Калибровка монитора с помощью программы Atrise lutcurve. Автоматическая калибровка монитора

Для получения изображения в самом лучшем естественном и красивом виде требуется выполнение правильной калибровки монитора. Очень важным это является для фотографов и профессиональных специалистов по графическому дизайну. Выбор идеальной цветовой схемы в ручном режиме может быть достаточно утомительным и нецелесообразным. Монитор должен быть качественно откалиброван единственный раз с видимым полученным результатом.

Выполнение настройки монитора

Шаг 1.

Выполняется регулировка световых уровней для определения чистоты рабочего экрана, на который не должен попадать сильный прямой свет. При этом комната должна являться тусклой, что не позволяет рассеянному свету создавать помехи изображению. Если на экране присутствуют видимые изображения, он должен быть тщательно очищен перед началом калибровки.

Шаг 2.

Выполняется проверка разрешения компьютерного экрана. При использовании ЖК-монитора необходимое разрешение определяется с помощью руководства. Для остальных типов используемых мониторов выбирается самое доступное и высокое разрешение, с помощью которого выполняется комфортное чтение текста и просмотр полученных изображений.

Шаг 3.

Выполняется регулировка максимального количества необходимых цветов. Глубиной цвета является число используемых битов для точного определения цвета рабочих пикселей вместе с их компонентами. Максимально допустимую глубину цвета ограничивает монитор, действующая видеокарта и операционная система. В данный момент самым высоким показателем признаны 32 бита.

Для регулирования глубины и количества необходимых цветов выполняются следующие действия:

В Windows: выполняется щелчок мышью на компьютерном рабочем столе и выбирается пункт «Свойства». В системе Windows 7 выполняется переход в пункт «Адаптер», а затем «Список рабочих режимов».

В MacOS: открываются «Системные выполняемые настройки », выбирается «Дисплей ». Некоторые используемые системы на «Mac» не обладают такими вариантами, но функционируют на 24-битной глубине цвета.


Примечание: перед началом выполнения калибровке необходимо убедиться в работе монитора не менее получаса. Это будет гарантией достижения им рабочей необходимой температуры, оказывающей влияние на цветопередачу.

Выполнение калибровки

Шаг 1.

На рабочем компьютере с системой Windows: нажимается кнопка «Пуск », потом «Панель управления ». В строке по выполнению поиска панели рабочих инструментов находится пункт «Выполнение калибровки дисплея ».


На MacOS: открываются «Системные настройки », выбирается «Отображение » → «Цвет » → «Выполнение калибровки ». При отсутствии этого пункта в поисковой строке вводится «Калибровка ».


Шаг 2.

Для графического дизайна и работы с фотографиями рекомендуется приобретение современных профессиональных программ, позволяющих откалибровать дисплей. В данный момент такой программой является «Atrise lutcurve » с расширенным функционалом и приятным грамотным пошаговым интерфейсом.

Шаг 3.

Выполняется настройка яркости и уровня контрастности. Рабочие кнопки для выполнения регулирования располагаются снизу или на боковой части панели монитора. Иногда они находятся непосредственно на экране выполнения калибровки. Действующим приложением пользователю будут показаны две или три серые шкалы для лучшего ориентирования. Необходимо точно следовать появляющимся на экране инструкциям.

Примечание: многие из современных ноутбуков не обладают настройками уровня контрастности.

Шаг 4.

Устанавливается гамма. С помощью некоторых рабочих параметров выполнения калибровки регулируется ползунок, но чаще применяются два типа рабочих настроек:

Гамма 2.2. Самый распространенный стандарт для мониторов. позволяющий увидеть полученные изображения в яркостных диапазонах.

Гамма 1,8. Отображение полученного изображения как на печать. При подобной гамме более легко замечаются слабые присутствующие тени при выполнении редактирования полученных изображений.

Примечание: пользователь должен знать о том, что используемые редакторы полученных изображений часто выполняют корректировку гаммы к такому значению.

Шаг 5.

Устанавливается баланс белого цвета, часто называемый цветовой рабочей температурой. Самым популярным стандартом для современных мониторов признан чуть-чуть голубоватый полученный оттенок (D65 или 6500). Многие графические профессионалы отдают свое предпочтение нейтральному или слегка желтоватому оттенку (D50 или 5000), лучше всего выполняющему имитацию печатных материалов, а также освещения.

Примечание: известно, что некоторые из мониторов оснащены встроенными специальными кнопками для калибровки автоматического типа, но полученные результаты подлежат самостоятельной проверке.

При наличии нескольких программ для выполнения калибровки необходимо убедиться в запуске только одной из них для предотвращения конфликта.

Если Вы профессионально занимаетесь обработкой, ретушью цифровой фотографии, если Вы дизайнер, тогда Вам просто необходима правильная калибровка цвета монитора . Обрабатывая изображение на своем компьютере, результат видимый на Вашем мониторе может оказаться совершенно иным нежели на мониторе клиента или мониторе фото-печатников. При правильной настройке монитора, Вы избавитесь от большинства неприятных моментов связанных с неправильным восприятием ваших работ клиентами.

Результаты исследований ученых в вопросе количества цветовых оттенков различаемых человеческим глазом, сильно разнятся. Принято считать что человек способен распознавать около 10000000 (10 миллионов ) оттенков, включая около 500 оттенков серого. Калибровка монитора прежде всего предназначена для того чтобы передать максимально широкий диапазон цветов и оттенков цвета и света. Она позволит увидеть фотографию так, как её видит матрица вашего фотоаппарата (приблизительно ).

Времена ЭЛТ (электронно-лучевых) мониторов давно завершилась и им на смену пришли ЖК (жидкокристаллические) дисплеи. На данный момент существуют 3 самых распространенных типа матриц ЖК мониторов. Это TN , MVA и IPS и между ними довольно много существенных отличий. Из этих трех основных типов матриц для наших задач (работа с фотографией) больше подойдет пожалуй только две матрицы - IPS и MVA.

