Широкополосные динамики - как они устроены? Что необходимо знать при выборе автомобильной акустики.

Современные автолюбители, все больше внимания уделяют качеству звука в салоне транспортного средства. Как известно для того чтобы добиться качественного звучания, необходимо составить акустическую систему из нескольких составляющих. Штатная акустическая система включает в себя: головное устройство – ресивер, сабвуфер, колонки и усилитель. Вопрос звучания музыки, требует внимательного подхода и определённого количества знаний. Хорошая акустическая система стоит недёшево, к тому же для того, чтобы установить систему самостоятельно и наслаждаться превосходным качеством звучания необходимо ознакомиться с основными требованиями установки акустики в авто.

Перед тем как потратить существенную сумму денег на акустическую систему необходимо рассмотреть основные особенности видов акустики. Одним из наиболее популярных видов систем для автомобилей является коаксиальная акустика.

Подробное описание особенностей системы.

Коаксиальная авто-акустика включает в себя несколько динамиков, которые воспроизводят все необходимые диапазоны аудио волн. Основным отличием данного вида акустики, является сбалансированность и хорошее качество звучания. Преимущество коаксиальной системы в том, что она уже включает в себя динамики всех необходимых частот и исключает необходимость собирать колонки воспроизводящее определённые частоты отдельно. Конструкция коаксиальной системы, включает в себя базовый динамик низких частот и динамики средних и высоких частот. Все динамики акустической системе располагаются на одной оси. Для равномерного разделения частот по динамикам системы, акустика оснащается встроенным кроссовером.

Стандартная коаксиальная акустика включает в себя трёх полосный динамик. Также в ассортименте автомобильных магазинов можно встретить коаксиальные динамики с пятью или большим количеством полос. В связи с этим коаксиальные динамики часто называют двух, трёх или пяти полосными. Как правило, для получения качественного звука с полным спектром, хватает динамика с тремя действующими полосами. Но нередко автолюбители предпочитают увеличить количество полос в погоне за более качественным звуком. Коаксиальная акустика предоставляется в достаточно широком ассортименте, что позволяет автолюбителю без лишних проблем выбрать колонки, которые легко монтируются в штатные места для динамиков.

При этом данный вид акустики позволяет избежать изготовления дополнительных подиумов или различных сложностей при монтаже динамиков. Коаксиальные динамики размером в 10 дюймов нередко устанавливают в заднюю полку авто. Таким образом, часть автолюбителей добивается получения неплохого баса без установки дополнительного сабвуфера. Без преувеличения, можно сказать, что коаксиальная акустика на сегодняшний день самая распространённая система автомобильного звучания. Это легко объясняется хорошим сочетанием цены и качества, а так же относительно простой установкой в салон автомобиля.

Если владелец транспортного средства не слишком привередлив к звучанию музыки в салоне, то стандартная компоновка акустической системы позволяет добиться желаемого результата. В большинстве случаев переднюю часть автомобиля оснащают динамиками размером в 16 с половиной сантиметров в заднюю часть транспортного средства нередко устанавливают овалы размером 6 на 9 см. Как правило, источником звучания в салоне автомобиля является магнитола или ресивер.

На самом деле коаксиальная акустическая система наиболее эффективна при другой компоновке. Для получения хорошего звука в салоне авто правильнее всего монтировать акустику в задних дверях или на жёсткой полке. Для музыкального оснащения передней части авто лучше всего подходит компонентная акустика. Объяснить, почему не стоит устанавливать рассматриваемый вид акустики в передней части авто достаточно просто. Без специальной подготовки штатных разъемов под колонки, при установке динамиков в значительной степени теряются высокие частоты. Дело в том, что динамики воспроизводящее высокие частоты имеют достаточно узкий диапазон действия. При установке динамика в вертикальное положение, звук попросту пропадает. Исключением являются акустические системы с поворотным динамиком ВЧ.

Рассматриваемые вид акустической системы достаточно привередлив в эксплуатации. Дело в том что коаксиальная акустика весьма чувствительна к частицам пыли и песка. Если динамики расположены в горизонтальном положении они постоянно находится в свободном доступе и быстро загрязняются. Динамик низкой частоты через некоторое время использования начинает издавать нехарактерные звуки. В результате динамику требуется ремонт или последующая замена.

По каким критериям необходимо выбирать коаксиальную акустику в машину?

