Государственные СПС. Раздел "Финансовые консультации"


Содержание 1. информационно - поисковая система « Закон » база законодательства Государственной Думы РФ; 2. научно - технический центр правовой информации « Система » эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти; банк 3. информационно - правовая система « Законодательство России » ГСРПА России 4. база данных НЦПИ Минюста России; НЦПИ Минюста России 5. база данных Министерства иностранных дел России. Министерства иностранных дел России


O Компьютерные справочно - правовые системы появились ещё во второй половине 60- х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система, заработавшая в 1967 году.


Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с правовой базой для получения интересующих его данных пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда приходил ответ, причем срок ожидания составлял от 2 до 8 дней


O Разработка первой справочной правовой системы Lexis (LexisNexis) началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой Mead Data Central . В отличие от электронного каталога CREDOC американская система была полнотекстовой, то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами, а также предоставляла дополнительную информацию к ним, более того, стал возможен поиск по контексту и датам. В 1980 году в Lexis было включено британское законодательство, с 1981 года и британские судебные прецеденты. В это же время система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 года Австралии.LexisNexisMead Data Central


O Начало созданию справочно - правовых систем в СССР было положено в 1975 году, когда было принято решение о создании первой информационной базы нормативных документов . Признавалось необходимым « ввести государственный учёт нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах ». Для реализации этого решения при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). В его задачи вошли государственный учёт нормативных актов и разработка правовых баз данных


OВ OВ дальнейшем силами НЦПИ была создана первая справочная правовая система « Эталон », предназначенная для использования в государственных структурах. Первым российским разработчиком коммерческой базы данных стало агентство Intralex, которое в 1989 году представило программный комплекс « Юридическая справочно - информационная система » (ЮСИС). В 1990 году была выпущена СПС разработка Научно - производственного объединения « Вычислительная математика и информатика » (НПО « ВМИ »). В дальнейшем от НПО « ВМИ » отделилась компания « Гарант - Сервис », которая в настоящее время распространяет систему « Гарант ». В 1992 году НПО « ВМИ » выпустило СПС В последующие годы была создана СПС основным отличием которой является большое количество нормативно - технических документов (ГОСТ, СНиП, Сан ПиН и т. д.), наличие специализированных справочных систем по различным отраслям строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и т. д.

В этой статье я подробно расскажу о том, где ищут законы юристы, и поделюсь полезными ссылками. Расскажу, что такое источники официального опубликования, зачем они нужны и почему искать законы в специальных программах легче.

Я всегда улыбаюсь, когда слышу: «Этот закон в Интернете есть!» Как будто глобальная сеть – это высшая инстанция в одном лице, и она точно не подведет. На деле за каждым сайтом стоят живые люди, и где-то они обновляют информацию, а где-то выкладывают ее однажды и больше не вносят изменений. Так и получаются казусы, когда люди ссылаются на законы, которые в Интернете есть, но уже не действуют.

Выложить текст нового закона на каком-нибудь случайном сайте или развесить плакаты в фойе районной библиотеки не получится. У официального опубликования есть свои строгие источники. Эти источники указаны в Федеральном законе от 14. 06. 1994 № 5-ФЗ и в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Такихофициальных публикаторов в России всего 4.

Источники официального опубликования нормативных правовых актов РФ


1. – наз вание этого издания говорит само за себя - здесь публикуются и законы, и акты Президента РФ, и акты Правительства РФ, и решения Конституционного суда РФ, и другие важные документы. «Собрание законодательства» издается с 1994 года еженедельно в виде выпусков. По сути – это сухое издание актов. Не глянцевый журнал с новостями. Посмотреть, как выглядят выпуски «Собрания законодательства», и что там печатают, Вы всегда можете на официальном сайте – www.szrf.ru

2. – совсем другое издание. Здесь есть и законодательство, и новости, и картинки. «Парламентская газета» - это издание нашего законодательного органа – Федерального собрания РФ, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому в «Парламентской газете» мы не встретим ни актов Президента РФ, ни актов Правительства РФ. Здесь публикуют законы – федеральные конституционные (ФКЗ), федеральные (ФЗ), а еще другие акты самого Федерального Собрания РФ, плюс новости: о политике, экономике, культуре, происшествиях и тому подобном. Газета издается с 1997 года и выходит еженедельно. У «Парламентской газеты» тоже есть официальный сайт – www.pnp.ru . Там можно купить свежий или архивный номер газеты в формате pdf.

3. - как правило, известна людям чаще. Подозреваю, что Вы о ней точно слышали. Это издание Правительства РФ. Первый номер «Российской газеты» вышел в 1990 году. С тех пор газета печатается и ежедневно, и еженедельно, в зависимости от города России – Москва, Новосибирск, Иркутск, Калининград и т.д. Кроме новостей о жизни в России и в мире, «Российская газета» - это официальный публикатор законов, других актов парламента, актов Президента РФ и Правительства РФ, решений Конституционного суда РФ, актов Центральной избирательной комиссии РФ и других значимых документов. У газеты тоже есть официальный сайт – www.rg.ru .
«Российская газета» - это хороший инструмент, чтобы проверять достоверность новостей в духе «приняли недавно такой закон…» Чтобы узнать, действительно ли его «приняли», воспользуйтесь поиском по сайту газеты – он находится в верхнем правом углу на главной странице. Для поиска достаточно использовать ключевые слова.

4. – www.pravo.gov.ru . Этот ресурс только электронный. Портал стал официальным публикатором актов с 2011 года. Здесь публикуют законы, другие акты парламента, акты Президента РФ и акты Правительства РФ, международные договоры, а также другие значимые документы.

На этом источники официального опубликования документов закончились. Возникает логичный вопрос: а как же все остальные – сайты, газеты, сборники – они публикуют законы (и другие акты) незаконно? Законно. Просто над остальными источниками не висит обязанность быть официальным публикатором и обнародовать документ в установленный законодательством срок. Поэтому публиковать тексты законов в других (дополнительных) источниках можно. Все это сказано в статье 5 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ и в пункте 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.

Есть еще один очень важный момент, зачем нужны официальные публикаторы - для того, чтобы отсчитывать дату вступления закона (или другого акта) в силу. Например, в тексте федерального закона читаем: "настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования". Днем его официального опубликования считается первая публикация полного текста в любом из четырех официальных источников (статья 4 ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ).

А теперь неожиданный поворот. Все эти официальные публикаторы обязаны обнародовать полный текст закона только в первый раз. Если к закону принята поправка, наступает обязанность опубликовать только текст нового закона о поправке. Цитирую статью 9 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ: федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме .

Справочные правовые системы в России или г де ищут законы юристы

В далеком 2003-ем, когда я училась на первом курсе юридического факультета, мы с коллегами регулярно покупали тексты всех нужных нам законов в книжном магазине и носили их с собой, как учебники. На обложке каждого такого закона была надпись: «по состоянию … на «число.месяц.год». Это означало, что за пределами этой даты, текст закона может действовать уже в другой редакции. Например, статья № 5 могла быть уже другой, а № 6 точно такой же. Тогда нас учили так: покупать свежий номер российской газеты, вырезать текст нужной статьи закона в новой редакции и вклеивать поверх старой версии. Но это было, мягко говоря, не слишком-то удобно.

