Тесты по информатике. Действия с информацией

МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина», г. Чердынь

Билалова Светлана Владимировна

Дети учатся в тысячу раз успешнее,

если им дают возможность самостоятельно

исследовать основы изучаемого материала.

Питер Клайн

3 класс

    Предмет: Информатика и ИКТ

    Тема: «Действия с информацией»

    Тема урока: «Работа со словарем, контрольная работа »

Цели урока:

    обобщить знания учащихся по теме «Действия с информацией»,

    систематизировать понятия этой темы;

    закрепить представление о разных видах действий с информацией;

    совершенствовать навыки выполнения действий с информацией;

    расширить представление о компьютере как об универсальном инструменте для выполнения действий с информацией.

Педагогические задачи урока :

    актуализировать словарный запас терминов по информатике;

    совершенствовать навыки самостоятельного выполнения заданий;

развивать информационную культуру учащихся.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

иметь представление о многообразии видов действий с информацией;

    уметь называть действия с информацией;

    иметь представление о сборе информации;

    владеть простейшими навыками представления информации в различных формах;

уметь приводить примеры носителей информации;

    уметь выполнять кодирование и декодирование информации;

    иметь простейшие навыки обработки числовой, текстовой, графической информации.

Ключевые понятия: сбор информации, представле­ние, кодирование, декодирование, хранение, обработка.

Вспомогательные (дополнительные) понятия:

действия с информацией, наблюдение, преобразование, формы представления, способы представления, код, правило, носители информации, виды информации, числовая информация, графическая информация, тек­стовая информация.

Общая характеристика урока:

    стратегия - индивидуально-соревновательная, самоконтроль.

Материальное обеспечение урока : учебник (глава 2), рабочая тетрадь № 1, тестовое задание, диагнос­тическая карта, ЭОР.

Примерный план урока

    Организационный момент (1-2 мин).

    Повторение с элементами обобщения (3-4 мин).

    Тестирование, проверка, обсуждение результатов (5-7 мин).

    Выполнение заданий в рабочей тетради (7-10мин).

    Физкультминутка (2-3 мин).

    Компьютерный практикум (10 мин).

    Обобщение и подведение итогов, комментарий к контрольной работе (3 мин).

    Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход (сценарий) урока

Для организации повторения материала учитель может использовать материалы учебника «Теперь мы знаем» (стр. 74) и «Новые слова и термины» (стр. 75).

В рамках повторения учитель проводит небольшой тест для самоконтроля знаний учащихся. Бланк с тес­товым заданием может выглядеть так:

Я знаю, что...

Отметка

с информацией можно выполнить много различ­ных действий

действиями с информацией являются сбор, пред­ставление, кодирование и декодирование, хране­ние, обработка

человек собирает информацию, когда читает га­зету, смотрит телевизор, обменивается новостя­ми с другим человеком, наблюдает за природой

при кодировании сообщения происходит преоб­разование информации из одной формы в другую

для кодирования текстовой и числовой информа­ции можно использовать кодовые таблицы соот­ветствия

текстовую, графическую, числовую и звуковую ин­формацию можно записать и хранить на носителе информации

носители информации содержат различные зна­ки: цифры, буквы, текст, рисунки

человек может обрабатывать любую информацию

компьютер может обрабатывать числовую, графи­ческую и текстовую информацию

при обработке информации не всегда сохраняет­ся смысл и форма представления

Всего баллов:

Учащиеся получают бланк с утверждениями и от­мечают цифрой «+», если понимают, о чем идет речь, или «-» в противном случае. Бланки сдаются учителю, который проверяет их и делает вывод об усвоении темы учащимися. Учащийся, проставивший меньше шести «1», не готов к контрольной работе, и учитель должен дать ему индивидуальное задание.

Решение информационных задач

Компьютерный практикум

Для работы на компьютере желательно использовать различные задания на кодирование и декодирова­ние сообщений.

Подведение итогов

Подводить итоги урока следует с активным участием детей. С их помощью следует сформулировать, чему они научились и что нового узнали о действиях с ин­формацией.