TN матрица хотя и является наиболее распространенной на данный момент, но к сожалению не отвечает необходимым для нас требованиям по качеству передаваемого изображения. По мимо всего прочего она чаще всего обладает очень маленькими углами обзора и даже ее казалось бы правильная калибровка не принесет желаемого результата. По этому если вы являетесь владельцем монитора с такой матрицей, вам следует задуматься о его замене на более подходящий.

IPS и MVA (PVA) матрицы относятся к более современным модификациям ЖК панелей, и способны передавать более широкий диапазон оттенков нежели TN матрица. IPS — имеют широкие углы обзора, один из лучших показателей качества цветопередачи и контрастности среди LCD матриц. Однако, из-за больших ступеней, прослойки кристаллов и определённого расположения электродов – имеет значительно бо льшее время отклика, чем у матриц TN . Основным отличием от TN матрицы является то, что IPS и MVA передают черный и белый цвета с практически максимальной точностью, как в реале. На TN матрице черный цвет выглядит как темно-серый, а белый как светло-серый. Если хотите увидеть различия, придите в компьютерный магазин и попробуйте сравнить два стоящих рядом монитора (TN и IPS например) с одинаковым изображением (лучше если это будет фотография принесенная вами на флешке). Думаю после этого теста, все станет понятно и без объяснений. В добавок стоит отметить что современные IPS мониторы обладают широкими возможностями настройки (калибровки) и в большинстве случаев поддаются настройке без особых проблем.

MVA матрицы являются неким «середнячком» между TN и IPS (с большим уклоном в сторону IPS) и по заверениям специалистов больше подходят для чтения (контрастные цвета, черное на белом).

Плюсы * VA в сравнении с IPS:

  • · Более низкая цена.
  • · Более высокое время отклика (часто, но не всегда).
  • · Более чёрный, чёрный цвет.
  • · Более высокий фотографический контраст матриц.

Минусы * VA в сравнении с IPS:

  • · Хуже цветопередача.
  • · Выбеление и потеря тёмных тонов, полутеней при взгляде перпендикулярно.
  • · Более выраженная смена оттенков при просмотре с разных углов.

* VA vs. TN

Плюсы * VA в сравнении с TN:

  • · Лучшая цветопередача и глубина цвета.
  • · Более высокие углы обзора.
  • · Выше фотографический контраст матриц.

Минусы * VA в сравнении с TN:

  • · При взгляде перпендикулярно – искажения и выбеление тёмных и полу- тонов.
  • · Выше цена.

Идеальным вариантом для работы с цветом нужен качественный монитор с IPS матрицей. Среди производителей на данный момент особняком можно выделить фирму Apple. Недаром практически все известные дизайнеры, ретушеры, специалисты в сфере компьютерной графики пользуются техникой Apple. Но главным недостатком (если это так можно назвать) данных мониторов конечно же является их цена, начальная планка которой около 600$.
На первоначальном этапе вы можете выбрать недорогой монитор с IPS матрицей, при этом перед покупкой не забывайте читать комментарии тех кто уже купил данный монитор - в них очень часто пишут о возможных проблемах.

Фото. Монитор профессиональный Eizo .

Приступим к калибровке

В начале хочу отметить что откалибровать монитор отдельно от компьютера на котором он впоследствии будет использоваться не получится. Так как помимо самого монитора на отображаемые цвета влияет видеокарта установленная на компьютере. К драйверу видеокарты обычно прилагается программа для настройки изображения (цвета, яркости, контраста и в более редких случаях по канальная настройка RGB). Для правильной настройки необходимо совместно регулировать параметры монитора и видеокарты.

Существует четыре основных варианта калибровки монитора:

  1. Калибровка монитора с помощью специального калибратора (колориметра или спектрофотометра)
  2. Калибровка с помощью встроенного в драйвер вашей видеокарты программного обеспечения
  3. Калибровка с помощью специально для этого предназначенной программы
  4. Калибровка при помощи операционной системы

Несколько факторов, поясняющих, почему стоит калибровать монитор

Купленный в магазине монитор, каким бы дорогим и разрекламированным он не был, идеально подходит для работы с текстовыми и табличными редакторами, прогулок по интернету, но как только дело касается графики и фотографии монитор искажает цвет и свет. Дело не в том, что производитель не дорабатывает и предлагает клиенту не качественный монитор.

Просто большинству пользователей таких настроек (заводских) достаточно. В подавляющем большинстве случаев дополнительные требования к цветопередаче возникают при попытке качественно обработать фотографию или видео. Тогда нужно увидеть все оттенки и детали, а на не калиброванном мониторе их скорее всего не разглядишь. К примеру, снимок заката на мониторе до калибровки и после настройки выглядит иначе – во втором варианте появляются истинные цвета, более плавные переходы оттенков, природная яркость красок.

Настроить цветопередачу «на глаз» очень сложно (в большинстве случаев невозможно). Тому есть множество причин, основная среди которых – несовершенство человеческого органа зрения. Картинка, которую мы видим, – субъективна.

Она зависит от настроения, освещенности, времени суток, усталости. Регулируя подачу цвета, можно ошибиться на сотую доли процента и все оттенки будут отображаться неверно. Тоже можно сказать и о балансе нейтральных цветов. Если не регулировать камеру, снимки в снежный день будут серыми. С монитором так же – когда в нейтральных цветах дисбаланс изображение не выглядит натуральным.

Калибровка монитора

Этапы калибровки: установка программ и подключение оборудования, предварительная настройка системы, сам процесс калибровки, проверка точности калибровки.

Убедиться, что учетная запись имеет права Администратора (хотя бы временные), т.е. возможна беспрепятственная установка новой программы и настройка системы.

Все остальное сделает наш специалист!

Где находится цветовой профиль (профайл)

MacOS SystemFolder:ColorSync Profiles

MacOS X /Library/ColorSync/Profiles

Windows NT c:/windows/system32/color/

Windows 95/98/Me: c:/windows/system/color/

Windows 2000/XP c:/windows/system32/spool/drivers/color/

Windows 7 c:/windows/system32/spool/drivers/color/

где c:/windows/ - каталог, где установлена MS Windows

в MAC OS — Users/username/Library/ColorSync/Profiles

Профиль (Profile)

Файл данных, который предоставляет Системе Управления Цветом (CMS Color Management System) информацию о характеристиках цветопередачи того или иного устройства, на основе которой создается таблица перекодировки цветовых значений.

