Формирование информационной культуры школьников в процессе обучения географии. Методическая разработка на тему: Формирование информационной культуры обучающихся"

Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "

Пояснительная записка

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. В период перехода к информационному обществу необходимо:

· подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,

· обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.

Для обучающихся начальных классов - умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

Цель формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.

1. Дать представление учащимся о совре­менных информационных технологиях.

2. Научить учащихся самостоятельно произ­водить поиск нужной им информации в различ­ных видах изданий (книгах, периодических из­даниях, энциклопедиях и др.), как внутри школь­ной библиотеки, так и вне ее.

3. Приобщать учащихся к научной, художест­венной, справочной и энциклопедической литературе.

4. Укреплять интерес к познанию окружаю­щего мира, к учебным предметам.

Механизмы:

Для реализации этой цели используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, теории текста, логики, культуры чтения.

Типы занятий:

· объяснение нового материала,

· закрепление пройденного,

· проверка приобретенных знаний и умений,

· практические задания.

Формы и методы: беседы, лекции, диспуты, практические занятия, доклады, сообщения, игры, викторины, конференции, об­зоры, экскурсии, самостоятельные работы, тесты.

Контингент обучающихся:

Курс рассчитан на учащихся 1-4-х классов.

В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной программы по литературе ученик должен иметь опыт читательской деятельности и уметь работать с книгой:

Различать тип книги,

Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • различать основные элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанных произведениях;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях).

Из Стандартов основного общего образования (по информатике и ИКТ):

Изучение ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации;
  • овладение умениями работать с различными видами информации;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности…

Ожидаемые результаты:

Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом;

освоение методами аналитико-синтетической переработки информации;

овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

1. Введение. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (1 ч.).

Презентация клуба «Клик».

Викторина «Какой ты читатель?»

Результат: Привлечь детей к посещению клуба. Показать его актуальность.

2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.).

  • Знакомство с историей книги от возникновения до наших дней, показав преемственность;
  • Знакомство с ресурсными возможностями школьной библиотеки, читальным залом, отделом хранилищ Медиатеки;
  • Знакомство со справочно-поисковым аппаратом школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки);
  • Получение навыка работы с документами.

3. Методы работы с книгой (8 ч.).

  • Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).
  • Словари. (2 часа)
  • Тематические энциклопедии (2 часа)
  • Универсальные энциклопедии (2 часа)
  • Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (20 часа)

· Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

· Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (3 ч)

· "Слепой" клавиатурный ввод. (1 ч - интеграция с уроками русского языка.)

· Знакомство с медиатекой. Использование компьютерных учебных и энциклопедических дисков для нахождения нужной информации. (4 часа)

· Выход в Интернет. Работа с поисковыми системами. Нахождение требуемой информации. (5 ч.)

· Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (6 ч)

5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его переработка. (2 ч.).

  • Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
  • Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-исследовательской деятельности школьников

Список литературы

1. Государственный стандарт образования. Федеральный компонент.-2004 г.

2. Голубева Е.И. Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников// Школьная библиотека.- 2005.- № 6.- С. 45 – 50.

3. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека.- 2005.- № 8.- С. 40 – 46.

4. КузякинаН. Любите книгу и цените библиотеку. Методическое пособие для школьных библиотекарей. Часть 1.// Библиотека в школе.- 2004.- № 13.- с. 3 – 62.

5. Справочник школьного библиотекаря/ О.Р.Старовойтова, С.М.Плескачевская; Т.Д.Жукова; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.- 448с.

6. Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков// Ш/Б.- 2006.- №4.- С.38.

7. Сукиасян Э.Р. Организация знаний в структуре информационной культуры личности// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.7.

8. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.18.

Компоненты информационной культуры школьника

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Информационная культура является частью общей культуры личности и может быть представлена как совокупность трех составляющих.

Когнитивный компонент – это использование источников информации и знание принципа ее поиска.