Учитель характеризует уровень готовности класса к контрольной работе и дает конкретные рекомендации по домашней подготовке к ней.

Домашнее задание

    В рабочей тетради № 1 выполнить задания, указанные учителем.

    Выполнить индивидуальное задание для подготовки к контрольной работе.

    Записать в рабочую тетрадь новые слова и термины.

Контрольная работа к главе 2

Цели урока:

    проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Действия с информацией»;

    провести диагностику и оценить результаты обучения.

Педагогические задачи урока:

    формировать ответственность учащихся за результаты учебной деятельности;

    развивать навыки самостоятельного планирования своей деятельности в условиях ограниченного времени урока;

    совершенствовать навыки самоконтроля.

Общая характеристика урока:

    форма организации - самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов;

    тип урока - контрольный и обобщающий;

    стратегия - индивидуально-соревновательная, диагностическая.

Примерный план урока.

    Организационный момент.

    Комментарий учителя.

    Выполнение заданий.

    Физкультминутка.

    Компьютерный практикум.

Ход (сценарий) урока

Для выполнения контрольной работы учитель раздает учащимся бланки с заданиями и кратко ком­ментирует их. Учащиеся приступают к выполнению заданий после того, как учитель убедился, что дети поняли, как надо выполнять работу. Учитель может сообщить, на какое количество времени рассчитаны за­дания контрольной работы.

Решение информационных задач

Учащиеся выполняют задания контрольной работы. При необходимости учитель дает пояснения отдельным учащимся. После выполнения заданий учащиеся прове­ряют свою работу и сдают учителю.

Компьютерный практикум

Работа с ЭОР.

Подведение итогов

Учитель проверяет работы учащихся, обсуждает с ними типичные ошибки, выставляет оценки.

Правильные ответы

Вариант 1

1. Соедини стрелками по смыслу. 2. Соедини стрелками по смыслу.


3. Представь рисунком, текстом и числом инфор­мацию о том, что за окном растут дуб и берёза, а между ними - рябина.

    Соедини стрелками по смыслу.


6.Понаблюдай за изменениями в картинках - собери информацию и представь её текстом.

Учащиеся описывают надвигающуюся грозу и поведение одуванчика.

7
. Соедини стрелками по смыслу рисунки и тексты.

Вариант 2

1. Соедини стрелками по смыслу. 2. Соедини стрелками по смыслу



3. Представь рисунком, текстом и числом инфор­мацию о том, что на книжной полке три книги стоят и две лежат.

4. Соедини стрелками. Укажи порядок действий для сбора и хранения информации.

5. Соедини стрелкой по смыслу.

6. Понаблюдай за изменениями в картинках - собери информацию и представь ее текстом.

Дети описывают, как подсолнух поворачивается вслед за солнцем.

7
. Соедини стрелками по смыслу рисунки и текст

Обобщение и подведение итогов.

Все, что нас окружает - это своего рода информация, которую мы воспринимаем различными органами чувств. Мы видим цвета, чувствуем запах, слышим разговоры и другие звуки - это все информация.

Сейчас мы поговорим о данных с точки зрения предмета информатика. Какие действия с информацией мы можем совершать и делаем это ежедневно, не осознавая данного факта? Рассмотрим само основное понятие, классификацию данных. Перед тем как переходить к вопросу о том, какие действия с информацией мы можем совершить, предлагаем вашему вниманию небольшое вступление, а именно азы информатики.

Информация

Действия с информацией многочисленны: получение, обработка, хранение, передача. Наверняка все это знают, но вот что же такое информация? Не каждый задумывался над этим вопросом.

Важно запомнить то, что любая информация обязательно связана с какими-либо данными. Она может быть как зависимой, так и нет, взаимосвязанной с другими данными или информацией, может обладать стоимостными характеристиками и так далее. Это небольшой перечень свойств.

Абсолютно вся информация делится на:

  • Массовую.
  • Специальную.
  • Личную.