Имеет расширение: *.IСС, или *.ICM . Концепция использования цветовых профилей устройств разработана международным консорциумом по цвету (ICC International Color Consorcium), который образован в 1993 г. с целью унификации цветовых значений и форматов для компьютерных издательских систем. Учредителями этого консорциума являются: Adobe Systems Inc., Agfa-Gevaert N.V., Apple Computer, Inc., Eastman Kodak Company, FOGRA (Honorary), Microsoft Corporation, Silicon Graphics, Inc., Sun Microsystems, Inc., и Taligent, Inc..

Профиль устройства ввода — включает следующую информацию:

    характеристики устройства (тип цветоделительных фильтров, спектральная чувствительность каналов, динамический диапазон сигналов, отношение сигнал/шум и т.п.);

    характеристики оригиналов (спектральные свойства используемых красителей, полярность — негатив/позитив, контраст);

    условия сканирования (цветовая температура источника света, его мощность, контраст освещения в студии для цифровых фотоаппаратов).

Профиль выводного устройства — включает следующую информацию:

    Характеристики устройства: градационные характеристики, колориметрические характеристики триадных красок, последовательность наложения красок;

    Выбранная комбинация единичных цветов: цветовой охват печатной системы;

    Характеристики запечатываемого материала (подложки): точка белого, глянец;

    Параметры для базового преобразования цветового содержания оригинала в цветовое пространство печати: условия баланса серого, суммарное количество красок, максимальное количество и метод генерации черного;

    Тип репродуцирования: метод сжатия цветового охвата.

Профиль монитора включает следующую информацию:

    Характеристики устройства: цветовое пространство первичных цветов, значение гаммы (градационная характеристика);

    Выбранные настройки монитора: яркость, точка белого;

    Условия внешнего освещения.

Гамма

Gamma — это степень нелинейности цветового градиента от самого темного к самому светлому значению. C математической точки зрения линейной является gamma 1.0 . Но значение гаммы, равное 1.0, соответствует «идеальному» монитору, который имеет линейную зависимость отображения от белого к черному. Так как таких мониторов не бывает, у реальных устройств гамма нелинейна.

Значение гаммы для стандарта видео-изображений NTSC - 2.2. Для дисплеев компьютера значение гаммы обычно составляет значения от 1.5 до 2.0. Но для удобства принято считать, что нелинейность цветового градиента на всех мониторах равна 2.2.

Adobe RGB –рекомендуемое рабочее пространство редактирования RGB и имеет гамму 2.2 . Apple изменила значение гамма-коррекции по умолчанию в Mac OS Snow Leopard. Испокон веков это значение равнялось 1.8 , новое значение будет 2.2 (точно такое же как в Microsoft Windows). Что это означает? Изображения будут выглядеть одинаково в обеих операционных системах (сейчас отличие особенно заметно в темных картинках).

Но и сама операционная система Mac OS будет выглядеть иначе - графические элементы интерфейса будут более темные и контрастные.

Глубина цвета

Глубина цвета (качество цветопередачи, битность изображения) – термин в компьютерной графике, означающий объем памяти в количестве бит, используемых для хранения и представления цвета при кодировании одного пикселя растровой графики или видео-изображения. Часто выражается единицей бит на пиксель (англ. bpp – bits per pixel).

8-битное изображение. При большом количестве бит в представлении цвета количество отображаемых цветов слишком велико для цветовых палитр. Поэтому при большой глубине цвета кодируются яркости красной, зеленой и синей составляющих – такое кодирование является RGB- моделью.

8-битный цвет в компьютерной графике – метод хранения графической информации в оперативной памяти либо в файле изображения, когда каждый пиксель кодируется одним байтом (8 бит). Максимальное количество цветов, которые могут быть отображены одновременно, – 256 (28).

Форматы 8-битного цвета

Индексированный цвет. В индексированном (палитровом ) режиме из широкого цветового пространства выбираются любые 256 цветов. Их значения R, G и В хранятся в специальной таблице – палитре. В каждом из пикселей изображения хранится помер цвета в палитре – от 0 до 255. 8-битные графические форматы эффективно сжимают изображения, в которых до 256 различных цветов. Уменьшение количества цветов – один из методов сжатия с потерями.

Преимущество индексированных цветов состоит в высоком качестве изображения – широкий цветовой охват сочетается с небольшим расходом памяти.

Черно-белая палитра. 8-битное черно-белое изображение – от черного (0) до белого (255) – 256 градаций серого.

Однородные палитры. Другой формат представления 8-битных цветов – описание красной, зеленой и синей составляющей с низкой разрядностью. Такая форма представления цвета в компьютерной графике обычно называется 8-битным TrueColor или однородной палитрой (англ. uniform palette).

12-битный цвет кодируется 4 битами (по 16 возможных значений) для каждой R-, G — и B -составляющих, что позволяет представить 4096 (16 х 16 х 16) различных цветов. Такая глубина цвета иногда используется в простых устройствах с цветными дисплеями (например, в мобильных телефонах).

Этот градиент сохранен как 16-битный файл.

Этот градиент сохранен в 24-битном файле (по 8 бит на каждый канал).

Как видно разница заметна по плавности градиента.

HighColor , или HiColor , разработан для представления всего множества оттенков, воспринимаемых человеческим глазом. Такой цвет кодируется 15 или 16 битами, а именно: 15-битный цвет использует 5 бит для представления красной составляющей, 5 – для зеленой и 5 – для синей, т.е. 25 – 32 возможных значения каждого цвета, которые дают 32 768 (32 × 32 × 32) объединенных цвета. 16-битный цвет использует 5 бит для представления красной составляющей, 5 – для синей и (так как человеческий глаз более чувствителен при восприятии зеленых тонов) 6 бит для представления зеленой – соответственно 64 возможных значения. Всего 65 536 (32 × 64 × 32) цветов.

