Классификация нейронных сетей. Что такое искусственные нейронные сети

    Шаг 4. Применяем правило 2. условием которого является данное утверждение. Получаем вывод исходного утверждения.

    Заметим, что для упрощения ситуации мы предположили, что в обоих случаях факты "Небо покрыто тучами" и "Барометр падает" уже известны системе. На самом деле система выясняет истинность или ложность факта, входящего в условие некоторого правила, спрашивая об этом пользователя в тот момент, когда она пытается применить правило. Приведенный пример сознательно выбран очень простым и не отражающим многих проблем, связанных с организацией вывода в экспертной системе. В частности, из примера может создаться впечатление, что прямая цепочка рассуждений эффективнее, чем обратная, что на самом деле, вообще говоря, не так. Эффективность той или иной стратегии вывода зависит от характера задачи и содержимого базы знаний. В системах диагностики чаще применяется прямой вывод, в то время как в планирующих системах более эффективным оказывается обратный вывод. В некоторых системах вывод основывается на сочетании обратного и ограниченно- прямого. Такой комбинированный метод получил название циклического.

  • 2.7 Объяснение решений

Объяснительный компонент ЭС объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование и повышает доверие пользователя к полученному результату. Поскольку системы, основанные на знаниях, реализуются на компьютерах, то и входная информация воспринимается или в виде, понятном компьютеру, т.е. в битах и байтах. Однако для того чтобы мог взаимодействовать неподготовленный пользователь, в нее требуется включить средства общения на естественном языке. Подавляющее большинство систем, основанных на знаниях, обладают достаточно примитивным интерфейсом на естественном языке - допустимые входные сообщения пользователя ограничены набором понятий, содержащихся в базе знаний. Итак, на примере простой ЭС и базы знаний диалог пользователя с системой можно представить себе следующим образом:

Система: Вы хотите узнать, нужно ли взять с собой зонтик?

Пользователь: Да.

Система: Верно ли, что небо покрыто тучами?

Пользователь: Да.

Система: Верно ли, что барометр падает?

Пользователь: Да.

Система: (после некоторого "размышления") Нужно взять с собой зонтик.

Как видно из этого примера, в ходе консультации инициатива диалога принадлежит системе, а сама консультация у ЭС выглядит так же, как и консультация у эксперта- человека: задается ряд вопросов и на основании их анализа выдается экспертное заключение.

Одной из наиболее важных проблем, характерных для систем, основанных на знаниях, является проблема представления знаний. Это объясняется тем, что форма представления знаний оказывает существенное влияние на характеристики и свойства системы. Для того чтобы манипулировать всевозможными знаниями из реального мира с помощью компьютера, необходимо осуществлять их моделирование. В таких случаях необходимо отличать знания, предназначенные для обработки компьютером, от знаний, используемых человеком.

При проектировании модели представления знаний следует учитывать однородность представления и простота понимания. Однородное представление приводит к упрощению механизма управления логическим выводом и упрощению управления знаниями. Представление знаний должно быть понятным экспертам и пользователям системы. В противном случае затрудняются приобретение знаний и их оценка. Однако выполнить это требование в равной степени, как для простых, так и для сложных задач довольно трудно. Обычно для несложных задач останавливаются на некотором среднем (компромиссном) представлении, но для решения сложных и больших задач необходимы структурирование и модульное представление.

Типичными моделями представления знаний являются: модели: продукционная, основанная на использовании фреймов, семантической сети, логическая модель.

23. Нейронные сети. Виды нейронных сетей. Алгоритмы обучения нейронных сетей. Применение нейронных сетей для задач распознавания образов.

Искусственная нейронная сеть (ИНС) - математические модели, а также их программные или аппаратные реализации, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей - сетей нервных клеток живого организма. Это понятие возникло при изучении процессов, протекающих в мозге при мышлении, и при попытке смоделировать эти процессы. Первой такой моделью мозга был перцептрон. Впоследствии эти модели стали использовать в практических целях, как правило в задачах прогнозирования.

ИНС представляют собой систему соединённых и взаимодействующих между собой простых процессоров (искусственных нейронов). Такие процессоры обычно довольно просты, особенно в сравнении с процессорами, используемыми в персональных компьютерах. Каждый процессор подобной сети имеет дело только с сигналами, которые он периодически получает, и сигналами, которые он периодически посылает другим процессорам. И тем не менее, будучи соединёнными в достаточно большую сеть с управляемым взаимодействием, такие локально простые процессоры вместе способны выполнять довольно сложные задачи.

С точки зрения машинного обучения, нейронная сеть представляет собой частный случай методов распознавания образов, дискриминантного анализа, методов кластеризации и т. п. С математической точки зрения обучение нейронных сетей, это многопараметрическая задача нелинейной оптимизации. С точки зрения кибернетики, нейронная сеть используется в задачах адаптивного управления и как алгоритмы для робототехники. С точки зрения развития вычислительной техники и программирования, нейронная сеть - способ решения проблемы эффективного параллелизма. А с точки зрения искусственного интеллекта, ИНС является основой философского течения коннективизма и основным направлением в структурном подходе по изучению возможности построения (моделирования) естественного интеллекта с помощью компьютерных алгоритмов.

Нейронные сети не программируются в привычном смысле этого слова, они обучаются . Возможность обучения - одно из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмами. Технически обучение заключается в нахождении коэффициентов связей между нейронами. В процессе обучения нейронная сеть способна выявлять сложные зависимости между входными данными и выходными, а также выполнять обобщение. Это значит, что, в случае успешного обучения, сеть сможет вернуть верный результат на основании данных, которые отсутствовали в обучающей выборке.

Известные применения

Распознавание образов и классификация. В качестве образов могут выступать различные по своей природе объекты: символы текста, изображения, образцы звуков и т. д. При обучении сети предлагаются различные образцы образов с указанием того, к какому классу они относятся. Образец, как правило, представляется как вектор значений признаков. При этом совокупность всех признаков должна однозначно определять класс , к которому относится образец. В случае, если признаков недостаточно, сеть может соотнести один и тот же образец с несколькими классами, что неверно . По окончании обучения сети ей можно предъявлять неизвестные ранее образы и получать ответ о принадлежности к определённому классу.

Топология такой сети характеризуется тем, что количество нейронов в выходном слое, как правило, равно количеству определяемых классов. При этом устанавливается соответствие между выходом нейронной сети и классом, который он представляет. Когда сети предъявляется некий образ, на одном из её выходов должен появиться признак того, что образ принадлежит этому классу. В то же время на других выходах должен быть признак того, что образ данному классу не принадлежит . Если на двух или более выходах есть признак принадлежности к классу, считается что сеть «не уверена» в своём ответе.

Принятие решений и управление. Классификации подлежат ситуации, характеристики которых поступают на вход нейронной сети. На выходе сети должен появится признак решения. При этом в качестве входных сигналов используются различные критерии описания состояния управляемой системы.

Кластеризация. Под кластеризацией понимается разбиение множества входных сигналов на классы, при том, что ни количество, ни признаки классов заранее неизвестны. После обучения такая сеть способна определять, к какому классу относится входной сигнал. Сеть также может сигнализировать о том, что входной сигнал не относится ни к одному из выделенных классов - это является признаком новых, отсутствующих в обучающей выборке, данных. Таким образом, подобная сеть может выявлять новые, неизвестные ранее классы сигналов . Соответствие между классами, выделенными сетью, и классами, существующими в предметной области, устанавливается человеком. Кластеризацию осуществляют, например, нейронные сети Кохонена.

