Невероятная история первого в мире программиста ады лавлейс. Самый первый программист в мире

Как называется ваша должность,…, или нет, даже не так. Как ваша должность должна называться?

На самом деле существует множество вариантов названий для тех, кто занимается программированием:

Разработчик ПО

Разработчик

Инженер по разработке

Старший разработчик ПО

Программист

Архитектор-разработчик

Архитектор программного обеспечения

Причем, фициальное название вашей должности и то, чем вы занимаетесь – это две разные вещи.

По большому счету, названия должностей ничего не значат. Разве не так? Ведь название должности абсолютно ничего не расскажет вам ни о работе, ни о человеке. В одних компаниях своих лучших программистов называют старшими разработчиками, в других людей с теми же обязанностями называют архитекторами-разработчиками, в других – просто разработчиками ПО.

Одни должности звучат более внушительно, однако, на деле название не несёт за собой никакой объективной информации.

Но по-прежнему кипят споры по поводу того, что означает та или иная должность, и как «айтишникам» самих себя называть. Все эти споры основаны на убеждении, что существует какое-то официальное ранжирование должностей, и что где-то в параллельной вселенной есть их определения. Разумеется, мы не говорим о квалификационных справочниках штатных расписаниях и должностных инструкциях)

Так как же «айтишникам» тогда называться? Как все привыкли - «Программистами»?

А если вы не просто программируете! Собираете и анализируете требования, делате макеты, пишите тесты … Так может быть,- разработчик ПО? А если вы этим занимаетесь долгое время и успешны - Ведущим Главным или Старшим Разработчиком ПО?

Вы большой человек, незаменимый работник, а не просто какой-то там - программист. Программист – это тот, кто пишет код, тушка кодера. А вы, чёрт побери, вам не тут!

В таком случае, ответьте на один вопрос - какие ваши навыки представляют наибольшую ценность?

И может оказаться, что большинству из тех, кто зарабатывает на жизнь программированием, надо признать - несмотря на множество других функций, которые вы исполняете, самое ценное ваше умение – именно написание кода.

Если вы возьмёте все обязанности старшего разработчика за исключением написания кода и передадите их кому-нибудь другому, как вы назовёте этого «кого-нибудь другого»? Скорее всего, бизнес-аналитиком или кем-то подобным. Вряд ли вы дадите ему гордое звание «Старший разработчик»?

Верно и обратное: вы можете отобрать у разработчика некоторые его обязанности, не связанные с кодом, и он всё равно останется разработчиком. Поэтому логично называть себя так, чтобы отразить свою главную функцию: программирование.

Кстати, Amazon считает термин «программист» правильным, разу уж наиболее обширная категория книг по запросу «Компьютеры и технология» называется именно «Программирование».

Если бы в каждой сфере должности называли исходя из того, чем человек занимается большую часть времени, мы бы получили следующее:

Старший Рассылатель Писем

Уговариватель Клиентов

Имитатор Бурной Деятельности

Инженер по Проведению Совещаний

Веб-Сёрфер

Корректор Неправильных Мыслей в Интернете

Возможно, вы не проводите 90% своего времени за написанием кода, однако именно это – ваше главное преимущество. Так какие есть причины называть себя как-то иначе помимо «программиста» или «кодера»?

Нет-нет, стоп. Ведь если я так скажу, все подумают, что я весь день программирую. Как же люди узнают, что у меня есть куча других полезных навыков?

Да никто и не думает, что программисты день напролёт кодят! Ведь вы не думаете, что адвокат каждый день проводит на судебных заседаниях блистательные защиты?

Неужели слова «старший разработчик программного обеспечения» или «инженер-архитектор баз данных» лучше описывают стопятьсот ваших обязанностей, чем простое слово «программист»? По крайней мере, слово «программист» понятно всем, даже тем, кто ничего не понимает в IT-сфере.

Всё это прах и тлен, не воспринимайте этот вопрос слишком серьёзно. И не идите немедленно к начальнику и не требуйте, чтобы он начал называть вас «программистом».)

Всего лишь не настаивайте на каком-то единственно правильном варианте названия. Всего лишь не исправляйте своих коллег, когда они называют себя разработчиками или архитекторами-разработчиками (хотя, кстати, если вы разрабатываете ПО, вы обязаны быть и хорошим системным архитектором. А если вы взмахиваете волшебной палочкой и рисуете ту архитектуру, которую должны воплотить в жизнь другие – простите, вы не программист и не разработчик).

Если кто-то вас спрашивает, кем вы работаете, просто скажите: «Я программист». Фраза «Я работаю инженером-разработчиком» обязательно приведёт к расспросам. И вам придётся отвечать на эти вопросы, чтобы в конце концов прийти к тому, что было сказано в первом абзаце – вы программируете, и вы программист.

По материалам simpleprogrammer.com

Не новость, что большинство всех сленговых словечек перешло к нам с английского языка. Те люди, которые далеки от IT-индустрии, но хорошо знают английский, смогут понять около половины этих слов. Для начинающего программиста этот словарь будет особо полезен, так как позволить немного окунуться в мир Айти.

