Технология Телекоммуникации. Синхронные и асинхронные средства общения

В процессе электронного обучения обратная связь преподавателя и студента затруднена. В результате возникает вопрос о возможности эффективного электронного обучения в случае, когда взаимодействие со студентом не является таким эффективным, как при проведении обучения в аудиторной форме. Как следствие одним из наиболее существенных компонентов системы дистанционного обучения становится модуль общения (коммуникаций) между студентами, преподавателями и администраторами системы.

В электронном обучении можно использовать 2 вида коммуникаций:

  • асинхронные - обмен сообщениями происходит в произвольное время (электронная почта, форумы, доски объявлений) – рис. 7.4
  • синхронные - обмен сообщениями происходит в режиме реального времени (видео, аудио конференции, чат) – рис.7.5

Рис. 7.4 Асинхронные коммуникации

Наиболее технически сложными являются синхронные коммуникации (т.к. они осуществляются в реальном времени). Существует несколько видов синхронных коммуникаций:

  • видеоконференции (односторонние и двусторонние)
  • аудиоконференции
  • чат и мгновенный обмен сообщениями
  • совместное использование приложений
  • виртуальный класс

Для успешного применения технологий синхронного общения, как правило, требуется локальная или мощная корпоративная межофисная сеть или высокоскоростное соединение с Интернет.

Рис. 7.5. Синхронные коммуникации

Рассмотрим инструменты коммуникаций более подробно.

  • Электронная почта. Простейший вариант – общение между инструктором и учащимся. Сообщения могут распространяться между несколькими пользователями или всеми пользователями и инструктором. Используется для постановки вопросов инструкторам, администраторам, технической поддержке. Может использоваться для обсуждения вопросов с коллегами-слушателями и для передачи заданий для проверки инструктору. Инструктор чаще всего использует электронную почту для выдачи заданий, оповещения об изменениях или для ответов на вопросы.
  • Чат. Сходен с телефонным разговором или мгновенным общением по электронной почте. Люди принимают участие в общении в чате, используя специальное программное обеспечение, добавляя свой текст к уже ведущемуся разговору. Используется для общения по тематике курса в режиме реального времени, например при выполнении групповых работ, проведения ролевых игр, мозговом штурме. По результатам общения в чате автоматически формируется протокол, где хранятся все сделанные слушателями сообщения, что позволяет в дальнейшем их использовать для анализа или приведения доказательств.
  • Голосование. Используется для проведения опросов. Обычно представляет собой вопрос со списком ответов, из которых слушателям нужно выбрать правильный, щелкнув на верный по мнению слушателя ответ. Специальное программное обеспечение формирует таблицу из ответов слушателей и отображает итог голосования в виде диаграмм разнообразных видов. Результаты голосования сохраняются и могут быть использованы для дальнейшей работы или анализа. (пример – подсказка «помощь зала» в телеигре «слабое звено»)
  • Форум. Это инструмент для общения на сайте. Сообщения в форуме в чем-то похожи на почтовые - каждое из них имеет автора, тему и собственно содержание. Но для того, чтобы отправить сообщение в форум, не нужна никакая дополнительная программа - нужно просто заполнить соответствующую форму на сайте. Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в темы. Когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение, ваш ответ будет "привязан" к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создает тему. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тем. Удобно использовать форму, если слушатели не могут посещать онлайновые сессии, или когда слушатели находятся в разных часовых поясах. В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан отнюдь не в тот же день, когда появился вопрос.
  • Совместное использование приложений - этот вид коммуникаций, как правило предназначен для демонстрации или обучения работе с программными продуктами (рис. 7.6). Программный продукт запускается только на одном компьютере в сети, а на всех остальных компьютерах доступен экран этого компьютера, а также существует возможность удаленного управления программой мышью и клавиатурой.