Большинство современных LCD-дисплеев отображают 18-битный цвет (64 χ 64 χ 64 = 262 144 комбинаций). Разница с truecolor- дисплеями компенсируется мерцанием цвета пикселей между их ближайшими цветами в 6-битной разрядности и (или) незаметным глазу дизерингом (англ. dithering ), при котором отсутствующие цвета составляются из имеющихся путем их перемешивания.

Truecolor 24-битное изображение. Truecolor предоставляет 16,7 млн различных цветов. Такой цвет наиболее близок человеческому восприятию и удобен для обработки изображений. 24-битный truecolor -цвет использует по 8 бит для представления красной, синей и зеленой составляющих, 256 различных вариантов представления цвета для каждого канала, или всего 16 777 216 цветов (256 × 256 × 256).

32-битный цвет является 24-битным (Truecolor ) с дополнительным 8-битным каналом, который определяет прозрачность изображения для каждого пикселя.

Сверх-Truecolor . В 90-х годах прошлого столетия некоторые графические системы высшего класса начали использовать более 8 бит на канал, например 10 — 12 или 16 бит на канал.


Для чего нужно калибровать монитор?

Ответ простой – для точной передачи цветов монитором от программы работы с графикой до пользователя этой программы. Для кого важна эта точность? Для тех, кто работает с цветом и кому важно получать его правильное отображение – дизайнеры, фотографы, специалисты по пред-печатной подготовке и обычным пользователям. «На глаз», даже с помощью каких-либо программ такую настройку произвести невозможно.

Музыкальный инструмент тоже калибруют (настраивают).
Для обычных пользователей калибровка делает просмотр изображений более приятным. Цвета становятся чище, устраняется излишняя «синеватость» изображения, что особенно характерно для ноутбуков.

Можно ли откалибровать обычный монитор на TN — Film матрице?


Да, можно. Скорректировать цветопередачу и настроить для Ваших нужд, можно практически любое устройство цвета воспроизведения. Главное что оно работает в операционной системе поддерживающей работу с цветовыми профилями.
Даже если на самом устройстве нет органов управления, такие параметры как яркость, контрастность, гамма, температура белой точки, соотношение красного,
зеленого и синего каналов, может корректировать сам профиль через видеокарту. Единственное, нужно принимать во внимание что TN-матрица имеет очень малые углы обзора. На такой монитор нужно смотреть строго перпендикулярно и стараться держать корректируемое изображение ближе к центру экрана. Все
описанное справедливо и для ноутбука. Калибровка экрана ноутбука является обязательной процедурой, если Вы работаете с цветом на данном устройстве.

Помещение для работы с цветом

Это необходимо принять к сведению.

Вопросы цветокоррекции волнуют многих фотографов, которые желают правильно обрабатывать свои фотографии, но не знают с чего начать. А начинать эту работу надо с подготовки помещения для работы с цветом.
Помещение для работы с цветом и освещение в нем, влияют на цветовое восприятие зрительной системой человека. Для правильного восприятия цвета на фотографиях внешняя среда должна быть нейтрального цвета и иметь правильное освещение. Если такие условия не выполняются, цвет на фотографиях будет восприниматься не правильно.

Помещение для профессиональной работы с цветом.

Влияние внешних факторов, на восприятие цвета отображаемого на мониторе.

Так как работу с цветом фотографий мы проводим на экране монитора, все помещение вокруг него должно быть серым. Сюда относится корпус монитора, компьютерный стол, клавиатура с мышкой, стена за столом и сбоку от него, пол вокруг стола и другие предметы интерьера. Главное в помещении не должно быть ярких цветных пятен, видимых при работе.

Свет для работы с цветом

Также как и окраска помещения для работы с цветом, большое значение имеет и его освещение. При работе с фотографиями нужно помнить, что окружающий свет влияет на ваше восприятие цвета и тона как на экране монитора, так и на бумаге.
В помещении для работы с цветом необходимо создать и поддерживать стабильное внешнее освещения. Это относится к его яркости и цветовой температуре. Яркость внешнего освещения должна быть постоянной , но обязательно ниже яркости монитора, а его цветовая температура должна быть 5000°К или немного ниже.
Яркость света в помещении влияет на настройку яркости монитора при его калибровке. Чем ярче свет в помещении, тем выше уровень яркости требуется от монитора для работы с цветом. Яркость монитора должна укладываться в пределе 75 cd/m² – 100 cd/m² при цветовой температуре его точки белого 6500°К и 80 cd/m² – 120 cd/m² при 5000°К.
Оптимальный вариант организации освещения в помещении для работы с цветом состоит в том, чтобы исключить какое-либо его изменение при работе с фотографиями. Например, надо хорошо занавесить окна, чтобы исключить влияние солнечного света от окна.
В организации верхнего и местного освещения в помещении для работы с цветом необходимо использовать лампы только одного типа.
Например, для этого подойдут лампы Philips COLOURLUX de LUXE 950 15w, 18w или 36w. Выбор мощности ламп зависит от их расстояния до монитора. При работе с фотографиями верхний свет желательно делать приглушенным.

Правильно организованное рабочее место для работы с компьютером

Правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволят минимизировать вредное воздействие компьютера на здоровье.

Большинство пользователей компьютеров уделяет мало внимания своему рабочему месту. Если появляются деньги, российский пользователь скорее купит современный процессор, чем новый стол или подставку для монитора. Часто рабочее место бывает неправильно организовано. Монитор установлен низко, неудачно относительно источников света, руки неудобно лежат на клавиатуре… В результате со временем пользователи начинают жаловаться на проблемы со здоровьем и повышенную утомляемость. Не экономьте на своем рабочем месте — это обернется экономией на своем здоровье.

Как уменьшить неприятные последствия долгой работы за компьютером?

Вы сидите за компьютером с хорошим монитором . Устанут ли ваши глаза ?

Важно расположение монитора относительно глаз, источников освещения, высота кресла.

  • Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант — приглушенный рассеянный свет .
  • Поставьте стол так, чтобы окно не оказалось перед вами . Если это неизбежно, купите плотные шторы или жалюзи, которые отсекут свет. Если окно сбоку, решение то же — шторы, жалюзи. Можно купить козырек, одевающийся на монитор (такими козырьками комплектуют некоторые профессиональные мониторы, продают их и отдельно) или сделать его самому: возьмите картонную коробку, вырежьте из нее угол и оденьте на монитор. Козырек экранирует свет, контрастность изображения повышается, цветопередача становится более естественной, глаза устают меньше.
  • Экран монитора должен быть абсолютно чистым ; если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора (лучше специальными салфетками и/или жидкостью для протирки мониторов) минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день.
  • Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо , ни в коем случае не наискосок.
  • Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз или чуть ниже. Держите голову прямо, без наклона вперед. Периодически на несколько секунд закрывайте веки, дайте мышцам глаз отдохнуть и расслабиться.
    Иногда встречаются рекомендации использовать специальные очки, фильтры. Они действительно способны поднять какой-то из показателей видеосистемы, но только в ущерб другому показателю. Да и резонно ли платить 200 у.е. за очки (хорошие меньше не стоят), вместо того, чтобы купить за те же деньги приличный монитор?
  • Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 50-60 сантиметров. Если на таком расстоянии вы плохо видите изображение, выберите для работы шрифт большего размера.
  • Если близорукость превышает 2-4 единицы, необходимо иметь две пары очков для работы «вблизи» и «для дали».

Уровень электромагнитного излучения сбоку и сзади монитора выше, чем спереди. Установите компьютер в углу комнаты или так, чтобы не работающие на нем не оказывались сбоку или сзади от монитора. Помните о находящихся в соседней комнате — стены и перегородки излучению не помеха.

Часто мониторы стоят слишком низко . Человек этого почти не замечает, но чтобы смотреть на монитор было удобно, приходится нагибать голову, чуть сползать на стуле. При этом напрягается шея, мозг хуже снабжается кровью, возникают головные боли, другие неприятные последствия. Если вы «сползаете» на стуле, то напрягается спина и, проводя в такой позе каждый день по несколько часов, человек потом чувствует самые разные недомогания. Отрегулируйте расположение монитора . Центр экрана должен быть примерно на уровне глаз или чуть ниже, чтобы вы удобно сидели на стуле, не нагибая голову, не скрючивая позвоночник.

Правильная поза оператора компьютера.

Спина наклонена на несколько градусов назад. Такая поза позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровообращение в зоне между туловищем и бедрами, что особенно важно для мужчин в расцвете сил (см. разделы про простатит и геморрой). Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Кисти имеют общую ось с предплечьями: не сгибаются и не разгибаются. Работают только пальцы. Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени — под прямым углом к бедрам. Ноги твердо стоят на полу или на специальной подставке.

Приобретите удобное рабочее кресло , которое позволит без усилий сохранять правильную позу за компьютером. Желательно, чтобы можно было регулировать высоту сиденья и наклон спинки, перемещаться на роликах. Идеальная спинка кресла повторяет изгибы позвоночника и служит опорой для нижнего отдела спины. Сиденье слегка наклонено вперед, что несколько переносит давление с позвоночника на бедра и ноги. Край сиденья чуть загнут — это уменьшает давление на бедра. Кресло (стул) должно быть жесткое или полужесткое, это улучшит кровообращение в малом тазу.

Расположение других часто используемых вещей не должно заставлять долго находиться в искривленной позе, наклоняться в сторону, особенно для поднятия тяжелых предметов (при таком наклоне велика вероятность повредить межпозвонковый диск).

Если вы много работаете с клавиатурой , приобретите специальную подставку под запястья. Продаются клавиатуры, в которых панель разделена пополам с возможностью поворачивать половинки относительно друг друга и наклонять. Такая клавиатура дороже, к ней надо привыкнуть, но для тех, кто много печатает, она будет удачным приобретением.

Как откалибровать монитор | Две причины для калибровки монитора

В статье "Datacolor Spyder4Elite: принцип работы системы калибровки монитора" мы обсудили один способ настройки монитора, заключающийся в использовании пакета Spyder4Elite для создания таблицы соответствия (от look-up table, сокр. LUT). Данный подход очень прост и относительно доступен. От пользователя требуются небольшой опыт в калибровке дисплеев и знание общих принципов визуальной информации.

Однако мы посчитали, что многим читателям будет интересно узнать больше о настройках монитора, чтобы добиться таких же результатов. Есть множество инструментов, которые могут в этом помочь, мы рассмотрим их в будущих материалах. В частности, в следующей статье мы будем использовать пакет CalPC от компании SpectraCal. Но сегодня мы хотели бы заложить некий фундамент для серии материалов, чтобы вы знали, о чём идёт речь и что вас ждёт.

Существуют две основные причины для калибровки любого монитора. Первая заключается в том, чтобы привести изображение к соответствию при использовании нескольких устройств типа фотокамер и принтеров. В фотостудии очень важно, чтобы фотокамера, монитор и принтер соответствовали единому профилю гаммы и цвета. Таким образом, изображение на экране и бумаге будет отображаться точно так, как фотограф видит его через объектив фотокамеры. Вторая причина, которую мы будем изучать сегодня, связана с соответствием вашего дисплея определённым стандартам.

А зачем же соответствовать стандарту? Всё очень просто. Почти каждая игра или видеофайл, просматриваемый на вашем мониторе, привязан к видеостандарту Rec. 709. Это не что иное, как определенный набор параметров цветового охвата, белой точки и гаммы. Он охватывает и другие области, но для калибровки нас интересуют только три перечисленных элемента. Мы обсудим значение этих параметров и их влияние на изображение. Кроме того, калибровка дисплея в соответствии со стандартом гарантирует, что вы увидите именно то, что хотел показать создатель изображения.

Будет проще понять информацию на следующих страницах, если читателю известно кое-что из принципов науки о визуальной информации и науки о восприятии. Как можно создать двумерное изображение на экране, которое в точности воссоздаёт трёхмерную реальность? Принимая ограничения дисплея, мы должны знать, как человек воспринимает цвет, свет и детали.

