Возле кремля не работает навигатор. Навигаторы не смогут противостоять искажению сигнала GPS у Кремля

Новое «обострение» странного недомогания автомобильных навигаторов в машинах и гаджетах вновь наблюдается в центре столицы сейчас. Навигационные устройства разных марок и моделей, работающих на базе разных операционных системам, в окрестностях начинают массово «путаться в показаниях». Происходит это примерно по такому сценарию: стоите вы в вялотекущем заторе на Кремлевской набережной. Бросаете взгляд на экран бортовой навигационной системы или смартфона, закрепленного в кронштейне, и удивляетесь: оказывается, электроника считает, будто вы с ней вдруг очутились в районе аэропорта «Домодедово» или «Внуково». На худой случай — в Лужниках.

— Скорее всего, в районе спецслужбы применяют метод подмены сигнала спутниковых навигационных систем. Грубо говоря, излучается практически такой же сигнал, как со спутников, но слегка измененный и гораздо более мощный. Это, кстати, объясняет, почему автонавигаторы вблизи Кремля якобы оказываются в одних и тех же точках — в аэропортах. Выбор таких координат для дезинформирования GPS- и ГЛОНАСС-премников дает основание предположить, что это делается для борьбы со всевозможными гражданскими беспилотными летательными аппаратами. Дело в том, что многие из них оснащены GPS-модулями для автоматического возврата в точку старта — на случае потери связи с оператором. Вот их и отправляют с помощью подмены сигнала — в «мозгах» обычно дронов заложен запрет на полеты в зоне аэропортов", — прокомментировал нам ситуацию на условиях анонимности бывший офицер подразделения радиоэлектронной борьбы.

Зачем кому-то требуется разгонять гражданские беспилотники над Кремлем тоже понятно. Видимо, охране не нравится, когда за президентом или за какими-нибудь «спецмероприятиями» на территории Кремля с помощью дронов могут подглядывать не только представители чуждых спецслужб, но и вообще все кому не лень. С другой стороны, любой желающий за вполне бюджетные деньги может приобрести квадрокоптер в районе 1−2 килограмма. Для опытного человека соорудить взрывное дистанционно-управляемое устройство весом в килограмм и подвесить его к дрону проблем не составит. Дальше объяснять, думается, не нужно.

В пользу последней версии говорит также то, что странности с GPS-ориентированием наблюдались, например, в окрестностях ВДНХ, когда летом прошлого года Владимир Путин приезжал туда полюбоваться новеньким океанариумом. Подобные проблемы знакомы и обитателям окрестностей Усово на шоссе в Подмосковье, поскольку поблизости расположена резиденция «Ново-Огарево». Безопасность первых лиц государства — это замечательно, но грозит неприятностями для граждан. Дело не только в проблемах с вызовом таксомотора в точку на карте мобильного приложения. Машины экстренных служб оборудованы ГЛОНАСС-трекерами, позволяющими диспетчеру видеть их положение и оперативно направлять по вызову. Получается, что обман «навигатора» скорой помощи может привести к опозданию врачей к умирающему пациенту или чему-то подобному. Но это ведь ерунда, главное — вражеские дроны не пройдут!

В Москве продолжаются проблемы с GPS-сигналом, который внезапно пропадает в самом центре города. Заложниками ситуации, которая, как уверяют эксперты, неразрешима, стали тысячи москвичей и гостей города — водители и пассажиры такси, автомобилисты и пешеходы.

Чаще всего сигнал GPS искажается в районе Кремля. Проблема возникла еще летом 2016 года и пока не решена. Навигатор в лучшем случае определяет местоположение за несколько сотен метров до реального места нахождения, а в худшем — «переносит» пользователя в один из столичных аэропортов, чаще всего во Внуково.

Эксперты предполагают, что всему виной специальный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ), призванный защищать территорию Кремля от дронов, в которых есть GPS и карта запретных для них зон, к которым, в частности, относятся и аэропорты. При этом над самим Кремлем такой запретной для беспилотников зоны формально нет.

Дорогу приходится спрашивать

Помимо затруднительной ситуации, в которую попадают водители, плохо ориентирующиеся в городе, такое положение дел приводит к проблемам и для пассажиров такси, так как многие таксисты не ориентируются в столице и ездят исключительно по навигаторам.

«Я родился в Москве, но в центре не так хорошо ориентируюсь, — рассказывает корреспонденту «Газеты.Ru» водитель Uber по имени Иса. --

Это из-за навигатора — все время по нему ориентируешься, и мозг отключается, ничего не запоминаешь. Недавно возле Кремля, когда я опять «оказался» во Внуково, пришлось останавливаться и спрашивать дорогу у других водителей».

