Разница между социальной ролью и социальным статусом. «Социальные статусы и роли личности

Социальный статус человека - это социальное положение, которое он занимает в структуре общества . Проще говоря, это место, которое индивид занимает среди других индивидов. Впервые это понятие использовал английский юрист Генри Мэн в середине XIX века.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах . Рассмотрим основные виды социального статуса и примеры:

  1. Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.
  2. Приобретенный статус. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.
  3. Предписанный статус. Статус, который человек приобретает по независящим от него факторам; например - возраст (пожилой мужчина ничего не может сделать с тем, что он пожилой). Этот статус в течение жизни меняется и переходит в другой.

Социальный статус дает человеку определенные права и обязанности. К примеру, достигнув статуса отца, человек получает обязанность заботиться о своем ребенке.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором .

Бывают ситуации, когда человек в одной социальной группе занимает высокий статус, а в другой - низкий. Например, на футбольном поле вы Криштиану Роналду, а за партой - двоечник. Или бывают ситуации, когда права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, президент Украины, который занимается коммерческой деятельностью, чего он не имеет права делать по конституции. Оба эти случая - это примеры статусной несовместимости (или несовпадения статусов).

Понятие социальной роли.

Социальная роль - это комплекс действий , который человек обязан выполнять согласно достигнутому социальному статусу. Если конкретнее, то это модель поведения, которая вытекает из связанного с этой ролью статуса. Социальный статус - понятие статичное, а социальная роль - динамичное; как в лингвистике: статус - подлежащее, а роль - сказуемое. Например, от лучшего футболиста мира 2014 года ожидают отличной игры. Отличная игра - это роль.

Виды социальной роли.

Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);

В структуре социальной роли немаловажный момент - ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.Социальный статус -это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т. д.Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называетсяглавным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеетличный статусчеловека , формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определеннаяиерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги.Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

§ когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий - в другой;

§ когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль - это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания - то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение - то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

§ уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие - раскованны;

§ способом получения - предписанные или достигнутые;

§ масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;

§ степенью формализации - строго установленные или произвольные;

Мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникаютролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов:между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

§ «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;

§ «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;

Регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Социальный статус

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи , взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Социальный статус - это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это - потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуютстатусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором - реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека - в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одногостатусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник - студент - молодой специалист - бизнесмен - президент компании - пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессесохранениястатусного набора.

Адаптация человека к своемувозрасту и меняющемуся социальному статусу - важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальная роль

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенногосоциального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль - это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм , определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента - способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизмсанкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентенроли , хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», - пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение - социализация - начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличатьреальное ролевое поведение , т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всегоролевыми требованиями , которые воплощены в социальныхнормах , сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, - прежде всего, другие люди. Субъект моделируетролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называетатрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называетдостижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли,подражают повседневному поведению окружающих. Онисознаютсвои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Социальные статусы и роли - важные элементы структуры личности. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» устойчиво вошли в словарь терминов социальных и гуманитарных наук. В научный оборот в 1930-е гг. их ввел американский социальный антрополог и социолог Ральф Линтон (1893-1953).

Социальный статус. Слово «статус» заимствовано социологией (социальными науками) из языка римской юриспруденции. В Древнем Риме status означал правовое положение лица. Таким образом, под социальным статусом понимается позиция (положение) индивида в обществе или группе, связанная с его правами и обязанностями. Выделение статусной позиции позволяет:

  • а) увидеть место , которое занимает человек в обществе, группе, в том числе через призму общепризнанных показателей социальных достижений у шансов на успех;
  • б) показать окружающую его социально-статусную среду ;
  • в) понять объем социальных благ (ресурсов), а также прав и обязанностей , которыми он обладает.

Социальные статусы принято определенным образом различать.

Социально-демографические статусы (их также называют социобиологическими или естественными) могут быть связаны:

  • 1) с возрастом человека (возрастные статусы) - ребенок, подросток, юноша, человек зрелого, преклонного возраста;
  • 2) родством (родственныеу семейные статусы) - отец, мать, сын, дочь и т.д.;
  • 3) полом человека (половые статусы) - мужчина, женщина;
  • 4) расой (расовый статус). Эта социальная категория возникла в XIX веке, когда биологи и антропологи попытались классифицировать разнообразие физических типов человека по трем группам - европеоиды, негроидны, монголоиды;
  • 5) здоровьем (статус здоровья) - например, инвалид, человек с ограниченными физическими возможностями.