Прогнозирование и аппроксимация . Способности нейронной сети к прогнозированию напрямую следуют из ее способности к обобщению и выделению скрытых зависимостей между входными и выходными данными. После обучения сеть способна предсказать будущее значение некой последовательности на основе нескольких предыдущих значений и/или каких-то существующих в настоящий момент факторов. Следует отметить, что прогнозирование возможно только тогда, когда предыдущие изменения действительно в какой-то степени предопределяют будущие . Например, прогнозирование котировок акций на основе котировок за прошлую неделю может оказаться успешным (а может и не оказаться), тогда как прогнозирование результатов завтрашней лотереи на основе данных за последние 50 лет почти наверняка не даст никаких результатов.

Сжатие данных и Ассоциативная память . Способность нейросетей к выявлению взаимосвязей между различными параметрами дает возможность выразить данные большой размерности более компактно, если данные тесно взаимосвязаны друг с другом. Обратный процесс - восстановление исходного набора данных из части информации - называется (авто)ассоциативной памятью. Ассоциативная память позволяет также восстанавливать исходный сигнал/образ из зашумленных/поврежденных входных данных. Решение задачи гетероассоциативной памяти позволяет реализовать память, адресуемую по содержимому .

Этапы решения задач

Сбор данных для обучения;

    Подготовка и нормализация данных;

    Выбор топологии сети;

    Экспериментальный подбор характеристик сети;

    Экспериментальный подбор параметров обучения;

    Собственно обучение;

    Проверка адекватности обучения;

    Корректировка параметров, окончательное обучение;

    Вербализация сети с целью дальнейшего использования.

    Следует рассмотреть подробнее некоторые из этих этапов.

Сбор данных для обучения

Выбор данных для обучения сети и их обработка является самым сложным этапом решения задачи. Набор данных для обучения должен удовлетворять нескольким критериям:

Репрезентативность - данные должны иллюстрировать истинное положение вещей в предметной области;

Непротиворечивость - противоречивые данные в обучающей выборке приведут к плохому качеству обучения сети;

Исходные данные преобразуются к виду, в котором их можно подать на входы сети. Каждая запись в файле данных называется обучающей парой или обучающим вектором . Обучающий вектор содержит по одному значению на каждый вход сети и, в зависимости от типа обучения (с учителем или без), по одному значению для каждого выхода сети. Обучение сети на «сыром» наборе, как правило, не даёт качественных результатов. Существует ряд способов улучшить «восприятие» сети.

Нормировка выполняется, когда на различные входы подаются данные разной размерности. Например, на первый вход сети подается величины со значениями от нуля до единицы, а на второй - от ста до тысячи. При отсутствии нормировки значения на втором входе будут всегда оказывать существенно большее влияние на выход сети, чем значения на первом входе. При нормировке размерности всех входных и выходных данных сводятся воедино;

Квантование выполняется над непрерывными величинами, для которых выделяется конечный набор дискретных значений. Например, квантование используют для задания частот звуковых сигналов при распознавании речи;

Фильтрация выполняется для «зашумленных» данных.

Кроме того, большую роль играет само представление как входных, так и выходных данных. Предположим, сеть обучается распознаванию букв на изображениях и имеет один числовой выход - номер буквы в алфавите. В этом случае сеть получит ложное представление о том, что буквы с номерами 1 и 2 более похожи, чем буквы с номерами 1 и 3, что, в общем, неверно. Для того, чтобы избежать такой ситуации, используют топологию сети с большим числом выходов, когда каждый выход имеет свой смысл. Чем больше выходов в сети, тем большее расстояние между классами и тем сложнее их спутать.

Выбор топологии сети. Выбирать тип сети следует исходя из постановки задачи и имеющихся данных для обучения. Для обучения с учителем требуется наличие для каждого элемента выборки «экспертной» оценки. Иногда получение такой оценки для большого массива данных просто невозможно. В этих случаях естественным выбором является сеть, обучающаяся без учителя, например, самоорганизующаяся карта Кохонена или нейронная сеть Хопфилда. При решении других задач, таких как прогнозирование временных рядов, экспертная оценка уже содержится в исходных данных и может быть выделена при их обработке. В этом случае можно использовать многослойный перцептрон или сеть Ворда.

Экспериментальный подбор характеристик сети. После выбора общей структуры нужно экспериментально подобрать параметры сети. Для сетей, подобных перцептрону, это будет число слоев, число блоков в скрытых слоях (для сетей Ворда), наличие или отсутствие обходных соединений, передаточные функции нейронов. При выборе количества слоев и нейронов в них следует исходить из того, что способности сети к обобщению тем выше, чем больше суммарное число связей между нейронами . С другой стороны, число связей ограничено сверху количеством записей в обучающих данных.

Экспериментальный подбор параметров обучения. После выбора конкретной топологии, необходимо выбрать параметры обучения нейронной сети. Этот этап особенно важен для сетей, обучающихся с учителем. От правильного выбора параметров зависит не только то, насколько быстро ответы сети будут сходиться к правильным ответам. Например, выбор низкой скорости обучения увеличит время схождения, однако иногда позволяет избежать паралича сети. Увеличение момента обучения может привести как к увеличению, так и к уменьшению времени сходимости, в зависимости от формы поверхности ошибки. Исходя из такого противоречивого влияния параметров, можно сделать вывод, что их значения нужно выбирать экспериментально, руководствуясь при этом критерием завершения обучения (например, минимизация ошибки или ограничение по времени обучения).

Собственно обучение сети. В процессе обучения сеть в определенном порядке просматривает обучающую выборку. Порядок просмотра может быть последовательным, случайным и т. д. Некоторые сети, обучающиеся без учителя, например, сети Хопфилда просматривают выборку только один раз. Другие, например, сети Кохонена, а также сети, обучающиеся с учителем, просматривают выборку множество раз, при этом один полный проход по выборке называется эпохой обучения . При обучении с учителем набор исходных данных делят на две части - собственно обучающую выборку и тестовые данные; принцип разделения может быть произвольным. Обучающие данные подаются сети для обучения, а проверочные используются для расчета ошибки сети (проверочные данные никогда для обучения сети не применяются). Таким образом, если на проверочных данных ошибка уменьшается, то сеть действительно выполняет обобщение. Если ошибка на обучающих данных продолжает уменьшаться, а ошибка на тестовых данных увеличивается, значит, сеть перестала выполнять обобщение и просто «запоминает» обучающие данные. Это явление называется переобучением сети или оверфиттингом. В таких случаях обучение обычно прекращают. В процессе обучения могут проявиться другие проблемы, такие как паралич или попадание сети в локальный минимум поверхности ошибок. Невозможно заранее предсказать проявление той или иной проблемы, равно как и дать однозначные рекомендации к их разрешению.

Проверка адекватности обучения. Даже в случае успешного, на первый взгляд, обучения сеть не всегда обучается именно тому, чего от неё хотел создатель. Известен случай, когда сеть обучалась распознаванию изображений танков по фотографиям, однако позднее выяснилось, что все танки были сфотографированы на

одном и том же фоне. В результате сеть «научилась» распознавать этот тип ландшафта, вместо того, чтобы «научиться» распознавать танки . Таким образом, сеть «понимает» не то, что от неё требовалось, а то, что проще всего обобщить.

Классификация по типу входной информации

Аналоговые нейронные сети (используют информацию в форме действительных чисел);

Двоичные нейронные сети (оперируют с информацией, представленной в двоичном виде).

Классификация по характеру обучения

Обучение с учителем - выходное пространство решений нейронной сети известно;

Обучение без учителя - нейронная сеть формирует выходное пространство решений только на основе входных воздействий. Такие сети называют самоорганизующимися;

Обучение с подкреплением - система назначения штрафов и поощрений от среды.

Классификация по характеру настройки синапсов

Сети с фиксированными связями (весовые коэффициенты нейронной сети выбираются сразу, исходя из условий задачи, при этом: , где W - весовые коэффициенты сети);

сети с динамическими связями (для них в процессе обучения происходит настройка синаптических связей, то есть , где W - весовые коэффициенты сети).

