Что такое информационный взрыв. Что такое информационный взрыв и как он появился? Период полураспада актуальных знании

  • Сегодня на нашей планете ежедневно передается 183 млрд сообщений электронной почты (более 2 млн сообщений в секунду).
  • Каждый день пользователи делают 1,6 млн записей в блоги.
  • Каждую минуту в YouTube загружаются видеоматериалы общей продолжительностью в 20 часов.
  • На протяжении ближайших двух лет общий объем данных будет ежегодно увеличиваться в шесть раз, а объем корпоративных данных – в 50 раз.
  • За 210 лет своего существования крупнейшая в мире Библиотека Конгресса США накопила более 29 млн книг и периодических изданий, 4,8 млн карт, 2,7 записей и 57 млн манускриптов. Сегодня аналогичный объем цифровой информации генерируется за пять минут.
  • Объем информации, еженедельно публикуемой в газете "Нью-Йорк таймс", превышает объем данных, какой в XVIII веке человек получал за всю свою жизнь.

В 2015 году грядет "эксапотоп"

В 2015 году всего за 12 месяцев будет создан объем информации, равный 92,5 миллионам Библиотек Конгресса США:

  • корпоративный IP-трафик сгенерирует около 100 эксабайт;
  • еще 100 эксабайт сгенерируют загрузка фильмов и одноранговый пользовательский обмен файлами;
  • видеокоммуникации и виртуальные миры сгенерируют около 400 эксабайт.

В 1956 году, когда был создан первый жесткий диск, система хранения одного мегабайта информации стоила, по сегодняшним ценам (с поправкой на инфляцию), 78.000 долларов США, а «суперкомпьютер» с таким жестким диском весил более тонны.

в 2029 году всего за 100 долларов можно будет купить систему для хранения 11 петабайт данных. Петабайт равен одному квадриллиону байт, т.е. одному байту с 15 нулями, а 11 петабайт - это видеофильм, если б его непрерывно записывали на Flip камеру с 1492 года по сей день, причем в таком устройстве еще остался бы неиспользованный запас электронной памяти. Иными словами, емкость средств хранения растет, как на дрожжах, а их стоимость стремительно сокращается.

Грядут астрономические перемены и в области вычислительных технологий: к середине 2020-х годов появятся квантовые компьютеры. Сегодня вычислительная мощность ПК стоимостью около тысячи долларов составляет 2-3 процента мощности человеческого мозга, выполняющего примерно 100 триллионов вычислений в секунду. К 2050 году вычислительная мощность компьютера стоимостью в те же 1.000 долларов сравняется с вычислительной способностью всех 9 миллиардов людей, которые к тому времени будут населять нашу планету.

В информационной сфере мы наблюдаем быстрое распространение множества новых приложений, видеоклипов, музыкальных файлов, облачных вычислений, онлайновых операций резервирования, хранения и т.д. Все это создает то, что можно назвать "эксапотопом". Сегодня одно-единственное приложение Cisco TelePresence генерирует больше трафика, чем вся Всемирная сеть в начале нынешнего тысячелетия.

  • В скором времени к Интернету подключится более триллиона устройств. Это будут не только сотовые телефоны, но и множество офисных контроллеров – от температурных датчиков до устройств, считывающих электронные пропуска. Люди будут перепоручать сетям все больше интеллектуальных функций, и в результате сети приобретут множество новых возможностей, включая перевод с одного языка на другой.
  • Планшетные устройства вроде iPad получат более широкое распространение. Человек сможет свернуть компьютер и положить его в карман. Стеклянные окна приобретут функцию дисплеев.
  • Существующие ныне пикопроекторы к 2012 году станут использовать гигабитную технологию для беспроводной передачи данных, встроенную в мобильные устройства. В результате люди смогут пользоваться мобильными устройствами с высокоскоростным подключением и функциями демонстрации изображений в натуральном размере для организации видеоконференций в любом месте – дома, на борту самолета и т.д. Кроме того, с помощью пикопроектора человек сможет проецировать клавиатуру сотового телефона на свою ладонь и набрать на ней нужный номер. Вычислительным устройством сможет стать любая поверхность.
  • Дополненная реальность (Augmented Reality – виртуальные компьютерные изображения, увеличивающие размер реальных предметов) развивается семимильными шагами и лет через пять станет ведущей технологией в мире "белых воротничков". Представьте себе участников конференции, над головами которых висят "облака" с указанием их имен, открытых вопросов, нерешенных проблем и т.п. Такую же информацию через несколько лет можно будет видеть на линзах обычных очков, а еще лет через 10 – и на контактных линзах.
  • В офисах появятся "виртуальные помощники", способные отыскивать нужную информацию и справляться с информационным "эксапотопом". В скором времени сотрудники смогут общаться с такими "виртуальными помощниками", обмениваясь с ними электронными и голосовыми сообщениями. Это избавит работников во плоти и крови от целого ряда рутинных обязанностей, позволив им сосредоточиться на выполнении более творческих задач. Роботы уже сейчас обладают большей выносливостью и сообразительностью, чем живые люди, и поэтому мы будем все чаще видеть их на рабочих местах.
  • Интерфейсы "человек-машина". На рынке уже есть игра MindFlex стоимостью 80 долларов. Играющие в нее прикрепляют к своей голове небольшое устройство и силой мысли передвигают шарик по экранному лабиринту. Кроме того, люди используют силу мысли, чтобы управлять искусственными конечностями, причем такая конечность не обязательно должна физически прикрепляться к телу человека. А теперь представьте нью-йоркского врача, который в удаленном режиме оперирует человека на другом конце континента.
  • По данным главного футуролога консалтингового подразделения компании

