Дайджест - промышленная безопасность. Описание: Программа "Мобильные операторы" позволяет по номеру телефона получить информацию

Об автоматизированной информационной

системе «Типовое решение портала органа

исполнительной власти города Москвы»

В целях обеспечения информационной открытости деятельности системы городского управления, а также осуществления доступа граждан и организаций к сведениям о деятельности органов исполнительной власти города Москвы посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

    Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе «Типовое решение портала органа исполнительной власти города Москвы» (далее – АИС «ТРПОИВМ») согласно приложению к настоящему постановлению.

    Установить, что:

2.1. Департамент информационных технологий города Москвы:

2.1.1. Является государственным заказчиком создания, эксплуатации и оператором АИС «ТРПОИВМ»;

2.1.2.Определяет правила и технические стандарты для эксплуатации уже существующих официальных сайтов органов исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.2.Использование программного обеспечения АИС «ТРПОИВМ» является обязательным при создании официальных сайтов органов исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

ВОПРОС ВНЕСЕН:

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы

А.В.Ермолаев

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАН:

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы

В.Е.Чистова

Пресс-секретарь Мэра Москвы - руководитель пресс-службы Мэра и Правительства Москвы

Г.В.Пенькова

Правовое управление

Правительства Москвы

П.А.Гончаренко

Организационно-аналитическое управление Правительства Москвы

С.Э.Сигачев

Заместитель Мэра Москвы

в Правительстве Москвы -

руководитель Аппарата Мэра

и Правительства Москвы

А.В.Ракова

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕН:

Заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы

А.С.Белозёров

Начальник Правового управления Департамента информационных технологий города Москвы, Статс-секретарь

И.Н.Сиренко

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Сотрудник ответственный за правовое обеспечение подготовки проекта, консультант Правового управления Департамента информационных технологий города Москвы

А.Г.Гребенщикова

тел. 957-93-21

Разослать: по списку.

Приложение

к постановлению Правительства Москвы

от «___» __________ 2012 г. №_____-ПП

ПОЛОЖЕНИЕ

Об автоматизированной информационной системе «Типовое решение портала органа исполнительной власти города Москвы»

1. Настоящее положение определяет назначение и правила функционирования автоматизированной информационной системы «Типовое решение портала органа исполнительной власти города Москвы» (далее – АИС «ТРПОИВМ»), основы информационного взаимодействия пользователей системы и оператора, а так же их права и обязанности.

2. АИС «ТРПОИВМ» представляет собой автоматизированную информационную систему города Москвы, содержащую информацию, программные и аппаратные средства, обеспечивающие информационное и технологическое взаимодействие между оператором и пользователями системы при создании и информационном наполнении официальных сайтов органов исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – порталы), а также предоставлении прав доступа к указанным порталам.

3. АИС «ТРПОИВМ» является собственностью города Москвы.

4. Целями создания АИС «ТРПОИВМ» являются:

4.1. Упрощение доступа граждан и организаций к сведениям о деятельности органов исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет).

4.2. Обеспечение единства подходов к размещению информации о деятельности органов исполнительной власти города Москвы в сети Интернет.

4.3. Повышение качества предоставления информации о системе городского управления города Москвы в сети Интернет, за счет технологического обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами.

5. Основной функцией АИС «ТРПОИВМ» является создание и поддержка порталов на основе типовых шаблонов интернет-сайтов и интегрированных в систему электронных сервисов.

6. Пользователями АИС «ТРПОИВМ» являются органы исполнительной власти города Москвы.

7. Департамент информационных технологий города Москвы (далее –Оператор):

7.1. Обеспечивает круглосуточное функционирование и модернизацию АИС «ТРПОИВМ».

7.2. По запросу пользователей создает порталы, регистрирует пользователей и предоставляет им необходимые права доступа для использования функциональных возможностей порталов.

7.3. Обеспечивает круглосуточное функционирование порталов пользователей.

7.4. Обеспечивает защиту информации, содержащейся в АИС «ТРПОИВМ» и на порталах, ее резервное копирование, а также в необходимых случаях – восстановление такой информации.

7.5. Осуществляет методическое обеспечение функционирования АИС «ТРПОИВМ» и консультации пользователей.

7.6. Утверждает регламент функционирования АИС «ТРПОИВМ» и требования к подключению и взаимодействию с пользователями.

8. Отдельные функции Оператора по его решению могут быть переданы подведомственному государственному учреждению или иной организации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

9. Оператор не имеет права разглашать информацию о пользователях, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность по предоставлению такого рода информации уполномоченным государственным органам.

10. Пользователи осуществляют информационное наполнение порталов и должны обеспечивать:

10.1. Достоверность информации, необходимой для создания портала и передаваемой Оператору при запросе о его создании и достоверность информации размещаемой на портале самим пользователем.

10.2. Сохранность учетных данных, предоставляемых оператором для использования функциональных возможностей порталов, неразглашение указанных данных и недопущение использования функциональных возможностей порталов третьими лицами без согласования с Оператором.

10.3. Предоставление информации, необходимой для работы АИС «ТРПОИВМ», ее своевременную актуализацию..

10.4. Достоверность и актуализацию информации, содержащейся на порталах, с учетом требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов города Москвы.

11. Отношения Оператора и пользователя определяются регламентом функционирования АИС «ТРПОИВМ» и требованиями к подключению и взаимодействию с пользователями, утверждаемыми Оператором.

12. Созданные порталы являются неотъемлемой составной частью АИС «ТРПОИВМ».

13. На порталах в обязательном порядке пользователем системы размещается следующая информация:

13.1. Общая информация о пользователе.

13.2. Информация об участии пользователя в государственных и иных программах, международном сотрудничестве, а также о проводимых им мероприятиях.

13.3. Информация о нормотворческой деятельности пользователя.

13.4. Тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей пользователя.

13.5. Статистическая информация о деятельности пользователя.

13.6. Информация о кадровом обеспечении пользователя.

13.7. Информация о работе пользователя с обращениями граждан и организаций.

14. Наряду с информацией, указанной в пункте 13 настоящего положения, пользователи могут размещать на портале иную информацию.

Об автоматизированной информационной системе «Туристский интернет-портал города Москвы»

В целях информационной поддержки туристов, туроператоров, турагентов и их объединений, а также развития приоритетных направлений туристской деятельности города Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе "Туристский интернет-портал города Москвы" (приложение).

2. Установить, что:

2.1.1. Является оператором и государственным заказчиком эксплуатации автоматизированной информационной системы "Туристский интернет-портал города Москвы" (далее - АИС ТПМ).

2.1.2. При создании и распространении информационных материалов о туристской деятельности в городе Москве, в том числе печатной и аудиовизуальной продукции, размещает в них информацию об АИС ТПМ, содержащую ссылку на адрес АИС ТПМ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2.1.3. В целях популяризации АИС ТПМ среди населения города Москвы и туристов на регулярной основе взаимодействует с организациями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность, а также с организациями, осуществляющими перевозки пассажиров транспортом общего пользования.

3. Рекомендовать организациям, осуществляющим туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организациям, осуществляющим перевозки пассажиров транспортом общего пользования, распространять информацию об АИС ТПМ, включая ссылку на адрес АИС ТПМ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Ермолаева А.В.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Приложение

к постановлению Правительства

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

"ТУРИСТСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ГОРОДА МОСКВЫ"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об автоматизированной информационной системе "Туристский интернет-портал города Москвы" (далее - Положение) определяет задачи и функции автоматизированной информационной системы "Туристский интернет-портал города Москвы" (далее - АИС ТПМ), правила формирования информационных ресурсов АИС ТПМ, состав участников информационного взаимодействия с использованием АИС ТПМ (далее - участники информационного взаимодействия), их полномочия.

1.2. АИС ТПМ представляет собой автоматизированную информационную систему города Москвы, обеспечивающую предоставление физическим лицам и организациям информации о туристских ресурсах, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы.

1.3. АИС ТПМ является собственностью города Москвы.

1.4. Основными задачами создания АИС ТПМ являются:

1.4.1. Поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма в городе Москве.

1.4.2. Распространение информации о туристских ресурсах города Москвы, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы на внутреннем и мировом туристских рынках.

1.4.3. Обеспечение своевременного и оперативного размещения информации о туристских ресурсах, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

1.5. Функциями АИС ТПМ являются:

1.5.1. Сбор, обработка, хранение и публикация информации о туристских ресурсах, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

1.5.2. Автоматизированное информационное взаимодействие с информационными системами города Москвы в части предоставления информации о туристских ресурсах, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы.

2. Участники информационного взаимодействия

2.1. Участниками информационного взаимодействия являются оператор АИС ТПМ, поставщики информации и пользователи информации.

2.2. Оператор АИС ТПМ - орган исполнительной , осуществляющий деятельность по эксплуатации АИС ТПМ.

2.3. Поставщики информации - органы исполнительной и организации, располагающие необходимой информацией о туристских ресурсах, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы и предоставляющие ее другим участникам информационного взаимодействия.

2.4. Пользователи информации - физические лица и организации, нуждающиеся в информации, содержащейся в АИС ТПМ.

3. Порядок информационного взаимодействия между участниками

информационного взаимодействия

Порядок информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия определяется Регламентом информационного взаимодействия участников информационного взаимодействия с использованием АИС ТПМ (далее - Регламент информационного взаимодействия), утверждаемым оператором АИС ТПМ совместно с .

4. Полномочия участников информационного взаимодействия

4.1. Оператор АИС ТПМ:

4.1.2. Осуществляет взаимодействие с участниками информационного взаимодействия в целях реализации настоящего Положения.

4.1.3. Осуществляет контроль за соблюдением участниками информационного взаимодействия требований, установленных настоящим Положением и Регламентом информационного взаимодействия.

4.1.4. Обеспечивает функционирование АИС ТПМ в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Менеджмент»

по дисциплине «Проектирование организаций»

«Автоматизированная информационная система (АИС): предпосылки внедрения в организации и возможности использования в оргпроектировании систем управления »

Выполнила студентка группы Э203-12:

Черепанова Н. А.

Проверил: канд. экон. наук доцент:

Суркова С. А.

Курган 2014

Введение

2. Понятия автоматизированной информационной системы и ее структурные компоненты

3. Классификация автоматизированных информационных систем

4. Основные функции автоматизированных информационных систем

5. Предпосылки внедрения в организации автоматизированных информационных систем

Заключение

Список литературы

Введение

Эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика - это первый и определяющий этап автоматизации бухгалтерского учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. В этом смысле российские предприятия сильно уступают зарубежным конкурентам. Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения не одного поколения ИС. В развитых западных странах происходит смена уже четвертого поколения ИС. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения.

Руководители многих российских предприятий имеют слабое представление о современных компьютерных интегрированных системах и предпочитают содержать большой штат собственных программистов, которые разрабатывают индивидуальные программы для решения стандартных управленческих задач.

Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы управления нова для большинства отечественных руководителей, а ее последствия во многом будут оказывать значительное влияние на предприятие в течение нескольких лет. Т.к. применение интегрированной ИС, которая отвечала бы требованиям предприятия (масштабу, специфике бизнеса и т.д.), позволила бы руководителю минимизировать издержки и повысить оперативность управления предприятием в целом.

Автоматизированная информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Таким образом, автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Целью данной работы является рассмотрение сущности автоматизированных информационных систем.

2. Понятие автоматизированной информационной системы и ее структурные компоненты

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление, поэтому

Автоматизированная информационная система (АИС) - это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.

На этой основе создаются различные автоматические и автоматизированные системы управления технологическими процессами. Типичным примером таких систем может служить в связи - автоматическая коммутационная станция. В этой системе управление осуществляется с помощью технических устройств типа процессоров или других более простых приборов. Человек-оператор не входит в контур управления, замыкающий связи объекта и органа управления, а лишь следит за ходом технологического процесса и по мере необходимости (например, в случае сбоя) вмешивается. Иначе обстоит дело с автоматизированной системой управления производственным процессом. В АС производственными процессами и объект и орган управления представляет собой единую человеко-машинную систему, человек обязательно входит в контур управления. По определению АС - это человеко-машинная система, предназначенная для сбора и обработки информации, необходимой для управления производственным процессом, то есть управления коллективами людей. Иначе говоря, успех функционирования таких систем во многом зависит от свойств и особенностей жизнедеятельности человеческого фактора. Без человека система АС производством самостоятельно не может работать, так как человек формирует задачи, разрабатывает все виды обеспечивающих подсистем, выбирает из выданных ЭВМ вариантов решений наиболее рациональный. И, разумеется, человек, что очень важно, в конечном счете юридически отвечает за результаты реализации принятых им решений. Как видим, роль человека огромна и не заменима. Человек организует программу подготовительных мероприятий перед созданием АС, следовательно, требуется помимо всего прочего специальное организационное и правовое обеспечение.

Структуру АИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

АС состоит из двух подсистем: функциональной и обеспечивающей. Функциональная часть АС включает в себя ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учета, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов. В ходе аналитического обследования могут быть выделены различные подсистемы, набор которых зависит от вида предприятия, его специфики, уровня управления и других факторов. Для нормальной деятельности функциональной части АС в ее состав входят подсистемы обеспечивающей части АС (так называемые обеспечивающие подсистемы).

В целях обеспечения межведомственного информационного взаимодействия и обеспечения доступа к информационным системам и ресурсам города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе "Система мониторинга информационных систем города Москвы" ().

2. Установить, что Департамент информационных технологий города Москвы является оператором и государственным заказчиком создания, развития, эксплуатации автоматизированной информационной системы "Система мониторинга информационных систем города Москвы".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Положение
об автоматизированной информационной системе "Система мониторинга информационных систем города Москвы"

1. Настоящее Положение об автоматизированной информационной системе "Система мониторинга информационных систем города Москвы" (далее - Положение) определяет назначение, структуру, функции, правила использования автоматизированной информационной системы "Система мониторинга информационных систем города Москвы" (далее - СМИС).

2. СМИС является автоматизированной информационной системой города Москвы, содержащей информацию, программные и аппаратные средства, обеспечивающие автоматизацию процессов взаимодействия между оператором СМИС, поставщиками информации, обрабатываемой в СМИС, и пользователями информации с целью управления и оперативного контроля качества эксплуатации информационных систем города Москвы и обеспечения оказания услуг связи для нужд органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

3. СМИС является собственностью города Москвы.

4. Задачами СМИС являются:

4.1. Автоматизация процесса организации и обеспечения непрерывного и качественного функционирования информационных систем и ресурсов города Москвы, а также оказываемых органам исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственным учреждениям города Москвы услуг связи.

4.2. Обеспечение единого информационного пространства и организация централизованного управления доступом к сервисам и функциональным возможностям СМИС в рамках корпоративной мультисервисной сети Правительства Москвы.

4.3. Повышение качества эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы за счет оперативного выявления и реагирования на технические сбои в работоспособности информационных систем города Москвы и оказании услуг связи для органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

4.4. Контроль качества, объема и своевременности выполнения обязательств исполнителями по государственным контрактам, заключенным Департаментом информационных технологий города Москвы в целях обеспечения эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы и оказания услуг связи для органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

4.5. Выведение процесса контроля качества эксплуатации информационных систем города Москвы, а также обеспечения оказания услуг связи для органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы на новый уровень за счет создания функционала для проведения анализа по нескольким параметрам с возможностью использования критериев отбора и агрегирования данных, а также обоснованного ведения претензионной работы с исполнителями по государственным контрактам, заключенным Департаментом информационных технологий города Москвы.

4.6. Автоматизация процесса сбора информации о функционировании информационных систем и ресурсов города Москвы и повышение оперативности ее обработки в целях стабильного функционирования информационных систем города Москвы и качественного оказания услуг связи для нужд органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

4.7. Повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на финансовое обеспечение эксплуатации информационных систем города Москвы и обеспечение услугами связи органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

5. СМИС состоит из следующих подсистем:

5.1. Служба единого каталога.

5.2. Мониторинг информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти города Москвы.

5.3. Единая система мониторинга и администрирования телекоммуникационных услуг органов исполнительной власти города Москвы.

6. Основными функциями СМИС являются:

6.1. Администрирование учетных записей и прав пользователей для доступа к информационным системам города Москвы, обеспечение авторизации пользователей на рабочих местах и в информационных системах города Москвы с использованием единой учетной записи.

6.2. Оперативный сбор и анализ информации о работоспособности информационных систем города Москвы, информирование органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы о сбоях в работе информационных систем и оказании услуг связи.

6.3. Сбор статистической информации о функционировании информационных систем города Москвы.

6.4. Учет, мониторинг и управление услугами связи, оказываемыми органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им государственным учреждениям города Москвы, а также информационными ресурсами, используемыми для обеспечения оказания услуг связи.

6.5. Обработка заявок от органов исполнительной власти города Москвы на подключение и/или отключение услуг связи, изменение условий их оказания.

6.6. Сбор и обобщение информации о некорректной работе информационных систем города Москвы, сбоях в оказании услуг связи, поступающей от участников информационного взаимодействия с использованием СМИС, являющейся основанием для ведения претензионной работы.

6.7. Автоматизированное взаимодействие с информационными системами операторов связи, оказывающих услуги связи в интересах органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы на основании заключенных Департаментом информационных технологий города Москвы государственных контрактов, в целях обеспечения контроля качества, объемов и сроков оказания услуг связи.

6.8. Формирование статистических и оперативных отчетов о функционировании информационных систем города Москвы и качестве оказанных услуг связи в интересах органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

7. Участниками информационного взаимодействия с использованием СМИС являются пользователи и поставщики информации, исполнители оказываемых услуг (работ) по эксплуатации информационных систем города Москвы, услуг связи, оператор СМИС.

8. Пользователями информации являются органы исполнительной власти города Москвы.

9. Поставщиками информации являются органы исполнительной власти города Москвы, государственные учреждения города Москвы и исполнители услуг (работ) по эксплуатации информационных систем города Москвы и оказанию услуг связи.

10. Поставщики информации:

10.1. Размещают в СМИС информацию об используемом оборудовании информационных и телекоммуникационных систем и параметрах его настройки, о требуемых услугах связи и их параметрах, о возникших сбоях, неполадках в работе информационных систем и ресурсов города Москвы, о ненадлежащем качестве оказания услуг связи и затем актуализируют ее в порядке и сроки, устанавливаемые Департаментом информационных технологий города Москвы.

10.2. Назначают лиц, уполномоченных на выполнение операций по размещению информации в СМИС, организуют получение уполномоченными лицами идентификаторов (логинов) и паролей для работы в СМИС.

10.3. Обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, предоставляемой в СМИС, а также внесение указанной информации в СМИС в сроки, установленные Департаментом информационных технологий города Москвы.

11. Порядок информационного взаимодействия между его участниками, регламент доступа и работы в СМИС, сроки предоставления информации в СМИС определяются Департаментом информационных технологий города Москвы.

12. Оператор СМИС:

12.1. Осуществляет методическое руководство пользования СМИС. в том числе оказывает консультации пользователям и поставщикам информации по вопросам технической поддержки и функционирования СМИС.

12.2. Обеспечивает функционирование и техническую поддержку работоспособности СМИС в круглосуточном режиме.

12.3. Организует выполнение работ по развитию (модернизации) и эксплуатации СМИС.

12.4. Осуществляет подключение к СМИС информационных систем города Москвы, отвечающих техническим требованиям, установленным Департаментом информационных технологий города Москвы.

12.5. Обеспечивает взаимодействие с информационными системами исполнителей работ по эксплуатации информационных систем города Москвы и оказанию услуг связи.

12.6. Обеспечивает разграничение прав доступа к СМИС, ведет учет и статистику пользовательской активности в соответствии с регламентом доступа и работы в СМИС.

12.7. Организует работы по обеспечению сохранности информации, размещаемой в СМИС.

12.8. Осуществляет консультационную поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам использования СМИС.

13. Подключение и взаимодействие информационных систем города Москвы с использованием СМИС осуществляется в соответствии с требованиями к такому подключению и взаимодействию, утверждаемыми Департаментом информационных технологий города Москвы.

14. Оператор СМИС не несет ответственность за содержание, качество и достоверность информации, передаваемой в СМИС поставщиками информации.

15. Отдельные функции оператора могут быть переданы подведомственному ему государственному учреждению города Москвы или иной организации по решению Департамента информационных технологий города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Обзор документа

Автоматизированная информационная система "Система мониторинга информационных систем г. Москвы" (СМИС) создана с целью автоматизации процесса организации и обеспечения непрерывного и качественного функционирования информационных систем и ресурсов города, обеспечения единого информационного пространства, повышения качества эксплуатации информационных систем и ресурсов города, автоматизации процесса сбора информации о функционировании информационных систем и ресурсов и т. д. СМИС состоит из подсистем: служба единого каталога; мониторинг информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти; единая система мониторинга и администрирования телекоммуникационных услуг органов исполнительной власти.

Определены функции пользователей поставщиков информации, исполнителей оказываемых услуг (работ) по эксплуатации информационных систем, услуг связи, операторов СМИС.

Подключение и взаимодействие информационных систем города с использованием СМИС осуществляется в соответствии с требованиями утверждаемыми Департаментом информационных технологий.

Для подготовки полного набора документов, обеспечивающих взаимодействие сторон в информационном международно-правовом пространстве, необходимы базовые международные акты

Обработка самой разнообразной информации стала сегодня условием жизни информационного, гражданского, социального и правового общества. Информационная грамотность и осведомленность являются сегодня важнейшей практической задачей, требующей политического решения, но пища для таких решений (политических и экономических) в первую очередь готовится той армией специалистов, которые осваивают и обрабатывают информацию, создавая ресурс управления. Здесь очень важен принцип медицины «не навреди!»

Рассмотрим проблему формирования и использования операциональных систем с точки зрения их социальной направленности и обсудим роль системных операторов .

Институт и виды операторов в информационных системах

В организационно-правовом аспекте проблема оператора осмыслена недостаточно, не проработан и правовой статус этой категории специалистов и организаций.

Работу оператора необходимо рассматривать как специализированную информационную деятельность, связанную с целенаправленной обработкой информации при использовании специально ориентированных программ. Это, в свою очередь, ведет к решению вопросов: кто может быть системным оператором, каков его правовой статус (роль и задачи, функции, полномочия, ответственность).

В исследованиях по определению правового статуса операторы обозначаются как организации, специализирующиеся на предоставлении доступа к информации в сети посредством каналов связи и обеспечении удаленного доступа. Операторов (провайдеров) различают по видам предоставляемых услуг : провайдеры доступа в сеть, провайдеры содержания (контента), хост-провайдеры. Взаимодействие оператора с пользователями его услуг, выступающими в качестве отправителей информации, определяется как взаимодействие со второй стороной (первая - это сам оператор), а пользователь - получатель информации - выступает в роли третьей стороны. Оператор контента формирует собственное содержание и обеспечивает на определенных условиях доступ к нему; хост-провайдер предоставляет ресурс для размещения контента пользователей, доступность которого устанавливается этими пользователями; провайдеры доступа в сеть оказывают соответствующую услугу посредством предоставления коммуникационных линий доступа или точек доступа. Их услуга состоит в обеспечении трафика данных без постоянного хранения.

В действующем законодательстве появились нормы, которые относятся к оператору информационной системы. В федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (№149-ФЗ от 27.07.2006) оператор информационной системы определен как «гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных» (ст. 2, п. 12).

В ходе применения этой статьи возможно столкновение с понятием «обладатель» информации как предмета правового регулирования (ст. 2, п. 5). Согласно закону, обладатель - это лицо, самостоятельно создавшее информацию, или лицо, которое на основании закона или договора разрешает или ограничивает доступ к информации. К обладателю информации закон относит как физических и юридических лиц, так и Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 6). Здесь видим расширение состава субъектов-обладателей и отсутствие связи с темой оператора сети. По сравнению со ст. 2 в число обладателей включаются органы государственной власти и муниципального управления. Какой же оператор может рассматриваться в качестве обладателя информации, с которой он работает?

Вопрос о нормативном оформлении правового статуса оператора информационной системы обостряется: в ст. 13, п. 2 сказано, что, если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник (уже не просто обладатель) «используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств , который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы» . Одновременно с этой общей нормой в ст. 14, посвященной государственным информационным системам, прописаны правила для этого уровня ресурсов и систем обработки. Государственные информационные системы создаются в соответствии с федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (№ 94-ФЗ от 21.07.2005). Это предполагает, что оператор не совпадает с заказчиком и создателем информации. Наряду с этим в роли оператора может выступать сам заказчик, то есть орган власти. Согласно п. 6 ст. 14 ФЗ «Об информации» Правительство РФ устанавливает обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем. А согласно п. 5 этой же статьи, если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, сам орган выступает в качестве оператора и сам осуществляет ввод этой системы в эксплуатацию.

Из сказанного вытекает вывод о трех вариантах легализации национальных государственных информационных систем и определения роли оператора. При первом варианте орган государственной власти совмещает функции оператора и заказчика. Второй предусматривает создание государственных информационных систем по решению Правительства РФ и регулирование им порядка (ввода в эксплуатацию) систем обработки и устанавливает требования к техническому обеспечению системы. Статус оператора устанавливается в таком же порядке. Наконец, возможен третий вариант: оператору передается и право на информационный ресурс, более того - право передавать его другому оператору. Правовой статус оператора информационной системы в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» (№152-ФЗ от 27.07.2006) требует особого рассмотрения с учетом норм, установленных ФЗ «Об информации».

Существенное значение для решения вопроса о правовом статусе оператора информационной системы имеют решения в области административной реформы в Российской Федерации. Базовыми документами здесь являются правовые акты Правительства РФ, утвердившие Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти до 2010 года (от 24.09.2004), федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), а также Постановление Правительства № 679 от 11.11.2005 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Для рассматриваемой темы важен последний из перечисленных нормативных актов. Именно в этом постановлении содержится указание на разделение государственных функций и государственных услуг в информационной сфере. Определение признаков и критериев позволило бы наиболее четко выявить роль и статус оператора для этих двух категорий государственной деятельности.

Например, в Постановлении Правительства № 679 сделан важный шаг по отделению функций органов исполнительной власти от выполнения государственных услуг и поставлена задача создать порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Необходимо при этом уяснить, какие услуги реализуются органом власти непосредственно в общении с населением, а какие должны выполняться для самого государственного аппарата и на какой организационно-правовой основе. Целый ряд вопросов нуждается в более тщательном рассмотрении и регулировании: кто является собственником (или иной формы обладания) обрабатываемого ресурса оператором системы, который находится вне структуры органа власти? В какой степени он обслуживает функции органа, а в какой государственные услуги? Как это влияет на его полномочия? Постановка этих вопросов важна для рассмотрения правового статуса нового вида оператора - оператора трансграничной передачи электронных документов в информационном взаимодействии субъектов, находящихся в юрисдикции разных государств.

Трансграничное взаимодействие

С массовым распространением Internet население планеты получило практически неограниченную информационную свободу. К сожалению, оно не создало необходимую основу для дистанционного юридически значимого взаимодействия субъектов разных стран между собой. Такое взаимодействие можно организовать только на основе защищенных электронных документов, что исключает анонимность.

Изучение состояния правового регулирования трансграничного взаимодействия пользователей Internet, находящихся в разных государствах и определяющих правомерность своих действий на основе национального законодательства даже при осуществлении трансграничных транзакций, показывает, что информационные технологии приобретают все большее значение как компоненты качественно нового технического явления - компьютерных сетей. Следовательно, правовые предписания по реализации электронных процедур с применением специальных программ и баз данных должны быть конкретными и по возможности сходными .

Анализ научных трудов и действующих нормативных актов на международном уровне показывает, что основное внимание длительное время уделялось определению правовой природы программ для ЭВМ и баз данных в плане их регулирования институтами интеллектуальной собственности. Цепочка же отношений всех субъектов, включаемых в процесс информационного трансграничного взаимодействия, не получала должного внимания. Сдвиг произошел с момента принятия международных актов по регулированию отношений по электронной торговле, в частности Директивы Европейского союза 2000/31/ЕС от 17 июня 2000 года и появившихся следом за ней актов международного и национального регулирования.

