Учимся таблицу умножения легко и быстро. Как объяснить ребенку умножение, деление: простые методики для родителей

Изучение таблицы умножения в школе – один из самых сложных этапов обучения. Но без её знания ребёнку будет трудно понимать логику дальнейших математических действий. Соответственно, у малыша начнутся проблемы с успеваемостью, что имеет огромное влияние на формирование межличностных отношений детей в школьном возрасте. В дальнейшем это может сказаться на самооценке ребёнка и его отношении к школе.

Как объяснить ребёнку важность изучения

Таблица умножения

Педагоги рекомендуют начинать изучение таблицы умножения ещё до того, как малыш пойдёт в школу. Дело в том, что программа начальной школы построена таким образом, что изучение материала идёт очень интенсивно, и те аспекты, которым нужно посвятить много времени, оказываются в ряду с менее значимыми. Таблица умножения Пифагора требует прочного запоминания, а значит, и времени. Чтобы научить ребёнка чему-либо, нужно, прежде всего, доходчиво объяснить, зачем ему это необходимо. Задача родителей – заинтересовать малыша так, чтобы ему захотелось не только выучить конкретный материал, но и продолжить постижение предмета. Итак, постарайтесь растолковать малышу, что:

  • таблица умножения позволяет делать вычисления в уме, не используя калькулятор;
  • с помощью таблицы умножения становится доступным универсальный для всех людей в мире способ делать вычисления;
  • таблица умножения развивают «математическую интуицию», которая необходима для более глубокого овладения наукой;
  • без таблицы умножения невозможно переходить к изучению информатики, физики;
  • заучивание таблицы Пифагора тренирует память;
  • знание таблицы умножения значительно сокращает время выполнения домашнего задания, а значит, освобождает его для игр и прогулок.

Применение стимулов

Дети постигают мир в игровой форме

Дети постигают мир в игровой форме. А одной из сторон игры является стимул – её конечный результат. Чтобы побудить ребёнка выучить таблицу умножения, пообещайте ему интересную поездку, необычную игрушку или другое поощрение. Однако следует быть осторожными с применением стимулов в обучении: малыш может привыкнуть делать что-то только за вознаграждение и перенести этот принцип на последующий процесс учёбы. Лучше объяснить, что знание таблицы Пифагора естественно для любого взрослого человека, как умение читать или писать.

Используемые методики

Объяснение таблицы умножения происходит в школе, однако отработка навыков умножать ложится на плечи родителей

Объяснение таблицы умножения происходит в школе, однако отработка навыков умножать ложится на плечи родителей.

Это интересно. Учёные доказали, что в период отрочества с 6 до 15 лет ребёнок способен запоминать в пятнадцать раз больше, чем взрослый человек после 20 лет.

Общеизвестно, что ребёнок лучше запоминает, если информация представлена в виде игры. Поэтому все методы запоминания таблицы умножения опираются на игровые приёмы.

  • Игра в карты. Возьмите карточки и напишите на одной стороне пример, на другой – ответ. Суть игры проста: вы берёте по одной карте из колоды и решаете примеры. Если ответ правильный – карточка откладывается, если нет – карточка отправляется вниз колоды. Победа за тем, у кого отгаданных карт больше. Всего через несколько дней регулярных соревнований ребёнок будет автоматически отвечать на вопросы по таблице умножения.
  • Визуализация процесса умножения. Для изучения таблицы Пифагора этим способом ребёнок должен знать структуру счёта: две конфеты плюс ещё две – это четыре конфеты, а три плюс одна – четыре и т.д. На небольших карточках рисуем предметы, например, цифра 12: три мяча в четыре ряда. Таким образом малыш будет зрительно запоминать образы чисел, а также научиться действовать осознанно.
  • Универсальная таблица. Суть этого приёма заключается в том, что на большом листе бумаге вы расписываете ребёнку всю таблицу умножения, включая примеры с переменой мест множителей. Выглядеть этот плакат будет устрашающе огромным, но малыш увидит, сколько повторяющихся примеров содержится в таблице.
  • Объяснить таблицу Пифагора можно с помощью сложения. Например, сколько будет 4х3? Это значит 4+4+4, или 3+3+3+3. Таким образом легко растолковать суть неизменного произведения при перемене множителей.
  • Психологи считают, что рациональнее учить таблицу с конца. И когда вы изучите её до середины, ребёнок поймёт, что результаты оставшихся примеров уже известны.
  • Начинать лучше с умножения на 10. Достаточно прибавить ноль к числу, чтобы получить ответ. А умножение на 1 – это исходное число.
  • Если таблицу умножения учить сначала, то к концу ребёнок начинает всё больше путаться, поэтому умножение на 9 можно, например, объяснить с помощью увеличения числа в 10 раз и вычитания из произведения умножаемого числа (6х10=60-6=54, следовательно, 6х9=54).
  • Чтобы объяснить умножение на два, можно воспользоваться «конфетным способом»: любое количество конфет, взятое два раза, и будет умноженным на два. Уяснив этот принцип, легко научиться умножать на четыре, то есть два раза умножить на два.
  • Изучение таблицы умножения вразброс. Суть метода в том, что умножение на каждую цифру изучается своим способом. Например, для овладения умножением на девять подойдёт приём «веера»: разложите на столе пальцы в виде веера, пронумеруйте их от левого мизинца к правому от одного до десяти. А теперь наглядно покажите малышу: 9х7 – это шесть пальцев до семи и три – после, то есть 63; 8х9 – это семь до восьми и два – после, то есть 72.
  • Особо популярны рифмованные способы запоминания таблицы умножения. Эти короткие стишки без труда можно найти в интернете или в специальных пособиях по математики для малышей. «Бегемоты булок просят: шестью восемь – сорок восемь» - не только легко запоминается, но и эффективно подключает образную память.
  • Отличный метод зазубривания таблицы умножения – тренажёр по мультфильмам. Малыш должен решить пример, и тогда откроется эпизод мультфильма. Когда решены все примеры (их количество зависит от сложности уровня), открывается весь мультфильм целиком.

Видео: учим таблицу умножения в стихах

Школьникам таблица кажется скучной и бесполезной. Часто дети сердятся, расстраиваются, пытаясь разобраться в непонятном для них наборе цифр. Родители могут сделать процесс обучения легким и веселым, если подготовиться к занятиям заранее.

Основное правило в изучении таблицы умножения - заинтересовать ребенка. Как и взрослые, они воспринимают информацию по-разному. Одним детям нравится разучивать стихи и песни. Другие могут спокойно сидеть с родителями за столом и рассматривать таблицу Пифагора.

Как научить ребенка таблице умножения (картинка)

Легко запомнить таблицу умножения ребенку помогают:

  • Карточки;
  • Счетные фигурки, палочки;
  • Специальные программы для планшета и телефона;
  • Обучающие видео и мультфильмы;
  • Стихи и песни;
  • Картинки;
  • Пальчики ребенка.

Игровые способы увлекают и дают быстрые результаты. Начинать занятия лучше в хорошем настроении, когда ребенок расположен учебе.

Учим таблицу умножения: лайфхаки и видео

Важно понять, как ребенку комфортнее воспринимать информацию, чтобы процесс не превратился в «зубрежку». Все очень просто:

Дети-аудиалы лучше учатся новому в разговоре. Им нравится заучивать цифры, повторяя примеры вслух. Хороший вариант запомнить таблицу умножения - разучивать стихи, песенки или смотреть обучающие видео.

Учим таблицу умножения (видео)

Ребенок-визуал легче обучается, если задействованы зрение и образы. Они усваивают информацию с помощью ярких рисунков, игр-раскрасок, в которых есть крупные цветные шрифты и цифры.

Таблица умножения игра-раскраска (картинка)

Также с ребенком-визуалом можно смотреть обучающие мультфильмы, в которых любимые персонажи выступают в роли учителя.

Таблица умножения на 9 с Фиксиками (видео)

Дети-кинестетики учатся через ощущения и чувства, которые у них возникают при контакте с новым предметом и информацией. В этом случае можно попробовать метод карточек.

Учим таблицу умножения с помощью карточек (видео)

Важно учитывать, как ваш ребенок лучше всего обучается, тогда процесс заучивания таблицы умножения пройдет весело и легко.

Как выучить таблицу умножения за 5 минут в день

Кукина Екатерина Георгиевна

преподаватель математики

Вы же наверняка не раз слышали мнение, что уровень математического образования падает.

Вот, когда мои дети учились во втором классе, я отчетливо себе поняла, почему падает уровень математического образования в школе. Именно во втором классе при закладке самого фундамента математического образования возникает такая гигантская невосполнимая дыра, которую уже никакими костылями в виде калькуляторов не подопрешь.

А именно, главная проблема - в таблице умножения. Посмотрите на тетради в клетку, которые есть у ваших детей-школьников.

Я долго-долго ходила по магазинам в поисках тетрадей. И все равно, на всех - вот такая картина.

Таблица умножение (картинка)

Есть тетради еще хуже (для старшеклассников), на которых таблицы умножения нет, а есть куча бессмысленных формул.

Ну, так чем же эта тетрадь плоха? Ничего не подозревающий родитель видит, что на тетради таблица умножения. Вроде, всю жизнь же на тетрадях была таблица умножения? Что не так-то?

А проблема как раз в том, что на тетради НЕ таблица умножения.

Таблица умножения, дорогие мои читатели, это вот:

Иногда эту же таблицу даже называют красивым слово "таблица Пифагора". Верхнюю и левую колонки можно не брать, только основной прямоугольник.

Во-первых, это таблица. Во-вторых, она интересная!

Ни один ребенок в здравом уме не будет рассматривать выписанные столбиками примеры.

Ни один ребенок, как бы гениален он ни был, не сможет найти в выписанных примерах интересные фишки и закономерности.

Ну, и вообще, когда учитель говорит: "выучи таблицу умножения", а ребенок даже перед собой таблицы не видит - он сразу понимает, что математика - это такая наука, где обычные вещи названы как-то по-другому и надо много-много зубрить, а понять ничего невозможно. И вообще, надо делать "так, как сказано", а не "так, как есть смысл".

Чем же таблица Пифагора лучше?

Во-первых, в ней нет мусора и информационного шума в виде левой части примеров.

Во-вторых, над ней можно подумать. Тут даже нигде не написано, что это умножение - просто таблица.

В-третьих, если она постоянно под рукой и ребенок на нее постоянно натыкается, он волей-неволей начинает запоминать эти числа. В частности, на вопрос "семью восемь" он никогда не ответит 55 - ведь числа 55 вообще в таблице нет и не было!

Запоминать столбики примеров способны только дети с аномальной памятью. В "таблице" надо запоминать гораздо меньше.

Кроме того, ребенок автоматом ищет закономерности. И сам самостоятельно их находит. Даже такие закономерности находят дети, еще не умеющие умножать.

Например: числа, симметричные относительно диагонали - равны. Понимаете, людской мозг просто настроен искать симметрию, и если ее находит и замечает - очень радуется. А что это означает? Это означает, что от перестановки мест сомножителей произведение не меняется (или что умножение коммутативно, говоря проще).

Таблица Пифагора: умножение (картинка)

Понимаете, ребенок замечает это сам! А то, что человек придумал сам, он запомнит навсегда, в отличие от того, что он зазубрил или ему сказали.

Помните свой экзамен в вузе по математике? Вы же забыли все теоремы курса, кроме той, что вам досталась, и вам пришлось ее доказывать злобному преподу! Ну, это если вы не списывали, конечно. (Я утрирую, но почти всегда это близко к правде).

А потом ребенок видит, что можно не всю таблицу учить, а только половину. Если мы уже знаем строчку умножения на 3, то нам не надо запоминать "восемь на три", а достаточно вспомнить "три на восемь". Уже вдвое меньше работы.

А кроме того, очень важно, что ваш мозг не принимает сухую информацию в виде каких-то непонятных столбиков примеров, а думает и анализирует. Т.е. тренируется.

Кроме коммутативности умножения можно заметить, например, еще такой замечательный факт. Если ткнуть в любое число и провести прямоугольник от начала таблицы до этого числа, то количество клеточек в прямоугольнике - ваше число.

Таблица Пифагора: умножение (картинка)

И тут умножение уже получает более глубинный смысл, чем просто сокращенная запись нескольких одинаковых слагаемых. Идет смысл и для геометрии - площадь прямоугольника равна произведению его сторон)

А вы не представляете, насколько проще делить с такой таблицей!

Короче, если ваш ребенок во втором классе, распечатайте ему вот такую, правильную, таблицу умножения. Повесьте на стену большую, чтобы он на нее поглядывал, когда делает уроки или сидит за компом.

И напечатайте и заламинируйте ему маленькую (или напишите на картоне). Пусть он ее в школу с собой таскает, и просто удобно под рукой держит. (не помешает на такой таблице выделить квадраты по диагонали, чтобы лучше видно)

У моих детей есть вот такая. И им это реально помогло во втором классе и до сих пор очень сильно помогает на уроках математики.

Таблица Пифагора: умножение (картинка)

Вот честное слово, сразу средний балл по математике увеличится, а ребенок перестанет ныть, что математика тупая. А в придачу, в будущем вашему ребенку тоже будет проще. Он поймет, что надо шевелить мозгами, а не зубрить. И мало, что поймет, он еще и научится это делать.

И повторюсь: в примерах столбиками ничего плохого нет. И количество информации в них содержится такое же, как и в "таблице". Но и ничего хорошего в таких примерах тоже нет. Это - информационный мусор, из которого нужное не сразу найдешь.

Чаще хвалить

Придумайте для ребенка способы поощрения. Это могут быть приятные мелочи, которые его радуют.

Находить подход, если ребенок не в настроении

Заставлять заниматься, кричать или полностью лишать развлечений -такие методы отбивают всякое желание заниматься. Имеет смысл спокойно объяснять важность занятий и мотивировать ребенка.

Учить таблицу умножения постепенно

Когда ребенок впервые видит, сколько цифр ему нужно запомнить - возникает протест. Лучше заниматься в комфортном темпе с перерывами на отдых.

Помнить, что каждый ребенок - личность

Как только детей сравнивают с друзьями или одноклассниками - у них пропадает желание что-либо делать. Нужно помнить, что у каждого ребенка свой темп обучения и бережное отношение родителей имеет большое значение.

Говорить о том, что ошибки - это нормально

При первых неудачах дети теряют интерес, не хотят продолжать занятия. Важно объяснять, что без ошибок не бывает хороших результатов. Все обязательно получится.

Теперь вы знаете все о том, как научить ребенка таблице умножения разными способами, чтобы процесс запинания был в радость.

Здравствуйте, дорогие читатели! Помню я, как учила таблицу умножения, для меня это был сложный и длительный процесс. Делала я это летом у бабушки, она строгим голосом давала мне задание, например, выучить таблицу на 2, 3 и 4, а потом проверяла.

Для любого родителя рано или поздно наступает момент, когда его ребенку приходится учить таблицу умножения. Согласно современной школьной программе, осваивать материал предполагается во втором классе. Вот я и подумала, что таблицу стоит учить не самому ребенку, а вместе с родителями. И поэтому сегодня я хотела раскрыть некоторые секреты, как быстро выучить таблицу умножения ребенку.

Ранее мы рассмотрели с вами , а теперь самое время для таблицы умножения.

Многие из нас помнят записи на обратной стороне школьной тетради, где столбиками были написаны примеры на умножение. А вы не задумывались, дорогие читатели, почему эти бесконечные примеры называют таблицей?

Оказывается, таблица Пифагора (это второе ее название) действительно представляет собой квадрат, разделенный на клетки. Сверху и справа расположены множители, а на их пересечении – ответ примера на умножение.

Чтобы решить пример на умножение, нужно всего лишь провести мысленно горизонтальную и вертикальную линии от множителей. Тот квадрат, где они пересекутся, и будет содержать ответ.

Наблюдение ребенка за такой формой подачи материала позволяет быстро и легко его запомнить. Этот метод имеет много преимуществ:

  • Работать действительно интересно и увлекательно!
  • Школьник самостоятельно отыскивает закономерности, тренируя логическое мышление.
  • Понимая, что перед ним действительно таблица, а не набор примеров, почему-то так названных, малыш меняет свое отношение к математике как науке.
  • В пособии нет информационного «мусора» (знаков умножения и равно, которые «мозолят» глаз в примерах).
  • Постоянно заглядывая в пособие, ребенок зрительно запоминает числовые значения. Например, на вопрос, сколько будет пятью шесть, малыш не ответит, скажем, 55. Дело в том, что такая цифра вообще отсутствует, поэтому она не могла попадаться детям на глаза.

Итак, самый быстрый способ выучить таблицу умножения – это повесить ее в поле зрения и регулярно задавать малышу примеры. Вот, например, задание:


Иные способы

Чтобы умножение было понятно малышу, нужно объяснить его принцип. Скажем, нам нужно 3 умножить на два. Поясните, что мы берем тройку два раза, а для удобства записываем: 3×2.

Подкрепляем примеры реальными фактами. Задаем жизненный пример. Бабушка принесла два набора карандашей: Васе и Вове. В каждом наборе по 5 карандашей. Сколько всего карандашей получится? Чтобы не складывать, умножаем 5 на 2 и получаем 10.

Лучший способ, как помочь ребятам «справиться» с таблицей Пифагора, — игра. Возьмите кубики и укладывайте их по два в коробку. Посчитайте, сколько пар кубиков получилось. Составьте задачу, скажем, 2×4=8 кубиков. А теперь для наглядности разложите пример и представьте его в виде сложения: 2+2+2+2=2×4=8.


Легче всего выучить наизусть умножение на единицу. Просто объясните ребятам: в результате получается то же число, на которое умножали единицу.

На следующем этапе легче всего запомнить результаты умножения на 2. Нужно просто сложить два одинаковых числа.

Довольно просто научить умножать на 4. Сначала умножить число на 2 (это мы уже умеем), а затем полученный результат еще раз умножить на 2.

При умножении на 5 легко запомнить, что ответ должен заканчиваться на 5 или 0. Это облегчает поиск результата примера.

Самый сложный этап начинается с изучения примеров на 3,6,7 и 8. Приходится подключать другие методики:

  • Карточки для запоминания. Выберите несколько трудно запоминаемых примеров и напишите их на карточках. Положите их перед ребятами и попросите внимательно посмотреть и запомнить. Затем уберите пособия и попросите малыша восстановить множители и результат. Повторяйте так периодически изо дня в день до тех пор, пока твердо не запомнится материал. В конце обучения можно устроить экзамен. Напишите на отдельных листочках примеры и положите их изображением вниз. Малыш вытягивает пример и говорит ответ на него.


  • Наглядные пособия. Развесьте таблицу в доме в тех местах, где кроха чаще всего бывает. Пусть она всегда будет на виду. Изредка задавайте малышу примеры, чтобы он обращал внимание на пособия.
  • Стихи. Гуманитариям легче запомнить материал в виде рифмованных четверостиший. Подходящие стихотворения написали М. Казарина и А. Усачев.
  • Мультфильмы. Сегодня существует множество мультиков, в которых герои решают примеры. Одно такой прием хорош только на стадии знакомства.

И еще одна хитрость: объясните, что от перемены мест множителей результат не изменится. Иными словами, 3×4 и 4×3 дают одинаковый ответ: 12.

Перечень описанных приемов решает вопрос, как легко выучить с малышом таблицу Пифагора.

Когда начинать?

Большинство родителей «бросаются» учить с детьми материал, когда в школе до этого дойдет дело. Как правило, процесс начинается в 8 лет: в это время дети переходят во второй класс, где программа требует освоение принципов умножения. Дети, которые пошли в школу после 7 лет, приступают к таблице в 9 лет.

Поскольку школьная программа предполагает интенсивность в обучении, родители активно ищут ответ на вопрос, как выучить с детьми таблицу за 5 минут. К сожалению, наука пока не придумала такой метод. Можно использовать вышеуказанные способы, но они все равно потребуют время.

Совет психологов и педагогов – начинать изучение еще до школы или хотя бы летом после 1 класса. При таком подходе отсутствует спешка, у родителей и ребят достаточно времени, чтобы освоить и закрепить материал.

Многие родители считают лишним «загромождать» голову ребенка ненужными пока ему знаниями. Такое решение правомерно, если крохе тяжело дается математика, он еще не усвоил сложение и вычитание. В этом случае нужно создать ребенку хорошую базу, а затем приступать к умножению.

Но если малышу легко даются задачки по математике, таблицу можно повесить в комнате еще задолго до поступления крохи в 1 класс. Тем самым родители облегчают себе дело на два года вперед.

Изучать таблицу никогда не поздно. Она тренирует память, логическое мышление, заставляет детей думать.

Задание для родителей

Ну а теперь, дорогие родители, покажите класс. Прежде чем учить своих деток проверьте, хорошо ли вы сами знаете эту таблицу умножения. Решайте быстро, долго не думайте.

Мы с вами рассмотрели способы, позволяющие быстро и эффективно выучить с малышами таблицу. Если статья была вам полезна, оставьте к ней комментарии. До новых встреч, дорогие друзья!

Многие родители, чьи дети окончили первый класс, задают себе вопрос: как же помочь ребенку быстро выучить таблицу умножения. На лето детям задают выучить эту таблицу, и не всегда ребенок проявляет желание летом заниматься зубрежкой. Тем более, что если просто механически зазубрить и не закрепить результат, то можно впоследствии и забыть некоторые примеры.

В этой статье читайте способы, как быстро выучить таблицу умножения. Конечно, за 5 минут этого сделать не получиться, но за несколько занятий вполне можно достичь хорошего результата.

Также читайте статью,

В самом начале нужно объяснить ребенку, что такое умножение (если он еще не знает). Покажите смысл умножения на простом примере. К примеру, 3*2 — это значит, что цифру 3 нужно 2 раза сложить. То есть 3*2=3+3. А 3*3 — значит, цифру 3 нужно сложить 3 раза. То есть 3*3=3+3+3. И так далее. Понимая суть таблицы умножения, ребенку легче будет ее выучить.

Детям будет легче воспринимать таблицу умножения не в виде столбиков, а в виде пифагоровой таблицы. Она выглядит вот так:

Объясните, что числа на пересечении столбика и строчки — это результат умножения. Изучать такую таблицу ребенку намного интереснее, ведь тут можно найти определенные закономерности. И, когда посмотришь внимательно на эту таблицу, видно, что числа, выделенные одним цветом, повторяются.

Из этого ребенок даже сам сможет сделать вывод (а это уже будет развитие мозга), что при умножении при перемене множителей местами произведение не меняется. То есть он поймет, что 6*4=24 и 4*6=24 и так далее. То есть учить надо не всю таблицу, а половину! Поверьте, увидев первый раз всю таблицу (ого, сколько надо выучить!), ребенку станет грустно. Но, поняв, что учить надо половину, он заметно повеселеет.

Таблицу Пифагора распечатайте и повесьте на видном месте. Каждый раз, глядя на нее, ребенок будет запоминать и повторять какие-то примеры. Этот момент очень важен.

Начинать изучения таблицы нужно от простого к сложному: вначале выучите умножение на 2, 3, а потом на другие числа.

Для легкого запоминания таблицы используют различные инструменты: стихи, карточки, онлайн-тренажеры, небольшие секреты умножения.

Карточки — один из лучших способов быстро выучить таблицу умножения

Таблицу умножения нужно учить постепенно: в день можно брать для запоминания по одному столбику. Когда будет выучено умножение на какое-либо число, нужно закрепить результат с помощью карточек.

Карточки можете сделать сами, а можете распечатать уже готовые. Скачать карточки можете по ссылке ниже.

Скачать карточки для изучения таблицы умножения.

На одной стороне карточки пишутся умножаемые числа, на другой — ответ. Все карточки складываются ответом вниз. Ученик тянет поочередно карты из колоды, отвечая на заданный пример. Если ответ назван верный, карточка откладывается в сторону, если школьник ошибся — карточка возвращается в общую колоду.

Таким образом тренируется память, и таблица умножения быстрее учится. Ведь, играя, всегда интереснее учиться. В игре с карточками работает и зрительная память, и слуховая (нужно озвучить уравнение). А также учащийся хочет поскорее «расправиться» со всеми карточками.

Когда немного выучили умножение на 2, сыграли в карточки с умножением на 2. Выучили умножение на 3, сыграли в карточки с умножением на 2 и 3. И так далее.

Умножение на 1 и 10

Это самые легкие примеры. Тут даже заучивать ничего не надо, просто понять, как умножаются числа на 1 и на 10. Начните изучение таблицы с умножения на эти числа. Объясните ребенку, что при умножении на 1 получится то же умножаемое число. Умножить на один — означает взять какое-то число один раз. Тут не должно возникнуть сложностей.

Умножить на 10 — означает, что нужно сложить число 10 раз. И всегда получится число в 10 раз больше умножаемого. То есть для получения ответа нужно просто дописать ноль к умножаемому числу! Ребенок с легкостью сможет превратить единицы в десятки, прибавив ноль. Поиграйте с учеником в карточки, чтобы он лучше запомнил все ответы.

Умножение на 2

Умножение на 2 ребенок может выучить за 5 минут. Ведь в школе он уже научился складывать единицы. А умножение на 2 — не что иное, как сложение двух одинаковых чисел. Когда ребенок знает, что 2*2 = 2+2, а 5*2 = 5+5 и так далее, то этот столбик никогда не станет для него камнем преткновения.

Умножение на 4

После того, как выучили умножение на 2, переходите к умножению на 4. Этот столбик ребенку будет легче запомнить, чем умножение на 3. Чтобы легко выучить умножение на 4, распишите ребенку, что умножение на 4 — это умножение на 2, только два раза. То есть сначала умножаем на два, а потом полученный результат еще на 2.

Например, 5*4 = 5*2 *2 = 5+5 (как при умножении на 2 нужно сложить одинаковые числа, получаем 10) + 10 = 20.

Умножение на 3

Если с изучением этого столбика возникнут сложности, можно обратиться за помощью к стихам. Стихи можно взять готовые, а можно придумать самому. У детей хорошо развита ассоциативная память. Если ребенку показать наглядный пример умножения на каких либо предметах из его окружения, то он легче запомнит ответ, который у него будет ассоциироваться с каким-либо предметом.

Например, разложите карандаши в 3 кучки по 4 (или 5, 6, 7, 8, 9 — смотря какой пример ребенок забывает) штук. Придумайте задачку: у тебя есть 4 карандаша, у папы есть 4 карандаша и у мамы есть 4 карандаша. Сколько всего карандашей? Посчитайте карандаши и сделайте вывод, что 3*4 = 12. Иногда такая визуализация очень помогает запомнить «сложный» пример.

Умножение на 5

Помню, для меня этот столбик был самым легким для запоминания. Потому что каждое следующее произведение увеличивается на 5. Если умножать четное число на 5, в ответе получится тоже четное число, заканчивающееся на 0. Дети легко это запоминают: 5*2 = 10, 5*4 = 20, 5*6 = 30 и т.д. Если умножать нечетное число, то в ответе получим нечетное число, заканчивающееся на 5: 5*3 = 15, 5*5 = 25 и т. д.

Умножение на 9

Пишу после 5 сразу 9, потому что в умножении на 9 есть маленький секретик, который поможет быстро выучить этот столбик. Выучить умножение на 9 можно с помощью пальцев!

Для этого положите руки ладонями вверх, пальцы разогните. Мысленно пронумеруйте пальцы слева направо от 1 до 10. Загните тот палец, на какое число нужно умножить 9. Например, нужно 9*5. Загибаете 5 палец. Все пальцы слева (их 4 — это десятки), пальцы справа (их 5) — единицы. Соединяем десятки и единицы, получаем — 45.

Еще один пример. Сколько будет 9*7? Загибаем седьмой палец. Слева остается 6 пальцев, справа — 3. Соединяем, получаем — 63!

Чтобы лучше понять этот простой способ выучить умножение на 9 — посмотрите видео.

Еще один интересный факт об умножении на 9. Посмотрите на картинку ниже. Если записать столбиком умножение на 9 с 1 до 10, то можно заметить, что произведения будут иметь некую закономерность. Первые цифры будут от 0 до 9 сверху вниз, вторые цифры — от 0 до 9 снизу вверх.

Также, если внимательно посмотреть на получившийся столбик, можно заметить, что сумма чисел в произведении равна 9. К примеру, 18 — это 1+8=9, 27 — это 2+7=9, 36 — это 3+6=9 и так далее.

Второе интересное наблюдение такое: первая цифра ответа всегда на 1 меньше, чем число, на которое умножается 9. То есть 9×5 =4 5 — 4 на один меньше, чем 5; 9×9 =8 1 — 8 на один меньше, чем 9. Зная это, легко вспомнить, на какую цифру начинается ответ при умножении на 9. Если вторую цифру забыли, то ее легко можно посчитать, зная, что сумма чисел в ответе равна 9.

Например, сколько будет 9×6 ? Сразу понимаем, что ответ будет начинаться на цифру 5 (на один меньше, чем 6). Вторая цифра: 9-5=4 (потому что сумма чисел 4+5=9). Получается 54!

Умножение на 6,7,8

Когда вы с ребенком приступите к изучению умножения на эти числа, он уже будет знать умножение на 2, 3, 4, 5, 9. С самого начала Вы объяснили ему, что 5×6 — это то же самое, что 6×5. Значит, некоторые ответы он уже знает, их не нужно учить сначала.

Остальные уравнения нужно выучить. Используйте таблицу Пифагора и игру в карточки для лучшего запоминания.

Есть один способ, как посчитать ответ при умножении на 6, 7, 8 на пальцах. Но он более сложный, чем при умножении на 9, потребуется время для подсчета. Но, если какой-то пример никак не хочет запоминаться, попробуйте с ребенком посчитать на пальцах, возможно, ему так будет проще выучить эти самые сложные столбики.

Чтобы легче запомнить самые сложные примеры из таблицы умножения, порешайте с ребенком простые задачки с нужными числами, приведите пример из жизни. Все дети любят ходить в магазин с родителями. Придумайте ему задачку на эту тему. Например, ученик никак не может запомнить, сколько будет 7×8. Тогда смоделируйте ситуацию: у него День рождения. Он пригласил в гости 7 друзей. Каждого друга нужно угостить 8 конфетами. Сколько конфет он купит в магазине для друзей? Ответ 56 он запомнит намного быстрее, зная, что это количество угощений для друзей.

Запоминать таблицу умножения можно не только дома. Если Вы с ребенком на улице, то можно решать задачки, исходя из того, что вы видите. Например, мимо вас пробежало 4 собаки. Спросите ребенка, сколько всего у собак лап, ушей, хвостов?

Также дети очень любят играть на компьютере. Так пусть играют с пользой. Включите ученику онлайн-тренажер для запоминания таблицы умножения.

Занимайтесь изучением таблицы умножения, когда у ребенка хорошее настроение. Если он устал, начал капризничать, то лучше оставьте дальнейшее обучение на другой раз.

Используйте те методы, которые больше подходят Вашему ребенку, и все получится!

Желаю легкого и быстрого запоминания таблицы умножения!

Вы же наверняка не раз слышали мнение, что уровень математического образования падает.

Когда мои дети учились во втором классе, я отчетливо поняла, почему падает уровень математического образования в школе. Именно во втором классе, при закладке фундамента математического образования, возникает такая гигантская невосполнимая дыра.

Главная проблема - в таблице умножения. Посмотрите на тетради в клетку, которые есть у ваших детей-школьников.

Я долго ходила по магазинам в поисках тетрадей. И все равно на всех вот такая картина:

Есть тетради еще хуже (для старшеклассников), на которых таблицы умножения нет, а есть куча бессмысленных формул.

Ну так чем же эта тетрадь плоха? Ничего не подозревающий родитель видит, что на тетради таблица умножения. Вроде всю жизнь на тетрадях была таблица умножения. Что не так-то?

А проблема как раз в том, что на тетради НЕ таблица умножения.

Таблица умножения, дорогие мои читатели, это вот:

По-другому ее называют «таблица Пифагора».

Верхнюю и левую колонки можно не брать, только основной прямоугольник.

Во-первых, это таблица. Во-вторых, она интересная!

Ни один ребенок не будет рассматривать выписанные столбиками примеры.

Ни один ребенок не сможет найти в выписанных примерах интересные фишки и закономерности.

И вообще, когда учитель говорит: «Выучи таблицу умножения», - а ребенок даже перед собой таблицы не видит, он сразу понимает, что математика - это такая наука, где обычные вещи названы по-другому и надо много-много зубрить, а понять ничего невозможно.

Чем же «таблица» лучше?

  • Во-первых, в ней нет мусора и информационного шума в виде левой части примеров.
  • Во-вторых, над ней можно подумать. Тут даже нигде не написано, что это умножение - просто таблица.
  • В-третьих, если она постоянно под рукой и ребенок на нее постоянно натыкается, он волей-неволей начинает запоминать эти числа. В частности, на вопрос «семью восемь» он никогда не ответит «55», ведь числа 55 вообще в таблице нет и не было!

Запоминать столбики примеров способны только дети с аномальной памятью. В «таблице» надо запоминать гораздо меньше.

Кроме того, ребенок автоматом ищет закономерности. И сам самостоятельно их находит. Такие закономерности находят даже дети, еще не умеющие умножать.

Например: числа, симметричные относительно диагонали, равны.

Людской мозг просто настроен искать симметрию, и если ее находит и замечает, очень радуется. А что это означает? Это означает, что от перестановки мест сомножителей произведение не меняется.

Понимаете, ребенок замечает это сам! А то, что человек придумал сам, он запомнит навсегда, в отличие от того, что он зазубрил или ему сказали.