Настройка кисти для рисования в фотошопе. Настраиваем и создаем кисти, для рисования графики в фотошопе

Одно из самых больших преимуществ Фотошоп – это возможность настраивать кисти. В интернете можно найти и скачать тысячи и тысячи разных кистей, а создание своей собственной – очень просто.

Кисти могут быть использованы не только для рисования с помощью инструмента Кисть (Brush tool), но также могут использоваться в качестве ластика, инструментов размывания, горения и уклонения.

РАБОТА С КИСТЯМИ:

Кисти Photoshop очень хороши, но их настройки для кого-то покажутся слишком сложными. Будет полезно, как мне кажется, переключить режим просмотра кистей на Большой список (Large List), где можно будет видеть описательное название всех кистей рядом с их иконками. Это облегчит поиск нужной кисти. Чтобы сделать это, кликните на область рядом с выбранной кистью, откроется новое окно – кликните на маленькую кнопку в правом верхнем углу и выберите Большой список (Large List). Можете также выбрать Образец (Stroke Thumbnail), которая дает возможность видеть, как будет выглядеть на полотне та или иная выбранная кисть.

Также, здесь же можно загрузить новые кисти (Загрузить Кисти) (Load Brushes). Очень легко загружать кисти одну за другой до тех пор, пока станет невозможным найти нужную в таком большом количестве кистей, даже в списке с описательными именами. Лучше всего Заменять Кисти (Replace Brushes). Это позволит удалить выбранную кисть из вашего списка и заменить ее новой. Проблема возникает, когда у вас очень много кистей, которые вы хотите использовать в одной какой-то картине, и вам постоянно приходится загружать и удалять эти кисти заново. Лучше всего сделать так: если у вас есть определенный набор кистей, которыми вы пользуетесь постоянно, лучше объединить их в одну группу. Для этого используйте Менеджер Установок (Preset Manager), и загружайте и удаляйте кисти до тех пор, пока не найдете идеальную для себя группу кистей. Затем обязательно Сохраните Кисти (Save Brushes) под новым именем.

ПАРАМЕТРЫ КИСТИ:

В окне КИСТИ (BRUSHES) (доступен на панели Окна – Windows или на маленькой панели Переключателя Кистей – Toggle Brushes в верхнем правом углу) находятся все различные методы, с помощью которых вы можете контролировать то, как выглядит и работает ваша кисть. Вот краткий обзор различных возможностей:

Форма кончика Кисти (Brush Tip Shape):
Здесь вы можете настраивать диаметр кисти (который также можно контролировать в процессе рисования с помощью клавиш [ - для уменьшения диаметра, и ] – для его увеличения), поворачивать кисть и устанавливать его угол.

Внизу данного окна расположена графа Интервал (Spacing). Она контролирует то, как далеко друг от друга будут располагаться точки кисти – чем меньше число, тем более плавной и единой будет линия; чем число больше, тем более отдаленными будут друг от друга точки.

Практическое применение: если хотите создать прерывистую или точечную линию, установите высокий уровень интервальности.

Вариации интервала одной и той же кисти, от 1 до 500%:

Динамика Формы (Shape Dynamics):
Когда на этом пункте стоит галочка, активируется Динамика Формы (Shape Dynamics). В этом разделе можно регулировать Колебание Размера (Size Jitter), которое меняет размер каждого отдельного пятна кисти, что создает уникальную линию кисти. Если Регулирование (Control) отключено (Off), размер точек кисти будет зависеть от числа, указанного на слайдере. Если установить параметр Нажима Пера (Pen Pressure), а слайдер поставить на отметку 0, то от нажима вашего пера будет зависить размер кисти – сильный нажим – более крупные точки. Минимальный Диаметр (Minimum Diameter) устанавливает возможный наименьший диаметр кисти.

Колебание Размера (Size Jitter) 100%, Регулирование – Откл. (Controll – Off), Минимальный диаметр (Minimum Diameter) 0%:

Колебание Размера (Size Jitter) 0%, Регулирование – Нажим Пера (Control – Pen Pressure), Минимальный диаметр (Minimum Diameter) 0% (нажим от слабого до сильного – слева направо):

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Другая полезная опция – Колебание Угла (Angle Jitter), которая, как уже понятно из названия, регулирует угол наклона точек кисти. Как и в случае с Колебанием Размера (Size Jitter), если Регулирование (Control) отключено (Off), оно будет регулироваться слайдером. Интересный результат получится, если установить Регулировку (Control) на Направление (Direction), а слайдер поставить на отметку 0. Угол наклона будет повторять движение вашей кисти.

Практическое применение: Если вы хотели создать шаблон в виде кольчуги или волны, установите колебание угла на 0, его регулировку на направление кисти и проведите линии слева направо и справа налево.

Колебание угла (Angle Jitter) 0%, Регулировка (Control) – Направление (Direction) (элементы кисти ложатся по направлению движения кисти):

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Рассеивание (Scattering):
Когда эта функция включена, включается возможность рассеивания кисти. Эта функция регулирует то, насколько широко рассеиваются элементы кисти. Разница между этой функцией и Интервалом Кисти (Brush Spacing) в пункте Форма Кончика Кисти (Brush Tip Shape) заключается в том, что Рассеивание (Scattering) происходит в разных направлениях, тогда как Интервал Кисти (Brush Spacing) держит точки кисти в одной линии. Количество (Count) группирует ваши точки в маленькие пучки, чем больше это число, тем больше групп.

Рассеивание (Scatter) 90%, Регулирование (Control) – Откл. (Off), Количество (Count) – 1:

Рассеивание (Scatter) 700%, Регулирование (Control) – Откл. (Off), Количество (Count) – 5:

Текстура (Texture):
Когда включена данная функция, возможна Текстуризация (Texture) кисти. Существует множество шаблонов, которые можно скачать в интернете, чтобы использовать их для текстуризации своих кистей. Может понадобиться поиграть с настройками Режимов (Modes), чтобы добиться необходимого результата – некоторые работы отлично смотрятся в режиме Наложения (Overlay), другие – в Мягком Свете (Soft Light), и т.д. Важно помнить, что как и у любой текстуры, края шаблона могут слишком сильно выделяться. Чтобы избежать этого, подергайте слайдер Масштаба (Scale), чтобы изменить размер шаблона. Размер вашей кисти НЕ влияет на размер шаблона текстуры, только на ту область, где касается кисть.