Классификация по времени передачи сигнала

В ряде нейронных сетей активирующая функция может зависеть не только от весовых коэффициентов связей w ij , но и от времени передачи импульса (сигнала) по каналам связи τ ij . По этому в общем виде активирующая (передающая) функция связи c ij от элемента u i к элементу u j имеет вид: . Тогдасинхронной сетью называют такую сеть у которой время передачи τ ij каждой связи равна либо нулю, либо фиксированной постоянной τ. Асинхронной называют такую сеть у которой время передачи τ ij для каждой связи между элементами u i и u j свое, но тоже постоянное.

Классификация по характеру связей

Сети прямого распространения (Feedforward)

Все связи направлены строго от входных нейронов к выходным. Примерами таких сетей являются перцептрон Розенблатта, многослойный перцептрон, сети Ворда.

Рекуррентные нейронные сети

Сигнал с выходных нейронов или нейронов скрытого слоя частично передается обратно на входы нейронов входного слоя (обратная связь). Рекуррентная сеть сеть Хопфилда «фильтрует» входные данные, возвращаясь к устойчивому состоянию и, таким образом, позволяет решать задачи компрессии данных и построения ассоциативной памяти . Частным случаем рекуррентных сетей является двунаправленные сети. В таких сетях между слоями существуют связи как в направлении от входного слоя к выходному, так и в обратном. Классическим примером является Нейронная сеть Коско.

Радиально-базисные функции

Искусственные нейронные сети, использующие в качестве активационных функций радиально-базисные (такие сети сокращённо называются RBF-сетями). Общий вид радиально-базисной функции:

, например,

где x - вектор входных сигналов нейрона, σ - ширина окна функции, φ(y ) - убывающая функция (чаще всего, равная нулю вне некоторого отрезка).

Радиально-базисная сеть характеризуется тремя особенностями:

Единственный скрытый слой

Только нейроны скрытого слоя имеют нелинейную активационную функцию

Синаптические веса связей входного и скрытого слоев равны единице

Про процедуру обучения - см. литературу

Самоорганизующиеся карты. Такие сети представляют собой соревновательную нейронную сеть с обучением

без учителя, выполняющую задачу визуализации и

кластеризации. Является методом проецирования многомерного пространства в пространство с более низкой размерностью (чаще всего, двумерное), применяется также для решения задач моделирования, прогнозирования и др. Является одной из версий нейронных сетей Кохонена. Самоорганизующиеся карты Кохонена служат, в первую очередь, для визуализации и первоначального («разведывательного») анализа данных.

Сигнал в сеть Кохонена поступает сразу на все нейроны, веса соответствующих синапсов интерпретируются как координаты положения узла, и выходной сигнал формируется по принципу «победитель забирает всё» - то есть ненулевой выходной сигнал имеет нейрон, ближайший (в смысле весов синапсов) к подаваемому на вход объекту. В процессе обучения веса синапсов настраиваются таким образом, чтобы узлы решетки «располагались» в местах локальных сгущений данных, то есть описывали кластерную структуру облака данных, с другой стороны, связи между нейронами соответствуют отношениям соседства между соответствующими кластерами в пространстве признаков.

Удобно рассматривать такие карты как двумерные сетки узлов, размещенных в многомерном пространстве. Изначально самоорганизующаяся карта представляет из себя сетку из узлов, соединенный между собой связями. Кохонен рассматривал два варианта соединения узлов - в прямоугольную и гексагональную сетку - отличие состоит в том, что в прямоугольной сетке каждый узел соединен с 4-мя соседними, а в гексагональной - с 6-ю ближайщими узлами. Для двух таких сеток процесс построения сети Кохонена отличается лишь в том месте, где перебираются ближайшие к данному узлу соседи.

Начальное вложение сетки в пространство данных выбирается произвольным образом. В авторском пакете SOM_PAK предлагаются варианты случайного начального расположения узлов в пространстве и вариант расположения узлов в плоскости. После этого узлы начинают перемещаться в пространстве согласно следующему алгоритму:

Случайным образом выбирается точка данных x .

Определяется ближайший к x узел карты (BMU - Best Matching Unit).

Этот узел перемещается на заданный шаг по направлению к x. Однако, он перемещается не один, а увлекает за собой определенное количество ближайших узлов из некоторой окрестности на карте. Из всех двигающихся узлов наиболее сильно смещается центральный - ближайший к точке данных - узел, а остальные испытывают тем меньшие смещения, чем дальше они от BMU. В настройке карты различают два этапа - этап грубой (ordering) и этап тонкой (fine-tuning) настройки. На первом этапе выбираются большие значения окрестностей и движение узлов носит коллективный характер - в результате карта «расправляется» и грубым образом отражает структуру данных; на этапе тонкой настройки радиус окрестности равен 1-2 и настраиваются уже индивидуальные положения узлов. Кроме этого, величина смещения равномерно затухает со временем, то есть она велика в начале каждого из этапов обучения и близка к нулю в конце.

Алгоритм повторяется определенное число эпох (понятно, что число шагов может сильно изменяться в зависимости от задачи).

Известные типы сетей: Персептрон Розенблатта;Многослойный перцептрон;Сеть Джордана;Сеть Элмана;Сеть Хэмминга;Сеть Ворда;Сеть Хопфилда;Сеть Кохонена;Когнитрон;Неокогнитрон;Хаотическая нейронная сеть;Осцилляторная нейронная сеть;Сеть встречного распространения;Сеть радиальных базисных функций (RBF-сеть);Сеть обобщенной регрессии;Вероятностная сеть;Сиамская нейронная сеть;Сети адаптивного резонанса.

Алгоритмы обучения нейронных сетей.

Обратное распространение

Быстрое распространение

Метод сопряженных градиентов

Алгоритм Левенберга-Маркара

Квази-ньютоновский алгоритм

Дельта-дельта с чертой

Алгоритм Кохонена

ОВК (обучающийся векторный квантователь)

Псевдообратных метод (сингулярное разложение)

Метод К-средних

Алгоритмы задания отклонений

Обучить нейронную сеть - значит, сообщить ей, чего мы

от нее добиваемся. Этот процесс очень похож на обучение ребенка алфавиту. Показав ребенку изображение буквы "А", мы спрашиваем его: "Какая это буква?" Если ответ неверен, мы сообщаем ребенку тот ответ, который мы хотели бы от него получить: "Это буква А". Ребенок запоминает этот пример вместе с верным ответом, то есть в его памяти происходят некоторые изменения в нужном направлении. Мы будем повторять процесс предъявления букв снова и снова до тех пор, когда все 33 буквы будут твердо запомнены. Такой процесс называют "обучение с учителем".

При обучении нейронной сети мы действуем совершенно аналогично. У нас имеется некоторая база данных, содержащая примеры (набор рукописных изображений букв). Предъявляя изображение буквы "А" на вход нейронной сети, мы получаем от нее некоторый ответ, не обязательно верный. Нам известен и верный (желаемый) ответ - в данном случае нам хотелось бы, чтобы на выходе нейронной сети с меткой "А" уровень сигнала был максимален. Обычно в качестве желаемого выхода в задаче классификации берут набор (1, 0, 0, ...), где 1 стоит на выходе с меткой "А", а 0 - на всех остальных выходах. Вычисляя разность между желаемым ответом и реальным ответом сети, мы получаем 33 числа - вектор ошибки . Алгоритм обратного распространения ошибки - это набор формул, который позволяет по вектору ошибки вычислить требуемые поправки для весов нейронной сети. Одну и ту же букву (а также различные изображения одной и той же буквы) мы можем предъявлять нейронной сети много раз. В этом смысле обучение скорее напоминает повторение упражнений в спорте - тренировку.

