Введение в HTML5.

От автора: привет друзья! В данной статье я хочу немного рассказать вам про html5. Рассказать, что такое html5, что в нем нового. Какие новые возможности он предоставляет разработчикам. HTML5 очень широкое понятие. И некоторые технологии, которые называют в HTML5, вообще говоря, не являются html5, но обо всем по порядку…

Первое - это стандарт HTML5, документ, лежащий на сайте W3C, в котором описаны все новые теги, атрибуты, новые API, и ряд сопутствующих документов, в которые вынесены некоторые дополнительные детали, вроде API для Canvas.

Второе - это «большой», маркетинговый, трендовый HTML5, зонтик для целого поколения новых технологий, включающий как непосредственно спецификацию HTML5, так и множество модулей CSS3, различные API для JavaScript, да и сам новый стандарт для JavaScript - ECMAScript5.

Рассмотрим некоторые ключевые особенности html5:

Он более простой, более простая структура элементов на странице, что упрощает создание и отладку кода.

Он предоставляет стандартные элементы для медиа объектов, которые ранее требовали установки отдельных плагинов, которые приходилось постоянно обновлять.

В нем есть своя интеграция с интерфейсами, которые могут понадобиться в современных приложениях. Как пример можно привести геолокацию, которая позволяет браузеру определить местоположение пользователю (его координаты). Ранее это можно было сделать только через GPS.

Что дает HTML5?

Для разработчиков html5 помогает писать понятный семантический код. Позволяет управлять многими процессами на странице своими стандартными методами, без использования javascript или сторонних плагинов и сервисов. Это означает, что решаются некоторые проблемы кроссбраузерности, поскольку браузеры одинаково реализуют новые возможности.

Также html5 делает удобной работу в сети и для обычных пользователей. Например, увеличивается скорость работы, использование браузера становится более удобным. Для того, чтобы смотреть ролики из youtube не нужно устанавливать дополнительные плагины и постоянно обновлять их.

Цели HTML5

Кратко цели html5 можно назвать так:

Ликвидация плагинов, таких как Flash, для общих функций, которые необходимы каждому. Построить собственную поддержку для таких вещей, как аудио, видео и т.д.

Снижение потребности в JavaScript и дополнительном коде, благодаря использованию новых html5 элементов.

Обеспечение согласованности между браузерами и устройствами.

Сделать все это настолько прозрачным, насколько это возможно.

Новые возможности HTML5

Новых функциональных возможностей в html5 очень много. Сегодня даже самые последние версии современных браузеров поддерживают полностью все функции html5. Поэтому в данной статье мы рассмотрим лишь основные возможности html5.

Новые элементы html5

Новые элементы html5 позволяют быстрее создавать разметку для страницы, она становиться проще, более понятна и упрощается процесс отладки. Вот некоторые новые теги:

и

для любых видов меню

для сайдбаров или связного контента

для статей

практически то же, что и div

и теги позволяют проигрывать видео без плагинов

для рисование на странице использую javascript

для вставки внешнего контента на страницу

Наряду с тем, что появились новые теги часть существующих тегов в HTML5 приобретает новое значение. Так, если раньше выбор между i и em (аналогично b и strong) был чаще в пользу более короткого написания, то сегодня это теги с различной смысловой нагрузкой, даже если по умолчанию они имеют одинаковое представление курсивом или жирным начертанием.

Другая часть нововведений касается непосредственно вопросов доступности: здесь, прежде всего, речь идет об aria- и role-атрибутах, позволяющих разметить предназначение и роли контента. Эта информация впоследствии, к примеру, может использоваться программами для чтения с экрана (screen reader).

Надо сказать, что обеспечение доступности не самая тривиальная задача, и в HTML5 чуть ли не впервые уделено столь большое внимание этому вопросу.

Еще одним преимуществом html5 является наличие в нем продвинутых функций, включая интеграцию API. Это упрощает написание кроссбраузерного кода на javascript для сложных приложений. Вот некоторые из них:

Audio and video позволяет проигрывать видео в браузере без плагинов.

Geolocation: определяет положение посетителя.

Drag and drop: например, для загрузки файла перетаскиванием его в браузер.

Application cache: обеспечивает поддержку открытия сайтов offline.

Web workers: запускает JavaScript в фоновом режиме

Server sent events: позволяет серверам обновлять веб-страницы в браузере после того, как они уже были загружены, проще и эффективнее, чем AJAX и JavaScript.

