Какие особенности молодежи как особой социальной группы. Характеристика молодежи как социальной группы

К молодежи как социальной группе относят людей в возрасте от 16 до 25 лет. Если для подростка в первую очередь важны внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для человека приобретают его внутренний мир, собственные мысли и чувства, осознание своей неповторимости С 18 лет молодой человек может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности.

Значительная часть молодежи — это учащиеся и студенты. Значение образования в современных условиях понимают многие Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных заведениях Творческая активность, открытость в общении, большие жизненные планы, вера в собственные силы и возможности окрашивают жизнь учащегося, студента. Но неспособность к систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причиной неуспеха и разочарования в учебе.

Молодых нередко обвиняют в инфантилизме — стремлении к иждивенчеству, требовании постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе. Такие проявления не редкость, но общество в целом признает за молодежью высокую степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу — субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре, либо противостоять ее фундаментальным ценностям – контркультура. Субкультура — культура какой-либо социальной группы, которая отрицает общепринятые нормы. Молодежная субкультура далеко не однородна: в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия.

Для сообществ молодых парней характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен те столько результат совместной деятельности, сколько характер складывающихся межличностных отношений. Девушки более избирательны в общении. В то же время субкультуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные характерные черты, особый характер отношений, сосредоточенный на дружбе в группах сверстников, потребность в общении с ровесниками. стремление к обособлению от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, отсюда складываются неформальные молодежные группы, которым свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести. Единообразие в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике поддерживается внутри группы (фанаты). Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в общем потоке молодежных движений. Некоторые молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру рок-группы, футбольные и хоккейные фанаты, рэп, панки и т.д. Иногда совершаются антиобщественные действия — хулиганство, драки, погромы. В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.

Основные черты молодежной субкультуры:

  • вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; "
  • включение в различные группы сверстников;
  • своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;
  • это скорее культура досуга, чем работы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План: Что такое молодёжь Трудности социализации. Легко ли быть молодым Социальные роли в юношеском возрасте. Молодёжь в российском обществе.

3 слайд

Описание слайда:

Социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет. Понятие «молодежь»

4 слайд

Описание слайда:

Периодизация Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) - находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак). Средняя группа: молодежь 18-24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей. Старшая группа: молодые взрослые 25-30 лет - это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

5 слайд

Описание слайда:

Особенности социального положения молодежи Переходность положения. - Высокий уровень мобильности. - Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса. - Активный поиск своего места в жизни. - Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

6 слайд

Описание слайда:

социальные и психологические критерии молодежи 1) особая эмоциональная восприимчивость; 2) стремление идти на риск; 3) высокая степень мобильности; 4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям; 5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей; 6) определённое критическое отношение к старшему поколению; 7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности; 8) ощущение зависимости от третьих лиц; 9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками; 10) стремление к идеалу.

7 слайд

Описание слайда:

Трудности социализации. Легко ли быть молодым? несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинэйджеров, который задан их возрастом; 2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, связанных с психофизиологическим взрослением; 3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников. Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Инфантилизм психический – особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.

8 слайд

Описание слайда:

Социальные проблемы российской молодёжи жизненные цели % ответивших иметь хорошую семью 11,3 получить хорошее образование 13,9 устроиться на хорошую работу 12 иметь свою квартиру 6,3 заработать много денег 3,4 обеспечить будущее детям 6,9 открыть свой бизнес 2 жить в достатке 9,6 приобрести дорогие вещи 23

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относятся 1. отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; 2. ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; 3. увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; 4. ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; 5. неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; 6. усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; 7. снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

11 слайд

Описание слайда:

Государственная молодежная политика России стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы; формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии; разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений; формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда; освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

12 слайд

Описание слайда:

Социальные роли в юношеском возрасте: сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, участник спортивной секции, работник, семьянин.

Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Под возрастными границами молодежным в России (по данным Росстата) принято считать интервал от 15 до 29 лет. Нижняя граница связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:

  • Младшая группа и подростки, как правило, с 15 до 18 лет (учащиеся) – находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).
  • Средняя группа: молодежь до 24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.
  • Старшая группа: молодые взрослые 25-29 лет – это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Согласно данным Росстата на 2014 г., молодежь в возрасте от 15 до 19 лет составляла 6 млн 956 тыс. (4,8 %), в возрасте от 20 до 24 лет – 9 млн 971 тыс. (6,9 %), в возрасте от 25 до 29 лет – 12 млн 522 тыс. (8,7 %) человек. В совокупности доля молодежи в населении России составляет 20,4 % или 29 млн 449 тыс. человек.

В качестве социального признака верхней границы молодежного возраста, на которой он заканчивается, нередко считается образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина – это уже, как бы, не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодежь».

Молодежь социально неоднородна, и различные ее группы (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская молодежь) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодежь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьей, чем представители среднего класса, которые пять-шесть лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других. Возраст молодого ученого, которому разрешается участвовать по своей категории в конкурсе научных проектов или публикаций, не должен превышать 35 лет. Таким образом, к культурно-историческим критериям приходится добавлять социально-классовые.

Молодость – это время, наиболее благоприятное для выбора профессии и супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодежь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и круг общения.

Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека – время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди. Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. В зрелом и, особенно, пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван.

Государство заинтересовано в социально активной и, в то же время, неконфликтной молодежи. Именно поэтому в каждой стране вырабатывается особая молодежная политика. Значимость ее объясняется тем, что от устремлений и настроения молодежи зависит будущее страны. В современной России уделяется особое внимание молодежи, что находит отражение в государственных документах и конкретных практических мерах. В частности, в Концепции государственной молодежной политики РФ зафиксирована «необходимость особой политики в отношении молодежи. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, не заменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге – за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые».

Молодежь в нашей стране разделяет с взрослым населением страны ответственность за настоящее и будущее государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России. Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Вероятность реализации той или иной концепции развития России в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью, каков образ мыслей и жизни молодых людей. Именно поэтому государственная молодежная политика в РФ призвана обеспечить:

стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

Молодежь – это социально‑демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет 7), особенностей социального положения и определенных социально‑психологических качеств.

Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

– Переходность положения.

– Высокий уровень мобильности.

– Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

– Активный поиск своего места в жизни.

– Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально‑психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

– возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

– самоорганизация и независимость от официальных структур;

– обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

– относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

– выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

– атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Тема 13. Этнические общности

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Виды этнических общностей

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) 9 .

Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства , которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

– его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из‑за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

– его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

– оно обычно в какой‑то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории , поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora – рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса – общность языка . Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности – единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально‑психологические характеристики сознания и поведения людей .

Интегративным показателем сложившейся социально‑этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

– необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

– необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации‑государства.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой‑либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов – язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства . Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию‑государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Образец задания

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „__________" (1) и „этнос“ сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос“ (что точнее). Существуют три типа этноса. Для __________(2) главное основание объединения людей в одну __________(3) – кровно‑родственные связи и общее ___________(4). С возникновением государств появляются __________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно‑культурными отношениями территориально‑соседского типа. В период буржуазных общественно‑экономических отношений формируются __________(6) – этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально‑политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение

В) общность

Е) народность

Ж) национальность

И) диаспора

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: ДБВАЕГ.

Молодость - самый интересный, сложный и неоднозначный период жизни человека, его особенности во все времена вызывали большой интерес со стороны ученых, начиная от древних мыслителей и заканчивая современными исследователями и теоретиками. Соответственно и сама молодежь, и её особенности не менее интересовали и интересуют по сей день представителей абсолютно разных научных школ и направлений.

В социологии молодежи существует несколько направлений изучения молодежи, которые в принципе представляют собой определенные подходы к пониманию проблемы определения молодежи.

ь Молодежь как проблема. Молодость в рамках данного подхода представляется как источник социальных и культурных конфликтов, угроза не только существующему, но и будущему социальному порядку. Причиной криминализации общества также считается молодежь, как и источником социальных болезней и моральных паник.

ь Молодежь как страх. Согласно второму подходу, со стороны общества должны проявляться социокультурное и психологическое неприятие молодежи, отторжение её ценностей и идеалов. Также данная социальная группа представляется как угроза привычным нормам традиционного патриархального мира взрослых.