Оказывается, что после многократного предъявления примеров веса нейронной сети стабилизируются, причем нейронная сеть дает правильные ответы на все (или почти все) примеры из базы данных. В таком случае говорят, что "нейронная сеть выучила все примеры", "нейронная сеть обучена", или "нейронная сеть натренирована". В программных реализациях можно видеть, что в процессе обучения величина ошибки (сумма квадратов ошибок по всем выходам) постепенно уменьшается. Когда величина ошибки достигает нуля или приемлемого малого уровня, тренировку останавливают, а полученную нейронную сеть считают натренированной и готовой к применению на новых данных.

Важно отметить, что вся информация, которую нейронная сеть имеет о задаче, содержится в наборе примеров. Поэтому качество обучения нейронной сети напрямую зависит от количества примеров в обучающей выборке, а также от того, насколько полно эти примеры описывают данную задачу. Так, например, бессмысленно использовать нейронную сеть для предсказания финансового кризиса, если в обучающей выборке кризисов не представлено. Считается, что для полноценной тренировки нейронной сети требуется хотя бы несколько десятков (а лучше сотен) примеров.

Повторим еще раз, что обучение нейронных сетей - сложный и наукоемкий процесс. Алгоритмы обучения нейронных сетей имеют различные параметры и настройки, для управления которыми требуется понимание их влияния.

Применение нейронной сети

После того, как нейронная сеть обучена, мы можем применять ее для решения полезных задач. Важнейшая особенность человеческого мозга состоит в том, что, однажды обучившись определенному процессу, он может верно действовать и в тех ситуациях, в которых он не бывал в процессе обучения. Например, мы можем читать почти любой почерк, даже если видим его первый раз в жизни. Так же и нейронная сеть, грамотным образом обученная, может с большой вероятностью правильно реагировать на новые, не предъявленные ей ранее данные. Например, мы можем нарисовать букву "А" другим почерком, а затем предложить нашей нейронной сети классифицировать новое изображение. Веса обученной нейронной сети хранят достаточно много информации о сходстве и различиях букв, поэтому можно рассчитывать на правильный ответ и для нового варианта изображения.

Применение нейронных сетей для задач распознавания образов.

Задача распознавания рукописных букв

Дано: растровое черно-белое изображение буквы размером 30x30 пикселов

Надо: определить, какая это буква (в алфавите 33 буквы)

Формулировка для нейронной сети:

Дано: входной вектор из 900 двоичных символов (900=30x30)

Надо: построить нейронную сеть с 900 входами и 33

выходами, которые помечены буквами. Если на входе нейронной сети изображение буквы "А", то максимальное значение выходного сигнала достигается на выходе "А". Аналогично нейронная сеть работает для всех 33 букв.

Поясним, зачем требуется выбирать выход нейронной сети с максимальным уровнем сигнала. Дело в том, что уровень выходного сигнала, как правило, может принимать любые значения из какого-то отрезка. Однако, в данной задаче нас интересует не аналоговый ответ, а всего лишь номер категории (номер буквы в алфавите). Поэтому используется следующий подход - каждой категории сопоставляется свой выход, а ответом нейронной сети считается та категория, на чьем выходе уровень сигнала максимален. В определенном смысле уровень сигнала на выходе "А" - это достоверность того, что на вход нейронной сети была подана рукописная буква "A". Задачи, в которых нужно отнести входные данные к одной из известных категорий, называются задачами классификации . Изложенный подход - стандартный способ классификации с помощью нейронных сетей.

Как построить нейронную сеть. Теперь, когда стало ясно, что именно мы хотим построить, мы можем переходить к вопросу "как строить такую нейронную сеть". Этот вопрос решается в два этапа:

Выбор типа (архитектуры) нейронной сети.

Подбор весов (обучение) нейронной сети.

На первом этапе следует выбрать следующее:

какие нейроны мы хотим использовать (число входов, передаточные функции);

каким образом следует соединить их между собой;

что взять в качестве входов и выходов нейронной сети.

Эта задача на первый взгляд кажется необозримой, но, к счастью, нам необязательно придумывать нейронную сеть "с нуля" - существует несколько десятков различных нейросетевых архитектур, причем эффективность многих из них доказана математически. Наиболее популярные и изученные архитектуры - это многослойный перцептрон, нейронная сеть с общей регрессией, нейронные сети Кохонена и другие.

На втором этапе нам следует "обучить" выбранную нейронную сеть, то есть подобрать такие значения ее весов, чтобы она работала нужным образом. Необученная нейронная сеть подобна ребенку - ее можно научить чему угодно. В используемых на практике нейронных сетях количество весов может составлять несколько десятков тысяч, поэтому обучение - действительно сложный процесс. Для многих архитектур разработаны специальные алгоритмы обучения, которые позволяют настроить веса нейронной сети определенным образом. Наиболее популярный из этих алгоритмов - метод обратного распространения ошибки (Error Back Propagation), используемый, например, для обучения перцептрона.

К задачам, успешно решаемым НС на данном этапе их развития относятся:

распознавание зрительных, слуховых образов; огромная область применения: от распознавания текста и целей на экране радара до систем голосового управления;

ассоциативный поиск информации и создание ассоциативных моделей; синтез речи; формирование естественного языка;

формирование моделей и различных нелинейных и трудно описываемых математически систем, прогнозирование развития этих систем во времени:

применение на производстве; прогнозирование развития циклонов и других природных процессов, прогнозирование изменений курсов валют и других финансовых процессов;

системы управления и регулирования с предсказанием; управление роботами, другими сложными устройствами

разнообразные конечные автоматы: системы массового обслуживания и коммутации, телекоммуникационные системы;

принятие решений и диагностика, исключающие логический вывод; особенно в областях, где

отсутствуют четкие математические модели: в медицине, криминалистике, финансовой сфере;

Хотя почти для всех перечисленных задач существуют эффективные математические методы решения и несмотря на то, что НС проигрывают специализированным методам для конкретных задач, благодаря универсальности и перспективности для решения глобальных задач, например, построения ИИ и моделирования процесса мышления, они являются важным направлением исследования, требующим тщательного изучения.

Из точек на плоскости и соединений между ними можно построить множество графических фигур, называемых графами. Если каждую точку представить себе как один нейрон, а соединения между точками – как дендриты и синапсы, то мы получим нейронную сеть.

Но не всякое соединение нейронов будет работоспособно или вообще целесообразно. Поэтому на сегодняшний день существует только несколько работающих и реализованных программно архитектур нейросетей. Я только вкратце опишу их устройство и классы решаемых ими задач.

По архитектуре связей нейросети могут быть сгруппированы в два класса: сети прямого распространения , в которых связи не имеют петель Рисунок 1, и сети рекуррентного типа , в которых возможны обратные связи Рисунок 3

Рисунок 2 Нейросети прямого распространения

Рисунок 3 Нейросети рекурентного типа

Сети прямого распространения подразделяются на однослойные перцепротроны (сети) и многослойные перцептроны (сети). Название перцептрона для нейросетей придумал американский нейрофизиолог Ф. Розенблатт, придумавший в 1957 году первый нейропроцессорный элемент (НПЭ) , то есть нейросеть . Он же доказал сходимость области решений для перцептрона при его обучении. Сразу после этого началось бурное исследование в этой области и был создан самый первый нейрокомпьютер Mark I.

Многослойные сети отличаются тем, что между входными и выходными данными располагаются несколько так называемых скрытых слоев нейронов, добавляющих больше нелинейных связей в модель.

Рассмотрим устройство простейшей многослойной нейросети. Любая нейронная сеть состоит из входного слоя и выходного слоя . Соответственно подаются независимые и зависимые переменные. Входные данные преобразуются нейронами сети и сравниваются с выходом. Если отклонение больше заданного, то специальным образом изменяются веса связей нейронов между собой и пороговые значения нейронов. Снова происходит процесс вычислений выходного значения и его сравнение с эталоном. Если отклонения меньше заданной погрешности, то процесс обучения прекращается.