Примечание: Здесь собрано 190+ слов . Просьба – если вы не нашли слово, которое, по вашему мнению, используется в обиходе программистов и просто людей из сферы IT или какое-то слово я неверно истолковал – сообщите об этом в комментариях, буду вам очень признателен.

Ава (или ещё «аватарка «, от англ. «avatar ») – графическое представление (картинка/фото/изображение) человека в Интернете/соц.сетях/мессенджерах/играх и т.д.

Админ (от англ. «admin ») – администратор.

Айди (от англ. «identificator ») – идентификатор.

Айпи (или ещё «Айпишник », «Айпи-адрес », от англ. «I nternet P rotocol Address») – уникальный адрес компьютера в сети Интернет. Этот адрес каждому компьютеру присваивает провайдер, который предоставляет устройству выход в Интернет.

Айти (или ещё «АйТи «, от англ. «IT » = «I nformation T echnologies») – информационные технологии.

Айти-евангелист (или ещё «IT-проповедник/пропагандист ») – человек, который занимается пропагандой (нередко профессионально) в сфере IT.

Айтишник (он же «айтишнег », «ойтишнег », «ойтишник ») – специалист в информационных технологиях. Нередко айтишниками называют всех программистов и просто продвинутых пользователей компьютеров и Интернета.

Ака (точнее a.k.a , от англ. «a lso k nown a s») – если дословно, то «ещё известен как». Другими словами, никнейм, псевдоним.

Аноним (или ещё «анонимус », «анон », от англ. «anonym/anonymous ») – человек, скрывающий своё настоящее имя.

Апгрейд (от англ «upgrade ») – обновление/модернизация аппаратного обеспечения (железа).

Апдейт (от англ «update ») – обновление/модернизация программного обеспечения (софта).

Апликуха (от англ. «application ») – прикладное программное обеспечение. Например: компьютерная программа, мобильное приложение.

Аутсорс (от англ. «outsource ») – передача предприятием/компанией выполнение определенной работы специалистам вне штата (фрилансерам или работникам других компаний). Например, есть специализированные конторы бухгалтеров, которые обслуживают десятки других команий на аутсорсе , не являюсь сотрудниками этих компаний.

Баг (от англ. «bug ») – ошибка в программе/коде, из-за которой результаты выполнения программы неправильные.

Бан (от англ. «ban ») – лишение или ограничение каких-либо прав пользователя (например: оставлять комментарии, просматривать определённые страницы и т.д.). Пожизненный бан — исключение пользователя из системы/игры/сайта/группы и т.д.

Батник командный файл с расширением.bat. Используется для работы с командной строкой в Windows.

Баян – шутка/информация, которая ранее уже была опубликована/известна.

Биткоин (от англ. «bitcoin ») – криптовалюта, электронная валюта, поколение цифровых денег, которые никем не контролируются и существуют только в Интернете.

Битый – нерабочий. Например, битые ссылки = ссылки, которые ведут на несуществующие страницы. Пользователю, при попадании на такую страницу, выведется ошибка 404 (Error 404).

Блокчейн (от англ. «blockchain ») – система учёта проводимых транзакций с криптовалютой.

Болванка – чистый, не записанный, компакт-диск.

Браузер (от англ. «browser ») – программа, с помощью которой можно просматривать веб-страницы или, другими словами, выходить в Интернет.

Буржунет – зарубежная (не русскоязычная) часть Интернета. Очень часто под этим термином подразумеваются англоязычные сайты из Европы и США.

Бэкап (от англ. «backup ») – резервное копирование. Создание резервной копии проекта/сайта/данных, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств/сбоя можно было бы вернуть всю систему в прежнее состояние. Хорошей практикой является регулярное обновление и хранение бэкапов в нескольких местах (не только на рабочем компьютере).

Бэкенд (от англ. «back-end ») – разработка «внутренней части» сайтов/программ/приложений. Та часть, которую мы не видим (то, что творится под капотом). Детальнее .

Валидный (от англ. «valid ») – корректный/действительный. Тот, который соответствует требованиям/условиям/правилам.

Варез (от англ. «warez ») – любая интеллектуальная собственность или программное обеспечение, которое свободно распространяется в сети Интернет, нарушая при этом права правообладателя.

Варезник – сайт, который распространяет варез (пиратское программное обеспечение, пиратские фильмы/музыку и т.п.). Обычно, термин «варезник» применяется к сайтам-файлообменникам.

Вебинар (от англ. «web based seminar ») – это семинар, презентация или лекция на определённую тему, которая проходит онлайн, в режиме реального времени, в Интернете. Под этим термином также подразумевают и запись вебинара, который проходил ранее.

Видюха (или ещё «видяха ») – видеокарта.

Виндоус (или ещё «Винда ») – операционная система Windows.

Виндузятник – пользователь операционной системы Windows (см. сарказм).

Винт (или ещё «хард ») – винчестер, он же «жёсткий диск», он же «HDD».

Воркшоп (от англ. «workshop ») – обучающее мероприятие для работников из определённой области деятельности (программистов, фотографов, дизайнеров и т.д.). Есть главный «ведущий» работник, который проводит обучение других. Есть задание и все работники, вместе с «ведущим», его выполняют, при этом общаясь и помогая друг другу.