Один и тот же размер кисти, Веб текстура (Web texture) 15%, 60%, и 150% Масштаба:

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Двойная кисть (Dual Brush):
Когда включена эта функция, становится возможным комбинация кисти, которую вы выбрали, с другой кистью. Вторая кисть будет накладываться на первую. В этой графе вы можете регулировать Диаметр (Diameter), Интервал (Spacing), Рассеивание (Scatter) и Количество (Count), которые будут регулировать степень влияния второй кисти на первую.

Примеры Двойной Кисти (Dual Brush):

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Динамика Цвета (Color Dynamics):
Когда включена данная функция, вы можете регулировать цвета вашей кисти. Колебание Переднего и Заднго фона (Foreground/Background) позволяет комбинировать цвета переднего и заднего фона, чем больше степень смешивания, тем более смешанным становятся цвета. Колебания Тона (Hue), Насыщенности (Saturation), и Яркости (Brightness) усиливают вариации этих показателей.

Цвет переднего фона – зеленый, заднего – бледно-голубой. Колебание всех уровней установлен на 80%.

Ќажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Динамика Других показателей (Other Dynamics): (CS4) или Режим Переноса (Transfer Mode) (CSS):
Надо поставить переключатель на ВКЛ. (ON), если хотите, чтобы ваша кисть реагировала на нажим пера – для того, чтобы линии кисти сужались на концах, и чтобы прозрачность линий зависела от нажима вашего пера. В большинстве случаев вам надо будет устанавливать Регулировку Непрозрачности (Control of Opacity) и Поток (Flow) на позицию Нажим Пера (Pen Pressure). Если ваша кисть работает не так, как должна, удостоверьтесь, что на данном пункте стоит галочка. Конечно, иногда вам надо будет, чтобы эта функция была Отключена (OFF), например, когда вы хотите, чтобы ваша кисть выступала больше как штамп, нежели как кисть.

Другие пункты:

Эти пункты я не так часто использую, но все же стоит их назвать.

Шум (Noise): добавляет еще больше неровностей.

Мокрые Края (Wet Edges): делает линии прозрачными, а края насыщенными, как при рисовании акварелью.

Аэрограф (Airbrush) : делает кисть похожей на Аэрограф при помощи подбора определенных оттенков.

Смягчение (Smoothing): образует мягкие линии на мазках кисти.

Защита текстуры (Protect texture): эта функция позволит применять те же шаблоны текстур и параметров кистей, которые имеют текстуру. Полезна, если вы хотите добиться эффекта плотной текстуры при рисовании с помощью нескольких кистей.

​Чтобы освоить цифровую живопись на высшем уровне, вам необходимо знать разнообразные правила рисования. В сегодняшнем уроке мы будем говорить о том, что лучше использовать - твердую или мягкую кисть Adobe Photoshop. Я покажу вам разницу между ними и способы применения, которые лучше всего подходят для каждой кисти.

Но я уже могу рисовать...

Логично предположить, что если вы можете рисовать на бумаге, то сможете рисовать и в Photoshop, так ведь?

Ну, не совсем.

Я видел многих отличных традиционных художников, которые переходили на цифровое рисование с большими трудностями. По правде говоря, цифровая живопись требует больше, чем просто знание базовых принципов. Для этого вида творчества необходимо полноценное понимание используемого программного обеспечения и безграничного потенциала этих инструментов.

Как видите, чтобы рисовать на компьютере вам необходимо перепрограммировать свое мышление на понимание того, что рисунок можно изменить в любое время. Как только вы начинаете лучше разбираться в инструментах, эта особенность становится приятной, а не отягощающей.

Жесткие кисти & Мягкие кисти

Итак, что представляют из себя жесткие и мягкие кисти? Жесткость кисти непосредственно указывает на то, насколько четкими являются ее края. Чем выше процент жесткости, тем точнее штрих. Для более размытого края достаточно просто снизить параметр Жесткость (Hardness).

Непрозрачность (Opacity) также играет важную роль в определении мягкой или жесткой натуры стандартной круглой кисти. Чем выше Непрозрачность , тем больше краски.

Вот настройки, которые я рассматриваю для Жесткой и Мягкой кисти.

Жесткие кисти

  • 50-100% Жесткость (Hardness)
  • 50-100% Непрозрачность (Opacity)

Мягкие кисти

  • 0-50% Жесткость (Hardness)
  • 0-50% Непрозрачность (Opacity)

Вы заметите, что здесь есть "золотая середина", что-то между обеими типами кистей. 50% Жесткость станет отличной настройкой для рисования даже мелких деталей без необходимости волноваться о том, что края будут слишком размытыми.

Чтобы показать вам, какие настройки работают лучше всего в определенных ситуациях, давайте рассмотрим эти примеры.

Эскизы

Давайте начнем с эскизов. Они всегда должны выполняться Жесткой кистью (Hard Brush) - обычно около 100% Жесткости (Hardness). Иногда можно увидеть художников, которые регулируют настройки для получения более суженного конца кисти, но эта настройка просто придает штрихам вид обычного карандашного рисунка.

Сохраняя края кисти жесткими, вы получите чистые и опрятные эскизы.

Мягкая кисть (Soft Brush) делает мелкие детали рисунка менее заметными, в особенности из-за смешивания размытых зон.

Block in Colors

В цифровой живописи есть понятие "block in colors". Это процесс создания основной цветовой схемы для рисунка. Обычно для этого процесса используется Жесткая круглая кисть (Hard Round Brush) с Жесткостью (Hardness) 50-100% , чтобы наложить первичные цвета на эскиз.

Затем художник продолжает, добавляя цвета при помощи Мягкой круглой кисти (Soft Round Brush) с Жесткостью (Hardness) 0-50% .

Если в этой же ситуации начать с Мягкой круглой кисти (Soft Round Brush) можно будет заметить, что цвета смешались и стали мутными. Вам также придется потратить намного больше времени, применяя множество цветных слоев просто чтобы получить такой же эффект как при использовании Жесткой круглой кисти (Hard Round Brush).

Большинство вещей в природе обладает определенной фактурой и весом. Намного труднее передать эту идею используя только Мягкую кисть (Soft Brush).

Поэтому думайте о цифровой живописи как о прекрасной скульптуре. Сначала обозначьте основы Жесткой кистью (Hard Brush), а затем смягчите все, что необходимо Мягкой кистью (Soft Brush).