К первой категории относятся средства массовой информации, мы ими пользуемся каждый день: смотрим телевизор, читаем газеты и журналы, а в нашем веке вся основная информация черпается из всемирной паутины под названием Интернет. Специальная информация включает в себя научные, технические, управленческие данные, которые далеко не каждому доступны. О личной информации и говорить не стоит, всем и так понятно, что это неразглашаемые данные, которыми распоряжается один человек. Перед тем как мы рассмотрим действия с информацией, предлагаем познакомиться с ее классификацией. Различные источники предлагают множество вариаций, сопоставив несколько возможных, мы приведем вариант, описанный в следующем пункте.

Классификация

Для начала важно знать, что вся информация делится на две большие группы, разбитые по форме представления: дискретная и аналоговая. Если брать примеры, то к первой группе относятся количества преступлений, то есть информация меняется, а ко второй - скорость автомобиля на определенном промежутке пути.

Также информацию можно разделить, учитывая область возникновения: элементарная, биологическая, социальная. К первой группе относятся действия неодушевленных предметов, ко второй - процессы живого мира, а третья отображает процессы человека и общества в целом.

Уже в прошлом пункте мы привели один из вариантов классификации, который отображает назначение. Мы разделили информацию на: массовую, специальную и личную.

Перед тем как выделить действия с информацией, разберем классификацию, которая наиболее часто встречается в курсах информатики и ИКТ, то есть разделение по способу кодирования:

  • Символьная.
  • Текстовая.
  • Графическая.

Действия

  • Получение.
  • Обработка.
  • Хранение.
  • Передача.

Мы предлагаем каждую операцию рассмотреть отдельно, для более близкого и осмысленного знакомства.

Получение информации

В прошлом пункте мы выделили основные операции, важно отметить тот факт, что последовательность действий с информацией там выбрана такая неслучайно. Это правильная последовательность работы с информацией.

Первой в нашем списке идет операция получения. Информация разная и приходит она к нам различными способами, а именно выделяют такие методы:

  • Эмпирические.
  • Теоретические.
  • Смешанные.

Первый метод построен на получении любых эмпирических данных, которые возможно получить с помощью некоторых действий: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, опрос, тестирование, интервью и так далее.

Ко второй группе относятся методы построения теорий, а третья сочетает в себе и первые и вторые методы.

Обработка

Сначала идет получение информации, затем обязательно нужна обработка. Этот процесс происходит в несколько этапов. Разберем на примере предприятия. Весь процесс начинается со сбора данных. Любая фирма в ходе своей деятельности сопровождает каждое действие записью данных. Для обработки данных используют операцию классификации, как известно, вся информация представляет собой коды, состоящие из одного или нескольких символов. Если рассматривать начисление заработной платы, то запись будет состоять (примерно) из табельного номера, кода подразделения, кода должности и так далее. Исходя из этой информации и начисляется заработная плата работнику.

Хранение

Обработка и - это очень важные процессы, один из которых мы уже разобрали. Переходим к следующему этапу. Зачем мы храним информацию? Это связано с тем, что практически все данные нужны неоднократно. Любая сохраненная информация - это «след», и совсем неважно, о каком носителе идет речь, ими могут быть и камни, и дерево, бумага, пленка, диск и так далее, всех не перечислишь. Если смотреть на лист, камень с вырезанными буквами, то здесь все просто - мы видим информацию невооруженным глазом. А вот что касается дисков, пленок, флеш-накопителей, то с этим немного сложнее, нужны специальные приборы для считывания информации. Но в этом и кроется некий плюс, то есть запись или считывание может быть полностью автоматизированным процессом.

Передача

Это процесс, в ходе которого информация перемещается в пространстве, он включает несколько компонентов: источник, получатель, носитель, среда передачи данных. Рассмотрим на элементарном примере. Вы записали фильм на диск и отнесли его вашему другу. Это где участвуют источник - ваш компьютер, носитель - диск, получатель - друг. Так же происходит этот процесс и при передаче данных через интернет, только вам ходить никуда не надо.