Помимо входного и выходного слоев в многослойной сети существуют так называемые скрытые слои . Они представляют собой нейроны, которые не имеют непосредственных входов исходных данных, а связаны только с выходами входного слоя и с входом выходного слоя. Таким образом, скрытые слои дополнительно преобразуют информацию и добавляют нелинейности в модели. Чтобы лучше понять устройство многослойного перцептрона смотрите Рисунок 4

Рисунок 4 Многослойный перцептрон

Если однослойная нейросеть очень хорошо справляется с задачами классификации, так как выходной слой нейронов сравнивает полученные от предыдущего слоя значения с порогом и выдает значение либо ноль, то есть меньше порогового значения, либо единицу - больше порогового (для случая пороговой внутренней функции нейрона), и не способен решать большинство практических задач(что было доказано Минским и Пейпертом), то многослойный перцептрон с сигмоидными решающими функциями способен аппроксимировать любую функциональную зависимость (это было доказано в виде теоремы). Но при этом не известно ни нужное число слоев, ни нужное количество скрытых нейронов, ни необходимое для обучения сети время. Эти проблемы до сих пор стоят перед исследователями и разработчиками нейросетей. Лично мне кажется, что весь энтузиазм в применении нейросетей строится именно на доказательстве этой теоремы. Впоследствии я сам покажу, как нейроны могут моделировать различные классы функций, но я не претендую на полноту доказательства.



Класс рекуррентных нейросетей гораздо обширнее, да и сами сети сложнее по своему устройству.

Поведение рекуррентных сетей описывается дифференциальными или разностными уравнениями, как правило, первого порядка. Это гораздо расширяет области применения нейросетей и способы их обучения. Сеть организована так, что каждый нейрон получает входную информацию от других нейронов, возможно, и от самого себя, и от окружающей среды. Этот тип сетей имеет важное значение, так как с их помощью можно моделировать нелинейные динамические системы.

Среди рекуррентных сетей можно выделить сети Хопфилда и сети Кохонена .

С помощью сетей Хопфилда можно обрабатывать неупорядоченные (рукописные буквы), упорядоченные во времени (временные ряды) или пространстве (графики) образцы. Рекуррентная нейросеть простейшего вида была введена Хопфилдом и построена она из N нейронов, связанных каждый с каждым кроме самого себя, причем все нейроны являются выходными. Нейросеть Хопфилда можно использовать в качестве ассоциативной памяти. Архитектура сети Хопфилда изображена на Рисунок 5

Рисунок 5 Архитектура сети Хопфилда

Сеть Кохонена еще называют "самоорганизующейся картой признаков". Сеть такого типа рассчитана на самостоятельное обучение во время обучения сообщать ей правильные ответы необязательно. В процессе обучения на вход сети подаются различные образцы. Сеть улавливает особенности их структуры и разделяет образцы на кластеры, а уже обученная сеть относит каждый вновь поступающий пример к одному из кластеров, руководствуясь некоторым критерием "близости". Сеть состоит из одного входного и одного выходного слоя. Количество элементов в выходном слое непосредственно определяет, сколько различных кластеров сеть сможет распознать. Каждый из выходных элементов получает на вход весь входной вектор. Как и во всякой нейронной сети, каждой связи приписан некоторый синаптический вес. В большинстве случаев каждый выходной элемент соединен также со своими соседями. Эти внутрислойные связи играют важную роль в процессе обучения, так как корректировка весов происходит только в окрестности того элемента, который наилучшим образом откликается на очередной вход. Выходные элементы соревнуются между собой за право вступить в действи и "получить урок". Выигрывает тот из них, чей вектор весов окажется ближе всех к входному вектору.

Можно провести следующую классификацию нейронных сетей:

Характер обучения

Классификация нейронных сетей по характеру обучения делит их на:

  • нейронные сети, использующие обучение с учителем;
  • нейронные сети, использующие обучение без учителя.

Рассмотрим это подробнее.

Нейронные сети, использующие обучение с учителем. Обучение с учителем предполагает, что для каждого входного вектора существует целевой вектор, представляющий собой требуемый выход. Вместе они называются обучающей парой. Обычно сеть обучается на некотором числе таких обучающих пар. Предъявляется выходной вектор, вычисляется выход сети и сравнивается с соответствующим целевым вектором. Далее веса изменяются в соответствии с алгоритмом, стремящимся минимизировать ошибку. Векторы обучающего множества предъявляются последовательно, вычисляются ошибки и веса подстраиваются для каждого вектора до тех пор, пока ошибка по всему обучающему массиву не достигнет приемлемого уровня.

Нейронные сети, использующие обучение без учителя. Обучение без учителя является намного более правдоподобной моделью обучения с точки зрения биологических корней искусственных нейронных сетей. Развитая Кохоненом и многими другими, она не нуждается в целевом векторе для выходов и, следовательно, не требует сравнения с предопределенными идеальными ответами. Обучающее множество состоит лишь из входных векторов. Обучающий алгоритм подстраивает веса сети так, чтобы получались согласованные выходные векторы, т. е. чтобы предъявление достаточно близких входных векторов давало одинаковые выходы. Процесс обучения, следовательно, выделяет статистические свойства обучающего множества и группирует сходные векторы в классы.

Настройка весов

  • сети с фиксированными связями – весовые коэффициенты нейронной сети выбираются сразу, исходя из условий задачи;
  • сети с динамическими связями – для них в процессе обучения происходит настройка синаптических весов.

Тип входной информации

  • аналоговая – входная информация представлена в форме действительных чисел;
  • двоичная – вся входная информация в таких сетях представляется в виде нулей и единиц.

Применяемая модель нейронной сети

Сети прямого распространения – все связи направлены строго от входных нейронов к выходным. К таким сетям относятся, например: простейший персептрон (разработанный Розенблаттом) и многослойный персептрон.

Реккурентные нейронные сети – сигнал с выходных нейронов или нейронов скрытого слоя частично передается обратно на входы нейронов входного слоя.

Радиально базисные функции – вид нейронной сети, имеющий скрытый слой из радиальных элементов и выходной слой из линейных элементов. Сети этого типа довольно компактны и быстро обучаются. Предложены в работах Broomhead and Lowe (1988) и Moody and Darkin (1989). Радиально базисная сеть обладает следующими особенностями: один скрытый слой, только нейроны скрытого слоя имеют нелинейную активационную функцию и синаптические веса входного и скрытого слоев равны единицы.

Самоорганизующиеся карты или Сети Кохонена – такой класс сетей, как правило, обучается без учителя и успешно применяется в задачах распознавания. Сети такого класса способны выявлять новизну во входных данных: если после обучения сеть встретится с набором данных, непохожим ни на один из известных образцов, то она не сможет классифицировать такой набор и тем самым выявит его новизну. Сеть Кохонена имеет всего два слоя: входной и выходной, составленный из радиальных элементов.

Лекция №4

Топология нейронных сетей.

Нейронные сети, с точки зрения топологического раздела, можно разделить на 3 типа:

1.Полносвязанные сети.

Искусственная нейронная сеть, каждый нейрон передает свой выходной сигнал остальным нейронам и себе. Все входные сигналы передаются всем нейронам. В качестве выходных сигналов сети могут быть все или несколько выходных нейронов, после определенного количества тактов функционирования сети.

2. Многослойные сети (слоистые).

Состоят из нейронов объеденных в сети, в слое содержится совокупность нейронов с едиными выходными сигналами. При этом количество слоев и число нейронов в каждом слое может быть произвольным, и оно не связанно заранее с количеством нейронов в других слоях. Однако оно ограничено ресурсами ПК или специализированной микросхемы, на которых обычно реализуется нейронная сеть.