Финальные штрихи

Визуально, кусочек хлопка и алмаз имеют две совершенно разные текстуры. Однако, большинству деталей, которые вы рисуете, потребуется некоторая форма четкости - как у алмаза.

Когда видите, что рисунок почти закончен, поднимите значения Жесткости (Hardness) и Непрозрачности (Opacity). Используйте более твердую кисть, чтобы нарисовать те самые финальные детали.

Так что, я должен использовать только жесткую кисть?

Нет, но при рисовании именно жесткой кистью вы будете чувствовать себя более комфортно, чем при использовании мягкой кисти. Стоит учитывать, что мягкая кисть - это инструмент, который помогает отполировать все детали после работы жесткой кистью. Попробуйте использовать "золотую середину" (50% Жесткости) и просто регулировать настройки в соответствии с нуждами конкретного рисунка.

Список способов применения для Жесткой и Мягкой кисти

Если вы испытываете проблемы и чувствуете, что ваш рисунок выглядит неправильно, причина может быть в выборе кисти. Держите этот список как напоминание того, какие детали лучше рисовать каждой кистью.

Жесткая кисть подойдет для:

  1. природа: общий ландшафт и детали, такие как трава, камни, деревья и т.д.
  2. одежда и аксессуары
  3. общие черты лица
  4. волосы
  5. формирование любого другого материала

Мягкая кисть подойдет для:

  1. природа: небо, облака, дым, туман и т.д.
  2. создания гладкой кожи
  3. полировки текстур
  4. общего смешивания цветов (после color blocking)

Восприятие глубины

Единственный случай, когда вам потребуется очень активно использовать мягкую кисть - работа с восприятием глубины. Восприятие глубины - действительно классный эффект, при использовании которого объект кажется ближе или дальше от нас в зависимости от того, какие детали размыты.

Однако, по правде говоря, вы можете получить тот же эффект при использовании других инструментов, например, Размытие по Гауссу (Gaussian Blur). Не волнуйтесь, мы опишем работу с различными инструментами в цифровой живописи в одном из следующих уроков!

Вывод

Чтобы быть успешным в работе над цифровыми рисунками, уделяйте внимание основам. Вы можете избавиться от проблем, просто отрегулировав настройки определенного инструмента. Старайтесь делать частые перерывы, чтобы иметь возможность взглянуть на свою роботу под новым углом и завершить ее идеально. Удачи!

Как настроить кисть в фотошопе

Кисть входит в состав стандартного набора инструментов фотошопа. Ее настройка в определенном смысле характерна и для других инструментов.

На что нужно обратить внимание, настраивая кисть?

Во-первых, на меню данного инструмента .

Щелкнув по пиктограмме «кисть» в наборе инструментов, вы тем самым выбираете данный инструмент. И сразу же вверху рабочего окна появляется меню или панель с ее параметрами и свойствами.

Слева в данном меню будет пиктограмма, показывающая, свойства какого именно инструмента высветились в меню. Мы рассматриваем сейчас кисть, поэтому у нас будет иконка кисти.

Это, кстати очень удобно. При работе с изображением часто приходится пользоваться несколькими инструментами и периодически их перенастраивать, и чтобы случайно не изменить настройки «не того» инструмента очень помогает данная пиктограмма.

Дело в том, что сделанные настройки сохраняются в процессе работы и даже при закрытии фотошопа. Щелкая на разных инструментах, мы получаем уже готовые его настройки.

Настроили вы, например, кисть. Поработали, закрыли. Далее стали работатьластиком или другим инструментом, также настроили его. Вернулись к кисти, потребовалось перенастроить ее. И так может быть несколько раз. Плюс усталость при длительной работе. И здесь очень помогает пиктограмма инструмента, чтобы не перепутать настройки.

Следующий параметр (правее пиктограммы на панели свойств или меню), который всегда не только настраивается, но и несколько раз перенастраивается в процессе работы - это размер кисти. Треугольничик, расположенный рядом с цифрой показывающей размер кисти в окошке, говорит о том, что имеется выпадающее меню и в ней будет несколько параметров.

Действительно, в данном окошке настраивается не только размер, но и жесткость кисти.

Что такое жесткость кисти и как ее настроить? Это, не что иное, как четкость внешних границ отпечатка или мазка кисти. Жесткость кисти настраивается перемещением ползунка или введением числа в окошке. Измеряется в процентах и изменяется от 0 до 100% соответственно. Самый четкий мазок будет при 100% жесткости кисти. Чем меньше жесткость, тем более расплывчатыми будут границы следа кисти.

Настройка размера кисти. Это размер отпечатка или кончика кисти. Измеряется в пикселах. Может изменяться от 1 до 5000 пикс. Настраивать размер кисти можно, перемещая ползунок или вводя нужное число в окошко настройки. В окошко можно вводить просто число, без указания параметра пикс. Число должно быть от 1 до 5000. Правда в разных релизах фотошопа максимальное значение может быть меньше. В данном случае 5000 это для Photoshop CS6.

Размер кисти это, пожалуй, самый перенастраиваемый параметр. Часто приходится изменять размер. Поэтому удобнее пользоваться горячими клавишами.

Уменьшить или увеличить размер можно щелкая по левой или правой квадратной скобке на клавиатуре. Этим вы можете быстро перенастроить кисть по размеру в процессе работы.

Выбор и настройка режима работы кисти. Это следующий настраиваемый параметр. По умолчанию в настройках указан Нормальный режим работы. Это значит, что получаем тот цвет и тон мазка кисти, который предварительно выбрали.

Он наиболее часто применяется, хотя в выпадающем меню предлагается достаточно большой выбор режимов работы кисти. Каждый из них выполняет свои уже более специфические функции.

В прочесе работы режимы можно перенастраивать в соответствии с выполняемыми задачами.

Непрозрачность кисти и ее настройка. Также очень востребованное свойство. Легко настраивается. Измеряется в процентах и изменяется от 1 до 100%. Настраивать можно, перемещая ползунок или вводя число в окошко. Число должно быть в пределах от 1 до 100. Если ввести 0 или более 100, появитсядиалоговое окно с указанием на ошибку.

