и т.д. Здесь же электронный адрес, индексы - сведения, которые помогают установить обратную связь. + адрес типографии, и всё что связано с типографией.

Художественный редактор «T3» Люк О’Нил предлагает десять эмпирических правил для улучшения дизайна любого издания.

Фундаментальные навыки, необходимые для того, чтобы быть хорошим дизайнером верстальщиком, во многом подобные тем, что необходимы для любой другой формы графического дизайна, но, как и любая специализированная область, эта сфера требует применения особых задач и общих правил.

В следующих 10 пунктах я кратко опишу некоторые общие правила и подходы к выполнению хорошего дизайна издания, которые помогут вам придумать новый заголовок или просто задуматься о карьере редактора.

1. Определите свою аудиторию и персональный стиль дизайна

Независимое издание Anorak заполнило рыночную нишу действительно творческим, порой анархическим журналом для детей. Это на самом деле самое главное правило, независимо от того выпускаете ли вы в свет новое издание или же разрабатываете дизайн существующего. Очень важно, чтобы вы знали свою аудиторию и соответственно делали для них эскизы.

Таким же образом читатель должен отождествлять себя со стилем изложения материала, формат публикации должен быть адресован ему - как вербально, так и на более тонком подсознательном уровне.

2. Обложка в первую очередь

Независимо от того, являетесь ли вы национальным потребительским изданием, небольшим изданием с узкой целевой аудиторией или Интернет-ресурсом, реальность такова, что обложка является самой важной страницей журнала, и большую часть вашего времени необходимо посвятить именно ей.

Обложка должна работать на нескольких уровнях - она должна быть достаточно уникальной, чтобы привлечь внимание на переполненных полках газетного киоска и в то же время не оттолкнуть существующих читателей. Она должна вызвать любопытство и интригу, рассказать историю, раскрывая потенциальному читателю содержимое материалов. Всегда старайтесь заранее разрабатывать обложки для цифровых изданий, поскольку то, что срабатывает с газетным киоском и печатными изданиями, вряд ли будет работать на экране или в виде маленького эскиза.

3. Выберите правильный подход к обложке

Не имея ограничений печатных изданий, цифровые обложки должны все же оказывать некоторое влияние - как это успешно делает обложка со Скарлетт Йоханссон в Esquire Weekly. Не существует единого шаблона для разработки идеальной обложки (хотя кто-то может говорить вам иное). В первую очередь - это сочетание отличной отработанной идеи и своего рода магии.

Важен совместный подход редактора и команды к идее. Воспользуйтесь их опытом, обсуждайте новую идею вместе и не бойтесь отступить, если считаете, что кое-что не работает, или же просто попросите придумать несколько альтернативных идей обложки. Самое главное - никогда не пытайтесь творить в вакууме.

4. Придерживайтесь модульной сетки (но не перебарщивайте)

Модульные сетки представляют собой основу для всех сфер графического дизайна, но больше всего они важны в редакционном дизайне. Немаловажно, чтобы у вас всегда была готова к использованию модульная сетка, поскольку она будет составлять основу вашего эскиза, структурируя страницы.

Модульная сетка из шести колонок с двумя симметричными столбцами текста имеет совсем иной вид, чем сетка из семи столбцов с двумя колонками текста и колонкой неправильной формы. Попробуйте вставить сначала ваш основной текст, а затем постройте сетку, поскольку кегль шрифта и высота строк, которую вы выберете, позже наполнят сетку.

Вы можете подумать, что я противоречу сам себе, говоря, что использование сетки важно, но мне кажется, что таких ограничений иногда можно избегать. Эскиз несколько произвольной формы может быть желанным послаблением на фоне общей строгости модульной сетки.

5. Типографская иерархия

Вы найдёте наиболее красивые и экспериментальные примеры типографики в журналах, но это не ограничивает полет фантазии. Весь превосходный редакционный дизайн должен иметь сильную типографскую структуру - от основного текста до заголовков с жирным шрифтом - выбор кегля не только поможет прекрасно выделить заголовок, но и поможет читателю сориентироваться в структуре.