«Таких таксистов — каждый пятый, — уверен автоэксперт Петр Шкуматов. — На крупных улицах они еще ориентируются, а вот в переулках уже впадают в ступор — могут проехать улицу нужную, круг лишний дать. Это большая проблема для такси, и многие пассажиры вскоре будут делать выбор в пользу метро, если им надо ехать в центр города или другие места, где шалит GPS. Кроме того, если навигация определяет местоположение, например, во Внуково, то счетчик работает уже по подмосковному тарифу и поездка может обходиться дороже».

Страдают от сбоев не только водители, но и власти Москвы, которые не могут в автоматическом режиме штрафовать автолюбителей, припарковавшихся с нарушением ПДД или не оплативших парковку.

Так, в Центре организации дорожного движения ранее отмечали, что, поскольку их автомобили «парконы» определяют местоположение по GPS и ГЛОНАСС, при нарушении самой работы систем выполнять свои функции в центре города они не могут.

Даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков жаловался ранее на проблемы с навигацией. «Я тоже недавно на выходных ехал сам за рулем, и у меня в телефоне «Яндекс» действительно перекинулся куда-то в другой район», — посетовал он. Песков отметил, что вопрос специфический и требует квалификации, а потому адресовать его следует в Федеральную службу охраны (ФСО) и Минсвязи.

«Яндекс» вернет водителей на место

Спустя несколько месяцев после того, как сигнал GPS начал регулярно искажаться рядом с Кремлем, в компании «Яндекс» заявили, что научат свои навигационные сервисы бороться с этим явлением. Как рассказал «Газете.Ru» представитель компании Дмитрий Горчаков, сейчас необходимые обновления для приложения только тестируются.

«СМИ об этом писали некорректно, как будто мы уже исправили все, — поясняет Горчаков. — Мы работаем над алгоритмом, который будет отслеживать резкие изменения геопозиции на длительные расстояния и предупреждать об этом пользователя, возвращая его в исходную точку.

Определение местоположения будет корректным, но, как именно это будет выглядеть в интерфейсе, мы сможем рассказать позже».

В «Яндексе» пока не называют сроков, в которые научат свои навигационные продукты противостоять искажению сигнала.

Объехать проблему не получится

Эксперты сомневаются, что проблему удастся решить с помощью обновленного приложения или как-то иначе.

«Возле Кремля или других важных охраняемых объектов могут использоваться средства радиоэлектронной борьбы для противодействия беспилотникам и высокоточному оружию, — объясняет «Газете.Ru» технический директор компании — производителя систем автоматического управления БЛА ООО «Тайбер» Сергей Тыцык. — Однако вероятнее всего мы имеем дело с некачественным мощным радиоизлучающим оборудованием или локальными постановщиками помех для собственного использования, например, на служебных автомобилях. Приемник GPS устроен так, что ловит самый мощный сигнал.

Сбить его могут и примитивные китайские глушилки широкого диапазона за $800, которые покупают из-за паранойи от прослушки. Профессиональные средства РЭБ, даже самые простые, способны подменять сигнал спутника своим, похожим. Это не сложно».

Собеседник отмечает, что таким образом можно вывести из строя 99% гражданских беспилотников, которые потенциально могли бы использовать террористы. Однако дорогие военные дроны или крылатые ракеты уже способны вычислить такой скачок координат и дальше использовать собственную инерциальную навигационную систему.

Такие беспилотники могут, например, покинуть зону воздействия средств РЭБ, перезагрузить приемник GPS и облететь опасный участок. Инерциальные системы есть уже и в современных автомобилях премиум-класса. Они, например, позволяют навигационной системе автомобиля видеть местоположение в тоннелях.

Тыцык отмечает, что в качестве частичного решения проблемы пользователи навигационных систем могут использовать навигаторы на базе мобильных телефонов, уточняющих местоположение с помощью станций GSM (мобильная связь). «Но это не касается обычных навигаторов, у которых нет SIM-карт», — поясняет он.

Помимо навигационных сервисов компании «Яндекс» автомобилисты пользуются и другими, например Google Maps, навигационными системами известных компаний Garmin, TomTom и других.

Все их навигационные продукты также подвержены сбоям в Москве.

«Тут ничего не сделаешь, иначе никакой навигации не будет, — говорит «Газете.Ru» бренд-менеджер Garmin Алексей Гилязов. — Нет корректного сигнала, значит, нет данных и навигации.