О чем говорит параметр «Непрозрачность»?О непрозрачности... То есть о том, насколько четко будет виден нижележащий закрашиваемый слой. Будет ли он просвечиваться под мазком кисти. 100% непрозрачность говорит о том что за один проход кисти нижележащий слой или оттенок будет закрашен и не виден.Непрозрачность равная 1% практически не закрашивает холст за один проход.
В тоже время непрозрачность является в некотором смысле мерилом насыщенности выбранного цвета.

Обратите внимание на слова «за один проход».

Дело в том, что непрозрачность складывается. То есть если настроить непрозрачность равную 1% и провести по холсту, мы практически не заметим изменений. Но если по одному и тому же месту проводить несколько раз, мы будем наблюдать, как постепенно проявляется и насыщается выбранный нами цвет. Если при непрозрачности равной 1 по одному и тому же месту провести 100 раз мы получим насыщенность цвета ту же, как при непрозрачности 100%.

Непрозрачность кисти один из самых полезных параметров. Легко настраивается и перенастраивается. Обычно начинают работать с непрозрачностью 50%, изменяя ее в прочесе работы. Но все, конечно, определяется стоящими задачами.

Настройка нажима кисти. Нажим кисти также как и непрозрачность измеряется в процентах и изменяется от 1 до 100%. Также можно настраивать ползунком или вводом числа в окошко. В чем-то похож на непрозрачность, особенно при значениях менее 6%. Но в целом проявляется в затухании цвета в начале и конце мазка кисти.

Таким образом, размер кисти, жесткость, режим, непрозрачность и нажим относятся к основным настройкам кисти.

Для удобства они вынесены на специальную панель или меню вверху рабочего окна. Они действительно всегда востребованы и часто перенастраиваются в процессе работы.

В фотошопе достаточно большой набор кистей установленных изначально. Да и в процессе работы можно всегда добавлять и создавать новые кисти . Поэтому помимо указанных настроек всегда можно подобрать кисть с нужной формой отпечатка.

Есть у кисти еще один настраиваемый параметр. Он не вынесен на панель свойств. Этот параметр называется «Интервалы» . Впрочем, в разных выпусках может называться по-другому.

Смысл данного параметра в том, что можно настроить так кисть, что когда вы ведете непрерывную линию кистью, на самом деле будете получать отдельно стоящие отпечатки. Иногда это бывает полезно. Например, можно легко нарисовать стаю птиц или бабочек.

Данный параметр изменяется от 1до 1000%. Находится на отдельной панели в наборе кистей. Там же, где можно выбирать форму кисти.

Настраивается также с помощью введения чисел или перемещения ползунка, а внизу сразу же можно наблюдать изменение расстояния между отдельными мазками или отпечатками кисти.

Данный параметр имеет узкоспециальное назначение, собственно, поэтому и не выведен в часто применяемые настройки. Но он может вводить в заблуждение, когда вы получаете не тот отпечаток, на который рассчитывали.

Поэтому лучше снять галочку в окошке Интервалы. И тогда у вас будет чистая сплошная линия без прерывания.

А когда этот параметр понадобится, снова поставить галочку и настроить нужный интервал мазка кисти.


Инструмент Brush (Кисть), пожалуй, один из наиболее часто используемых инструментов в Фотошоп.


И неспроста, поскольку он универсален в своем применении. Вы можете менять форму кисти, задавать свою собственную, менять цвет, размер, а также использовать ее при создании маски и контуров.


Этот урок покажет вам наиболее часто распространенные действия, которые можно осуществлять кистью, а также тонкости ее настройки и еще кое-что интересное, и, конечно же, полезное в применении.


Прежде, чем мы приступим к описанию свойств этого инструмента, давайте для начала посмотрим, где он находится.

Инструмент Brush (Кисть) и пути его активации

Инструмент Кисть (Brush) расположен в панели инструментов и имеет пиктограмму, которую вы можете видеть ниже:

Чтобы активировать инструмент, достаточно просто кликнуть правой кнопкой мыши по иконке. Но иногда, в ходе работы, нужно быстро переключаться между инструментами, для этого в Фотошоп предусмотрены клавиши быстрого вызова инструментов (иногда это сочетание клавиш).


Для инструмента Brush (Кисть), выделена клавиша B (латинская).

То есть во время работы в Фотошоп, достаточно нажать эту клавишу для активации инструмента.

Панель настроек (Option Bar) инструмента Кисть (Brush)

Как только вы активируете инструмент Кисть (Brush), вверху окна программы появится его Панель настроек (Option Bar). Выглядит она так:

Итак, рассмотрим каждый элемент данной панели в отдельности. Слева вы уже узнали иконку нашего инструмента, она как раз свидетельствует о том, что выбран именно инструмент Brush (Кисть), а не какой-либо иной инструмент.


Если вы нажмете на стрелочку справа от иконки, появится выпадающее меню:

«Заданные настройки инструмента» (Tool Preset Picker)

Это меню называется «» (Tool Preset Picker).

Такое меню есть практически у каждого инструмента, вспомним хотя бы урок про инструмент (). Оно предлагает выбрать из стандартного перечня часто используемые особые настройки кисти для удобного их использования. В Фотошоп CS3+ в стандартный набор этого меню включено три вида кисти, у них уже заданы настройки формы, цвета, плотности и др.


Ниже для примера приведен скриншот, показывающий наглядно, как отражаются эти настройки в применении:


Возможно, вы скажете, что вам не нужны эти кисти, и пользы от них никакой не будет, но вас ждет приятный сюрприз!


В этом меню вы можете поместить кисти со своими собственными настройками, которые чаще всего будут нужны в работе именно вам, то есть, фактически, вы можете настраивать этот инструмент под себя. Давайте разберемся, как это делается.


Для начала кликните в выпадающем меню по маленькой стрелочке справа, появится еще одно меню:

На скриншоте показано, как выглядит это меню в англоязычной версии, ниже будет представлено назначение его функций и их перевод.


Итак, как вы уже заметили, все функции отделены горизонтальной прямой, таким образом, функции делятся по группам назначения, это сделано для удобства пользования (если вы обратите внимание на панель инструментов, то все они так же разделены по группам).


В первую группу входит одна единственная функция New Tool Preset (Новая настройка инструмента), это означает, что вы можете задать собственные параметры кисти и сохранить их, нажав на эту команду. Для этого действия предназначена и пиктограмма с конвертиком в окне меню «Заданные настройки инструмента » (Tool Preset Picker), она имеет такой же вид, как пиктограмма создания нового слоя в панели слоев.