(Урсул А. Д.). Станислав Лем описал эту проблему и вызываемую ей инфляцию культуры в «Summa Technologiae » (1964) , повторяя позже неоднократно (например, сатирически - в «Перикалипсисе» из сборника «Абсолютная пустота », 1971).

Цивилизационные тренды развития информационного общества характеризуются тем, что в г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт). За пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объем информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт .

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных - тем или иным образом структурированная информация).

Исследования вопроса

Развиваются: методология и статистика измерений в обществе информации и информационных нагрузок , регламентация федеральным законодательством безопасного содержания информации.

Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический . По Мальтусу , человечество как производитель отстает от себя же как потребителя, то есть речь идет о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества все же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить - но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?

- М. Н. Эпштейн , "Информационный взрыв и травма постмодерна"

См. также

  • Информационная перегрузка /Информационный шум

Напишите отзыв о статье "Информационный взрыв"

Примечания

Отрывок, характеризующий Информационный взрыв

Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?

Сорок пять лет назад футурологи предрекали, что к 2000 году человечество испытает застой в научном развитии, что приведет к краху цивилизации. Причиной столь невеселого прогноза стал назревающий "информационный взрыв".

Муравьи, ежедневно заглатывающие слона

Впервые об угрозе "информационного взрыва” ученые заговорили в 60-х годах XX века. Было подсчитано, что каждые десять лет в науке происходит удвоение новых результатов, в связи с чем поток информации каждые три-четыре года увеличивается вдвое - и в информационном перепроизводстве мы вскоре попросту утонем, будучи не в силах освоить поток новых сведений. А это неизбежно приведет к застою в научном развитии и в итоге - к краху цивилизации.


В научной среде издавна бытует шутка, что "человек есть существо, чьей самой лакомой пищей является информация". С этих позиций нашего современника можно сравнить с муравьем, которому приходится ежедневно заглатывать слона. Но 2000 год давно позади, и, если верить исследованиям, способная взорвать мир "критическая информационная масса" к моменту, когда мы читаем этот материал, уже увеличилась вчетверо. Где же кошмарные последствия "информационного взрыва", в эпицентре которого мы продолжаем жить? Неужели прогнозы оказались ошибочными?

Не будем спешить с выводами. Ведь и среди ученых сегодня нет общего мнения на этот счет. Одни утверждают, что проблемы лишь отодвинулись на некоторое время, а другие - что бедствие как раз в данный момент и происходит, просто мы еще не можем в полной мере оценить его печальных последствий. Кто прав?

Макулатурный фактор

Наша психика при всех ее уникальных возможностях имеет ограничения. Экспериментально доказано, что мозг обычного человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трех тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц.

Самым упорным такая скорость когда-то позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно к середине жизни. Сегодня это, увы, уже невозможно. Еще несколько десятилетий назад новое открытие или литературное произведение тут же привлекало внимание общественности. Теперь же только в научной сфере ежегодно появляется несколько миллионов книг. И даже если изучать исключительно свежую литературу, то на каждую прочитанную страницу будет приходиться 10 тысяч других, осилить которые нереально. Специалисты даже ввели определение "макулатурный фактор" - для литературы, пользующейся нулевым спросом (речь идет не только о художественных произведениях). Немецкие исследователи провели в одной из берлинских библиотек изучение спроса на находящиеся в ней 45 тысяч научных и технических изданий. И выяснилось, что "макулатурный фактор" сработал для 90 процентов этих книг! Это означает, что миллионы страниц, хранящих новейшие технические знания, никем так и не были прочитаны.

