Как изменить тональность минусовки: особенности, способы и рекомендации. Изменение тональности музыкального трека: основные инструменты и принципы их использования

Есть много определений понятия тональность , но понятных я еще не встречал.
Например, википедия говорит, что тональность - это высотное положение мажорного или минорного лада. Вобщем-то, так и есть. Есть мажорная гамма (лад) - набор нот с определенными интервалами между ними. И можно эту гамму начать от любой из 12 нот актавы. От какой начнешь - такая будет тональность. Играем мажорный лад - мажорная тональность. Играем минорный - минорная.
А попроще, общем и целом, тональность - это набор аккордов, которые гармонично звучат друг с другом.
Например, последовательность аккордов Em Am C D звучит гармонично, а последовательность Em Cm# D# C - так себе, херовенько.
Чтобы узнать, в какой тональности песня, нужно посмотреть на ее первый или последний аккорды. Как правило они совпадают. И в большинстве случаев это и есть тональность песни. Например, если песня играется Em Am C D - тональность Em (ми-минор).
Чтобы узнать, как берутся все эти аккорды, посмотрите предыдущие уроки.

Для чего нам менять тональность песни? Для того, чтобы:

  • подогнать песню под голос
  • избежать игры совсем уж бредовых последовательностей, типа Fm A#m C# D#, привести их к нормальному виду
  • вы еще не умеете играть баррэ и хотите перевести песню в ту тональность, в которой его нет

Бывают ситуации, когда песня не подходит под ваш голос. Т.е. она слишком низкая или слишком высокая. В этом случае ее необходимо транспонировать , т.е. перевести в другую тональность , в которой вам будет удобно ее петь.
Ниже на рисунке показаны все ноты в одной актаве. Их 12 штук. Начинается с ноты E - шестая открытая струна, и заканчивается нотой D#. Заодно поучите расположение нот на шестой струне.

Изменять тональность (делать транспонирование ) будем учиться сразу на примере.

Предположим, есть аккорды Em Am C D и они не подходят для вашего голоса. Попробуем транспонировать песню на 5 полутонов вниз. Для этого каждый аккорд транспонируем на 5 полутонов. Буква при аккорде сохраняется, т.е. если был минорный - останется минорный, был мажорный - будет мажорный.
Глядя на схему выше, опускаем Em на 5 полутонов. На 1 полутон - будет D#, на 2 полутона будет D и т.д. На 5 полутонов (ладов) будет Bm.

Точно так же действуем с аккордом Am. На 5 полутонов вниз - получится Em.
C превратится в G, D в А.
Итого, песню из тональности Em c аккордами Em Am C D мы перевели в тональность Bm c аккордами Bm Em G A.

Предположим, что данная тональность нам не подошла под голос. Попробуем другую тональность. Переведем исходные аккорды Em Am C D на 2 полутона (лада) вверх.
Получится F#m Bm D E.
Если опять не подошло, можете попробовать вновь поменять тональность. И так до тех пор, пока не найдете свою.
Практический совет: переводите песню примерно на полактавы, т.е. на 5-7 ладов. далее, если не подходит, то оттуда еще на пару ладов вверх или вниз.

Очень часто в песнях бывают такие аккорды:
Fm A#m C# D#

Это получается из-за того, что некоторые группы настраивают свои гитары на полтона выше или ниже.
Т.е. когда вы видите явно cтрашные аккорды - не пытайтесь их играть. Посмотрите, что будет если транспонировать их на полтона вверх или вниз. В данном случае, если мы опустим песню на 1 лад, то получим простые аккорды Em Am C D

Помимо описанного выше чисто текстового способа изменения тональности, можно транспонировать песни (изменять тональность) вообще не глядя ни на какие схемы и не зная расположения нот на 6 струне. В этом кстати одно из преимуществ гитары над другими инструментами. Можно ничего не зубрить, но все уметь.
Для этого просто возьмите каждый аккорд песни на баррэ и транспонируйте на одинаковое число ладов.
Для примера опять же возьмем наши любимые аккорды Em Am C D (как вы разумеется узнали, это песня группы Кино - Пачка сигарет)

Возьмем каждый аккорд на баррэ и транспонируем, например, на 3 лада вверх. О том, какие аккорды получатся в результате, можно посмотреть в одном из предыдущих уроков.
Получатся аккорды Gm Cm D# F

Для чего еще может понадобиться изменение тональности (транспонирование)?

Например, вы недавно взяли гитару и не умеете играть баррэ.
В этом случае можете перевести песню в тональность Em - в ней баррэ нет. Или например в тональность Am - в ней баррэ только F, и и то не всегда.

Инструкция

Инструментальные версии песен могут встречаться в различных форматах. Чаще всего это аудиофайлы, но есть и немало midi-файлов, которые отличаются от аудио тем, что записан в них не готовый звук, а набор последовательностей для воспроизведения. Если выбранная для аккомпанемента минусовка не соответствует диапазону голоса вокалиста, может возникнуть необходимость в изменении тональности фонограммы. В зависимости от того, используется аудиофайл или midi, подход к изменению тональности будет разным.

Преимущество midi-файла состоит в том, что помимо транспонирования в другую тональность в нем можно поменять всю аранжировку, подбирая нужные инструменты. Для этого нужно открыть midi-файл в программе-секвенсоре, например Steinberg Cubase. Для этого необходимо создать новый проект, а затем импортировать в него midi-файл. Партию, которую нужно транспонировать из одной тональности в другую, достаточно открыть двойным щелчком мыши.

После этого необходимо выделить фрагмент, тональность которого нужно повысить или понизить, а затем перетянуть его вдоль клавиатуры , изображенной слева, вниз или вверх на нужное количество полутонов. Так надо поступить со всеми мелодическими и ритмическими партиями, кроме ударных. Далее можно поменять желаемым образом аранжировку, используя vst-инструменты, и экспортировать аранжировку в аудиофайл или midi.

В случае, если минусовка – это аудиофайл, поменять тональность еще легче. Достаточно открыть файл в аудиоредакторе, например Adobe Audition, выделить редактируемую область и кликнуть мышкой по пункту меню Effects. В появившемся меню нужно выбрать Time and Pitch и кликнуть по пункту Stretch (process). Появится окно Stretch. В левом нижнем углу окна необходимо установить флажок на строчке Pitch Shift (preserves tempo). Теперь во вкладке Constant Stretch достаточно выбрать, на какое количество полутонов понизить фонограмму. Кнопкой Preview можно прослушать результат. Когда тональность станет подходящей, надо нажать OK и сохранить файл.

Обратите внимание

При работе с мультитрековой минусовкой транспонируйте все партии на одинаковые интервалы.

Полезный совет

Если приходится выбирать между студийной минусовкой с неподходящей для вокалиста тональностью и сделанной в секвенсоре минусовкой подходящей тональности, выбирайте первую. Качество звука будет выше, а затраты времени и труда минимальными.

Источники:

  • как поменять тональность

Тональность в музыкальной терминологии означает высотное положение лада. Ее определяют основной тон гаммы (высота) и ключевые знаки (наклонение или лад). В ряде случаев при переложении произведения на определенный состав приходится менять тональность для удобства исполнения. Это занятие требует большого внимания и изрядного количества времени. Изменение тональности называется транспортом или транспонированием.

Инструкция

Если ноты написаны , то под каждой из них напишите , обозначающую ступени в оригинальной тональности. Затем на чистом листе выпишите все те же в том же порядке. Выставьте ключевые знаки новой тональности и пропишите по схеме ступени, соответствующие ей.

Видео по теме

Работа с музыкой и музыкальными треками – интересное и непростое занятие, и сегодня работа специалистов, имеющих навыки работы в звуковых редакторах, ценится довольно высоко. Редактировать различные музыкальные композиции можно по-разному, добиваясь разных результатов, и в некоторых случаях редактировать трек необходимо для того чтобы изменить его – например, для использования трека в караоке. Есть способы, позволяющие понизить или повысить тональность песни с минимальными потерями в качестве.

Инструкция

Для повышения тональности воспользуйтесь плагинами Waves Transform Bundle для . Для того чтобы плагин для изменения тональности работал корректно, установите программу Wavelab. Следуйте программы установки, а затем перезагрузите компьютер и если нужно, русифицируйте программу.

Откройте WaveLab и загрузите звуковой файл, который вы хотите преобразовать. Запустите плагин Sound Shifter и активируйте его, а затем начинайте работать над изменением тональности. Если вы хотите тональность композиции на один целый тон, введите плагина «2», а если нужно понизить тональность – введите «-2».

Для повышения тональности на два тона введите значение «4». Одна единица плагина равна одному полутону. Также в плагине присутствуют сотые доли тона, или центы – вы можете использовать их, если хотите наиболее точную и аккуратную настройку трека в нужной тональности.

Когда тональность будет изменена, примените изменения и прослушайте трек, нажав кнопку Play. Сравните полученный звуковой файл с исходным, нажав кнопку Bypass. Кроме того, вы можете подходящий режим для тех или иных типов звуковых файлов в разделе Mode – вам предлагаются режимы Sync, Smooth, Transient и Punchy.

Применяйте их к файлу и смотрите, какой режим подходит к вашему наилучшим образом, не снижая его качество. Подтвердите обработку трека, нажав ОК, а затем сохраните файл в формате MP3.

Видео по теме

Изменить тональность , или транспонировать мелодию, бывает необходимо, если оригинальное произведение написано для инструмента, скажем, с высоким голосом, а переложение делается для инструмента со средним или низким диапазоном. Возможность транспорта обусловлена тем, что лад, вне зависимости от тональности, имеет одно и то же интервальное наполнение. Иными словами, расстояние между нотами ля-мажорного трезвучия будет совпадать с расстоянием между нотами до-мажорного, хотя по высоте, конечно, они будут различаться.

Инструкция

Под каждым напишите ступень, которую нота занимает в ладу. К примеру, если в ми-миноре, под нотой соль цифра три, под нотой си – цифра пять. Ноты со знаками повышения или понижения (за исключением знаков при ключе) отметьте как со знаками диеза, бемоля и бекара (три-диез, четыре-бемоль, и так далее).

Над ступеней пропишите ноты, которые занимают ступень в новой тональности. Например, в до-миноре третья ступень – ми-бемоль, пятая – соль. Все ступени с повышениями и понижениями отметьте соответствующими знаками (если седьмая ступень в ми-миноре повышалась знаком диеза, то в до-миноре повысится знаком бекара).

Многие из нас любят петь, предпочитая исполнять любимые песни под фонограмму с вырезанной вокальной партией, называемую в народе минусовкой. Но иногда тональность, в которой записана композиция, для голоса не подходит. В этом случае необходимо произвести изменение тональности трека. Однако не все так просто. Даже профессиональные программы могут не дать желаемого результата. Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы получить максимально качественное звучание.

Изменение тональности: немного теории

В общем случае даже при использовании программного обеспечения соответствующего уровня изменить тональность без ущерба для качества звучания композиции можно не в таком уж и широком диапазоне.

Максимум это составит несколько полутонов. В противном случае трек будет звучать неестественно. Не забывайте, ведь изменение тональности касается всех звучащих инструментов. Ладно, если это какие-то мелодические партии, а вот с ударными дело обстоит гораздо хуже, ведь повышение или понижение основного тона и приведет к той самой неестественности. Также стоит учитывать, что изменению подвергнутся и все обертоны, а также пост-эффекты (например, при установленной задержке или при наличии ревербератора).

Изменение тональности минусовки: что использовать в общем случае

Сам же процесс изменения основного тона состоит в использовании специальных плагинов, называемых питч-шифтерами (от английского Pitch Shifter).

При этом можно не только произвести изменение тональности в заданном темпе, но и поменять скорость звучания или объединить оба инструмента. Опять же, изменение темпа тоже производится в весьма ограниченном диапазоне.

Лучшие программы для редактирования аудио и принципы работы с ними

Итак, приступаем к практической части. В самом простом случае нам понадобится сам трек (желательно имеющий формат WAV, а не сжатый MP3) и любая программа для изменения тональности или приложение, имеющее такой плагин в своем арсенале. Лучше, конечно, использовать профессиональные и полупрофессиональные аудиоредакторы (в них инструмент Pitch Shift является встроенным).

Среди программных пакетов, позволяющих произвести изменение тональности любого трека быстро и качественно, стоит отметить следующие:

  • Steinberg WaveLab;
  • Sony Sound Forge;
  • Adobe Audition (бывший пакет Cool Edit Pro);
  • ACID Pro;
  • Audacity;
  • Prosoniq Time Factory;
  • Acoustica Mixcraft;
  • Cockos Reaper;
  • Logic Pro X;
  • Avid Pro Tools и др.

Четыре последние программы больше используется для профессиональной записи в студиях и сведения, однако инструменты для редактирования основного тона тоже имеют.

Изменение тональности любого трека и в любой программе происходит по одному и тому же принципу: сначала выделяется весь трек или его часть, для которой нужно поменять высоту основного тона, затем из списка выбирается плагин Pitch Shift, в поле триггера устанавливается количество полутонов или процентное отношение относительно искомой тональности вверх или вниз, после чего активируется процесс изменения. Затем новый трек можно прослушать и сохранить.

Что использовать?

Если дать несколько дельных советов напоследок, стоит отметить, что новичкам за профессиональные программы сразу браться не стоит. На начальном этапе освоения таких процессов прекрасно подойдет приложение Prosoniq Time Factory, поскольку оно является наиболее простым из всех вышепредставленных. Если же речь идет в первую очередь о качестве звучания, тут без профессиональных утилит не обойтись.

Однако даже профессионалы иногда для быстрой установки смещения тона используют такие утилиты, как Amazing Slow Downer. Кроме того, если человек не обладает достаточными знаниями в области обработки аудио, можно обратиться и к множеству онлайн-ресурсов, на которые нужно просто загрузить свой трек, выбрать желаемые настройки, дождаться окончания процесса преобразования, а затем загрузить обработанный материал на свой компьютер.

Как видим, ничего особо сложного нет. Однако следует помнить о том, что было сказано вначале. Повышать или понижать тон не рекомендуется в диапазоне более 2-2,5 полутонов, поскольку при его превышении композиция слишком явно потеряет в качестве и естественности звучания. То же самое относится к темпу. Его изменять можно в пределах до 10 bpm (ударов в минуту). Если два этих инструмента используются параллельно, диапазон возможных настроек существенно уменьшается.

Дмитрий Низяев

Само собой разумеется, нам не было бы интереса учиться различать разные степени родства тональностей только ради академического кругозора. Гораздо интереснее применять сочетания разных тоник в Вашей музыке, заставить их взаимодействовать, согласны? То есть, менять тональность внутри одной пьесы. Давайте сегодня попробуем методично и последовательно построить переход в новую тональность, и вообще, познакомимся с этим явлением изнутри.

Здесь мы снова сталкиваемся с явлением "перекрытия терминов" из разных областей, и причина такого события на этот раз в слове "модуляция". Почти все вы знаете его смысл в радиотехнике, акустике - словом, в науках о волновых явлениях. В гармонии же этим словом обозначается переход в новую тональность - признаться, я и сам не знаю происхождения такого термина. Но Бог с ним, с происхождением, лучше займемся музыкой! Если быть точным, понятие "перехода в новую тональность" имеет в гармонии два наименования. "Модуляция" - это окончательная и бесповоротная смена тоники, то есть, процесс, имеющий подготовительную фазу, собственно переход и - главное - закрепление новой тональности, ее утверждение с тем, чтобы дальнейшая музыка развивалась (возможно, даже до самого конца) уже в ней. Другой термин - "отклонение" - означает лишь временный переход, без закрепления, порой даже лишь намек на новую тонику, не доходящий до ее разрешения. В этом случае дальнейшее развитие музыкального сюжета в полученной тональности не остается, а либо возвращается в прежнюю, либо готовит новую. Словом - на достигнутом не останавливается. Несмотря на разницу в отношении к новой тональности, Вы понимаете, что и отклонение, и модуляция - суть одно и то же явление.

Перейти к новой тонике можно многими путями. Собственно, как Вам угодно. Но в рамках классической школы, с ее аккуратным и логичным отношением к слушателю, годится не всякий способ. Можно ведь просто взять тоническое трезвучие одной тональности, и сразу же - другую тонику. Никто Вам этого не запретит. Но попробуйте-ка сочинить песенку с такими вот прямыми "склейками" тональностей - и Ваш слушатель в большинстве случаев просто поморщится. Казалось бы, а что такого? Ему же все равно, в какой тональности песня, скажем, начиналась. Так какая ему разница, в какой начнется второй куплет? Думаю, что Вы и сами легко ответите на это. В начале песни слушатель еще не настроен , а к началу второго куплета - совсем напротив. Понятие "настройки" ушей и головы в тональности Вам уже знакомо, если Вы брали на себя труд проделать несколько упражнений (см. урок №10 "Тренинг"). И когда звучат первые аккорды песни, Вы испытываете несколько мгновений дискомфорта, пока Ваше музыкальное "Я" не выделит для себя устойчивые звуки и не выловит из воздуха метрическую сетку песни. Прислушайтесь к своим ощущениям. Этот дискомфорт мы испытываем десятки, если не сотни раз в день, поэтому не замечаем его. Вернее, мы понимаем его неизбежность, "нормальность" в первые мгновения знакомства с музыкой. Но к появлению этого неприятного чувства прямо посреди песни мы совершенно не готовы. Понимаете? Слушатель, затративший толику труда на свою настройку в начале музыки, имеет полное право не напрягаться больше, пока не придет время для другой музыки. Вот поэтому, если Вы намерены бережно относиться к его чувствам (а это - Ваш долг, если уж Вы беретесь писать музыку), то любую перемену - темпа, ритма, громкости, тональности - должны подготавливать так, чтобы у слушателя было время понять происходящее, и были логические "зацепки", помогающие связать и объяснить в подсознании эти перемены. Если слушатель настроился в прежней тональности, то вводить новую необходимо логично, предоставляя ему необходимый минимум аккордов, тяготений, да и просто времени, для новой настройки.

Ближе к делу! В классической школе существует три методики модуляции, и мы со всеми познакомимся своим чередом. Первый и основной способ можно назвать модуляцией с общим знаме… ой, аккордом. Принцип простой: находится любое трезвучие, имеющее смысл в обеих тональностях, и используется в качестве "клея". Здесь подразумевается, что выбирать трезвучия можно только из диатонических, то есть, состоящих из чистых, не альтерированных, ступеней. Альтерации, конечно, не запрещены, но Вы должны сознавать, что чем сложнее трезвучие объясняется в тональности, тем труднее Ваша модуляция будет восприниматься на слух. А ведь наша первая задача - как раз наивозможно облегчить восприятие слушателю.

Между тональностями первой степени родства (а мы пока что знаем только эту степень) обычно можно обнаружить сразу несколько трезвучий, отвечающих условию. Попробуем сразу это увидеть. Берем список всех диатонических трезвучий до-мажора, и сравниваем с аналогичным же списком для ре-минора (позвольте мне использовать латинские обозначения для краткости. Вам уже давно пора их знать назубок!. Условимся обозначать мажорные трезвучия прописными буквами, в минорные - строчными, хорошо?):

Рассмотрев эту табличку, видим, что общими для обеих тональностей здесь служат трезвучия ре-минора, фа-мажора, ля-минора и до-мажора. Естественно, что сами тонические трезвучия тоже попали в это число - ведь данная степень родства именно и основана на родстве тонических трезвучий. А так - два трезвучия обнаружились. И такие два трезвучия Вы найдете во ВСЕХ парах тональностей, лежащих в соседних ячейках квинтового круга. Убедитесь сами:

Снова, помимо собственно тоник (си-минор и ми-минор), общими оказались два трезвучия: ре-мажор и соль-мажор. Как находить общие трезвучия - понятно? Кстати, можете опять вырезать бумажные кружки, как в прошлой нашей встрече, рисовать стрелки по этим самым общим трезвучиям, и вертеть в квинтовом круге, как заблагорассудится - всегда железно будут показаны нужные трезвучия.

Пойдем дальше. Какое из найденных четырех трезвучий избрать для модуляции и как все это организовать? Первый вопрос решается, исходя из Вашего вкуса или аккордовой ситуации в музыке. В принципе, любое из этих трезвучий без проблем соединит две тональности, но их окраска может по-разному подойти под настроение музыки, так что - на Ваш вкус. А чтобы организовать процесс, давайте проделаем как бы "штатный" набор действий.

Нужен сначала показ исходной тональности. Для этого нужно просто дать аудитории услышать систему тяготений, то есть, тонику, доминанту, несколько случаев разрешения неустойчивых звуков в их "родные" устойчивые. Собственно, специально этого сочинять не нужно, так как эту работу сделает тот первый куплет, та часть музыки, которая предшествует модуляции. Ну, чтобы не быть голословными, давайте наскоро слепим короткое аккордовое предложение, которое продемонстрирует тональность со всех сторон. А во втором предложении будем модулировать. Начнем, например, так:


Послушать

Ну, пусть это звучит слишком "дубово", когда Вы будете использовать методику в своей музыке, Вы инструментуете и разукрасите все это. Это - звучащая схема, скелет гармонии. Быстренько пробежимся по нему глазами и зафиксируем его аккорды - лишняя практика тоже не помешает: сначала тонический секстаккорд, затем субдоминанта с задержением перед терцовым тоном. Дальше - септаккорд II-й ступени (гармонический - ля-бемоль сверху), доминантовое трезвучие, переходящее в секундаккорд (фа в басу). Второй такт: секстаккорд тоники, квинтсекст II-й ступени и движением восьмушек - квинтсекст двойной доминанты на II-й ступени (да еще с повышенной примой - ре-диез вверху), затем кадансовый квартсекстаккорд и доминанта. Все, с разрешением этой доминанты в тонику в начале следующего такта и начнется наша модуляция.