Поэтому наука о визуальной информации опирается на четыре следующих элемента в порядке важности: динамический диапазон, насыщенность цвета, точность цветопередачи и разрешение. Проще говоря, стандарты, такие как Rec. 709, предназначены для максимизации этих четырёх параметров. Если все показатели всех четырёх элементов удовлетворяют стандарту, то результатом станет наиболее реалистичное изображение.

В процессе описания мы побываем за кулисами четырёх основных областей, затрагиваемых калибровкой дисплея: уровни, гамма, оттенки серого и цветность. Понимание этих принципов означает, что вы будете точно знать, что происходит при перемещении ползунка яркости или смене настроек RGB. Также вы сможете самостоятельно выявить и исправить недостатки вашего дисплея. Данная статья довольно сложная, но полезная, по крайней мере, по нашему мнению.

Как откалибровать монитор | Уровни белого и чёрного: ключ к контрастности и детализации

Мы установили, что динамический диапазон является наиболее важным элементом в определении качества изображения. По аналогии со звуком, чем больше разница между крайними значениями (мягкий и громкий, светлый и тёмный), тем выше ощущение реализма и глубины. И в очень редких случаях пользователь может добиться этого без применения измерений или специализированного программного обеспечения! Мы говорим об уровнях чёрного и белого, или, как их чаще называют, яркости и контрастности.

В какой-то момент истории один недальновидный инженер в области телевещания решил, что регулировки, влияющие на динамический диапазон, должны называться яркостью и контрастностью, а не уровнем белого и чёрного. Отсюда пошла путаница в определении назначения этих регулировок. Но на самом деле всё довольно просто. Яркость – это уровень чёрного цвета, а контрастность – уровень белого.

Так что же происходит при изменении этих регулировок? Уровень чёрного цвета/яркости связан с минимальным уровнем свечения, производимого дисплеем. Уровень белого – с максимальным уровнем свечения. Очевидно, что за счёт минимизации чёрного и максимизации белого можно достичь самого высокого коэффициента контрастности и наибольшего динамического диапазона, которые может поддерживать дисплей. Хитрость в том, чтобы установить уровни правильно, сохранив при этом максимальную детализацию изображения.

Проиллюстрировать важность установки правильного уровня чёрного и белого можно на реальной фотографии. Мы изменяли исходную фотографию в Photoshop с помощью диалогового окна Уровни, управляющего уровнями чёрного и белого цветов. Эта функция аналогична настройкам яркости и контрастности на вашем мониторе. В цвет изменения не вносились.

Ниже представлена фотография Гэвина Россдейла, лидера группы Bush.

Фотография довольно детализированная. На ней хорошо проработаны руки, волосы и джинсы. Кроме того, на фоне видна публика. Также обратите внимание на тонкие контуры правой руки, лежащей на корпусе гитары.

Вот гистограмма.

Представлен почти весь диапазон яркости, за исключением нескольких ступеней на тёмном конце шкалы. Есть ещё одна-две ступени на ярком конце, но они не прорисованы. Это изображение не подвергалось обработке.

А вот тот же снимок, но с чрезмерно низким уровнем чёрного.

Публика на фоне и волосы Гэвина полностью стираются. Его правая рука теперь сливается с пикгардом гитары, а джинсы имеют гораздо меньше складок, чем раньше. Вот что мы имеем в виду, когда используем термин "смешивание" или "клиппинг" по отношению к чёрному цвету. Тёмные области сливаются в одну, а детализация теней теряется. Там, где раньше градация чёрного составляла 50, её значение равняется 1. Хотя художники могут специально так изменить изображение для художественного эффекта, факт остаётся фактом: первоначальная детализация была потеряна.

Теперь давайте посмотрим на изображение со слишком высоким уровнем белого.

Лицо Гэвина и локоть правой руки стали белыми и бесформенными, и мы потеряли объёмность оригинальной фотографии. Оттенки белого, подчеркивавшие некоторые черты лица, теперь смешаны. Также публика на фоне стала ярче, а чувство глубины сильно понизилось. Не очень понятно, на каком расстоянии они находятся.

Вот та же самая фотография с завышенным уровнем чёрного.

Детали всё ещё видны, но фотография имеет эффект тумана, будто на неё наложили специальный фильтр. Чувство глубины изображения существенно понизилось.

Наш последний пример демонстрирует слишком низкий уровень белого.

Детализация не потерялась, однако изображение выглядит тусклым и недодержанным. Эта и предыдущая фотографии возвращают детализацию, однако снижение динамического диапазона приводит к потере живости и выраженности картинки.

Мы покажем, как легко исправить эти проблемы с помощью тестовых шаблонов, которые можно скачать из Интернета. Чтобы выставить правильный уровень чёрного и белого, специальные инструменты и программы не требуются. Причём это отличный способ улучшить изображение на мониторе. Максимизировав динамический диапазон, вы получите наилучшую картинку!

Чтобы получить полное преимущество от динамического диапазона дисплея, также необходимо понимать, что происходит с точками между чёрным и белым. Здесь мы переходим к обсуждению гаммы.

Как откалибровать монитор | Гамма: ключ к максимальной глубине изображения

Вы наверняка заметили, что в обзорах мониторов мы уделяем немало времени измерениям гаммы. Сегодня у нас появилась возможность более подробно объяснить значение этих измерений.

Что есть гамма? Каждая точка яркости между 0 и 100% должна иметь определённое значение (яркости), чтобы соответствовать значению гаммы камеры, создавшей изображение. Можно подумать, что эта связь является линейной. Например, 50%-ный сигнал приравнивается к 50% светоотдачи. Но это не так. Посмотрим на таблицу ниже.

Уровень сигнала Целевое Y
0% 0,4
10% 2,02
20% 7,36
30% 17,35
40% 31,73
50% 52,06
60% 76,9
70% 108,99
80% 145,97
90% 190,37
100% 239,68

Это серия измерений монитора, который очень точно соответствует значению гаммы 2,2. Минимальный уровень чёрного составляет 0,39 кд/кв.м, максимальный уровень белого - 239,67 кд/ кв.м. Если бы гамма дисплея была линейной, 50%-ный сигнал дал бы уровень свечения 119,84 кд/ кв.м. Фактическое значение меньше половины этого значения, всего 52,01 кд/ кв.м. Почему? Чтобы найти ответ, нужен небольшой урок истории.