Сейчас все гораздо проще. Студенты на лекции приносят свои смартфоны, в которых вместе с Instagram и WhatsApp есть все законы (и другие акты) сразу – в нужной редакции, в полном объеме. Чудеса возникли не благодаря куче сайтов в Интернете, а благодаря справочным правовым системам (кратко - СПС) – специальным программам, которые облегчили жизнь миллионам (если не больше) юристов и всем, кому нужна точная правовая информация. О них, чудесных, дальше.


СПС бывают государственные и негосударственные, платные и бесплатные. Чтобы не перегружать Вас юридическими тонкостями, я расскажу про 3 самые известные системы в нашей стране и покажу, чем отличается их работа на примере одного и того же запроса. Итак, начнем с государственной системы.

Система «Законодательство России»

Полное название - Информационно-правовая система «Законодательство России» . Эта программа находится на сайте официального публикатора www. pavo.gov.ru по этой ссылке . Программа бесплатная и работает 24/7. Тесты размещенных там документов считаются официальными. Об этом говорят Указы Президента РФ от 05.04.1994 № 662 и от 23.05.1996 №763.

Давайте попробуем найти в этой системе Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», используя простой запрос «закон об ООО». Эти ключевые слова мы вводим в строку «интеллектуального поиска», вот так:


Нажимаем «Искать» и получаем результат - 532 документа, в которых просто встречаются слова из моего запроса, но каждое в отдельности, а не в заглавии. Среди первых 40 документов встретилось даже Постановление главного санитарного врача РФ, но текста самого закона не было.

Пробуем расширенный поиск по тем же ключевым словам:


В результате получаем всего 2 документа: Постановление Государственной Думы РФ и Постановление Конституционного суда РФ, текст самого закона по-прежнему не найден.


Наконец, чтобы поставить поисковую точку, я сделала расширенный поиск закона по номеру и дате принятия (их, полагаю, система ждет предварительно где-то найденные или наизусть заученные). Конечно, после такого запроса закон появился. Со всеми изменениями и дополнениями - текст в действующей редакции.


Когда я показывала такой пример поиска своим студентам на лекции, они воспринимали это как фокус и тут же начинали проверять в своих смартфонах. Искали. Получали тоже самое. С момента моей последней лекции и до написания этой статьи прошло уже почти 5 лет. Фокус можно показывать дальше.

Итак, краткое резюме по ИПС «Законодательство России» - бесплатно, 24/7, большая база документов, официальные тексты, но найти документ непросто.

Двигаемся дальше и рассматриваем негосударственные СПС - «Консультант Плюс» и «Гарант». Коммерческие системы отличаются хорошими связями между документами. На языке программистов - перелинковкой. Это не сухая публикация текстов законов (и других актов), это человекопонятный инструмент для чтения правовой информации. Можно сравнить старую и новую редакцию, посмотреть комментарий к нужной статье закона, найти судебную практику, просто узнать ответ на вопрос, получить правовую инструкцию и много чего еще.

И "Гарант", и "КонсультантПлюс" в своих полных версиях работают офлайн и платно. Именно здесь юристы нашей необъятной Родины черпают свои знания. Зачем это неюристам? – спросите Вы. Объясню. У каждой этой системы есть бесплатная онлайн-версия с самыми популярными документами, то есть не вся база целиком, но очень много всего нужного в открытом доступе есть. Искать документы под силу даже первокласснику. Сейчас покажу, как это работает.

Система «Консультант Плюс»

Полное название - справочная правовая система «Консультант Плюс». Онлайн-программа доступна по ссылке: www.consultant.ru . Сайт "Консультанта" появился в 1997-м, а сама система еще раньше - в 1992. Для будущих правозащитников мир "Консультанта" открылся в 2004-м, когда компания стала рассылать по юридическим факультетам страны свои диски с небольшими, но качественными базами документов, которые собирали специально для студентов. За год было 2 диска (документы обновлялись). Эти диски мы брали в деканате, устанавливали на свои домашние компьютеры и радовались, что, наконец-то, все "правильные" документы под рукой. Вот так грамотно была выстроена маркетинговая стратегия "Консультанта".

Если вы читали книгу Максима Батырева "45 татуировок продавана. Правила для тех, кто продает и управляет ", то наверняка помните собственную историю автора - о том, как он продавал программу "КонсультантПлюс" и какие уроки получил от этого опыта. О самой программе в книге, конечно, ничего не написано. Поэтому перейдем от историй - к делу и посмотрим, как работает бесплатная онлайн-версия "Консультанта" и, чем отличается поиск документов здесь от рассмотренной выше системы «Законодательство России».

Используем уже знакомый поисковый запрос и найдем «закон об ООО». Сделаем поиск сразу с главной страницы:



Подозреваю, что полученный результат в комментариях не нуждается:



Документы, которые открыты, отмечены зеленой галочкой. Если документ закрыт в бесплатной версии, Вы увидите "красный кирпич". Здесь есть #лайфхак : больше документов открыто в вечернее время и по выходным дням.

Другая коммерческая система, также доступная в бесплатной версии, называется «Гарант».

Система "Гарант"

Бесплатная версия системы доступна на сайте www.garant.ru . "Гарант появился в 1990-м. Группа студентов МГУ создала компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. Потом появилась небольшая справочная система с небольшим числом обновляемых документов, первые продажи этой системы сделали в том же 1990-м. А дальше пути студентов разошлись и получилось два коммерческих бренда - "Гарант" и "КонсультантПлюс"

Сегодня сайт «Гаранта» больше похож на юридический портал – здесь и новости, и документы, и даже рекламные баннеры. Проверим поиск документов по кючевой фразе «закон об ООО». Слова вводим в строку поиска тоже на главной странице:



Нужный нам Федеральный закон тоже получаем в результате на первом месте:

Здесь отличается интерфейс выдачи, поэтому выбирайте ту программу, корая Вам покажется удобнее.

Поиск по фразе "закон об ООО" я сделала в качестве примера. Искать в этих системах вы можете не только законы, но и другие документы. Например, бланк заявления о регистрации индивидуального предпринимателя, официальные правила заполнения этого зявления и много чего еще.

Один небольшой #лайфхак по делу: перекрестный поиск в разных системах . Например, если Вы ищете документ на сайте "Консультанта", а там он "закрыт", попробуйте поискать его в «Гаранте». Если и там недоступен, вооружайтесь точными реквизитами (и "Консультант", и "Гарант" их обязательно покажут) и отправляйтесь на www.pravo.gov.ru, чтобы найти документ в системе "Законодательство России".

Есть и другие СПС. Например, Кодекс и ТехЭксперт . В "ТехЭксперте" много разных ГОСТов, СанПинов, СНИПов и так далее (но вцелом документов гораздо меньше, чем в том же "Консультанте"). Перекрестный поиск к этим системам тоже относится.

Помните, в самом начале статьи я рассказывала Вам про официальных публикаторов - "Собрание законодательства РФ", "Парламентская газета", "Российская газета" и портал www.pravo.gov.ru ? Теперь пазл замыкаем - "Консультант" и "Гарант" сюда не относятся. Эти системы публикуют документы очень удобно для пользователей, делают профессиональные инструкции и обзоры, но источниками официального опубликования не являются. Миллионы юристов доверяют этим системам исходя из сложившейся практики и репутации. Поэтому у каждого документа и в "Гаранте", и в "Консультанте" есть справка с указанием источников публикации.