Выёбщик – человек, работающий в IT/программировании с завышенным ЧСВ, который всегда выражает своё экспертное мнение, нередко в неподходящих случаях и не уважает мнения окружающих (очень часто даже не удосуживается их выслушать). Другими словами, выпендрёжник.

Галера – компания/предприятие/организация, в которой трудится программист. В основном галера применяется к компаниям, где практикуется плохое отношение к работникам.

Геймдев (от англ. «game dev elopment») – разработка/создание игр.

Геймер (от англ. «gamer ») – игрок.

Гиг – гигабайт.

Гик (от англ. «geek ») – человек, который хорошо разбирается в определённой сфере деятельности, являясь фанатиком своего дела. Сейчас под гиками очень часто подразумевают именно программистов.

Глюк – непонятный сбой, задержка, торможение процессов в программе/игре.

Говнокод – плохой код, в котором сложно разобраться и который сложно поддерживать/модифицировать/изменять.

Говнокодер – человек, который пишет говнокод.

Гребцы – работники галеры (компании).

Гуглить – искать информацию в поисковике Google.

Дебажить (от англ «debug/debugging ») – искать и исправлять ошибки в программе.

Девайс (от англ. «device ») – техническое устройство (ноутбук/смартфон/планшет/умные часы и т.д.).

Девелопер (от англ. «developer ») – разработчик.

Девелопмент (от англ. «development ») – разработка чего-либо: программ, приложений, игр и т.д.

Дедлайн (от англ. «deadline ») – крайний срок выполнения или сдачи проекта/задания/работы.

Дезигнер (от англ. «designer ») – дизайнер.

Демка (от англ. «demo ») – демонстрационная версия чего-либо, как правило, с урезанным функционалом или с пробным периодом использования.

Деплой (или ещё «задеплоить », от англ. «deploy ») – это развёртывание (перенос) программного обеспечения (исполняемого кода) на сервер или устройство, где оно будет работать.

Дефолтный (или ещё «по дефолту »,от англ. «default ») – тот, что используется по умолчанию, стандартный.

Джуниор (или ещё «джун », «июнь », от англ. «Junior Developer») – начальный уровень программиста. Человек, имеющий минимальный опыт и навыки.

Домен (от англ. «domain ») – уникальный адрес/имя сайта в Интернете. Например, сайт — это домен, который состоит из доменного имени ravesli и домена первого уровня.com .

Дрова – драйверы.

Железо аппаратное обеспечение (комплектующие) компьютеров/ноутбуков/смартфонов и т.д.

Задрот – человек, который слишком много времени уделяет виртуальной реальности (будь то игры, программирование или ещё что-либо). Также иногда под этим термином подразумевают фанатиков своего дела (не зависимо от специальности), которые не всегда хорошо приспособлены к условиям реальной жизни.

Законнектиться (или ещё «подконнектиться », «приконнектиться », от англ. «connect ») – присоединиться к чему-либо.

Запилить – загрузить, выставить на всеобщее обозрение. Например, запилил видосик в YouTube = загрузил видео в YouTube.

Зафакапить – не справиться с выполнением поставленной задачи, испортить задание.

Зашквар – позор, гнусное поведение.

Имхо (от англ. «IMHO » = «I n M y H umble O pinion») – по моему скромному мнению.

Инет – Интернет.

Инсталлировать (от англ. «install ») – устанавливать. Например, инсталлировать Винду = установить Windows.

ИТ И нформационные Т ехнологии.

Кейс (от англ. «case ») – реальная ситуация/случай, которые произошли с автором.

Килобаксы – тысячи долларов. Приставка кило = k (с англ. означает «тысяча»).

Клава – клавиатура.

Коворкинг (от англ. «coworking ») – место для организации труда специалистами одной или сразу нескольких сфер деятельности, фрилансеров. Другими словами, современный арендованный офис для работы специалистов.

Кодер (или ещё «кодерок », от англ. «coder »)– программист.

Кодить – программировать.

Коммитить (или ещё «закоммитить », «сделать коммит », от англ. «commit ») – сохранить/зафиксировать изменения кода в репозитории (хранилище) кода.

Компиляция – конвертация кода, написанного на высокоуровневом языке, в исполняемую программу, которую процессор понимает напрямую. Детальнее об этом .

Компилятор – программа, которая выполняет компиляцию.

Компуктер (или ещё «компудахтер », «компутер ») – компьютер.

Конфа – конференция, групповое общение. Второе значение — конфигурационный файл программного обеспечения, в котором можно изменять настройки этого же программного обеспечения.

Копипаст (от англ. «copy/paste ») – скопировать и вставить. «copy» – скопировать, «paste» – вставить.

Костыль – исправление серьезных багов/дыр/ошибок без должного исправления целой системы. Т.е. решение на коленке в кратчайшие сроки в ущерб эффективности и хорошим практикам программирования.

Кракозябры (или ещё «крякозябры ») – набор непонятных символов, бессмыслица. Возникает в результате неправильной кодировки. Иногда кракозябры можно наблюдать на сайтах с неверной кодировкой: Привет! Меня .

Кресты – язык программирования С++.

Кряк (или ещё «таблетка », от англ. «crack ») – специальная программа или дополнение к программе для взлома другого программного обеспечения. В основном используется для превращения лицензионной (платной) версии чего-либо (программы/игры) в бесплатную.

Кулхацкер (от англ. «cool hacker ») – человек, считающий себя хакером или опытным программистом, не являясь таковым в реальной жизни.

Лаг (или ещё «лаги ») – задержка в выполнении программы/игры, отсутствие реагирования на действия пользователя. Синоним к слову глюк .

Лайфхак (от англ. «lifehack ») – полезный совет, помогающий решить какую-то проблему с экономией времени/усилий.

Ламер (от англ. «lamer ») – неопытный пользователь, человек, который не разбирается в чём-то, но думает что разбирается. Не путать с «чайником».

Левел (от англ. «level ») – уровень.

Ликбез лик видация без грамотности. Обучение азам, основам.

Линк (от англ. «link ») – ссылка на какой-либо ресурс.

Линукс (Linux ) – бесплатная операционная система, которой пользуются многие программисты и учреждения (где эта операционная система установлена на серверах).

Линуксоид – человек, который пользуется операционной системой Линукс (Linux).

Лог (от англ. «log ») – журнал, в котором записываются в хронологическом порядке все выполненные действия в чём-либо (в программе, на сервере). Например: время возникновения ошибок, сбоев, действия пользователей и т.д.

Локалка – локальная сеть компьютеров, соединённых кабелями.

Локейшн (от англ. «location ») – месторасположение.

Лэптоп (от англ. «laptop ») – ноутбук.

Майнинг (от англ. «mining ») – добыча чего-либо. Сейчас майнинг ассоциируется с добычей криптовалюты, путём выполнения компьютером сложных математических операций.

Мамка (или ещё «мать », «материнка », «мазерборд ») – материнская плата.

Манагер (от англ. «manager ») – менеджер, руководитель.

Мануал (от англ. «manual ») – руководство, инструкция по использованию чего-либо.

Мидл (от англ. «Middle Developer») – средний уровень знаний и навыков программиста.

Митап (от англ. «meetup ») – собрание/встреча специалистов определённой сферы деятельности для обмена опытом, в образовательных целях или просто для общения в неформальной обстановке.

Моник – монитор.

Мыло – адрес электронной почты, E-mail пользователя.

Нативный (от англ. «native »)– родной. Часто используют словосочетание нативный код = исходный код (не модифицированный позже), написанный разработчиками.

Нетворкинг (от англ. «networking ») — окружение специалистов определённой сферы деятельности, где, используя связи между этими людьми, можно решить специфические проблемы/задачи или просто познакомиться для совместного сотрудничества.

Ноулайфер – человек, который большинство своего времени проводит за компьютером/ноутбуком/смартфоном в виртуальном мире (Интернет/соц.сети/игры). Человек, не имеющий личной жизни, хобби или каких-либо других занятий в реальном мире.

Ноут – ноутбук.

Нуб (или ещё «нубчик », «нубас », «нубарь », «нубак », от англ «newbie ») – новичок или человек у которого ничего не получается, или он не знает как правильно что-то сделать. Неопытный.

Овертайм (от англ. «overtime ») – переработка после окончания рабочего дня. Сверхурочные часы.

Околоайтишник (от русск. «околофутболист ») – человек, который не является айтишником/программистом, но работает в сфере IT/программирования. Например, специалист по кадрам (HR), бухгалтер, финансист.

ООП (сокр. от «О бъектно-О риентированное П рограммирование») – методология/парадигма программирования, в которой основными концепциями являются объекты и классы. Детальнее об этом .

Опенсорс (от англ. «open source software») – программное обеспечение/софт с открытым исходным кодом, который может использовать/дополнять/изменять любой желающий. В большинстве случаев это программное обеспечение является некоммерческим проектом.

Опенспейс (от англ. «open space ») – офис открытого типа, где сотрудники работают в одном помещении (относительно большом) без каких-либо перегородок/стен.

Оперативка оперативная память, она же «RAM » = «Random A ccess M emory», она же «ОЗУ » = «О перативное З апоминающее У стройство».

ОС (или ещё «OS », сокр. от англ. «O perating S ystem») – О перационная С истема – программное обеспечение, которое позволяет управлять аппаратной частью компьютеров/ноутбуков/смартфонов и т.д.

Откат – возвращение на исходную позицию из бэкапа.

Отконнектиться (от англ. «disconnect ») – отсоединиться.

Отладка – этап в разработке программного обеспечения, на котором выполняется поиск и исправление ошибок. Детальнее об этом .

Отладчик (или ещё «дебаггер », от англ. «debugger ») – программа, с помощью которой выполняется отладка.

Оффтоп (или ещё «оффтопик », от англ. «off topic ») – любое сообщение мимо кассы (т.е. не по теме).

Очепятка – опечатка, ошибка в слове.

Патч (от англ. «patch ») – дополнение или обновление, которое исправляет ошибки/баги/глюки. Применение патча к программе называют пропатчиванием .