Конечно, как и любой другой вид акустики, коаксиальные динамики необходимо подбирать не по внешнему дизайну, а по размеру, звуковым характеристикам и качеству воспроизведения частот. Как ни странно, качество звучания редко зависит от количества полос акустической системы. Намного важнее качество изготовления диффузоров динамиков. При выборе акустической системы необходимо обратить свое внимание на материал, который использовался для изготовления элемента. Наиболее практичным является мягкий материал для изготовления диффузоров. Диффузоры из пластика или алюминия, имеют определённую резкость которая не так гармонично звучит в салоне автомобиля. Наиболее адаптированными являются мягкие динамики.

При покупке динамика стоит немалое внимание уделить кроссоверу. Стоит отдать предпочтение кроссоверу располагающему большим количеством элементов. Вне зависимости от типа акустики, для получения более качественного звучания лучше всего использовать внешний усилитель. В случае если вы решили не использовать внешний усилитель стоит обратить свое внимание на чувствительность динамика. От чувствительности колонок в большей мере зависит громкость звучания.

Каждый владелец автомобиля рано или поздно сталкивается с вопросом покупки новой акустической системы. При этом автолюбитель встаёт перед выбором экономить на автомобильной акустике или потратить немалую часть бюджета. Для получения правильного ответа, необходимо чётко понимать предназначение акустики в салоне автомобиля. Если музыка звучит в салоне чаще всего как ненавязчивый фон, то тратить значительную часть бюджета на автомобильную акустику смысла нет. Если же, вы являетесь большим ценителем музыки и привыкли слушать её на максимальной громкости, стоит разборчиво и внимательно подойти к выбору динамиков и других компонентов акустической системы.

Для того чтобы серьезно подойти к подбору автомобильного звука, необходимо внимательно ознакомиться со всеми соответствующими терминами и основными характеристиками звуковоспроизводящих устройств. В нередких случаях решающим фактором является установка акустической системы. Если вы решили приобрести качественную акустическую систему, вам потребуется соответствующая установка оборудования. При грамотной установке даже недорогая акустическая система может выдавать приличный звук. Коаксиальная система имеет ряд характерных преимуществ, но при этом остается более доступной и простой в установке, чем компонентная.

Установка коаксиальной системы, не требует большого количества навыков и специального опыта. Но, знакомства с основными тонкостями установки требует любая акустика.

Чем отличается коаксиальная акустика от компонентной?

Каждый автовладелец несчетное количество раз оказывается перед сложнейшим выбором: сэкономить на автоначинке или приобрести лучшее, пробив дыру в бюджете. Когда речь идет об автоакустике, коаксиальные и компонентные системы способны заставить долго балансировать, изучая преимущества и недостатки обеих и взвешивая предпочтения. Но серьезно подойти к выбору можно только тогда, когда именования – не набор букв, а о многом говорящие термины. Итак, коаксиальная и компонентная автоакустика: с чем их едят и что от них слышат.

Что такое коаксиальная и компонентная акустика

Коаксиальная автомобильная акустическая система представляет собой единую конструкцию динамиков: на оси с низкочастотным расположены и высокочастотные. Бывают двухполосными и трехполосными, и разделение это осуществляется посредством встроенного в конструкцию кроссовера.

Компонентная акустическая система представляет собой разночастотные динамики, разнесенные отдельно.

Сравнение коаксиальной и компонентной акустики

Принципиальная разница между коаксиальной и компонентной акустикой состоит в расположении источника звука в пространстве салона автомобиля. Единая конструкция коаксиальных систем делает звук узконаправленным, поэтому такие динамики часто устанавливают как дополнение – в зону задних сидений, например, тогда как на переднем фронте действует компонентная система. Последняя источник звука разбрасывает по салону – своего рода суперсурраунд получаем на выходе, однако здесь есть подвох: каждый высокочастотный, низкочастотный и среднечастотный динамик воспроизводит звук из своей “точки”, так что акустическая картина весьма неоднородна. Однако объединение динамиков в коаксиале создает эффект смешения частот, от чего звук теряет чистоту. Для небольших автомобилей компонентная акустика не подходит, так как в ограниченном пространстве разницы с коаксиальной не будет.

Компонентная акустика Philips

Помимо разброса динамиков, чисто техническое отличие коаксиальной от компонентной системы кроется в кроссовере, выполняющем роль фильтра частот. В коаксиальных системах он встроенный (за исключением некоторых моделй hi-end сегмента), в компонентных – внешний.

