Сведение в cubase. Основные этапы сведения

Александр В. Цыплухин ,

звукорежиссер.

Раз Вы читаете эту статью, значит слова «Сведение и Мастеринг» Вам знакомы и эта тема Вас беспокоит. Дайте попробую догадаться почему. Вы написали и свели десяток треков, но что то Вас не устраивает? Ваши клиенты, для которых Вы сводите не довольны результатом, да и Вы сами тоже? Мне тоже знакома эта ситуация. Двадцать первый век, второе десятилетие. Сорок лет назад для меня это время было космически не досягаемо, как и современный уровень компьютерных технологий. Вы хотите создавать музыку? Нет проблем! Берем средний компьютер, покупаем программу Cubase - и вперед!!! Весь мир музыкальных инструментов в Вашем распоряжении!!! На сегодняшний день такие программы, как Cubase, Logic Pro или Pro Tools позволяют делать музыку, сидя на диване, в своей спальне.

Купить программу просто, а самому разобраться «как оно там все работает?» - задача требующая неимоверных усилий. Ты тыркаешься, как слепой котенок, не понимая, что надо делать. Но вот - ура! - получилось! Ты написал свою первую композицию, показал другу, коллеге, сам послушал и понимаешь, что у остальных звучит лучше. Оказывается, что ты должен стать еще и звукорежиссером.

Следующий этап - идем на форум или конференцию и читаем советы «бывалых».

Как сделать «бочку», чтоб качало, а «дробовик» пожирнее? И так далее… Типичная проблема - голос не «ложится» в фонограмму. Другими словами, звучит не вместе с бэнндом, а сам по себе, отдельно. На форумах и конференциях Вы найдете советы типа «надо освободить место для вокала, вырезать эквалайзером у инструментов частоты, которые занимает голос и т. д. Чушня. В девяти случаев из десяти голос не «ложится» в фонограмму потому, что не правильно выстроено пространство, расстояние до вокалиста. Не читайте форумы и конференции, там пишут либо такие же дилетанты, как Вы, если Вы начинающий, либо профессионалы, которые говорят правильные вещи, но, будучи вырваны из контекста и без такого же опыта, как у них, Вы просто не способны понять, что они имели ввиду. И еще одно, как правило, комментарий профессионала можно применить только к тому конкретному треку и тому случаю, о котором он говорил. Другая песня, другая ситуация - и его совет может быть диаметрально противоположен предыдущему. Каждая ситуация уникальна.

То, о чем мы будем говорить дальше - как раз для тех, кто уже вдоволь начитался форумов и просмотрел массу видеоуроков. Этой статьей я начинаю серию, призванную помочь «домашним» звукорежиссерам, студентам ВУЗов по специальности. Звукорежиссер научится сводить треки, правильно понимать акустическое пространство, динамическую обработку, эквализацию инструментов, эстетику и философию звука. Вперед!

Для того, что бы научиться сводить, звукорежиссеру необход
имо овладеть техникой сведения и основными инструментами, используемыми для этого. В руках у звукорежиссера четыре основных инструмента - это компрессор, эквалайзер, панер и приборы временной обработки. Однако, прежде, чем обсуждать инструментарий, поговорим о самом важном элементе в студии звукозаписи.

Мониторинг. Мониторинг - это тот элемент, через который вы воспринимаете весь мир музыки и звуков в Вашей студии. Это Ваши очки, через которые Вы смотрите на мир. Если это бытовая акустика, то она, как правило, красит звук и Вы смотрите на мир через «розовые» очки. Если это недорогая мультимедиа акустика, то Вы смотрите на мир через кривые пластиковые стекла и весь мир становится серым и мутным, ничего разглядеть невозможно и т. д.

Итак, чем же конкретно отличается недорогой мониторинг от качественного? Первое - это точность воспроизведения во всем частотном диапазоне. То есть, на недорогих мониторах частота 50 и 55 Гц или 4,5 и 5кГц будут звучать одинаково, а на качественных разница будет. Второе - это равномерность частотной характеристики. К примру в песне Стинга «All four seasons» басовая партия звучит в очень широком диапазоне и все ноты звучат ровно и одинаково по громкости. Возьмите этот трек и протестируйте. Если на Ваших мониторах это не так, то как Вы собираетесь формировать нижнюю часть спектра при сведении? Третье - это динамические характеристики мониторов. Если на Ваших мониторах не слышно разницы между атакой на компрессоре в 2 и 8 мсек (партия ударных), то Вы наверняка ошибетесь с компрессией.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ.