Словом, мы успеваем изучить лишь малую толику из постоянно накапливающейся информации - и это еще полбеды. Проблема в том, что полученная нами информация имеет свойство быстро устаревать и требует замены.

Период полураспада актуальных знании

Именно этот шутливый, но вполне научный термин обозначает промежуток времени, за который половина усвоенных нами сведений утрачивает ценность. И он становится все короче. Сегодня в области высшего образования этот период составляет примерно семь - десять лет, а в некоторых областях (например, в компьютерных технологиях) сократился до года. Это означает, что если вы в течение 12 месяцев будете учиться на компьютерных курсах, то к их окончанию половина полученной вами информации окажется бесполезной: она устареет. Все это напоминает ситуацию, когда человек карабкается вверх по опускающемуся эскалатору: лишь немногим, да и то ценой неимоверного напряжения, удается поддерживать необходимый "уровень", но стоит чуть сбавить темп - и...

Сегодня в лавине обрушивающейся на нас информации может ориентироваться лишь "энциклопедически полуобразованный человек", знающий обо всем, но не слишком глубоко, - и таких очень немного. В основном, желая не оказаться "на нижней ступеньке эскалатора", люди ищут спасение в "узкой специализации" - чем "уже", тем легче поддерживать уровень. В итоге все большее число людей живет все меньшими знаниями о мире...

В мире столько ерунды, что в голове не укладывается

Если мозг перенапряжен, он отбрасывает то, в чем нет насущной необходимости. Кто может похвастаться, что помнит логарифмы, законы Фарадея, химическую формулу целлюлозы или точную дату правления Владимира II Мономаха? А ведь мы все это учили в школе! Учили, но забыли - то есть вновь не знаем. Ситуацию усугубляет появление техники, рассчитанной "на дураков". Устройства, действующие по принципу "нажми на кнопку - получишь результат", создают иллюзию соответствия требованиям времени. Мы легко пользуемся техническими новинками, но подсознательное нежелание принимать новую информацию проявляется в своеобразном психологическом казусе: выбирая самый "навороченный" агрегат, редко кто пытается изучить все его возможности. В итоге новинка эксплуатируется в лучшем случае вполсилы...

Не знаю, заметили ли вы, что в передовых школах и институтах стала меняться психология преподавания? Раньше учеников и студентов заставляли все заучивать наизусть. Сегодня на это уже не нажимают столь рьяно - прекрасно, если человек помнит формулу или дату, но если он легко оперирует материалом, в котором ее можно найти, - это тоже очень неплохо. В таком подходе видится некое решение проблемы "информационного взрыва" (не говоря уже о спасении здоровья наших перегруженных детей): не обязательно все помнить, достаточно научиться логике мышления в разных областях знаний и умению быстро находить нужное, когда оно понадобится.

Ученые предлагают решения информационных проблем одно фантастичнее другого. Например, вживлять а мозг компьютерные микрочипы, которые могли бы хранить колоссальные объемы информации. Впрочем, такая ли уж это фантастика? С помощью вживленных микрочипов врачи уже сумели вернуть подвижность нескольким парализованным больным. Так что, не исключено, что и микрочипы с дополнительной памятью - дело не столь уж далекого будущего. Но что бы там ни придумали ученые, резервы нашего мозга все равно не безграничны.
Не исключено, что повальная алкоголизация - одно из последствий информационного стресса, который сегодня испытывает человечество. Об этом говорят результаты исследований, проведенных в НИИ мозга РАМН. Ученые пришли к выводу, что угроза алкоголизма подстерегает прежде всего тех, чей мозг подвергается информационным перезагрузкам.

Эксперименты, проводившиеся на крысах, показали, что зверьки, которым приходилось искать пищу в особо сложном лабиринте, в итоге предпочитали воде алкоголь... Над этим стоит задуматься.

Отбор естественный и... неестественный

Чтобы создать энциклопедию, которая способна охватить все знания человечества на каждый момент времени, ее "необходимо будет переиздавать как минимум ежегодно, каждый раз удваивая объем материала. И даже если "всем миром" решить эту задачу, то кто будет в силах прочитать все, что написано в такой книге?
Специалисты видят выход в жестком отборе и отсеве информации - и это уже происходит во всех областях знаний. Действительно, такой процесс до поры до времени в определенной степени смягчает последствия "информационного взрыва". Но кто сможет подсчитать, сколько бесценных фактов уже забыто и отброшено лишь потому, что они показались кому-то лишними? А главное, кто "заведует истиной"? Не следует забывать, что судьями в данном случае выступают обычные люди – в меру развитые, в меру ограниченные, со своими личными и ведомственными интересами...

Одновременно с таким искусственным отбором информации происходит процесс "естественного отбора". На смену культуре приходит поп-культура. На рынок выбрасываются Библия в комиксах и сокращенные варианты классических произведений. На телевидении появляется негласный запрет - не говорить ничего умного, выходящего за пределы знаний "среднего" зрителя. Тонкий юмор сменяется "хохмами", поэзия романсов - дешевыми "джаги-джаги", изысканная речь - сленгом. А радио- и телеведущие очень естественно поддерживают общий низкий уровень, путая падежи и теряя нить разговора...

Быть может, все это и назвали концом нашей цивилизации футурологи 60-х годов прошлого столетия?

А.Марамон
"Интересная газета. Оракул" №10 2012 г

Информационный взрыв - это процесс при котором идет постоянное увеличение скорости и объёмов информации в мировом масштабе.

Так же стоит рассказать о информационных барьерах. Эта концепция была разработана академиком В. М. Глушковым. Представляет она расхождение между информационными запросами общества и техническими возможностями их осуществления. По Глушкову существует три информационных барьера:

1) Связан с открытием письменности, дающая возможность сохранять и передавать знания. До этого момента человеческий мозг являлся единственным местом, где хранилась информация. Этот барьер был преодолен приблизительно в 5 тысячелетии до н. э.

2) Связан с появление книгопечатания, это событие резко увеличило число информационных носителей. Преодолен этот барьер приблизительно в 15 веке. Позднее возникли новые методы распространения и хранения информации, такие как: телеграф, телефон, фотография, телевидение, кино, магнитные записи. Но пропускал информацию человек по прежнему через свой мозг, человеческий мозг обрабатывал эту информацию.

3) Связан с появлением Электронно-Вычислительными Машинами (ЭВМ), позволившие на порядок увеличить скорость обработки информации. Этот барьер был пройден в середине 20 в., вместе с появлением первого компьютера. В тот момент объёмы информации оказались настолько большими, что мозга человека и его способностей для этой обработки стало просто не хватать.

И соответственно видно, что рост информации стал особо значителен после НТР. Если сейчас проанализировать прирост информации, то можно увидеть простую экспоненциальную зависимость роста количества информации от времени, которая показана на рисунке ниже.

Михаил Наумович Эпштейн в своей книге "Информационный взрыв и травма постмодерна" пишет, что: " Два века назад, в 1798 году, Томас Р. Мальтус выпустил свой знаменитый "Опыт о законе народонаселения и его воздействии на будущее усовершенствование общества"", где определил закон диспропорции между ростом количества населения и количеством природных ресурсов, нужных для жизни человечества. Оказывается, что человечество увеличивается в геометрической прогрессии, а природные ресурсы возобновляются со скоростью, описываемой арифметической прогрессией. И Мальтус предсказал, что с такими темпами роста людей, на Земле, просто не останется ресурсов, чтобы прокормить человечество и наступит голод. Но к концу 20 века эту проблему удалось отчасти миновать за счет развития технологий, и за счет "...успехам просвещения, резко сократившего рождаемость в цивилизованных странах."

И спустя две сотни лет после Мальтуса, появляется новая проблема, но на этот раз уже не демографическая, а информационная.

Информационный взрыв проявляется в следующем:

  • Появление противоречий между ограниченными способностями человека по обработке информации и существующими мощными потоками и размерами хранящейся информации.
  • Существование огромного количества ненужной(избыточной) информации, затрудняемая восприятие полезной для потребителя информации.
  • Возникновении всевозможных экономических, политических и других социальных барьеров, препятствующие распространению информации. Например, секретная информация нужная для определенного производства.

Последствий у информационного взрыва много, хотел бы рассказать о проблеме, человеческого интеллекта после информационного взрыва.

§2. Интеллект человека после информационного взрыва.

Что такое интеллект? В Большой Советской Энциклопедии сказано, что "интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п."

Чтобы человек чувствовал себя нормально, нужно чтобы он развал в себе 3 составляющие: физическую, духовную и интеллектуальную. Если отнять хоть одну из составляющих, то человек не сможет существовать.

Чтобы тренировать интеллект, нужно чтобы работал мозг, т.е. читать, думать, и т.д., но делать это постепенно и полностью, а не скачками и везде по чуть-чуть.