Еще один ключевой момент в процессе сравнения коаксиальной и компонентной акустики – способ установки. То, что стоит в авто “с завода” – чаще всего акустической системой зовется с натяжкой. И коаксиальная, и компонентная система в салоне автомобиля – дело если не рук, то трат автовладельца. Для установки первой не требуются специальные знания и технологии, и делается это чаще всего самостоятельно. Компонентная система предполагает установку динамиков в соответствии с правильными акустическими зонами, оборудование полочек и применение шумоизоляции. Кроме того, многое зависит и от магнитолы: чем ниже уровень техники, тем бесполезнее возня с компонентными системами, которые просто не смогут дать качественный звук. Впрочем, если вы не заядлый меломан, и в дороге вас сопровождает немудреный шансон или дискотека 90-х, а то и радио – компонентная система будет лишней обузой, и разницы с коаксиальной, опять же, просто не ощутите.

Решающим фактором для многих автовладельцев может стать стоимость самой акустики, не говоря уже об оплате ее технического сопровождения. Эта категория сравнения доступна всем и арифметически проста: коаксиальные системы обычно дешевле компонентных. Исключение составляют разве что системы-трансформеры, превращающие компонентные в коаксиальные посредством специальных креплений.

Отличие коаксиальной акустики от компонентной

  1. В коаксиальных системах разночастотные динамики объединены, в компонентной – автономны.
  2. Коаксиальные системы дают узконаправленный звук.
  3. Кроссовер (частотный фильтр) в коаксиальных системах встроенный, в компонентных – внешний.
  4. Компонентная система сложнее в установке и требует соблюдения ряда условий.
  5. Коаксиальная акустика дешевле компонентной.

http://thedifference.ru

Возможно, многие из Вас, уважаемые читатели, не раз задавались вопросом улучшения акустической ситуации внутри своего автомобиля. Согласитесь, при длительной поездке, сидеть в полной тишине не так уж и весело, поэтому минимальное, что можно сделать в такой ситуации, это заблаговременно установить обычною недорогую магнитолу. С ее помощью Вы сможете слушать любимую музыку, узнавать о событиях в стране или получать прогноз погоды на ближайшие несколько дней (при условии, что она поддерживает радиосвязь). Однако, что бы обеспечить качественное звучание автомагнитолы, придется применить дополнительные устройства, именуемые акустической системой. Сегодня мы с Вами обсудим один из ее вариантов, который представлен в виде широкополосной (или как ее еще называют «однополосной») акустической системы.

Путь развития акустических систем: от широкополосных до многополосных

Широкополосные акустические системы представлены в виде широкополосных колонок, в которых электрический сигнал , поступает к динамику без давления на частотные полосы – высокой и низкой частоты. В начале своей истории, практически все динамики имели высокую чувствительность и определялись как широкополосные, однако, по мере развития и совершенствования технологии звукопроизведения, колонки с одним динамиком, который отвечал за весь спектр звука, были вытеснены акустической системой, предусматривающей разделение звука на две полосы. Для достижения такого эффекта начали использовать специальное устройство – кроссовер.

Отдельные динамики колонок такого рода имели разную конструкцию, были сделаны из разных материалов и занимались обслуживанием своего индивидуального поддиапазона. Нижний динамик, обладающей большей площадью и плотностью диффузора осуществлял контроль за низкими и средними частотами, а верхний отвечал за высокую частоту. С дальнейшим развитием акустических систем, продолжалось и полосное разделение звука. Это послужило причиной появления колонок с тремя, четырьмя и даже пятью звуковыми полосами, которые получили название «многополосных».

Если разбирать данное понятие более точно, то в наше время, широкополосные колонки чистого вида, встречаются разве что в «радиоточках», но с точки зрение маркетинга, который внес некоторые коррективы в определение «широкополосной акустической системы», в эту категорию попадает множество других колонок, являющихся, по сути, двухполосными. Проходящий сигнал, с помощью кроссовера, делиться на две полосы и подается на два соответствующих динамика разной конструкции – в задачу верхнего входит контроль за работой высокой частоты, а нижний отвечает за низкую и среднюю частоту. Однако, существуют и такие акустические системы, которые хоть и обладают двумя полосами и двумя динамиками, но широкополосными их не называют. В чем же дело?

Нам кажется, что в современном мире, правильнее всего будет давать определение «широкополосной акустики» не с технической стороны вопроса, а именно с маркетинговой, более того, технический вариант уже был озвучен в начале данной статьи.