Компрессор позволяет сделать звук острее или мягче, агрессивней или тембрально насыщенней, длиннее или короче. Компрессор может заставить вокалиста «плеваться» в микрофон или шептать Вам на ухо, выровнять разницу между куплетом и припевом, между гласными А и У.

Эквалайзер может приблизить или отдалить объект, сделать его тонким или жирным, или просто устранить частотные конфликты между инструментами и правильно сформировать частотный баланс.

Панер. Панорамирование позволяет не только перемещать объекты слева направо, но и делать их уже или шире, большими или маленькими.

Приборы временной обработки позволяют правильно организовать виртуальное пространство, приближать и отдалять инструменты, заставить их вращаться, сделать их больше, размещать инструменты в разных пространствах на разных расстояниях от слушателя. Вот и все, что Вам необходимо для того, чтоб сделать хороший микс.

От того, как Вы владеете техникой работы с этими четырьмя инструментами, зависит конечный результат. Дело за малым - научиться пользоваться этими инструментами.

Как мы учимся сводить. Обучение сведению схоже с обучением иностранным языкам. Как мы учим иностранный язык. Сначала мы запоминаем несколько слов. Потом мы начинаем узнавать эти слова в предложениях, потом мы начинаем понимать простые фразы, из фраз складываются предложения, и дальше в нашей голове складывается смысл и образ сказанного. В конце концов, Вы уже не переводите сказанное на родной язык, а думаете на иностранном языке, мыслите образами а не предложениями, учиться пользоваться этими инструментами.

Примерно так же и в звуке. Проделав правильно компрессию двадцати треков kick drum, Вы сможете узнавать тип компрессии, примененный в других треках, сведенных мастером. Выполнив десяток упражнений по построению виртуального пространства, перемещая объекты ближе, дальше, правее, левее, Вы научитесь «читать» пространство в чужих миксах.

Теперь мы подошли к важной мысли. Как мы можем научиться сводить? Научится сводить треки мы можем только научившись «читать» чужие миксы.

Критическое слушание.

Упражнение 1.

Возьмите трек из своей домашней библиотеки, прослушайте его критически несколько раз и постарайтесь ответить на вопросы.

Какая бочка? (Низкая, высокая, острая, глухая,….)

Какой бас? (низкий глубокий, высокий рычащий)

Как бочка и бас работают вместе?

Какой инструмент находится ближе всех? (расстояние в метрах)

В какой акустической среде происходят события? Как выстроено пространство? (Гараж, огромный зал, клуб…)

Повторяйте это упражнение всегда, когда Вы слушаете музыку!

Упражнение 2.

Находясь в новом помещении или на улице, хлопните в ладоши и попробуйте определить время реверберации, наличие четких повторений, их время в мсек., окраска реверберации (дерево, камень, металл….)

Повторяйте это упражнение всегда, когда попадаете в новую обстановку.

Будьте осторожны!!! Окружающие могут Вас не понять и набрать 112!!!

Упражнение 3.

Выберите десять треков из своей фонотеки, загрузите их в редактор, нарезав по двадцать секунд от каждого и соедините их через коссфейды. Теперь прослушайте получившийся трек.

Такое упражнение покажет Вам многообразие мира звука, и даст понимание, что есть хороший микс.

Основные этапы сведения:

Концепция;

Спектральный баланс;

Динамическая обработка и временная организация треков;

Музыкальный баланс и построение формы;

Построение виртуального пространства;