Технологическая составляющая наполняется всевозможными информационными умениями – находить, систематизировать, анализировать, преобразовывать, представлять, передавать, сохранять сведения, в том числе при помощи компьютера.

Не менее важным является информационное мировоззрение, то есть эмоционально-ценностное отношение к информации, информационным процессам, позиционирование себя в информационном пространстве, определение своей жизненной позиции.

Современные образовательные технологии позволяют создать эффективную информационно-деятельностную среду, способствующую развитию информационной культуры школьника. В нашем образовательном учреждении отрабатывается модель управления развитием информационной культуры учащихся в процессе исследовательской деятельности. Принципами ее организации являются интегративность, непрерывность и преемственность, личностно-сообразное управление.

Принцип интегративности предполагает, что научный поиск может основываться на надпредметном уровне с учетом усвоения основных информационных умений, в рамках координации содержания образования различных областей знаний, а также в системе взаимодействия основного и дополнительного образования, детско-взрослых самоуправляющихся объединений (научное общество учащихся), когда учебная работа на уроках имеет свое логическое продолжение в деятельности разнообразных видов творческих групп.

Непрерывность и преемственность обязательны для образовательного учреждения, стремящегося в системе развивать способности детей, формировать их умения и эмоционально-ценностную сферу. Наша модель подразумевает определение и описание обязательного стандарта информационных навыков школьников.

На каждой ступени обучения действует внутренний стандарт освоения исследовательской деятельности, готовности к дальнейшему развитию в данном направлении. Принимая новых учеников, учитель должен иметь возможность опираться и актуализировать их опыт, ориентируясь на поэтапное формирование соответствующих качеств.

Научная работа может осуществляться в индивидуальной, коллективной и групповой формах, однако успешное управление ею зависит от реализации принципа личностно-сообразного подхода. Каждый должен иметь возможность приобрести опыт исследовательской деятельности, ощутить радость самостоятельно или в группе совершенного открытия, осознать собственный потенциал. Мониторинг сформированности информационных умений и педагогическое наблюдение позволяют наблюдать динамику развития детей, корректировать работу с отдельными учащимися.

Формирования информационной культуры учащихся.

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации.

Развитие современного общества характеризуется переходом к информационной цивилизации, в рамках которой приоритетное развитие получают вычислительная техника и информационные технологии, увеличивающие интеллектуальные возможности людей. Во всём мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе подчёркивается в основных документах Всемирного саммита по информационному обществу (Женева, 2003 г; Тунис,2005 г.).

Для эффективной деятельности учащемуся, которому предстоит жить в информационном обществе, необходимо не только овладеть определенными знаниями, способами и технологиями информационной деятельности, но и научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала.

Информатизация образования должна опережать информатизацию других сфер общественной жизни, так как в этой сфере закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки информатизации всего общества. Осуществлять эффективную информационную деятельность в современном обществе способен человек, обладающий широким мировоззренческим кругозором, эрудицией, а прежде всего информационной культурой. Наиболее эффективное формирование информационной культуры человека в современном обществе возможно через систему образования.

Согласно Н.И. Гендиной, под информационной культурой понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.

Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования – противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их.

Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.

Однако для этого педагог не только должен сам владеть особыми информационным знаниями и умениями, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности.

Таким образом, и для образовательных учреждений, организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами учителя становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи. Особое значение проблема повышения информационной культуры и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ населения к сокровищам национальной и мировой культуры.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход.

Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности как учителей, так и учащихся, качественной характеристикой их информационной деятельности в составе образовательной деятельности.

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Информационная культура проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном поведении. Краткий справочник

Школьного библиотекаря /О.Р.Старовойтова при участии Т.И.Поляковой, Ю.В. Лисовской; под общ.

ред. Г.И.Поздняковой.– СПб: Профессия,2001. – 352 с. (Серия «Библиотека»).

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий.

Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:

Коммуникативной (культуры общения);
- лексической (языковой, культуры письма);
- книжной;
- интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда);
- информационно-технологической (культуры использования современных информационных технологий);
- информационно-правовой;
- мировоззренческой и нравственной.