Рис. 7.6. Схема осуществления совместного доступа к приложениям

  • Web-тур. В Веб-турах инструктор и ведущий «бродит» по Интернету, а остальные слушатели следуют за ним в своих браузерах (Internet Explorer). Подходят для демонстраций Интернет-приложений, анализа продуктов и услуг компании ит.д.
  • II. Средства, влияющие преимущественно на рецепторы эфферентной иннервации сердца
  • А) Средства, блокирующие натриевые каналы (мембраностабилизирующие средства; группа I)
  • Автоматизация производства, ее значение и обоснованность проведения на предприятиях в РБ. Оборудование и средства автоматизации технологических процессов.
  • Видеоконференции позволяет всем участникам общаться в режиме реального времени. В данном случае используется обычно общение типа один ко многим (лекция, пресс-конференция) или многие ко многим (телемост). В ходе общения возможно использование видеодемонстраций и видеофрагментов. С помощью видеоконференции ученики могут общаться и консультироваться с учениками, учителями или специалистами, находящимися в других городах и странах, участвовать в работе круглых столов. Видеоконференции могут быть организованы и проведены в урочное (дистанционный урок) или неурочное время. Тематика конференций выбирается и согласуется заранее. Нередко в ходе конференции ученикам приходится общаться на иностранном языке с носителями языка, наблюдать за актерами, изображающими различные исторические сценки и задавать им вопросы. Видеоконференции являются той технологией, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Например, проведение лабораторных занятий в режиме видеоконференций, когда обучающий и обучае­мый «встречаются» на экранах. Дистанционные лабораторные работы проводятся в тех случаях, когда необходимо проводить учебные исследования, эксперименты, замеры на дорогостоящем оборудовании, которое имеется в другом учебном заведении. Необходимо тщательно планировать и готовить каждое учебное мероприятие с использованием этого средства общения, настраивать участников видеоконференций на новый для них режим работы, заранее изучить вопросы технической совместимости программ и уточнить время и расписание работы.

    Участие учеников и учителей в электронных и видеоконференциях поднимает на новый уровень роль коммуникаций, как на уровне ученик-учитель, так и между отдельными учениками, учителями, коллективами учебных заведений. Появилась возможность информационного взаимодействия на глобальном уровне, возможность выхода в мировое сообщество. Формируются разного рода интеллектуальные объединения, организованные исключительно по личностным интересам пользователей. Следующим шагом в расширении использования возможностей Интернет в образовании становится формирование так называемых on-line–сообществ, распределенных коллективов, которые совместно работают над созданием различных документов, цифровых информационных или образовательных ресурсов и пр.



    · IRC (англ. Interactive Relay Chat или интерактивно передаваемый разговор) – специальное программное обеспечение, позволяющее многим пользователям одновременно просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени и посылать ответы на эти сообщения.

    · ICQ (англ. «I seek you», что можно перевести как «я ищу тебя») – специальная служба для обмена короткими сообщениями в сети Интернет. Программа позволяет пользователям посылать друг другу текстовые сообщения, звуковые сообщения, файлы, участвовать в чатах. После установки и регистрации программы каждый пользователь получает личный идентификационный номер, может регистрировать других пользователей (заносить их в свою «записную книжку») и получать информацию о том находятся ли они в данный момент времени в сети или нет.

    · MOO (англ. Multi-user Object Oriented – многопользовательский объектно-ориентированный). Это специальная среда, которая обеспечивает контакт между разными категориями пользователей (учениками и учителем, учителями и работниками органов управления образованием и т.п.) в реальном времени. С помощью MOO компьютер превращается в терминал удаленной головной (host) машины, на которой имитируются виртуальные комнаты (virtual rooms). Имеется возможность создания виртуальных объектов: виртуальный слайд-проектор, виртуальный видеомагнитофон и т.д. Не требует скоростных линий и может работать даже с модемами 9600 Кбит/сек.



    · MUD (англ. Multi User Domain – многопользовательский домен). Позволяет организовать виртуальные встречи между пользователями, обмениваться сообщениями, вести дневник сообщений. Технологии MUD и MOO первоначально были ориентированы на предоставление группам пользователям возможности игры в Интернет. MUD – предшественник МОО. С помощью MUD можно создавать частные и групповые встречи. Обеспечивает MUD-почту – сообщения между участниками и бюллетень сообщений для публичных обсуждений. Позволяет создавать ситуационные модели.

    · Telnet – специальный режим, который позволяет пользователю осуществлять дистанционный доступ из классной комнаты или из дома в другие компьютеры и использовать их ресурсы.