Финальный микс.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Формат 5.1 следует считать не альтернативой формату стерео, а его развитием. Поэтому большая часть рекомендаций, относящихся к вопросам сведения в стерео, годится и для формата 5.1. Некоторые особенности сведения в круговую панораму мы описали в разд. 1.12.4.
Свести многотрековый проект в стерео проще, чем в моно. В распоряжении звукорежиссера по сравнению с монофоническим форматом имеется дополнительное измерение, в котором можно размещать звуковые источники. Проще добиться прозрачности композиции, поскольку источники можно разместить на стереопанораме так, чтобы они не мешали друг другу. Однако вместе с появлением стерео появился дополнительный критерий оценки качества фонограммы - стереофоничность. Это свойство характеризует степень, в которой звукорежиссеру удалось реализовать возможности сте-реоформата для воплощения идеи композиции. С одной стороны сводить в стерео проще, чем в моно, а с другой стороны, звукорежиссер обязан выкладываться, чтобы максимально задействовать возможности формата.
Когда появился формат 5.1, стало еще проще. На круговой панораме инструментам стало еще просторнее, и можно сделать так, что они совсем не будут мешать друг другу. Однако вместе с новыми возможностями звукорежиссер получает дополнительные негласные обязанности. Он обязан использовать все средства, появление которых обусловлено переходом к новому формату.
Следует учитывать, что в отличие от стереосистемы, каналы системы 5.1 не являются равноценными в плане информативности. Они по-разному расположены относительно слушателя. На фронтальные каналы ложится основная информационная нагрузка. А тыловые каналы следует считать вспомогательными, поскольку человек в принципе плохо воспринимает информацию, поступающую сзади (воспринимает ее "периферийным" слухом). Основное назначение тыловых каналов - создание общей акустической атмосферы, эффекта присутствия. Канал низкочастотных эффектов предназначен для передачи сигналов, занимающих полосу частот от 20 до 80 Гц. Понятно, что в такой узкой полосе частот в принципе невозможно передать много звуковой информации.
Итак, как осуществлять панорамирование? Как и в случае стерео, при панорамировании в 5.1 в центр помещается основной вокал и партии всех инструментов, обладающих низкочастотным тембром. Для формирования звукового образа в центре можно использовать непосредственно центральный канал (это является предпочтительным) или каналы L и R. В последнем случае образ посередине панорамы будет фантомным (как в стерео). В случае необходимости можно задействовать все три канала L, С и R для усиления образов на фронтальной части панорамы. Однако ситуация, когда в нескольких каналах присутствует один и тот же сигнал, является нежелательной. Ведь неизвестна конфигурация акустической системы у слушателя и неизвестно его расположение относительно этой системы. Возможно возникновение неприятных эффектов, связанных с интерференцией звуковых волн. Не исключен конфликт фантомного образа, создаваемого каналами L и R в центре панорамы с образом, формируемым центральным каналом.
Итак, все, что должно располагаться в центре, желательно воспроизводить через центральный канал. Пары каналов L-C и C-R следует использовать для формирования образов, расположенных не в самом центре, а на фронтальной части панорамы.
Тыловые каналы можно использовать для второстепенных партий, которые не несут основную информационную нагрузку: подклады (pads), шумы, реверберация/эхо от источников, размещенных во фронтальной части панорамы, кратковременные эффекты, допускающие отвлечение внимания слушателя от фронтальной части панорамы.
Естественно, не должно быть никакой резкой границы между фронтальной и тыловой частью круговой панорамы. Информационная нагрузка композиции должна быть плавно смещена во фронтальную часть панорамы. Равномерная информационная загрузка всех каналов (как в стерео) нежелательна. Иначе у слушателя может возникнуть ощущение, что он слушает оркестр не со стороны, а изнутри.
Конечно, никаких существенных ограничений на использование различных каналов системы 5.1 в поп-музыке быть не может. Время все расставит на свои места. Поживем - увидим, какие рекомендации будут выработаны мировой звукорежиссурой лет через 5.
В канал LFE можно направить сигнал инструментов, обладающих низкочастотным тембром (большой барабан, бас-гитара). Когда средствами Cubase SX вы направляете сигнал с трека в канал LFE, не происходит никакой его обработки. То есть сигнал, подаваемый в канал LFE, может занимать полосу частот от 20 Гц до 20 кГц и выше (в зависимости от формата звуковых данных). Это не очень хорошо. Поэтому мы рекомендуем средствами окна VST Master Effects (см. разд. 5.6.3) подключить к каналу LFE VST-плагин монофонического фильтра нижних частот (рис. 14.1). Такой плагин, например, имеется в пакете Waves Gold (http://www.waves.com). Фильтр нижних частот следует настроить так, чтобы он подавлял компоненты сигнала, частота которых выше 80 Гц. Кстати, заодно можно защитить канал LFE и от возможных инфразвуковых составляющих, для чего следует настроить плагин на работу в качестве полосового фильтра, пропускающего частоты от 20 Гц до 80 Гц.

