Социальный статус и социальная роль. Социальный статус человека в обществе

Социальный статус - это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Каждая личность имеет множество , исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

Статусы бывают предписанными - приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других - с семейным положением, для третьих - с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
  • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

  • уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны;
  • способом получения — предписанные или достигнутые;
  • масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;
  • степенью формализации - строго установленные или произвольные;
  • мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

  • «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;
  • «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;
  • «регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Социальный статус

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в , взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

— это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем . Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально -должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека — в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник — студент — молодой специалист — бизнесмен — президент компании — пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранения статусного набора.

Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу — важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальная роль

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли , хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», — пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение , т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всего ролевыми требованиями , которые воплощены в социальных нормах , сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, — прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Характеристики социальной роли

Одна их первых попыток систематизации социальных ролей предпринята Т. Парсонсом и его коллегами (1951). Они полагали, что любая социальная роль описывается четырьмя характеристиками:

Эмоциональность . Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности. Таковыми являются роли врача, медсестры, командира и т. п. Другие эмоциональной сдержанности не требуют. Таковыми являются роли, например, землекопа, каменщика, солдата и т. п.

Способ приобретения . В соответствии с этими признаками роли (как и статусы) делятся на предписанные и приобретенные (сдержанные — несдержанные). Первые роли (пол, возраст, национальность и т. п.) формируются в результате социализации, а вторые (школьника, студента, аспиранта, ученого и т. п.) — в результате собственной активности.

Формализация . Роли делятся на неформальные и формальные. Первые возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов (например, роль неформального лидера, «души компании» и т. п.); вторые — на основе административных и правовых норм (роли депутата, милиционера и т. п.).

Мотивация . Разные роли обусловлены разными потребностями и интересами, так же как одинаковые роли — одинаковыми потребностями. Например, роль президента обусловлена исторической миссией, властолюбием, случайностью рождения. В то же время роли «олигарха», профессора, жены и т. п. могут определяться экономическими мотивами.


Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации

Самарский Государственный Экономический Университет

Реферат по социологии

Тема: Социальный статус и социальная роль

Работа выполнена

студенткой 2 курса

по специальности

Финансы и кредит – 1

Васильевой Ольгой.

Научный руководитель:

к.с.н., доцент

Данченко-Морозова Л.В.

Самара 2011

Самара 2011 2

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 3

Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 7

Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Понятия социального статуса и социальной роли необходимы для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них. Этим определяется актуальность темы моего реферата.

Социология, исследуя общественные процессы и явления, ставит в центр своего внимания человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института.

С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие. Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций и осваивает определенные статусы. Об этом и пойдет речь в данной работе.

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Основные понятия и элементы социальной структуры общества

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. В узком смысле термин "социальная структура" – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных групп и слоёв.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально – территориальные, этнические и иные общности и т.д.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.

Социальная структура, как правило, рассматривается как совокупность общностей людей, которые характеризуются общими условиями жизнедеятельности, общностью воспроизводства отношений между собой, относительной стабильностью социальных отношений. Это исторически сложившаяся на основе различий между людьми, устойчивая система общественных отношений (равенства-неравентства).

Ее основными подсистемами выступают:

    этнодемографическая структура (по соотнесению с социальными качествами полов, возраста, расы, нации, народности, их социокультурными нормами, образцами, традициями и т.п.);

    социально-территориальная структура (по характеристике исторически сложившихся территориальных общностей людей, характеризующихся общими условиями жизнедеятельности, социокультурными традициями);

    профессионально-должностная структура (по месту и роли в общественном разделении труда);

    социально-классовая структура (по месту в конкретном укладе общественного хозяйства, где в основе находится отношения к средствам производства);

    социально-политическая структура (по способу получения и размеру доли общественного богатства или совокупного общественного продукта, то есть центральный вопрос - вопрос власти, перераспределения общественного богатства, регулирования общественных отношений).

Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

Статические (номинальные категории) - например, по прописке;

Реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

Массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

Групповые - малые и большие социальные группы.

Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

Любое общество нуждается в социальных гарантиях. Социальные гарантии – это материальные и правовые средства, обеспечивающие реализацию социально – экономических и социально – политических прав членов общества. Каждый индивид способен к социальной адаптации, т.е. активному приспособлению человека к новой среде. Социальная среда – это окружающие социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Выделяют два типа адаптаций:

    Активное воздействие на социальную среду. Человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.

    Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Такое поведение человека называют конформным (в переводе с латинского – подобный, сообразный). Внешне выражается послушность, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.

Модели стратификационных систем

Существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная и Восточная.

Западная (на примере США); включает семь статусных групп:

1. "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;

2. "Высший класс" - главные управляющие средних фирм, инженер-механик, газетные издатели, врачи с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа;

3. "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы;

4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов;

5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков;

6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары;

7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.

Восточная (на примере Индии - кастовая система). Имеет место, в основном в странах, с азиатским способом производства (способ производства определяет зависимость всех трудящихся от государства, чиновников, занимающихся распределением благ):

1. "Высший слой" (Кшатрии) - вначале, были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение;

2. "Брахманы" или "Брамины" - священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя;

3. "Обслуживающий слой" (Вайшьи) - заняты обслуживанием "Высшего слоя";

4. "Шудры" (Зависимые) - основная часть населения, имеет свою иерархию;

5. "Отверженные" (парии).