Куда смодулируем для начала? Ну, давайте сначала попроще - в фа-мажор. Это - одна из главных ступеней в тональности "до", и прозвучит легче всего. Какие трезвучия будут общими для обеих тональностей? Строим в голове табличку, получаем: ре-минор, фа-мажор, ля-минор и до-мажор. Как выбрать из них? Ну, настроения в нашей "музыке" нет пока никакого, наш вкус молчит, поскольку сравнить не с чем. Тогда прибегнем к логике: у нас соединяются два мажора, следовательно в качестве связующего звена разумнее взять минор - чтобы побогаче раскрасить картину. Теперь выбрать из ре-минора и ля-минора: тут я бы посоветовал использовать, если возможно, аккорд из субдоминантовой группы по отношению к тональности назначения, потому что сразу после модуляции нужно будет построить каденцию, которая закрепит новую тональность. А каденцию удобнее всего начинать с какой-нибудь субдоминанты, тогда мы сможем показать все основные функции тональности, каденция выйдет полной. Вот такие соображения: минор, субдоминанта для конечной тональности. Из подходящих нам трезвучий остается только одно - ре-минор; для конечной тональности это VI ступень, слабая субдоминанта. Получается следующий план: где-то после тоники до-мажора, которая начнет вторую фразу, нужно будет взять ре-минорное трезвучие (или септаккорд, кстати; разница для модуляции не принципиальная). Этот аккорд будет общим: для до-мажора это II-я ступень, а для фа-мажора - VI-я. И вот, дойдя в до-мажоре до этого аккорда, мы мысленно, в секрете от слушателя, начинаем считать аккорд уже VI-й ступенью и дальше пишем музыку просто в фа-мажоре. Музыка у нас маленькая - чем короче, тем лучше - поэтому достаточно только показать новую тональность. Для этого нужно создать заключительную каденцию, в которой прозвучат все три функции: субдоминанта (уже есть), доминанта и тоника. Пишем теперь ноты. Я не буду подробно описывать, как эти ноты лучше расположить, какие обращения аккордов выбирать - все эти принципы мы уже рассмотрели раньше. Просто как бы решаем задачку по гармонии, благо, план есть.

Предположим, что Вы озаботились это проделать сами и у Вас есть свой вариант. А я покажу свой, сравните их на слух и глазами:


Послушать

Здесь на картинке только два такта собственно модуляции, а прослушиваются - все четыре. Итак, посмотрим. Последняя доминанта первой фразы разрешилась в тонику, видно? Чтобы наивозможно смягчить движение, я не стал вводить минорное созвучие на слабой доле такта, поэтому вторым стоит опять до-мажор (в виде секстаккорда). На третьей доле такта (это уже не слабая, а относительно сильная доля) - "гвоздь программы" - септаккорд II-й ступени, вполне нормальный аккорд в до-мажоре, не так ли? Теперь я в уме пишу надпись "II7=VI7 " и настраиваю сам себя в тональности фа-мажор. То есть, переключение происходит во время звучания аккорда, слушатель еще не догадывается об этом . Теперь начинается каденция. Первый ее аккорд уже написан, это самая слабая субдоминанта тональности. Где-то дальше нужно будет поставить кадансовый квартсекстаккорд - мы уже знаем, что он придает каденции хорошую долю утвердительности. Поэтому его всегда ставят на сильной доле такта. Вот, в начале последнего такта я и нарисовал кадансовый, видите - фа-мажорный тонический квартсекстаккорд? Потом, следуя "принципу усиления", я заполнил пустоту перед этим кадансовым аккордом еще одной субдоминантой, на этот раз, сильной. Присмотритесь, в четвертую долю, на фоне тянущейся ноты "ре" в басу, получается (уже соображаем в фа-мажоре) терцквартаккорд II-й ступени. А в последнюю восьмушку такта он еще альтерируется (пониженная квинта плюс повышенная терция), и тем самым еще больше усиливает тяготение. После этого кадансовый аккорд звучит как благо, как подарок. И именно в этот момент наш "секрет" раскрывается - только теперь слушатель понимает, что последние несколько мгновений музыка уже была не в до-мажоре. До слушателя факт модуляции "доходит" уже после того, как она произошла , поэтому он не испытывает шока, понимаете? Ну, и после кадансового - самая что ни на есть нормальная доминанта и самая заурядная тоника - тут Вы уже без труда все видите, я уверен.

Итак, понятен ли принцип? Повторю, чтобы Вы проверили свои выводы:
- для создания модуляции данного типа необходим общий для обеих тональностей аккорд (он так и называется - "модулирующим"). Первая степень родства предлагает на эту роль целых четыре аккорда.
- Требуется предварительный показ исходной тональности, включающий несколько случаев разрешения неустойчивых звуков. Эта первая часть, включая сам модулирующий аккорд, развивается обычным образом, ничем не выдавая Ваши намерения.
- Собственно модуляция представляет собой мысленное приравнивание узлового аккорда в "системе координат" новой тональности, то есть, ничем, кроме Вашего выражения лица, не проявляется для слушателя.
- Заключительная часть представляет собой показ новой тональности (по тем же принципам, что и в старой тональности). Началом ее служит модулирующий аккорд, окончанием - ближайшая тоническая каденция.

Для Вас модуляция заключается в мысленном приравнении модулирующего аккорда, а с точки зрения слушателя, самое интересное происходит чуть позже, когда этот аккорд разрешается в устойчивое созвучие новой тональности и тем самым обнаруживает Ваш замысел.

Послушайте и просмотрите еще несколько примеров перехода в разные тональности первой степени из до-мажора. Снова отмечу: в нотах показаны только сами переходы и каденции, а звучит все построение целиком.

До-мажор - ми-минор


Послушать

Общим аккордом служит здесь ля-минорный септаккорд, VI-ступень (помечен красным). Он приравнивается к септаккорду VI-й ступени в ми-миноре. После него Вы видите пример внутрифункциональной замены: II-я ступень превращается в двойную доминанту. Особенность гармонизации: задержание в заключительной доминанте по мелодическому звукоряду (ноты до-диез и ре-диез).

До-мажор - соль-мажор


Послушать

Тот же модулирующий аккорд, и такая же подготовка его, но теперь он приравнивается в септаккорду II-й ступени. Особенность гармонизации - в каденции доминанта с высокой квинтой и затем с секстой.

Пару слов о другом виде смены тональности - об отклонениях. Напомню, это - та же модуляция, только новая тональность не закрепляется, вместо этого немедленно начинается другой переход - обратно, или еще дальше. Отклонения Вы можете вставлять в музыку в любой момент. Как крайность: каждый следующий аккорд в музыке может быть подан в виде отклонения. Для примера, посмотрите еще одну модуляцию в первую степень родства:

из до-мажора в ре-минор


Послушать

Давайте еще разок напряжемся и отследим события, хорошо? Здесь я переделал первое предложение, поэтому в картинке показано все построение целиком. Итак, первый такт ничего особенного нам не дает, разве что можно увидеть случай дезальтерации: двойная доминанта вырождается в секундаккорд II-й ступени.

А вот второй такт содержит сразу два быстрых перехода (поэтому отмечены сразу два модулирующих аккорда). Во-первых, секундаккорд до-мажорной тоники выступает как доминантовый для тональности фа-мажор. Он сразу же разрешается в свой тонический секстаккорд (второе созвучие в такте). И этот секстаккорд тут же, немедленно, тоже приравнивается к субдоминантовому - снова в до-мажоре. Таким образом, мы имеем типичное отклонение в тональность фа-мажор, после которого нет никакого закрепления, а происходит быстрый возврат в исходную тональность. И причиной всей этой круговерти оказалась всего одна-единственная нота - си-бемоль в басу, видите? Не будь его - вторым аккордом в этом такте прозвучала бы обычная субдоминанта до-мажора. А вот си-бемоль - звук, не входящий в до-мажорную диатонику - сразу привносит в звучание неустойчивость, тяготение именно фа-мажорной сферы. Таким вот способом, внося в свои аккорды дополнительное тяготение, Вы можете буквально каждое движение в музыке превратить в путешествие по новым тональностям!

Дальше все идет по знакомому нам алгоритму. Модулирующим аккордом служит сама же тоника до-мажора (красные ноты в третьем такте). Она приравнивается к неальтерированной VII-й ступени ре-минора. Потом берется она же, но уже альтерированная (нотки "до-диез" и "си-бемоль", которые уже относятся к новому звукоряду и своими тяготениями перестраивают слушателя в ре-минор), да еще в виде септаккорда. Затем аккорд разрешается в новую тонику и следует заключительная каденция. Снова маленькая особенность: перед кадансовым аккордом звучит внутрифункциональная замена двойной доминанты, смотрите на обозначения в нотах.