Вот в том-то и проблема информационного взрыва. Происходит отставание человека от человечества. Возрастает дисбаланс между "развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и социально-технологическим развитием человечества, для которого пока не видно предела во времени." С всяким новым поколением на личность человека накладывается все более тяжкий груз знаний и впечатлений, накопленные в предыдущих веках и с которыми человек не в состоянии усвоить.

Вся это сумма знаний и то обширное количество информации, накапливающееся в промежутке допустим 16-17 веков, теперь доставляется в нашу голову, в течение одной недели, то есть скорость создания информации увеличивается в тысячи раз, при том, что и информация, накопленная всеми предыдущими временами, также непрерывно суммируется и обновляется в составе новых информационных ресурсов.



Выходит, что человек современного рубежа (20-21) столетий должен за свою жизнь понять в колоссальное количество раз больше информации, чем его соотечественник живший где-то 300-400 лет назад.

Можно привести некоторые статистические данные связанные с информационным взрывом, основными пострадавшими которого являются последние два-три поколения 20 века.

Лучшие мировые библиотеки увеличивают свое количество книг и сокровищ в 2 раза каждые 14 лет. В начале XIII века библиотека Сорбонны в Париже считалась самой большой в Европе: она содержала 1338 книг.

Ежедневный выпуск газеты "Нью-Йорк Таймс" имеет больше информации, чем средний англичанин 17 века изучал за свою жизнь.

За последние 30 лет произведено больше новой информации, чем за предыдущие пять тысяч лет.

Следовательно, человек возможно чувствует себя ущемленным в развитии, калекой, неспособным полновесно сопоставляться с окружающей его информационной средой.

Вольтер говорил: "Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям"

Это и подтверждается в 21 веке, все меньше и меньше людей читают классические романы 17-19 веков, а некоторые вообще знают о их существовании только из энциклопедий, и кратких пересказов, кинофильмах, статьях в журналах и Интернете. Это вполне ожидаемо, т.к. появилось большое количество информации, которое невозможно изучить человеку за его жизнь. И Эпштейн М.Н. в своей книге говорит, о том, что если бы увеличить среднюю продолжительность жизни человека до тысячи лет, то культура пришла бы в свое нормальное русло, и человеку бы хватило и времени и сил на то, чтобы прочитать никуда не спеша все великие произведения классиков, и изучению различных аспектов отводилось бы больше времени, чем при обычной человеческой жизни.

Если раньше нужно было ездить по миру, чтобы достать определенную книгу, то сейчас даже можно почти не ходить в библиотеку, т.к. все книги умещаются в компьютерной памяти. К примеру по исследованиям проведенным Университетом в Карнеги-Мэллон за все время жизни книгопечатания люди создали более 100 миллионов книг. Почти 28 миллионов из них можно найти в Библиотеке Конгресса.
Обычно, книга в формате DOC в среднем весит до мегабайта. Следовательно, объем всех книг в электронном виде в Библиотеке Конгресса получается близко к 28-терабайт.

Еще подсчитано, что прирост информации, находящийся в Интернете по небольшим подсчетам, составляет по 20 терабайт данных в месяц.

Впечатляющие цифры неправда ли?

И что же будет, если в человеческий мозг за такое короткое время затолкать столько информации, а ведь надо её еще проверить на истинность, ведь если почитать различные сообщения в Интернете по поводу одной проблемы, то почти каждый автор говорит об этой проблеме по разному, или даже противоречит иногда сам себе. Так что же будет с мозгом при такой ситуации, мне кажется он "взорвется", или человек просто "сойдет с ума" от этой всей быстроразвивающейся информации.

Вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда.

Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией - сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке - атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда.

В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире.

В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.

Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру.

Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

Четвертая революция (70-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).

Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об "информационном взрыве", называя так бурный рост потоков и объемов информации.

В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер.

2.5. Возникновение и основные этапы развития информационного общества

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.

Но лучше всего известна теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.

Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.

Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.

Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:

1) компьютерной;

2) телекоммуникационной.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.

На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с созданием

а) волоконно-оптических технологий;

б) спутниковых технологий.

Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.

Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.

Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Например, США - один из признанных лидеров мировой политики, контролирует более 40 % рынка торговли информационными технологиями.

США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных технологий), чем ввозят.

Лидерство в области информатизации США объяснимо: там находится 41 % всех имеющихся в мире компьютеров; 40 % семей там владеют персональными компьютерами, а 20 % - модемами, то есть являются пользователями Интернета.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.