Помимо Кремля сигнал может глушиться и в других местах с помощью аппаратуры, установленной в автомобилях. Причем не только GPS, но и GSM.

Это нужно, чтобы, например, пресечь телефонные переговоры террористов или предотвратить активацию взрывного устройства. Не думаю, что проблема станет для граждан глобальной, но локально спецслужбы могут глушить сигналы по своему усмотрению».

Примечательно, что в Федеральной службе охраны РФ (ФСО) утверждают, что сбой происходит исключительно в геолокационных приложениях «Яндекса». «О сбоях в других сервисах мы не слышали, только о «Яндексе», поэтому и вопросы надо адресовать им», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства.

Жалобы в социальных сетях на искажение сигналов GPS-навигаторов в Кремле и неподалеку от него появились еще летом этого года. Тогда пользователи писали, что на территориях, прилегающих к Кремлю, время от времени их телефоны определяют местонахождение неправильно. Вместо центра города смартфоны устройства показывали, что абоненты находятся во «Внуково» или «Домодедово». Из-за этого у пользователей возникали проблемы с вызовом такси, использованием автомобильных навигаторов, навигацией в популярной игре Pokemon Go и при фиксации данных на фитнес-трекерах. Блогер Илья Варламов первым предположил , что источник проблем находится в Кремле. «Самое вероятное - беспилотники... С массовым развитием бытовых дронов они стали представлять потенциальную опасность для заходящих на посадку вертолетов», - писал в июле Варламов. Он также указывал, что в большинстве современных дронов есть запрет на взлет около аэропортов и он просто не взлетит в этой зоне. Скорее всего, так ФСО решила обезопасить Кремль от несанкционированных полетов, делал вывод Варламов.

Недавно сотрудник «Яндекса» Григорий Бакунов, более известный как блогер Bobuk, ситуации при помощи нескольких разных GPS- и «Глонасс»-приемников, а также анализатора частот. Читателям своего Telegram-канала Бакунов 19 октября сообщил, что проехался с приборами на сигвее по центру Москвы. Тестирование показало, что источник радиоволн - специальный программно-аппаратный комплекс, который имитирует работу спутника навигационных систем. Находится он на территории Кремля. Подмена места, которую совершает устройство, называется спуфинг. По мнению Бакунова, перенос во «Внуково» или «Домодедово» объясняется тем, что владелец устройства при спуфинге должен задавать конкретные поддельные координаты, которые тот будет сообщать навигатору. Их можно ввести напрямую или выбрать из списка, который предлагает производитель. Для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. «Внуково» - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы, пояснил Бакунов. Он предполагает, что причина использования подобного комплекса - это в первую очередь безопасность. В частности, желание ограничить полеты над территорией Кремля беспилотных аппаратов. Бакунов объясняет, что беспилотники работают в том же диапазоне, что и другие гражданские устройства, и именно поэтому искажения затрагивают и другие пользовательские устройства.

Пользователи Twitter, прочитавшие пост Бакунова, ответили ему, что, когда президент России Владимир Путин навещал другие города, например Йошкар-Олу, они наблюдали такие же искажения сигнала GPS.

Представитель «Яндекса» говорит, что компания начала получать сообщения об ошибках геопозиции в июне. Большинство из них пользователи оставляли в «разговорчиках» на «Яндекс.Картах» и в «Яндекс.Навигаторе». По наблюдениям компании, такие «перебросы» происходят во всех сервисах и устройствах, использующих геолокацию. «Мы изучаем проблему, в том числе и версию Григория Бакунова, а также думаем, что можно сделать с приложениями, чтобы минимизировать эффект от внезапных «телепортаций», - говорит представитель «Яндекса». - С уверенностью можно сказать, что проблема существует вне инфраструктуры интернет-сервисов. Геоинформационные приложения, включая сервисы «Яндекса», получают уже готовую ошибочную координату от устройства (смартфона или планшета), а не декодируют сигнал от спутника напрямую».

Сотрудники одного из сотовых операторов рассказали «Ведомостям», что проблема действительно есть, на нее жалуются пользователи. Но причины происходящего компании никто не объяснил. Один из собеседников предполагает, что на территории Кремля расположен специальный комплекс, который, возможно, призван защищать территорию не только от вторжения беспилотников, но и от ударов оружия, которое ориентируется на данные GPS. С этой версией согласен один из федеральных чиновников. Он указывает, что речь может идти о защите от ракетных атак.