Если сеть состоит из Q слоев, то они нумеруются с лева направо. Внешние входные сигналы накладываются на входы первого слоя, при этом входной слой часто нумеруется как нулевой слой и суммирование, и преобразование сигналов здесь не производится.

Выходами сети являются выходные сигналы последнего слоя, кроме входного и выходного слоев в многослойной нейронной сети существует один или несколько промежуточных слоев, называемых скрытыми слоями.

Нейронная сеть со скрытыми слоями позволяет выделять глобальные связи данных за счет наличия дополнительных синоптических связей и повышения уровня взаимодействия нейронов.

3.Слабосвзяные сети.

Многослойные нейронные сети подразделяются на следующие типы:

  1. Монотонные нейронные сети.

Это нейронные сети представляющие собой частный случай многослойных сетей с дополнительными условиями на связи и элементы. Каждый слой сети кроме выходного разделяется на 2 блока: А ) Возбуждающий Б ) Тормозящий.

Связи между блоками также разделяются на тормозящие и возбуждающие. Допусти от блока А к блоку Б идут только возбуждающие связи, это означает, что любой выходной сигнал блока Б является монотонной неубывающей функцией любого выходного сигнала блока А , если же эти связи являются только тормозящими, то любой выходной сигнал блокаБ является монотонно невозрастающей функцией любого выходного сигнала блока А . Важно что для элементов монотонных сетей нужна монотонная зависимость выходного сигнала элемента от параметров входных сигналов.

2. Нейронные сети без обратных связей

В этих сетях нейроны входного слоя, получив входные сигналы, преобразуют их и передают нейрону первого скрытого слоя, далее срабатывает первый скрытый слой и так далее, до Q-го слоя, который выдаёт выходные сигналы.



Классическим вариантом многослойных сетей являются сети прямого распространения которые называются многослойными персептронами. К многослойным сетям без обратных связей относится свыше 80% приложений нейронных сетей.

Рис. 1

Нейронные сети с обратными связями в этих сетях информация с последующих слоёв передаётся на следующие слои.

Понятия обратной связи характерно для динамических сетей, в которых выходной сигнал некоторого элемента системы оказывает влияние на входной сигнал этого элемента.

Таким образом, некоторые внешние сигналы усиливаются сигналами, циркулирующими внутри системы. На самом деле обратная связь присутствует в нервной системе практически любого животного. Она играет важную роль в изучении особого класса нейронных сетей называемых рекуррентными. Эти сети строятся из динамических нейронов, чьё поведение расписывается деференциальными или разносными уравнениями, как правило, первого порядка.

К нейронным сетям с обратными связями относятся, например сети Элмана (Рис. 2) и Джордано (Рис. 3)

Выход
Рис. 3
Сеть Джордано

Следует отметить, что проблемы синтеза искусственной нейронной сети сильно зависит от решаемой задачи.

Не существует формального алгоритма по определению необходимой архитектуры.

Часто оптимальный вариант нейронной сети можно получить путём интуитивного подбора. На практике часто выбирают либо заведомо маленькую нейронную сеть и постепенно её наращивают, либо заведомо большую и постепенно сокращаю, выявляя неиспользуемые связи.

  1. Обучение нейронных сетей.

Нейронная сеть представляет собой адаптивную систему.

Её цикл состоит из 2 фаз: обучение (тренировки) и работа сети.

Таким образом, нейронная сеть, прежде чем использоваться на практике для решения какой либо задачи должна быть обучена. Способность обучатся на основе данных окружающей среды и в результате обучения, повышать свою производительность является самым важным свойством нейронных сетей. От того, как качественного будет проведена фаза, тренировка нейронной сети зависит способность сети, решать поставленные передней проблемы во время фазы работы.

Теория обучения рассматривает 3 фундаментальных свойства, связанных с обучение нейронной сети по примерам:

1) Ёмкость – она определяет, сколько образов сеть может запомнить и какие функции и границы принятия решений могут быть на ней сформированы.

2) Сложность образов – она определяет число обучающих примеров необходимых для достижения способности нейронной сети к обобщению.

3) Вычислительная сложность – важной характеристикой является время, затраченное на обучение. Как правило, время обучения и качество обучения связаны обратной зависимостью. Выбирать эти параметры приходится путём компромисса.

С понятием обучения ассоциируется много видов деятельности. В связи с этим сложно дать этому процессу однозначное определение.

С позиции нейронной сети можно использовать следующее определение:

Обучение – это процесс, в котором свободные параметры нейронной сети настраиваются под средством моделирования среды, в которую эта сеть встроена. Тип обучения определяется способом подстройки этих параметров. Данное определение процесса обучения предполагает следующую последовательность событий:

А ) В нейронную сеть поступают стимулы из внешней среды

Б ) В результате этого изменяются свободные параметры нейронной сети

В ) После изменения внутренней структуры нейронная сеть отвечает на возбуждение уже иным образом.

Этот список чётких правил решения проблемы обучения называется алгоритмом обучения. Не существует универсального алгоритма обучения подходящего для всех архитектур нейронных сетей.

Алгоритмы обучения различаются между собой способом настройки синоптических весов нейронов и порогов. Отличительной характеристикой является и способ связи обучаемой нейронной сети с внешним миром. В этом контексте говорят о парадигме обучения связанной с моделью окружающей среды, в которой функционирует данная нейронная сеть.

Множество алгоритмов обучения делится на 2 класса: Детерминистских (Заданных) и Стохастических (вероятностных). В первом из них корректировка синоптических весов нейронов представляет собой жёсткую последовательность действий, а во втором - она производится на основе действий, которые подчиняются некоторому случайному процессу.

Парадигмы обучения нейронных сетей

Существует 3 парадигмы обучения нейронных сетей:

1) Обучение с учителем (Контролируемое обучение)

2) Обучение без учителя (Самообучение)

3) Смешенное (С учителем и без учителя)

Обучение с учителем

Большинство моделей нейронных сетей предусматривает присутствие учителя. Под учителем может пониматься совокупность тренировочных данных (обучающее множество) или внешний наблюдатель, который определяет значение выхода.

Нейронные сети, обучаемые с учителем, представляют собой средства для извлечения из набора данных информации о взаимосвязях между выходами и входами нейронной сети. Качество нейронной сети зависит от предъявляемых ей в процессе обучения набора учебных данных, при этом учебные данные должны быть типичными для задачи, решению которой обучается нейронная сеть.

Данные, которые обычно используются для обучения нейронной сети, часто разделяются на 2 категории:

одни данные используются для обучения, а другие для тестирования. По этому качество обучения сети на прямую зависит от количества примеров в обучающей выборке и от того, на сколько эти примеры описывают решаемую задачу.

Нейронная сеть представляет собой совокупность нейроподобных элементов, определенным образом соединенных друг с другом и с внешней средой с помощью связей, определяемых весовыми коэффициентами. В зависимости от функций, выполняемых нейронами в сети, можно выделить три их типа:

1. Входные нейроны, на которые подается вектор, кодирующий входное воздействие или образ внешней среды, в них обычно не осуществляется вычислительных процедур, а информация передается с входа на выход путем изменения их активации;

2. Выходные нейроны, выходные значения которых представляют выходы нейронной сети; преобразования в них осуществляются по выражениям. Несут важную функцию приведения значения выхода сети в требуемый промежуток (осуществляется это с помощью функции активации);

3. Промежуточные нейроны, составляющие основу нейронных сетей, преобразования в которых выполняются также по выражениям.