Собственно социальные статусы - их образование и существование возможно только в социуме; они продукт системы социальных связей, сложившихся в обществе. К ним относят статусы:

  • ? экономические (собственник, арендатор, рантье, землевладелец, наемный работник и т.д.);
  • ?политические (отражают то или иное отношение социальных позиций людей к власти);
  • ? правовые (принадлежность к статусу часто связана с соответствующим юридическим объемом прав и обязанностей лиц);
  • ?профессиональные (к ним относятся все профессии и специальности внутри них);
  • ? социокультурные (состоят из четырех базовых сфер: наука, образование, искусство, религия);
  • ?территориальные (например, горожанин, селянин; сибиряк, житель Дальнего Востока и т.д.).

Социальные статусы также подразделяют на формальные и неформальные.

Формальный статус -

это социальная позиция, которая зафиксирована и прописана в том или ином официальном документе. Например, генеральный директор акционерного оби 1ества, тон-менеджер торговой компании, ректор высшего учебного заведения, директор лицея.

Неофициальный (неформальный) статус не имеет отражения в официальных документах. Обычно неофициальные статусные позиции складываются в процессе межличностных отношений в малых группах, между друзьями, знакомыми, коллегами, родственниками. Например, мы говорим о человеке, что он «ответственный» или «безответственный», «трудолюбивый» или «бездельник», «выскочка» или «заслуженно занимает высокую управленческую должность», «душа компании» или «себе на уме» и т.д.

Выделяют предписанные (аскриптивпые ), достигаемые и смешанные социальные статусы.

> Предписанными называют статусы, которые индивид получил и обладает ими, не прилагая собственных усилий для их обретения. Например, статус социального происхождения, наследуемые аристократические титулы, социальнодемографические статусы.

> Достигаемыми называют статусные позиции, которые индивид приобрел благодаря своим собственным усилиям. Так, образовательный и профессионально-должностной статусы являются примерами достигаемых статусных позиций. Современные открытые общества ориентированы на то, чтобы в социуме главное, определяющее значение имели достигаемые статусы (self-made-man - человек, который сделал сам себя), а не предписанные, как в традиционных и закрытых обществах.

> Смешанными называют статусы, которые одновременно обладают признаками предписанного и достигаемого статуса. Например, дети решили пойти по стопам старшего поколения и выбрали ту же профессию, что и их родители, под влиянием их примера, гласного или негласного воздействия, явного или неявного согласия, содействия. Такое не является редкостью в семьях юристов, врачей, актеров, музыкантов, финансистов, преуспевающих бизнесменов. К смешанному статусу также могут быть отнесены должности, желаемые человеком, но полученные им по протекции, благодаря различным социальным связям.

В совокупности статусов принято выделять главный статус, т.е. статус, наиболее характерный для данного индивида; та социальная позиция, по которой его выделяют окружающие и он сам себя в первую очередь идентифицирует. В современном обществе главный статус часто совпадает с профессионально-должностным статусом человека (финансовый аналитик, главный научный сотрудник, адвокат, безработный, домохозяйка).

Различают личный и социальный статусы.

Социальный статус - это положение (позиция) человека в обществе , в значительной мере обусловленное тем, представителем какой социальной группы он является.

Личный статус - это положение (позиция) человека в первичной группе, в зависимости от того, как он (его качества) оценивается другими членами группы.

Социальный статус имеет преобладающее значение в системе безличных формальных отношений, в больших организациях, среди незнакомых людей. Личный статус преобладает среди знакомых человеку людей. Личные статусы - неформальные; их влияние и эффективность определяются тем обстоятельством, что большинству людей важно сохранить и преумножить свой личный статус в группе. Люди весьма чувствительны к ожиданиям и требованиям тех, кого они лично знают и уважают, и, чтобы сохранить их доверие, иногда рискуют навлечь на себя возмущение официальных лиц.

Отличие личного статуса от статуса социального соответствует различию, которое китайцы проводят между двумя способами «сохранить лицо». Социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, основывается на том, к какой социальной категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной оценки, престижа. Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с нормами этой социальной категории. Когда китайцы говорят о сохранении «мянь», они имеют в виду сохранение репутации, которая закрепилась за человеком благодаря его положению в обществе. Так, от преуспевающего коммерсанта ожидается, что он обеспечит свою дочь прекрасным приданым, даже если ради этого ему придется влезь в долги.