Offline data storage: позволяет хранить данные локально в браузере, независимо от cookies

Примеры использования html5

Давайте посмотрим на html5 в действии! HTML5 позволяет создавать новую, более простую и чистую разметку для страниц. Код становится более контентоориентированным и его проще читать и понимать. Вот пример простой веб-страницы на html5:

Page Title

  • Nav Link 1
  • Nav Link 2
  • Nav Link 3
  • Article Header

    Etiam pretium odio eu mi convallis vitae varius neque pharetra. Nulla vestibulum nisi ut sem cursus sed mattis nisi egestas.

    Article Subhead

    Vestibulum lacus erat, volutpat vel dignissim at, fringilla ut felis.

    Sidebar Content

    Copyright Your Name Here 2014. All Rights Reserved.

    < ! doctype html >

    < html lang = "en" >

    < head >

    < meta charset = "utf-8" >

    < title > < / title >

    < meta name = "author" content = "" / >

    < meta name = "description" content = "" / >

    < link rel = "stylesheet" href = "assets/css/style.css" / >

    < ! -- [ if lt IE 9 ] >

    < ! [ endif ] -- >

    < / head >

    < body >

    < header >

    < h1 > < a href = "/" > Page Title < / a > < / h1 >

    < nav >

    < ol >

    < li > < a href = "" > Nav Link 1 < / a > < / li >

    < li > < a href = "" > Nav Link 2 < / a > < / li >

    < li > < a href = "" > Nav Link 3 < / a > < / li >

    < / ol >

    < / nav >

    < / header >

    < article >

    < h1 > Article Header < / h1 >

    < p > Etiam pretium odio eu mi convallis vitae varius neque pharetra . Nulla vestibulum nisi ut sem cursus sed mattis nisi egestas . < / p >

    < h2 > Article Subhead < / h2 >

    < p > Vestibulum lacus erat , volutpat vel dignissim at , fringilla ut felis . < / p >

    Люди, плохо знакомые со сферой веб-дизайна, часто слышат слово “разметка” и задаются вопросом, что оно означает и как отличается от более широко известного термина “код”. В основном язык разметки предназначен для обработки, определения и представления информации о тексте; теги стилей и текстовые аннотации записываются в файлах стилей, чтобы упростить работу с текстом для компьютера. Исторически сложилось, что термин “разметка” произошел от английского marking-up , а сам процесс от manuscript marking-up – процесса разметки рукописи перед отдачей ее в печать. Здесь речь пойдет о наиболее часто используемом языке разметки – HTML. Несколько лет назад для этого языка было выпущено обновление под названием HTML5. В этом руководстве мы расскажем, что такое HTML5 и поведаем о различиях между HTML и HTML5.

    Что такое HTML?

    HTML можно назвать основным языком Всемирной паутины. Большинство веб-страниц, размещенных в Интернете, написаны в какой-либо из вариаций HTML. С помощью него разработчики определяют то, как мультимедиа, текст или гиперссылки будут отображаться среди другого контента в браузере. Начиная от элементов, которые устанавливают связи с вашим документом (гипертекстом), до элементов которые делают эти документы интерактивными (например формы) – все это является составными частями HTML.

    Стандарт HTML был разработан W3C или Консорциумом Всемирной Паутины в 1997 году. В HTML для определения структуры текста используются теги; теги и элементы выделяются с использованием символов < и >. Вот лишь некоторые из примеров для ранее упомянутых тегов – это заголовки, таблицы, абзацы и т. д. В свою очередь, браузеры отвечают за визуализацию содержимого страницы с помощью этих тегов. HTML не был единственным стандартом веб-разработки. В первые дни развития Интернета все теги контента и стили присутствовали на одном гигантском, громоздком (и довольно сложном) языке. Со временем W3C пришла к решению о необходимости разделения контента и стиля страницы; Это привело к созданию таблиц стилей или CSS. В настоящее время теги, которые используются для определения стиля текста (например FONT), нежелательны и почти не используются, на их место пришли таблицы стилей и только теги определения содержимого (например H1) по-прежнему составляют ядро ​​HTML.

    С течением времени в HTML было много обновлений, и в настоящее время его новейшей версией является HTML5. HTML5, конечно прежде всего является языком разметки, но он приобрел множество функций в отличии от HTML и устранил некоторые из строгостей, присутствовавших в XHTML. Хотя HTML5 обновляется практически каждый день, однако новых выпущенных пронумерованных выпусков нет. Основным различием между HTML и HTML5 может стать то, что ни аудио, ни видео не являются составной частью HTML, тогда как они оба могут рассматриваться как неотъемлемые части HTML5.