Чиновник, хорошо знакомый с аппаратным комплексом спецслужб, предположил, что на территории Кремля действует система для радиоэлектронной борьбы - «Шиповник-аэро» или какой-то близкий к ней аналог. По его словам, эта система была разработана при содействии Минобороны и должна была использоваться государственными структурами для защиты важных объектов. Газета «Известия» писала в сентябре, что этот комплекс как раз способен не только заглушить сигнал управления, но и взломать бортовые системы вражеского беспилотного летательного аппарата. По данным издания, Минобороны уже проводит испытания продукта. Сотрудник спецслужб говорит, что ему также известно о «Шиповнике», но он ли установлен в районе Кремля, ему неизвестно.

«Шиповник-аэро» - разработка одной из структур «Ростеха», всероссийского научно-исследовательского института «Эталон», входящего в Объединенную приборостроительную корпорацию (ОПК). Представитель ОПК утверждает, что «Шиповник» не используется спецслужбами в Кремле: у «Шиповника» нет функции подмены координат, лишь функция подмены канала управления, утверждает он. Кроме того, комплекс пока не выпускается серийно, на данный момент происходит его доработка и испытания.

Сотрудник сотового оператора отмечает, что навигационные системы смартфонов, планшетов и других устройств такого типа «взламываются очень легко» и комплекс для взлома, подобный «Шиповнику», группа инженеров способна сегодня собрать и в условиях «гаража». Бакунов говорит, что подобные системы сейчас разрабатывает множество компаний.

Журналисты попросили пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова объяснить происходящее. Тот пожаловался на те же проблемы, что и у всех: «Сам ехал за рулем на выходных мимо Кремля, и навигатор перекинуло куда-то». Этот вопрос специфический, сказал Песков и посоветовал адресовать его в Федеральную службу охраны (ФСО) и Минсвязь.

Представитель Минкомсвязи попросил, в свою очередь, «Ведомости» задать вопрос об искажении «Роскосмосу». Представитель «Роскомоса» не ответил по существу на вопросы «Ведомостей». Так же поступил и представитель ФСО.

Представители «Мегафона», МТС и Tele2 говорят, что не получали жалоб от своих пользователей. Их коллега из «Вымпелкома» отказался от комментариев.

Никита Лихачёв

В течение нескольких месяцев москвичи активно жалуются в соцсетях на некорректную работу мобильных приложений, использующих GPS-сигнал. С проблемами часто сталкивались пользователи «Яндекс.Навигатора», наблюдая неправильное определение местоположения машины в программе, а массовый характер жалобы приобрели после популяризации Pokémon Go в России.

Все сообщения объединяло одно: смартфоны начинают вести себя аномально при приближении к центру Москвы, где находится Кремль. Предположения и догадки пользователей проверил блогер и ведущий подкаста «Радио-Т» Григорий Бакунов, известный как Bobuk: TJ публикует рассказ с разрешения автора.

Сегодняшнее утро я потратил на то, чтобы разобраться в странной и неприятной ситуации с GPS в Москве. В районе Кремля (и некоторых других местах) иногда возникают аномалии, которые заставляют все устройства с GPS думать, что они во Внукове.

Аномалии эти возникают с июня и появляются без какой-либо системы. Есть простое объяснение: это спуфинг (попросту подмена) GPS. О гипотезах «зачем» мы поговорим чуть позднее.

Дисклеймер: я не профессионал ни в GPS, ни в спуфинге, ни в журналистике, но я регулярно страдаю от сломанного сигнала GPS. Так как об этом всё еще не написали профессионалы и мобильные аналитики, мне пришлось попытаться разобраться в происходящем самому.

Что я, собственно, сделал: я взял с собой несколько разных GPS и GLONASS приемников, анализатор частот и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра. Кстати, три часа рассекать по городу на сигвее при температуре порядка 2 °C - то ещё удовольствие.

Красные области на картинке - зона покрытия «ложным» сигналом (чем краснее - тем сильнее сигнал), синие - замеры на направление источника сигнала, а жёлтая звездочка - моя гипотеза о том, где же именно в момент замеров находился источник.


Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Подробности о GPS читайте в «Википедии» .

Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.

Обратите внимание: зона покрытия передатчика очень некруглая. Обычно это значит, что часть сигнала отражается и перекрывается зданиями вокруг. В силу этого «пятно зашумления» простирается от Солянки до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Я также пытался понять более точное расположение источника сигнала. Очевидно, что это не спутник! Точное расположение передатчика конечно же не было моей целью, но на картинке хорошо видно, где его можно поискать.