Примерно за полгода до этого Европейская комиссия издала Директиву 1999/93/ЕС «Об условиях использования электронной подписи в странах - членах Сообщества» , в которой попыталась заложить общеевропейскую юридическую базу для трансграничного
взаимодействия. Еврокомиссия предполагала, что такого рода подписи будут способствовать продаже товаров и услуг через Internet. К настоящему моменту все 25 стран - членов Евросоюза реализовали в своем законодательстве положения этой директивы.

Кроме того, Еврокомиссия разработала план действий по совершенствованию технологий и установлению правового статуса электронной подписи, обеспечивающий юридическую значимость (этот план должен быть реализован к 2010 году). Еврокомиссия очень хотела бы и дальше способствовать развитию услуг и приложений, связанных с электронными подписями. Планируется поощрять дальнейшую стандартизацию для обеспечения взаимодействия различных систем электронной подписи как на национальном, так и на общеевропейском уровне, а также для использования различных технологий квалифицированной электронной подписи в рамках единого рынка.

Отметим, что на прошедшем 10 мая 2005 года в Москве 15-м саммите Россия - Европейский союз была утверждена «дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия. Эта «дорожная карта» предусматривает сотрудничество и решение ряда проблем, в том числе - трансграничного взаимодействия субъектов разных государств. В частности, в документе содержится пункт: «способствовать трансграничному сотрудничеству с соседними государствами - членами ЕС путем налаживания взаимодействия между различными национальными министерствами и правоохранительными органами, начав с регионов с высокой интенсивностью трансграничных перевозок».

Кроме того, 23 ноября 2005 года на 53-м заседании 60-й сессии Генеральной Ассамблеи для обеспечения трансграничного экономического взаимодействия была принята Конвенция ООН «Об использовании электронных сообщений в международных договорах» (резолюция 60/21).

Трансграничный обмен и российское право

Как активный участник международных отношений Россия заинтересована в активизации работ в области использования электронных подписей. И вполне естественно, что в этом направлении ведется большая работа.

Напомним, что в связи с принятием ФЗ «Об информации, информационных технологий и защите информации» отменен ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Этот факт, а также большая дискуссия, сопровождавшая принятие 4-й части Гражданского кодекса РФ, включившей и такие предметы правового регулирования, как программы для ЭВМ и баз данных, использование фирменных знаков, создали новые возможности для более детального и предметного регулирования трансграничных отношений и правовых механизмов легализации электронных документов в трансграничном пространстве, установления доверия между участниками информационного взаимодействия.

Для выявления всего состава субъектов, участвующих в трансграничной передаче информации, требуется построить ясную и полную модель их связи между собой. Как известно, вопросы взаимодействия пользователя и провайдеров, а также разных провайдеров между собой рассматривались отдельно от вопросов взаимодействия двух и более пользователей между собой с использованием ИТ, поскольку эти виды информационного взаимодействия лежат как бы в разных плоскостях.

Большая работа в этом направлении ведется Федеральным агентством по информационным технологиям. Разработана концепция третьей доверенной стороны в трансграничных информационных взаимодействиях резидентов разных государств, проведены общероссийские и международные конференции.

В Институте государства и права РАН уже созданы некоторые методологические проработки. В кандидатской диссертации Анны Жаровой (2004 год) была предложена схема правового регулирования отношений субъектов как на стадии обмена информацией между субъектами - пользователями сетевых услуг, так и на стадии обращения информации, которая обеспечивается операторами (она также приведена в , стр. 44-47).

Отношения субъектов

К настоящему времени представлен вариант решения, который основан на обобщении двусторонних соглашений разных стран по обмену информацией, анализе и обобщении правовых аспектов трансграничного применения электронной подписи с точки зрения законодательства Польской Республики, опыта стран ЕврАзЭС, СНГ, опыта электронной торговли. Подготовлена модель взаимодействия участников отношений по трансграничной передаче электронного документа и его электронной подписи.

Коротко обозначим предметы и уровни правовых отношений, а также характер правовых актов, обеспечивающих права и обязанности каждой из сторон - участников этого процесса. Во-первых, предметом отношений является передаваемый электронный документ или их множество и, во-вторых, объектом правового регулирования являются отношения участников трансграничного обмена.

Эти отношения выглядят следующим образом. Условные субъекты А и Б, каждый из которых имеет свою юрисдикцию, вступают в отношения обмена документами, имеющими юридическую силу: субъект А обеспечивает передачу своего электронного документа путем взаимодействия со своим контрагентом (партнером) Б. Каждый из участников (А и Б) при этом взаимодействует со своим оператором (Оа и Об).