И так, современная широкополосная акустическая система, как правило, является напольной или большой полочной колонкой, обладающей не больше чем двумя динамиками высокой чувствительности. Динамик, отвечающий за низкую и среднюю частоту, оборудован тонким, легким диффузором (обычно бумажным), имеющим значительную площадь. В его задачу входит воспроизведение большей части звукового спектра – начиная от барабанов и заканчивая вокалом. Динамики, контролирующие высокую частоту, также обладают довольно существенной площадью. Хоть они и несколько меньше низкочастотных, но никаких «пищалок» и металлических диффузоров размером с копейку, в широкополосной акустике Вы не встретите.

Имеющиеся в таких динамиках легкие диффузоры, могут передавать самые тонкие музыкальные моменты – вокальные обертона, ели заметные струнные щипки и т.д. При прослушивании широкополосной акустики с хорошим трактом воспроизведения, может показаться, что слышно, как со смычка скрипача осыпается канифоль, тоесть широкополосные динамики идеально подходят для воспроизведения классики и легкой живой музыки, благодаря чему, их так полюбили многие аудиофилы. Однако, несмотря на все преимущества, свое «но» есть практически в любом вопросе.

Вот и здесь, говоря о чувствительном диффузоре широкополосных динамиков, нельзя не отметить нехватку его плотности, что означает невозможность передачи мощных гитарных рифов и забойных барабанов тяжелого рока. Более того, такая музыка этой акустике вообще противопоказана. Все что можно будет услышать, так это крикливое исполнение, которое не принесет даже малейшего удовольствия. Если владелец автомобиля поклонник хард музыки или утяжеленного блюза, широкополосные акустические системы ему не подойдут. Лучше будет обратить внимание на многополосную акустику.

Дополнительные компоненты любой акустической системы

Как Вы уже поняли с предыдущего вопроса, установка обычных широкополосных динамиков мало кого полностью устроит, поэтому многие автолюбители, машины которых оборудованы штатными динамиками, либо ищут пути их усиления, либо заменяют на более усовершенствованные звуковые излучатели. Отдельное внимание, в этом вопросе, хотелось бы уделить динамикам 6*9, или как их чаще называют – « ». Данный вид излучателей предназначен для воспроизведения глубоких звуковых басов. Как правило, низкочастотники такого рода, имеют большой диаметр и большую площадь диффузора.

Автомобильный сабвуфер – один из самых лучших способов озвучивания низких частот, помогающий получить хорошие басы. Большинство автомобилистов устанавливают сабвуфер в свое транспортное средство с целью получения не только качественного глубокого баса, но и сочетающихся с ним средних и высоких частот, которые способна выдавать только хорошая акустика. В настоящее время, существует два типа сабвуферов: активные и пассивные. Активное устройство обладает сабвуферным динамиком, помещенным в готовый корпус. Он оснащен встроенным усилителем и активным кроссовером. Пассивный сабвуфер представлен в виде одного сабвуферного динамика, без всяких дополнительных элементов.

Перед тем, как решится на приобретение сабвуфера для своего автомобиля, необходимо определиться с его размерами, габаритами и оптимально подходящей мощностью. Обратите внимание! Для более качественной установки и лучшего звучания, автосабвуферам необходим специально подготовленный корпус.

Еще одним популярным дополнением акустической системы есть кроссовер (иногда его еще называют «фильтром»), представленный в виде конденсатора и катушки индуктивности, настроенных на определенную частоту. Почему именно конденсаторы и катушки? Да потому, что именно они являются простейшими реактивными элементами, способными дифференцировать сигналы (конденсаторы отвечают за высокочастотные, а катушки за низкие). Умелое управление сигналами делает из кроссовера простейший частотный фильтр.

Чаще всего, он является основным компонентом многополосной аудиосистемы, так как занимается разделением входящего сигнала на разные частотные диапазоны. Соответственно: чем больше каналов в кроссовере – тем больше динамиков и тем интересней будет общая звуковая атмосфера.

Широкополосная акустика и ее конструкция

Для воспроизведения высококачественных звуковых сигналов, широкополосная акустика использует всего лишь один динамик, который способен охватывать весь слышимый частотный спектр. Такая особенность, исключает необходимость использования кроссовера, который, к слову, много людей считают оной из самых страшных вещей в мире аудио звука. Конечно, с практической стороны, неплохо когда один динамик может обеспечить качественный звук, но для этого конструкция короба должна быть соответствующей.

