Как обменять баллы на мегафоне. Условия использования программы «Мегафон Бонус

Акмеизм, имажинизм, символизм, футуризм - литературные направления, возникшие в конце XIX - начале XX века в русской поэзии. Какие русские поэты Серебряного века являются самыми яркими их представителями, а кто навсегда стал одной из важнейших страниц поэзии прошлого столетия, не принадлежа ни к одному из модернистских направлений? Читайте далее.

Александр Блок

Александр Блок - поэт Серебряного века, чье творчество, полное мистических символов и загадок, до сих пор продолжает притягивать к себе все новых и новых поклонников.

На протяжении 1908-1916 годов тема Родины была основной для Блока. Более того, Блок утверждал: поэт должен отождествлять себя со своей родной землей, представлять ее словно некий живой организм, с которым он неразрывно связан.

Беспокоило Блока и изучение человеческой души. Он очень часто писал свои произведения от первого лица, пропуская все сюжеты через себя - словно бы растворяя свое собственное «я» во множестве других. Неважно, писал он о библейских, реально живущих или вымышленных персонажах, он представлял себя на их месте и пытался пережить все эмоции вместе с ними. Так он пишет цикл стихотворений «Страшный мир».

Другая, не менее важная тема творчества у Блока - это любовь. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» он и посвящал стихотворения Прекрасной даме, ожиданию своего идеала красоты. А в цикле «На поле Куликовом» Блок даже сравнивал образ Руси с образом женщины.

Александр Блок, как и поэты Серебряного века Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и другие, принадлежал к модернистскому течению символизм. Одними из самых известных произведений Александра Блока также являются поэма «Двенадцать», цикл стихов «Родина», стихи «Незнакомка», «О доблести, о подвигах, о славе...», «Ночь, улица, фонарь, аптека» и другие.

Анна Ахматова

Следующий поэт Серебряного века - Ахматова Анна Андреевна. Еще будучи ребенком, маленькая Анна Горенко (настоящая фамилия поэтессы) мечтала писать стихи. За свою жизнь ей довелось увидеть две разные России - дореволюционного и советского периода, в то время как в своем творчестве она стремилась защитить и сохранить традиции классической русской культуры.

Благодаря собственной сдержанности, женственности и аполитичности творчества, персона Ахматовой идеально воплотила в себе трагический дух России XX века. Как поэты Серебряного века Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам, Михаил Лозинский и другие, в свое время поэтесса примыкала к литературному направлению Серебряного века под названием акмеизм.

Для творчества Ахматовой были характерны и размышления о жизни, и о любви, о красоте природы, об истории. Но главной все же была тема любви, которая позволила поэтессе создать особенный женский образ, с внутренней силой, многогранностью, твердостью, но вместе с тем и нежностью. Поэтическая героиня Ахматовой всегда прямолинейна, в ней отсутствует жеманство, и она открыто делится с читателем личными трагедиями и переживаниями.

Еще одна важная для Ахматовой тема лирики - это любовь к Родине. Мысли о том, чтобы покинуть Россию, она считала недостойными для того, кто зовется поэтом (она говорит об этом, например, в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю...») - по ее мнению, поэты душой и сердцем должны быть привязаны к своей земле и к своему народу.

Особенно популярны стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить...», «Я не любви твоей прошу...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Словно тяжким огромным молотом...» и поэма «Реквием».

Сергей Есенин

Сергей Есенин - поэт Серебряного века, который, несмотря на непродолжительную творческую деятельность (он ушел из жизни, когда ему было всего тридцать лет), успел оставить богатое поэтическое наследие. В нем Есенин сумел живо изобразить крестьянскую Россию, которую он безумно любил.

Теме Родины поэт уделял центральное место в своем творчестве. Его так и звали певцом крестьянской Руси. То и дело он возвращался в стихотворениях к селу Константиново, где родился и жил, воспевал красоту русской природы и крестьянский быт. Но после революции все стало по-другому: Есенин не смог принять советскую Россию. В то время он почти не пишет о крестьянстве и родном селе, а обращается главным образом в своей поэзии к теме любви, которая, тем не менее, продолжает переплетаться с темой Родины.