На примере этой главы можно видеть разные модели и способы стратификации общества. В следующих двух главах я рассмотрю понятия "социального статуса" и "социальной роли", которые наиболее необходимы для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них.

Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Понятие и виды социального статуса

Ежедневно мы общаемся и взаимодействуем с различными людьми и социальными группами (семья, трудовой коллектив и др.). Трудно себе представить одинаковое взаимодействие в разных социальных группах и с разными людьми. Конечно, мы ведем себя по-разному, так как при разных взаимодействиях наше положение зависит от взаимоотношений с другими, мы отбираем варианты поведения, овладевая в той или иной мере требуемыми качествами.

Мир состоит из множества позиций, находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. И входя в этот мир каждый человек стремится утвердить себя в определенной социальной позиции. Каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции. Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные функциональные обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Человек, выполняя ту или иную функцию, в рамках системы взаимодействий занимает (или претендует на) определенную социальную позицию - эта позиция называется социальным статусом.

Социальный статус – это положение, или позиция индивида или группы в социальной системе, определяемое экономическими, профессиональными, этническими и другими специфическими для данной системы признаками (пол, образование, профессия, доход и др.). В статусе фактически фиксируется тот набор конкретных действий, которые выполняет человек в конкретных видах взаимодействия и тех условий, прав, которые предоставлены ему для осуществления деятельности. Ввиду того, что каждый человек включен не в одну социальную связь и осуществляет различные социальные функции, он имеет соответственно множество социальных статусов.

Различают следующие виды социального статуса:

    Предписанный (естественный) – связан с рождением человека. Это прирожденный или наследуемый статус. Например, национальность, социальное происхождение.

    Достигаемый (приобретенный) – связан с активностью человека, его собственными усилиями по приобретению положения в обществе. Например, образование, профессия, квалификация и тому подобное.

    Личный – связан с признанием личных качеств и заслуг в системе межличностных отношений (особенно в малой группе).

Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы.

Иерархия социальных статусов фиксируется понятиями престижа социальных позиций, занимаемых людьми, и авторитета. Авторитет – это признание людьми личных и деловых качеств человека. Престиж – это оценка обществом или социальной группой социального статуса. Престижными могут быть профессии, должности, виды деятельности и так далее. Престиж выступает побудителем желаний, намерений, действий человека, а престижные оценки - регуляторами поведения людей, определяющими профессиональную занятость, социальные перемещения, структуру потребления.

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в различных совместных действиях, является членом одновременно разных социальных групп. В каждой из этих групп индивид занимает различное положении, выполняет различные функции. С понятием личность неразрывно связаны такие понятия, как «социальная роль» и «социальный статус».

Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Социальная роль - это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Индивид выполняет одновременно не одну, а несколько социальных ролей, иногда даже много: в семье он и сын, и брат, и муж, и внук, и отец, в других социальных группах он начальник для подчиненных и подчиненный для своего начальника и т.д.

Положение человека, выполняющего только одну роль всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме).

Если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то социальная роль - это действия в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Как и ролей социальных статусов у человека может быть много. В целом любой социальный статус предполагает соответствующую роль и наоборот.

Классификация социальных статусов.

Выделяют: предписываемый и приобретенный (достигаемый)

Предписываемый статус - это статус, полученный индивидом от рождения или в силу независящих от его носителя факторов (возраста, пола, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей).

Достигаемый статус - это статус, приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак – все это сказывается на статусе человека в обществе.

В примитивных обществах статусы чаще предписанные, приобретенные появляются только в развитых обществах.

Статус также может быть групповой и личный.

Личный статус определяется личными качествами и чертами характера индивида, проявляемыми на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно - семья, трудовой коллектив, круг близких друзей.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы – как представителя класса, нации, профессии, носителя гендерных и возрастных признаков.

Социальную роль следует рассматривать с точки зрения ролевого исполнения и ролевого ожидания. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие (например, мать должна заботиться о детях, дети уважать родителей и т.д.) ролевое исполнение – это то, как индивид фактически себя ведет в данной роли.

С этими же понятиями связано понятие «ролевое напряжение».

Ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли.

Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой или ролевым конфликтом.

Неадекватная ролевая подготовка : обучение социальным ролям в процессе социализации должно быть непрерывным, и последовательным: опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В настоящее время обучение социальным ролям основан на прерывности, поэтому зачастую студент не готов к работе, пожилой работник к пенсии, молодая мама к воспитанию ребенка и т.д.

Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два аспекта:

    Необходимо научиться исполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью

    Не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Ролевые конфликты могут быть:

    Между ролями (роль матери и роль руководителя)

    В пределах одной роли (человек публично провозглашает одну точку зрения, а в узком кругу – совершенно противоположную)

Существует несколько способов снижения ролевого напряжения:

    Рационализация ролей – один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны (например, заповедь «не убий» для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми и могли быть убиты)

    Разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требования, присущих данной роли (например, врач на работе, дома отец и муж, военный на работе, дома брат и сын и т.д.)

    Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполняемой им роли (например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа).