Эффект «дисторшн» для электрогитары. Обязательно ли покупать и использовать дисторшн

Мы уже с Вами поговорили в одном из предыдущих постов, а теперь пришло время познакомиться с эффектом под названием дисторшн . С английского языка это слово переводится, как искажение. По сути своего воздействия этот эффект похож на действие овердрайва.

Теоретические основы эффекта дисторшн

Взглянем на картинку и проанализируем её. Нарисованная пунктиром синусоида — это ни что иное, как звуковая волна.

Действие нашего эффекта заключается в том, что сигнал ограничивается по амплитуде. Он как бы срезает верхние «гребни» сигнала. Получается достаточно угловатый график звуковой волны.

В целом действие дисторшна похоже на овердрайв, но сигнал ограничивается довольно резко. Я бы сказал, что он обрубается или режется.

Для тех, кто хорошо знаком с электроникой, ниже представлена схема эффекта дисторшн Boss DS-1.

Схема примочки дисторшн


Звук с применением эффекта дисторшн характеризуется плотностью и тяжестью звучания, у гитары увеличивается сустейн (продолжительность звучания извлечённых нот), увеличивается количество гармоник. Получается такой жужжащий металлический звук. И чем больше Вы выкручиваете ручку «Gain» на примочке, тем тяжелее и монолитнее получается звук. Пример того, как можно настроить педаль дисторшн, Вы можете посмотреть на изображении ниже и использовать данные настройки на своей примочке.

Настройки педали Distortion

Эффект дисторшн получается путём перегруза усилителя. Чаще всего конструктивно исполняется в виде напольной педали. На таких педалях всегда есть ручка увеличения перегруза (Gain), а также различные вариации ручек настройки звуковых частот, тона и громкости. Эти педали являются, наверное, самыми востребованными у большинства музыкантов.

Применение эффекта дисторшн

Гитарный дисторшн получил широкое распространение в тяжёлой рок музыке. Музыку групп различных экстремальных стилей металла невозможно представить без жёстко звучащих гитар. У каждого гитариста этих групп есть в арсенале педаль Distortion какой-либо известной фирмы, либо они используют , где уже есть встроенный дисторшн. С распространением такого гитарного звучания изменилась и сама манера игры музыкантов, их звукоизвлечение. Развивалась скоростная медиаторная техника, различные варианты глушения и специальные приёмы игры на электрогитаре, которые мы будем изучать в дальнейшем.

Многие производители гитарного оборудования имеют в своей линейки продукции примочки дисторшн для гитары. Из наиболее известных можно выделить:


Vox Cooltron Bulldog Distortion


      Дата публикации: 01 сентября 1997 г.

Традиционно слово “искажение” имеет негативную окраску в кругах аудиофилов. Обычно стремятся иметь усилитель низкой частоты с очень маленькими нелинейными и частотными искажениями. Обычные требования к звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуре - нелинейные искажения меньше 0.01% и линейная (без выбросов и провалов, т.е. без искажений) частотная характеристика.

О т табличных синтезаторов звука обычно также требуется чистое неискажённое звучание. Однако при студийной обработке звука искажения всё же применяются в устройствах типа “Aural Exciter” производства фирмы Aphex. Но пожалуй единственная область музыкальной индустрии, где без искажений звука обойтись невозможно это электрогитара и всё что с ней связано. Поэтому в этой статье основное внимание будет уделено устройствам обработки сигналов электрогитары, использующим различным формам нелинейных и амплитудно-частотных искажений, но и принцип действия устройств подобных “Aural Exciter” также будет освещён. Понятие хорошего гитарного звука (“good guitar tone”) неразрывно связано с “правильными” нелинейными, частотными и другими искажениями, которым подвергается сигнал электрогитары гитары проходя через специальные гитарные предусилители, фуз(fuzz), овердрайв(overdriver), cустэйн (sustain), дистошн(distortion), гранж (grunge) фильтры, усилители мощности низкой частоты и “гитарные” (отнюдь не Hi-Fi) звуковые колонки. Причём, действительно хорошего гитарного звука обычно пытаются добиться используя в той или иной мере все эти компоненты, образующие все вместе как бы “устройство” или “цепочку” обработки (искажения) сигнала электрогитары. Многие фирмы предпринимают попытки реализовать алгоритмы искажений методами цифровой обработки сигналов (DSP) и объединить все искажающие элементы в единое (однокорпусное) устройство - гитарный процессор, добавляя в него также эффекты реверберации, хоруса, гармонайзера и компрессора, в той или иной мере изменяющие (искажающие) параметры входного сигнала. Одно из таких устройств вы можете видеть на Рис.1.

Рис.1. Типичный гитарный процессор.

Первым искажающим элементом через который обычно проходит сигнал электрогитары обычно является гитарный предусилитель (pre-amplifier). Это совсем не Hi-Fi предусилитель. Он не должен быть устройством с очень маленьким уровнем нелинейных искажений и не должен иметь абсолютно гладкую амплитудно-частотную характеристику от 20 Гц до 20 кГц. Обычно сразу после предусилителя используют блок регулировки тембра “bass/mid/treble” (исказитель частотной характеристики) и приходится повозится, подбирая положения ручек регуляторов. Гитаристы, как правило, отдают предпочтение ламповым (или хотя бы имитирующим лампы) гитарным предусилителям. Поэтому давайте для начала разберемся с амплитудно-частотными и нелинейными искажениями, вносимыми в сигнал ламповыми (и имитирующими их) предусилителями. Не будем сейчас концентрироваться на конкретных названиях усилителей дабы не отвлекаться от главной темы - “искажения”, а также потому, что характерные свойства разных ламповых (и имитирующими их) предусилительных устройств не сильно отличаются друг от друга. Однако, я думаю, что читатели легко догадаются о каком усилителе идет речь, посмотрев на Рис.2.

Рис.2. Ламповый усилитель.

Для начала включим ламповый усилитель и гитарный процессор в режим “clean tube” или “чистый ламповый звук” и подадим на вход синусоидальный сигнал (Рис.3.) частотой 440 Гц.

Рис.3. Тестовый синусоидальный сигнал.

На выходе этих устройств мы увидим очень похожие сигналы, примерно такие как показан на Рис.4.

Рис.4. Форма выходного сигнала в режиме “чистый ламповый звук”

Очевидно, что исходный синусоидальный сигнал подвергся значительным нелинейным искажениям. Их уровень составляет примерно 9..10%, что очень далеко от типичных значений (0.01% и менее) для обычных, негитарных усилителей. Характерна также сильная асимметрия выходного сигнала, необходимая для обогащения его спектра чётными гармониками. В случае отсутствия чётных гармоник звук приобретает неестественный синтезаторный, плоский, “бедный”, “примитивный” оттенок. Спектр синусоидального сигнала, искаженного ламповым (или имитирующим его) предусилителем показан на Рис.5.


Рис.5. Спектр синусоидального сигнала, искаженного ламповым (или имитирующим его) предусилителем.

Хорошо видно (Рис.5.), что спектр сигнала после гитарного предусилителя значительно обогащён как чётными так и не чётными гармониками. Амплитуды гармоник достаточно быстро спадают начиная с -18 дБ для второй гармоники и до -72 дБ для 18 гармоники. Амплитудно-частотная характеристика, типичная для гитарных предусилителей, показана на Рис.6.


Рис.6. Амплитудно-частотная характеристика, типичная для гитарных предусилителей в режиме “чистый ламповый звук”.

Таким образом типичные “правильные” или “ламповые” нелинейные искажения на стадии предварительного усиления сигнала должны генерировать как чётные так и нечётные гармоники исходного сигнала с достаточно быстрым спадом их амплитуд в зависимости от номера гармоник. А типичные искажения амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) вносимые на стадии предварительного усиления сигнала заключаются в небольшом подъёме усиления (+6 дБ) в диапазоне частот 3..8 кГц и резком спаде АЧХ начиная с 16..18 кГц до -46 дБ в районе 22 кГц.

Фуз (fuzz), сустэйн (sustain), овердрайв (overdriver) и дисторшн (distortion) очень популярные звуковые эффекты, базирующиеся на использовании нелинейных и амплитудно-частотных искажениях. Это довольно схемотехнически несложные устройства, которые может самостоятельно изготовить любой даже начинающий радиолюбитель. Построены все эти устройства примерно на одних принципах. На Рис.7 приведена схема очень популярного в своё время (десять лет назад) овердрайва, скаченная из Интернета.


Рис.7. Типичная схема овердрайва, фуза или дисторшна.

Устройства, использующие подобные электрические принципиальные схемы, под названиями или фуз, или овердрайв, или дисторшн выпускались да и всё ещё выпускаются многими фирмами. Несмотря на простоту принцип работы такого устройства достаточно интересен и поучителен. Рассмотрим его более подробно. Входной сигнал с разъёма IN поступает через конденсатор 0.01 mF на вход операционного усилителя. Этот конденсатор и резистор 1М образуют фильтр высоких частот с частотой среза 100 Гц, обеспечивающих “завал” коэффициент усиления устройства на частотах ниже 100 Гц. Такая фильтрация сигналов характерна и для многих ламповых усилителей. Далее сигнал усиливается операционным усилителем в 2--200 раз. Коэффициент усиления регулируется резистором 500 кОм. Очень интересная и важная деталь, во многом определяющая качество звука этого устройства - конденсатор 0.05 mF, резистор 4К7 и переменный резистор 500К образуют фильтр высоких частот с переменной частотой среза! При коэффициенте усиления 2 фильтр ослабляет частоты сигнала ниже 100 Гц, а при коэффициенте усиления 200 будут ослабляться частоты сигнала ниже 4 кГц, что эквивалентно значительному подъёму АЧХ в районе 4 кГц и выше. Далее усиленный сигнал поступает на ограничитель (нелинейный исказитель), выполненный на двух включенных встречно-параллельно диодах, совмещённый с фильтром низких частот с частотой среза 10 кГц (имитирующим “завал” высших частот в гитарных предусилителях). Как видите даже такое простое устройство производит довольно сложные АЧХ и нелинейные искажения. Типичный спектр гармоник на выходе фуза, дисторшна и овердрайва при подаче на вход синусоидального сигнала приведён на Рис.8. На графике хорошо заметно характерное для транзисторных устройств отсутствие чётных гармоник. На вход был подан синусоидальный сигнал частотой 440 Гц. Следовательно, пик второй гармоники на графике Рис.8 должен находится на частоте 880 Гц. Однако там практически ничего нет. Амплитуда второй гармоники находится на уровне -80 дБ. Чётные гармоники более высокого порядка также имеют очень маленькие амплитуды. Возможно этим и определяется некоторая “тусклость”, “транзисторность” звука стандартных фуз, дисторшн и овердрайв устройств. Медленный спад амплитуд нечётных гармоник видимо и добавляет в звук то, что обычно называют “песком” или высокочастотным треском.


Рис.8. Типичный график спектра гармоник на выходе фуза, дисторшн или овердрайва при подаче на вход синусоидального сигнала.

Таким образом общая логика работы исказителей сигнала типа фуз, дистошн, сустайн и овердрайв заключается в предварительном ослаблении самых низких частот (ниже 100..200 Гц) в спектре входного сигнала, в усилении сигнала в десятки (иногда в сотни) раз с одновременным искажением АЧХ в области средних частот (значительный “подъём” в области 3..6 кГц) и последующим двухсторонним симметричным ограничением сигнала и, наконец, окончательной отфильтровкой (ослаблением) высокочастотной части (выше 3..10 кГц) в спектре сигнала. На рис 9. показана типичная АЧХ устройства типа сустэйна. Аналогичная картина АЧХ наблюдается и для фуз, дисторшн и овердрайв.


Рис.9. Типичная АЧХ искажающих устройств типа фуз, дисторшн, овердрайв и сустайн.

Различия между искажающими устройствами сведены в таблицу 1.

Таблица 1.