Итак, после того, как вы задали настройки кисти, нажмите на пиктограмму создания новой настройки инструмента или выберите соответствующую команду, упомянутую выше, после этого появится окно, где вы сможете задать имя созданной кисти.


Функция include color (включить цвет) позволяет сохранить в настройках кисти выбранный вами цвет. После того, как вы зададите имя и нажмете клавишу ОК , кисть с заданными вами параметрами появится в списке окна «Заданные настройки инструмента » (Tool Preset Picker).


Вторая группа состоит из двух функций, осуществляющих действия с существующими настройками кистей.


Выделите щелчком левой кнопки мыши необходимую настройку кисти и нажмите Rename Tool Preset (Переименовать настройку кисти), для того, чтобы переименовать ее, или Delete Tool Preset (Удалить настройку кисти) для того, чтобы ее удалить.


Третья группа предназначена для способа отображения настроек кисти в окне «Заданные настройки инструмента » (Tool Preset Picker):


- Show all tool presets (Показать настройки всех инструментов) – как уже упоминалось выше, для каждого инструмента Фотошоп существует возможность создания его индивидуальной настройки и последующее ее сохранение.


Данная функция позволяет видеть настройки, созданные для всех инструментов, независимо от того, какой в данный момент используется, а, соответственно, вы можете не только видеть их, но и применить, кликнув по нужной настройке левой кнопкой мыши. Если у вас много подобных настроек, то такая функция может быть не очень удобной, поскольку среди всего списка вам придется искать нужную настройку, что займет определенное количество времени.


Функция Sort by tool (Сортировать по инструментам) позволяет сортировать список настроек по инструментам, она активна в случае, если в способах отображения вы выбрали Show all tool presets (Показать настройки всех инструментов) и способна облегчить вам работу в поисках нужной настройки.


При включении функции Show current tool presets (Показать настройки текущего инструмента) в окне «Заданные настройки инструмента » (Tool Preset Picker) будут отображаться только настройки выбранного вами инструмента.

В нашем случае, будут отображаться только настройки инструмента Brush (Кисть).


Следующая группа функций определяет вид списка настроек.


При активации функции Text Only (Только текст) список настроек приобретет следующий вид:


Small List (Малый список):


Large List (Большой список):


Следующая группа функций позволяет сбрасывать настройки инструмента к стандартным.


При их применении, все настройки в окне «Заданные настройки инструмента » (Tool Preset Picker) не удалятся и сохранят свое положение, а сам инструмент будет работать со стандартными настройками.


Функция Reset tool (Сбросить инструмент) возвращает настройки инструмента (в нашем случае настройки кисти) к стандартным, то есть, если вы вдруг в ходе работы забыли, где применяли определенные параметры кисти, и соответственно, не можете их отменить, эта функция вернет все на свои места!


Функция Reset all tools (Сбросить все инструменты) сбрасывает настройки для всех инструментов Фотошоп, и возвращает их к стандартным.


Волшебная группа , содержащая только одну функцию Preset Manager (Управление настройками) открывается в отдельном окне и позволяет нам производить с настройками различные операции, такие как Load (Загрузить), Save Set (Сохранить установки), Rename (Переименовать), Delete (Удалить) настройки.


Для применения этих действий достаточно выделить левой кнопкой мыши нужную настройку и нажать на соответствующую команду справа. В выпадающем меню Preset type (Тип настроек) вы можете выбрать сортировку настроек по какому-либо инструменту.


Есть еще одна примечательная особенность в Preset Manager (Управлении настройками): вы можете выделить сразу несколько настроек и применить к ним соответствующие команды.


Для выделения настроек, расположенных одна над/под другой, выделите самую верхнюю/нижнюю настройку левой кнопкой мыши, затем зажмите клавишу Shift и кликните левой кнопкой мыши по самой нижней/верхней настройке, отпустите клавишу мыши, а затем клавишу Shift .


Для выборочного выделения настроек вместо клавиши Shift зажмите клавишу Ctrl и кликните по тем настройкам, с которыми необходимо провести операции:


Седьмая группа функций предназначена также для операций с настройками, но она применяется уже ко всей группе настроек в целом, а не к каждой настройке по отдельности.


Reset tool Presets (Сбросить настройки инструмента) возвращает весь список с настройками в его стандартное состояние, то есть в списке настроек для кисти у вас останется только три стандартные настройки, о которых мы упоминали в самом начале.


Load tool Presets (Загрузить настройки инструмента) загружает особые настройки, которые вы могли скачать в интернете или скопировать у кого-то.


Save tool presets (Сохранить настройки инструмента) позволяет сохранить весь ваш список с настройками, а функция Replace tool presets (Переместить настройки инструмента) дает возможность переместить список с вашими настройками в любую указанную папку на вашем компьютере.


В последней группе представлен список инструментов, настройками которых вы можете заменить список с настройками кисти.


Итак, мы рассмотрели только «Заданные настройки инструмента » (Tool Preset Picker), и вы понимаете, что это только малая часть возможностей инструмента Brush (Кисть).


Передвигаясь правее по панели настроек кисти, мы переходим к меню, которое называется The Brush Preset Picker (Заданные настройки Кисти).

The Brush Preset Picker (Заданные настройки Кисти)

Если мы нажмем на стрелочку справа, то появится выпадающее меню, которое выглядит следующим образом:

Параметр Master Diameter (Главный диаметр) позволяет изменять размеры кисти, а параметр Hardness (Жесткость) заметно влияет на края кисти (в зависимости от настроек жесткости, края могут быть жесткими и мягкими), на скриншоте ниже показан пример изменения таких настроек:


Помните, вначале статьи мы говорили о том, что каждому инструменту присвоена определенная клавиша на клавиатуре для быстрого вызова? Так вот, при помощи сочетания некоторых клавиш можно даже менять настройки инструмента «на ходу ».


Так, например, вы сами понимаете, что при работе с кистью, не очень-то удобно каждый раз открывать меню The Brush Preset Picker (Заданные настройки Кисти) и изменять в нем настройки кисти, открою вам небольшой секрет.


Для того, чтобы изменять «на ходу » размер кисти, достаточно нажать на квадратные скобки. Скобка «[ » уменьшает размер кисти на 5 пикселей, а скобка «] » увеличивает. Сочетание этих клавиш с клавишей Shift уменьшает и увеличивает жесткость кисти на 25% соответственно.