В информационной культуре обучающихся можно выделить три основных компонента

когнитивный (знания и умения),
- эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения),
- действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений).

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Информационная культура проявляется

    в интересе к информационной деятельности,

    в осознании ее важной роли в образовательных процессах,

    в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки,

    в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов,

    в осознании себя как носителя и распространителя информации,

    в активном информационном поведении.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как

    научность,

    связь теории с практикой,

    систематичность,

    последовательность,

    наглядность,

    доступность,

    дифференцированный подход

Основная цель формирования основ информационной культуры - дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска

информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

Выделим пять основных направлений, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры:

    Информационные ресурсы общества и информационная

    Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

    Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся

    Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной
    деятельности.

    Информационная культура и новые информационные технологии

Информационные ресурсы общества и информационная культура .

Цель данного направления - сформировать у старшеклассников представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования.

В результате учащиеся должны ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для успешной учебы, познакомиться с основными методами свертывания информации: библиографическим описанием, выделением ключевых слов, аннотированием и реферированием.

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения .

Цель – отработка алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебы.

Ожидаемый результат - знание основных типов информационных запросов и технологий их выполнения; знание структуры и назначения системы каталогов и картотек библиотеки, формирование представления о библиотеке как информационно-поисковой системе. Учащиеся должны уметь вести поиск информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам, владеть навыками информационного самообслуживания в библиотеке.

Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся .

Цель - обучение рациональным приемам интеллектуальной работы с текстами учебных документов и формализованным методам свертывания информации.

В результате учащиеся должны получить знания о логико-психологических основах чтения, принципах построения и структуре текстов, рациональных приемах работы с текстом; практические умения и навыки - умение составлять простой и сложный план, делать выписки, конспекты, правильно оформлять цитаты и список использованной литературы, подготовить формализованным способом аннотацию, реферат, безошибочно составить библиографическое описание документа.

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности .

Цель - овладение технологией подготовки документов, обусловленных задачами учебной деятельности школьников.

Итогом изучения данного раздела является приобретение учащимися знаний об основных этапах и технологии подготовки доклада, реферата, обзора литературы, правилах их оформления. На примере подготовки докладов, рефератов, обзоров учащиеся должны практически показать использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса "Основы информационной культуры".

Информационная культура и новые информационные технологии.

Цель - показ возможностей компьютерных средств при поиске, обработке, хранении и использовании информации.

В результате его изучения учащиеся должны получить представление о

потенциале современных информационных технологий и производстве новых видов

информационных продуктов и услуг.

Провели диагностику уровня информационной культуры, используя метод анкетирования.

Итоги анкетирования показали:

1. 17,07% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».

2. 85% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.

3. 37% учащихся назвали наибольшее количество источников информации.

4. 76% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 56% - компьютер.

5. 93% учащихся считают обязательным наличие компьютера дома, но лишь 36% использовали бы его для учебы.

6. 7% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 83% - средний и 10% - высокий.

Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы: обучающиеся не совсем точно понимают смысл понятия «Информационная культура»; уровень опрашиваемых – средний показала большая часть респондентов. Одна из причин этого - отсутствие системности в формировании информационной культуры на уроках и недостаточная работа по выявленной проблеме во внеурочной деятельности.

Обучающиеся не совсем точно понимают смысл понятия «Информационная культура»;

Уровень опрашиваемых – средний показала большая часть респондентов.

Вывод - необходимо уделят внимание формирование информационной культуры на уроках и во внеурочной деятельности.

Таким образом, проведённое исследование только подтверждает существование и актуальность проблемы формирования информационной культуры современных обучающихся.

Для того чтобы обучить учащихся работать с источниками информации, способствовать формированию у школьников информационной культуры, важная задача учителя - использовать такие приёмы и методы организации деятельности обучающихся, чтобы работа с ней была наиболее эффективной.

Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Мультимедиа выступит эффективным средством формирования информационной культуры.

«Мультимедиа - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Например, в одном объекте-контейнере (англ. - container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему "провинциализма” школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.

Можно использовать следующие основные методические особенности организации обучения:

1) уроки с применением мультимедийных презентаций с использованием мультимедиа проекторов, резидентных справочников, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ и т.д.;

2) на практических занятиях за каждым обучаемым должен быть закреплён отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку, названную шифром класса и фамилией обучаемого;

3) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, банка многоуровневых заданий (на практические занятия и лабораторные работы);

4) целесообразно проводить значительную часть занятий в форме деловых игр; в качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные и непоставленные задачи, особенно те, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности;

7) должен широко использоваться метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во всех практических (лабораторных) и расчётно-графических работах, дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему;

8) должна быть предусмотрена возможность параллельного и концентрического изучения основных разделов программы; это позволяет обучающимся по мере усвоения курса получать все более глубокие знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения всего материала;

9) необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: мотивации познания; разностороннего восприятия; "пронизывающего" системно-информационного анализа;

10) следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением :

    допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

    допускает возможность постоянного обновления;

    имеет небольшие затраты на публикацию и размножение; допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;


    допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
    допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

    устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:

    обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

    системы для поиска информации,

    моделирующие программы,

    микромиры,

    инструментальные средства познавательного характера,

    инструментальные средства универсального характера,

инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

С позиции рассмотрения использования технологий мультимедиа в учебно-воспитательном процессе для нас наибольший интерес представляют обучающие и тренировочные системы.

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Мультимедиа выступит эффективным средством формирования информационной культуры обучающегося, если:

реализовано комплексное использование информативного потенциала мультимедиа как образовательной среды;

среда мультимедиа представлена в виде программно-методического комплекса, сочетающего в себе дидактические, справочные и контролирующие функции;

мультимедиа используется в образовательном процессе как технических, так и гуманитарных дисциплин в виде программно-методического комплекса;

мультимедиа используется в качестве средства, ориентированного на формирование информационной культуры и развитие личности обучающегося, отвечая потребностям и специфике содержания дисциплины.

Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:

– повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;

– применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;

– использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;

– использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;

– применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);

– структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;

– использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто.

Высокая эффективность использования компьютерных технологий в формировании информационной культуры учащихся обусловлена рядом объективно существующих факторов. К ним, в том числе, относятся:

– возможность индивидуальной самостоятельной работы обучаемых с представляемыми материалами и регуляция режима просмотра;

– нетрадиционное предъявление материала;

– наглядность;

– структурирование материала.

Мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.

Современные информационные педагогические технологии в обучении информационной культуре предпочтительнее традиционных методик в силу следующих факторов:

1. Взаимодействие участников (обучающих и обучаемых) в процессе обучения стимулирует установление производственных и личностных контактов.

2. Использование разнообразных методик позволяет не только обучать школьников, изучать уровень развития их информационной культуры, но и создавать в процессе игры проекты и модели для последующей практической реализации в библиотечном обслуживании.

3. В ходе коллективной мыслительной деятельности достигается более глубокое понимание проблем, стоящих перед личностью в освоении информации.

Но все эти достоинства проявляются при условии соблюдения определенных требований к организации работы.

Среди этих требований следует назвать:

– определение оптимального количества участников и/или команд;

– установление продолжительности работы;

– организация комфортного информационного пространства;

– подготовка или отбор лекционного материала, заданий;

– проведение итогового этапа работы (анализ полученных материалов, определение путей их использования в дальнейшей работе, прогнозирование дальнейших занятий).

зам. директора по УМР

МБОУ «СОШ №3»

п.Чернышевский

Формирование информационной культуры школьников, осваивающих ФГОС

В XXI веке информация становится основной культурной ценностью, т.к. потенциальная информация превращается в реальные сведения и индивидуальные знания. Вот почему на современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Именно ФГОС второго поколения призваны решить проблему формирования информационной культуры и её распространения в обществе.