Частота среза входного ФВЧ

Ограничитель

Частота среза выходного ФНЧ

фуз

нет

“жёсткий”

4..8 кГц

дисторшн

400 Гц..3 кГц

“средний”

3..6 кГц

овердрайв

100 Гц..800 Гц

“мягкий”

3..6 кГц

сустэйн

100 Гц

“средний”

0,8..1,5 кГц

В устройствах типа фуз часто отсутствует предварительный фильтр, ослабляющий низкие частоты. В них применяется жёсткий ограничитель типа включенных встречно-параллельно диодах в обратную отрицательную связь операционного усилителя. В дисторшне, как правило, используются предварительные фильтры высокой частоты (ФВЧ) подавляющие частоты в полосе от 0 Гц до 0.4 кГц..2 кГц (обычно это “дифференцирующая” RC-цепочка), средний по жёсткости ограничитель на диодах и выходной фильтр низких частот с частотой среза 3..6 кГц, обеспечивающий спад АЧХ на высоких частотах 12..24 дБ и более на октаву (фильтр бетрвота 2..6 порядка). Овердрайв, на мой взгляд, призван имитировать перегрузку лампового усилителя и поэтому имеет незначительное подавление низких частот, “мягкий” ограничитель и плавный спад усиления на высоких частотах. Сустэйн обычно имеет значительный коэффициент усиления, не очень “жёсткий” ограничитель и фильтра нижних часот, ослабляющий частоты выше 800..1500 Гц. Основное отличие исказителей в “фирменных” ламповых гитарных усилителях от большинства транзисторных устройств в том, что спектр сигналов на выходе ламповых усилителей содержит и чётные и нечётные гармоники. Может быть именно поэтому музыканты предпочитают звук ламповых гитарных “примочек”.

Тенденции развития искажающих устройств типа фуз, овердрайв, сустэйн и дисторшн заключаются в применении активных фильтров на операционных усилителях вместо RC (резистор-конденсатор) цепочек, имеющих более крутые скаты своих частотных характеристик и большее подавление нежелательных высокочастотных компонент (т.е., так называемого “песка”). Также большое внимание разработчики уделяют созданию более совершенных устройств ограничения и нелинейного искажения сигнала. Так на одном из серверов Интернет (www.geocities.com/SiliconValley/Pines/7899) недавно появилась интересная схема дисторшн (Рис 10). В отличии от традиционного встречно-параллельного включения двух диодов (Рис.7) в этом современном искажающем устройстве применяется сложная схема на операционном усилителе, дающая более насыщенный и плотный звук. Однако в этой схеме также будут подавляться чётные гармоники из-за её симметричности. По видимому для дальнейшего улучшения звучания исказителей следует проектировать схемы не подавляющие чётные гармоники.


Рис.10. Часть современной схемы дистошн от независимых разработчиков, скаченная из Интернет.


Дисторшн – это замечательно. Очень полезный эффект. Когда мне было 13 лет, у меня появился первый усилитель. Это был 10-ваттный басовый усилитель Epiphone. Басовый усилитель! Он выдавал сплошную кашу, и единственным его преимуществом была громкость. Не более того.

Но когда я впервые включил гитару в настоящий гитарный усилитель!… Вау!… У моей двоюродной сестры была розовая гитара Hello Kitty Squier Strat в комплекте с миниатюрным гитарным усилителем Squier. Мне было скучно, и я включил гитару в него. Ударил по струнам, и меня буквально отнесло на 10 футов силой звучания, сдобренного дисторшн. Это был отличный дисторшн!

Я целый час играл все фразы, которые только приходили мне на ум. Теперь-то они действительно звучали. из “Johnny B. Goode”, из “The House Is Rockin’”, из “Simple Man” – все это неожиданно обрело смысл. Все, что я делал до этого, можно было забыть. Наконец-то я понял, в чем дело.

К сожалению, это превратилось в зависимость.

Я дошел до того этапа, когда ручку гейна уже нельзя было выкрутить больше. Я не мог играть без искажения. Это был довольно печальный период моей жизни, о котором я не очень-то люблю вспоминать.