Китайцы также говорят о сохранении «лянь». Человек не может жить без «лянь», от этого зависит, как он будет оцениваться в качестве человеческого существа, потеря «лянь» приведет к тому, что он окажется в изоляции. Человеку вряд ли простят, если он будет изобличен в нечестности, подлости, предательстве, если у него обнаружится непростительная скудость ума, неумение держать слово. Сохранение «лянь» не связано с социальным статусом, его утверждение зависит лично от самого человека .

В середине XX века Роберт Мертон ввел в научную лексику термин «статусный набор» (в качестве синонима данного понятия используется термин «статусный портрет» человека). Под статусным набором понимается совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

К примеру, господин N является мужчиной средних лег, преподавателем, доктором наук, ученым секретарем диссертационного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом одной из партий, христианином, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков статусный набор, или портрет, человека N.

С точки зрения рангового значения выделяют социальные статусы высокого , среднего , низкого ранга. По ранговому значению, например, различаются статусные позиции топ- менеджера, управляющего среднего или низшего звена.

Анализируя социальные статусы, нужно помнить о статусной несовместимости. Выделяют две формы статусной несовместимости:

  • 1) когда человек занимает высокую позицию в одной группе и низкую - в другой;
  • 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат, исключают или мешают осуществлению прав и обязанностей другого статуса.

Примером первой формы статусной несовместимости является ситуация, когда генеральный директор крупной компании в своей семье не является главой семьи, эту роль выполняет его супруга. К примерам второй формы статусной несовместимости можно отнести то, что чиновник не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, полицейский не может быть членом мафиозной группы. Преступников, являющихся служителями закона, считают «оборотнями в погонах».

Статусной несовместимостью

называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает разные ранги - высокие, средние, низкие.

В отличие от этого статусной совместимостью называется положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает примерно одинаковые ранги - все высокие, все средние или все низкие .

Социальная роль. Если ключом к пониманию социального статуса является слово «позиция», то когда мы говорим о социальной роли, то исходным здесь является слово «поведение». Социальные статусы описывают положение, позицию людей в социальном мире, а социальные роли раскрывают поведение людей в мире социальных статусов. Мы занимаем статус, но играем (исполняем) роль, поэтому роль выступает динамическим аспектом социального статуса.

Социальная роль - это своего рода модель, шаблон, формат поведения индивида, занимающего тот или иной статус. По своему происхождению слово «роль» связано с латинским словом persona (персона, особа), которое в древности означало актерскую маску , изображавшую характер персонажа (или роль): злодея, шута, героя, титана и т.н. В определенном смысле роль - это маска, которую надевает на себя человек, выходя в люди, общество.

Американский социолог II. Бергер пишет: «...человек играет драматические роли в грандиозной пьесе общества, и, говоря социологическим языком, он есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли» .

Роль - это ожидаемое поведение индивида, занимающего определенный статус (Р. Линтон). Все моменты определения социальной роли связаны между собой. Так, роль - это поведение индивида, но не всякое, а ожидаемое , т.е. такое поведение, которое соответствует сложившимся в группах, обществе представлениям относительно нормальности, адекватности, правильности, достойности действий человека в связи с его статусной позицией. Таким образом, ролевым является поведение человека, рассмотренное в системе координат ожиданий и статусных позиций. Иными словами, лишь поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью; иное поведение ролью не является.

Толкотт Парсонс отмечал, что каждая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик - с точки зрения: 1) ее эмоциональности; 2) способа получения; 3) масштаба; 4) формализации; 5) мотивации.

С учетом указанных характеристик сравним две роли: роль полицейского и роль матери.