Песочница (от англ. «sandbox ») – специальная область/среда для безопасного выполнения программы. Раздел «Песочница» на сайте обозначает категорию для записей новичков (своеобразный фильтр для новоприбывших).

Плюшки – бонусы. Очень часто относятся к условиям работы: гибкий график, наличие спортзала, кухни, комнаты отдыха и т.д.

Плюсы – язык программирования С++.

ПО – программное обеспечение.

Подкаст (от англ. «podcast ») видео или аудио уроки, рассказы на определённую тему, чаще всего образовательного характера. Сейчас очень популярны подкасты-интервью или подкасты TED.

Пост (от англ. «post ») – запись/статья/информационная заметка.

Прога – программа.

Прогер – программист.

Профан – человек, который не имеет опыта в определённой сфере или не разбирается в чём-то.

Профит (от англ. «profit ») – прибыль/выгода/польза.

Пушить (или ещё «запушить », от англ. «push ») – публикация на сервер с помощью команды push .

Разраб – разработчик.

Ребзя – ребята.

Ребутнуть (или ещё «ребутить », от англ. «reboot ») – перезагружать. Например, ребутнуть Винду = перезагрузить Windows.

Редизайн (от англ. «redesign »)– внешнее обновление/модернизация системы/сайта/интерфейса. Иногда под этим термином подразумевается и внутреннее обновление/модернизация.

Релиз (от англ. «release ») – представление готовой версии продукта (игры/программы/песни/альбома), выпуск на всеобщее обозрение. Например: релиз игры = выпуск игры для старта продаж.

Рунет – русскоязычный Интернет. Совокупность сайтов с контентом на русском языке.

Сабж (или ещё «сабжект », от англ. «subject ») – тема для дискуссии между людьми на определённом ресурсе (чаще всего, на форуме). Тема для начала разговора.

Саппорт (от англ. «support ») – служба поддержки.

Свитчер (от англ. «switcher ») – человек, который перешёл работать в IT/программирование из другой профессии. Например, если человек раньше работал учителем или поваром, а затем стал программистом, то он считается свитчером.

Сеньор (или ещё «сеньор-помидор », «сеньйор », «сениор », от англ. «Senior Developer») – высокий уровень знаний и навыков специалиста. Опытный программист.

Сервак – сервер.

Сижка – язык программирования С.

Сисадмин – системный администратор.

Системник – системный блок.

Скилл (или ещё «скиллы », «скилы », от англ. «skill ») – навыки, умение хорошо что-то делать.

Скрин (или ещё «скриншот »,от англ. «screenshot ») – снимок экрана.

Слоупок – медленный, тормоз. Название произошло от розового покемона Slowpoke .

Смузи – любимый напиток программистов/айтишников (см. сарказм).

Смузихлёб – программист-выёбщик.

Софт (от англ. «soft ware») – программное обеспечение, программа.

Софт скиллы (от англ. «soft skills ») – социальные/коммуникационные/личностные навыки/качества, необходимые, в первую очередь, для адаптации и работы в коллективе.

Спам (от англ. «spam ») – электронные письма/сообщения рекламного и иного характера пользователям, не желающих и не согласившихся их получать.

Спамить – отправлять спам.

Стрим (от англ. «stream ») – трансляция действий, происходящих на компьютере (или в реальной жизни) в режиме реального времени.

Стримить – делать стрим.

Стример – тот, кто делает стрим.

Технарь – человек, имеющий специальное техническое образование или сотрудник, который работает в бэкенде (бэкенд-разработчик ).

Тимлид (или ещё «тимлидер », от англ. «team lead er») – ведущий разработчик, лидер команды программистов.

Трейни (от англ. «trainee ») – стажёр, работник, который не дотягивает до уровня Junior-специалиста.

ТС (или ещё «т опик с тартер», от англ. «topic starter ») – человек, который вынес на обсуждение определённую тему. Тот, кто начал разговор/дискуссию.

Тулза (от англ. «tools ») – вспомогательное программное обеспечение, предназначенное для выполнения специфических задач. Синоним к слову утилита .

Туториал (от англ. «tutorial ») – сборник уроков для обучения чему-либо, учебник.

Тян – подруга, девушка.

Утилита (или ещё «утилитка », от англ. «utility ») – вспомогательное программное обеспечение, предназначенное для выполнения вспомогательных работ, настройки системного оборудования, операционных систем и прочего. Другими словами, программа, которая помогает что-то сделать.

Фаервол (от англ. «firewall ») – антивирус, который защищает компьютер от вирусов. С английского означает «горящая стена» — здесь следует понимать стену, которая защищает другие здания от распространения пожара. Другое название — Brandmauer (в переводе с немецкого тоже означает «горящая стена»).

Факап (от англ. «fuck up ») – неудача, провал, облом. Зачастую подразумеваются более-менее серьёзные ошибки.

Фидбек (от англ. «feedback ») – обратная связь. Например, пользовательский фидбек = обратная связь от пользователей. Под обратной связью подразумеваются любые упоминания, отзывы, комментарии, сообщения о бренде/компании/сайте.

Фиксить (от англ. «fix ») – исправлять ошибки.