ь Молодежь как надежда. С молодежью связываются самые лучшие и оптимистические идеи будущего социального устройства мира. Жизнь взрослых представителями данного направления рассматривается как залог счастья детей. В будущий период переносятся модели гармоничного сосуществования людей всех социальных групп. Ныне живущая молодежь приобретает некоторые преимущества перед взрослыми, так как она уже сегодня несет в себе «светлое завтра».

ь Молодежь как зависть. Молодость рассматривается и культивируется в потребительской культуре и рекламе как загадочная пора, полная неповторимых преимуществ. На данной идее строится целая идеология, утверждающая возможность и необходимость продления этого периода жизни практически до бесконечности.

ь Молодежь как символ. Данный подход характерен для творческого, философского и художественно-литературного осмысления молодости. В его рамках возможно соединение всех предыдущих подходов, но не на реальном, а на символическом уровне. То, что принадлежит молодости, всегда было овеяно символикой, которая остается значимым моментом всякой культуры. Приобретение этих символов, прямое или опосредованное, всегда означает для человека намного больше, чем простое и привычное приобретение вещи или предмета.

Из вышесказанного видно, что понятие молодежь содержит в себе множество аспектов, и однозначное определение данному многогранному понятию дать достаточно не просто. В социологии молодежи понятия «молодость» и «молодежь» понимаются и используются как минимум в трех смыслах:

1) определенный возраст;

2) некое состояние, определяемое социокультурными критериями;

3) некая группа или поколение с присущими ей ценностями.

Сложность определения понятия «молодежь» просматривается уже в попытке определить её возрастные рамки. В понятии «возраст», в свою очередь, можно выделить несколько уровней: биологический, психологический, социальный, культурный и другие.

Мыслители прошлого постоянно обращались к проблеме воспитания молодежи и оказания ей помощи в процессе развития её личностных качеств и овладения знаниями. Рассмотрим особенности данного вопроса в каждой исторической эпохе.

§ Древние века. Попытки выделить жизненные циклы и описать их основные характеристики принадлежит выдающемуся мыслителю Пифагору. Он проводил аналогию между возрастами жизни и временами года. Так, детство и юность (возраст до 20 лет) аналогичны весне, молодость (20 - 40 лет) аналогична лету.

§ Второй этап: обоснование необходимости соответствующего воспитания молодежи, способной организовать и поддерживать идеальное общество. Платон подчеркивал необходимость воздействия на молодое поколение таким образом, чтобы оно было способно поддерживать идеальный строй общества. Ставились проблемы воспитания добродетелей и справедливости. Идеальное государство должно создавать систему образования и воспитания молодых людей, только так они могли обрести одну из добродетелей: мудрость, мужество и благоразумие. Аристотель выделял в качестве главной добродетели справедливость, которая реализуется в заботе о другом человеке (молодежи). Только поддержка молодежи в конечном итоге приведет к заботе об обществе.

§ Понимание молодого поколения как приемника или носителя традиционных образцов поведения, выработанных старшими поколениями. Соответственно, помощь молодежи воспринималась как обучение по принципу равных возможностей. Конфуций связывал проблему человеческого существования и познания мира с социально-этическими нормами. Общество должно управляться только с помощью моральных норм, а не административно-правовыми или экономическими методами. По этой причине особое внимание он уделял воспитанию молодежи в духе первостепенной важности межличностных отношений. «Государство - одна семья» - основной постулат конфуцианских учений. Образование молодежи должно быть направлено на формирование таких качеств, которые проявлялись бы в гуманности, справедливости, взаимности, мужестве, почтительности, братстве, любви, милосердии. Главной задачей молодежи считалось освоение традиционных образцов поведения.

§ Идеи мыслителей эпохи Возрождения (15-17 века). Преобладали гуманистические идеи воспитания молодежи, акцент делался на формирование веры в собственные силы. Молодой человек предстает как единство разумного и чувственного, как свободное, активное существо, наделенное беспредельными творческими возможностями. Поэтому приоритет воспитания - осознание собственных сил, таланта, обретение гордости и стремление к самоутверждению.