Различают два основных типа широкополосных динамиков: с конус-визером (или просто «дудка») и с центральным колпачком. Широкополосный динамик обладающий конус-визером включает в себя два конуса – большой (такой же как и в нормальных конических динамиках) и немного меньший визер-конус, расположенный внутри большого. Второй вариант, с центральным колпачком, имеет вид обычного простого динамика, только с конус куполом (центральным колпачком).

Характеристики тех или иных широкополосных динамиков рознятся между собой и зависят от особенностей конструкции и производителя. Некоторые из них, имеют довольно высокий уровень эффективности и чувствительности, низкий уровень искажения и график частотной характеристики, что указывает на снижение уровней звукового давления на средние и низкие басы. Именно этот фактор является причиной необходимости использования специального короба, способствующего повышению басов.

Но не смотря на некоторые недостатки, высокая чувствительность широкополосных динамиков, допускает возможность использования усилителей с очень маленькой мощностью (от 0,5 до 3 Вт лампового усилителя). Другие представители широкополосной акустики обладают более низкой эффективностью, но в то же врямя имеют хорошую частотную характеристику. Обычно, такие устройства можно использовать в открытом ящике или коробке бас-рефлекс, но потребуется более сильный усилитель.

На сегодняшний день существует мало настоящих (именно полноспектровых) широкополосных акустических систем, которые могли б качественно воспроизводить звук пользуясь всего лишь одним динамиком. Большинство из них, по сути, принадлежат к разряду «полно-диапазонных» и в конечном результате требуют двух источников излучения: один динамик для низких, а второй для высоких частот.

Как мы уже отмечали ранее, стандартная широкополосная акустика довольно часто не обеспечивает оптимально желаемого звукового качества музыки, поэтому многим автовладельцам приходится менять штатные динамики на более сильные устройства. В таких случаях, кроме эффективности новых динамиков, немаловажным моментом есть приемлемость их ценовой политики, ведь платить больше - не хочется никому.

Думаю, можно не говорить о широком вариативном ряде представителей современного мира автомобильных динамиков, ведь каждый автолюбитель, который хотя бы раз интересовался данным вопросом и так об этом знает. Поэтому, что бы выбрать действительно то, что Вам нужно, к вопросу приобретения устройства стоит подходить крайне ответственно. Если водитель не предъявляет к музыке слишком высоких требований, то самым правильным решением будет покупка широкополосных динамиков: и стоят дешевле и процесс установки не требует специальных навыков, а значит ее можно провести самостоятельно. Для прослушивания новостей или музыки радиостанций, таких устройств будет более чем достаточно.

Что бы грамотно выполнить процедуру установки акустических систем, важно учитывать типоразмер динамиков. Типоразмер – это тот стандарт, который определяет размер автомобильных динамиков. Как известно, в большинстве транспортных средств, заводом-изготовителем уже предусмотрены штатные места для установки, но их размер предназначается только для динамиков овальной или круглой формы на 10, 13 или 16 сантиметров.

Обратите внимание! Чем больший у динамика размер – тем лучше он будет воспроизводить низкие частоты, тоесть, в целом типоразмер определяется размером низких частот динамика. При покупке широкополосной акустики, чаще всего, в комплект к ней прилагается инструкция, в которой детально описывается весь процесс предстоящей установки. Прежде чем переходить к монтажу, можно дополнительно изучить фото и видеоматериалы, находящиеся в сети Интернет. преимуществом широкополосной акустики есть и то, что цена на нее всегда ниже, чем на многополосную.

Подписывайтесь на наши ленты в

Во-первых, с наличием пересадочного материала в нашем случае проблем никаких. Во-вторых, цена ошибки куда ниже, а ошибку почти всегда можно исправить. Даже без «почти», просто всегда, только затраты на исправление будут зависеть от того, сколько и каких ошибок сделано прежде. Наконец, настоящие органы пересаживают только туда, где для них предусмотрено место «изготовителем», то есть матушкой-природой. У нас выбор заметно шире, установка акустики по штатным местам салона - лишь один из вариантов, хотя согласимся: наиболее логичный и наименее затратный. И именно коаксиальную акустику чаще всего монтируют в те места, которые для неё уже предусмотрены. В этом плане у коаксиалов есть определённое сходство с материалом для трансплантации.

