Типографические ошибки. Что такое типографические ошибки
Тип занятия: фронтальное.
Вид занятия: лексико-грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих 3
уровень ОНР.
Первый-второй год обучения, первый период
обучения.
Открытое занятие проведено для педагогов ДОУ
18.11.2014 г.
Цель: обучение детей различению и правильному употреблению предлогов «К» и «ОТ» в предложениях.
Задачи:
- Образовательные
:
- уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
- познакомить детей со схемами предлогов «К» и «ОТ»;
- учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ»;
- упражнять детей в правильном употреблении предлогов «К» и «ОТ» с существительными в дательном и родительном падежах;
- учить детей составлять предложения, заменяя в данном предложении предлог «К» на предлог «ОТ»;
- упражнять детей в дифференциации предлогов «К» и «ОТ» и составлении предложений по сюжетным и предметным картинкам;
- упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами, учить анализировать предложения с предлогами.
- Коррекционно-развивающие
:
- развивать глубину вдоха и плавность, длительность выдоха;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать речевое внимание на основе упражнений на определение предлогов «К» или «ОТ» в предложениях;
- развивать зрительное восприятие, воображение детей;
- активизировать мыслительную деятельность детей.
- Воспитательные
:
- развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе и самостоятельно.
Предполагаемый результат: дети научатся различать и правильно употреблять предлоги «К», «ОТ» в предложениях.
Общая продолжительность занятия: 30 минут.
Ресурсы: картинка: гномики у домиков,схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки по количеству детей, игрушка «Колобок», мяч, разноцветные геометрические фигуры со сложным узором и смайлики – по количеству детей, магнитофон, запись песни «Маленькая страна», демонстрационная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводный этап
1. Организационный момент (в кругу)
Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!
– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки согреют всех теплом. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту сегодняшнего утра. Плавно и длительно выдохните через рот все свои тревоги и печаль.
(Дети делают вдох и выдох три раза).
– А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям.
2. Игровая мотивация
Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с Вами отправимся в Волшебную страну, где живут маленькие слова – предлоги, познакомимся и подружимся с некоторыми из них. Хотите?
Звучит музыка из песни «Маленькая страна».
– Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные
слова.
«Вокруг себя повернитесь, в волшебной стране
окажитесь».
Откройте глазки, мы с вами оказались в маленькой
волшебной стране – стране Предлогов.
Прогуляемся по ней.
Дети под песню «Маленькая страна» (1 куплет) идут змейкой по группе и возвращаются в круг.
Логопед: Жители волшебной страны такие же маленькие, как и наши пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика (в кругу)
Самомассаж фаланг пальцев).
Вот волшебная страна, И чудес она полна. За горами, к озерцу, через море, по мосту, на проселочной дороге. От полянки, под кустом, прямо в речке, над цветком, возле леса у берлоги. Здесь живут слова предлоги. |
Энергичное сжимание и разжимание
кулачков.
На каждый предлог сжимание указательным и большим пальцами одной руки верхней фаланги пальцев другой руки поочередно, начиная с мизинца. На существительное – разминание фаланги пальца – от ногтя к основанию – правой рукой. То же – левой рукой. Пальцы обеих рук скрещены в замок, большие
пальцы – сверху. |
II. Основной этап
Логопед: Ребята, посмотрите, какие маленькие домики на полянке. Подойдем к ним поближе и посмотрим, кто там живет (картинка: гномики у домиков).
1. Знакомство с предлогами «К», «ОТ», их схемами
Логопед:
Рассмотрите двух гномиков.
Одного зовут «К», а другого «ОТ». Как вы думаете,
почему? (ответы детей)
Послушайте сказку про
них.
«В волшебной стране маленьких слов жил-был
предлог «К»
. Он был очень дружелюбный и
не любил оставаться один. Поэтому предлог «К»
часто ходил в гости: К
своим друзьям, К
знакомым. Если он не ходил в гости, то всё
равно двигался: К
дереву, К
речке,
К
дому… (Показ схемы предлога).
Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается, мы говорим маленькое слово «К». Посмотрите на схему. Стрелка направлена к палочке.
Это схема предлога «К».
А рядом с предлогом «К» жил-был его братец – предлог «ОТ». Он ни с кем не дружил, был очень упрямый и всегда делал всё наоборот. Предлоги его звали: «Иди к нам, будем играть!» Упрямец вставал и отходил ОТ предлогов. Летним жарким днём его звали купаться: «Пойдём к озеру купаться!». Предлог «ОТ» сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ озера. Такой он был упрямый.(Показ схемы предлога).
Это схема предлога «ОТ».
Предлог «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется. Посмотрите на схему, стрелка идёт от палочки.
2. Тренировочные упражнения
Упражнение 1. «Представлялки»
Логопед:
Закройте глаза и представьте,
к чему можно подойти в волшебной стране? (К
замку, к речке, к другу и т.д.)
(Предлог «К»)
(Когда кто-то
к кому-то или к чему-то движется, приближается).
Упражнение 2
Логопед:
Посмотрите на картинку и
скажите, кто от кого убегает.(Мышка убегает от
кошки, кошка убегает от собаки, собака убегает от
волка, волк убегает от тигра, тигр убегает от
слона, слон убегает от мышки).
– Какой предлог вы произносили? (Предлог «ОТ»).
(Когда
предмет отодвигается от чего-то, удаляется).
– Ребята, послушайте, можно ли так говорить: Мама
подошлаот
дерева.
– Почему так говорить неправильно? (Предложение
непонятное людям).
– Как нужно сказать правильно? (Мама подошла к
дереву.)
Петя отбежалк дома.(Петя отбежал от дома.)
Заяц ускакал лисы. (Заяц ускакал от лисы.)
– Почему нужно правильно употреблять предлоги в
предложениях? (Ответы детей)
– Почему нельзя предлоги путать или пропускать в
речи? (Предлоги меняют смысл предложения)
3. Появление сказочного персонажа
Логопед: Ребята, послушайте, кажется, к нам кто-то идет. Вспомните, кто в своей сказке от всех ушел, а от одного не ушел?
Если дети затруднятся ответить, загадать загадку: «Круглый бок, румяный бок…
– К нам пришел…» (Появляется игрушка
колобка, колобок поет песенку)
– Какой предлог вы слышали в песенке колобка? (Предлог
«ОТ»).
– Скажите, от кого ушел колобок? (Колобок ушел
от бабушки. Колобок ушел от дедушки… и т.д.)
4. Физминутка
Логопед: Поиграем с Колобком. Колобок вам будет говорить предложения. Если услышите в предложении предлог «К» – сделайте прыжок вперед, а если услышите предлог «ОТ» – сделайте шаг назад. Будьте очень внимательны, чтобы не ошибиться.
- Утка подплыла к берегу.
- Бабушка поставила кресло к дивану.
- Зоя отвязала козу от дерева.
- Сорока отлетела от забора.
- Таня подошла к магазину.
5. Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» на слух
Логопед: В Волшебной стране каждый становится чуть– чуть волшебником. Сейчас вы будете превращать одно предложение в другое. Я назову предложение, а вы скажете его наоборот.
Упражнение «Превращалки» (с мячом)
Например: Сорока подлетела к берёзе. – Сорока отлетела от берёзы.
- Шмель подлетел к цветку.
- Машина отъехала от магазина.
- Синица отлетела от кормушки.
- Мяч подкатился к стене.
- Теплоход причалил к пристани.
- Автобус подъехал к остановке.
- Черепаха подползла к камню.
- Воробей отскочил от лужи.
- Лиса подбежала к курятнику.
6. Составление предложений с предлогами «К», «ОТ» по сюжетным картинкам.
Логопед: Ребята, а вы любите дарить подарки? Посмотрите, колобок принес нам картинки. Подарите их нашим предлогам.
Игра «Подарки» (закрепление дифференциации предлогов «К» и «ОТ»)
Логопед: Рассмотрите картинки (по количеству детей) внимательно и подарите предлогу «К» только те картинки, по которым можно составить предложение с предлогом «К». А предлогу «ОТ» подарите те картинки, по которым можно составить предложение с предлогом «ОТ».
Дети составляют предложения по картинкам и расставляют картинки под схемами предлогов.
– Подарки предлогам будем дарить по очереди, по одному.
Объяснить, почему подарили ту или иную картинку предлогу. За правильный ответ дети получают геометрическую фигуру.
Логопед: Какие вы молодцы, сколько подарков подарили. Но колобок почему-то загрустил. Он никак не может составить предложение по двум предметным картинкам. Поможем ему? У вас в руках геометрическая фигура. Найдите такую же фигуру на столе и займите свое место.
7. Самостоятельная работа детей.
Составление предложений по двум опорным картинкам и схемам. На столах – разноцветные геометрические фигуры, предметные картинки, схемы предлогов, схемы слов-действий.
Логопед:
Сейчас каждый из вас будет
самостоятельно составлять 2 предложения с
предлогами «К», «ОТ» по схеме и предметным
картинкам.
Но сначала вспомним:
– Из чего состоят предложения? (Предложения
состоят из слов).
– Какие слова мы знаем? (Слова-предметы,
слова-действия, слова-предлоги).
– Вспомним схемы предлогов. Поднимите схему
предлога «От».
– Когда произносится предлог «ОТ»? Поднимите
схему предлога «К».
– Когда произносится предлог «К»?
На доске – две предметные картинки: теленок, волк.
Логопед: Ребята, помогите мне составить предложение по картинкам. (Теленок убежал от волка).
Схема предложения выкладывается у доски.
Разбор предложения:
– Сколько слов в предложении? Назовите первое
слово. Назовите второе слово. Назовите третье
слово. Назовите четвертое слово.
– Как пишутся слова в предложении? (Раздельно).
– Теперь вы самостоятельно составьте 2
предложения с предлогами «К», «ОТ» и выложите
схемы ваших предложений на столах. (Составление
предложений по схеме и предметным картинкам).
Машина отъехала от дома. Машина подъехала к гаражу. И т.д.
Выполнение задания проверяется у всех детей, проводится разбор каждого предложения.
Индивидуальная работа: Влад, Богдан, Костя, Настя, Катя – предметные картинки – существительные множественного числа.
Логопед: Ребята, все вы молодцы! Колобок благодарит вас за помощь и дарит вам в подарок свою улыбочку.
Детям раздаются смайлики.
– Эти улыбочки вы сегодня принесете домой, поделитесь теплотой и радостью с родителями и расскажите им о волшебной стране Предлогов и её жителях.
III. Заключительный этап
Логопед: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите все ко мне. Закройте глазки, вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.
– С какими предлогами мы сегодня
познакомились?
– Когда произносится предлог «К»?
– Когда произносится предлог «ОТ»?
Литература:
1.Яцель О.С.
Учимся правильно
употреблять предлоги в речи. – М. Издательство
«ГНОМ и Д», 2006.
2. Ресурсы сети Интернет.
Хрипунова Л.В. ,
учитель-логопед высшей кв. кат.
МДОУ № 85, г. Северодвинск
ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»
Путешествие в страну маленьких слов
ЦЕЛИ:
Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.
Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.
Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент .
Логопед обращается к детям:
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать .
Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» – предлогов: в, на, за, под.
Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.
2. Сообщение цели занятия . (Игровая мотивация)
: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).
Игра «Незнайкино письмо» . Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под ) нашем городе новые дома. (За ) улицах ходят нарядные жители. (Под ) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за ) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под ) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»
Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)
3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.
Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:
«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри ;
НА – когда предмет находится сверху ;
ПОД – когда предмет находится внизу ;
ЗА – когда предмет находится сзади.
Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».
4. «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка )
5. Составление предложений с предлогами (по картинке).
Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)
Дидактическое упражнение «Составь предложение» . Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)
Мяч лови, и мяч бросай,
предложение составляй!
На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом ), его анализ.
Какой полоской обозначаем предложение?
Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?
Что поставим в конце предложения?
Сколько слов в предложении?
Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).
Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?
(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)
Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.
6. Динамическая пауза.
«Незнайкина зарядка»
(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)
Вот Незнайкина зарядка –
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте
Вы, надеюсь, не устали?
7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.
Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)
Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:
Солнечный лучик упал на волну,
Солнечный лучик попал в глубину.
На горе, на горке,
на крутом пригорке
Стройная рябинка,
будто на картинке.
Стройная береза выросла в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.
На Незнайкиной подушке вышита кукушка..
Длинноухий заяц мчится,
за ним гонится лисица.
Если хочет Тюбик спать,
Он приляжет на кровать.
Знайка в комнату вошел
и поставил сок на стол.
Закатила барабан
Синеглазка под диван.
8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)
Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.
Примеры предложений:
Котенок закатил резиновый мячик под диван.
Незнайка увидел машинку под шкафом.
В комоде лежали платья Синеглазки.
Привет. Рассказываю, что делать с текстом перед публикацией, чтобы потом не было стыдно перед клиентом и читателями.
1. Удалить лишнее
Задайте вопрос к каждому абзацу и предложению: «Если я удалю это, текст станет хуже? Он будет менее понятным или интересным?». Если не станет - смело удаляйте.
Некоторые авторы воспринимают это болезненно: «Я писал, тратил время, а теперь удалять? Нет уж!». Не цепляйтесь за лишнее. На стадии редактирования я могу удалить 30–50% текста: абзацы, списки и целые разделы. Это нормально.
7. Сжать изображения
Изображения - часто самая «тяжелая» часть контента. Из-за них страница загружается медленнее - это плохо и для SEO, и для UX. Поэтому их надо сжимать - уменьшать качество и «вес».
Я прогоняю все изображения через TinyPNG - он сжимает их на 30–80%. Если делаю иллюстрацию в Фотошопе - сразу сохраняю с качеством 60–70% от максимального.
8. Написать Title и Description
Некоторые авторы думают, что это работа сеошника. Я не согласен. Это текст, который видят люди: в выдаче поиска, в соцсетях, в мессенджерах. Заголовок и описание помогают понять, будет ли это интересно, стоит ли читать.
Нельзя переваливать такие важные вещи на других. Это - часть работы автора.
Чек-лист для проверки текста перед публикацией
- Удалить лишнее
- Вычитать вслух
- Найти ошибки или отдать корректору
- Удалить лишние пробелы
- Удалить пустые строки
- Оттипографить
- Сжать изображения
- Написать Title и Description
Уникальность и прочую тошноту я не проверяю, поэтому ничего о них не писал. Успехов.
Типографская ошибка - любая ошибка в наборе против оригинала или против предыдущего корректурного оттиска, в отличие от изд. ошибки. Не считаются Т. о. ошибки, вызванные невозможностью выполнить набор с соблюдением техн. правил набора и верстки из за состава и объема… … Издательский словарь-справочник
ТИПОГРАФСКАЯ ОШИБКА - (typographic error). Ошибка в печатном тексте, за которую отвечает типография, а не автор. Подобные ошибки могут быть легко исправлены, даже если они содержатся в первоначальном написании названия (статья 73) … Термины ботанической номенклатуры
Нем. Baden Fehldruck или 9 Kreuzer blaugrün … Википедия
Typographic(al) error - Типографская ошибка, опечатка; Типографическая ошибка; Опечатка … Краткий толковый словарь по полиграфии
Наиболее употребляемые в литературе по ботанике латинские сокращения - а. = annus, anno год, в году ab init. = ab initio от начала, вначале (напр., ab initio Julii mensis от начала июля). absque dubio без всякого сомнения ad до, на, по в т. п. ad fin. = ad finem до конца (напр., ad finem Julii mensis до конца июля) … Словарь ботанических терминов
Не следует путать с Гаплогруппа J (Y ДНК). Гаплогруппа J Тип мтДНК Время появления 45 тыс. лет назад Место появления Западная Азия Предковая группа Гаплогруппа JT Мутации маркеры J* = 16069. (CR) 10398G, 12612G, 13708A. J1* = 16261. J1a = 16222,… … Википедия
Mommy s Little Monster … Википедия