Признаки молодежи как социальной группы. Молодежь и молодежная политика

Молодёжь как особая социально-демографическая группа является наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе общественных отношений. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов.

Молодежь - это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков, являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия. (И.С. Кон)

Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И. Иконникова и В.Т. Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий - важный показатель позиции молодежи в обществе.

Для молодежи характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

  • 1. 14 -16 лет - подростки . Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
  • 2. 17 -19 лет - юношество . Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельно профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации - становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
  • 3. 20 -24 года - собственно молодежь . Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
  • 4. 25 -30 лет - старшая молодежь . В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.

Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития.

Это зависит от того, насколько молодёжь:

  • · знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
  • · обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;
  • · обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально-экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентаций, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на жизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

Молодежь эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду: легкость сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим» фактором. В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям добавляет свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и, в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой.

Как никому другому, молодым свойственна потребность в самореализации. Лишь примеряя на себя различные роли, моделируя систему взаимоотношений с обществом, молодой человек способен определить собственные профессиональные и социокультурные ориентации, сформировать необходимые личностные и профессиональные качества, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.

Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются:

  • · в усилении самодеятельных начал в деятельности подростков и молодежи;
  • · в повышении политической культуры молодежи;
  • · в развитии творческого потенциала и активности личности;
  • · в осуществлении индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики его интересов, потребностей и психологических данных.

Таким образом, молодёжь как социально - демографическая группа выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Духовный кризис обязывает философов и социологов искать основы для грамотного развития и воспитания нового поколения. Молодёжь нуждается в поддержке и внимании, потому что без этого не будет развития страны. Это требует, в свою очередь, понимания того, как происходит социализация молодёжи, усвоение ею ценностей общества.

Общая характеристика

Молодёжь, как социальная группа, характеризуется зависимым социальным статусом, недостаточной личной самостоятельностью при принятии решений, касающихся своей жизни; остротой проблемы выбора профессионального пути, спутника жизни, нравственного и духовного самоопределения; активным становлением субъектности по мере самоидентификации, осознания своих интересов, роста своей организованности, большим интеллектуальным потенциалом.

Вхождение индивида в социальную группу молодёжи характеризуется активным развитием самосознания, рефлексии над собой и миром. Происходит расширение жизненного пространства человека. Наступает осознание будущего, появляется жизненная перспектива, возникают профессиональные намерения.

Значение идеалов

Осознание потребности в определении личных целей жизни, обострённый поиск жизненных ориентиров через идеалы и ценности является особенностью этого возраста. Исходя из этого психолог Виктор Франкл считал опасным «ограждать» молодых людей от ценностного и идейного воздействия под предлогом сохранения независимости их мировоззрения и внутреннего спокойствия (гомеостаза с социальной средой), поскольку экзистенциальный вакуум именно в этом возрасте переходит в деструктивные формы социальной активности. Именно у молодых восприятие новых идеалов и ценностей, их интериоризация вызывает не внутренний конфликт, а удовлетворение. Психологическое напряжение, связанное с такой интериоризацией, способствует развитию личности, формированию уверенности в себе и способности преодолевать трудности. Выводы В. Франкла подтверждает исследование, проведенное под руководством В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок , по результатам которого оказалось, что 64,2% молодых людей в России считают для себя важным иметь идеалы, и только 28,6% полагают, что идеалы мешают в жизни человека.

В исследовании, проведенном профессором В.И. Кузнецовым в 2006 году, отнесли себя к числу тех, у кого есть идеалы, 52% опрошенных, и только 13,2% указали, что не имеют их. Однако 34,8% респондентов затруднялись с ответом на этот вопрос. Лишь у 28,5% идеалы совпадают с идеалами родителей, у 31% — не совпадают, а 40,5 % (!) не смогли определиться и в этом .

В поисках стабильности

С одной стороны, усиливается ориентация на социальную преемственность, в том числе многовекового опыта российской культуры, с другой – на новаторство и эволюционизм. Однако в современных условиях эти две ориентации часто не дополняют друг друга, а проявляются параллельно и могут вступать в противоречие. В результате возникает дискретность ценностного поля личности, которая приводит к подрыву «онтологической безопасности», то есть, по Э. Гидденсу, состояния уверенности людей в постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они живут и действуют. Перед молодёжью открываются новые возможности оперирования жизненным пространством, временем, деньгами, образованием, выбора формы трудовой деятельности, карьеры, однако постоянно присутствует риск лишиться этих благ. Такая ситуация усиливает релятивизм ценностей в сознании молодёжи и недоверие идеалам, что препятствует формированию смысла жизни, реализации устойчивой жизненной стратегии, т.е. нормальному функционированию личностных ценностей.