    Чтобы полностью ответить на вопрос что такое HTML, нужно затронуть и этапы его развития. Так как с течением времени он неоднократно изменялся.

    Единственной постоянной вещью в области информационных технологий является то, что периодические обновления и изменения неизбежны. Ни один язык не может избежать обновлений или новых выпусков. HTML не является исключением. HTML5 был выпущен с целью улучшения работы Всемирной паутины как для разработчиков, так и для обычных пользователей. Как уже упоминалось, самым большим преимуществом, которое имеет HTML5 над своим ненумерованным предшественником, является то, что у него есть поддержка аудио и видео высокого уровня, которая не была частью спецификации в предыдущих HTML. Другие различия между HTML и HTML5:

    • SVG, canvas и другая виртуальная векторная графика поддерживаются в HTML5, тогда как в HTML использование векторной графики стало возможным только при использовании его в сочетании с различными технологиями, такими как Flash, VML, Silver-light и т.д.
    • HTML5 использует базы данных SQL и кеш приложений для временного хранения данных, тогда как в HTML для этого используется только кэш браузера.
    • Еще одно отличие между HTML и HTML5, о котором стоит упомянуть: первый не позволяет запуск JavaScript в коде (вместо этого он работает в потоке интерфейса браузера), тогда как последний обеспечивает полную поддержку JavaScript для запуска в фоновом режиме.
    • HTML5 не основан на SGML, и это позволяет ему иметь улучшенные правила синтаксического анализа, которые обеспечивают улучшенную совместимость.
    • В HTML5, в тексте могут использоваться встроенные MathML и SVG, тогда как это невозможно в HTML.
    • Некоторые из устаревших элементов были полностью удалены: isindex, noframes, acronym, applet, basefont, dir, font, frame, frameset, big, center, strike, tt.
    • HTML5 поддерживает новые виды элементов управления, к примеру, dates and times, email, number, range, tel, url, search и т.д.
    • В HTML появилось много новых элементов. Вот некоторые из самых важных: summary, time, aside, audio, command, data, datalist, details, embed, wbr, figcaption, figure, footer, header, article, hgroup, bdi, canvas, keygen, mark, meter, nav, output, progress, rp, rt, ruby, section, source, track, video.

    Основные преимущества HTML5 для разработчиков

    HTML5 предоставляет для разработчиков больше гибкости при разработке дизайна сайтов, и в этой сфере есть значительные улучшения, о которых стоит упомянуть:

  • Постоянная обработка ошибок:
  • Большинство браузеров поддерживают парсинг структурно или синтаксически неправильного HTML кода, но до недавнего времени для этого не было стандартного процесса. Это означает, что разработчикам новых браузеров необходимо производить тесты неверных HTML документов для создания более улучшенного процесса обработки ошибок. Постоянная обработка ошибок в HTML5 сыграла в этом процессе огромное значение.

    Улучшенные алгоритмы парсинга, которые используются в HTML5 имеют неоценимые преимущества. Исследования показывают, что около 90% сайтов могут содержать некорректно написанный код, поэтому очень важно обрабатывать эти ошибки. Кроме того, присущая HTML5 обработка ошибок сохраняет разработчикам много денег и массу времени.

  • Улучшенная семантика для элементов:
  • Для упрощения и улучшения понимания кода были внесены улучшения в семантические роли различных существующих элементов. Section, article, nav и header – это новые элементы, которые заменили большинство из ныне устаревших div элементов. Это сделало процесс обработки ошибок менее сложным.

  • Расширенная поддержка функций веб-приложений:
  • Одной из главных целей HTML5 было создание возможности функционирования браузеров в качестве платформы для приложений. Веб-сайты в прошлом были намного менее сложными, но со временем громоздкость возрастала. HTML5 предоставляет разработчикам расширенный контроль над производительностью своих сайтов. Раньше разработчикам приходилось использовать обходные пути, поскольку многие серверные технологии и браузерные расширения отсутствовали. Теперь, при использовании HTML5 нет смысла использовать какие-либо JS или Flash расширения (как это было в HTML4), поскольку в HTML5 присутствуют элементы, которые обеспечивают все эти функции.

  • Создание мобильных сайтов стало проще:
  • Даже сегодня, создание мобильной версии сайта, это головная боль для разработчика. Увеличение популярности смартфонов в последние десятилетия создало необходимость в улучшении стандартов HTML. Сегодня пользователи хотят иметь доступ к веб-ресурсам в любое время и с помощью любого устройства, что накладывает определенные обязательства на разработчиков. HTML5 сделал в этом плане значительные улучшения, благодаря тому, что код HTML5 теперь лучше поддерживается маломощными электронными устройствами, такими как смартфоны и планшеты.

  • Элемент canvas:
  • Одной из самых обсуждаемых особенностей HTML5 является элемент . Внедрение этого уникального тега произвело огромное влияние на Adobe Flash. Несмотря на то, что многие сайты до сих пор используют Flash, все больше людей склоняются к использованию HTML5, именно поэтому есть основание полагать, что Flash в ближайшем будущем полностью устареет.

    Используя элемент canvas разработчики могут рисовать с помощью скриптов (например JavaScript) графические изображения с применением различных цветов. Стоит упомянуть, что canvas это обычный графический контейнер и для показа изображения необходимо выполнение скрипта. Вот пример использования JavaScript в сочетании с canvas:

    var c = document.getElementById(“TestCanvas”); var context = c.getContext(“2d”); context.fillStyle = “#FF0000”; context.fillRect(0,0,140,75);

  • Элемент m enu :
  • Недавно добавленные элементы и являются составными частями интерактивных элементов, однако, они не очень популярны в сообществе разработчиков. Несмотря на это, эти два элемента могут быть использованы для обеспечения более лучшей интерактивности на странице.

    Тег используется для простоты предоставления команд меню на мобильных приложениях и приложениях рабочего стола. Здесь показано возможное применение тега :

    Hello!

  • Настраиваемые атрибуты данных :
  • Добавление пользовательских атрибутов было возможно и до появления HTML5, но оно было связано с определенным риском, к примеру, в HTML4 пользовательские атрибуты могли приводить к остановке рендера страницы или что еще хуже, могли стать причиной неправильной работы документа. Атрибут data-* в HTML5 поставил точку в решении этой часто встречающейся проблемы. Этот атрибут имеет несколько предназначений, но основной целью его введения было хранение дополнительной информации о разных элементах. Теперь, благодаря этому атрибуту могут быть включены пользовательские данные, что дает разработчикам больше возможностей сделать привлекательные и эффективные страницы, без лишних запросов на сервер или вызовов Ajax.

  • (Возможное) прощание с Cookies:
  • Поддержка локального хранилища стала важным дополнением к HTML5. До появления HTML5, если разработчики хотели хранить что-либо на стороне пользователя, им приходилось использовать файлы cookie. Однако файлы cookie могут содержать лишь небольшой объем данных (не говоря уже о том, что все их ненавидят), это прибавило добавлению объекта localStorage в HTML5 еще больше преимуществ. Объект localStorage является частью глобального пространства имен и при использовании скриптов может быть доступен из любого места.

    Шпаргалка HTML5

    Если вы еще не знаете что такое HTML5 и с чем его едят, шпаргалка может быть отличным подспорьем при его изучении. Используйте приведенную ниже таблицу стилей HTML, для более продуктивного начала работы с HTML. Эта шпаргалка показывает наиболее часто используемые теги HTML.

    Преимущества HTML5 для обычного пользователя

    HTML5 привел к сдвигу устоявшейся модели программирования как для разработчиков, так и для обычных пользователей. Приведем примеры нескольких преимуществ для обычных пользователей:

  • Мобильные браузеры теперь работают более стабильно, чем стандартные приложения. До появления HTML5 ситуация была иная.
  • Сегодня ставка на адаптивные сайты (дружелюбные к мобильным устройствам) очень высока, так как почти 30 процентов пользователей мобильных устройств не хотят загружать специальные приложения. Это стало еще одним преимуществом HTML5, к примеру, если пользователь хочет использовать услуги компании, но не хочет загружать специальное приложение, он может просто зайти на сайт компании, чтобы сделать это.
  • Искоренение необходимости использования Adobe Flash позволяет разработчикам обеспечить более эстетичный пользовательский интерфейс. Использование JavaScript и MPEG4 в сочетании с HTML5 сделало жизнь пользователей намного лучше.
  • Возможность поддержки собственных аудио и видео элементов означает, что пользователям не придется загружать дополнительные плагины для просмотра мультимедиа на вашем сайте. Поддержка мультимедиа, предоставляемая HTML5, является одной из самых значимых причин, по которой он используется намного чаще чем HTML.
  • Заключение

    Вряд ли новая версия любого языка может быть хуже предшественника и HTML5 не является исключением. С каждым годом разработчики узнают новые способы использования HTML5. Кроме того, ожидается, что в ближайшее время изменение затронет и социальные сети.