Но к счастью, однажды мне повстречался гитарист, прививший мне идею «вкуса», и я начал «слезать с иглы». Это было не так просто. Все, что я играл, казалось мне полным отстоем. Ни тон, ни грув не заводили. Мир рушился на глазах. Все казалось лишенным смысла. Но у меня был , который я позаимствовал у старшего брата друга, когда он решил бросить игру на тромбоне, и этот прибор стал моим первым помощником. Я занимался часами, днями, месяцами. Метроном давно уже сломался, но я не забываю о нем. Теперь его место занимает приложение на моем смартфоне. Приложение, которое я открываю очень часто.

Дисторшн – это, конечно, неплохо, но страшно то, что это превращается в своего рода эпидемию.

Если вам тоже доводилось переживать нечто подобное, знайте: вы не одиноки. Вы не жертва, а борец за жизнь. Давайте поговорим о тех случаях, когда дисторшн действительно приносит пользу, а параллельно и о тех, когда он только вредит.

Пауэр-аккорды

Пауэр-аккорды делают процесс игры на гитаре чем-то очень крутым . Вы включаете усилитель, играете две ноты, и все встает на свои места. Причины этого лежат в теории. между двумя нотами пауэр-аккорда называется квинтой. Это очень простой интервал в гармоническом плане. Когда вы добавляете звучанию дисторшн, это усложняет ноту гармонически. Поэтому объединяя гармонически простые ноты с гармонически сложным звучанием, вы буквально становитесь гитарным богом (Пример 1 ).

А вот музыкально сложные аккорды не всегда хорошо звучат с дисторшн. Джазовые и акустические гитаристы могут играть сногсшибательные аккордовые расширения, при этом каждая нота будет звучать кристально чисто. Здесь дисторшн только мешает.

Конечно, если вам вполне достаточно пауэр-аккордов, дисторшн – ваш хороший друг.

Пауэр-аккорды наоборот

Если вы зажмете две струны на одном и том же ладу, вы получите кварту. Это тоже пауэр-аккорд, но перевернутый с ног на голову (C–G это квинта, а G–C это кварта). А раз он состоит из тех же нот, что и стандартный пауэр-аккорд, то он подчиняется той же логике: простые ноты + сложное звучание = хорошо. Именно поэтому у меня так хорошо звучали фразы в духе Чака Берри (Chuck Berry) (Пример 2 ). Там часто встречается кварта, и в сочетании с овердрайвом получается просто идеально.

Выравнивание высоких нот

Дисторшн влияет не только на взаимодействие нот между собой, но и на длительность звучания отдельных нот. Конечно, вы должны стремиться к тому, чтобы уметь играть соло Pantera через Fender Twin на отметке 3 и не получать при этом мертвых нот, но ведь если нота не мертва, это еще не значит, что она жива! Когда вы играете высокие ноты на гитаре, вы часто слишком сильно атакуете струну медиатором, и гитара выдает ощущение меньшего сустейна. С сустейном-то все в порядке, но вы его просто не замечаете, потому что при каждом ударе по струне на вас обрушивается бомба.

Здесь дисторшн может помочь.

Дисторшн – это тот звук, который мы слышим, когда аудиоволна обрезается, что означает, что усилитель не может справиться с уровнем, поступающим в него, и обрезает верхи и низы волны, чтобы вывести сигнал. После процедуры срезания баланс медиаторной атаки и сустейна восстанавливается, а звучание выравнивается. Особенно это актуально для игры в высоких позициях на грифе.

Поэтому многие кантри-гитаристы используют . Это то же самое выравнивание, но без нежелательного (в их случае) эффекта искаженного тона (Пример 3 ).

Глушение струн

Когда усилитель и педали проводят звук через себя и возникает дисторшн, возникает эффект «освобождения». Это когда цепь освобождается от перегрузки. Слишком громкий сигнал понижается, а затем – когда уровень снижается до приемлемой точки – наступает фаза освобождения. Даже если поступающий от гитары сигнал становится тише, цепь сдерживает звук все меньше и меньше. В результате возникают странные призвуки, напоминающие работу насоса.

Возможно, это покажется вам сложным, но с этим эффектом можно легко экспериментировать, играя приемом (Пример 4 ).