    Помимо выделенных выше средств синхронного и асинхронного общения рассмотрим еще несколько аспектов использования в учебном процессе средств технологии телекоммуникации.

    · FTP (англ. File Transfer Protocol протокол передачи данных). На FTP-серверах учреждений образования можно хранить файлы, содержащие разного рода цифровые информационные и образовательные ресурсы.

    · IP-телефония – специальная технология, позволяющая использовать Интернет для ведения телефонных переговоров и передачи факсов в режиме реального времени.

    · On-line Database – эта форма использования информационного ресурса в образовательной сфере, которая позволяет осуществлять поиск информации в диалоговом режиме реального времени в различных базах данных, хранящихся на подключенных к сети Интернет компьютерах. Поиск в базах данных Интернет позволяет интенсифицировать учебную и внеучебную, научную и творческую деятельность учителя и ученика. Например, при подготовке к занятиям по информатике ученик изучает самую последнюю информацию о достижениях в области информатики и информационных технологий, систематизирует и анализирует ее, выбирает главное, пишет реферат и выступает на уроке с докладом.

    · Цифровое телевидение – использует цифровое сжатое видео (Compressed Digital Video – CDV). Для использования цифрового телевидения компьютер оснащается адаптером для подключения к сети, видеокамерой, микрофоном и громкоговорителями. В последнее время в образовательных целях начинают использовать такие экспериментальные технологии, как кабельное ТВ (сable TV) и интерактивное ТВ (iTV).

    Итак, глобальные телекоммуникации принципиально изменили роль учителя как организатора познавательной деятельности учащихся, изменив характер информационного взаимодействия между учителем и учеником, между учебными заведениями и органами управления образованием, они позволяют создавать школьную информационную образовательную среду, функционирующую на основе школьного Веб – сервера; позволяют создавать, хранить и использовать в учебном процессе информационные и образовательные ресурсы предметных областей, в том числе ресурсы созданные на базе Веб-технологии. Отмечая несомненные преимущества, связанные с использованием в учебно-воспитательном процессе богатого арсенала современных технологий, следует отметить, что в новых условиях эффективность обучения во многом зависит от уровня подготовки конкретного учителя в области использования возможностей информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

    Перейти к плану лекции

    ) мы рассматривали вопросы взаимодействия с серверами БД с помощью SQL и веб- и EJB-компонентов. Тогда речь шла о синхронном взаимодействии клиентов и серверов.
    «Синхронное взаимодействие» в первоначальном понимании означало, что при передаче информации (в том или ином виде) от одного приложения к другому приложение-отправитель («клиент») переходило в режим ожидания отклика на запрос от приложения-получателя («сервера»). Напротив, под «асинхронностью» понималась возможность продолжить работу, не дожидаясь получения ответа.
    После того как широкое распространение получили операционные среды с наличием простых и удобных средств разработки многопоточных приложений, смысл понятий «синхронное» и «асинхронное» взаимодействие изменился - просто потому, что в многопоточной среде прежнее толкование потеряло смысл.
    В настоящий момент под «асинхронным взаимодействием» понимается режим передачи информации, при котором между отправителем и получателем находится «посредник», который не просто обеспечивает передачу сообщения, но и решает некоторые другие задачи, например:

      Обеспечивает возможность обработки сообщения требуемым образом в процессе доставки;

      Позволяет выбрать альтернативные маршруты доставки и/или оптимальный (в определенном смысле) маршрут;

      Обеспечивает долговременное хранение сообщения после его отправки - допустим, чтобы гарантировать надежность доставки или осуществить «отложенную» доставку;

      Размножает сообщение для доставки его не одному, а нескольким получателям.

    Синхронный и асинхронный режимы взаимодействия могут быть реализованы с использованием различных транспортных протоколов. Применительно к Java-технологиям очень часто синхронный вызов называют «вызовом в стиле RPC» (Remote Procedure Call), а асинхронный - «отправкой сообщения» (по-английски - messaging).
    Асинхронное взаимодействие в стиле messaging занимает важное место в распределенных системах. Пожалуй, основными достоинствами такого способа взаимодействия являются:

      Простота использования API;

      Гарантированная доставка сообщений;

      Возможность получения сообщений без создания серверных приложений.