§ Идеи мыслителей эпохи Просвещения. Поддержка молодежи рассматривается через обеспечение правовых гарантий и свобод. Ж. Ж. Руссо, уверенный в том, что лучшие задатки детей и молодежи подавляются обществом, где царит неравенство и деспотичная власть, видел выход из положения в особом воспитании. Последнее должно проходить на природе, и где наставнику необходимо по возможности полно учитывать способности, склонности, интересы воспитанника и с уважением относиться к личности молодого человека. Необходимо научить их самостоятельно мыслить, потому что молодые люди призваны реализовать себя в перестройке общественного отношения на разумных началах. Поддержка молодежи рассматривалась через декларирование равных прав, свободы собственных решений и действий.

Проследив эволюцию понятия «молодежь» и отношения к данной социальной группе, рассмотрим отечественную традицию определения понятия «молодежь».

Долгое время в социологии молодежь не выделялась и не воспринималась отдельной группой, а рассматривалась как часть рабочего класса, крестьянства или интеллигенции. Но постепенно отечественные исследователи пришли к выводу о наличии таких группообразующих признаках молодежи, как возрастные характеристики, особенности социального положения, специфические социально-психологические свойства. Наиболее распространенно определение И. С. Кона:

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социальную природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных для данного общества закономерностей социализации .

Лисовский В. Д. определял молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет .

Бабочкин И. П. подчеркивает в качестве основной черты молодежи её привлекательность в период своего становления . Возрастные границы следует определять в зависимости от ведущей сферы жизни; верхняя граница может определяться правовой дееспособностью - 18 лет, гражданской дееспособностью - 21 год, профессиональное становление - преимущественно 25 лет.

Молодежь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. К молодежи обычно относят (в статистике, в социологии) людей в возрасте 16-30 лет. Однако социальная неоднородность молодежи побуждает некоторых исследователей определять «верхнюю» возрастную границу молодежи в зависимости от продолжительности формирования социально-экономических и профессиональных качеств различных ее групп. Так, социальное и профессиональное становление молодого рабочего в основном завершается к 25 годам, а молодого ученого - к 35. Возрастные границы молодежи зависят также от особенностей конкретно-исторической ситуации в той или иной стране, ее общественного строя. Например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает «нижнюю» возрастную границу молодежи к более ранним годам. Общность социальных и психологических черт молодежи, интересов многих входящих в нее групп (учащихся, студентов, молодых рабочих и др.) - основа массовых выступлений, совместных действий молодежи не только в рамках одной страны, но и в международном масштабе. Сложность и противоречивость процесса вступления молодежи в самостоятельную жизнь порождает различные формы молодежного протеста, в том числе асоциальные (преступность, наркомания, «сексуальная свобода» и т. п.), специфическую молодежную субкультуру. Однако все это не дает оснований считать молодежь особым классом современного общества. Напротив, социальная структура молодежи есть «слепок» классово-слоевой структуры данного конкретного общества. Молодежь - наиболее мобильная его часть, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры, изменения классового и слоевого состава населения. Для этой группы характерна высокая интенсивность как межгенерационной, так и внутригенерационной мобильности (наибольшее число переходов из одних социальных групп в другие приходится, например, в России на первые 10 лет трудового стажа). Относительно наиболее однородную - и по возрасту, и по социальным характеристикам - часть молодежи составляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, основным видом деятельности которых, определяющим все существенные черты их образа жизни, является учеба, подготовка к будущей трудовой жизни .

Молодежь - понятие современного социогуманитарного знания, используемое для обозначения совокупности индивидов, обладающих социопсихическими качествами, способствующими перманентной активной переоценке ими любых существующих в обществе ценностей (как правило, в контексте не их осмысления, а их разрушения либо конструктивного / неконструктивного преодоления). В свете подобной характеристики молодежь выступает не столько возрастной (ввиду предельно широкого диапазона соответствующих нормативов), сколько особой социально-психологической и творческой категорией людей .

Молодежь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования (это молодые люди в возрасте 16 - 30 лет) .

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-психологических свойств. Современные возрастные границы от 14--16 до 25--30 лет .

Согласно проекту ФЗ «О молодежи», молодежь (молодые люди) - проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет .

Для более глубокого понимания специфики молодежи и особенности данного этапа жизни, рассмотрим его в пересечении двух векторов: движение от зависимости к независимости, и от безответственности к ответственности .