  • 1. Роль полицейского значительно менее эмоциональна, чем роль матери. В общем-то, от полицейского ожидается эмоциональная сдержанность, в то время как роль матери может быть связана с весьма ярким проявлением чувств.
  • 2. По способу получения роль полицейского является связанной с достигаемым статусом. Роль матери включает предписанный (так как матерями являются женщины) и достигаемый (нс все женщины становятся матерями) аспекты.
  • 3. Роль полицейского является формальной; он может делать лишь то, что предписано законом, инструкциями, определяется приказами. Роль матери в значительной мере является неформальной, хотя, конечно, она является формальной в части положений, зафиксированных в нормативноюридических актах, документах.
  • 4. Роль матери масштабнее роли полицейского, поскольку роль полицейского ограничена лишь сферой исполнения им его профессионально- должностных обязанностей, тогда как между матерью и ребенком складывается значительно более широкий спектр отношений.
  • 5. С точки зрения мотивации роль полицейского в первую очередь ориентирована на реализацию общественных интересов в законности и безопасности. Но эта роль включает и личностную мотивацию. Она связана с общественным признанием полицейской службы, достойным воз- награждением работы полицейских, их карьерными интересами. Однако определяющим в роли полицейского является служба законным интересам граждан, закону, т.е. в первую очередь роль полицейского является общественно мотивированной. Роль матери включает мотивацию на личные и общественные интересы. Первичной здесь выступает личностная мотивация женщины иметь детей, которая может совпадать с заинтересованностью общества в воспроизводстве населения.

Помимо понятия «статусный набор» Роберт Мертон ввел в научную лексику термин «ролевой набор». Под ролевым набором понимается совокупность ролей (ролевой комплекс), связанных с одним статусом. Как правило, каждый статус включает несколько ролей. Например, статус университетского профессора связан с ролями преподавателя, исследователя, руководителя аспирантов, наставника молодежи, научного консультанта, эксперта, автора научных работ и др. Таким образом, вместе с понятием «статусный набор» применяется понятие «ролевой набор», которое описывает все многообразие шаблонов поведения - ролей, закрепленных за одним статусом (рис. 10.1).

Является ли роль частью «Я» человека, его личностной структуры или это лишь внешняя для внутреннего «Я» оболочка, маска, ярлык? В какой мере «Я» идентифицирует (отождествляет) себя с ролью?

Роль может быть и частью «Я», и лишь внешней маской. Если кто-то из родителей исполняет роль Деда Мороза на новогодней елке в детском саду, то это роль - не более чем маска, которая с «Я» данного человека может быть совершенно не связана. Для профессионального же актера исполнение роли Деда Мороза уже нечто другое. Для него эта

Рис. 10.1.

роль, конечно, маска, но маска, связанная с его профессией; здесь исполнение роли уже в определенной мере включено в «Я» человека.

Возможна еще большая идентификация внутреннего «Я» человека с ролью. Актер исполняет разные роли: сегодня роль принца Гамлета, завтра короля Лира, затем обитателя социального дна Сатина. Но в действительности актер не является ни Гамлетом, ни Лиром, ни Сатиным, никем из этих и других драматургических персонажей. Но для врача, адвоката, музыканта их профессиональная деятельность - не театральное представление; то, чему они служат, - это роли всей их жизни. Так, врач себя называет, считает и идентифицирует именно с врачом, а не с маскарадным ролевым персонажем в белом халате. Во враче роль врача глубоко укоренена в его «Я».

У ролей неожиданно может оказаться второе дно, когда они словно бы начинают жить своей отдельной от людей жизнью. Здесь существует две основные опасности. Первая заключается в том, что жить в обществе и уклониться от исполнения ролей нельзя. Роли помимо прочего есть форма социального отбора, установления общественных фильтров, контроля. Если человек не желает или не способен освоить ролевое поведение, то ему грозит непризнание, отторжение, социальная изоляция. Вторая опасность: люди склонны думать, что роли, которые они играют, находятся под их полным контролем; они считают, что по своему желанию всегда могут войти в любую нужную им роль или выйти из нее. Однако можно ведь и заиграться и однажды обнаружить, что роли командуют людьми, а не люди ролями; что роли поставили людей под свой контроль и превратили в пепел их внутреннее «Я».

  • См.: Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.С. 351-356.
  • См.: Бельский В. Ю., Кравченко А. И., Курганов С. И. Социология дляюристов. М., 2009. С. 154.
  • Бергер П. Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. С. 99-100.

Социализация как процесс обучения общепринятым способам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, тренера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д.

Основные положения ролевой теории личности были сформулиро-ваны американскими социологами Дж.Г. Мидом и Р. Минтоном, актив-но разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом , а также Р. Дарендорфом .

В качестве базовой единицы социальной системы Парсонс использовал статусно-ролевой комплекс , как структурный компонент социальной системы. Статус является структурной позицией в пределах социальной системы, а роль есть то, что человек делает, занимая данную позицию, рассматриваемую в контексте ее функциональной значимости для системы в целом. Следовательно актор рассматривается Парсонсом не более чем набор статусов и ролей.

Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным . Часто бывает так, что главный или инте-гральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессио-нальной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это, зна-чит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг лично-сти. Он обусловливается этническим происхождением, местом рожде-ния, семьей и т. д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секре-тарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессио-нально-должностной статусы. Естественный статус личности предпо-лагает поло-возрастные характеристики че-ловека. Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интеграль-ного статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и произ-водственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Следует различать социальные и личные статусы одного и того же человека. Личный статус - это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одинаковым социальным статусом, могут иметь разные личные статусы, и наоборот. Можно было бы провести и такое различие: личный статус - это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный - позиция, занимаемая им в большой общности.


Социальный статус обозначает конкретное место, которое за-нимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требова-ний, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание со-циальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, кото-рые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Со-вокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется роле-вым набором .

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ро-левого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя ас-пектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли опреде-ляются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он всту-пает в определенный конфликт с обществом.

Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравноду-шен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социаль-ных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Главным связующим звеном между ролевыми ожи-даниями и ролевым поведением служит характер индивида.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в мно-жестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть кон-фликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом . Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако человек имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Обучение ролям.

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка.

В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием "психодрама" , основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями.

Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

Для любого общества не менее важны возрастные роли . Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - извечная проблема.

Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость, опытность, как приходит старость.

Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям.

В процессе обучения ролевому поведению происходит освоение гендерных ролей (от англ. gender - род, пол). Определение мужских и женских ролей может иметь субъективный характер и зависеть от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются.

Возможность замены тяжелого ручного труда машинным, применения противозачаточных средств и как следствие этого уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значительной степени уменьшили различия между мужскими и женскими ролями. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

В психологии и социологии есть немало теорий о личности и её атрибутах. Понятия «социальная роль» и «статус личности» применяются для объяснения поведения человека в обществе, так как они влияют на многие аспекты функционирования индивида. Его самооценка, самосознание, общение, направленность во многом зависят от них.

Понятие личности

С точки зрения социологии, личность – это индивидуум, который во время социализации приобретает специфический набор социально значимых качеств, свойств, знаний, навыков и умений. В результате включения в социальные отношения и связи он становится ответственным субъектом волевой деятельности. По мнению психологов, личность – это интегральная совокупность различных черт биогенного и социогенного происхождения, которая формируется прижизненно и влияет на поведение и деятельность человека. И в том и в другом случае социальная роль и статус личности играют важную роль в формировании и самореализации индивида.

Основой для формирования становятся четыре группы явлений: биологические особенности человеческого организма и его врождённый опыт, результаты обучения, опыт социальной жизни и взаимодействия с другими людьми, результаты самооценки, рефлексии и самосознания. В структуре личности можно выделить группы особенностей, которые влияют на всё поведение человека.

К ним относятся такие психологические черты, как способности, мотивация, волевые качества, социальные установки и стереотипы, характер, направленность, эмоции, темперамент. Также личность включает набор социальных особенностей, таких как социальные статусы и роли, система диспозиций и различные ролевые ожидания, комплекс знаний, ценностей и убеждений, интересы и мировоззрение. Процесс кристаллизации личностных черт часто происходит под влиянием внешней и внутренней среды и протекает уникально, создавая неповторимую целостность.

Понятие социального статуса

Ещё в конце XIX века английский учёный Генри Мен вводит в оборот новое понятие. С тех пор социальный статус много анализировался и исследовался. На сегодняшний день под ним понимают определённое место человека в социальной системе или группе. Оно определяется рядом признаков: материальным и семейным положением, обладанием власти, выполняемыми функциями, образованием, специфическими навыками, национальностью, особыми психологическими характеристиками и многими другими. Так как индивид одновременно входит в состав различных групп, то его статус в них может быть различным.

Он не только обозначает положение человека в обществе, но и наделяет его определёнными правами и обязанностями. Обычно, чем он выше, тем больше набор прав и обязанностей. Нередко в обыденном сознании понятия социальные статусы и роли уравниваются с понятием престижа. Он, безусловно, сопровождает статусность, но не всегда является его обязательным атрибутом. Статус – это категория подвижная. Человек может изменять его с приобретением новых качеств или ролей. Лишь в традиционных общественных системах он мог передаваться по наследству, закрепляться законодательно или в соответствии с религиозными канонами. Сегодня личность в своём развитии может достигать желаемых статусов или терять их при определённых обстоятельствах.