    Несмотря на то, что волна изменений уже настигла многих разработчиков по всему миру, ожидается, что в ближайшие годы HTML5 еще более расширит свое влияние. Очень важно адаптироваться и узнать что такое HTML5 сейчас, чтобы максимально использовать возможности современных браузеров.
    Если вы хотите оптимизировать ваш HTML код, вы можете посетить .

    В этой статье из раздела "для новичков" мы в простых словах поговорим о пятой версии языка HTML, которая в настоящее время находится в процессе разработки. Однако, несмотря на то, что HTML5 еще далек от совершенства, его работоспособность уже признана повсеместно.

    Как известно, HTML (HyperText Markup Language ) - это язык разметки веб-страниц. Его главная задача - интерпретация передаваемой по сети информации в виде читабельного контента. Посредством HTML мы видим интернет именно таким, какой он есть на сегодняшний день, т.е. красивым, цветастым и многогранным. Ну а появление новой версии HTML - это бесспорно великое событие, которое еще долгое время будет будоражить умы интернет сообщества.

    Давайте же, для начала, остановимся на отличиях пятой версии от четвертой - разумеется, сделаем мы это кратко, дабы уложиться в формат ликбезного материала.

    Первым делом следует отметить тот факт, что HTML4 был полностью закончен в конце 90-х годов, а работа над HTML5 началась относительно недавно - где-то в 2005-м. Разработчики новой версии HTML основное внимание сконцентрировали на вопросе совместимости новинки со всеми популярными на сегодняшний день типами браузеров - как следствие, никаких сверх революционных перемен в плане демонстрации веб-страниц не произошло, но, зато, потенциальные способности отображения контента были расширенны.

    К примеру, в HTML5 можно наблюдать определенное количество новых элементов - появились section, nav, header, article и footer . Напомним, что ранее существовал только один элемент - div . Стандартный img , теперь дополнен тэгами audio и video . Один из самых важных атрибутов id дополнен tabindex и repeat . Помимо этого полностью упраздняются давно вышедшие из моды элементы типа font, center и т.п.

    Поскольку главный упор сделан именно на бесконфликтность новой версии языка с движками старых браузеров, то предусмотрена возможность полного игнорирования такими просмотрщиками правил отображения заданных в HTML5, что ни в коем случае не сказывается на качестве визуализации загруженного контента.

    Теперь давайте немного остановимся на структуре и разметке языка HTML5.

    Как известно, старая версия полностью опиралась на элемент div . Иными словами, все, что было связанно с сайдбарами, навигационными панелями, менюшками, разделами и т.п. подчинялось именно этому элементу. В HTML5 появились альтернативные варианты, что, вне всякого сомнения, сделало структуру веб-страницы более наглядной и функциональной.

    • header (не путаем с head) - можно задавать не только заголовок страницы, но и подзаголовки;
    • nav - элемент предназначен исключительно для ссылок навигации, что в высшей степени удобно при создании внутристраничной навигации по сайту, а так же и для межстраничных переходов.
    • section - данный элемент интерпретируется как секция общего пользования. Допустим, его можно использовать тогда, когда требуется в заранее определенном блоке текста задать специальный заголовок или параграф.
    • article - посредством этого элемента можно задать независимые зоны текстового наполнения страницы. К примеру, выделение важных публикаций из архива, трансляция текущих новостей, последние сообщения на форуме и т.д. и т.п. Помимо этого, элемент article можно использовать и в обычном режиме - т.е. определять им весь контент страницы.
    • footer - самый нижний элемент страницы или же "завершающий блок секции". Представляется в виде колонтитула. Там могут размещаться информационные сообщения касательно вышеопубликованного контета (например, копирайты) и т.п. вещи.
    Теперь несколько слов про новшества, которые касаются элементов блокового уровня. Таких новшеств замечено несколько:
    • aside - этот контейнер можно использовать для материалов, которые считаются вспомогательными. К примеру, цитаты, сноски отделенные от основного повествования, колонки с пояснительным текстом и т.п.
    • dialog - контейнер, позволяющий красиво оформить диалог.
    • figure - контейнер, позволяющий описать любое графическое изображение с текстовой подписью.
    А как насчет нескольких слов касательно мультимедийных элементов?

    В принципе, уже давно ожидалось, что такие элементы рано или поздно появятся - и вот, на сегодняшний день, мы уже имеем video и audio . Основная задача этого новшества - более тесная интеграция мультимедийного контента с основной частью веб-страницы.

    Другой момент - посредством этих элементов отпадает потребность в использовании сторонних продуктов (плагинов) для просмотра и прослушивания мультимедийного контента.