В большинстве нейронных моделей тип нейрона связан с его расположением в сети. Если нейрон имеет только выходные связи, то это входной нейрон, если наоборот – выходной нейрон. Однако возможен случай, когда выход топологически внутреннего нейрона рассматривается как часть выхода сети. В процессе функционирования сети осуществляется преобразование входного вектора в выходной, некоторая переработка информации. Конкретный вид выполняемого сетью преобразования данных обусловливается не только характеристиками нейроподобных элементов, но и особенностями ее архитектуры, а именно топологией межнейронных связей, выбором определенных подмножеств нейроподобных элементов для ввода и вывода информации, способами обучения сети, наличием или отсутствием конкуренции между нейронами, направлением и способами управления и синхронизации передачи информации между нейронами.

С точки зрения топологии можно выделить три основных типа нейронных сетей: 1) полносвязные (рис. 4, а); 2) многослойные или слоистые (рис. 4, б); 3) слабосвязные (с локальными связями) (рис. 4, в).

Рис. 4. Архитектуры нейронных сетей: а - полносвязная сеть; б - многослойная сеть с последовательными связями;

в - слабосвязные сети

В полносвязных нейронных сетях каждый нейрон передает свой выходной сигнал остальным нейронам, в том числе и самому себе. Все входные сигналы подаются всем нейронам. Выходными сигналами сети могут быть все или некоторые выходные сигналы нейронов после нескольких тактов функционирования сети.

В многослойных нейронных сетях нейроны объединяются в слои. Слой содержит совокупность нейронов с едиными входными сигналами. Число нейронов в слое может быть любым и не зависит от количества нейронов в других слоях. В общем случае сеть состоит из Q слоев, пронумерованных слева направо. Внешние входные сигналы подаются на входы нейронов входного слоя, а выходами сети являются выходные сигналы последнего слоя. Кроме входного и выходного слоев в многослойной нейронной сети есть один или несколько скрытых слоев. Внутри одного слоя используется одна и та же функция активации.

В слабосвязанных нейронных сетях нейроны располагаются в узлах прямоугольной или гексагональной решетки. Каждый нейрон связан с четырьмя (окрестность фон Неймана), шестью (окрестность Голея) или восемью (окрестность Мура) своими ближайшими соседями.

1.2. История возникновения искусственных нейронных сетей

В качестве научного предмета искусственные нейронные сети впервые заявили о себе в 40-е годы. Стремясь воспроизвести функции человеческого мозга, исследователи создали простые аппаратные (а позже программные) модели биологического нейрона и системы его соединений, которые получили название персептроны. Когда нейрофизиологи достигли более глубокого понимания нервной системы человека, эти ранние попытки стали восприниматься как весьма грубые аппроксимации. Тем не менее, именно на персептронах были достигнуты первые впечатляющие результаты, стимулировавшие дальнейшие исследования, приведшие к созданию более изощренных сетей. Первое систематическое изучение искусственных нейронных сетей было предпринято Маккалокком и Питтсом в 1943 г. Простая нейронная модель, показанная на рисунке ниже, использовалась в большей части их работы. На вход поступает только двоичный сигнал, т.е. либо 0 либо 1. Элемент ∑ умножает каждый вход Х N на вес W N и суммирует взвешенные входы. Если эта сумма больше заданного порогового значения, выход равен единице, в противном случае – нулю (рис. 5).



Рис. 5. Простая нейронная модель

Именно такие системы и множество им подобных называются – персептронами. Персептроны состоят из одного слоя (т.е. количество слоев нейронов между входом X и выходом OUT равно одному) искусственных нейронов, соединенных с помощью весовых коэффициентов с множеством входов (см. рис. 6).


Рис. 6. Пример персептрона

Вершины-круги в левой части рисунка служат лишь для распределения входных сигналов. Они не выполняют каких- либо вычислений, и поэтому не считаются слоем. По этой причине они обозначены в виде круга, чтобы отличать их от вычисляющих нейронов (сумматоров), обозначенных квадратами.

Теория персептронов является основой для многих других типов искусственных нейронных сетей, а сами персептроны являются логической исходной точкой для изучения искусственных нейронных сетей .

Фрэнк Розенблатт предложил схему устройства, моделирующего процесс человеческого восприятия, и назвал его «персептроном». Персептрон передавал сигналы от фотоэлементов, представляющих собой сенсорное поле, в блоки электромеханических ячеек памяти. Эти ячейки соединялись между собой случайным образом в соответствии с принципами коннективизма. В 1957 году в Корнелльской Лаборатории Аэронавтики успешно было завершено моделирование работы персептрона на компьютере IBM 704, а два года спустя, 23 июня 1960 года в Корнелльском университете, был продемонстрирован первый нейрокомпьютер - «Марк-1», который был способен распознавать некоторые буквы английского алфавита . Чтобы «научить» персептрон классифицировать образы, был разработан специальный итерационный метод обучения проб и ошибок, напоминающий процесс обучения человека - метод коррекции ошибки . Кроме того, при распознании той или иной буквы персептрон мог выделять характерные особенности буквы, статистически чаще встречающиеся, чем малозначимые отличия в индивидуальных случаях. Тем самым персептрон был способен обобщать буквы, написанные различным образом (почерком), в один обобщённый образ. Однако возможности персептрона были ограниченными: машина не могла надежно распознавать частично закрытые буквы, а также буквы иного размера, расположенные со сдвигом или поворотом, нежели те, которые использовались на этапе ее обучения.

1.3 Сфера применения персептрона

В настоящее время принципы персептронов используются:

· при построении специальных технических устройств;

· при создании программ для ЭВМ, позволяющих моделировать работу персептронов в режимах обучения и распознавания зрительных (рукописный текст, рисунки и портреты), слуховых и других образов.

· в медицинском и техническом диагнозах;

· интерпретации геофизических данных,аэрофотосъёмке;

· прогнозу погоды

· совершенствование промышленных роботов.

1.4 Обучение персептрона

Персептрон - это некоторый инструмент, который способен "запоминать" ("обучиться") - какой образ относится к какому классу. После такого "обучения", в идеале, он должен уметь правильно "узнавать" и другие образы, не входившие в обучающее множество, но достаточно похожие на них, или сообщать, что образ не похож ни на один из множества обучающих образов. Степень "достаточной похожести" определяется удачностью выбора признаков его множества. А способность персептрона "обучиться" зависит от разделимости признаков множества, то есть от уникальности наборов признаков с точностью до класса (иными словами - не пересекаются ли области, ограничивающие свои классы).

Среди всех интересных свойств искусственных нейронных сетей ни одно не захватывает так воображения, как их способность к обучению. Их обучение до такой степени напоминает процесс интеллектуального развития человеческой личности, что может показаться, будто нами достигнуто глубокое понимание этого процесса. Возможности обучения искусственных нейронных сетей ограничены, и нужно решить много сложных задач, чтобы определить, находимся ли мы на правильном пути.

Цель обучения

Сеть обучается, чтобы для некоторого множества входов давать желаемое (или, по крайней мере, сообразное с ним) множество выходов. Каждое такое входное (или выходное) множество рассматривается как вектор. Обучение осуществляется путем последовательного предъявления входных векторов с одновременной подстройкой весов в соответствии с определенной процедурой. В процессе обучения веса сети постепенно становятся такими, чтобы каждый входной вектор вырабатывал выходной вектор.

Различают алгоритмы обучения с учителем, без учителя и смешанное.

· Обучение с учителем предполагает, что для каждого входного вектора существует целевой вектор, представляющий собой требуемый выход. Вместе они называются обучающей парой. Обычно сеть обучается на некотором числе таких обучающих пар. Предъявляется выходной вектор, вычисляется выход сети и сравнивается с соответствующим целевым вектором, разность (ошибка) с помощью обратной связи подается в сеть, и веса изменяются в соответствии с алгоритмом, стремящимся минимизировать ошибку. Векторы обучающего множества предъявляются последовательно, ошибки вычисляются и веса подстраиваются для каждого вектора до тех пор, пока ошибка по всему обучающему массиву не достигнет приемлемо низкого уровня.