Иерархия статусов

Комплект различных позиций одной личности в обществе принято называть статусным набором. В этой структуре обычно есть доминирующий, основной статус, и комплект дополнительных. Первый определяет главное положение индивида в этой социальной системе. Например, ребёнок или престарелый человек будут иметь основной статус в соответствии с возрастом. Одновременно в некоторых патриархальных обществах пол человека будет главным признаком для определения его положения в системе.

Так как существует деление на главный и неглавные статусы, то исследователи говорят о существовании иерархии социальных позиций личности. Социальные роли и статус являются важнейшим фактором, влияющим на общую удовлетворённость индивида своей жизнью. Оценка происходит по двум направлениям. Есть устойчивые взаимодействия статусов на горизонтальном и вертикальном уровнях.

Первый фактор представляет собой систему взаимодействия между людьми, находящимися на одном уровне социальной иерархии. Вертикальное, соответственно, общение людей, находящихся на разных ступенях. Распределение людей по ступеням социальной лестницы является естественным явлением для общества. Иерархия поддерживает ролевые ожидания личности, обуславливая понимание распределения обязанностей и прав, позволяет человеку быть удовлетворённым своим положением или заставляет его стремиться к смене статуса. Это обеспечивает динамику личности.

Личный и социальный статус

Традиционно по размеру общности, в которой функционирует личность, принято различать личные и собственно социальные статусы. Они функционируют на различных уровнях. Так, социальный статус – это сфера профессиональных и общественных отношений. Здесь важнейшее значение имеют профессиональное положение, образование, политическая позиция, социальная активность. Именно они являются признаками, по которым человек размещается в социальной иерархии.

Социальная роль и статус также функционируют в малых группах. В этом случае исследователи говорят о личном статусе. В семье, небольшом кружке по интересам, кругу друзей, малой рабочей группе человек занимает определённое положение. Но для установления иерархии здесь применяются не профессиональные, а личные, психологические признаки. Лидерские качества, знания, умения, коммуникабельность, душевность и другие черты характера позволяют человеку стать лидером или аутсайдером, получить определённый личный статус. Между этими двумя видами положений в социальной группе есть значительная разница. Они позволяют человеку реализоваться в различных сферах. Так, мелкий клерк, занимающий невысокое положение в рабочем коллективе, может играть значительную роль, например, в обществе нумизматов, благодаря своим знаниям.

Виды социальных статусов

Так как понятие статуса охватывает чрезвычайно обширную область социальной активности личности, то есть существует немало их разновидностей. Давайте выделим основные классификации. В зависимости от доминирования разных признаков выделяют следующие статусы:

  1. Естественный, или социально-демографический. Эти статусы устанавливаются в соответствии с такими признаками, как возраст, родство, пол, раса и состояние здоровья. Примером могут быть положения ребёнка, родителя, мужчины или женщины, европеоида, инвалида. Социальная роль и статус человека в общении отражаются в этом случае наделением личности определёнными правами и обязанностями.
  2. Собственно социальный статус. Он может складываться только в обществе. Обычно выделяют экономические статусы, в зависимости от занимаемой должности, наличия собственности; политические, в соответствии со взглядами и социальной активностью, также признаком выделения статуса является наличие или отсутствие власти; социокультурные, к которым относят по признакам образование, отношение к религии, искусству, науке. Кроме того, существуют правовые, профессиональные, территориальные статусы.

По другой классификации выделяют предписанные, достигаемые и смешанные статусы в соответствии со способом его получения. Предписанные статусы – это те, которые присваиваются по факту рождения. Их человек получает поневоле, ничего для этого не делая.

Достигаемые, напротив, приобретаются в результате усилий, часто значительных. К ним относятся профессиональные, экономические, культурные позиции в обществе. Смешанные – те, которые объединяют два предыдущих вида. Примером таких статусов могут быть различные династии, где по праву рождения ребёнок получает не только положение в обществе, но предрасположенность к достижениям в определённой сфере деятельности. Также выделяют формальные и неформальные статусы. Первые закреплены официально, в каких-либо документах. Например, при вступлении в должность. Вторые присваиваются группой негласно. Ярким примером является лидер в малой группе.