Фича (от англ. « feature ») – особенность, уникальная возможность, свойство. Популярное выражение: «Это не баг, а фича».

Флейм (или ещё «флэйминг », от англ. «flame ») – спор ради спора, когда пользователи начинают общение не по теме разговора/дискуссии и переходят на личностные и взаимные оскорбления.

Флеха (или ещё «флэха », «флешка ») – запоминающее устройство, подключаемое к компьютеру по интерфейсу USB.

Флуд (от англ. «flood ») – сообщения/комментарии не по теме.

Флудить – оставлять нетематические сообщения/комментарии.

Формошлёп – человек, который занимается формошлёпством. Очень часто формошлёпами называют тех, кто разрабывает шаблоны сайтов или занимается их вёрсткой.

Формошлёпство – любая низкоквалифицированная работа в программировании и ИТ для которой требования к опыту и знаниям — минимальные.

Фреймворк (от англ. « framework ») – программный продукт/система/платформа, основная цель которой — облегчение/упрощение создания и поддержки разного рода проектов/приложений/сервисов/сайтов.

Фриланс (от англ. «freelance ») – работа из дому, вне штата, иногда на себя, которая приносит деньги и в которой нет постоянного заказчика/начальника.

Фрилансер (от англ. «freelancer ») – человек, который занимается фрилансом.

Фронтенд (от англ. « front-end ») – разработка «внешнего вида» сайта, клиентская часть. То, что мы видим снаружи. Детальнее .

Хакатон (от англ. «hack marathon ») – мероприятие, на котором собираются специалисты из разных отраслей разработки программного обеспечения (чаще всего программисты, но могут быть и дизайнеры, тестеры) для разработки определённого решения/проекта/приложения/программы. Другими словами, марафоны программирования, на которые собираются программисты попрограммировать.

Хард скиллы (от англ. «hard skills ») – технические знания и навыки.

Холивар (от англ. «holy war ») – споры между людьми, которые имеют противоположные взгляды и пытаются навязать их друг другу.

Хрюша (или ещё «HR », от англ. «H uman R esources») – специалист по кадрам, рекрутёр. Человек, который ищет работников на вакансии, проводит с ними первичные интервью, адаптацию в коллективе и выполняет ряд других сопутствующих вопросов.

ЦП – центральный процессор.

Чайник – новичок, неопытный пользователь.

ЧСВ Ч увство С обственной В ажности.

Шерить (или ещё «расшарить », от англ. «share ») – делиться, давать доступ к определённым данным.

Шарить – понимать, разбираться в чём-либо.

Ада Августа Лавлейс (August Ada Lovelace) - 1815 - 1852 - первый в мире программист

Ада Августа Лавлейс (August Ada Lovelace) - английский математик, дочь великого английского поэта Байрона.

В 1834 г. Ада Августа впервые посетила мастерскую Бэббиджа и познакомилась с его разностной машиной. Миссис де Морган, сопровождавшая Аду, так описала этот визит: "Пока часть гостей смотрела в изумлении на это устройство с таким чувством, с каким, как говорят, дикари первый раз видят зеркальце или слышат выстрел из ружья, мисс Байрон, совсем еще юная, смогла понять работу машины и оценила большое достоинство ее изобретения".

Ада Лавлейс занималась изучением вычислительной машины Чарльза Бэббиджа.

В 1843 году Ада Лавлейс разработала первые программы для аналитической машины вычислительной машины Чарльза Бэббиджа, и заложила теоретические основы программирования. Она впервые ввела понятие "цикл операции". Она высказала главную мысль, что аналитическая машина может решать задачи, которые из-за трудности вычислений практически невозможно решить вручную.

Первая программа включала условную программу управления, изобретенную Баббеджем, повторение циклов операций. Ада написала первый учебник по программированию.

Компьютеры и другие вычислительные устройства занимают огромную часть нашей жизни. C помощью таких приспособлений мы не только ищем нужную информацию или пользуемся полезными программами, но и совершаем покупки, общаемся с друзьями и близкими, выполняем работу, проводим досуг и многое другое. Сегодня не составит труда отсканировать документ или, например, скачать любимую мелодию. А ведь еще совсем недавно человечество не знало таких возможностей.

Так, современные пользователи могут сетовать на то, видеофайл загружается на несколько минут дольше, чем должен. Еще каких-то 30-40 лет назад для того, чтобы посмотреть новый фильм, нужно было идти в кинотеатр в назначенное время. Для того чтобы послушать красивую мелодию лет 100 назад, нужно было бы пригласить к себе музыканта и отдать за это хорошие деньги. И это если говорить только о развлечениях. Трудно себе представить, сколько времени тратилось на проведение расчетов и составление документов, на коммуникацию и получение важной информации. Сегодня это все делают за нас машины благодаря одному главному процессу - программированию. Даже если взглянуть на современную стиральную машинку или мультиварку, то и она оснащена простеньким, но все же искусственным интеллектом. Такие приборы мы используем почти каждый день, но даже не задумываемся, благодаря кому это все стало возможно. Сегодня мы поговорим о людях, которые облегчили нашу жизнь в разы и открыли нам невероятный мир программного кода - программистах. Вы узнаете, кто был первый программист в истории и с чего все начиналось.