В современных условиях жизни молодого поколения, характеризуемых неопределенностью, социальное новаторство с необходимостью проявляется в форме риска. Поэтому уверенность в своих силах сменяется опасением, страхом перед изменениями и стремлением к стабильности, которой общество предоставить ему не может.

Поскольку молодёжь одновременно является объектом и субъектом социализации, распространяется неустойчивость способов достижения социального статуса молодым человеком, которая отражается и на процессе интериоризации ценностей, т.к. развивается отчуждение молодых людей от исторического опыта, традиционных ценностей, сложившихся в культуре форм и методов социального участия. Этим подрывается чувство «онтологической безопасности». Затем возникает противоречие между объективно присущим молодёжи стремлением занять соответствующие позиции в социальной структуре, приобрести определенный социальный статус и препятствиями ее эффективной интеграции в общество, возникающими в условиях социальной нестабильности и кризиса. Данное противоречие возможно разрешить путем изменения содержания социализации, в процессе которой закладываются не только готовые модели социального участия, но и способности дискурсивной оценки изменений, отделения ситуативного от постоянного, выявления объективно деструктивных и конструктивных общественных процессов.

Не обладая достаточными ресурсами и когнитивным потенциалом, способности воздействия на трансформацию социальной структуры и институциональных норм развиваются латентно и проявляются, в большинстве случаев, при переходе в более старшие возрастные группы, в которых синергия ресурсов, символического капитала и социокультурного потенциала личности существенно усиливают участие индивида в социальном процессе в качестве субъекта.


Особенности дальнейшей социализации

Таким образом, особенности становления молодёжи как агента социальных отношений определяется рядом факторов. Во-первых, происходит усиление неопределённости, как в самой личности, так и в конструировании отношений с внешним миром; усиливаются противоречия в структурировании ценностей, связанные с поиском смысла жизни, разочарованием в тех или иных ценностях, внутриличностными конфликтами, противоречиями прошлых этапов социализации.

Во-вторых, актуализируется потребность планирования жизненной стратегии, основанной на устойчивых социальных связях, вхождения в новые социальные группы, становления долгосрочной жизненной позиции, накопления социального каптала.

В-третьих, незаконченность интериоризации ценностей и как следствие противоречивость ценностной структуры личности препятствуют ей адекватно конструировать и развивать общественную жизнь.

В-четвёртых, состояние личности молодого человека характеризуется высокой динамикой ценностной системы и активной интериоризацией ценностей. Поэтому, молодёжь не обладает возможностью (часто и желанием) постановки долгосрочных целей, согласованных с социальным окружением, и планированием адекватных способов их достижения. В результате личность современного молодого человека склонна скорее к конформизму, чем к насаждению и достижению радикальных целей, в том числе связанных с разрушением социального порядка.

В-пятых, молодой человек, попадая во множество новых социальных ситуаций, может испытывать неудовлетворённость, несогласие с обстоятельствами или протест сложившимся нормам. Однако незавершённость кристаллизации ценностей препятствует реализации этих стремлений, ограничивает рефлексию, способности самооценки и устойчивой самоорганизации. Поэтому молодой человек стремится преодолеть границы информационного поля, в которых действуют индивид и группа с целью построения или расширения реального и символического пространства жизненного мира.

Трансгрессивность сознания молодёжи

Важной характеристикой сознания, влияющей на интериоризацию ценностей у молодёжи, является трансгрессивность, которая выражается, как пишут упомянутые выше Чупров и Зубок, в «системе установок молодёжи на перенесение названных образцов в свою жизнь, обусловленной отсутствием устойчивых императивов в обществе, девальвацией провозглашаемых ценностно-нормативных образцов и социального опыта » .

Таким образом трансгрессивные представления о должном и значимом в будущем, в том числе основанные на интуиции, ложатся в основу формирования терминальных ценностей и социальных идентичностей молодёжи.