Понятие социальной роли

В психологии и социологии используется термин «социальная роль», под которым понимается ожидаемое поведение, диктуемое социальным положением и другими членами группы. Социальная роль и статус тесно связаны между собой. Статус накладывает обязанности права на личность, а они, в свою очередь, диктуют человеку некий тип поведения. Любой человек должен в силу своей социальности постоянно менять модели поведения, поэтому у каждого индивида есть целый арсенал ролей, которые он играет в разных ситуациях.

Социальная роль определяет социальный статус. В её структуру входит ролевое ожидание, или экспектация, исполнение, или игра. Человек попадает в типичную ситуацию, где участники ждут от него определённой модели поведения. Поэтому он начинает воплощать её в жизнь. Ему нет необходимости задумываться, как себя вести. Модель диктует ему поступки. У каждого человека есть свой ролевой набор, т. е. комплект ролей на разные случаи жизни в соответствии со своими статусами.

Психологические характеристики социальных ролей

Есть мнение, что роль в обществе определяет социальный статус. Однако при этом последовательность обратная. Получая очередной статус, человек нарабатывает варианты поведения. В каждой роли есть две психологические составляющие. Во-первых, это символически-информационная часть, которая является сценарием типичного спектакля. Она представлена нередко в виде инструкций, памяток, принципов. Каждый индивид имеет уникальные черты, которые придают роли своеобразный и субъективный характер. Во-вторых, это императивно-контрольная составляющая, которая является механизмом для запуска игры. Императивный компонент связан также с ценностями и нормами. Он диктует, как необходимо поступать, опираясь на культурные стереотипы и моральные нормы общества.

Социальная роль имеет три психологических параметра, по которым её можно оценивать и классифицировать:

  • Эмоциональность. Разная степень проявления чувственности характерна для каждой роли. Так, руководитель должен быть сдержанным, а мама может быть эмоциональной.
  • Формализация. Роли могут быть формальными и неформальными. Первые описываются определённым сценарием, закреплённым в каком-либо виде. Например, роль учителя частично описана в должностной инструкции, а также зафиксирована в стереотипах и убеждениях общества. Вторые возникают в конкретных ситуациях и нигде не фиксируются, кроме психики исполнителя. Например, роль заводилы в компании.
  • Мотивация. Роли всегда тесно связаны с удовлетворением различных потребностей, у каждой из них есть одна или несколько исходных потребностей.

Виды социальных ролей

Общество бесконечно многообразно, поэтому видов ролей немало. Социальный статус и социальная роль человека взаимосвязаны. Поэтому первые часто дублируют вторые и наоборот. Так, выделяют естественные роли (мамы, ребёнка) и достигаемые (руководителя, лидера), формальные и неформальные. Социальная роль и статус, примеры которых каждый может найти в своей структуре личности, обладают некой сферой влияния. Среди них выделяют статусные роли, которые напрямую связаны с определённым положением в обществе и межличностные роли, что вытекают из ситуации, например, роль любимого, обиженного и т. п.

Функции социальных ролей

Общество постоянно нуждается в механизмах регуляции поведения своих членов. Социальная роль и статус в общении выполняют в первую очередь именно регулятивную функцию. Они помогают быстро найти сценарий взаимодействия, не затрачивая больших ресурсов. Также социальные роли выполняют адаптационную функцию. Когда у человека меняется статус, или он попадает в некую ситуацию, ему нужно быстро найти подходящую модель поведения. Так, социальная роль и статус нации позволяют ему адаптироваться к новому культурному контексту.

Ещё одна функция – самореализации. Исполнение ролей позволяет человеку проявить свои различные качества и достичь желаемых целей. Познавательная функция заключается в возможностях самопознания. Личность, примеряя на себя различные роли, познаёт свой потенциал, находит новые возможности.

Социальная роль и статус: пути взаимодействия

В структуре личности роли и статусы тесно переплетены. Они позволяют человеку решать различные социальные задачи, достигать целей и удовлетворять требования. Социальная роль и статус личности в группе важны для мотивации её к деятельности. Желая повысить статус, человек начинает учиться, трудиться, совершенствоваться.

Группы – это динамичная целостность и всегда есть возможность для перераспределения статусов. Человек используя ассортимент своих ролей, может изменить свой статус. И наоборот: его смена приведёт к изменению ролевого набора. Социальная роль и статус личности в группе кратко могут быть охарактеризованы как движущая сила личности на пути к самореализации и достижению целей.