Глуша струны ладонью, мы заставляем звук быстро затихать. Сигнал, проходящий через усилитель или педаль, представляет собой волну с большой амплитудой, за которой следует резко затихающее звучание ноты. Каждый раз, когда мы играем так, мы вызываем срезание волны, после чего идет тихий, но не полностью затухший звук, что и дает нам то самое чаг-чаг-чаг, так часто встречающееся во многих композициях.

Для этого нужен дисторшн. Без него медиаторные атаки не будут срезаться, и в итоге получится нечто очень странное. Думаю, вам больше нравится то, что дает дисторшн.

Искусственные флажолеты

Вам наверняка знаком тот пронзительный свист, который ваши любимые гитаристы время от времени высекают из струн? Один из способов получить это звучание – извлечь искусственный флажолет. По сути, это то же самое, что и флажолет на 12 ладу. Вы атакуете струну, а затем прикасаетесь к ней в том месте, где вибрация самая низкая. Разница лишь в том, что в случае искусственного флажолета вы делаете это одновременно: атакуете струну медиатором и прикасаетесь к ней большим пальцем, которым этот медиатор держите (Пример 5 ).

Здесь вам тоже понадобится дисторшн, потому что только так вы сможете получить более сложный в гармоническом плане тон, Я уже упоминал об этом в Примере 1, но думаю, тут стоит немного углубиться в детали. Каждая нота, которую вы играете, имеет серию обертонов, которые затихают с ростом высоты. Когда вы используете дисторшн, сигнал срезается, что ведет к выравниванию обертонов. Поэтому флажолет на седьмом ладу акустической гитары практически не слышен, а вот на электрогитаре он буквально кричит. Это дает вам больше возможностей по извлечению искусственных флажолетов.

Сыграйте ноту, расположив медиатор так, чтобы кончик большого пальца прикоснулся к струне сразу после атаки медиатором. В зависимости от ноты, которую вы играете, флажолеты располагаются на разных точках струны, поэтому поэкспериментируйте с местом атаки и выберите то, что вам нравится.

 

Если вы считаете себя зависимым от дисторшн, имейте в виду: все не так плохо! Вам никто не запрещает пользоваться этим замечательным эффектом, но постарайтесь делать это с умом. Ведь далеко не каждая композиция так уж нуждается в нем.

Если у Вас есть электрогитара и огромное желание играть рок музыку, но нет усилителя, то эта статья будет для Вас полезна! В статье я предлагаю конструкцию достаточно мощного гитарного усилителя с эффектом дисторшн.

Сигнал с электрогитары поступает на вход двухкаскадного усилителя, который обладает большим коэффициентом передачи. В качестве транзисторов VT1 и VT2 использованы отечественные транзисторы КТ3102Е.
Глубина искажения и порог наступления эффекта регулируется изменением коэффициента передачи каскада переменным резистором R4.

На рисунке 1 проиллюстрирована работа данного эффекта. Пунктирной линией обозначены границы нормальной (рабочей) области входного аудиосигнала. На верхнем первом графике представлен оригинальный сигнал поступающий на вход. Допустим, что в нем имеется два участка, на которых напряжение сигнала выходит за пределы нормальной области. Второй нижний график показывает то, что на выходе двухкаскадного усилителя наступает двустороннее симметричное ограничение этих участков, т.е. происходит "лимитирование" или "клиппирование".

В начальном положении переменного резистора R4 аудиосигнал практически не будет искажаться, тогда как при его выкрученном положении наступает клиппирование даже среднего значения напряжения входного сигнала с электрогитары. По ощущениям звук становится более жестким.

После того как мы получили эффект «Дисторшн» остается усилить звуковой сигнал. С этой задачей отлично справится усилитель собранный на микросхеме TDA2030 (или TDA2050). Питание на нее подается однополярное. Чтобы не перегружать вход усилителя выходной сигнал берется с коллекторной нагрузки транзистора VT2 с коэффициентом деления 1:27.