Рис. 14.1. Подключение ФНЧ к каналу LFE

Остальные каналы L, С, R, Ls и Rs можно обработать фильтром верхних частот. Тем самым вы разгрузите перечисленные каналы от низкочастотных составляющих сигналов, которые в принципе не могут воспроизводиться акустической системой, но занимают определенные ресурсы. Интересен вопрос совместимости многоканальной фонограммы с форматом стерео. Ведь слушатель в любой момент может переключить свою систему в режим стерео. Зачем это нужно? Например, для того, чтобы послушать DVD-Audio в машине. Что при этом произойдет? Это зависит от алгоритма mixdown кодека (mixdown - микширование для уменьшения количества каналов). Обычно канал С подмешивается к каналам L и R с понижением уровня. Каналы Ls и Rs тоже подмешиваются к каналам L и R соответственно. Канал LFE может быть подмешан к каналам L и R, а может быть отброшен. Подмешивание может происходить без всякой дополнительной обработки. Для нас это проще, так как в данном случае мы можем проконтролировать совместимость фонограммы 5.1 со стерео с помощью специального VST-плагина Mix6to2 (рис. 14.2). Данный плагин подключается к мастер-секции микшера Cubase SX для реализации mixdown 6 каналов в 2.

Рис. 14.2. Окно плагина Mix6to2

Сам по себе Mix6to2 представляет собою простой микшер. Однако вы можете не тратить время на его настройку, т. к. присутствуют все необходимые пресеты, для реализации mixdown каналов различных систем объемного звучания в стерео.
Однако плеер конечного слушателя может выполнять mixdown 5.1 в стерео с применением специальной обработки, после которой, как предполагается, объемность звуковой картины будет сохранена. Достигается это путем изменения фазы каналов Ls и Rs. Что с конкретной фонограммой получится в результате - остается только гадать.

В общем, сегодня поговорим для чего нужна программа , также, расскажем вам, что такое сведение и мастеринг , а также для чего это все надо. В прошлой статье мы вели неспешную беседу о программе Guitar Rig , кому интересно можете с ней ознакомиться

Что такое Кубейс 7.5

Говоря о таких программах как , то охарактеризовать ее довольно сложно, в первую очередь, это программа позволяет делать сведение музыки. Что же такое сведение может спросить читатель? А мы ответим, что в процессе звукозаписи каждый инструме нт пр едставляет собой как минимум одну дорожку, барабаны это вообще отдельная тема – количество дорожек там может равняться 15 штукам, не забывайте о вокале и бэк-вокалах, а теперь представьте, что все это должно заиграть вместе: бас-бочка не должна перекрывать бас, гитара не должна перекрикивать вокал, и так далее.

Сведение и мастеринг в Кубейс 7.5

В общем , звукорежиссер делает так, чтобы все музыкальные инструменты звучали максимально «правильно» (сюда можно отнести громкость , частотные характеристики о многое другое). Программа для музыкантов (скорее для звукорежиссёров) позволяет все это сделать. Из — за нее процесс св едения и мастеринга становится немного легче благодаря тому, что программа работает как основной блок на который вещаются дополнительные плагины (эквалайзеры, ревербераторы, шумодавы , компрессоры и прочая поебень ). Почему мы говорим об этом именно на страницах нашей школы рока? А все очень просто. Любая группа периодически делает демо , чтобы за это вам не платить лишних денег, мы вам рекомендуем при помощи нескольких микрофонов сделать запись в домашних условиях, так вот когда станет ребром вопрос касательно сведения и мастеринга , вам очень пригодиться такая программа, как . Причем , в данной статье мы не будем вам рассказывать как с ней работать потому, что для этой цели необходимо создавать отдельный портал, который будет освещать все вопросы (настолько это обширная тема). Стоит добавить, что сведение – это творческий процесс, который очень сильно влияет на звучание вашей записи, также возможно , когда-нибудь вы настолько разберетесь в тонкостях звукорежессуры , что будете этим заниматься более чаще .

Что такое мастеринг

Отдельно нужно пару слов сказать касательно мастеринга . Так вот, мастеринг – процесс доведение записи до ума, когда уже все ваше творчество (песня) превратилась в одну дорожку. Мастеринг нацелен на увеличение громкости и мощи композиции в целом , при этом , данная процедура считается более технической чем творческой.