    Касательно интерактива, HTML5 тоже не остался в долгу - тут тоже появились новые элементы. Вот некоторые из них:

    • details - посредством этого элемента можно паковать необязательную информацию.
    • datagrid - используется для демонстрации данных таблицы. От стандартных таблиц отличается тем, что посетитель страницы может самостоятельно управлять отображением информации, т.е. убирать таблицу, перемещать колонки и т.п.
    • menu, command - элементы, которые непосредственно относятся к визуальному представлению всех менюшек имеющихся на сайте.
    Еще одно новшество - это элементы отвечающие за уровень текста. К примеру, в новой версии можно задавать такие параметры, как, скажем, прогресс какого-либо процесса (progress ), динамическое отображение времени (time ), дат и т.п.

    Ну и в заключение парочка слов про новшества связанные с API!

    Первым делом бросается в глаза расширение существующих DOM интерфейсов и добавление новых API - данные можно хранить в браузере, реализована технология Drag-and-drop, стало доступным рисование в онлайне и т.д.

    Думается, что на этом мы поставим точку, т.к. наша цель была просто познакомить начинающего веб-мастера с новой технологией и не в коем случае не загружать его технической, сложно перевариваемой информацией. Если вас действительно интересует структура нового языка HTML5 и вы готовы приступить к его изучению, то без труда нагуглите огромное количество полезных материалов!

    что такое seo - введение в seo seo термины - обзор терминов и понятий, непосредственно касающихся c seo полезные термины - обзор терминов и понятиев, связаных с seo

    В последние несколько лет ведется активная разработка HTML5. Инновационный язык разметки гипертекста должен разом решить все проблемы и вопросы, связанные с проектированием и разработкой веб-сайтов.

    Правда, до последнего момента так и не было заявлено о завершении работ и достижении успешного результата. Чтобы лучше понять, что такое HTML5, полезно обратиться к истории и проанализировать результаты предыдущих этапов поиска идеального кода. Несмотря на незаконченность работы, все больше появляется HTML5-сайтов.

    HTML1 и HTML2

    Первые версии были очень несовершенны, да к тому же не стандартизированы. Каждый дизайнер писал код, как ему казалось лучше. Поэтому сайты часто неадекватно отражались в разного типа браузерах. Поэтому от этих языков очень быстро отказались.

    HTML3.0

    Третья версия уже приобрела некий единообразный формат и позволяла делать сайты приличного качества. Однако были и серьезнейшие проблемы. Например, в HTML3 все форматирование и выравнивание делалось в рамках самого кода станицы.

    На странице размещалась и графика и скрипты. Это сильно увеличивало вес веб-страниц и серьезно замедляло загрузку сайта. Постепенно представление о качественном сайте существенно расширилось. Потребовалась гораздо большая интерактивность и медийные возможности. Пользователи интернета стали гораздо более взыскательными к возможностям веб-проекта.

    HTML4.1

    Считается самым совершенным вариантом. Все внутреннее форматирование было вынесено в каскадные таблицы стилей, работающие по принципу стилей в MS Word. Кроме того, сами таблицы было принято выносить за пределы страниц и размещать в отдельных директориях. Введение в действие CSS привело к достижению соответствия внешнего вида страницы в браузере задумкам веб-мастера.

    Отдельно стали располагаться графические и программные элементы. Все это привело к значительному снижению веса кода и ускорению работы сайтов. Людям такая ситуация понравилась и до сегодняшнего дня большая часть сайтов сделана именно на HTML4.1.

    XHTML и DHTML

    Довольно сомнительные попытки сделать сайты более стандартными и динамичными. Сложности кодирования и чрезмерная строгость языка не способствовали широкому распространению этих версий.

    Истоки появления HTML5

    Появились мобильные компьютеры, экраны стали сенсорными. При этом каждый производитель устанавливает на своих девайсах операционную систему собственной разработки. Пользователи привыкли пользоваться компьютерами не просто как электронной пишущей машинкой, а как многофункциональными медиа-развлекательными центрами. Общение по видеотелефонии через интернет стало массовым явлением.

    Поэтому от нового кода требовались современные условия.