Следовательно, формирование веса, значимости ценностей у молодёжи основано не только на соотнесении ценности с возможностями её актуализации в настоящем, но и на прогнозировании возможностей включения ценностей в долгосрочные жизненные стратегии, прогнозировании динамики значимости условий своей жизни, социальных связей, личностных свойств. «Поведенческие стратегии молодёжи ориентируются на требования не столько сегодняшнего, уже ускользающего мира, сколько завтрашнего - ещё не ясного и не выраженного, но прогнозируемого » .

Исследование центра «Социологии молодёжи» института социально-политических исследований РАН проведенное в 2006 году в 12 регионах РФ, опрошено 2000 чел. (рук. Ю.А. Зубок).

Кузнецов В.И. Молодёжь на рубеже веков // Социологические исследования. — Ростов-н/Д: РГУ, 2008. С.46.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодёжи. — М.:Academia, 2008.С. 62.

Там же. С. 65.

Александр Огородников

Достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.

Взросление — это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь ().

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. соответствующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики являются:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды , организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Молодость - самый интересный, сложный и неоднозначный период жизни человека, его особенности во все времена вызывали большой интерес со стороны ученых, начиная от древних мыслителей и заканчивая современными исследователями и теоретиками. Соответственно и сама молодежь, и её особенности не менее интересовали и интересуют по сей день представителей абсолютно разных научных школ и направлений.

В социологии молодежи существует несколько направлений изучения молодежи, которые в принципе представляют собой определенные подходы к пониманию проблемы определения молодежи.

ь Молодежь как проблема. Молодость в рамках данного подхода представляется как источник социальных и культурных конфликтов, угроза не только существующему, но и будущему социальному порядку. Причиной криминализации общества также считается молодежь, как и источником социальных болезней и моральных паник.

ь Молодежь как страх. Согласно второму подходу, со стороны общества должны проявляться социокультурное и психологическое неприятие молодежи, отторжение её ценностей и идеалов. Также данная социальная группа представляется как угроза привычным нормам традиционного патриархального мира взрослых.

ь Молодежь как надежда. С молодежью связываются самые лучшие и оптимистические идеи будущего социального устройства мира. Жизнь взрослых представителями данного направления рассматривается как залог счастья детей. В будущий период переносятся модели гармоничного сосуществования людей всех социальных групп. Ныне живущая молодежь приобретает некоторые преимущества перед взрослыми, так как она уже сегодня несет в себе «светлое завтра».

ь Молодежь как зависть. Молодость рассматривается и культивируется в потребительской культуре и рекламе как загадочная пора, полная неповторимых преимуществ. На данной идее строится целая идеология, утверждающая возможность и необходимость продления этого периода жизни практически до бесконечности.

ь Молодежь как символ. Данный подход характерен для творческого, философского и художественно-литературного осмысления молодости. В его рамках возможно соединение всех предыдущих подходов, но не на реальном, а на символическом уровне. То, что принадлежит молодости, всегда было овеяно символикой, которая остается значимым моментом всякой культуры. Приобретение этих символов, прямое или опосредованное, всегда означает для человека намного больше, чем простое и привычное приобретение вещи или предмета.

Из вышесказанного видно, что понятие молодежь содержит в себе множество аспектов, и однозначное определение данному многогранному понятию дать достаточно не просто. В социологии молодежи понятия «молодость» и «молодежь» понимаются и используются как минимум в трех смыслах:

1) определенный возраст;

2) некое состояние, определяемое социокультурными критериями;

3) некая группа или поколение с присущими ей ценностями.

Сложность определения понятия «молодежь» просматривается уже в попытке определить её возрастные рамки. В понятии «возраст», в свою очередь, можно выделить несколько уровней: биологический, психологический, социальный, культурный и другие.

Мыслители прошлого постоянно обращались к проблеме воспитания молодежи и оказания ей помощи в процессе развития её личностных качеств и овладения знаниями. Рассмотрим особенности данного вопроса в каждой исторической эпохе.

§ Древние века. Попытки выделить жизненные циклы и описать их основные характеристики принадлежит выдающемуся мыслителю Пифагору. Он проводил аналогию между возрастами жизни и временами года. Так, детство и юность (возраст до 20 лет) аналогичны весне, молодость (20 - 40 лет) аналогична лету.