Первые шаги к программе

Принято считать, что к имеют страсть и способности только мужчины. Если взглянуть на список самых выдающих программистов, в глаза бросаются только мужские имена. Однако мало кто знает, что именно женщина - первый программист в истории человечества. Кем же была эта знаменательная особа?

Многим из нас приходилось слышать о таком известном английском писателе, как Джорж Гордон Байрон. Его дочь, Ада Августа Лавлейс (Байрон), и есть первый программист в мире. Любовь к математике девушке привила мать еще с самого детства. С ней занимались лучшие ученые в округе, где жила юная особа. Так, ее первым учителем стал выдающийся Август де Морган, что считался выдающимся математиком и логиком. Именно эти две составляющие и закладывают основу программирования. Они и помогли девушке в ее последующих научных трудах.

Первый программист в мире - Ада Августа Байрон

В истории информационных технологий одним из первых стоит имя Чарльза Бэббиджа. Этот человек трудился над теорией функций и механизацией счета. Бэббиджа по праву считают прародителем первой и называют "отцом компьютера". Он создал первую цифровую машину и назвал ее аналитической. Знаменательным событием в жизни Ады Августы становится знакомство с этим выдающимся изобретателем. Мать девушки была с ним хорошо знакома, и сам Бэббидж искренне радовался каждому новому достижению в освоении Адой математической науки.

Знакомство с аналитической машиной

Молодому дарованию довелось побывать и в мастерской "отца компьютера". Визит она нанесла в компании миссис де Морган, супруги ее учителя математики и по совместительству друга семьи. В своих воспоминаниях об этом визите де Морган отмечала, что все гости смотрели на аналитическую машину с большим изумлением, для них это было что-то необычное и совершенно странное.

И только Ада Августа, по словам де Морган, не видела перед собой ничего сверхъестественного. Она внимательно осмотрела машину, смогла понять принцип ее работы и по достоинству оценила изобретение. Так первая женщина-программист впервые ознакомилась с вычислительной техникой. После этого случая девушка еще больше загорелась научной деятельностью. Она знала и верила, что это изобретение - шаг в будущее и лишь начало достижений, что смогут механизировать любые процессы. И, как мы можем наблюдать сегодня, не прогадала.

Первый программист и его будни

В возрасте девятнадцати лет Ада Августа выходит замуж. Ее избранником становится лорд Кинг, впоследствии - граф Лавлейс. На тот момент лорду было 29 лет, и семейная жизнь Ады протекала счастливо и размеренно. Муж девушки поддерживал все ее научные начинания и даже восхищался складом ее ума. Супруги довольно часто посещали светские приемы, однако молодой особе было интересно совсем другое. Даже несмотря на замужество, ее общение с Чарльзом Бэббиджем стало ее теснее и сердечнее. Девушка напоминала Бэббиджу его погибшую дочь, тем более Ада являлась почти ее ровесницей. "Отца компьютера" также восхищали способности девушки, они часто обменивались интересными идеями и показывали друг другу свои вычисления. Со временем они стали не только коллегами, но и хорошими друзьями. Ада не выносила поверхностного общества и глупых людей. Она была требовательна к себе и окружающим. При математическом складе ума ее привлекали вещи, не свойственные женщинам. Девушка стала настоящим гением своего времени и посвятила свою жизнь науке.

Ада Августа не останавливается в своих научных расчетах

Со временем первый программист вынуждена была немного отойти от науки. Причиной тому послужило рождение трех детей, и Аде все свое время приходилось проводить с семьей. Но ее любовь к математике была настолько сильна, что она была не готова пожертвовать наукой ради тихой семейной жизни с мужем и детьми. Когда девушка понимает, что больше не может существовать без математики, то просит Бэббиджа найти ей хорошего учителя, чтобы продолжать занятия. Именно в этот момент она уверена в своих силах, как никогда ранее, и готова далеко зайти в своих разработках. Бэббидж отвечает юной ученой письмом, в котором указывает, что в нынешнее время он не может найти ей достойного учителя, но продолжает поиски. Также он отметил, что ее знания в математической сфере просто блестящи, и что он вовсе сомневается, нужен ли ей учитель.

Изучение машин Бэббиджа

Немного позже Ада Августа начинает детально изучать вычислительные машины, сконструированные Бэббиджем. Она просит изобретателя выслать ей подробные сведения, расчеты и чертежи устройства. Девушка всерьез считает, что сотрудничество с изобретателем может стать более чем продуктивным.

Итальянский ученый Манибер опубликовывает свою статью по поводу машин Бэббиджа, и первый программист берется ее переводить. Вместе с "отцом компьютера" она составляет подробные комментарии к публикации, которые впоследствии и сделают ее знаменитой в определенных кругах.

Первые программы

Свои первые программы для девушка составляла для вычисления чисел Бернулли. Подробнее всего Ада Августа растолковала в своих трудах решение системы двух линейных уравнений. Тогда впервые появилось такое понятие, как рабочие переменные и их последовательная смена в программе. Девушка смогла применить который до сих пор является неотъемлемой частью даже самой сложной современной программы. Вторая программа, описанная в комментариях к статье Манибера, была составлена Адой Августой для вычисления тригонометрических функций и включала в себя работу цикла. Реккурентные вложенные циклы были основой третьей ее программы.