Под параметром Hardness (Жесткость) находится библиотека кистей , в ней вы можете выбрать кисти различной формы и на любой вкус. В стандартном наборе кистей, как правило, установлены универсальные кисти, которые пригодятся вам для работы. Выбрать эти кисти вы можете нажатием по ним левой кнопкой мыши. Но это еще не все! Ведь мы говорили, что инструмент кисть очень универсальный и гибкий в своем применении. Вы, наверное, заметили, что в меню The Brush Preset Picker (Заданные настройки Кисти) вверху справа есть такая же стрелочка, как и в меню Tool Preset Picker (Заданные настройки инструмента), давайте посмотрим, что за ней скрывается.

Здесь, мы уже видим знакомые для нас функции, они действуют по такому же принципу, как и те, что мы рассматривали ранее, поэтому не имеет смысла снова рассматривать их по отдельности.


Согласитесь, это очень неудобно, особенно если вы действительно закачали МНОГО кистей.


В решении этой проблемы нам поможет уже известная функция Preset Manager (Управление настройками). Она откроет перед вами всю вашу библиотеку кистей, которые вы можете удалить, переименовать, сохранить и т.д.


Все здесь работает точно так же, как при работе с настройками инструмента в окне «Заданные настройки инструмента » (Tool Preset Picker). Именно здесь мы можем выделить ряд ненужных нам кистей и удалить их одним махом!


«Я хочу, чтобы в библиотеке были только стандартные кисти, как их вернуть?»


Сбросьте настройки библиотеки. Это сделать легко, просто примените функцию Reset Brushes (Сбросить кисти), тогда все загруженные ранее кисти удалятся, а стандартные останутся. Если вам жалко удалять ранее закачанные кисти, сохраните их на компьютере при помощи функции Save Brushes (Сохранить кисти).


Перебросить кисти из одной папки в другую вам поможет функция Replace Brushes (Переместить кисти).


«В уроке написано, что применяются стандартные кисти, а у меня в стандартных кистях нет такой, что делать?»


Не все стандартные кисти отображаются изначально в нашей библиотеке, так как в ней расположены только часто используемые, остальные разделены по группам, которые вы можете включить в любой момент и выбрать необходимую кисть.


Для примера ниже представлен скриншот набора кистей из группы Special Effect Brushes :

Ну что, поражают возможности инструмента?! Как вы догадываетесь, это еще не все, вернемся к Панели настроек (Option Bar), берем наш курс правее, и мы видим новое меню, которое называется Mode (Режим).

Mode (Режим/Режим смешивания)

Это меню позволяет нам еще больше разнообразить нашу работу с инструментом.


Каждый режим придает свой неповторимый эффект. Готовы в этом убедиться? Тогда приступим!


Для начала необходимо отметить, что режим смешивания нужен для смешения цветов объектов.


Смешение цветов в Фотошоп происходит посредством использования ряда прописанных математических формул, работающих над значениями RGB каждого пикселя.


Всего режимов 27 , конечно, все их мы рассматривать не будем, мы коснемся только некоторых из них.

Рассмотрим первую группу режимов:


Режим Normal (Обычный) применяет кисть без какого-либо изменения в пикселях, это наиболее часто используемый режим;


Режим Dissolve (Растворение) добавляет немного шума краям кисти;


Режим Behind (Позади) рисует позади объекта, даже если рисование происходит на слое с объектом;


Режим Сlear (Очистить) вы можете использовать в качестве ластика, поскольку он стирает нарисованное;


Вот как это все выглядит на практике:


На фотографии ниже представлено действие других режимов смешивания.

Вы сами можете поэкспериментировать с ними, применяя к любому объекту и наблюдая за полученными эффектами.


Opacity (Прозрачность).

С ее помощью мы можем менять прозрачность кисти, то есть снижать интенсивность цвета кисти.


Чтобы наглядно представить, о чем идет речь, внимательно посмотрите на скриншот ниже:

Есть два небольших секрета по быстрому изменению уровня прозрачности: первый способ – номерные клавиши, 0 – 100% прозрачности, 1 – 10% , нажатие каждой последующей цифры увеличивает прозрачность на 25% .


Еще один способ (для более тонкой настройки) – наведите курсор на само слово Opacity (Прозрачность), тогда он примет вид двусторонней стрелки и, зажав левую клавишу мыши, двигайте ей влево, чтобы уменьшить прозрачность и вправо, чтобы увеличить.

Flow (Нажим)

Параметр Flow (Нажим), как вы уже поняли, меняет нажим кисти, равно как вы рисовали бы на бумаге карандашом или фломастером: чем сильнее вы нажимаете, тем интенсивнее он рисует.

Быстрое управление нажимом осуществляется подобно управлению прозрачностью, только если второй способ абсолютно идентичен, то в первый, отличается лишь тем, что одновременно с номерной клавишей вам нужно будет нажать клавишу Shift .

Airbrush (Аэрограф)

Функция Airbrush (Аэрограф) представлена в виде вот такой пиктограммы:

Если эта функция включена, то кисть начинает рисовать непрерывно. Даже если вы остановитесь в одной позиции, она все равно будет применяться до тех пор, пока вы не отпустите кнопку мыши.


Эта кисть чем-то напоминает распылитель, чтобы наглядно увидеть ее действие, вам нужно снизить до минимума уровень flow (нажима):

При ретушировании портретов, если вы сталкиваетесь с необходимостью что-то подкрасить на коже кистью, желательно, чтобы эта функция была включена, при умелом использовании она позволит максимально сохранить текстуру.


Последнее и, пожалуй, самое интересное, что нам предстоит узнать о работе с кистью – это так называемая Brush Palette (Палитра кистей).

Brush Palette (Палитра кистей)

Палитра кистей находится в Панели настроек (Option Bar) слева в самом конце панели.

Для ее быстрого вызова достаточно нажать клавишу F5 на клавиатуре.

Эта палитра способна творить чудеса и открывает нам дверь в большой мир гибких настроек инструмента Brush (Кисть)!


Сейчас вы в этом убедитесь!


Давайте начнем по порядку: слева у нас названия функций, справа их настройки, итак, поехали!

Brush Presets (Настройки кисти)

Brush Presets (Настройки кисти) эта функция нам уже знакома, здесь в нашем распоряжении библиотека кистей, а также возможность изменения диаметра кисти. Давайте в качестве примера выберем из библиотеки кисть Grass (Трава) и уберем слева все заданные для нее настройки.