На этом мой обзор завершён. Удачных Вам поисков и точных правовых документов.
И до встречи на Праводоксе!

Информационно-поисковая система «Закон» (сокращенное название — ИПС «Закон») была разработана в Юридическом отделе Верховного Совета Российской Федерации в 1991 году с целью автоматизации процессов сбора, хранения и поддержания в контрольном состоянии законов и иных нормативных правовых актов. В 2003 году проведена модернизация программного обеспечения системы. Обновление программной оболочки позволило представить ИПС «Закон» в качестве Web-pecypca.

Виды документов

На момент данной публикации ИПС «Закон» содержит не менее 26 440 документов, начиная с 11 января 1940 года, в том числе:

  • законодательные акты РСФСР, Российской Федерации и СССР
  • постановления Верховного Советов РСФСР и Российской Федерации
  • постановления и распоряжения Правительств РСФСР, Российской Федерации и СССР
  • указы и распоряжения Президентов РСФСР, Российской Федерации и СССР
  • ведомственные нормативные правовые акты Российской Федерации, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции России
  • правовые акты Центральной избирательной комиссии и Центрального банка России

ИПС «Закон» имеет специальный раздел по международным правовым актам, включая резюме и доклады к международным договорам и соглашениям, а также неофициальные переводы международных конвенций Совета Европы, сделанные Правовым управлением Государственной Думы Российской Федерации.

Поиск документов

Поиск документов осуществляется по следующим критериям:

  • вид акта
  • принявший орган
  • дата принятия
  • номер документа
  • наименование документа
  • текст документа
  • публикация
  • ключевые слова
  • отрасли законодательства

Критерии поиска задаются путем клика на соответствующую кнопку меню в левой области web-страницы. При этом в правой области появляется форма поиска по заданному критерию. После заполнения форм по заданным критериям нужно щелкнуть по меню «Запрос» и выбрать «Выполнить».

Для успешного поиска документов с ИПС «Закон» потребуется потратить время на изучение рекомендаций по работе с ней, потому что её работа не строится на основе платформы Гарант или Консультант Плюс.

Заполнение формы «Дата принятия» освоить не сложно: дату можно ввести в окошко как вручную, так и с помощью электронного календаря. Для вызова календаря нужно просто щелкнуть по кнопке с тремя точками, расположенной рядом с окошком ввода даты. Если Вам известна точная дата принятия акта, нужно задать её в первом окошке и сделать щелчок мышью в окошке «Точно». Если Вы не уверены в точности даты, то можно задать период времени, в границах которого будет осуществляться поиск.

Для заполнение формы «Наименование документа»: необходимо через пробел ввести слова, предположительно содержащиеся в наименовании документа. Часто употребляемые слова желательно ставить в конце списка. Если вы хотите исключить из результатов поиска документы, содержащие какое-то слово, то введите это слово и поставьте перед ним знак — (минус).

Для поиска документов по словам, содержащимся в тексте документа, нужно заполнить форму «Текст». Как и при заполнении формы «Наименование документа», следует избегать введения часто употребляемых слов. Знак — (минус) перед каким-либо словом будет означать исключение документа, содержащего данное слово, из результатов выдачи.

Для заполнения формы «Ключевые слова» и «Отрасли законодательства» потребуется определенная сноровка. Изучить рекомендации по работе с ними можно по адресу: http://ntc.duma.gov.ru/help/keyhelp.htm и http://ntc.duma.gov.ru/help/rbrhelp.htm соответственно. Результат поиска документов высвечивается в отдельном окне браузера, которое состоит из двух областей — фрэймов:

  • в левом — список документов, найденных по данному запросу с краткой информацией о документе — принявший орган; дата принятия; номер документа; название документа, если оно есть. Если название у документа отсутствует, то в круглых скобках пишется описание документа. Если Вы видите надпись «результат: 0 док.», значит по Вашему запросу не найдено ни одного правового акта.
  • в правом — текст документа, его редакция или карточка документа. Карточка представлена в виде папок, в которых дана следующая информация о документе: подпись; публикация; ключевые слова, входящие в состав этого документа; отрасли законодательства, по которым классифицируется данный документ; связи с другими документами.

В синей верхней строке левого фрэйма отображается число найденных документов, отвечающих критериям поиска. На одной странице отображается не более 20 документов. (в верху и внизу находятся ссылки для перехода на другую страницу с результатами поиска).

Рядом с названием документа представлены инструменты для работы со списком документов:

В синей верхней строке правого фрейма в виде рисунков представлены инструменты для работы с документом:

ИПС «Закон» с момента своего создания имеет исключительно служебный характер, что и предопределяет резкий контраст с коммерческими справочно-правовыми системами («КонсультантПлюс», «Гарант» и т.д.). Безусловно, система требует модернизации, но с сохранением служебного назначения.

Государственные СПС.

Помимо коммерческих СПС в РФ созданы и работают Государственные справочно-правовые системы:

К государственным справочно-правовым системам относятся:

· информационно-поисковая система «Закон» - база законодательства Государственной Думы РФ;

· научно-технический центр правовой информации «Система» - эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти.

· информационно-правовая система «Законодательство России» - ГСРПА России

· БД НЦПИ Минюста России.

3. Система «Консультант +»

Показ видеоклипов.

Справочно-правовая система «Консультант Плюс» создана АО «Консультант Плюс» и распространяется с 1992г. Система хорошо известна и занимает одну из лидирующих позиций на территории России. Сеть компании «Консультант Плюс» объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку СПС, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» содержит самые разные типы правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов, документы содержатся в едином информационном массиве «Консультант Плюс». Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие разделы информационного массива:

Законодательство Нормативные и иные официальные акты федеральных и региональных органов государственной власти.
Судебная практика Судебные акты. Материалы по вопросам правоприменительной практики.
Финансовые консультации Консультационные материалы по бухгалтерскому учету, налогообложению, банковской, внешнеэкономической деятельности, вопросам валютного регулирования. Схемы отражения в бухучете финансово-хозяйственных операций (проводки), а также материалы бухгалтерских печатных изданий.
Комментарии законодательства Комментарии к нормативным актам федерального законодательства.
Формы документов Типовые формы, бланки, образцы деловой документации.
Законопроекты Проекты федеральных законов, находящиеся на рассмотрении в Федеральном Собрании РФ.
Международные правовые акты Многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, документы международных организаций, документы о ратификации.
Правовые акты по здравоохранению Нормативные документы по медицине и фармацевтике, консультации по медицинской и фармацевтической деятельности.
Справочная правовая система КонсультантПлюс содержит широкий спектр правовой информации (свыше 1 млн. 600 тыс. документов). Этот массив документов включает:

1. Раздел "Законодательство"

* ИБ (информационный банк) Версия Проф включает все нормативные акты РФ и законы СССР, действующие на территории России. до ежедневной

* ИБ Российское Законодательство включает нормативные акты РФ общего значения и действующие на территории России законы СССР общего значения.