Начнем с зависимости. С одной стороны, они - дети, которые зависимы, с другой стороны - они взрослые, т.к. достигли независимости. Молодость - термин, описывающий это движение от зависимости к независимости. Молодые люди более независимы, чем дети, отсюда их общее недовольство родителями: «Перестаньте воспринимать меня как ребенка; я уже взрослый и могу сам выбрать себе одежду» (поздно приходить, иметь друга и т.д.), но они все еще зависимы от взрослых, от средств к существованию и знаниям, зависимы от их любви и по причине безопасности.

Понятие «независимости» связано со следующими институтами.

1. Семья. «Молодость» характеризует, описывает семейную позицию таким образом, что молодой человек становится менее независимым от семьи (имеются в виду любые формы семьи). В Великобритании существует предположение, что раз дети, в конечном счете, уходят из родительской семьи, заводят свои семьи и ведут свое хозяйство, то это значит, что «молодость» означает изменение формы семьи.

2. Образование. Первое очевидное социальное движение по направлению к независимости детей от родительской семьи есть момент, когда они идут в школу.

Школьная жизнь меняется, когда ученики становятся взрослее, постепенно увеличивается их личная ответственность за школьную работу, их успех и неудачи. Ученики начальной школы, организовывающие свою работу вокруг выбранных ими на начальном уровне обучения предметов, более независимы, чем дети в детском саду.

3. Работа. Предполагается, что окончание школы означает конец молодости. Когда человек выходит на рынок рабочей силы, сам зарабатывает себе на жизнь, неужели он не получает статус взрослого? Молодые рабочие определенно имеют больше независимости, чем школьники (или молодые безработные), но они все еще включены в процесс достижения статуса взрослого. Частично имеются в виду деньги - молодым платят меньше, чем взрослым рабочим; предполагается, что они все еще живут со своими родителями, они не полностью независимы. Частично имеется в виду само рабочее место. Прежде всего, молодые рабочие нуждаются в элементарном обучении основам профессии, и, находясь в статусе обучаемого, они остаются под влиянием власти взрослых. Помимо этого, они находятся под строгими формами дисциплины, поскольку они «социализируются» и приобретают рабочие привычки.

Не все взрослые обладают полной независимостью (и большая часть молодых рабочий не собирается занимать руководящие должности), однако молодые рабочие в целом более управляемые.

4. Досуг. Молодежная культура, как мы в дальнейшем покажем, особенно ассоциируется с отдыхом, развлечениями. То, как молодые люди выражают себя в досуге (одежда, музыка, танцы), это делает их особой социальной группой, и большинство социологов в сфере молодежи, в действительности, есть социологи в сфере молодежного досуга.

Второй важный аспект перехода из детства во взрослость связан с понятием «ответственность». Молодежь часто характеризуется как «безответственная», но на самом деле молодость - время, когда все новая и новая ответственность принимается молодым человеком: ответственность за домашнюю работу, за то, как проводишь время на вечеринке и в выходные и т.д. Это отражает изменение молодыми людьми институциональных ролей, но «рост» имеет и психологический подтекст, включающий интеллектуальное и эмоциональное развитие. От молодежи ожидают «зрелости», рассматривают их как зрелых, но если зрелость и считают более определенным понятием, чем юность, тем не менее, оно лежит позади ясного и простого способа определения и разделения молодежи и взрослых людей - закона.

Закон определяет мир взрослый в терминах ответственности - люди считаются взрослыми, если они рассматриваются законом как могущие быть ответственными за свои действия, когда они считаются вполне зрелыми для того, чтобы принимать определенные решения для самих себя. Сложность и запутанность здесь в том, что определенный вид ответственности связывают с определенным возрастом.

Закон регулирует все эти виды активности и утверждает явное, очевидное отличие между взрослой и юношеской ответственностью. Молодость, другими словами, частично имеет легальные, общепринятые определения, и когда закон изменяется (например, изменение возраста окончания школы с 15 до 16 лет или снижение возраста начала голосования с 21 до 18) - все это есть значения молодости. Но здесь нужно сделать последний штрих: закон определяет, когда мы способны к определенным действиям (и должны брать во внимание биологический возраст как лучшее измерение), однако это не принуждает нас принимать ответственность взрослого человека. Большинство людей женятся и выходят замуж, например, через несколько лет после того, как это легально разрешено. Это предполагает интервал между легальными (официальными) и социальными определениями взрослости (взрослой жизни).