Первые дисплеи для создания изображения использовали электронно-лучевые трубки. Электроны "обстреливали" массив люминофоров, которые, в свою очередь, испускали свет. Как выяснилось, интенсивность возникавшего света не менялась в линейном порядке. Как и в приведённой выше таблице, порядок был логарифмическим. Ясно, что камеры и другие устройства записи должны были соответствовать этой кривой вывода. Но сегодня ничего не изменилось, несмотря на то, что ЭЛТ-мониторы уже остались в прошлом. Почти все устройства отображения как для ввода, так и для вывода разработаны для гаммы 2,2. Хотя существуют вариации, значение 2,2 до сих пор является общепринятой нормой для съёмки видео. Если монитор соответствует значению 2,2, он будет соответствовать входящему сигналу практически любого источника.

Как мы это измеряем? Проще всего собрать данные при измерении оттенков серого. Шаблоны представлены окнами, которые показывают интенсивность сигнала от 0 до 100%. Для каждого измерения мы записываем значение Y (яркость сигнала). Затем наша программа высчитывает разницу между полученным и целевым значениями. Из этой разницы генерируется значение гаммы. Чем ближе показатель к 2,2, тем лучше.

Окно шаблона аналогично тому, что генерируется нашим прибором Accupel DVG-5000. Яркость центрального прямоугольника составляет 100%, а фона – 0%. При измерении гаммы яркость прямоугольника меняется от 0 к 100% с шагом в 10%.

Давайте снова посмотрим на таблицу, но на этот раз со значениями гаммы и целевыми значениями Y.

Уровень сигнала Y (кд/м²) Целевое Y Гамма
0% 0,4 0 2,2
10% 2,02 1,53 2,08
20% 7,36 7,02 2,17
30% 17,35 17,13 2,19
40% 31,73 32,25 2,22
50% 52,06 52,69 2,22
60% 76,9 77,38 2,21
70% 108,99 108,89 2,2
80% 145,97 146,33 2,21
90% 190,37 189,88 2,18
100% 239,68 239,68 2,2

Когда значение ниже 2,2, выходной сигнал слишком тёмный. Если значение ниже 2,2 – слишком яркий. Сравнив фактические показатели с целевыми значениями, можно увидеть, насколько велика разница межу показателями устройства и эталоном. В данном случае дисплей (Samsung S27B970D ) близок к идеалу.

Такое графическое отображение мы используем в наших обзорах. На нём легко увидеть даже незначительными погрешности.

Но как это связано с калибровкой монитора? Всё довольно просто, поскольку подавляющее большинство компьютерных мониторов с настройками гаммы включает только предустановки. Нет способа изменить саму кривую гаммы. Что имеется в виду?

С предустановками вам доступна только одна кривая гаммы, которую вы можете повышать или понижать. Форма не меняется, меняется только её отношение к значению 2,2. Если вы начинаете с плоской линии, как показано выше, вам нужно лишь найти предустановку, которая максимально приблизит вас к значению 2,2. Если линия не плоская, как на графике ниже, всё что остаётся, - это максимально приблизиться к 2,2.

В данном примере мы видим неплохую гамму до уровня 60%, где кривая начинает уходить вниз. Затем на 90% идёт резкое углубление. Это можно исправить лишь с помощью многоточечной регулировки гаммы, позволяющей настроить каждую точку яркости отдельно. К сожалению, это довольно редкая функция для компьютерных мониторов (и для дисплеев в целом). Такие настройки мы видели только на дорогих телевизорах и проекторах.

А вот и снова Гэвин. На этот раз мы имитируем изменения гаммы с помощью редактора кривых в Photoshop.

Настроив гамму слишком высоко, мы понизили детализацию теней практически до точки клиппирования. Конечно, таким образом можно добиться определённого эффекта, но вы меняете исходное изображение и понижаете детализацию теней до минимума. Они есть, но их очень трудно заметить.

Теперь мы настроили гамму слишком низко.

Эффект похож на завышение уровня белого. Детали ярких областей трудно различимы, а вся картинка в целом выглядит передержанной.

Очевидно, что неправильная гамма влияет на качество так же, как некорректные уровни чёрного и белого. Вот почему корректная гамма так важна для воспринимаемой контрастности монитора. Благодаря ей вы получите глубокий чёрный, яркий белый и фантастический коэффициент контрастности. Но если гамма низкая, большая часть динамического диапазона уйдёт в никуда.

Теперь мы переходит к оттенкам серого, которые, как вы скоро увидите, тесно связаны с цветом.


Большинство компьютерных пользователей никогда не проводили настройку монитора. А ведь далеко не каждый монитор совершенен, когда дело доходит до цвета, яркости, размытия и т. д. Совершив несколько простых настроек вы сможете получить очень качественную картинку и «выжать максимум» и вашего монитора.

Калибровка – это субъективный процесс, поскольку наши глаза могут воспринимать картинку не правильно из-за цветовой слепоты или по другим причинам. Даже профессиональный калибровщик может ошибиться. Поэтому процесс калибровки монитора сугубо индивидуальный и рекомендую вам провести его самостоятельно.

Обновление драйверов на видеокарту

Первое, что необходимо сделать – это обновить драйвера на видеокарту. Не важен производитель, главное чтобы вы отыскали их на официальном сайте, скачали себе на компьютер, удалили старые и установили более обновленную версию.

Зачем это нужно? Не многие настройки можно провести обычными средствами операционной системы. Поэтому для более качественной калибровки нужно воспользоваться параметрами, которые можно настроить в «драйверном софте» (знаю, что плохое выражение, но лучше не смог подобрать).

Разрешение экрана

Установите родное разрешение экрана на вашем мониторе и подождите минут 20-30 после установки.

Это можно сделать так: щелкните правой кнопкой мыши на Рабочем столе и выберите параметр «Разрешение экрана ».


Затем в открывшемся окне в разделе разрешение установите ползунок до того значения, напротив которого стоит надпись «Рекомендуется ».