    На уровне использования языка Java формализацией интерфейсов такого взаимодействия является технология JMS - Java Messaging Service.

    Основные понятия JMS
    Основная идея использования этой технологии заключается в том, что разработчики создают только клиентские приложения, часть из которых является отправителями, а часть - получателями сообщений. Конечно, можно и отправлять, и получать сообщения в одном приложении. Сервер (его часто называют message broker) обычно создается крупными компаниями - IBM, Tibco, Sonic, и прикладные разработчики просто используют его подобно веб-серверам или серверам БД.
    Как правило, перед началом работы программной системы, использующей JMS, на стороне сервера создаются так называемые администрируемые объекты. Это, во-первых, фабрики соединений (connection factories), а во-вторых, «целевые» объекты двух видов - топики (topics) и очереди (queues). Основное отличие топиков от очередей состоит в том, что топики размножают сообщение для всех, кто желает его получить, а очередь является просто каналом передачи сообщения единственному потребителю - первому, кто успел. Соответственно очереди реализуют программную модель «отправитель-получатель» (sender-receiver), а топики - «издатель-подписчик» (publisher-subscriber).
    Получатель сообщений - при использовании как топиков, так и очередей - может извлекать сообщения из нужного целевого объекта в двух режимах - синхронном и асинхронном. В данном случае термины «синхронный» и «асинхронный» характеризуют режим получения сообщения в приложении-получателе.
    В синхронном режиме программа-получатель явно вызывает для специального объекта-получателя, сопоставленного с требуемым целевым объектом, специальный метод (receive()). Этот метод возвращает сообщение, если оно доступно. Если сообщения нет, то вызов этого метода блокирует поток выполнения команд и программа ждет прихода сообщения.
    В асинхронном режиме получатель реализует callback-метод onMessage() специального интерфейса MessageListener. Разработчик создает класс, реализующий данный интерфейс, затем - экземпляр этого класса и сопоставляет его с нужным целевым объектом. При приходе сообщения происходит вызов и выполнение кода метода onMessage().
    Администрируемые объекты обычно создаются администратором брокера сообщений с использованием поставляемых разработчиками сервера специальных утилит администратора. В большинстве случаев такие объекты являются глобальными, т.е. доступны для различных приложений, а доступ к ним производится с использованием службы имен - JNDI.
    Важно понимать, что JMS обеспечивает доставку сообщений только целевым объектам, а не «истинным» потребителям. Задача правильного получения событий в программе от топика или из очереди может быть весьма нетривиальной.
    Важнейшим понятием JMS является сессия (session). Проще всего трактовать сессию как контекст потока, в котором выполняется передача сообщений. Фабрикой сессий является соединение (connection). В свою очередь сессия играет роль фабрики для объектов - отправителей сообщений, объектов - получателей сообщений и самих сообщений. Отправители, получатели событий и сами события представляют собой обычные локальные объекты Java. При передаче события (сообщения) выполняется его сериализация - опять-таки по обычным правилам Java.
    В более сложном случае - с использованием распределенных транзакций - сессия выступает как получатель сообщений и одновременно как их диспетчер.

    JMS и Geronimo/WAS CE
    Использование JMS в Geronimo/WAS CE имеет определенную специфику (которая сохранится до появления версии WAS CE 1.2). Эта специфика связана с получением доступа к администрируемым объектам JMS. Суть этой проблемы (если это является проблемой) заключается в следующем: стандартный подход к применению JMS API основан на использовании глобальных (в смысле - общедоступных) администрируемых объектов. Предполагается, что они создаются администратором системы, а программный код просто использует их, причем для поиска применяется типовой для J2EE подход - использование службы имен JNDI.
    Философия же Geronimo/WAS CE построена на отказе от глобальных контекстов службы имен с целью повышения производительности системы.
    Это означает, что возникают определенные трудности для получения объектных ссылок на администрируемые объекты вне единого пространства XML-дескрипторов, другими словами, вне EAR-архивов J2EE.
    Проблема осознается разработчиками. Конечно, радикально вопрос решается поддержкой глобального контекста JNDI и автоматической регистрацией объектных ссылок на администрируемые объекты JMS в этом контексте при развертывании этих объектов на сервере. Поддержка глобального контекста обещана в версии 1.2. Пока этого нет, используется паллиативное решение. При запуске сервера устанавливается (для версий 1.0.x сервера) конфигурация с именем geronimo/activemq/1.0/car, в которой создаются специальный экземпляр службы имен с глобальным контекстом и несколько администрируемых объектов, причем в их число входят три фабрики соединений. Получить доступ к этим объектам можно, например, с помощью такого кода:

    Properties props = new Properties();

    props.setProperty(Context.INITIAL_CONTEXT_FACTORY,
    “org.activemq.jndi.ActiveMQInitialContextFactory“);
    props.setProperty(Context.PROVIDER_URL, “tcp://localhost:61616“);

    Context initContext = new InitialContext(props);

    Если после этого для полученного контекста вызвать метод list(), например:

    NamingEnumeration enum = initContext.list(““);
    while (enum.hasMore())
    {
    Object o = enum.next();
    System.out.println(o);
    }

    то выводимая информация будет иметь следующий вид:

    QueueConnectionFactory: org.activemq.ActiveMQConnectionFactory
    dynamicTopics: org.activemq.jndi.ActiveMQInitialContextFactory$2
    ConnectionFactory: org.activemq.ActiveMQConnectionFactory
    TopicConnectionFactory: org.activemq.ActiveMQConnectionFactory
    dynamicQueues: org.activemq.jndi.ActiveMQInitialContextFactory$1

    Как видно, созданы три фабрики соединений (одна - общего назначения, одна - только для топиков и одна - только для очередей). Кроме этих администрируемых объектов созданы два дочерних контекста - dynamicTopics и dynamicQueues. С точки зрения прав доступа JNDI эти контексты доступны только для чтения. Тем не менее поместить в них информацию (объектные ссылки на очереди и топики) все-таки можно.
    Об использовании этих фабрик соединений и контекстов (dynamicTopics и dynamicQueues) будет рассказано ниже.
    Самое важное, что надо иметь в виду при использовании JMS вместе с WAS CE: для создания администрируемых объектов нужно создать RAR-модули (коннекторы) и соответствующие им конфигурации GBeans, а доступ к ресурсам - администрируемым объектам - задается с помощью XML-дескрипторов. Это означает, что все делается быстро и просто только при использовании JMS между различными компонентами системы в составе одного EAR-архива. В противном случае разработчик должен сам обеспечить доступ к объектам JMS. В каждом конкретном случае это не представляет большой сложности.

    Запуск брокера сообщений в WAS CE
    WAS CE позволяет создавать и запускать несколько различных брокеров сообщений. В частности, можно использовать WebSphere MQ или другую коммерческую реализацию. По умолчанию в комплект поставки входит брокер ActiveMQ, созданный в рамках OpenSource-проекта. Он находится в конфигурации geronimo/activemq-broker/1.0/car, которая запускается по умолчанию при старте сервера. Файл конфигурации сервера.varconfigconfig.xml содержит следующее описание параметров этой конфигурации:

    0.0.0.0
    61616

    Брокер сообщений ActiveMQ поддерживает различные протоколы взаимодействия. Консоль администратора (см. рисунок) позволяет увидеть список протоколов и соответствующие параметры настройки (в колонке навигации выбран элемент JMS Server).

    Это вполне функциональный и мощный брокер сообщений, возможностей которого вполне достаточно для большинства реальных приложений.

    О том, как создавать администрируемые объекты с помощью консоли администратора, вы сможете прочитать в полной версии статьи на «Мир ПК-диске». 13 июля 2010 г. 14:24

    Евгения Скиба, главный редактор Trainings.ru

    В педагогике есть понятие синхронного и асинхронного обучения. Согласно Википедии, синхронное обучение описывает деятельность группы людей, которые работают над приобретением одинаковых знаний или навыков в одно и то же время. Этот тип педагогики в основном практикуется в довузовском образовании. В системе высшего образования распространенным остается один методологический тип синхронного обучения - лекции.