* ИБ Нормативные Документы включает документы по бухгалтерскому учету и налогообложению, а также все документы, которые были использованы авторами консультаций, представленных в ИБ Вопросы Ответы

* ИБ Налоги Бухучет включает все необходимые в практической работе федеральные нормативные документы по налогообложению и бухгалтерскому учету

* ИБ Эксперт Приложение включает законопроекты, документы правоприменительного, нормативно-технического, разъяснительного и организационного характера, касающиеся отдельных отраслей экономики, конкретных территорий или организаций, а также включает акты персонального характера. ИБ содержит специальные документы Президента, Правительства, Федерального Собрания РФ, узковедомственные документы органов государственного управления, министерств и ведомств.

* ИБ Региональный Выпуск включает документы органов государственной власти и местного самоуправления конкретного субъекта РФ. Созданы и распространяются информационные банки по законодательству 79 субъектов РФ

* ИБ Документы СССР содержит правовые акты, изданные в советский период (октябрь 1917 г. - июль 1991 г.): Конституции и законодательные акты СССР и РСФСР, документы союзного и российского Советов министров, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ведомственные акты, изданные на союзном и российском уровне. В ИБ включаются малодоступные документы, которые в настоящее время практически не переиздаются.

2. Раздел "Судебная практика"

* ИБ Судебная Практика включает документы высших органов судебной власти, документы, освещающие деятельность судебной системы Российской Федерации, образцы процессуальных документов, а также обширную информацию о судебной практике по арбитражным, гражданским и уголовным делам

* ИБ Все Округа включает судебные акты федеральных арбитражных судов (ФАС) всех 10 судебных округов РФ (Московского, Уральского, Северо-Западного, Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Поволжского, Волго-Вятского, Центрального, Северо-Кавказского, Дальневосточного) по делам, рассмотренным в порядке кассации. Судебные акты предоставляются ФАС округов. Большинство представленных материалов практически не публикуется в открытой печати. Общее количество документов - более 200000Среднемесячное поступление новых документов - 3000. Периодичность обновления информации - 2 раза в месяц

* ИБ Окружной Выпуск включает судебные акты Федерального арбитражного суда (ФАС) конкретного судебного округа РФ по делам, рассмотренным в порядке кассации (созданы информационные банки по всем 10 округам:

3. Раздел "Финансовые консультации"

* ИБ Финансист включает консультации специалистов Минфина, МНС, Центробанка, других министерств и ведомств, экспертов ведущих аудиторских фирм по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, по банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о банкротстве. Все консультации обоснованы нормативными документами. Многие консультации отражают не только мнение конкретного автора, но и представляют официальную точку зрения государственных министерств и ведомств. Большинство консультаций опубликовано здесь впервые

* ИБ Вопросы Ответы включает консультации и разъяснения специалистов Минфина, МНС, Центробанка, других министерств и ведомств, а также экспертов ведущих аудиторских фирм по применению законодательства в практике бухучета и налогообложения. Материалы представлены в форме "вопрос-ответ". Все консультации обоснованы нормативными документами. Более 90% консультаций опубликованы здесь впервые.



* ИБ Корреспонденция Счетов включает завершенные схемы отражения в бухгалтерском учете различных финансово-хозяйственных операций и формы необходимой учетной документации. Большинство схем учета готовится специально и только для данного ИБ лучшими специалистами-практиками: аудиторами, экспертами в области методологии бухгалтерского учета, юристами, имеющими опыт работы в государственных органах. Периодичность обновления информации - еженедельно

* ИБ Приложение Бухгалтерские Издания включает аналитические материалы ведущих финансово-экономических изданий по бухучету и налогообложению ("Финансовая газета", "Бухгалтерский учет", "Налоговый вестник", АКДИ "Экономика и жизнь" и др.), а также книги известных авторов

4. Раздел "Комментарии законодательства"

* ИБ Комментарии Законодательства включает постатейные комментарии к законам и кодексам, содержащие всесторонний анализ правовых норм; аналитические статьи и монографии ведущих юристов по актуальным проблемам права. Каждый материал содержит ссылки на все правовые акты, упоминаемые автором. По этим ссылкам можно перейти к соответствующей части комментируемого нормативного документа.

5. Раздел "Формы документов"

* ИБ Деловые Бумаги включает образцы документов, используемых на практике предприятиями с различными организационно-правовыми формами и направлениями деятельности. В ИБ представлены типовые договоры, контракты, учредительные, организационные, внутренние документы, формы отчетности предприятий, страховых и банковских учреждений. Часть документов утверждена государственными органами РФ. Общее количество документов - 19300 Среднемесячное поступление новых документов - 100-110 Периодичность обновления информации - еженедельно

6. Раздел "Законопроекты"

* ИБ Законопроекты включает тексты законопроектов, находящихся на различных этапах законотворческого процесса, а также все материалы, необходимые для получения полного представления о состоянии законопроектов на текущий момент. Также для каждого законопроекта готовится и включается в ИБ Паспорт законопроекта, содержащий информацию о результатах его рассмотрения.

7. Раздел "Международные правовые акты"

* ИБ МеждународноеПраво включает многосторонние и двусторонние международные договоры РФ, документы международных организаций, документы о ратификации. Оперативно отслеживается информация о вступлении документов в силу и прекращении их действия, о ратификации и денонсации договоров

8. Раздел "Правовые акты по здравоохранению"

* ИБ МедицинаФармацевтика включает нормативные документы, регламентирующие сферу медицинской и фармацевтической деятельности, консультации по решению практических вопросов налогообложения и ценообразования, а также комментарии, разъясняющие специфические аспекты работы медицинских и фармацевтических учреждений и организаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

Выполнил: студент ФСОП

113 группы

Вишневский В. Л.

Екатеринбург - 2013

1. Информационное общество в международных и российских стратегических документах (Окинава, Женева, Тунис, Девиль)

Процессы, происходящие в современном мире, все с большей очевидностью демонстрируют взаимосвязь и взаимозависимость глобализации и роста информационно-коммуникационных технологий. Информационные инновации, наряду с техническими и управленческими, не только значительно расширяют возможности управления государством, развития информационного обмена, оказания государственных услуг, но и существенно повышают ценность информации как стратегического ресурса.

22 июля 2000 г. на Окинаве Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония приняли Хартию Глобального Информационного Общества. В этой Хартии устанавливаются основные принципы вхождения государств в такое общество и провозглашаются основные положения, которые страны восьмерки будут согласованно применять и которые могут применять все остальные страны мира.

Окинавская хартия глобального информационного общества в 2000 году впервые на международно-правовом уровне определила правовые, политические и технологические меры, которые направлены на активизацию деятельности международного сообщества по формированию глобального информационного общества. В этом основополагающем документе, подписанном главами стран «восьмерки», не было определено понятие глобального информационного общества, а только перечислены его характерные черты, которыми являются наряду с глобальными информационными процессами региональные и внутригосударственные процессы.

Очевидное усиление потребностей мирового сообщества в объективной, достоверной и своевременной информации об общественных процессах является одной из важнейших особенностей современного этапа глобализации, широкого применения глобальных информационных систем, поэтому вопросы правового обеспечения информационной безопасности приобретают особое значение, поскольку оказывают существенное воздействие на правовые, государственные и политические системы государств и на процесс построения информационного общества в России.

Важной составляющей реализации Окинавской хартии и иных международно-правовых документов является разработка национальных стратегий, программ, направленных на то, чтобы сделать государство более открытым и доступным для общества.