Brush Tip Shape (Настройка формы кисти)

Diameter (диаметр) - эта функция предоставляет нам возможность изменять диаметр кисти, но в отличие от функции Master Diameter (Главный диаметр), она замеряет количество пикселей фигуры кисти и не позволяет увеличивать диаметр выше их значения. Кнопка Use sample size (Использовать размер образца) восстанавливает размер по умолчанию для кисти.

Flip X (Отразить по X) отражает форму кисти по горизонтали, а Flip Y (Отразить по Y) отражает ее по вертикали, возможно использование сразу двух параметров.

Параметр Angle (Угол) позволяет менять угол наклона кисти, а Roundness (Окружность) позволяет изменять форму кисти в пределах окружности. Если вы посмотрите правее, то перед вами будет ось с окружностью. Когда эта окружность имеет правильную форму (100% ), то и кисть также имеет свойственную ей правильную форму, но если превратить эту окружность, к примеру, в овал, то кисть будет принимать форму в пределах овала (см. изображение ниже).


Оба параметра можно вводить не только в числовом варианте, но и применять на графических осях и окружности справа при помощи мыши.

Hardness (Жесткость) регулирует жесткость кисти, но данный параметр работает не со всеми кистями, особенно, если они сделаны из какого-либо изображения. Но со стандартными круглыми кистями он работает превосходно.


И последний параметр в этой группе – Spacing (Интервал) определяет расстояние между отпечатками кисти при рисовании. Чем больше устанавливаемый процент, тем больше расстояние между отпечатками, и наоборот.

Shape Dynamics (Динамика формы)

Shape Dynamics (Динамика формы). Данная группа настроек позволяет задавать настройки колебания размера, угла, окружности и отражения. Чем большее значение вы устанавливаете, тем произвольнее будут применяться параметры. Итак, рассмотрим работу каждого из этих параметров в отдельности.


Size Jitter (Колебание размера) устанавливает колебание размера, на него влияет также параметр Minimum Diameter (Минимальный диаметр), он задает минимальный допустимый диаметр при колебаниях размера, если данный параметр устанавливать на 0% , то колебание размера будет производиться от максимально возможного (определяется размером кисти) до минимально возможного, соответственно, чем больше установлено значение минимального диаметра, тем меньше будет колебание размера.

Angle Jitter (Колебание угла) как вы уже поняли, определяет колебание угла наклона.

Чем меньше установлен процент угла, тем, соответственно, меньшее колебание, и наоборот.

Roundness Jitter (Колебание окружности) позволяет применять колебание формы кисти в пределах заданной окружности. Ограничение минимального диаметра окружности можно установить в параметре Minimum Roundness (Минимальная окружность), он работает также, как и Minimum Diameter (Минимальный диаметр).

Flip X Jitter и Flip Y Jitter устанавливают произвольное колебание отражения по вертикали и по горизонтали.


Вы уже наверняка обратили внимание на функцию Control (Управление), находящуюся под каждым параметром.


Давайте отдельно ознакомимся с ней, принципы ее действия одинаковы для всех параметров. Если в выпадающем меню стоит значение Off , то функция управления отключена. При выборе параметра Fade (Переход) вы можете установить плавность перехода колебания в появившемся окошке справа. Чем больше вы установите значение, тем плавне будет переход.


Параметр Pen Pressure (Нажим пера) доступен только при использовании планшета, с помощью этого параметра вы можете установить чувствительность колебаний к нажиму пером на планшете. Если ваш планшет не поддерживает данную функцию, то рядом с ней слева появляется значок с восклицательным знаком, свидетельствующий о том, что данный параметр недоступен. Параметр Pen Tilt (Наклон пера) также доступен только для планшета, при его активации колебание размера зависит от наклона пера. Stylus Wheel (Колесико) функция также рассчитана на пользование планшетом, колебание будет зависеть от положения вашего колесика.

Scattering (Рассеивание)

Scattering (Рассеивание) определяет количество и размещение отпечатка кисти в документе.

Параметр Scatter (Разброс) определяет разброс отпечатка кисти в документе по оси Y , то есть при его применении разброс будет осуществляться вверх и вниз.


Если вы активируете параметр Both Axes (Обе оси), то разброс отпечатка будет производиться по двум осям, то есть не только вверх и вниз, но и вправо и влево.

Чем больше значение Scatter (Разброс), тем большим будет разброс отпечатка.

Параметр Count (Количество) определяет количество отпечатков в разбросе. Чем больше его значение, тем больше отпечатков кисти будет в разбросе. Сравните предыдущее изображение, где этот показатель стоял на 1 и изображение ниже:

Параметр Count Jitter (Колебание количества), как вы уже догадались, определяет колебание количества отпечатков. Минимальное количество ограничивается параметром Count (Количество), а максимальное – размером кисти.

Texture (Текстура)

Texture (Текстура). Данная функция позволяет применять текстуру к кисти.


Если флажок Texture Each Tip (Текстурировать каждый отпечаток) не отмечен, то текстура будет накладываться на всю область применения кисти, если отмечен, то текстура применяется к каждому отпечатку кисти отдельно (при этом становятся активными дополнительные возможности настройки).


Параметр Scale (Масштаб) определяет масштаб применения текстуры к кисти.

Параметр Mode (Режим) позволяет выбирать режим смешивания текстуры с цветом отпечатка кисти, работает подобно известным уже нам режимам смешивания.


Параметр Depth (Глубина) увеличивает или уменьшает контрастность применения текстуры к отпечатку кисти. Параметр Minimum Depth (Минимальная глубина) определяет минимальное значение контраста для параметра Depth Jitter (Колебание глубины).

Dual Brush (Двойная кисть)

Dual Brush (Двойная кисть). Это очень интересный параметр, так как он позволяет создать нам отпечаток из двух кистей одновременно. В самом верху расположен уже известный нам параметр Mode (Режим), он позволяет нам выбрать режим смешивания кистей. Правее от него расположен параметр Flip (Отражение), его активация позволяет отразить применяемую кисть по оси Y .


Далее перед нами представлена библиотека кистей, где мы можем выбрать кисть, которую хотим применить к уже ранее выбранной нами. Все остальные параметры уже хорошо вам известны, только они применяются к выбранной вами для смешивания кисти (на изображении я уменьшила интервал между отпечатками для большей наглядности).