Перед их операторами стоят три задачи:

    Принять корреспонденцию от клиента А, занести в реестр поступивших электронных документов для трансграничной передачи; проконтролировать подтверждение действенности его электронной подписи на момент ее трансляции по системе коммуникаций в зону юрисдикции государства клиента Б относительно электронной подписи электронного документа или сообщения.

    Подтвердить действенность (достоверность) подписи А другому провайдеру (оператору Об) путем формирования электронного апостиля, в который включены реквизиты оператора, дата и время его формирования и отправления, удостоверяемые подписью должностного лица оператора, и передать по сети в адрес Об для адресата А.

    Сообщить клиенту А о произведенных операциях с его ЭД, отослав ему подтверждение (квитанцию), если это предусмотрено договором.

Операторы участников А и Б (Оа и Об) принимают электронные документы или сообщения и фиксируют в своих реестрах факт поступления, контроля электронной подписи, ее заверения (формирования апостиля) и отправки.

Разумеется, правовое оформление взаимодействия участников информационного трансграничного обмена предполагает заключение соответствующих договоров. В данном случае требуются договоры двух видов: каждого из пользователей услугами операторов со своим оператором, а также каждого оператора со своим зарубежным партнером-оператором (в нашем примере - между Оа и Об).

Однако этого недостаточно для полноценного правового информационного взаимодействия участников А и Б, которые могут представлять как физических и юридических лиц, так и органы государственной власти разных государств. Необходимы исходные международные акты, регламентирующие порядок реализации трансграничного информационного обмена.

Самое широкое информационное пространство может быть обеспечено таким актом, как международная конвенция по обеспечению трансграничного взаимодействия на основе электронного документа (сообщения) и электронной подписи. Государства - участники такой конвенции, ратифицируя ее, приняли бы на себя обязанности по созданию инфраструктуры и адекватной правовой основы в структуре национального законодательства. Для перехода от конвенции к конкретным договорам между операторами взаимодействующих государств требуется еще один международный документ - типовой договор операторов стран - участниц конвенции.

В рамках международной конвенции

На рисунке показано взаимодействие и системная связь правовых актов, обеспечивающих предоставление государственных услуг по признанию легальности электронной подписи в трансграничном информационном взаимодействии субъектов двух или более государств. Их условное название - оператор доверенной стороны (ОДС).

Все виды правовых документов, обеспечивающих процесс трансграничного информационного обмена на основе электронной подписи (цифровой подписи), должны быть предписаны предлагаемой конвенцией и сопровождаться Положениями о соответствующей службе каждого участника конвенции, определяющими функции, операции, наличие необходимых с точки зрения национального законодательства административных и технических регламентов.

В процессе и этой подготовительной работы предстоит решить ряд проблем. Во-первых, сообщество должно выработать единое мнение об уровне конвенции и порядке ее принятия. Думается, что необходим орган, правомочный принять акт, действующий на наиболее широком информационном пространстве. Во-вторых, важно определить полномочия операторов трансграничного доверия, а также их ответственность. В-третьих, важно установить предмет контрольной деятельности оператора - только ли электронная подпись, или это также контент документа.

Кроме того, необходимо закрепить правило, по которому оператор не может притязать на право собственности на реестры, которые он ведет, и на документы, обращение которых по сети он обеспечивает, однако он отвечает за их неприкосновенность и сохранность, а также конфиденциальность всей информации своей службы.

Для каждой страны - участницы предлагаемой конвенции важно решить вопрос об организационной форме служб оператора доверия, который бы оперативно мог взаимодействовать со своими удостоверяющими центрами, подтверждающими действенность сертификата на ключи подписи на момент поступления электронного документа в правовое поле контрагента. Для Российской Федерации таким организационным центром может стать Федеральный информационный центр РФ - самостоятельный государственный орган, оказывающий услуги по описанному выше сценарию. Он несет ответственность за достоверность и своевременность предоставляемых данных другой стороне трансграничного механизма контроля действенности полученного электронного документа для определенного адресата в соответствии с конвенцией сторон-участниц, а также на условиях договора между двумя конкретными национальными службами доверия.

Предлагаемая модель позволит увязать особенности национального законодательства участников конвенции с общими требованиями к обеспечению трансграничного обмена электронными документами и сообщениями.

Литература:

    Жарова А.К. Информация. Правовое регулирование обращения информации в Интернет. М.: Янус-К, 2006. 207 с.

    Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market (Directive on electronic commerce).

    Directive 1999/93/EC of the European Parliament and of the Council of 13. December 1999 on a Community framework for electronic signatures.

Владимир Матюхин - руководитель Федерального агентства по информационным технологиям РФ;
Иллария Бачило - профессор, заслуженный юрист РФ, зав. сектором информационного права Института государства и права РАН;
Станислав Семилетов - старший научный сотрудник Института государства и права РАН