Какой смысл в такой «пересадке органов», при которой штатная акустика заменяется вновь приобретённой коаксиальной? Почти никакого - если штатная была компонентной. И очень много - если до сих пор акустика не была установлена вовсе. Этот случай заменой можно считать лишь условно: печени у пациента не было, а место под неё было, сюда и ставим донорскую. В замене одной коаксиальной акустики другой смысл тоже есть, правда при двух условиях: а) то, что есть, вам не нравится и б) материал для «трансплантации» вы подобрали сами, и он - нравится. Для того чтобы понять, что именно вам подходит, существуют, как мне представляется, лишь два пути. Первый: прослушивание. Стенды в магазинах для того и служат, вот только в условиях типичного торгового зала понять что к чему бывает затруднительно (кроме самых очевидных случаев). Второй способ - опереться на результаты тестирования в специализированных изданиях. Правда, не так уж много изданий, которым можно доверять, и таких тестов, результаты которых интерпретируются достаточно строго. (Скромность не позволяет мне показать пальцем.) Но третьего пути нет. Кроме одного - выбрать в качестве «донора» сетевой супермаркет, взять там на полке акустику нужного типоразмера и проследовать в кассу.

Не понравилось звучание? Выкиньте и купите ещё. И так далее… С точки зрения производителя, это идеал. Не исключено, что некоторые производители именно на такой подход и ориентируются, иначе они сами послушали свои продукты и задались вопросом: а купит ли потребитель эту акустику, если предварительно её услышит?

Возможно, я несколько сгущаю краски, но факт остаётся фактом: не так уж просто найти коаксиалы, которые отвечали бы элементарным требованиям в части музыкальности. Это притом что, как было говорено уже раз сто и сейчас будет повторено в сто первый, сама по себе идея устройства коаксиалов скрывает в себе серьёзные достоинства, тогда как принципиальные недостатки можно существенно смягчить. Достоинство заключается в том, что оси излучения головок в коаксиалах совпадают (что явствует из их названия), а потому их характеристики направленности имеют осевую симметрию. У компонентных систем может быть столь же широкая характеристика направленности в одну из сторон (обычно ближе к горизонтали), в перпендикулярной плоскости ситуация с направленностью куда более сложная. Ограничений у коаксиалов много, однако они не столь строги.

Первое - интерференция (наложение) излучения двух головок. Она существует всегда, если число полос больше единицы. Как только передовая акустическая общественность отошла от широкополосников, тут же и возникла эта проблема, она связана с тем, что существует диапазон, в котором две (разные) головки работают одновременно. Метод лечения известен - увеличивать порядок разделительных фильтров. Однако в «наших» коаксиалах схемы фильтров реализуются чаще всего по минимуму (формула «кроссовера» 0 + I) и область совместной работы мидбаса и пищалки особенно протяжённая.

Второе - отражения от корпуса твитера. Радикально разобраться с этим явлением удаётся в конструкциях, где твитер заглублён в звуковую катушку мидбаса. Правда, там возникают свои проблемы, и, чтобы справиться с ними, требуются серьёзные усилия инженеров и технологов. Поэтому таких конструкций немного, в нашей отрасли они временами появляются, но скоро исчезают. Установка звукопоглощающих колец на диффузоре мидбаса в «тени» твитера - решение паллиативное, однако достаточно действенное. А иногда на корпус пищалки ставится (снизу) рассеиватель.

Дальше идут недостатки, без которых можно было бы обойтись при соответствующем подходе. Главный заключается в том, что, если пустить дело на самотёк, диффузор коаксиального мидбаса получается легче и обладает меньшей жёсткостью по сравнению с компонентной головкой, и то и другое - за счёт отсутствия центрального колпачка. Как следствие, снижается басовый потенциал, а при работе в области модального режима в звучании появляются призвуки, вызванные деформацией диффузора. Метод лечения тоже не нов - диффузоры для коаксиальных мидбасов надо делать иначе, нежели для мидбасов компонентных. Материал, как правило, должен быть толще, а вязкость его - выше. Вот только это требование не очень-то вписывается в современную технологию. С другой стороны, облегчённая подвижная система означает и увеличенную чувствительность головки, а это-то нам как раз очень кстати, поскольку, как принято считать, большая часть потребителей коаксиальной акустики использует усилитель головного устройства.