Давайте разберемся в самом понятии «информационная культура». В узко научной и педагогической среде ещё не сформировалось точное определение этого термина. В общем смысле под «информационной культурой» понимают способность преодоления информационных барьеров и свободную ориентацию в информационной среде (т.е. это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих находить и использовать информацию независимо от места ее нахождения). .

Разрабатывая образовательную программу своей школы, мы опирались на труды С.В. Михайлиди, который понятие "информационная культура" характеризует как одну из граней культуры , связанную с информационным аспектом жизни людей (т.е. не умаляет роль книги, живого слова) и выделяет в понятии три основных компонента: мировоззренческий, коммуникативный и алгоритмический.

Мировоззренческий компонент содержит в себе представления о роли компьютерных технологий в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов

Коммуникативная составляющая: «общение» с компьютерной техникой, с символьной информацией, с людьми.

Алгоритмический компонент рассматривается как один из рациональных способов мыслительной деятельности. .

Другими словами, основными источниками информации школьников являются не только компьютер и информационные технологии, но и книга, живое слово, наблюдение и межличностное общение.

Формирование информационной культуры учащихся для нашего образовательного учреждения является одним из основных направлений образовательной программы. Для ее реализации мы имеем полноценное техническое оснащение всех учебных кабинетов. Общее количество ПК, задействованных в образовательном процессе равно 56, каждый из которых имеет выход в Интернет. 11 интерактивных досок способствуют образному восприятию различных видов информации. Каждый педагог с энтузиазмом и творчески подходит к овладению новыми информационными технологиями.

Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. В противном случае ребенок не сможет адаптироваться к жизни в современных условиях. Уже в начальных классах наши педагоги задействуют учащихся в проектной, исследовательской, частично-поисковой деятельности. Со 2 класса введен курс «Информатика» в рамках внеурочной деятельности. Для эффективности освоения программы приобретён мобильный компьютерный класс из 13 планшетов. Тем самым уже к основной школе мы имеем фундамент ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ учащегося, который сформировался в процессе проектной деятельности через умение работать с различными источниками информации. Благодаря этому в 2015-2016 учебном году из 215 участников начальной школы в различных видах конкурсных и олимпиадных работ 74 победы, что составляет 34 %.

Очевидно, что соотношение и сочетание умения работать как с электронной, так и с печатной информацией формирует более высокий уровень знаний, умений и навыков школьников, поэтому мы работаем еще и над оснащением библиотечного фонда, создаем комфортные учебные места для учащихся.

Специфика организации обучения основам информационной культуры определяется возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся, что учитывается при переходе от начально к основному образованию. Вот она - преемственность нашей школы. Наши дети, прошедшие многоступенчатую систему формирования информационной культуры, все чаще выбирают предмет «Информатика» для ГИА, успешно сдают вступительные испытания в специализированные ВУЗы и СУЗы.

Несмотря на все это, бесспорно, есть и проблемы. Немаловажным нюансом для нас является внедрение нового современного оборудования, профессиональная подготовка кадров, освоение дистанционных форм обучения.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Но отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, занимают общеобразовательные организации.

Список использованной литературы

    Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования. // Высшее образование в России, 1994, № 1 . С.82-88.

    Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. – Кемерово, 1999. – 238 с.

    Луканкин Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационная культура как составляющая часть математического образования младших школьников./ Начальная школа. 1999. - №11. с.84-86.