Настройки экранного дисплея

На каждом мониторе предусмотрены кнопки, которые вызывают его меню. В этом меню вы можете отыскать параметры яркости, контраста, резкости изображения и т.д. попробуйте поэкспериментировать с ними и поставить такие значения, которые буду удобны вашему глазу.
К сожалению, на ноутбуках такой возможности нет. Но не отчаивайтесь. Вернемся к самому первому пункту, который я описал – драйвера. Зайдите в настройки драйверов и поищите подобный функционал.

Калибровка цветов экрана

Эта функция уже является стандартным инструментом от разработчиков Windows. Для её вызова необходимо открыть Панель управления\Оформление и персонализация\Экран . Далее в боковом меню отыщите «Калибровка цветов экрана » и нажмите на этот параметр.


Откроется новое окно с аналогичным названием. Все прочие настройки, а это гамма, яркость и контрастность проводится под текстовым разъяснением. Все рекомендации я советую внимательно прочесть и только разобравшись – переходить к выставлению вышеупомянутых параметров.

ClearType

Управление цветом

Также очень полезный инструмент, который есть как в Windows 7, так и в Windows 8. Открыть его можно зайдя в «Разрешение экрана », а затем нажав «Дополнительные параметры ».


Далее откроется диалоговое окно свойств вашего монитора и видеокарты. Переходим во вкладку «Управление цветом » и жмем на кнопку, с аналогичным названием.


После чего откроется новое диалоговое окно «Управление цветом», в котором для начала необходимо установить «Устройство » выбрав из выпадающего меню «Экран … ».


Далее переходим во вкладку «Подробно ». Здесь вы увидите множество параметров, которые можно отрегулировать (выбрать из выпадающих списков). Рекомендую вам поэкспериментировать.

QuickGamma

Это небольшая утилита, которая позволяет провести калибровку цветовой гаммы монитора. К сожалению, разработчик QuickGamma не предусмотрел русскоязычный интерфейс, поэтому вам придется немного помучиться. Хотя как по мне, то все параметры интуитивно понятны.

Источник освещения

Второстепенный, но немаловажный параметр, о котором нужно позаботиться перед началом калибровки. Вам необходимо сделать так, чтобы ни один светильник не был направлен на монитор.

Лампы должны освещать ваш стол, а не экран монитора. Когда свет попадает на экран – картинка теряет свою реальную цветность, а соответственно и качество её падает.

На этом, пожалуй, и все. Да, я знаю, что особых рекомендация я вам не описал. Но я указал вам направление, в котором необходимо двигаться, чтобы провести калибровку вашего монитора. Напомню, что этот процесс исключительно индивидуальный, а потому я не навязывался вам.

Чёткое и яркое изображение на мониторе — это самый главный момент любого пользователя ПК. Ведь если перед вами красивая картинка, тогда каждая манипуляция за компьютером будет дарить только положительные эмоции. Но для того что бы ваш электронный помощник эффективно передавал все цвета, оттенки на монитор, вам понадобится специальная программа для калибровки монитора. Несколько из них мы как раз и рассмотрим ниже.

Приложение для калибровки монитора работает по принципу использования метрических данных и программного обеспечения. В силу своей стоимости применяется специалистами в профессиональных операциях с цветовыми оттенками, например фотографами. Но есть программы под обыкновенных пользователей при работе которых используется человеческий глаз.

Их главная задача основана на расшифровки текстовых презентаций и более корректного выставления параметров видеокарты. При этом, человек сидящий за компьютером получает возможность чётко контролировать правильность изменения представленных конфигураций. Чаще всего, такой настройки подаются яркость изображения, контраст, цветовая гамма.

Точная такая подстройка изображения является весьма трудоёмким процессом. Но результаты которые вы получите — будут наверняка того стоить!

Какие-же программы для эффективной калибровки монитора лучше использовать?

Для обеспечения правильной настройки дисплея нужно применять проверенные программы. Как показывает практика, самыми лучшими из них есть следующие:

Многие пользователи считают её самой лучшей. Это обусловлено относительно хорошим набором функционала для подстройки экрана. Есть возможность работы при условии sRGB цветности. Данная утилита в своей работе очень сильно основывается на чувствительности человеческого глаза к серому цвету.

Но хватает и противников, которые сильно возмущаются по поводу сложности в применении. При использовании Atrise Software владельцам ноутбуков с технологией TN-матрицы — не рекомендуется менять угол зрения. Так-же в ней не предусмотрен аппаратный датчик. Из-за этого все производимые настройки сильно зависят от заводских параметров экрана.

Скачать программу вы можете отсюда .

Eberhard Werle QuickGamma

Данное приложение для эффективной настройки цвета и коррекцией гаммы имеет минимальные возможности, о которых можно прочитать в меню «помощь». Вся её работа заключается в слиянии специальных, горизонтальных столбиках на тестовой картинке с задним фоном.

Отличительной особенностью этой-же утилиты есть представленный набор картинок. Их 12 штук. Работа основана на корректировании и дальнейшем сравнении изображений. Имеются и образцы сведений для определения расширения экрана. Приложение TFT Test 1.52 своими специальными градиентами предоставляет возможность сравнить эффективность калибровки.

Для того чтобы контролировать скорость работы жидко-кристаллических экранов, программа имеет два теста на быстроту отклика курсора.

Что касается этой программы для улучшения видимой картинки, то она заключает в себе 13 тестовых карточек для настройки как обыкновенных дисплеев, так и ЖК. Все эти изображения позволяют очень хорошо настраивать цветовую гамму в широком диапазоне. Минус данного приложения в полном отсутствии возможности настраивать LUT-видеоадаптеров. Все параметры задаются исключительно через меню дисплея.

Теперь вы имеете понятия о том, что такое программа для калибровки монитора м быть может уже выяснил для себя, какая из них самая лучшая по эффективности. Остановите свой выбор на самой подходящей!

Ну а на этом я с вами прощаюсь! Не забывайте подписываться на обновления моего блога и делиться с друзьями материалами статьи в социальных сетях. Увидимся в других статьях. Пока-пока!

С уважением, Дмитрий Костин.