В традиционном обществе человек сразу после стадии детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные мосты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса - «Воин-ратник Дружины».

Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития по ряду причин.

1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским - 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте, обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen».

Завершение молодёжного возраста также обусловлено определенными причинами: окончание обучения, вступление в брак, рождение ребенка, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Рассматривая данную социальную группу, необходимо иметь ввиду, что молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская - городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) - рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре. Причем представители каждой группы обладают специфическими свойствами, качествами, их социализация происходила по определенным, специфичным для данной группы закономерностям.

С точки зрения социально-психологических особенностей молодость определяется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности.

Особенности современной молодежи:

1. Существенно усложняется и удлиняется процесс социализации.

2. Изменились критерии социальной зрелости. Теперь таковыми являются:

ь вступление в трудовую жизнь;

ь завершение образования;

ь реализация гражданских и пиитических прав;

ь достижение материальной независимости от старших.

3. Становление социальной зрелости происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов.

4. Трудности взросления молодого человека. К мелочам и частностям взрослой жизни молодежь, как правило, не готова, то есть уровень запросов, притязания, ожидания характеризуются максимумом своего возможного проявления. Они, как следует предполагать, не соотносятся с призванием, способностями, что приводит к нереализации планов и, соответственно, к разочарованию и неудовлетворению сделанным тем или иным выбором.

5. Субкультура молодежи. Молодежная субкультура - это культура определенного поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. К основной характеристике современной молодежной субкультуры можно отнести феномен субъективной размытости, то есть отчужденность от общепризнанных норм, ценностей и т.п.

В возрастной психологии период молодости отождествляют с периодом юность. Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы его определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) . Мухина В.С. также период молодости в возрастной периодизации относит к юности. Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления .

К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.

Юность - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или макросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных нормативов.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

И.С. Кон выделяет разные типы юности .

В зависимости от индивидуально-типологических особенностей существуют принципиально разные типы развития. У одних людей юность -- период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой. У других юность протекает

плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны; такие люди добавляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь.

Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика саморегуляции образов «я». Тут есть известная общая логика. Судя по имеющимся, к сожалению, довольно скудным, эмпирическим данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного,

расплывчатого «я», затем проходят стадию «ролевого моратория», деятельность которой может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности, завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Уровень развития «я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Юноши и девушки, переживающие стадию диффузного «я» или «ролевого моратория», часто отличаются меньшей психологической самостоятельностью и повышенной конформностью, их моральное сознание не выходит за пределы обыденных, конвенциональных норм и представлений, а их межличностным отношениям недостает глубины, психологической интимности и устойчивости. Слишком поспешное самоопределение путем бездумного, пассивного принятия готовых образцов и шаблонов деятельности коррелирует с ригидностью интеллектуальных процессов и стереотипным, формальным стилем общения. Нужно подчеркнуть, однако, что никаких жестких возрастных норм перехода из одной стадии в другую не существует. Не все люди достигают высших этапов умственного, нравственного и социального развития, предполагаемых понятием Личности с большой буквы. Одни и те же свойства у одного старшеклассника являются временными, стадиально-возрастными, а у другого -- индивидуально-личностными, которые будут сопутствовать ему всю жизнь.

У большинства старшеклассников уже отчетливо выражена дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности . Один любит умственный труд, другой -- физический, третий -- общение с людьми, четвертый -- общественную работу, пятый увлекается всем поочередно, а шестой -- ко всему одинаково равнодушен. Не менее разнообразна их мотивация. Одним, что бы он ни делал, движет потребность достижения и самопроверки, другим -- желание приносить кому-то пользу, третьим -- чувство зависимости и потребность в одобрении окружающих, четвертым -- желание уйти от напряжения и конфликтных ситуаций и т. д.

Молодость - наиболее интенсивный период социализации, усвоения принятых в обществе норм, правил и традиций, необходимых для вступления во взрослую самостоятельную жизнь и усвоения новых для молодого человека ролей. Юность -- завершающий этап первичной социализации. Это ставит перед школой три взаимосвязанные задачи. Школа должна подготовить старшеклассника, во-первых, к труду, во-вторых, к семейной жизни, и, в-третьих, к общественно-политической деятельности, к выполнению гражданских обязанностей . Ни одна из этих задач не может быть решена отдельно от других. Комплексный подход к воспитанию означает неразрывное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, причем во всех этих вопросах школа работает не одна, а в содружестве с другими общественными институтами.