    В современной практике обучения взрослых о синхронных и асинхронных методах обучения принято говорить по отношению к электронному обучению. Его бурное развитие позволило взглянуть на эти два типа обучения с другого ракурса.

    Итак, синхронное электронное обучение предполагает взаимодействие преподавателя/тренера/тьютора с аудиторией в режиме реального времени. Тьютор имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.

    При асинхронном обучении ответственность за прохождение курса, чтение литературы и т. п. целиком ложится на плечи учащихся. Преподаватель/тренер/тьютор остается «за кадром», зато появляется преимущество self-paced learning, когда учащийся может проходить курс в удобное ему время, и в том режиме, в котором комфортно лично ему.

    В категорию технологий асинхронного электронного обучения попадают самые популярные на российском рынке традиционные электронные учебные курсы . Не зависимо от того, каким образом происходит доставка учебного курса до учащегося: на диске или через систему управления обучением (LMS), связь с преподавателем разорвана во времени.

    Подкасты - это еще одна разновидность технологий асинхронного обучения, кстати, хоть в небольшой мере, но используемая в России. Подкастинг (от англ. podcasting - производное от слов iPod, популярного mp3-плеера от Apple и broadcasting, что означает широковещание) представляет собой новый формат распространения аудио и видеоконтента через интернет. Подкасты, как и аудио книги, удобно слушать в машине, в метро, во время утренней пробежки.

    Подкасты могут использоваться как в целях корпоративного обучения, так и при решении маркетинговых задач.

    При подходе, когда сотрудники сами создают подкасты, они становится классическим элементом веб 2.0. Таким образом, сотрудники могут выражать свое видение чего-либо или создавать непосредственно обучающие подкасты и выкладывать их на внутренний сайт компании, обучающий портал (learning portal) или в LMS (система управления обучением).

    Существует точка зрения (Professor Dr. Wolfgang Jager и Cristian Meser из немецкой компании DJM Consulting, по материалам www.hrm.de), что использование подкастов в обучении (речь идет о любом подходе) - лишь дань моде и никак не отражается на эффективности. Тем не менее, по данным исследования Bersin & Associates, в США за год использование подкастов в корпоративной жизни возрастает примерно на 10%.

    Переключимся на категорию синхронного обучения. Из-за сравнительной молодости e-learning в нашей стране, в России используется весьма ограниченное количество средств и технологий, позволяющих взаимодействовать участникам процесса обучения в режиме реального времени. По моим данным, в той или иной мере российскими компаниями «укрощены» аудио, видеоконференции и виртуальный класс.

    Видеоконференции позволяют транслировать видеоизображения на любые расстояния. Это может быть трансляция реальной конференции в отдаленный офис компании. Можно транслировать слайды презентации напрямую с компьютера спикера с голосовым сопровождением, т. е. собственно выступлением. Видеоконференции активно использует компания Ростелеком при проведении семинаров для своих региональных офисов.

    Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), - хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т. д. через виртуальное общение.

    В связи с ростом популярности совместного/коллаборативного обучения (collaborative learning) среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать - средства коллаборативного синхронного обучения. К ним относятся:

    Whiteboard (дословно: белая доска. Электронный аналог школьной доски) - электронная панель, выполняющая функции доски для совместной работы, - считает Википедия. Словами компании-разработчика программного обеспечения для виртуального класса WebSoft, whiteboard - это доска, для рисования, где преподаватель управляет правами доступа к доске: может рисовать на ней сам или вместе с обучаемыми. Как правило, есть стандартный набор инструментов для рисования как в Paint: линия, круг, прямоугольник, текст, загрузка картинки и т. п.

    Виктор Жуков , руководитель отдела корпоративного контента компании Competentum, считает, что whiteboard представляет собой эволюцию классной доски для нужд e-learning. Она позволяет преподавателям и студентам совместно использовать область экрана, где можно размещать слайды и картинки, рисовать, делать пометки. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников.

    Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса, а именно добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять, наглядно объяснять коллегам, находящимся удаленно, свою точку зрения. Поэтому whiteboarding отлично подходит для мозгового штурма, участники которого находятся в разных местах. Whiteboarding относится к технологиям wiki. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видео конференций. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.