Существует слишком много различных подходов, невозможно описать их все, но лично я для себя определил, что когда дело доходит до выбора кегля - чем меньше, тем лучше. Парочка шрифтов (или даже однотипные шрифты) могут быть гораздо более впечатляющими и эффективными, чем попытка вставить в текст всё, что только возможно, плюс кухонную раковину в придачу. Слишком много элементов - и ваш эскиз может быть воспринят негативно и создать впечатление беспорядка и отсутствия единой позиции.

6. Не бойтесь пробелов

Мастер сдержанности Мэтт Уилли демонстрирует искусное использование кегля и пробелов на страницах Independent Magazine Хотя для многих из нас пробел является своего рода роскошью, не поддавайтесь искушению заполнить каждый дюйм дополнительного пространства, появившееся у вас.

Потрясающая фотография может иметь большее влияние, если будет уменьшена и обрамлена пустым пространством, или же внимание может быть сосредоточено на заголовке, расположенному посреди страницы в окружении пробелов - перед началом основного текста.

7. Вставки

В первом томе Computer Arts Collection для удобства мы сделали пустые декоративные вставки между разделами с закладками и перечнем. Вставки невероятно важны в любом журнале, структурированный флэтплан с разрывами разделов может реально помочь, позволяя изданию свободно дышать, а читателю - ориентироваться в публикациях.

Использование различных видов бумажных вставок - это отличный способ сообщить читателю, что он находится в другом разделе и это сразу же привнесет иную атмосферу. Если у вас нет такой возможности, тогда просто используйте снимок без полей на всю страницу или расположите его справа, а не на развороте, что может быть желанным отклонением от нормы.

8. Иерархия элементов и исходных позиций

Сталкиваясь с рядом различных элементов или историями разных объемов и важности, легко почувствовать некую перегруженность. Сделайте так, чтобы было понятно, какая история или элемент занимает самое главное место в рейтинге - используя размещение, размер заголовка и размер изображения. Буквицы, указатели и простые вводные графики могут сориентировать читателя.

Будьте осторожны с этими компонентами в цифровых изданиях, поскольку декоративные графические элементы можно рассматривать как интерактивные кнопки. При разработке макета для іPad старайтесь думать о нём как о схеме расположения, где каждый графический элемент имеет свое функциональное назначение.

9. Всегда думай о кросс-платформе

Журналы должны быть действительно кроссплатформенными - вот к какому выводу пришёл «T3», когда сделал своё издание самым продаваемым журналом для іPad в Великобритании. Независимо от того, работаете ли вы с печатным изданием, планшетным или с обоими, важно, чтобы ваши проекты работали на всех платформах одинаково без чувства разрозненности дизайна и языка визуального общения.
Хорошая практика заключается в разработке эскиза сначала для цифрового издания, чтобы добиться удобства использования, поскольку часто гораздо проще перевести проект на печатную страницу, чем наоборот. Кроме того, подумайте о том, как ваша иллюстрация может работать на различных платформах. Есть ли возможность добавить немного анимации для цифровой версии? Возможно, оратор в печатном издании может стать анимированным в версии для іPad.

10. Будьте уникальным

«Net a Porter» и финансируемый на Кикстартере «The Great Discontent». Оба запустили новаторские проекты.

Наконец, и возможно, самое главное - это быть уникальным в идеях и дизайне. Сейчас, когда в издательской индустрии все пребывает в постоянном движении, как никогда важно выделяться из толпы.

Свидетельством этого является, казалось бы, никогда не прекращающийся поток новых, красиво оформленных и хорошо продуманных независимых изданий, которые продолжают процветать. Не говоря уже о компаниях, которые изначально были цифровыми и блогах, таких как «Net a Porter», который выпускает журналы на рынок - и не только цифровые издания для потребителей, но и полномасштабное глянцевое высококлассное издание, которое в газетных киосках соседствует с Vogue. А я думал, печатные издания вымерли, нет?