  • Обеспечить кроссплатформенность, одинаковость отображения во всех типах браузеров.
  • Сайт должен быть одинаково хорошо читаем в десктопах, смартфонах и планшетах любых производителей.
  • Приспособленность к сенсорному управлению для мобильных компьютеров.
  • Способность воспроизводить видео без помощи Flash–плейера. Многие планшеты вообще не поддерживают эту технологию.
  • Возможность открывать документы разных форматов без дополнительных приложений, которые необходимо устанавливать на компьютер.
  • Повысить быстродействие сайтов. Что особенно важно для мобильного интернета, который обеспечивает меньшую скорость.
  • Сделать сайты динамичными и интерактивными. Современный пользователь желает общаться с интернет-ресурсом почти как с человеком.
  • Короче говоря – HTML5 должен удовлетворить самые изысканные вкусы пользователей и позволить разработчикам легко и просто делать великолепные веб-сайты.

    Насколько успешно идут работы по созданию самого совершенного и стандартного языка гипертекста? Такие сайты действительно многое могут. Если у вас нет Flash-плейера, сайт сам это понимает и предлагает просматривать видео и слушать музыку с помощью своих возможностей.

    HTML5–сайты на самом деле стали очень шустрыми. Что касается динамических возможностей и интерактивности, большинство пользователей интернета привыкли пользоваться всеми этими прекрасными вещами уже на подсознательном уровне.

    Люди просто пользуются удобствами современных технологий, не вспоминая, что так было далеко не всегда. Вполне возможно, что затянувшаяся разработка HTML5 так никогда и не закончится.

    Интернет и компьютеры так быстро совершенствуются, что достаточно тяжело предвидеть будущее. Возможно, появятся такие возможности компьютеров, о которых сегодня никто и не подозревает. Сегодня голосовой набор текста представляется почти чудом, а ведь специалисты прогнозируют, что буквально через пять лет никто не будет пользоваться клавиатурой и мышью. Возможно, компьютеры научатся читать мысли человека и понимать его желания.

    Все вы наверняка хоть что-то слышали о HTML5 – новой версии языка разметки страниц в интернете. Она до сих пор считается находящейся в разработке, хотя со времени официального утверждения действующей версии HTML4 прошло более пятнадцати лет – фактически всё время активного развития Всемирной сети. В чём же заключаются преимущества HTML5 и принципиальные его отличия от HTML4?

    1. HTML5 – новый подход к разметке: мультимедиа внутри

    В отличие от разработанного ещё в девяностых языка разметки HTML4, когда даже относительно несложный мультимедийный контент был слишком «тяжёлым» для подавляющего большинства пользователей интернета, в 2004 году, в котором фактически началась работа над новой версией стандарта, в Сети уже вовсю шло распространение аудио- и видеозаписей, как официальное, так и неофициальное. Хорошим тоном для веб-сайтов стало размещение на своих страницах анимационных фильмов и видеороликов, вошли в моду аудиоблоги-подкасты.

    Однако действующий стандарт не предусматривал описания мультимедийного контента средствами самого языка: для этого использовалась функция вставки некоего объекта («object»), возможность воспроизведения которого зависела от того, установлены ли в браузере клиента совместимые с таким контентом дополнительные плагины третьих разработчиков.

    Говоря о подобных плагинах, мы прежде всего имеем в виду Adobe Flash, QuickTime или менее распространённые Real Player и Silverlight. Всё это – «надстройки», дополнения к браузерам, не являющиеся их составной частью и выполняющие роль неких посредников, которые преобразуют загружаемый цифровой контент в видео и звук.

    Эта система до сих пор вполне работоспособна, однако отсутствие общепринятых стандартов приводит к тому, что на разных сайтах используются разные технологии, для просмотра их медиаконтента требуются разные плагины и, самое главное, поскольку такие плагины не входят непосредственно в составе браузера, необходима их отдельная установка.

    В стандарте HTML5, представляющем собой сочетание собственно HTML, а также CSS и JavaScript, изначально реализуется принципиально иной подход, в котором медиаконтент представляет собой неотъемлемую часть кода страницы. HTML5 обеспечивает единый стандартный способ описания (синтаксис) встраиваемого в страницы аудиовизуального контента.

    Для интеграции аудио или видео в HTML5 достаточно использовать простой набор тэгов, описывающих, какой тип контента вы намерены поместить («video» или «audio»), и обычные ссылки на соответствующие медиафайлы.

    Разумеется, у HTML5 есть и множество других нововведений, но это самое главное из них – изменение идеологического подхода.

    2. Проблема обратной совместимости: сначала HTML, потом плагины

    К сожалению, в мире остаётся значительная часть пользователей, у которых установлены устаревшие браузеры, вполне их устраивающие, но не поддерживающие все возможности HTML5. Прежде всего, речь идёт об Internet Explorer версии 8, до сих пор самой популярной для этого браузера. Последующие версии – IE 9 и 10 – уже практически полностью поддерживают HTML5. Что касается Chrome, Opera и Safari, то они уже в течение нескольких лет способны обрабатывать теги «video» и «audio».