После переезда в Москву Есенина приняли в свои ряды поэты, примыкавшие к литературному течению под названием имажинизм. В тот период он пишет одно из самых известных своих творений - «Исповедь хулигана». Лучшими стихотворениями Сергея Есенина также считают «Письмо к женщине», «Мне осталась одна забава...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Отговорила роща золотая...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...», «Ты меня не любишь, не жалеешь...» и многие другие.

Владимир Маяковский

Масштаб творческой личности этого поэта сложно отрицать. Первый этап творчества Маяковского характеризуется футуристическими идеями. Он сам и поэты Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Велимир Хлебников создали манифест кубофутуризма, модернистского литературного направления Серебряного века под названием «Пощечина общественному вкусу». Это течение подразумевало творческого деятеля, в частности, поэта как бойца за будущее, которым являлось искусство.

Однако после революции в творчестве Маяковского начался новый этап - советский. На дореволюционную Россию Маяковский оглядывался с ненавистью. Стихотворения его были наполнены жаждой уничтожения старого жизненного уклада и созидания нового. Страшным грехом он считает бездействие и безразличие, только движение вперед и борьба были его девизом.

Главной темой Маяковского была не только революция, но и любовь - нередко они даже странными способами переплетались друг с другом. Можно утверждать, что лирическим героем практически всех своих любовных стихотворений выступал сам автор-максималист. Маяковский не умел и не хотел удерживать внутри себя чувства, которые всегда смело выражал в творчестве, часто даже гиперболизируя их, что способствовало трансформации любовных стихов в стихи общественные.

Самые известные стихи Маяковского: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Вам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Любит? Не любит? Я руки ломаю…», «Лиличка», «Облако в штанах», «Отношение к барышне».

Марина Цветаева

Одной из прекраснейших страниц русской поэзии XX века является творчество Марины Цветаевой. Удивительно живыми, светлыми и искренними были ее стихотворения, практически всегда нацеленные на создание диалога: в них Цветаева обращалась ко всем своим читателям, современникам и тем, кто будет позже обращаться к ее творчеству.

Тема творчества красной нитью прошла через произведения поэтессы. Из стихотворений «Роландов рог» и «Поэты» можно понять мысль Цветаевой: несмотря на то, что у них есть читатели, поэты, как и многие творческие личности, по своей сути одиноки. Не боялась поэтесса и открыто восхищаться творчеством своих коллег, и даже признавала своими вдохновителями Александра Пушкина и Анну Ахматову. Вот только понятие музы у Цветаевой встречается крайне редко - собственному труду она благодарна за свое творчество в большей степени, чем ей.

Одной из основных тем творчества Марины Цветаевой является и тема любви, и человеческих взаимоотношений. Причем, в то время как многие другие поэты были довольно увлекающимися личностями, Цветаева посвящала почти все свои стихи о любви лишь одному человеку - собственному мужу. Эти стихи подобны всем остальным творениям поэтессы - такие же искренние, сильные и эмоциональные.

Цветаева не принадлежала ни к одному из популярных модернистских течений Серебряного века. Сегодня она известна многими стихотворениями, например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Байрону», «Анне Ахматовой», «Книги в красном переплете», «Я с вызовом ношу его кольцо…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Под лаской плюшевого пледа…» и другими.

Предлагаем вам посмотреть следующее видео о Серебряном веке русской поэзии, в котором подробнее освещены литературные направления того периода:

Хронологические рамки Серебряного века русской культуры не могут быть установлены с полной точностью. Начало этого периода следует отнести к 1890 х гг. между манифестами Николая Минского «При свете совести» (1890) и Дмитрия Мережковского «О… … Википедия

Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Русские поэты акмеисты это писавшие на русском языке поэты Серебряного века, творчество которых в 1910 е или в начале 1920 х гг. было связано с акмеизмом. Внутри акмеистического направления различаются так наз. «старшие» акмеисты, связанные … Википедия

Основная статья: Русский футуризм Фотография, напечатанная в «Пощёчине общественному вкусу». Справа налево … Википедия

Серебряный век период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии … Википедия