Обратите внимание, что питание схемы осуществляется от 2 батареек Крона с напряжением 9 В. Первая батарейка (GB1) питает левую часть схемы, отвечающую за искажение поступающего сигнала, а вторая (GB2) обеспечивает питанием усилитель на микросхеме TDA2030. Если напряжение подавать от блока питания, то возможны сетевые помехи в колонке.


Рис.2. Схема электрическая принципиальная

Ниже представлены фотографии процесса сборки.
В качестве корпуса была использована электромонтажная распред.коробка.

Переменный резистор в моем случае такой (не лучший выбор)

И небольшой лайфхак по изготовлению клеммы для батарейки "крона" из аналогичной старой. Для этого устройства их понадобится 2 шт.

Демонстрацию работы устройства вы можете посмотреть в прикрепленном видео. Выходной звук в моем случае прослушивается на колонку от музыкального центра (параметры колонки 6 Ом, 50 Ватт).

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
DA Аудио усилитель

TDA2030A

1 В блокнот
VT1 VT2 Биполярный транзистор

КТ3102ЕМ

2 В блокнот
C1, C3 Конденсатор 0.22 мкФ 2 В блокнот
C2 10 мкФ 1 В блокнот
C4 Электролитический конденсатор 4.7 мкФ 1 В блокнот
C5 Электролитический конденсатор 22 мкФ 1 В блокнот
C6, C8, C9 Конденсатор 0.1 мкФ 3 В блокнот
C7, C10 Электролитический конденсатор 2200 мкФ 2 В блокнот
R1 Резистор

100 кОм

1 В блокнот
R2, R12 Резистор

2.2 кОм

2 В блокнот
R3 Резистор

15 кОм

1 В блокнот
R4 Переменный резистор 15 кОм 1 В блокнот
R5 Резистор

Дисторшн – это эффект, при котором амплитуда сигнала ограничивается с двух сторон (рис. 1), но не только он может создавать этот эффект, овердрайвом также можно добиться искажений, включив усилитель на всю мощность. Искажение – ограничение амплитуды сигнала с двух сторон. Есть два вида ограничения: мягкое – овердрайв (рис. 2) и жесткое – дистошн (рис. 3). При мягком – уровень ограничения обратно пропорционален уровню входного сигнала. Это достигается включением встречно-параллельно диодов в цепь ООС (отрицательной обратной связи) операционного усилителя. При жестком ограничении уровень сигнала ограничивается внутри некоего диапазона. Это осуществляется включением на выход операционного усилителя диодов, включенных встречно-параллельно.

Я приведу схему устройства дистошн, в которой звук наиболее подходящий для “металлических” направлений. Он был испытан с разными типами гитар: “IBANEZ RG505”, “Honer Rock Wood”, “Fender Strutocastef, “Russ tone” и отечественными “Аэлита”, “Форманта” и показал неплохие результаты, но к последним, для создания хорошего эффекта, требовалось применять простой предусилитель. Схема этого устройства показана на рис. 4.

Сигнал с выхода электрогитары поступает через разделительный конденсатор С1 и резистор R1 на инвертирующий вход операционного усилителя. Резистор R5 создает обратную связь между выходом и входом DA1.

Рис. 1. Амплитуда сигнала

Рис. 2. Схема овердрайв

Рис. 3. Схема дистошн

Рис. 4. Схема предусилителя

Рис. 5. Схема предусилителя

К нему подключена цепь R6, С5, R7. С помощью резистора R7 регулируется дистошн. При плохой регулировке или отказе работы устройства, нужно поменять местами элементы R6 и С5. Далее усиленный сигнал ограничивается двумя диодами и поступает на выход.

Для нормальной работы устройства нужно подобрать резисторы R1 и R8, а также диоды по вольт-амперным характеристикам. Если дистошн имеет слабо выраженный эффект, можно воспользоваться предусилителем, изображенным на рис. 5. В устройстве желательно применить малошумящий операционный усилитель. Кроме перечисленных подходят еще К553УД2, К153УД1.. .К153УДЭ и т.д. В предусилителе стоит транзистор типа КТ3102, КТ315 (с любым буквенным индексом). Устройство собрано на печатной плате из одностороннего фольгированного текстолита размером 50×30 мм.