    Пример «виртуальной доски»:

    Рис. 1. Kerika’ s graphical Wiki approach

    Breakout rooms (дословно - комнаты прорыва) - виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видео материалом. Часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы.

    Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса, или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии.

    По словам Алексея Королькова , генерального директора WebSoft, обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг-друга, рисуют на доске (whiteboard), общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.

    Breakout rooms бывают не только виртуальными. Физическая «комната прорыва» выглядит примерно так:

    Рис

    Совместная работа с приложениями - инструмент когда преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами, начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или наоборот показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием.

    Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения.

    Вебтуры (webtours) - совместный веб-серфинг. Технология, позволяющая совместно «путешествовать» по веб-сайтам.

    Совместная работа с powerpoint - единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сразу нескольких членов команды или рабочей группы. Обычно имеется в виду удаленная работа.

    Вебинар, или погоня за двумя зайцами

    Такое средство обучения как вебинар (веб+семинар) «убивает сразу двух зайцев», т. е. может принадлежать к обеим категориям: как к категории синхронного, так и асинхронного электронного обучения. В том случае, если вы участвуете в «живом» вебинаре (онлайн вебинаре), т. е. слушаете спикера в режиме реального времени и можете задать ему вопрос через чат, то вы имеете дело с синхронным обучением. Если же вы скачали запись вебинара, прошедшего пару недель назад, то перед вами - асинхронный тип электронного обучения. Вебинары удобны как раз тем, что после их живого проведения остается «сухой остаток», который может быть еще более востребован людьми, нежели оригинал.

    Помимо, собственно, средств обучения существуют средства общения/взаимодействия , которые могут быть использованы, в том числе и в целях обучения, получения/передачи информации. Больше того, такие средства общения важны для самого обучения, так как позволяют обучающимся чувствовать свою связь с преподавателем и группой и в оперативном режиме решать возникающие проблемы и вопросы.

    К таким средствам относятся мессенджеры (ICQ, SKYPE, чаты). Обычно преподаватели/тьюторы используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с учащимися и оперативного реагирования на их вопросы. Иногда чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т. п.

    Отнесу к асинхронным средствам общения и электронную почту . А вот социальные сети позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе online.

    В категорию асинхронных средств общения, в том числе используемых для обучения, попадают форумы . На мой взгляд, этот тип взаимодействия имеет свои плюсы и минусы. Большой минус заключается в медленном темпе процесса взаимодействия: на форуме никогда нельзя предположить, как скоро получишь ответ на свою реплику или вопрос. Плюс - в индексации содержания форумов поисковыми машинами (Яндекс, Рамблер, Google): можно найти форум с обсуждением схожей темы и отыскать там ответы на свои вопросы.

    Поговорим о том, что в России пока не используется или используется в очень маленьких количествах. На самом деле многообразие средств электронного обучения, используемых в мире, поражает даже самую смелую фантазию. Есть популярные технологии, завоевавшие внимание и доказавшие свою эффективность. Есть множество мелких разработок, применяемых малым количеством компаний.

    Вывод

    Мировые специалисты не сомневаются: наибольшей эффективности обучения можно достичь при использовании подхода смешанного обучения: некоторые модули программы проводятся в формате e-learning, некоторые - в обычном очном формате, собирая участников процесса в аудитории.

    Интересно, что существует термин blended E-learning (смешанное электронное обучение), который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного электронного обучения, так и из элементов асинхронного. Другими словами, часть учебного материала может быть реализована в виде учебных курсов, а часть в виде занятий в виртуальном классе и т. д. Благо, технологий на рынке существует масса, и они интересны своими возможностями для взаимодействия и совместной работы.

    Вообще, совместная работа как подход к обучению (collaborative approach) - это тренд современной индустрии обучения и развития. Начался этот бум с идеи о том, что новое поколение Y (рожденное после 1980 года), пополняющее ряды рабочей силы, имеет другие потребности как в содержании обучения, так и в методах его доставки. Это поколение моложе компьютера, и оно не представляет свою жизнь без постоянной виртуальной связи с друзьями и родными. Но, как выяснилось, технологии виртуального взаимодействия важны не только для молодежи. Многие специалисты постоянно обмениваются ссылками и закладками на интересные сайты или конкретные статьи, пользуются википедией, регистрируются в социальных сетях и пользуются множеством других сервисов веб 2.0. Подход веб 2.0 оказался интересным и удобным, причем не только для общения, но и для решения рабочих вопросов и профессионального развития.