С частотным диапазоном пищалок в нашей отрасли (скажу по секрету, не только в нашей) существуют определённые трудности. В коаксиальных пищалках к ним добавляются ещё и проблемы с уровнем. Не может быть пищалка одновременно и компактной, и громкой. Хотя есть подозрение, что компактные пищалки для коаксиалов выбираются из соображений, связанных не совсем с акустикой. Уж больно удобная отмазка появляется: поставили пищалку поменьше, чтобы уменьшить отражения. И как-то совершенно об этом производители забывают, когда ВЧ-узел коаксиала содержит две мелкие пищалки на обширной общей платформе в центре диффузора.

Думается, что те же соображения ставятся во главу угла, когда мидбасы снабжаются легковесными магнитами. Как результат, электрическая и полная добротность растут, а чувствительность падает. Примечательно, что в нынешнем тесте нам лишь однажды встретились мидбасы с «полуящичной» добротностью менее 0,6. Зато четыре раза (то есть в каждом третьем случае) попались головки с добротностью выше единицы, иной раз - сильно выше. Допускаю, впрочем, что выбор небольшого магнита связан не только со стремлением сэкономить. Дело ещё в том, что изготовители ориентируются на не самые взыскательные вкусы - типа «чтобы долбило нормально», и тут уже аудиофильская точность басов - вопрос пятый. Хотя, как писали в прежние времена, производитель должен вести за собой потребителя, а не следовать за ним… Ага, так можно договориться и до того, что ТВ должно воспитывать зрителя и прививать вкус к прекрасному. В общем, не удивляйтесь, что в сегодняшней группе совсем мало участников с оценкой за качество звука 9 баллов.

Тут надо учесть, что если в компонентной акустике хотя бы твитер может быть направлен на слушателя (или почти), то в коаксиалах обе головки смотрят на него «косо». Идея сделать акустику, у которой под углом 40 - 50 градусов к оси будет горизонтальная АЧХ, кажется разумной лишь на первый взгляд. Для начала нет таких пищалок (прямого излучения), у которых под углом 40 градусов была бы горизонтальная АЧХ выше 16 кГц. Во-вторых, мы воспринимаем не только прямое, но и отражённое излучение, причём в машине как раз ранних отражений очень много. Стало быть, если мы попытаемся вытянуть «горизонталь» под углом 40 градусов за счёт подъёма поверху, то неизбежно услышим тембровые искажения. Однако компромисс найти можно. Подъём поверху нужен, но не очень большой, в пределах 5 - 7 дБ (по оси излучения). Существенно сгладить остроту проблемы позволяют поворотные твитеры, но такие конструкции встречаются не так уж часто (видимо, не пользуются спросом). Промежуточный (и тоже отнюдь не бесполезный) вариант исполнения - это когда пищалка постоянно наклонена к оси мидбаса. При измерениях акустики с «наклонным» твитером мы монтируем её так, чтобы при измерении под углом 50 градусов твитер смотрел в сторону микрофона, то есть реально угол будет меньше на величину того самого угла наклона. Думается, это справедливо, иначе за что боролись, спрашивается?

Ещё одно небольшое замечание. Поскольку не без оснований считается, что коаксиальная акустика чаще другой используется без сабвуфера, при прослушивании мы проводили своеобразный «бочка-тест»: проверяли, как акустика справляется с воспроизведением басового барабана на хорошей громкости. Подавляющее большинство участников этот тест прошли, но у двоих-троих звучание «бочки» имело очень мало общего с тем, что в действительности было записано. В основном это те же, у которых были отмечены повышенные нелинейности на басах.

Теперь коротенько перечислим те особенности конструкции коаксиальной акустики, которые будут приняты по умолчанию. Супертвитер (а таковые встречаются в наиболее доступных моделях коаксиалов) считается пьезокерамическим с купольной мембраной. У твитера тип мембраны - сбалансированный купол. Чтобы понять, до какой степени он «сбалансирован», то есть насколько далеко он отошёл от чистого купола, мы, кроме полного диаметра мембраны, приводим и размер купольной части. У мидбаса штампованный диффузородержатель и резиновый подвес шириной 9 - 10 мм. Рамка защитной решётки монтируется сверху, на внешний обод корпуса, и дополнительную преграду на пути акустического короткого замыкания не создаёт. Диаметр звуковой катушки 1 дюйм, по-старому будет 25 мм с небольшим. Высота магнита 15 мм. Для соединения с акустическим кабелем служат контакты под проверенные временем «лопаточки». Единственный фильтрующий элемент - неполярный электролит - установлен на обойме пищалки.