Имя первого программиста, вместе с тем, редко встречается в публикациях об истории технологического прогресса. По большей части это связано с тем, что при жизни Ады в работу не была запущена ни одна программа. Это произошло уже после смерти этой выдающейся женщины.

Последние годы жизни ученой

Ада умирает в возрасте 36 лет. В таком же возрасте умер ее отец от кровопускания. Отец и дочь скончались из-за одной болезни - рак. Даже несмотря на то, что Ада Августа пыталась лечиться, последние годы ее жизни были мучительными. Каждые новые расчеты были все более утомительными для женщины, но она не прекращала заниматься наукой до самой смерти. В честь Ады названы один из уникальных языков программирования "АДА", два маленьких города в Америке и колледж.

Удивительно, что первым программистом мира является именно женщина. Но эта молодая особа подарила миру свои разработки, которые стали основой для современного программирования.

"Программист" более не звучит гордо. Прошли те времена, когда программист чувствовал себя рэкетиром, перед которым трепетало беспомощное начальство. Специалисты по найму персонала, почуяв программиста, не склонны делать стойку, а "хороший программист" в устах шефа - это ровно то же, что и "хороший водитель". Означает: "У меня нет из-за него проблем".
Да что там, теперь в объявлениях о знакомстве девушки просят программистов не беспокоиться - вот интегральная оценка ситуации, в которой оказались рядовые труженики клавиатуры.

Я вам скажу, когда это началось. Середина восьмидесятых.

MS-DOS, DBase III, Clipper и толпы юношей в возрасте от 25 до 50 со взором горящим, вообразивших, что они умеют заставить компьютер сделать нечто небесполезное.

Новые русские "программисты", никогда - ни до, ни после приобщения к таинствам - не читавшие ни Кнута, ни Вирта, ни Йодана.

Не удержусь и процитирую по случаю одного из героев Гашека: "Какой-нибудь идиот, выдержав "интеллигентку", в конце концов становится кадровым. А то еще штатским сдаст офицерский экзамен да так и останется в штатских дурак дураком; а случись война - из него выйдет не лейтенант, а засранец".

Но то был лишь грозный симптом необратимого старения прекрасной юной профессии, превращения ее в массовую и скучную. Программистская IT-романтика, воспетая Стругацкими в "Понедельнике", кончилась (могу с точностью до дня назвать время), когда на смену "Паскалю" пришел Delphi. Вот тогда-то программирование стало окончательно похоже на рисование и складывание кубиков.

Разговоры профессионалов о Visual Basic (профессионалов - о "Бэйсике", вы вдумайтесь!), который, надо же, в разы сокращает время изготовления кода под Windows, материализовались чудовищным образом.

Остались еще, конечно, островки нетронутой программистской природы. Библиотеки текстов на "Фортране". Или, например, стремление SAP заставить программиста все писать в исходных кодах, а не рисовать окошки.

Это, знаете, как экологически чистый продукт или как пельмени ручной лепки.

Нельзя не сказать, справедливости ради, о терминологической путанице. Неправильно называть программистом того, кто более похож на сантехника и является по вызову, дабы почистить винчестер, восстановить базы данных или подвергнуть апгрейду операционную систему.

Программист - это тот, кто пишет программы. Из-за потасканности термина программисты вынуждены называть себя разработчиками. Крайним случаем терминологической путаницы, которой подвержен невежа-обыватель, надо считать утверждение "программист=хакер".

На самом же деле разница между программистом и хакером, объясню на примере, равна разнице между Дмитрием Скляровым и Кевином Митником. В одном случае имеем квалифицированного программиста, ставшего жертвой странного штатовского закона о защите авторских прав в цифровую эпоху (в свое время издание нерукописных копий Библии тоже пытались поставить вне закона), в другом - необразованного жулика, воровавшего пароли доступа из мусорных корзин или с помощью сообщницы-проститутки.

Как это обычно бывает, хороший экземпляр обладателя массовой профессии попадается весьма и весьма нечасто. Этот нормально. Когда человек научился пасти коров, туры, не говоря уже о единорогах (Longhorn, если кто не знает - рабочее название новой версии Windows; так называется облюбованный программистами Microsoft бар на горнолыжном курорте неподалеку от Редмонда, где штаб-квартира у Microsoft), почему-то исчезли.

Важно только понимать, что "хороший программист" - это не человек, который умеет кодировать. Умение кодировать для программиста значит не больше, чем знание правил пунктуации для писателя или навыки использования шифроблокнота для разведчика.

И еще одно замечание.

Редкий программист в наших широтах, да и не только в наших, доживает до сорокалетия.

Это как спорт, где возраст - непреодолимое препятствие для эффективной работы. После окончания карьеры программист становится либо начальником других программистов, либо - что случается много чаще - вовсе уходит из цеха.

Пройдет еще десяток лет, и отставные программисты станут попадаться среди охранников на автостоянках. Едва ли с этим можно что-то поделать.

Андрей Анненков