Тема, согласен, довольно трудная. Нужно напряженно всматриваться и вслушиваться. Но никакая другая тема не даст Вашей музыке такого количества красок и такой гибкости. Многие из тех, кого я знаю, освоившись в теме модуляций, восприняли это как умную и красивую игру, гимнастику ума, вроде шахмат; и потом на многие годы увлеклись такой вот звучащей архитектурой или конструированием, получая удовольствие от самого процесса работы мозга. А уж насколько это расширяет возможности при сочинении музыки - не с чем и сравнить! Милости просим, используйте это сразу же в Ваших музыкальных работах. Они станут много интереснее и свежее, обещаю!

При любительской или профессиональной работе с музыкой нам может понадобиться замедлить скорость какой-либо музыкальной композиции. Это может быть необходимо в связи с улучшением слуховых характеристик трека, нормализации звучания или различными целями аудиомонтажа, который выполняется пользователем. Для выполнения данных задач нет необходимости скачивать на ПК какой-либо профессиональный редактор. Будет достаточно воспользоваться функционалом сетевых сервисов, работающих онлайн и совершенно бесплатно. В данном материале я перечислю сервисы для замедления песни в режиме онлайн, а также поясню, как пользоваться их опционалом.

В большинстве случаев сервисы снижения скорости воспроизведения имеют бесплатный характер и упрощённый интерфейс, позволяя замедлить трек онлайн всего за пару нажатий. Весь процесс загрузки и обработки трека занимает около минуты, позволяя получить на выходе файл выбранного формата (обычно mp3) c нужной скоростью воспроизведения.

Работа с такими сайтами обычно строится по стандартному клише. Пользователь переходит на сайт, загружает на него музыкальный файл, определяется с нужной скоростью композиции и другими параметрами. Затем запускается процесс обработки файла (обычно длится пару секунд), после чего результат загружается на PC.

Русскоязычные сайты имеют преимущественно бесплатный характер. Англоязычные же аналоги примерно в равных долях делятся на платные и бесплатные альтернативы.

Давайте пристальнее рассмотрим список сетевых сервисов, позволяющих замедлить скорость необходимой музыки онлайн.

Audiotrimmer.com – инструмент по изменению скорости аудиофайла

На этом сайте размещён различный инструментарий для модификации аудио, включая mp3-конвертер, аудио-реверс, изменение темпа аудиофайла и его обрезки. Имеется там и необходимый нам инструмент для замедления песню онлайн, позволяющих замедлить скорость композиции за несколько кликов. Максимальный объём аудиофайлов ограничен 20 мегабайтами, поддерживается большинство популярных форматов (mp3, flac, wav, m4a, m4r и др.).


Vocalremover.ru – русскоязычный ресурс для замедления музыки

Данный ресурс обладает довольно обширным функционалом, включая караоке, диктофон, обрезку вокала, тюнер для гитары и других полезности. Размещён на сайте Vocalremover.ru и инструмент, позволяющий замедлять скорость аудиокомпозиции онлайн в необходимом нам ключе.


Ruminus.ru – регулировка темпа и тональности мелодии

На данном сайте размещена огромная база минусовок онлайн, доступных в хорошем качестве и совершенно бесплатно. Вдобавок на Ruminus.ru имеются несколько служебных инструментов, позволяющих удалить вокал из песни, и изменить темп и тональность выбранной композиции.


Conversion-tool.com – англоязычный инструмент для конверсии музыки

Среди англоязычных альтернатив, позволяющих выполнить замедление композиции, хорошие отзывы имеет conversion-tool.com. Основное предназначение последнего – это конвертирование различных типов файлов, включая конвертацию документов, HTML-файлов и других аналогов. Имеется на данном сайте и инструментарий для замедления скорости аудиокомпозиций, который мы задействуем.


29a.ch – графический инструментарий для изменения скорости онлайн

Созданный Jonas Wagner англоязычный сайт 29a.ch по своему внешнему виду напоминает добротный музыкальный плеер, с возможностью изменения характеристик выбранной аудиокомпозиции (закольцевание, изменения скорости и тона). Сервис имеет удобный бесплатный графический интерфейс, и может быть рекомендован всем желающим поменять скорость музыки онлайн.