    Общие тенденции развития электронного обучения таковы : использование e-learning растет, а использование очного обучения постепенно снижается (хотя, надо признать, что оно никогда не будет вытеснено окончательно). Важно, что рост e-learning сейчас происходит за счет небольших компаний, начавших инвестировать в технологии.

    Synchronousbitsynchronization–строго периодический режим с фиксированной скоростью передачи данных, они требуют применения механизма синхронизации, обеспечивающего согласование таймеров отправителя и получателя. Для координации временных соотношений используются три метода:

      гарантированное изменение состояния;

      отдельный сигнал синхронизации;

      передискретизация (oversampling).

    Гарантированное изменение состояния – метод, при котором информация синхронизации встраивается в сам сигнал передачи данных.

    Отдельный сигнал синхронизации – метод, в котором используется специальный канал между передатчиком и приемником, по которому передается исключительно информация синхронизации.

    Передискретизация – метод, при котором приемник дискретизирует сигнал с более высокой тактовой частотой, чем скорость передачи данных.

    Синхронное соединениеиспользуется, главным образом, для скоростных каналов связи и передачи мультимедийного трафика, для соединения мейнфреймов и миникомпьютеров. Одна из проблем асинхронной передачи данных связана с очень высокой избыточностью кода. Для каждого байта информационных символов мы вынуждены присовокупить 3-4 бита служебной информации.

    Последовательная передача называется синхронной, если точно определен момент отправки и приема каждого бита. При этом поток бит группируется в кадры (frames), нет пустых интервалов, осуществляется синхронизация на протяжении всей передачи. Отсюда высокая скорость передачи данных и, естественно, возможность применения высокоскоростных приложений.

    Direction of flow

    В случае синхронного соединения исходное сообщение разбивается на достаточно крупные фрагменты (пакеты, кадры, сегменты). Каждый пакет сопровождается служебной информацией содержащейся в заголовке (header) и концевике (tail), который говорит об окончании пакета и приеме его без ошибок. Это позволяет существенно поднять эффективность методов обнаружения и коррекции ошибок, по сравнению с асинхронным методом.

    По порядку передачи коммуникации различают: симплексная ,полудуплексная идуплексная или полная дуплексная.

    Симплексная (simplex communication)

    Данные передаются исключительно в одном направлении (одностороннее движение). Метод в чистом виде используется редко, нет возможности сообщать и корректировать ошибки вовремя. Пример: телевидение.

    Полудуплекс (half-duplexcommunication)

    Полудуплексный канал посылает и получает пакеты данных по одной линии связи, но попеременно или с разделением во времени. Пример: СВ радио.

    Пример реализации полудуплексного протокола FTP(File Transfers Protocol).

    Полный дуплекс (full-duplex communication)

    При этом методе данные проходят в обоих направлениях по единственной линии связи одновременно. Это похоже на улицу с двусторонним движением. Пример: телефон.

    Передача в основной полосе частот и широкополосная передача.

    Шириной используемой полосы частот называют выделенную полосу пропускания среды передачи данных. Общую полосу пропускания среды передачи можно разделить на каналы. Канал представляет собой часть полосы пропускания, которая применяется для передачи данных. Существует два способа выделения полосы пропускания среды передачи данных:

      передача в основной полосе частот (baseband), в этом случае для одного канала используется вся полоса частот;

      широкополосная передача (broadband), этот вид передачи предусматривает разделение полосы пропускания на отдельные каналы.

    Синхронизация

    При передаче данных выполнение тактовой синхронизации является обязательным условием успешной передачи и приема данных, однако при этом возникает одна, но фундаментальная проблема. Несмотря на то, что передатчик и приемник имеют генераторы тактовых импульсов одинаковой частоты (естественно с какой то погрешностью), для декодирования данных приемник должен не только определить тактовую частоту передатчика более точно, но и подстроить фазу этих двух частот.