Ну что же. Начинаем осмотр материала для пересадки.

МЁД & ДЁГОТЬ

Наибольшее число баллов набрала интересная компания: MB Quart и Morel. Но поскольку Morel получил один из своих победных баллов за звучание, то он и становится «Лидером» - такова утверждённая система приоритетов. MB Quart сегодня «Фаворит», получается так. Остальные преследователи отстали от победителей на два балла. Это JVC, Art Sound и Magnat. Заметим: здесь они перечислены в порядке выступления в тесте, это же означает - в порядке возрастания цены. При этом нельзя не отметить: появление в этой компании динамика JVC (при всём уважении) - факт не самый ожидаемый. Тем не менее - факт, который мы подтверждаем «Рекомендацией» всем троим.

Каждый автовладелец несчетное количество раз оказывается перед сложнейшим выбором: сэкономить на автоначинке или приобрести лучшее, пробив дыру в бюджете. Когда речь идет об автоакустике, коаксиальные и компонентные системы способны заставить долго балансировать, изучая преимущества и недостатки обеих и взвешивая предпочтения. Но серьезно подойти к выбору можно только тогда, когда именования — не набор букв, а о многом говорящие термины. Итак, коаксиальная и компонентная автоакустика: с чем их едят и что от них слышат.

Определение

Коаксиальная автомобильная акустическая система представляет собой единую конструкцию динамиков: на оси с низкочастотным расположены и высокочастотные. Бывают двухполосными и трехполосными, и разделение это осуществляется посредством встроенного в конструкцию кроссовера.

Компонентная акустическая система представляет собой разночастотные динамики, разнесенные отдельно.

Сравнение

Принципиальная разница между коаксиальной и компонентной акустикой состоит в расположении источника звука в пространстве салона автомобиля. Единая конструкция коаксиальных систем делает звук узконаправленным, поэтому такие динамики часто устанавливают как дополнение — в зону задних сидений, например, тогда как на переднем фронте действует компонентная система. Последняя источник звука разбрасывает по салону — своего рода суперсурраунд получаем на выходе, однако здесь есть подвох: каждый высокочастотный, низкочастотный и среднечастотный динамик воспроизводит звук из своей “точки”, так что акустическая картина весьма неоднородна. Однако объединение динамиков в коаксиале создает эффект смешения частот, от чего звук теряет чистоту. Для небольших автомобилей компонентная акустика не подходит, так как в ограниченном пространстве разницы с коаксиальной не будет.

Компонентная акустика Philips

Помимо разброса динамиков, чисто техническое отличие коаксиальной от компонентной системы кроется в кроссовере, выполняющем роль фильтра частот. В коаксиальных системах он встроенный (за исключением некоторых моделй hi-end сегмента), в компонентных — внешний.

Еще один ключевой момент в процессе сравнения коаксиальной и компонентной акустики — способ установки. То, что стоит в авто “с завода” — чаще всего акустической системой зовется с натяжкой. И коаксиальная, и компонентная система в салоне автомобиля — дело если не рук, то трат автовладельца. Для установки первой не требуются специальные знания и технологии, и делается это чаще всего самостоятельно. Компонентная система предполагает установку динамиков в соответствии с правильными акустическими зонами, оборудование полочек и применение шумоизоляции. Кроме того, многое зависит и от магнитолы: чем ниже уровень техники, тем бесполезнее возня с компонентными системами, которые просто не смогут дать качественный звук. Впрочем, если вы не заядлый меломан, и в дороге вас сопровождает немудреный шансон или дискотека 90-х, а то и радио — компонентная система будет лишней обузой, и разницы с коаксиальной, опять же, просто не ощутите.

Решающим фактором для многих автовладельцев может стать стоимость самой акустики, не говоря уже об оплате ее технического сопровождения. Эта категория сравнения доступна всем и арифметически проста: коаксиальные системы обычно дешевле компонентных. Исключение составляют разве что системы-трансформеры, превращающие компонентные в коаксиальные посредством специальных креплений.

Выводы сайт

  1. В коаксиальных системах разночастотные динамики объединены, в компонентной — автономны.
  2. Коаксиальные системы дают узконаправленный звук.
  3. Кроссовер (частотный фильтр) в коаксиальных системах встроенный, в компонентных — внешний.
  4. Компонентная система сложнее в установке и требует соблюдения ряда условий.
  5. Коаксиальная акустика дешевле компонентной.