§ Второй этап: обоснование необходимости соответствующего воспитания молодежи, способной организовать и поддерживать идеальное общество. Платон подчеркивал необходимость воздействия на молодое поколение таким образом, чтобы оно было способно поддерживать идеальный строй общества. Ставились проблемы воспитания добродетелей и справедливости. Идеальное государство должно создавать систему образования и воспитания молодых людей, только так они могли обрести одну из добродетелей: мудрость, мужество и благоразумие. Аристотель выделял в качестве главной добродетели справедливость, которая реализуется в заботе о другом человеке (молодежи). Только поддержка молодежи в конечном итоге приведет к заботе об обществе.

§ Понимание молодого поколения как приемника или носителя традиционных образцов поведения, выработанных старшими поколениями. Соответственно, помощь молодежи воспринималась как обучение по принципу равных возможностей. Конфуций связывал проблему человеческого существования и познания мира с социально-этическими нормами. Общество должно управляться только с помощью моральных норм, а не административно-правовыми или экономическими методами. По этой причине особое внимание он уделял воспитанию молодежи в духе первостепенной важности межличностных отношений. «Государство - одна семья» - основной постулат конфуцианских учений. Образование молодежи должно быть направлено на формирование таких качеств, которые проявлялись бы в гуманности, справедливости, взаимности, мужестве, почтительности, братстве, любви, милосердии. Главной задачей молодежи считалось освоение традиционных образцов поведения.

§ Идеи мыслителей эпохи Возрождения (15-17 века). Преобладали гуманистические идеи воспитания молодежи, акцент делался на формирование веры в собственные силы. Молодой человек предстает как единство разумного и чувственного, как свободное, активное существо, наделенное беспредельными творческими возможностями. Поэтому приоритет воспитания - осознание собственных сил, таланта, обретение гордости и стремление к самоутверждению.

§ Идеи мыслителей эпохи Просвещения. Поддержка молодежи рассматривается через обеспечение правовых гарантий и свобод. Ж. Ж. Руссо, уверенный в том, что лучшие задатки детей и молодежи подавляются обществом, где царит неравенство и деспотичная власть, видел выход из положения в особом воспитании. Последнее должно проходить на природе, и где наставнику необходимо по возможности полно учитывать способности, склонности, интересы воспитанника и с уважением относиться к личности молодого человека. Необходимо научить их самостоятельно мыслить, потому что молодые люди призваны реализовать себя в перестройке общественного отношения на разумных началах. Поддержка молодежи рассматривалась через декларирование равных прав, свободы собственных решений и действий.

Проследив эволюцию понятия «молодежь» и отношения к данной социальной группе, рассмотрим отечественную традицию определения понятия «молодежь».

Долгое время в социологии молодежь не выделялась и не воспринималась отдельной группой, а рассматривалась как часть рабочего класса, крестьянства или интеллигенции. Но постепенно отечественные исследователи пришли к выводу о наличии таких группообразующих признаках молодежи, как возрастные характеристики, особенности социального положения, специфические социально-психологические свойства. Наиболее распространенно определение И. С. Кона:

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социальную природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных для данного общества закономерностей социализации .

Лисовский В. Д. определял молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет .

Бабочкин И. П. подчеркивает в качестве основной черты молодежи её привлекательность в период своего становления . Возрастные границы следует определять в зависимости от ведущей сферы жизни; верхняя граница может определяться правовой дееспособностью - 18 лет, гражданской дееспособностью - 21 год, профессиональное становление - преимущественно 25 лет.

Молодежь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. К молодежи обычно относят (в статистике, в социологии) людей в возрасте 16-30 лет. Однако социальная неоднородность молодежи побуждает некоторых исследователей определять «верхнюю» возрастную границу молодежи в зависимости от продолжительности формирования социально-экономических и профессиональных качеств различных ее групп. Так, социальное и профессиональное становление молодого рабочего в основном завершается к 25 годам, а молодого ученого - к 35. Возрастные границы молодежи зависят также от особенностей конкретно-исторической ситуации в той или иной стране, ее общественного строя. Например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает «нижнюю» возрастную границу молодежи к более ранним годам. Общность социальных и психологических черт молодежи, интересов многих входящих в нее групп (учащихся, студентов, молодых рабочих и др.) - основа массовых выступлений, совместных действий молодежи не только в рамках одной страны, но и в международном масштабе. Сложность и противоречивость процесса вступления молодежи в самостоятельную жизнь порождает различные формы молодежного протеста, в том числе асоциальные (преступность, наркомания, «сексуальная свобода» и т. п.), специфическую молодежную субкультуру. Однако все это не дает оснований считать молодежь особым классом современного общества. Напротив, социальная структура молодежи есть «слепок» классово-слоевой структуры данного конкретного общества. Молодежь - наиболее мобильная его часть, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры, изменения классового и слоевого состава населения. Для этой группы характерна высокая интенсивность как межгенерационной, так и внутригенерационной мобильности (наибольшее число переходов из одних социальных групп в другие приходится, например, в России на первые 10 лет трудового стажа). Относительно наиболее однородную - и по возрасту, и по социальным характеристикам - часть молодежи составляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, основным видом деятельности которых, определяющим все существенные черты их образа жизни, является учеба, подготовка к будущей трудовой жизни .

Молодежь - понятие современного социогуманитарного знания, используемое для обозначения совокупности индивидов, обладающих социопсихическими качествами, способствующими перманентной активной переоценке ими любых существующих в обществе ценностей (как правило, в контексте не их осмысления, а их разрушения либо конструктивного / неконструктивного преодоления). В свете подобной характеристики молодежь выступает не столько возрастной (ввиду предельно широкого диапазона соответствующих нормативов), сколько особой социально-психологической и творческой категорией людей .

Молодежь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования (это молодые люди в возрасте 16 - 30 лет) .

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-психологических свойств. Современные возрастные границы от 14--16 до 25--30 лет .

Согласно проекту ФЗ «О молодежи», молодежь (молодые люди) - проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет .

Для более глубокого понимания специфики молодежи и особенности данного этапа жизни, рассмотрим его в пересечении двух векторов: движение от зависимости к независимости, и от безответственности к ответственности .

Начнем с зависимости. С одной стороны, они - дети, которые зависимы, с другой стороны - они взрослые, т.к. достигли независимости. Молодость - термин, описывающий это движение от зависимости к независимости. Молодые люди более независимы, чем дети, отсюда их общее недовольство родителями: «Перестаньте воспринимать меня как ребенка; я уже взрослый и могу сам выбрать себе одежду» (поздно приходить, иметь друга и т.д.), но они все еще зависимы от взрослых, от средств к существованию и знаниям, зависимы от их любви и по причине безопасности.

Понятие «независимости» связано со следующими институтами.

1. Семья. «Молодость» характеризует, описывает семейную позицию таким образом, что молодой человек становится менее независимым от семьи (имеются в виду любые формы семьи). В Великобритании существует предположение, что раз дети, в конечном счете, уходят из родительской семьи, заводят свои семьи и ведут свое хозяйство, то это значит, что «молодость» означает изменение формы семьи.

2. Образование. Первое очевидное социальное движение по направлению к независимости детей от родительской семьи есть момент, когда они идут в школу.

Школьная жизнь меняется, когда ученики становятся взрослее, постепенно увеличивается их личная ответственность за школьную работу, их успех и неудачи. Ученики начальной школы, организовывающие свою работу вокруг выбранных ими на начальном уровне обучения предметов, более независимы, чем дети в детском саду.

3. Работа. Предполагается, что окончание школы означает конец молодости. Когда человек выходит на рынок рабочей силы, сам зарабатывает себе на жизнь, неужели он не получает статус взрослого? Молодые рабочие определенно имеют больше независимости, чем школьники (или молодые безработные), но они все еще включены в процесс достижения статуса взрослого. Частично имеются в виду деньги - молодым платят меньше, чем взрослым рабочим; предполагается, что они все еще живут со своими родителями, они не полностью независимы. Частично имеется в виду само рабочее место. Прежде всего, молодые рабочие нуждаются в элементарном обучении основам профессии, и, находясь в статусе обучаемого, они остаются под влиянием власти взрослых. Помимо этого, они находятся под строгими формами дисциплины, поскольку они «социализируются» и приобретают рабочие привычки.