    Фарафуллина В. Х. //Развитие информационной культуры младших школьников: URL : http://festival.1september.ru/authors/102-622-032

  • 8.Кабинет информатики. Оборудование. Назначение. Санитарно-гигиенические нормы.
  • 12.Десятибалльная система оценки учебных достижений учащихся по информатике.
  • 13.Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий. Примеры тестовых заданий по информатике.
  • 23.Методика изучения содержательной линии "Информация. Информационные процессы".
  • 16.Методика введения понятия «алгоритм». Свойства алгоритмов. Формы записи алгоритмов.
  • 17.Методика изучения понятия "величина" в базовом курсе информатики. Величины, изучаемые в школьном курсе информатики, их основные характеристики.
  • 20.Запись алгоритмической конструкции повторение на языке программирования. Методика изучения оператора while. Примеры задач.
  • 19.Запись алгоритмической конструкции повторение на языке программирования. Методика изучения оператора for. Примеры задач.
  • 21.Запись алгоритмической конструкции ветвление на языке программирования. Методика изучения оператора if. Примеры задач.
  • 22.Изучение структур данных. Методика изучения массивов и сопутствующие данной теме задачи.
  • 32..Методика изучения электронных таблиц Excel. Окно Excel. Структура таблицы. Ввод и редактирование чисел, текстов. Формат представления данных. Относительная и абсолютная адресация.
  • 39..Формирование представлений школьников о локальных и глобальных компьютерных сетях в школьном курсе информатики 11-ти летней школы.
  • 40..Формирование представлений школьников о компьютерной сети Internet и ее основных службах. Служба www. Электронная почта.
  • 1.. История введения курса оивт в среднюю школу
  • 7..Электронные средства обучения. Их классификация.
  • 14.. Информационная культура школьника. Формирование информационной культуры школьников на современном этапе развития общества.
  • 10.. Образовательный стандарт.
  • 13..Технологии контроля знаний, умений, навыков учащихся по информатике. Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий
  • 33..Методика изучения электронных таблиц Excel. Функции в Excel. Ввод и редактирование формул.
  • 36..Методика изучения субд Access. Основные элементы интерфейса. Создание таблиц, ввод и редактирование данных. Связывание таблиц.
  • 18..Методика изучения символьных и строковых величин и сопутствующие данной теме задачи.
  • 30..Методика изучения текстового процессора Microsoft Word. Создание, редактирование, форматирование таблиц.
  • Создание таблицы
  • Автоматическое форматирование таблицы
  • 31..Методика изучения электронных таблиц. Требования школьной программы. Типовые задачи обработки информации при помощи электр. Таблиц. Основные понятия. Подбор упражнений при изучении эт.
  • 32.. Методика изучения электронных таблиц (эт) Excel. Окно Excel. Структура таблицы. Ввод и редактирование чисел, текстов. Формат представления данных. Относительная и абсолютная адресация.
  • 24-25..Методика изучения темы «Хранение и защита информации». Формирование представлений школьников о назначении программ-архиваторов, видах вредоносных программ и способах защиты от них.
  • 37..Методика изучения субд Access. Построение запросов.
  • 11..Телекоммуникации
  • 38..Методика изучения субд Access. Создание отчетов и форм.
  • 11.. Телекоммуникации. Примеры.
  • 17..Технологии контроля знаний, умений, навыков учащихся по информатике. Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий
  • 30.. Методика изучения текстового процессора Microsoft Word. Создание, редактирование, форматирование таблиц.
  • Создание таблицы
  • Автоматическое форматирование таблицы
  • 48. Методика изучения основ анимации в базовом курсе информатики. (Macromedia flash)
  • 11.. Образовательный проект в комп. Среде. Телекоммуникационные проекты
  • 13.Технология контроля зун уч-ся по информатике. Тесты: общая характеристика. Виды тестовых заданий.
  • 27..Методика изучения основ анимации. Основные понятия. Требования школьной программы. Подбор упражнений.
  • 15. Методика изучения темы «комп. Презентации» Требования.
  • 14.. Информационная культура школьника. Формирование информационной культуры школьников на современном этапе развития общества.

    Организация особой информационной среды и включение специального обучения основам информационной культуры в учебную деятельность должна помочь школьникам стать информационно культурными (компетентными), обеспечить их необходимыми навыками работы с информацией и умениями использовать эту информацию в собственных интересах.