Color Dynamics (Динамика цвета)

Color Dynamics (Динамика цвета) – это просто волшебная функция. Для того, чтобы убедится в этом, для начала установите на свой вкус цвета переднего и заднего фонов. Дело в том, что эта функция позволяет нам играть различными оттенками выбранных нами цветов при рисовании.


Параметр Foreground/Background Jitter (Колебание переднего/заднего фона) определяет колебание цветов (а точнее оттенков) между выбранными цветами переднего и заднего фонов. Чем больше этот показатель, тем больше оттенков.


Далее идут параметры колебания Hue (Цветового тона), Saturation (Насыщенности) и Brightness (Яркости), попробуйте поиграть с этими настройками, и вы сможете получить множество интересных результатов!


Параметр Purity (Чистота цвета) увеличивает и уменьшает насыщенность цветов. Я умышленно не показываю различия между настройками данных параметров, поскольку их изменение приводит к очень разнообразным результатам, еще раз предлагаю вам поэкспериментировать с этим самостоятельно.

Other Dynamics (Другая динамика)

Функция Other Dynamics (Другая динамика) позволяет устанавливать колебания opacity (прозрачности) и flow (плотности) кисти. Эти параметры нам уже знакомы, поэтому не будем на них останавливаться.

Остальные позиции палитры кистей

Еще у нас осталась целая группа функций, отделенных от других чертой.

Эти функции не имеют персональных настроек:


Функция Airbrush (Распылитель) это та же функция, что мы рассматривали в середине этого урока.


Функция Noise (Шум) добавляет шум к отпечатку кисти.


Wet edges (Мокрые края) придает отпечатку эффект акварели.

Smoothing (Сглаживание) позволяет нам при рисовании избавиться от острых углов и делает переходы плавными.


Protect texture (Защита текстуры). Бывает так, что некоторые кисти имеют в своих персональных настройках свою собственную текстуру, чтобы каждый раз не менять установленную вами текстуру при выборе разных кистей, активируйте эту функцию, и она ко всем кистям с настройками текстуры применит ту, которую вы установите.


Итак, мы рассмотрели все возможности, которые предоставляет нам инструмент Brush (Кисть). Это поистине волшебный инструмент, как вы уже успели в этом убедиться, впрочем как и в том, что Фотошоп – это мир с безграничными возможностями! Немного умения и терпения, и вы – настоящий мастер Фотошопа!


Надеюсь, этот урок раскрыл вам тайны такого чарующего инструмента и оказался вам полезным!


В этом блоге я обсужу вариант сглаживания кистей и технологию премирования краски в Photoshop CC.

Во-первых, сглаживание кистей. Когда вы выбираете кисть, карандаш или кисть смесителя или жуткий поиск. Вы увидите новый контрольный элемент управления в панели параметров.

Вы можете ввести значение от нуля до сотни. Чем выше значение, тем больше гладкости добавляется к вашим штрихам. Поэтому, когда вы установите это значение равным нулю, вы нарисуете штрих. Но я думаю, вы можете видеть, что в этом ударе может быть немного дрожания. Когда вы увеличиваете сглаживание на сто процентов, вы можете имитировать штрих и видеть, что он намного более плавный. Таким образом, сглаживание хода имеет несколько различных режимов, к которым вы можете получить доступ, используя значок шестеренки.

На панели параметров по умолчанию включен ход. Это означает, что когда вы рисуете, я приостанавливаю Photoshop, и догоняю ход. В текущую позицию вашего курсора, если вы решите отключить, вы можете рисовать и приостанавливать. Photoshop остановит кисть.

Если вы отпустите курсор, он не догонит конечную точку. Вы можете включить догонку в конце хода. Когда вы приостанавливаете курсор, Photoshop рисует прямую линию между тем местом, где вы остановились, и, кроме того, где текущее местоположение курсора.

Есть возможность настроить масштабирование, которое поможет вам сохранить согласованность. Когда вы увеличиваете и уменьшаете масштаб, это уменьшает этот фильм, когда вы увеличиваете и увеличиваете сглаживание при уменьшении.

Существует также режим струйной струны, который может быть действительно полезен. При точном изменении направления, как острые углы. Таким образом, вы можете нажать на свой контакт, который создаст начальный штрих. Но вы заметите, что вы можете переместить курсор.

В любом месте в радиусе ничего не красит, это не слишком, я вытащил этот струнный инструмент. Photoshop начнет рисовать таким образом, я могу сделать паузу и изменить направление очень легко.

Если вам не нравится видеть этот пурпурный повод, когда вы рисуете, вы можете отключить его, или вы можете изменить цвет, выбрав «Настройки». Затем курсоры и отключение или изменение цвета.

Кроме того, если вы хотите изменить величину сглаживания с помощью сочетания клавиш. Вы можете удерживать клавишу выбора на Mac или клавишу Alt в Windows и нажать цифровую клавишу. Так, например, вы можете нажать 8, чтобы перейти на 80%.

Вы можете возглавить 78, чтобы перейти на 78%, или вы можете нажать 0, чтобы перейти на 100%. Если вы хотите установить сглаживание на ноль, дважды нажмите нуль, если вам нужно полностью сгладить. Кроме того, вы можете использовать параметр сглаживания в настройке кисти.

Хорошо, давайте поговорим о симметрии краски. Итак, это предварительный просмотр технологии, и вам нужно включить его. Перейдя под превью технологий преференций, вы можете включить симметрию краски. Кроме того, вы увидите значок бабочки, когда у вас есть кисть.

Карандаш или инструменты ластика выберете жесткую круглую кисть. Вы можете знать, что Эритрея краски не работает с этими советами кисти. Таким образом, вы нажимаете на значок бабочки, чтобы нанести кончик аэрографа или наконечники щетины или обратимые наконечники.

Вы можете получить падение всех различных типов симметрии. Вы можете выбрать новую вертикаль, чтобы выбрать один из типов. В этом случае вы можете изменить его. Вы можете отменить это, а затем просто коснитесь ввода возврата, чтобы сложить их ось.

Таким образом, вы можете рисовать на одной стороне и можете видеть, что Photoshop создает полностью симметричный рисунок. С другой стороны, вы можете отменить это и выбрать другую ось. Возможно, горизонтально, тогда вы можете видеть то же самое.

Хорошо, вы можете отменить это и выбрать новую двойную ось. И, наконец, вы можете нажать на возврат, чтобы применить его.