Список русских советских поэтов включает авторов, писавших по русски на территории Советского Союза с 1920 х по 1980 е гг. главным образом, тех, у кого на этот период пришёлся период наиболее активного творчества (так, в список не включены… … Википедия

Имя при рождении: Александр Михайлович Гликберг Псевдонимы … Википедия

Велимир Хлебников Велимир Хлебников, 1913 год Имя при рождении: Виктор Владимирович Хлебников … Википедия

- … Википедия

Запрос «Брюсов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Валерий Яковлевич Брюсов Портрет ра … Википедия

Книги

  • Литературные усадьбы России , Бобров Александр Александрович. Количество литературных мест, родовых гнезд и усадеб, где жили и творили великие русские поэты и писатели, не поддаётся исчислению. Потому известный поэт и публицист Александр Бобров…
  • Литературные усадьбы России , Бобров А.. Количество литературных мест, родовых гнезд и усадеб, где жили и творили великие русские поэты и писатели, не поддаётся исчислению. Потому известный поэт и публицист Александр Бобров…
  • Русские поэты "серебряного века" . Сборник стихотворений в двух томах. Том 1 , . Сборник (т. 1) "Символисты" включает в себя наиболее характерные образцы поэтического творчества ведущих мастеров русской символистской школы начала XX в.: Д. Мережковского, З. Гиппиус, А.…

Поэты серебряного века основали новое течение в литературе конца девятнадцатого века. В тот момент в атмосфере уже чувствовались грядущие перемены и неудивительно, что в создавшейся ситуации появились новые звезды на поэтическом небосводе России.

В этот период становятся известными такие великие поэты и поэтессы, как Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Маяковский, Есенин, Белый и многие другие.

Основными темами их стихов стали идеи нравственных поисков и духовного совершенства в непростое для отечества время. В данной статье будет представлен краткий обзор литературных направлений этого периода и их представителей.

Серебряный век русской поэзии

Это период, временные границы которого начинаются с конца 19 века и оканчиваются концом Октябрьской революции (начало 20 века). Этот промежуток длился в общей сложности двадцать семь лет и совпал с расцветом эпохи модерна.

Определение «серебряный» вошло в обиход лишь только во второй половине двадцатого века, а в европейской культуре обозначенный период известен как «fin de siècle» («конец века»).

Понятие «серебряный» было сформировано под влиянием русской эмиграции, что совершенно не удивляет, так как многие великие умы покинули Россию после смены власти семнадцатого года.

Можно проследить аналогию с «золотым веком» — так называемой пушкинской эпохой (первая треть девятнадцатого века). В сравнении с золотым, серебряный век символизирует упадок, деградацию и декаданс, так же в нем изобилуют стихи и поэмы о любви, но им присущ сильный эротизм.

Поэты и поэтессы серебряного века – список по алфавиту

Известные деятели поэтической эпохи представлены кратко в списке.

Самыми яркими представителями направления, любимые многими, считаются:

  1. Цветаева Марина.
  2. Ахматова Анна.
  3. Блок Александр.
  4. Бунин Иван.
  5. Пастернак Борис.
  6. Есенин Сергей.
  7. Маяковский Владимир.
  8. Брюсов Валерий.

Именно их сочинения стали символами серебряной эпохи. Ещё в школьных учебниках для детей можно найти их лучшие произведения, и чем старше становится учащийся, тем глубже изучается жизнь и творчество стихотворцев.

Литературные направления Серебряного века

Серебряный век включает в себя разные течения и направления. Иногда авторы в течение своего творческого пути относили себя то к одному стилю, то к другому.

Основные направления следующие:

  • символизм;
  • футуризм;
  • акмеизм;
  • имажинизм.

Символизм и его основные черты

Символизм появился как проявление депрессивных настроений в культуре конца девятнадцатого века. В этот момент в России подходят к концу крестьянские идеи и становится все популярнее идеалистическая философия.

Александр Александрович Блок (1880 - 1921) - русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.

Символизм в свою очередь разделяется на два подвида:

  • старшие символисты;
  • младшие символисты.

Поэты-символисты в русской литературе

К младшим символистам относят Блока, Белого и Иванова, которые воспринимали символизм как философию. К старшим причисляют Брюсова, Бальмонта, Сологуба и Минского.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.