    Тем не менее для обеспечения обратной совместимость в HTML5 сохраняется поддержка использования плагинов (тега «object»), но по схеме «сначала HTML, а потом уже плагины». Это означает, что браузер должен сначала осуществлять рендеринг страницы с использованием тегов «video» и «audio» – и лишь при невозможности сделать это применять код плагинов.

    Для обеспечения правильного функционирования такого подхода можно использовать одну из множества доступных библиотек JavaScript, часть из которых предоставляет полностью интегрированный программный интерфейс (API) для управления как HTML-контентом, так и встроенными объектами. Среди них, в частности, можно назвать Projekktor или программный видеоплеер Video.js , обеспечивающие полную совместимость как с HTML5, так и со старыми браузерами, в которых применяются плагины.

    3. Единый подход к десктопным и мобильным платформам

    Поддержка нового стандарта HTML5 обеспечивается и практически на всех современных мобильных устройствах, включая iOS, Android и Windows Phone, в чём заключается ещё одно его важное достоинство. Веб-мастеру уже не нужно размещать несколько версий медиаконтента для «полноценных» компьютеров и мобильных устройств. Известно, что iOS полностью несовместима с Flash, а ОС Android совместима лишь частично. В случае с HTML5 эта проблема полностью снимается.

    Кроме того, многие современные мобильные устройства поддерживают аппаратное декодирование видео в широко распространённом формате H.264, что вновь избавляет веб-мастеров от лишней работы и необходимости выкладывания видео в нескольких разных кодеках. Владельцы же таких устройств получают низкую нагрузку на систему и длительное время автономной работы.

    4. Поддержка разных форматов видео и звука

    Несмотря на то что HTML5 позволяет размещать на веб-страницах медиафайлы простыми стандартными тэгами, такие файлы могут быть закодированы в самые разные форматы и самыми разными кодеками. Между тем пока не существует какого-то стандартного сочетания формата (контейнера) и кодека, которое с равным успехом работало бы во всех браузерах и мобильных системах.

    Самые популярные контейнеры для интернет-видео – это AVI, MP4, FLV и WebM, а основных «сетевых» видеокодеков всего три: H.264, Ogg Theora и VP8. При этом каждому кодеку обычно (но далеко не всегда) лучше всего соответствует свой формат контейнера: H.264 – MP4, Theora – OGG, VP8 – WebV.

    Кодек H.264 сжимает видео с потерями, чтобы получить файл высокого качества, но небольшого размера. При этом спецификация предусматривает несколько профилей с разным качеством и степенью сжатия, чтобы на маломощные мобильные устройства можно было транслировать «лёгкие» файлы, а на десктопы с широкополосными доступом – более качественное видео.

    Хотя H.264 – коммерческий кодек, то есть предполагает лицензионные отчисления, он наиболее универсален: его встроенная поддержка есть в Internet Explorer, Chrome, Firefox, Safari, iOS и Android, а отсутствует лишь в Opera, где такое видео декодируется только через внешний плагин.

    Кодек Ogg Theora, изначально рассчитанный на системы под Linux, вначале тоже был коммерческим, но теперь лицензируется бесплатно. Встроенная поддержка имеется в браузерах Chrome, Firefox и Opera, в Internet Explorer и Safari доступен только через плагины.

    Кодек VP8, ориентированный на мобильные устройства, распространяется Google на условиях Open Source и обеспечивает качество, сходное с H.264, при меньшей сложности декодирования. Встроенная поддержка есть в Chrome, Firefox и Opera, а также в мобильных устройствах под управлением Android.

    Таким образом, чтобы обеспечить воспроизведение видеоконтента практически на всех существующих системах, достаточно выкладывать файлы в контейнерах MP4 в стандарте кодирования H.264 и в формате WebM с кодеком VP8. Поскольку изо всех современных десктопных браузеров встроенная поддержка H.264 отсутствует только в Opera, такие сочетания будут самыми универсальными.

    5. Существует обширная общедоступная документация

    Несмотря на то что HTML5 пока ещё не имеет статуса окончательного стандарта, его поддерживает подавляющее большинство современных браузеров и мобильных устройств. Потому не удивительно, что для веб-разработчиков уже существует обширная общедоступная документация – бо льшая часть которой, естественно, опубликована на английском языке.

    Кроме того, на русский язык переведено уже довольно много книг по HTML5, среди которых, например,