Взрослость часто воспринимается как статичное, однажды достигнутое окончательное состояние (вспомним выражение «стать взрослым»). Это процесс, стадия жизненного пути, характеризующаяся, с одной стороны, адаптацией, приспособлением к наличным социальным условиям и способностью их воспроизводить, а с другой -- самостоятельностью, способностью и умением инициировать нечто новое, изменяя своей, совместной с другими людьми деятельностью унаследованные от прошлого обстоятельства. Эти свойства неодинаково выражены у разных людей. Сравнивая понятия, в которых взрослые люди ретроспективно описывали свой переход от юности к зрелости, психологи обнаружили два полюса. Одни люди переживают взрослость как обогащение своей личности, расширение сферы жизнедеятельности, повышение уровня самоконтроля и ответственности, иначе говоря -- как самореализацию. Другие, напротив, подчеркивают главным образом приспособление к объективным обстоятельствам, считают, что материальные успехи достигнуты ими ценой отказа от индивидуальности, утраты свободы самовыражения, свежести чувств и т, д.

В заключение можно подчеркнуть, что понятие молодежь содержит в себе множество аспектов, и однозначное определение данному многогранному понятию дать достаточно не просто.

Однако данный феномен, социальная группа - молодежь привлекала внимание мыслителей и ученых во все времена, от Пифагора и Платона до современных исследователей. Во все времена менялось и понятие молодежи, и отношение к данной группе. Например, Пифагор считал молодость (20-40 лет) аналогичной лету; Платон видел основное предназначение молодежи в организации и поддержании идеального общества, что возможно только при овладении молодым поколением добродетелей (мудрость, мужество и благоразумие); в конфуцианские времена молодежь считалась приемником традиционных норм и образцов поведения, в ней необходимо воспитывать определенные качества для поддержания мира в обществе; в эпоху Возрождения акцент в воспитании молодежи делался на формирование веры в собственные силы; в эпоху Просвещения приветствовалась всяческая поддержка молодежи, особое воспитание и соблюдение её прав. Однако как особая социально-демографическая группа молодежь стала восприниматься только с переходом общества к индустриальной стадии развития.

Анализируя различные подходы и направления в изучении молодежи в разные временные интервалы, можно выделить несколько наиболее полных и адекватных определения данного понятия.

И.С. Кон. Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социальную природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных для данного общества закономерностей социализации.

Лисовский В. Д. определял молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет.

Саймон Фрис рассматривает молодость в пересечении двух векторов: движение от зависимости к независимости, и от безответственности к ответственности.

Молодость - период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности; наиболее интенсивный период социализации, усвоения принятых в обществе норм, правил и традиций, необходимых для вступления во взрослую самостоятельную жизнь и усвоения новых для молодого человека ролей.

В возрастной психологии период молодости отождествляют с периодом юность. Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы данного периода расходятся в различных направлений, научных школ и исследовательских позиций, но многие авторы выделяют этот период с 14-16 лет до 25-30, что соответствует принятой в данной работе периодизации молодости.

Основные возрастные задачи данного периода на ранней стадии: подготовка старшеклассника, во-первых, к труду, во-вторых, к семейной жизни, и, в-третьих, к общественно-политической деятельности, к выполнению гражданских обязанностей. Ни одна из этих задач не может быть решена отдельно от других. По окончании школы перед юношей стоит непростой выбор относительно продолжения его обучения или начала трудовой деятельности. Параллельно профессиональному самоопределению, ведущий вид деятельности молодого человека - семейное самоопределение, начало самостоятельной жизни.

По мере взросления, молодой человек постепенно переходит в стадию взрослости. Однако, взрослость часто воспринимается как статичное, однажды достигнутое окончательное состояние. Этот период характеризуется адаптацией, приспособлением к наличным социальным условиям и способностью их воспроизводить, самостоятельностью, способностью и умением инициировать нечто новое, изменяя своей, совместной с другими людьми деятельностью унаследованные от прошлого обстоятельства.