Техника безопасности работы с компьютером для детей. Правила работы за компьютером для детей

Трудовой кодекс обязывает работодателей обеспечить безопасные условия и охрану труда работников на каждом рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Посмотрим, каковы требования техники безопасности при работе за компьютером и в целом правила работы за компьютером.

Техника безопасности при работе с ПК

Важно, что к работе на персональном компьютере допускаются лишь те работники, которые прошли обучение безопасным методам труда, вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте (п. 1.1 Типовой инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01 ). Объясняется это тем, что при эксплуатации компьютера на человека воздействует электромагнитное излучение, статистическое электричество, он работает в среде с пониженной ионизацией воздуха, долго находится в одном физическом положении. Кроме того, происходит перенапряжение зрительных анализаторов человека (п. 1.2 ТОИ Р-45-084-01 ).

Требования к организации рабочего места при работе за компьютером

Техника безопасности за компьютером вводит определенные требования к организации рабочих мест с компьютерами (пп. 1.4-1.6 ТОИ Р-45-084-01 ). Рабочие места с компьютерами должны размещаться так, чтобы между боковыми поверхностями мониторов было не менее 1,2 м, а расстояние между экраном и тылом двух мониторов было не менее 2,0 м. Монитор надо размещать так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Оконные проемы в помещениях с компьютерами должны быть оборудованы жалюзи, занавесками и прочими средствами защиты от яркого естественного света.

Правила безопасности при работе с компьютером

Инструкция устанавливается требования безопасности перед началом работы (разд. 2 ТОИ Р-45-084-01 ), а также непосредственно правила работы за компьютером (разд. 3 ТОИ Р-45-084-01 ). В частности, работникам запрещено при включенном компьютере прикасаться к задней панели системного блока или переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств.

С целью охраны здоровья работников запрещено непрерывно работать с компьютером более 2-х часов (п. 3.2 ТОИ Р-45-084-01 ). В принципе работникам, работающим за компьютером, положены регламентированные перерывы в течение рабочего дня, которые входят в рабочее время. Подробно мы рассказали об этом .

Иные правила работы за компьютером

Еще один документ, регулирующий требования безопасности при работе с ПК - это СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 , утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 03.06.2003 N 118. Этот документ устанавливает:

  • требования к компьютерам;
  • требования к помещениям для работы на компьютере;
  • требования к микроклимату на рабочих местах с компьютером;
  • требования к уровню шума и вибрации, освещению на рабочих местах с компьютером и т.д.

Выполнение требований указанного СанПиН возложено в том числе на работодателей, осуществляющих эксплуатацию персональных компьютеров (

МОУ «Центр дополнительного образования детей» Гусь-Хрустального района

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Председатель первичной директор____________ Т.П.Жигалева

Профсоюзной организации

« »___________200 года « »___________200 года

Инструкция №9

по технике безопасности детей и подростков

на занятиях объединения технического творчества при работе с компьютером и копировально-множительной техникой

1. Общие правила безопасности

1.1. К работе за компьютером и копировально-множительную техникой допускаются воспитанники, которые знакомы с техникой безопасности.

1.2. В кабинет информатики входить только в сменной обуви, чистой, сухой одежде.

Спокойно заходить в кабинет и занять свое место за партой (столом).

1.3. Начинать и заканчивать работу за компьютером

1.4. Соблюдайте чистоту и порядок.

1.5. На перемене находиться в кабинете запрещено, необходимо спокойно выйти из кабинета на перемену. Дежурные по классу обязаны:


  • (с антистатиком);
  • выносить мусор из кабинета.

1.6 . Бережно относиться к имуществу и технике.

1.7. В кабинете информатики запрещается:

  • трогать соединительные провода, электрические розетки;
  • самим устранять любые неисправности в работе аппаратуры;
  • класть вещи на аппаратуру;

2.Требования безопасности перед началом занятий

  1. Все дети и подростки, посещающие занятия объединения обязаны прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.
  2. Проверить место для занятий, компьютер, аппаратуру. Постоянно держать их в исправном состоянии.
  3. Проверить достаточность освещения.
  4. Перед включением компьютера, техники, аппаратуры проверить визуально исправность шнуров, электророзеток. Обо всех неисправностях сообщать педагогу.

3. Техника безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания педагога.

3.2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора - 60-70 см.

3.3 За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

3.4. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

3.5. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

3.6. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.

4. Требования безопасности при аварийных ситуациях

4.1.При появлении дыма, запаха гари или при пожаре:

  • немедленно прекратите работу;
  • нажмите любую аварийную клавишу, находящуюся на стене возле каждого компьютера;
  • сообщите преподавателю;
  • соблюдайте спокойствие;
  • согласно плану эвакуации покиньте помещение;

4.2 . При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки), оценить ситуацию и в случае необходимости организовать эвакуацию из помещения.

4.3. Если произошел несчастный случай или при недомогании следует прекратить занятие, сообщить педагогу о случившемся, который должен решить вопрос о дальнейших действиях, сохранить обстановку места происшествия (если это не угрожает здоровью и окружающим).

4.4. При затоплении помещения, при возникновении пожара сообщить педагогу, который должен отключить подачу электроэнергии на щитке, провести эвакуацию.

Правила поведения учащихся в компьютерном классе

  1. В кабинет информатики входите только в сменной
    обуви, чистой, сухой одежде.
  2. Спокойно заходите в кабинет и занимайте свое ме
    сто за партой.
  3. К работе за компьютером допускаются учащиеся,
    которые знакомы с техникой безопасности.
  4. только по указанию преподавателя.
  5. Вы отвечаете за состояние рабочего места и со
    хранность размещенного на нем оборудования.
  6. Соблюдайте чистоту и порядок.
  7. Спокойно выходите из кабинета на перемену.
  8. На перемене находиться в классе запрещено.
  9. Дежурные по классу обязаны:
  • после каждого урока проветривать кабинет;
  • ежедневно делать влажную уборку кабинета
    (с антистатиком);
  • выносить мусор из кабинета.

Инструкция по технике безопасности в компьютерном классе

  1. Начинайте и заканчивайте работу за компьютером
    только по указанию преподавателя.
  2. Будьте внимательны, дисциплинированны, осто
    рожны, точно выполняйте указания учителя.
  3. Соблюдайте расстояние до экрана монитора -
    60-70 см.
  4. В кабинете информатики запрещается:
  • трогать соединительные провода, электриче
    ские розетки;
  • прикасаться к тыльной стороне всех устройств;
  • включать и выключать электрический щит;
  • самим устранять любые неисправности в рабо
    те аппаратуры;
  • класть вещи на аппаратуру;
  • работать вдвоем за одним компьютером.

5) При появлении дыма, запаха гари:

  • немедленно прекратите работу;
  • нажмите любую аварийную клавишу, находя
    щуюся на стене возле каждого компьютера;
  • сообщите преподавателю.

6) При пожаре:

  • соблюдайте спокойствие;
  • отключите электрический щит;
  • покиньте помещение;
  • позвоните по телефону 01.

С правилами поведения и инструкцией по технике безопасности в компьютерном классе ознакомлен(а)

ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Во время работы следует быть предельно внимательным.

Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:

  • Входите в компьютерный класс спокойно, не торо
    пясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и
    только с разрешения преподавателя.
  • Не включайте и не выключайте компьютеры без раз
    решения преподавателя.
  • Не трогайте питающие провода и разъемы соедини
    тельных кабелей.
  • Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
  • Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
  • Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят по
    сетители.
  • Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправно
    сти в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в ра
    боте компьютера немедленно прекратите работу и
    сообщите об этом преподавателю.
  • Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
    легко нажимайте на клавиши, не допуская резких уда
    ров и не задерживая клавиши в нажатом положении.

ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.

Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:

Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.


Ключевые понятия: персональный компьютер, глобальная вычислительная сеть Интернет, угроза безопасности, информационная безопасность, программа – фильтр,культура безопасности, политика информационной безопасности, здоровьесберегающая технология.

Цели и задачи : обеспечить охрану здоровья ребенка при работе с компьютером, обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет, привлечь родителей к решению данных проблем.

Результаты : организация оптимального режима работы детей при работе с компьютером, соблюдение санитарно - гигиенических норм учащимися при работе с компьютером, обеспечение доступа только к образовательным ресурсам Интернет во время урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышение уровня информационной культуры учащихся и учителей.

Критерии оценивания результатов:

  • наличие уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами;
  • режимы работы кабинетов с установленными компьютерами;
  • количество детей, прошедших инструктаж по информационной безопасности при работе в Интернет;
  • количество родителей учащихся, осведомленных о проблемах информационной безопасности детей в Интернет;
  • наличие общественного Совета за соблюдением доступа детей к образовательным ресурсам Интернет;
  • количество компьютеров, подключенных к Интернет, с установленными программами-фильтрами.

На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Многообразие источников и видов информации не должна стать препятствием для развития конкретного ученика, а, наоборот, благодатной почвой для развития информационной компетентности.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте – дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. Да и современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. А ведь в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.

Благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:

  1. Увеличивается активностьучащихся на уроке.
  2. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.
  3. Экономится время и предоставляется возможность решения большего числа задач.
  4. При проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со второго класса. Компьютер и Интернет, как всякие сложные технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут нанести серьезный вред ребенку. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. При современном уровне развития техники вредными для детей и, вообще, пользователей любых возрастов, являются скорее не излучения, а умственное и нервное переутомление.

Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых "Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать", вышедшей в издательстве "София": «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен".

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: работу по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка можно разделить на две составляющие:

  1. соблюдение санитарно – гигиенических норм (временной режим работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья детей;
  2. обеспечение информационной безопасности.

Выполнение этих условий необходимо выполнить не только школой, но и родителями дома.

I этап

Организация режима работы на компьютере:

  • разработка и утверждение режима работы кабинетов с компьютерами (Приложение 1 );
  • проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности в кабинетах с установленными персональными компьютерами (Приложение 2 );
  • оформление уголков безопасности с размещением в них всех инструкций, физических упражнений и упражнений для глаз при работе за компьютером (Приложение 3 );
  • организация и проведение физкультминуток при проведении занятий (Приложение 4 );
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму работы детей за компьютером.

II этап

Организация режима доступа к образовательным ресурсам Интернет:

  • проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам Интернет;
  • разработка методического пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса»;
  • установка программ-фильтров на школьные компьютеры;
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам;
  • памятка родителям «Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернет».

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

  1. ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
  2. блокировать доступ к некоторым сайтам,
  3. блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
  4. запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

III этап

Обеспечение информационной безопасности работы в Интернет.

Видеть в современной технике только добро или только зло – это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее – культуры безопасности.

При всей важности технических средств, понятно, что они являются всего лишь частью осуществления политики информационной безопасности. Она включает воспитательные и образовательные мероприятия.

В проведении политики информационной безопасности школы принимают участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их родители. Документально политика использования ресурсов сети Интернет зафиксирована в «Правилах использования сети Интернет в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №13» (Приложение 5 ).

В школе создан Общественный Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, в состав которого входят представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители. Основная функция Совета – контроль использования учащимися ресурсов сети Интернет.Разработан пакет документов, регламентирующий работу Совета:

  1. Положение об Общественном совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (Приложение 6 );
  2. Инструкция для сотрудников средней общеобразовательной школы №13 и членов Общественного Совета школы о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет (Приложение 7 ).

В помощь классным руководителям для проведения классных часов и родительского лектория разработаны:

  1. Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернет (Приложение 8 )
  2. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в Интернет.

В помощь учителям-предметникам разработаны методические рекомендации:

  1. Памятка по оформлению методических материалов для размещения на сайте;
  2. Памятка по составлению мультимедийной презентации.

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

Ключевые понятия: персональный компьютер, глобальная вычислительная сеть Интернет, угроза безопасности, информационная безопасность, программа – фильтр,культура безопасности, политика информационной безопасности, здоровьесберегающая технология.

Цели и задачи : обеспечить охрану здоровья ребенка при работе с компьютером, обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет, привлечь родителей к решению данных проблем.

Результаты : организация оптимального режима работы детей при работе с компьютером, соблюдение санитарно - гигиенических норм учащимися при работе с компьютером, обеспечение доступа только к образовательным ресурсам Интернет во время урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышение уровня информационной культуры учащихся и учителей.

Критерии оценивания результатов:

  • наличие уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами;
  • режимы работы кабинетов с установленными компьютерами;
  • количество детей, прошедших инструктаж по информационной безопасности при работе в Интернет;
  • количество родителей учащихся, осведомленных о проблемах информационной безопасности детей в Интернет;
  • наличие общественного Совета за соблюдением доступа детей к образовательным ресурсам Интернет;
  • количество компьютеров, подключенных к Интернет, с установленными программами-фильтрами.

На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Многообразие источников и видов информации не должна стать препятствием для развития конкретного ученика, а, наоборот, благодатной почвой для развития информационной компетентности.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте – дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. Да и современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. А ведь в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.

Благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:

  1. Увеличивается активностьучащихся на уроке.
  2. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.
  3. Экономится время и предоставляется возможность решения большего числа задач.
  4. При проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со второго класса. Компьютер и Интернет, как всякие сложные технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут нанести серьезный вред ребенку. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. При современном уровне развития техники вредными для детей и, вообще, пользователей любых возрастов, являются скорее не излучения, а умственное и нервное переутомление.

Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых "Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать", вышедшей в издательстве "София": «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен".

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: работу по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка можно разделить на две составляющие:

  1. соблюдение санитарно – гигиенических норм (временной режим работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья детей;
  2. обеспечение информационной безопасности.

Выполнение этих условий необходимо выполнить не только школой, но и родителями дома.

I этап

Организация режима работы на компьютере:

  • разработка и утверждение режима работы кабинетов с компьютерами (Приложение 1 );
  • проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности в кабинетах с установленными персональными компьютерами (Приложение 2 );
  • оформление уголков безопасности с размещением в них всех инструкций, физических упражнений и упражнений для глаз при работе за компьютером (Приложение 3 );
  • организация и проведение физкультминуток при проведении занятий (Приложение 4 );
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму работы детей за компьютером.

II этап

Организация режима доступа к образовательным ресурсам Интернет:

  • проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам Интернет;
  • разработка методического пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса»;
  • установка программ-фильтров на школьные компьютеры;
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам;
  • памятка родителям «Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернет».

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

  1. ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
  2. блокировать доступ к некоторым сайтам,
  3. блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
  4. запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

III этап

Обеспечение информационной безопасности работы в Интернет.

Видеть в современной технике только добро или только зло – это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее – культуры безопасности.

При всей важности технических средств, понятно, что они являются всего лишь частью осуществления политики информационной безопасности. Она включает воспитательные и образовательные мероприятия.

В проведении политики информационной безопасности школы принимают участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их родители. Документально политика использования ресурсов сети Интернет зафиксирована в «Правилах использования сети Интернет в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №13» (Приложение 5 ).

В школе создан Общественный Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, в состав которого входят представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители. Основная функция Совета – контроль использования учащимися ресурсов сети Интернет.Разработан пакет документов, регламентирующий работу Совета:

  1. Положение об Общественном совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (Приложение 6 );
  2. Инструкция для сотрудников средней общеобразовательной школы №13 и членов Общественного Совета школы о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет (Приложение 7 ).

В помощь классным руководителям для проведения классных часов и родительского лектория разработаны:

  1. Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернет (Приложение 8 )
  2. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в Интернет.

В помощь учителям-предметникам разработаны методические рекомендации:

  1. Памятка по оформлению методических материалов для размещения на сайте;
  2. Памятка по составлению мультимедийной презентации.

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

Каждое из этих направлений нужно знать и применять, чтобы избегать нежелательных последствий от использования компьютера детьми.

Оптимальное время пользования

Изучая влияние компьютера на детей, психологи, педиатры и педагоги приходят к выводу, что для каждой возрастной категории необходимо соблюдать следующие ограничения по времени пользования:

  • 2-3 года: занятие не должно превышать 10 минут, оптимально ограничиться 5 минутами. Еженедельно не более 3 занятий;
  • 3-4 года: максимальное время на занятие - 15 минут, но стараться уложиться в 10. В неделю 3 подхода;
  • 4-5 лет: не более 20 минут, оптимально – 15. Заниматься через день, давая крохе время на адаптацию;
  • 5-6 лет: до 30 минут. Исключение можно сделать для просмотра полнометражного мультфильма вместе с родителями, желательно делать небольшие перерывы каждые 30 минут для обсуждения сюжета и разминки для глаз. Играть в компьютерные игры не более 15 минут.

Для оптимизации временных рамок желательно установить определенное время, когда малыш будет заниматься. Наиболее подходящий отрезок в первой половине дня или после обеденного сна. Не рекомендуют заниматься перед сном или приемом пищи: большой поток информации перевозбудит кроху, что помешает спокойно заснуть или снизит аппетит.

Все временные ограничения должны быть оговорены с ребенком, он должен четко понимать, что компьютер - средство получения знаний, а не активное развлечение. Постепенно приучайте к дозированному использованию гаджетов, давая выбор среди интересных занятий вне монитора.

Безопасность ребенка за компьютером

Важную роль в получении положительного эффекта от обучения на компьютере играет соблюдение правил безопасности, правильного положения ребенка. Уже с первых дней знакомства ребенка с компьютером следите за выполнением следующих условий:

  • Положение тела должно быть правильным - во время работы за компьютером малыш не должен сутулиться. Для этого важно подобрать правильную высоту стула, при необходимости, предложить подставку под ноги. Если малыш просто смотрит, не работая мышкой или клавиатурой, то посадите его в правильном положении на стул и периодически проверяйте;
  • Контролируйте освещенность помещения при работе. Свет должен быть довольно ярким, не создавать блики на экране;
  • При работе за компьютером монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см, при просмотре видео оптимально расположение ребенка в трех метрах от экрана, изображение должно быть на уровне глаз. Не стоит допускать, чтобы ребенок поднимал голову или изменял направление взгляда;
  • Обучите кроху делать разминку для глаз и проводите ее регулярно.

Безопасность использования и уход за техникой

Кроме требований по времени и положению тела ребенка, рекомендуют учитывать следующие моменты:

  • Компьютер нежелательно располагать в комнате ребенка. Правильней, чтобы он находился в месте, где вы сможете постоянно контролировать занятия ребенка;
  • Проводите регулярно влажную уборку в помещении с компьютером и ежедневно хорошо проветривайте;
  • Следите за монитором, не допускайте скопления пыли, убирая ее специальной тканью и обрабатывая антистатиком;
  • Старайтесь расположить все провода так, чтобы малыш не задевал их, не имел доступа к розеткам;
  • Включайте компьютер только на время занятий, после чего всегда выключайте. Не оставляйте его включенным без присмотра;
  • Не позволяйте кушать рядом с компьютером, смотреть его лежа;
  • Хорошо установить программу таймер, которая завершит работу по истечении установленного времени;
  • Желательно пользоваться функцией «родительский контроль», чтобы избежать нежелательного воздействия.

Соблюдая эти простые правила, сможете использовать компьютер в качестве вашего помощника, избежать негативных последствий и развивать ребенка.

Режим использования компьютера

Для соблюдения правил установите на компьютер специальные программы для блокировки нежелательных сайтов и программ, используйте таймер для завершения работы по истечении установленного времени. Постепенно навыки работы с компьютером у ребенка будут развиваться, поэтому стоит регулярно проверять, не обходит ли ваши запреты кроха, не нашел ли неведомый для вас нежелательный ресурс или игру.

Чтобы способы контроля сработали, соблюдайте важное условие: родители должны быть примером. Покажите малышу, что за компьютером люди работают или учатся, но не проводят большую часть времени в играх.