При разработке национальных стратегий построения информационного общества в процессе глобализации важную роль сыграли основные этапы Всемирного саммита по информационному обществу в развитии международного информационного обмена.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООНот 20 декабря 2010 года было поддержано предложение об использовании информационно-коммуникационных технологий в целях развития. Всемирный саммит по информационному обществу планировался как международная конференция и стал итогом ряда подготовительных мероприятий, региональных встреч, переговоров и консультаций.

В Окинавской хартии закреплены такие важнейшие принципы формирования глобального информационного общества, как обеспечение каждому члену общества возможности доступа к любой информации и общения с любым иным членом этого общества, принцип информационного суверенитета, принцип равенства каждого члена общества, народа, нации.

Под эгидой ООН проведена Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS;встреча прошла в два этапа:вдекабре2003г.вЖеневе и в ноябре 2005г.вТунисе.По итогам встречи в Тунисе тоже были приняты два документа: Обязательство и Повестка дня для информационного общества.В2006г.была принята резолюция Генассамблеи ООН, провозгласившая 17 мая Международным днем информационного общества.

С начала нового тысячелетия значительно активизировался нормотворческий процесс в этой сфере, и символично, что Окинавская хартия глобального информационного общества и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации были подписаны президентом Российской Федерации именно в 2000 году. Эти доктринальные документы нашли свою конкретизацию в Основных направлениях нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, одобренных в 2001 году на заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по информационной безопасности.

Происходящие процессы глобализации и международные документы являются катализатором принятия национальной стратегии построения информационного общества, и эта трудная работа в 2008 году подошла в России к определенному итогу - разработан документ - «Стратегия развития информационного общества в России», которая 7 февраля 2008 года была одобрена на заседании Совета безопасности РФ. В ней определена национальная стратегия в этом направлении, в значительной степени касающаяся и влияющая на развитие нормативного правового регулирования в процессах становления информационного общества. Стратегия представляет собой политический документ, разработанный с учетом международных актов, который закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.

В то же время Стратегия - это основа для подготовки и уточнения концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в области развития информационного общества в России. Стратегия подготовлена с учетом международных обязательств Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, федеральных законов, а также нормативных правовых актов правительства Российской Федерации, определяющих направления социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в Российской Федерации.

В Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на высшем уровне по вопросам развития информационного общества.

Реализация стратегических мероприятий предусматривается по следующим основным направлениям:

1. В области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий, в частности, путем повышения доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; формирования единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; модернизациисистемы телерадиовещания, расширения зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм; предоставления гражданам с низким уровнем доходов льгот и компенсаций на пользование услугами связи, приобретение пользовательских устройств и программного обеспечения, необходимого для получения данных услуг; создания системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, включая создание государственной системы правовой информации.

2. В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, системы социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий, расширяя использование информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования; внедряя новые методы оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов; предоставляя гражданам социальные услуги на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

3. В области совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.

Направления реализации Стратегии развития информационного общества в России определены также в областях: развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти; развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепления нравственных и патриотических ценностей в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения; противодействия угрозам использования потенциала информационных и телекоммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

В связи с возрастающими процессами глобализации важное значение в Стратегии уделено вопросам международного сотрудничества в области развития информационного общества. Основными направлениями реализации Стратегии в рамках международного сотрудничества в этой области развития информационного общества являются участие:

- в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет;

- в международном информационном обмене;

В формировании системы международной информационной безопасности, совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;

- в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

- в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизации национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

Особенно велика роль международного информационного права в международном обмене научной, научно-технической, экономической и иными видами информации; при определении правового режима международных баз банков данных компьютерных систем военного и космического характера; при определении правового статуса информации как международного ресурса.

международный информационный справочный документ

2. Практическое задание

На портале технической поддержки ГАС «Правосудие» найдите статью Л.А. Юхневича «ГАС «Правосудие»: новые технологии и возможности», приведите ее текст и кратко опишите возможности «видеоконференцсвязи».

Ответ:

ГАС «Правосудие»: новые технологии и возможности

Л.А.Юхневич, директор Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт «Восход»

В последнее время вряд ли можно найти хотя бы одного квалифицированного российского судью, который бы не слышал о ГАС «Правосудие». Что же это такое?

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» -это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она будет обеспечивать информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и ограничениями на распространение информации.

В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены задачи формирования единого информационного пространства, реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. Именно этой программой было предусмотрено создание ГАС «Правосудие» в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

В начале 2004 года Судебным департаментом был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание системы. Победителем стал наш институт - ведущий государственный системный интегратор в сфере информационных технологий, создавший не одну крупную автоматизированную систему государственного значения (наиболее известная разработка ФГУП НИИ «Восход» - ГАС «Выборы»).

Создание ГАС «Правосудие» должно способствовать достижению следующих целей:

· поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества судебных документов;

· сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;

· повышение эффективности судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики;

· повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;

· повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;

· обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации;

· обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;

· обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;

· повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;

· обеспечение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее предоставления;

· создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

· обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности;

· повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;

· создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие»;

· обеспечение вхождения в информационное пространство системы органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями - Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

С учетом многообразия и масштабности задач и целей ГАС «Правосудие» и спроектирована как система, имеющая многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и Системы судебного департамента. Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды, где устанавливаются специализированные программно-технические комплексы. Разрабатываются и модернизируются 27 функциональных и обеспечивающих подсистем.

Например, «Судебное делопроизводство и статистика» - это подсистема, обеспечивающая автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов.

«Банк судебных решений (судебной практики)» - подсистема автоматизированного сбора и анализа решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений, аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной практики, оперативного обмена этими данными между судами разных инстанций.

«Право» - подсистема, обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.

«Финансы» - подсистема, автоматизирующая процессы бухгалтерского учета и отчетности, обработку оборотных балансов и формирование сводной отчетности судов и органов Судебного департамента. Ведение баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций. Подсистема включает в свой состав средства учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

«Кадры» - подсистема автоматизации деятельности кадровых органов Судебного департамента и судов, учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и фактическом кадровом составе.

«Видеоконференцсвязь» - подсистема, обеспечивающая рассмотрение в судах кассационных и иных жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи.

«Документооборот» - подсистема, обеспечивающая автоматизацию процессов делопроизводства, документооборота и ведения архива с документальным оформлением каждого этапа жизненного цикла документа.

«Ведомственная статистика Судебного департамента» - подсистема, обеспечивающая автоматизированный сбор, контроль, обработку, формирование и хранение данных ведомственной статистики Судебного департамента, формируемых из баз данных функциональных подсистем Судебного департамента и его территориальных органов, в том числе аналитических материалов.

«Обучение» - подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации программ профессионального образования кадров с использованием компьютерных средств дистанционного обучения.

«Обращения граждан» - подсистема автоматизированной регистрации сведений о предложениях, жалобах, заявлениях граждан (организаций и учреждений), постановки их на контроль, анализа своевременного рассмотрения поступающих предложений, жалоб и заявлений, формирования справок и статистических материалов о работе с обращениями граждан.

«Недвижимость» - подсистема учета, контроля и управления недвижимостью. В подсистеме организуется автоматизированный учет объектов недвижимости судов и органов Судебного департамента в зависимости от необходимых данных, обновляемых и пополняемых по мере изменения информации об объектах недвижимости.

И, пожалуй, особое место занимает подсистема «Судейское сообщество» , обеспечивающая учет, систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации). Решение о создании этой подсистемы было принято с учетом значения деятельности органов судейского сообщества для всей судебной системы России. «Судейское сообщество» объединит информационные ресурсы всех регионов и даст возможность органам судейского сообщества публиковать сведения о своей деятельности, которые будут располагаться в одном месте, интегрированы между собой, использовать единую поисковую систему и, как следствие, представляют собой наиболее удобный информационный ресурс.

Составной частью подсистемы станет, например, Интернет - сайт Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, который будет размещен в сети по адресу WWW.VKKS.RU.

В него войдут важнейшие разделы:

· «Вакансии» (на должности судей), причем, посетитель Интернет - сайта Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации сможет узнать перечень вакансий не только в своем регионе, но и по России в целом и при этом воспользоваться полным пакетом образцов документов, сопровождающих заявление о даче рекомендации на занятие вакантной должности;

· «Анализ практики» предполагает публикацию обзоров деятельности квалификационных коллегий судей, обмен мнениями о различных проблемах и путях их решения;

· «Рассмотрено Верховным Судом России» - это раздел, где размещается строго документальная информация о ходе и результатах обжалования решений квалификационных коллегий судей, то есть само решение ККС, рассмотрение в суде первой инстанции, кассационное и надзорное производство, что даст возможность посетителю Интернет - сайта получить исчерпывающую информацию по данному делу и понять все мотивы, основания и уровень аргументации сторон;

· будут также «работать» разделы «Вопросы-ответы», «Публикации», «Состав», «Новости» и ряд других.

Помимо функциональных подсистем в ГАС "Правосудие" включены несколько типовых функциональных и обеспечивающих подсистем:

· Интернет-портал;

· подсистема отображения информации коллективного пользования;

· подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания и некоторые другие.

Учитывая важность безотказной и эффективной работы всей системы и потенциальные угрозы, в ГАС «Правосудие» предусмотрена реализация трехконтурной системы безопасности. В ней будут присутствовать три информационных контура безопасности -публичный, ведомственный и защищенный.

Информационная связность публичных контуров безопасности обеспечивается через Интернет посредством электронной почты и web-сервисов.

Открытая информация циркулирует между всеми контурами: публичным, ведомственным и защищенным. Обмен информацией через Интернет осуществляется только из публичного контура через межсетевые экраны.

Информация ограниченного распространения циркулирует между ведомственным и защищенным контурами. Обмен информацией происходит через специально создаваемую ведомственную среду взаимодействия, то есть наложенную на существующие каналы связи защищенную сеть.

Информация, составляющая государственную тайну, циркулирует только между защищенными контурами.

Создание и внедрение ГАС «Правосудие» проходит в три основных этапа с соблюдением всех государственных норм и стандартов создания автоматизированных систем.

На первом этапе (вторая половина 2004 года) ФГУП НИИ «Восход» было проведено обследование состояния информатизации судебной системы, подготовлены и согласованы с Судебным департаментом частные технические задания (ЧТЗ) на все 27 подсистем, создана опытная зона для отработки научно-технических решений. По результатам отработки технических решений подготовлен технорабочий проект, по которому создаётся система.

Для регионов в 2004 году заметным сигналом о создании ГАС «Правосудие» стали осуществляемые ФГУП НИИ «Восход» и созданной им кооперацией из почти 40 ведущих российских предприятий в сфере информатизации мероприятия по развёртыванию нескольких тысяч рабочих мест в локальных вычислительных сетях судов и управлений Судебного департамента, поставка технических средств (персональные компьютеры и сервера для последующего внедрения).

После утверждения технорабочего проекта основными работами второго этапа (2005 год) стали разработка специального программного обеспечения большинства подсистем ГАС «Правосудие», продолжение развёртывания локальных вычислительных сетей и поставка технических средств для последующего внедрения. Кроме этого будет поставлено лицензионное программное обеспечение - системы управления базами данных, пакеты офисных программ, антивирусные программы и некоторые другие.

В 2005 году будет также решена задач полного охвата судов уровня субъекта РФ подсистемой видеоконференцсвязи: запланирована установка 50 комплектов видеоконференцсвязи.

На третьем этапе (2006 год) произойдёт завершение работ по созданию специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» и полномасштабное внедрение системы, после чего состоятся приёмочные испытания.

Все это время будет проводится обучение работников судов и управлений Судебного департамента на базе Научно-учебного центра ФГУП НИИ «Восход» с привлечением региональных учебных центров, где планируется обучить до 5 тысяч человек.

Мы убеждены, что создание и внедрение ГАС «Правосудие» будет для каждого суда и каждого судьи России означать новые эффективные возможности осуществления скорого и справедливого правосудия.

Возможности «видеоконференцсвязи».

18 ноября 2009 года исполнилось 10 лет, как судебная система Российской Федерации впервые в мировой практике применила информационную технологию видеоконференцсвязь для проведения судебных процессов. До этого во всем мире видеоконференция применялась только в судебно-пенитенциарной системе в основном для заслушивания свидетельских показаний, а так же общения осужденных с адвокатами и родственниками. Именно в России видеоконференция была впервые применена непосредственно для проведения судебных заседаний.

В итоге судебная власть Российской Федерации стала лидером по применению видеоконференцсвязи внутри страны в мировом масштабе.

За этот период было установлено долее тысячи комплексов видеоконференцсвязи в судах общей юрисдикции и СИЗО, с помощью которых уже рассмотрено более 350 тысяч уголовных дел, то есть 350 тысяч сеансов видеоконференцсвязи. Часть сеансов видеоконференцсвязи проводились на расстоянии в несколько тысяч километров.

В результате видеоконференцсвязь в судах общей юрисдикции позволяет экономить огромные государственные средства, исчисляемые миллиардами рублей в год.

Видеоконференция- это область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Для проведения видеоконференций используется технология - видеоконференцсвязь. Взаимодействие в режиме видеоконференций также называют сеансом видеоконференцсвязи.

Видеоконференцсвязь(сокращенное название ВКС) - это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видео- информацией в реальном масштабе времени с учетом передачи управляющих данных.

Отсчет времени создания в стране видеоконференцсети для дистанционного участия осужденных в кассационных судебных заседаниях начинается с мая 1999 года. 18 ноября 1999 года впервые в мировой практике состоялся суд с использованием технологии видеоконференцсвязи.

Идея применения технологии для судебного рассмотрения кассационных жалоб заключенных принадлежит Председателю Челябинского областного суда; ОАО "Связьинформ" города Челябинск обеспечило каналы связи и оснащение зала областного суда и следственного изолятора г.Челябинска.

Учитывая преимущества полученные в ноябре 1999 года и получив в короткие сроки положительный результат, с 2000 года началось формирование федеральной системы видеоконференцсвязи в Верховном Суде Российской Федерации по всей стране. Первое слушание дел в Верховном Суде Российской Федерации в режиме удаленного присутствия осужденных было проведено 19 апреля 2000 года. Непрерывный сеанс связи Верховный Суд Российской Федерации - СИЗО-77/3 Главного управления исполнения наказаний (с 1 января 2005 года - ФСИН) г. Москвы продолжался около 3-х часов. Судебной инстанцией было рассмотрено три уголовных дела. Система видеоконференцсвязи продемонстрировала высокое качество и стабильность работы. Никаких срывов связи или заметных артефактов на изображении отмечено не было. 16 мая 2001 года состоялся первый судебный процесс между регионами.

Таким образом, как у нас в стране, так и в других странах стал учитываться опыт работы судебной системы Российской Федерации, и применяться в соответствии с законами государства. Опыт в организации телекоммуникационной среды для видеоконференции Верховного Суда Российской Федерации стали фундаментом для многих стран.

Видеоконференцсвязь в судебной системе России обеспечивает:

1. Проведение судебных процессов с использованием видеотехнологии для взаимодействия судей, прокуроров и адвокатов, находящихся в зале судебного процесса суда общей юрисдикции с одним или несколькими осужденными или подследственными в одном или нескольких исправительных учреждениях (далее - СИЗО) в реальном масштабе времени.

2. Совещания с Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, полномочными представителями Президента Российской Федерации, главами министерств и ведомств, а так же с губернаторами регионов.

3. Проведение консультаций, совещаний, семинаров судей и сотрудников аппарата суда с коллегами из одного или нескольких судов.

4. Общение адвокатов и родственников с осужденными для уточнения позиции в предстоящем судебном процессе.

5. Опрос потерпевших по программе защиты свидетелей (с искажением голоса и скрытия глаз) по уголовному или иному судебному делопроизводству в соответствии с российскими и международными правовыми актами.

6. Интерактивное дистанционное обучение сотрудников судов общей юрисдикции и исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России.

3. Практическое задание

На официальном сайте Государственной Думы РФ найдите и опишите порядок формирования запроса на поиск документов в справочной информационно-поисковой систему «Закон».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА «ЗАКОН» (ИПС «ЗАКОН» ) Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является основным источником поиска нормативных правовых актов в Государственной Думе.

ИПС «ЗАКОН» содержит правовые акты не только действующие законодательные акты Российской Федерации, но и правоприменительные акты, правовые акты распорядительного и локального действия, документы, утратившие силу, необходимые в законопроектной работе для изучения истории развития конкретной нормы, в том числе:

Законодательные акты РСФСР, Российской Федерации и СССР; - постановления Верховного Советов РСФСР и Российской Федерации; - постановления и распоряжения Правительств РСФСР, Российской Федерации и СССР; - указы и распоряжения Президентов РСФСР, Российской Федерации и СССР; - ведомственные нормативные правовые акты Российской Федерации, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции России;

- правовые акты Центральной избирательной комиссии и Центрального банка России;

Особо следует отметить, что в ИПС «ЗАКОН» содержится значительный раздел по международным правовым актам, например:

- федеральные законы о ратификации международных договоров и соглашений Российской Федерации;

- международные договоры и соглашения Российской Федерации; - резюме и доклады к международным договорам и соглашениям; - неофициальные переводы международных конвенций Совета Европы, сделанные Правовым управлением.

Представленные тексты правовых актов не являются официальными и предназначены для информирования пользователей об их наличии. Официальные акты на бумажных носителях, а также оригиналы переводов нератифицированных Российской Федерацией конвенций находятся в Отделе учета и систематизации законодательства Правового управления Аппарата Государственной Думы. Информационно-правовая система«ЗАКОН» дает возможность пользователям:

формировать запрос и осуществлять поиск правовых актов;

формировать подборки документов на основе результатов поиска;

вставлять закладки внутри документов и работать с ними;

работать с документами, в том числе с использованием междокументных связей, а также актуальных версий документов;

вести комментарии к документам;

сохранять документы в текстовом формате и формате редактора WinWord;

работать с карточками документов.

Ф ормирование запроса на поиск документов

Для поиска документов необходимо задать условия поиска - сформировать запрос. Запрос на поиск документов формируется как по одному или так и по нескольким критериям.

В ИПС критериями поиска являются:

· вид акта

· принявший орган

· дата принятия

· номер

· наименование

· текст

· публикация

· ключевые слова

· отрасли законодательства

З аполнение формы запроса

Для того чтобы задать условия поиска щелкните мышью по любому критерию (критериям) в левой области web-страницы.

При определении критерия в правой области появляется форма поиска по этому критерию. Необходимо заполнить эту форму (эти формы), а затем щелкнуть по меню "Запрос" и выбрать "Выполнить".

Если вы перестарались с количеством критериев поиска, щелкните по критерию под словами "Удалить условие".

Если вы передумали задавать поиск по заданным параметрам, в меню "Запрос" выберите подменю "Очистить".

Предусмотрено сохранение условий. Для этого в меню "Запрос" выберите "Сохранить" и на запрос системы введите наименование запроса.

Для вызова сохраненного запроса в меню "Запрос" выберите "Вызвать". В появившемся окошке "Запрос: вызов", с сохраненными запросами, щелчком мыши выберите требуемый и щелкните по кнопке "ок".

Кнопка "Выход" - для отмены действия.

Для удаления сохраненных запросов в меню "Запрос" выберите "Удалить". Затем отметьте запрос на удаление и щелкните по кнопке "ок".

Заполнение формы "Вид акта"

Для заполнения этой формы достаточно выбрать из предложенного списка правовых актов необходимый. Для выделения нескольких видов документов воспользуйтесь клавишей Ctrl.

Определите документ принадлежит или не принадлежит к одному из заданных видов.

Заполнение формы "Принявший орган"

Для заполнения этой формы выберите законодательный орган из предложенного списка. Для выделения нескольких законодательных органов воспользуйтесь клавишей Ctrl. Определите документ принят или не принимался одним из заданных законодательных органов.

Заполнение формы "Публикации"

Для заполнения этой формы выберите публикацию из предложенного списка и в окошке выше отметьте - документ опубликован в одном из указанных источников или документ опубликован в каждом из указанных источников.

Для выбора одного элемента из списка предлагаемых данных в формах "Тип документа", "Законодательный орган", "Публикации", щелкните по нему левой клавишей мыши. Для выделения нескольких элементов, идущих по порядку или всех элементов из списка предлагаемых данных, щелкните мышью по первому элементу списка и нажмите клавишу Shift, а затем, не отпуская ее, двигайтесь с помощью скроллинга до последнего элемента списка и щелкните по нему мышью.

Для того чтобы отменить выделение, щелкните мышью по любому выделенному элементу списка. Для выделения нескольких элементов списка данных, не идущих по порядку, нажмите клавишу Ctrl и щелкните мышью на интересующем вас элементе из списка данных. Для отмены выделения повторите операцию, то есть нажмите Ctrl и щелкните мышью.

Заполнение формы "Дата принятия"

Форма "Документ подписан" заполняется в следующем виде:

день. месяц. год

День и месяц - двузначные числа, год - четырехзначное.

Период времени задается комбинацией чисел в обоих окошках. Конкретная дата задается в первом окошке и отмечается щелчком мыши в окошке "Точно". Дату можно ввести в окошко как вручную, так и с помощью электронного календаря. Для вызова календаря необходимо щелкнуть по кнопке с тремя точками, расположенной рядом с окошком ввода даты. В появившемся календаре необходимо выбрать год, месяц и число. Указанная дата автоматически будет занесена в окошко формы.

Заполнение поля "Номер документа"

Формат заполнения этого поля следующий:

номер документа

Некоторые номера документы имеют буквенное расширение. В этом случае формат заполнения поля "Номер документа" заполняется следующим образом:

номер документа - буквенное расширение

Если вы не уверены в знание номера документа, возможно задание номера документа в виде:

символ(ы)* или *символ(ы)

где звездочка обозначает "любое количество символов".

А также в формате:

символ(ы)_ или _символ(ы)

где подчеркивание обозначает "только один символ".

Возможна также комбинации этих форматов.

Если выбрать состояние "Выбирать", то результатом поиска будут все документы с указанными номерами.

Возможен также поиск "от обратного". Если вы точно знаете какие документы вас НЕ интересуют, то введите их номера и отметьте "Не выбирать". Результатом поиска будут все документы, кроме отмеченных.

Заполнение поля "Наименование документа"

Возможные форматы заполнения поля "Наименование документа":

- предполагаемые слова из наименования документа (через пробел)

В поле "Наименование документа" возможно не полное написание слов (без окончаний, например). В этом случае в конце слова ставится символ * (звездочка).

Знак - (минус) перед словом означает исключение этого слова при поиске по наименованию.

При заполнении поля предполагаемыми словами из названия отметьте "Любой образец" или "Каждый образец". Состояние "Любой образец" соответствует логическому "ИЛИ" и означает, что ИПС выберет названия правовых актов, в которых присутствует хотя бы одно указанное слово. Состояние "Каждый образец" соответствует логическому "И" и означает, что ИПС выберет названия правовых актов, в которых присутствуют все указанные вами слова.

Заполнение поля "Текст"

Возможные форматы заполнения поля "Текст":

- предполагаемые слова в тексте (через пробел)

В поле "Текст" возможно не полное написание слов (без окончаний, например). В этом случае в конце слова ставится символ * (звездочка).

Знак - (минус) перед словом означает исключение этого слова при поиске по тексту.

При формировании запроса не могут быть использованы слова, состоящие из менее чем 4-х символов, т.е. поиск по целым словам состоящих из 3-х и менее символов не производится. Однако возможно задать поиск коротких слов, используя при этом символ * (звездочка)

РЕКОМЕНДАЦИЯ: Часто употребляемые слова желательно ставить в конце списка предполагаемых слов.

При заполнении поля предполагаемыми словами из текста отметьте "Любой образец" или "Каждый образец". Состояние "Любой образец" соответствует логическому "ИЛИ" и означает, что ИПС выберет правовые акты, в тексте которых присутствует хотя бы одно указанное слово. Состояние "Каждый образец" соответствует логическому "И" и означает, что ИПС выберет правовые акты, в тексте которых присутствуют все указанные слова.

Заполнение поля "Ключевые слова"

Заполнять форму "Ключевые слова" вручную не разрешено. Для ее заполнения дважды щелкните мышью по пустому полю в форме "Ключевые слова" - откроется новое окно с новой формой. Для чтения рекомендаций по работе с этой формой щелкните кнопку "Помощь". Если выбрать состояние "Документ связан", то результатом поиска будут все документы, связанные с указанными ключевыми словами. Если выбрать состояние "Документ НЕ связан", то результатом поиска будут все документы не связанные с данными ключевыми словами

Для того чтобы задать поиск документов, в которых присутствуют ВСЕ отобранные слова, выберите "С каждым словом (И)". Для того чтобы задать поиск документов, в которых присутствует хотя бы одно слово, отметьте "С любым словом (ИЛИ)".

Заполнение поля "Отрасли законодательства"

Заполнять форму "Отрасли законодательства" вручную не разрешено. Для ее заполнения дважды щелкните мышью по пустому полю в форме "Отрасли законодательства" - откроется новое окно с новой формой. Для чтения рекомендаций по работе с этой формой щелкните кнопку "Помощь".

Для того чтобы задать поиск документов, относящихся ко ВСЕМ отобранным рубрикам, выберите "С каждой рубрикой (И)". Для того чтобы задать поиск документов, относящихся хотя бы к одной рубрике, отметьте "С любой рубрикой (ИЛИ)".

Если выбрать состояние "Документ связан", то результатом поиска будут все документы, связанные с выбранными рубриками.

Если выбрать состояние "Документ НЕ связан", то результатом поиска будут все документы НЕ связанные с выбранными рубриками.

Список используемой литературы

1. Окинавская хартия глобального информационного общества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/ charter.ru.html.

2. Паршин П.Б. Глобальное информационное общество и мировая политика // Аналитические доклады. 2009. № 2 (29). С. 6.

3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A\RES\65\141 от 20 декабря 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/development/ict/res.shtml

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. Федеральный выпуск. 2008. № 4591

5. Талимончик В.П. Всемирный саммит по информационному обществу в развитии международного информационного обмена // Информационное право. 2006. № 2 (5). С. 3-6.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность понятия "конституция". Основные права и свободы. Основы конституционного строя, федеративное устройство. Парламент, федеральное собрание. Принципы формирования парламента, принятие закона. Забота о детях, правосудие в Российской Федерации.

    презентация , добавлен 14.12.2012

    Анализ развития информационных технологий в зарубежной судебной практике. Изучение возможностей ведения электронных дел, подачи заявлений в суды через Интернет и обеспечения доступа к судебным решениям как элементов технологии "Электронное правосудие".

    реферат , добавлен 13.08.2012

    Роль информации в жизни общества, личности и государства. Правовая политика России в информационной сфере. Использование возможностей цифровых технологий. Информационное общество: история и этапы развития. Информационно-коммуникационные технологии.

    реферат , добавлен 28.03.2009

    Коллегиальность в осуществлении правосудия по уголовным делам. Единоличное правосудие в Латвии и зурубежом. Существенные аспекты сочетаемости единоличного и коллегиального в правосудии по уголовным делам.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2003

    Перспективы развития электронного правосудия. Конституционное право граждан на судебную защиту и обеспечение доступа к правосудию. Оперативная правовая поддержка правоприменительной деятельности судов. Создание единого банка данных судебных документов.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Осуществление ретроспективного анализа возникновения и развития законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против правосудия. Анализ признаков посягательства на жизнь лиц, осуществляющих правосудие и предварительное расследование.

    дипломная работа , добавлен 08.07.2015

    Правосудие в Российской Федерации. Система, структура судов общей юрисдикции. Задачи, функции, порядок деятельности. Должностные обязанности судьи. Конституционный, Арбитражный Суд Российской Федерации. Нижнеломовский районный суд Пензенской области.

    отчет по практике , добавлен 29.11.2008

    Закон как обладающий высшей юридической силой нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения, его содержание и порядок формирования. Определение пределов действия современного закона: действие во времени, в пространстве и по лицам.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Понятие и особенности правового статуса общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Состав участников ООО. Правила и порядок учреждения, реорганизации и основания для ликвидации общества. Законы и нормативные акты, регулирующие работу ООО.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2011

    Отличительные признаки и понятие правосудия, истоки его демократических основ. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда. Презумпция невиновности. Открытое разбирательство дел во всех судах. Национальный язык судопроизводства.