· Обучение без учителя является намного более правдоподобной моделью обучения для биологической системы, она не нуждается в целевом векторе для выходов и, следовательно, не требует сравнения с предопределенными идеальными ответами. Обучающее множество состоит лишь из входных векторов. Обучающий алгоритм подстраивает веса сети так, чтобы получались согласованные выходные векторы, т.е. чтобы предъявление достаточно близких входных векторов давало одинаковые выходы. Процесс обучения, следовательно, выделяет статистические свойства обучающего множества и группирует сходные векторы в классы. Предъявление на вход вектора из данного класса даст определенный выходной вектор, но до обучения невозможно предсказать, какой выход будет производиться данным классом входных векторов. Следовательно, выходы подобной сети должны трансформироваться в некоторую понятную форму, обусловленную процессом обучения. Это не является серьезной проблемой. Обычно не сложно идентифицировать связь между входом и выходом, установленную сетью.

· При смешанном обучении часть весов определяется посредством обучения с учителем, а другая часть получается с помощью алгоритмов самообучения .

2. Программирование персептрона

2.1 Алгоритм работы персептрона

Обучение персептрона состоит в постройке весовых коэффициентов w i , где I=0,1.....n. Персептрон после обучения должен разделять все предлагаемые ему для распознавания образы на два класса: одному из которых на выходе будет соответствовать нулевое значение, а другому - единичное.

Шаг 1. Датчиком случайных чисел всем синаптическим весам w j (j=1 ,…, n) и порогу чувствительности нейрона присвоить некоторые малые случайные значения.

Шаг 2. Предъявить персептрону «Крестик» или «Нолик».

Шаг 3. Нейрон выполняет взвешенное суммирование входных сигналов

и вырабатывает выходной сигнал y=1 или y=0.

Шаг 4,а. Если выходной сигнал правильный, то перейти на шаг 2 .

Шаг 4,б. Если выходной сигнал неправильный и равен нулю, то увеличить веса активных входов, добавить каждому j-му синаптическому весу величину j-го входного сигнала.

Шаг 4,в . Если выходной сигнал неправильный и равен единице, то уменьшить веса активных входов.

Шаг 5. Перейти на Шаг 2 или завершить процесс обучения.

Этот алгоритм удивительным образом напоминают процесс обучения ребёнка или школьника методом «поощрения-наказания» (или дрессировки животного методом «кнута и пряника»). Как и в случаях с ребёнком, обучаемом этим методом, алгоритм обучения персептрона за конечное число попыток может привести к цели – персептрон в конце концов усвоит необходимые знания, закодирует их в виде конкретных значений матрицы сил синаптических связей w j и, таким образом, научится различать «Крестик» или «Нолик».Естественно возникает вопрос, всегда ли алгоритм обучения персептрона приводит к желаемому результату. Ответ на этот вопрос дает теорема сходимости персептрона:

Если существует множество значений весов, которые обеспечивают конкретное различение образов, то в конечном итоге алгоритм обучения персептрона приводит либо к этому множеству, либо к эквивалентному ему множеству, такому, что данное различение образов будет достигнуто.

2.2 Демонстрация обучения на составленной компьютерной программе

С помощью программы можно обучить персептрон распознавания «крестиков» и «ноликов». Основные окна программа показаны на рис. 7.

Обучение происходит следующим образом. Пользователь, который выступает в качестве учителя, рисует с помощью мыши изображение «крестика» или «нолика». Затем он нажимает на кнопку «распознать», после чего происходит формирование бинарного образа (окрашенной ячейке соответствует 1, неокрашенной соответствует 0).

На основе данных на входах и весовых коэффициентов генерируется результат. При получении на выходе 1 считается, что персептрон распознал «крестик», при получении 0 - «нолик». Результат распознавания отражается во втором окне. В случае ошибки персептрона пользователь нажимает в окне вывод результата на кнопку «Нет», указывая тем самым программе правильный ответ (противоположный полученному программой), который она запоминает. При правильном ответе программы пользователь нажимает на кнопку «Да», подтверждая верность результата.


Рис. 7. Основные окна программы

2.3 Результаты обучения персептрона

После выполнения достаточно большого количества итераций персептрон научился безошибочно распознавать образы, участвовавшие в обучении. Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что компьютер, построенный по образу и подобию человеческого мозга, будет способен решать интеллектуальные задач и, в частности – решать задачу распознавания образов.

Помимо того, что персептрон научился распознавать знакомые образы, т.е. те образы, которые демонстрировались ему в процессе обучения, он успешно справлялся с распознаванием образов, которые «видел» впервые. Выяснилось, что персептрон оказался способным распознавать образы, с небольшими искажениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные искусственные нейронные сети представляют собой устройства, использующие огромное число искусственных нейронов и связей между ними. Несмотря на то, что конечная цель разработки нейронных сетей- полное моделирование процесса мышления человека так и не была достигнута, уже сейчас они применяются для решения очень многих задач обработки изображений, управления роботами и непрерывными производствами, для понимания и синтеза речи, для диагностики заболеваний людей и технических неполадок в машинах и приборах, для предсказания курсов валют и т.д.

В отличие от цифровых микропроцессорных систем, представляющих собой сложные комбинации процессорных и запоминающих блоков, основанные на использовании нейронных сетей нейропроцессоры, содержат память, распределенную в связях между очень простыми процессорами. Тем самым основная нагрузка на выполнение конкретных функций процессорами ложится на архитектуру системы, детали которой в свою очередь определяются межнейронными связями. Основанные на такой структуре прототипы нейрокомпьютеров дают стандартный способ решения многих нестандартных задач.

Следует отметить, что основное назначение персептронов - решать задачи классификации. Они великолепно справляются с задачей классификации линейно отделимых векторов; сходимость гарантируется за конечное число шагов. Длительность обучения чувствительна к выбросам длины отдельных векторов, но и в этом случае решение может быть построено. Однослойный персептрон может классифицировать только линейно отделимые векторы. Возможные способы преодолеть эту трудность предполагают либо предварительную обработку с целью сформировать линейно отделимое множество входных векторов, либо использование многослойных персептронов. Можно также применить другие типы нейронных сетей, например линейные сети или сети с обратным распространением, которые могут выполнять классификацию линейно неотделимых векторов входа.

В ходе выполнения курсовой работы было сделано:

1. Рассмотрено понятие персептрона и классификация нейронных сетей

2. Изучена история возникновения искусственных нейронных сетей.

3. Рассмотрена сфера применения персептрона.

4. Показаны различные методы обучение персептрона.

5. Описан алгоритм работы компьютерной программы «Персептрон».

6. Представлена демонстрация обучения программы.

Таким образом, можно утверждать, что была достигнута цель курсовой работы и успешно решены все задачи.

Литература

1. Интуит / Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» / © НОУ «ИНТУИТ»,2003 – 2013. – Режим доступа: http://www.intuit.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

2. Конспект лекций по курсу / Основы проектирования систем искусственного интеллекта/ © Сотник С. Л., 1997-1998. - Режим доступа: http://www.iskint.ru/?xid=books/sotnik/-part3 , свободный. - Загл. с экрана.

3. Методические указания к выполнению лабораторных работ/ Часть 1/ Моделирование искусственных нейронных сетей в системе MATLAB/ Издательство Пензенского государственного университета / Пенза 2005.

4. Национальная Психологическая энциклопедия / Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. / Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г. - Режим доступа: http://vocabulary.ru//, свободный. - Загл. с экрана.

  1. Портал искусственного интелекта / Проект www.AIportal.ru © 2009-2014 / Режим доступа http://www.aiportal.ru свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

Похожая информация.