Интересно то, что подмененный сигнал «пересылает» в центр аэропорта «Внуково». Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия - борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами, подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно.

Другая теория - использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, «Внуково» - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.

Ещё одна загадка - почему подмена сигнала то включается, то выключается. Ответа у меня нет, единственное, что я могу придумать - систему еще только разрабатывают и внедряют. Или есть какие-то события, которые инициируют временное включение «глушилки».

Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого - иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.

В силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, и для разных устройств количество искажений разное. Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по Wi-Fi и триангуляции базовых станций. Но, безусловно, проблемы при навигации это создает всем. Страдают пользователи всех приложений с навигацией, страдает качество прогнозов и пробок. У всех поставщиков информации о заторах в районе Кремля регулярно образуется некоторая каша.

Что можно сделать, чтобы временно не страдать? Если у вас Android - выключить GPS. Если у вас iOS - смириться. Если у вас дрон от известных производителей - летать в других местах.

Аномалия, при которой устройства позиционируют себя во Внуково, начала возникать в июне 2016 года в районе Кремля и некоторых других местах, рассказал Бакунов. По его мнению, речь идет о спуфинге — подмене сигнала GPS.

«Сегодняшнее утро я потратил на то, чтобы разобраться в странной и неприятной ситуации с GPS в Москве. <…> Я взял с собой несколько разных GPS и GLONASS приемников, анализатор частот и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области — Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени — с 9 до 12 утра», — написал Бакунов.

«Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 — это "гражданский" диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации», — рассказал программист.

В зону, на которую распространяется ложный сигнал, входит район от Солянки и до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной. Бакунов опубликовал карту, на которой показал зону покрытия ложного сигнала (красный цвет), замеры на направление источника сигнала (синий цвет), а звездочкой отметил место, откуда, по его мнению, в момент замеров находился передатчик.

Программист выдвинул несколько теорий, почему ложный сигнал переадресует устройства во Внуково. По одной из них, так борются с видео-дронами, которым запрещены полеты над аэропортами. «Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно», — написал Бакунов.

«Другая теория — использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково — первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», — добавил он.

Из-за подмены сигнала GPS с проблемами сталкиваются пользователи многих приложений, использующих геолокацию. «У всех поставщиков информации о заторах в районе Кремля регулярно образуется некоторая каша», — добавил Бакунов.

В июне 2016 года с подменой сигнала GPS столкнулись многие участники Петербургского международного экономического форума, в том числе корреспондент «Сноба». В день, когда форум посетил президент России Владимир Путин, мобильные устройства позиционировали себя не на форуме, а на складе в отдаленном районе города.

Ранее радиостанция «Говорит Москва» сообщала, что пользователи «Яндекс. Навигатора» жалуются на ошибочное определение местоположения: навигаторы «перемещают» москвичей от Кремля во Внуково.

Радиостанция проверила другие приложения, включая «Google Карты» и Apple Maps. Они выдавали ту же ошибку, перемещая пользователей во Внуково.

Позже блогер Григорий Бакунов , известный как Bobuk, опубликовал объяснение навигационной аномалии.

По его словам, причина сбоя - спуфинг (подмена) GPS.

Используя несколько разных GPS и GLONASS приемников, Бакунов проанализировал частоты в районе Кремля в отрезок времени с 9 до 12 утра.

Его исследование показало, что «где-то внутри Кремля стоит, а возможно и передвигается мощный передатчик, который имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5».

Блогер поясняет, что частота L1 — это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации.

«Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства — ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже», - пишет Бакунов.

Из-за того, что сигнал отражается и перекрывается окружающими зданиями, «пятно зашумления» простирается от Солянки до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Исследователь указывает, что, очевидно, источник сигнала - не спутник, а его местоположение можно увидеть на представленной схеме.

Ранее пользователи соцсетей выдвигали теорию о «глушилках» на территории Кремля, которые меняют геолокацию на «Внуково» для того, чтобы там не могли подняться в воздух дроны. Поясним: в схемах видео-дронов стандартно «прошиты» координаты мест, где полёты запрещены. В число таких зон входят все мировые аэропорты.

Исследователь также указывает, что для разных устройств количество искажений геолокации разное.

«Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по Wi-Fi и триангуляции базовых станций», - пишет Бакунов.

Добавим, что в силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, а «подмена» сигнала то включается, то выключается. Однако и это создаёт проблемы с навигацией, и как следствие - страдает качество прогнозах о пробках в центральном районе Москвы.