Эти поэты считали символизм как нечто эстетическое и рисовали депрессивную атмосферу в своих стихах.

Футуризм и его признаки

Основной идеей футуризма является идея будущего, где упор сделан на урбанизацию и технический прогресс. Представители футуризма через свое творчество продвигали так же идею крушения стереотипов в культуре.

Русские поэты-футуристы

Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930) - русский советский поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».

Футуризм достаточно неоднороден, он разделяется на несколько подтипов:

  1. Кубофутуризм – отказ от прошлых стереотипов, эпатирование и использование окказионализмов. Основными представителями являются:
    • Гуро;
    • Маяковский;
    • Лившиц;
    • Каменский;
    • Крученых.
  2. Эгофутуризм – ему присущи эгоизм, использование неологизмов, острота ощущений. Лучшие деятели:
    • Северянин;
    • Шершеневич;
    • Ивнев.

Крестьянская поэзия – эта группа выделяется условно, так как поэты не причисляли себя к такому течению и не создавали какие-либо объединения. Но можно заметить общие черты, присущие их работам, например, связь с природой и народом.

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества - имажинизма.

Основные представители:

  • Клюев;
  • Есенин;
  • Клычков;
  • Орешин.

Акмеизм и его основные принципы

Это течение символизма в поэзии выделяет материальное над духовным, четко очерчивает образы и использует отточенность слова. Оно установилось во многом благодаря поэтическому объединению «Цех поэтов».

Акмеисты серебряного века

Считается, что именно представители акмеизма создавали самые красивые и пронзающие стихи.

Николай Степанович Гумилёв (1886 - 1921) - русский поэт, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.

Основателями течения считают Гумилева и Городецкого. Уже позже к ним присоединяются Ахматова, Мандельштам, Зенкевич и Иванов.

Имажинизм и его главные признаки

Имажинизм - литературное направление, возникшее в послереволюционный период в России. Основной особенностью имажинизма является создание образов через метафоры и метафорические цепочки, сравнение прямого и переносного.

Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893 - 1942) - русский поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.

Хотя данное направление возникло всего спустя два года после революции, по своему содержанию и направлению ничего общего с революцией не имела. Это была последняя нашумевшая школа русской поэзии XX века.

Имажинисты серебряного века и их произведения

Часто в поэмах и любовной лирике у имажинистов можно увидеть идеи анархизма и эпатажа.

В. Г. Шершеневич, сборник «Романтическая пудра. Поэзы. Opus 8-й», 1913 г.

Самые популярные деятели:

  • Шершеневич - начинал как футурист, впоследствии ниспровергатель и критик футуризма, яростный пропагандист имажинизма, идейный лидер всего направления;
  • Мариенгорф;
  • Ивнев;
  • Эрдман.

Заключение

Поэтов серебряного века объединяет не только блистательное творчество, пронизанное декадентскими идеями, но и сложная судьба. Через анализ их произведений можно проследить переломные события в истории России и мира.

Стоит отметить, что именно в этот век женщины признаются полноправными деятелями искусства, и женская поэзия набирает популярность. Например, Анна Ахматова впервые опубликовала свой сборник «Вечер» в 1912 году.

Серебряный век русской поэзии тесно связан с философией и историей эпохи потому, что внимание интеллигенции было переключено с социальных и политических вопросов на мистику и вопросы духовности.

Доклад:

“Любимые писатели “Серебряного века” и их произведения”.

Преподаватель: Помаз Н. Б.

Студент: Мостяев Н.И. (гр. 19ПВ-901П)

МГКИП

г. Москва 2002г.

“Серебреный век” – большинством читателей воспринимается как метафора, обозначающая хороших, любимых писателей начала XX века. В зависимости от личного вкуса здесь могут оказаться А. Блок и В. Маяковский, Д. Мережковский и И. Бунин, Н. Гумилев и С. Есенин, А. Ахматова и А. Крученых, Ф. Сологуб и А. Куприн.

“Школьное литературоведение” для полноты картины добавляют и названный список М. Горького и целый ряд писателей “знаньевцев”

(художников, группировавшихся вокруг горьковского издательства “Знание”).