    Под информационной культурой подразумевается следующее: систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленная на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной деятельности.

    Современная система образования призвана формировать умение учиться ориентироваться в массивах информации, извлекать знания.

    10.. Образовательный стандарт.

    Область применения:

    образовательный стандарт определяет обязательные требования к целям, задачам и объема содержания учения на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения предмета Информатика, а также к знаниям и умениям учащихся.

    Образовательный стандарт обязателен для применения в общеобразовательных учреждениях, учр-ях обеспечивающих получение профессионально технического и среднего специального образования, высших учебных заведениях педагогич направленности, учр-ия повышения квалификации и переподготовка в сфере образования.

    3 Общая характеристика образовательной области «Информатика "

    3.1 Роль и место учебного предмета в структуре содержания общего, базового образования. В настоящее время информатика приобретает статус фундаментальной науки, поэтому в нац. сист. образования должно осуществляться непрерывное формирование подрастающего поколения, мировоззрение информационного общества, через воспитание и развитие инфор-ой культуры.

    Информатика формирует целостное мировоззрение, характеризующееся осознание мира как единой системы энергоинформационных процессов.

    Значимость учебного предмета информатика обусловлена все более повышающимся уровнем развития инфор-ой технологией и их влиянием на личность и современном обществом.

    Изучение информатики направленно на практическую подготовку и психологическую адаптацию учащихся в жизни современном инфор-нном обществе, обеспечивание возможности учащихся, применить полученные навыки в жизни.

    Учебный предмет информатика имеет междисциплинарный интегрированный характер.

    Интегративность определяется фундаментальностью информатики и ее ролью в индетификации информатизации образоват-го процесса.

    Межпредметные связи учебного предмета инф-ки раскрываются через выполнение математ-их расчетов, исследование физических, биологических и иных процессов, создание и обработку электронных документов.

    3.2 Цели и задачи освоения образовательной области

    Осн. цели : 1) формирование и представление об инф-ке как науке и ее роли в развитии общества; 2)формирование компьютерной грамотности основ инфор-нной культуры; 3) развитие логического и алгоритмического мышления; 4) практическая подготовка учащихся к жизни в информационной культуры; 5) приобретение умения работы с различными видами информации, планирование и организации собственной информа-нной деятельности и анализа ее результата; 6) формирование навыков в творческой, индивидуальной и коллективной работе; 7) воспитание чувство ответственности за соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией и компьют. техникой.

    Для достижения основных целей при освоении образовательной области должны решаться следующие задачи : 1) формирование основ научного мировоззрения, включая формирование знаний и представлений об информации и информационных процессах в живой природе, технике, обществе, знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении содержания и характера деятельности человека, формирование знаний об основных принципах работы компьютера и способах передачи информации; 2) развитие мышления учащихся, которое предполагает развитие теоретического, творческого мышления, формирование алгоритмического, пооперационного стиля мышления, направленного на выбор оптимальных решений; 3) подготовка учащихся к практической деятельности и продолжению образования, включая формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле, формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

    3.3 Структура освоения образовательной области "Информатика" в школе

    Освоение образовательной области осуществляется в три этапа: 1 этап - пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первоначальное знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ и простейших компьютерных тренажеров.

    2 этап - базовый, представляет собой ядро образовательной области. Обеспечивает обязательную общеобразовательную подготовку учащихся по информатике в базовой школе. Этап представлен предметом "Информатика", который содержательно направлен на овладение учащимися основами информационной технологии решения задач и формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в различных областях деятельности.

    Курс "Информатика" может изучаться на базовом и повышенном уровнях. Изучение информатики на повышенном уровне предполагает освоение базового уровня и углубление знаний в конкретных областях использования информатики.

    3 этап - продолжение образования в области информатики на повышенном и углубленном уровнях. Образовательная область "Информатика" на этом этапе представлена курсами по выбору или факультативными курсами, дифференцированными по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки учащихся.