При таком понимании серебряный век становится синонимом давно существующего и гораздо более научного понятия “литература конца XIX – начала XX века”.

Поэзию серебряного века можно разделить на несколько основных течении такие как: Символизм . (Д. Мережковский,

К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый), Предакмеизм. Акмеизм .(М. Кузьмин, Н. Гумилев,

А. Ахматова, О. Мандельштам),

Крестьянскаялитература (Н. Клюев, С. Есенин)

футуристы серебряного века (И. Северянин, В. Хлебников)

Игорь Северянин (И. В. Лотарев 1887 - 1941)

С 1913 г. сборником “Громкокипящии кубок” (переиздавался до 1915 г. 9 раз) входит в большую литературу. За первой последовали другие книги поэзии: “Златолира”(1914), “Ананасы в шампанском ”(1915), “VictoriaRegia” (1915), “Поэзоантракт”(1915), “Тост безответный”(1916). В эти годы И. Северянин стал модным “певцом”, но оценил это трезво, назвав “двусмысленной славой”.

Поиски новых поэтических форм (важная часть эстетической программы) у И. Северянина тесно “увязаны” с городскими реалиями:

Друзья! Но если в день убийственный

Падет последний исполин,

Тогда ваш нежный, ваш единственный,

Я поведу вас на Берлин!

В этих стихах поэт был таким, каким его хотела видеть публика. Он растворялся во вкусах определенного контингента любителей экстравагантной, экзальтированной поэзии, людей, отгораживающих себя от надвигающихся бурных событий. Характерное взаимовлияние: публика создавала Северянина, а тот формировал свою аудиторию, далеко не всегда заботясь о качестве своего поэтического воздействия. “… не я ли пел порок/Десятки лет…”, - напишет он в поэме “Солнечный дикарь” (1924), переоценив свое раннее творчество.

Остроумно выражено неприятие мещанской действительности: “Блеск и звон карьеры – рубль, / А паспорт разума - диплом”.

Эти мотивы сближали И. Северянина с кубофутуралистами. Однако сущность своего творчества он считал собственную фантазию - “мои капризы, мои волшебные сюрпризы”. Акцент был поставлен на “эго”, т.е. “Я” поэта. Отсюда пролилась струя его самовозвиличивания: ”Я – гений Северянин”; “Я выполнил свою задачу, литературу покорив”, что и вызвало многие нарекания современников.

Слово “гений” относилось, однако, не столько к личности автора, который ощущал и свою слабость, сколько к нему как носителю “вселенской души”. Главный поиск – поиск естественной красоты: “Иду в природу, как в обитель”. Поэтому жизнь раскрыта им как “сиренью упованье”, ”гимн жасминовым ночам”, единенье с “весенней яблоней в нетающем снегу”.

Лирический герой испытывает никому неведомое: ”Влекусь рекой, цвету сиренью,/Пылаю солнцем, льюсь луной …” А природа дарует свою тайну.

Вот один из главных постулатов северянинской лирики: удивлять – неожиданным поворотам смысла, безграничными возможностями словообразования. И – постоянная претензия на оригинальность, хоть и всегда подкрепленная вкусом и стилистическим разнообразием:

Не терпим мы дешевых копий,

Их примелькавшихся тонов,

И потрясающих утопий

Мы ждем, как розовых слонов …


Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
28.X. (09.XI.)1885-28.VI.1922
Хлебников привлекал к себе внимание и вызывал интерес оригинальным складом личности, поражал мировоззрением и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Знакомится с кругом столичных поэтов-модернистов (в том числе Гумилевым и Кузминым, которого называет «своим учителем»), посещает знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет «баню» Вяч. Иванова, где собирались писатели, философы, художники, музыканты, артисты.
В 1910-1914 были опубликованы его стихотворения, поэмы, драмы, проза, в том числе такие известные, как поэма «Журавль», стихотворение «Мария Вечора», пьеса «Маркиза Дезес». В Херсоне вышла первая брошюра поэта с математико-лингвистическими опытами «Учитель и ученик». Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим трудом. Написаны поэмы «Сельская очарованность», «Жуть лесная» и др., пьеса «Ошибка смерти». Выходят книги «Ряв! Перчатки. 1908 - 1914», «Творения» (Том 1). В 1916 вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». Главными героями его поэзии были Время и Слово, именно через Время, зафиксированное Словом и превращенное в пространственный фрагмент, осуществлялось для него философское единство «пространства-времени». О. Мандельштам писал: «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие...» В 1920 живет в Харькове, много пишет: «Война в мышеловке», «Ладомир», «Три сестры», «Царапина по небу» и др. В городском театре Харькова происходит «шутовское» избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа.
Творчество В. Хлебникова распадается на три части: теоретические исследования в области стиля и иллюстрации к ним, поэтическое творчество и шуточные стихи. К сожалению, границы между ними проведены крайне небрежно, и часто прекрасное стихотворение портится примесью неожиданной и неловкой шутки или еще далеко не продуманными словообразованиями.

Очень чувствуя корни слов, Виктор Хлебников намеренно пренебрегает флексиями, иногда отбрасывая их совсем, иногда изменяя до неузнаваемости. Он верит, что каждая гласная заключает в себе не только действие, но и его направление: таким образом, бык -- тот, кто ударяет, бок -- то, во что ударяют; бобр -- то, за чем охотятся, бабр (тигр) -- тот, кто охотится и т. д.
Взяв корень слова и приставляя к нему произвольные флексии, он создает новые слова. Так, от корня "сме" он производит "смехачи", "смеево", "смеюнчи-ки", "смеянствовать" и т. д.

Как поэт, Виктор Хлебников заклинательно любит - природу. Он никогда не доволен тем, что есть. Его олень превращается в плотоядного зверя, он видит, как на "вернисаже" оживают мертвые птицы на шляпах дам, как c людей спадают одежды и превращаются - шерстяные в овец, льняные в голубые цветочки льна.

Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От матери Мандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка.

Мандельштам будучи евреем избирает быть русским поэтом - не просто “русскоязычным”, а именно русским. И это решение не такое само собой разумеющееся: начало века в России - время бурного развития еврейской литературы, как на иврите и на идише, так, отчасти, и на русском языке. Соединяя в себе еврейство и Россию, мандельштамовская поэзия несет в себе универсализм, соединяя в себе национальное русское православие и национальный практикуляризм евреев.

Посох мой, моя свобода -

Сердцевина бытия,

Скоро ль истиной народа

Станет истина моя?

Я земле не поклонился

Прежде, чем себя нашел;

Посох взял, развеселился

И в далекий Рим пошел.

А снега на черных пашнях

Не растают никогда,

И печаль моих домашних

Мне по-прежнему чужда.

Первая русская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколения совпали со вступлением в жизнь. В этот период Мандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политику ради поэзии.

Мандельштам избегает слов, чересчур бросающихся в глаза: у него нет ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как у Цветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака.

Есть целомудренные чары -

Высокий лад, глубокий мир,

Далеко от эфирных лир

Мной установленные лары.

У тщательно обмытых ниш

В часы внимательных закатов

Я слушаю моих пенатов

Всегда восторженную тишь.

Начало первой мировой войны - рубеж времен:

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Мандельштам отмечает, что прошло время окончательного прощания с Россией Александра (Александра Ш и Александра Пушкина), Россией европейской, классической, архитектурной. Но перед своим концом именно обреченное “величие”,именно “исторические формы и идеи” обступают ум поэта. В их внутренней опустошенности он должен убедиться - не из внешних событий, а из внутреннего опыта усилий сочувствовать “миру державному”, вчувствоваться в его строй. Он прощается с ним по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в порядок, составляя для них средствами поэзии некий каталог. В мандельштамовской системе шифров, обреченный Петербург, именно в своем качестве имперской столицы, эквивалентен той Иудее, о которой сказано, что она, распяв Христа, “окаменела”и связывается со святым богоотступническим и гибнущим Иерусалимом. Цвета, характеризующие базблагодатное иудейство - это черный и желтый. Так вот именно эти цвета характеризуют петербургский “мир державный” (цвета российского императорского штандарта).