Не все взрослые обладают полной независимостью (и большая часть молодых рабочий не собирается занимать руководящие должности), однако молодые рабочие в целом более управляемые.

4. Досуг. Молодежная культура, как мы в дальнейшем покажем, особенно ассоциируется с отдыхом, развлечениями. То, как молодые люди выражают себя в досуге (одежда, музыка, танцы), это делает их особой социальной группой, и большинство социологов в сфере молодежи, в действительности, есть социологи в сфере молодежного досуга.

Второй важный аспект перехода из детства во взрослость связан с понятием «ответственность». Молодежь часто характеризуется как «безответственная», но на самом деле молодость - время, когда все новая и новая ответственность принимается молодым человеком: ответственность за домашнюю работу, за то, как проводишь время на вечеринке и в выходные и т.д. Это отражает изменение молодыми людьми институциональных ролей, но «рост» имеет и психологический подтекст, включающий интеллектуальное и эмоциональное развитие. От молодежи ожидают «зрелости», рассматривают их как зрелых, но если зрелость и считают более определенным понятием, чем юность, тем не менее, оно лежит позади ясного и простого способа определения и разделения молодежи и взрослых людей - закона.

Закон определяет мир взрослый в терминах ответственности - люди считаются взрослыми, если они рассматриваются законом как могущие быть ответственными за свои действия, когда они считаются вполне зрелыми для того, чтобы принимать определенные решения для самих себя. Сложность и запутанность здесь в том, что определенный вид ответственности связывают с определенным возрастом.

Закон регулирует все эти виды активности и утверждает явное, очевидное отличие между взрослой и юношеской ответственностью. Молодость, другими словами, частично имеет легальные, общепринятые определения, и когда закон изменяется (например, изменение возраста окончания школы с 15 до 16 лет или снижение возраста начала голосования с 21 до 18) - все это есть значения молодости. Но здесь нужно сделать последний штрих: закон определяет, когда мы способны к определенным действиям (и должны брать во внимание биологический возраст как лучшее измерение), однако это не принуждает нас принимать ответственность взрослого человека. Большинство людей женятся и выходят замуж, например, через несколько лет после того, как это легально разрешено. Это предполагает интервал между легальными (официальными) и социальными определениями взрослости (взрослой жизни).

В традиционном обществе человек сразу после стадии детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные мосты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса - «Воин-ратник Дружины».

Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития по ряду причин.

1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским - 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте, обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen».

Завершение молодёжного возраста также обусловлено определенными причинами: окончание обучения, вступление в брак, рождение ребенка, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Рассматривая данную социальную группу, необходимо иметь ввиду, что молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская - городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) - рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре. Причем представители каждой группы обладают специфическими свойствами, качествами, их социализация происходила по определенным, специфичным для данной группы закономерностям.

С точки зрения социально-психологических особенностей молодость определяется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности.

Особенности современной молодежи:

1. Существенно усложняется и удлиняется процесс социализации.

2. Изменились критерии социальной зрелости. Теперь таковыми являются:

ь вступление в трудовую жизнь;

ь завершение образования;

ь реализация гражданских и пиитических прав;

ь достижение материальной независимости от старших.

3. Становление социальной зрелости происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов.

4. Трудности взросления молодого человека. К мелочам и частностям взрослой жизни молодежь, как правило, не готова, то есть уровень запросов, притязания, ожидания характеризуются максимумом своего возможного проявления. Они, как следует предполагать, не соотносятся с призванием, способностями, что приводит к нереализации планов и, соответственно, к разочарованию и неудовлетворению сделанным тем или иным выбором.

5. Субкультура молодежи. Молодежная субкультура - это культура определенного поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. К основной характеристике современной молодежной субкультуры можно отнести феномен субъективной размытости, то есть отчужденность от общепризнанных норм, ценностей и т.п.

В возрастной психологии период молодости отождествляют с периодом юность. Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы его определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) . Мухина В.С. также период молодости в возрастной периодизации относит к юности. Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления .

К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.

Юность - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или макросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных нормативов.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

И.С. Кон выделяет разные типы юности .

В зависимости от индивидуально-типологических особенностей существуют принципиально разные типы развития. У одних людей юность -- период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой. У других юность протекает

плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны; такие люди добавляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь.

Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика саморегуляции образов «я». Тут есть известная общая логика. Судя по имеющимся, к сожалению, довольно скудным, эмпирическим данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного,

расплывчатого «я», затем проходят стадию «ролевого моратория», деятельность которой может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности, завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Уровень развития «я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Юноши и девушки, переживающие стадию диффузного «я» или «ролевого моратория», часто отличаются меньшей психологической самостоятельностью и повышенной конформностью, их моральное сознание не выходит за пределы обыденных, конвенциональных норм и представлений, а их межличностным отношениям недостает глубины, психологической интимности и устойчивости. Слишком поспешное самоопределение путем бездумного, пассивного принятия готовых образцов и шаблонов деятельности коррелирует с ригидностью интеллектуальных процессов и стереотипным, формальным стилем общения. Нужно подчеркнуть, однако, что никаких жестких возрастных норм перехода из одной стадии в другую не существует. Не все люди достигают высших этапов умственного, нравственного и социального развития, предполагаемых понятием Личности с большой буквы. Одни и те же свойства у одного старшеклассника являются временными, стадиально-возрастными, а у другого -- индивидуально-личностными, которые будут сопутствовать ему всю жизнь.

У большинства старшеклассников уже отчетливо выражена дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности . Один любит умственный труд, другой -- физический, третий -- общение с людьми, четвертый -- общественную работу, пятый увлекается всем поочередно, а шестой -- ко всему одинаково равнодушен. Не менее разнообразна их мотивация. Одним, что бы он ни делал, движет потребность достижения и самопроверки, другим -- желание приносить кому-то пользу, третьим -- чувство зависимости и потребность в одобрении окружающих, четвертым -- желание уйти от напряжения и конфликтных ситуаций и т. д.

Молодость - наиболее интенсивный период социализации, усвоения принятых в обществе норм, правил и традиций, необходимых для вступления во взрослую самостоятельную жизнь и усвоения новых для молодого человека ролей. Юность -- завершающий этап первичной социализации. Это ставит перед школой три взаимосвязанные задачи. Школа должна подготовить старшеклассника, во-первых, к труду, во-вторых, к семейной жизни, и, в-третьих, к общественно-политической деятельности, к выполнению гражданских обязанностей . Ни одна из этих задач не может быть решена отдельно от других. Комплексный подход к воспитанию означает неразрывное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, причем во всех этих вопросах школа работает не одна, а в содружестве с другими общественными институтами.

Взрослость часто воспринимается как статичное, однажды достигнутое окончательное состояние (вспомним выражение «стать взрослым»). Это процесс, стадия жизненного пути, характеризующаяся, с одной стороны, адаптацией, приспособлением к наличным социальным условиям и способностью их воспроизводить, а с другой -- самостоятельностью, способностью и умением инициировать нечто новое, изменяя своей, совместной с другими людьми деятельностью унаследованные от прошлого обстоятельства. Эти свойства неодинаково выражены у разных людей. Сравнивая понятия, в которых взрослые люди ретроспективно описывали свой переход от юности к зрелости, психологи обнаружили два полюса. Одни люди переживают взрослость как обогащение своей личности, расширение сферы жизнедеятельности, повышение уровня самоконтроля и ответственности, иначе говоря -- как самореализацию. Другие, напротив, подчеркивают главным образом приспособление к объективным обстоятельствам, считают, что материальные успехи достигнуты ими ценой отказа от индивидуальности, утраты свободы самовыражения, свежести чувств и т, д.

В заключение можно подчеркнуть, что понятие молодежь содержит в себе множество аспектов, и однозначное определение данному многогранному понятию дать достаточно не просто.

Однако данный феномен, социальная группа - молодежь привлекала внимание мыслителей и ученых во все времена, от Пифагора и Платона до современных исследователей. Во все времена менялось и понятие молодежи, и отношение к данной группе. Например, Пифагор считал молодость (20-40 лет) аналогичной лету; Платон видел основное предназначение молодежи в организации и поддержании идеального общества, что возможно только при овладении молодым поколением добродетелей (мудрость, мужество и благоразумие); в конфуцианские времена молодежь считалась приемником традиционных норм и образцов поведения, в ней необходимо воспитывать определенные качества для поддержания мира в обществе; в эпоху Возрождения акцент в воспитании молодежи делался на формирование веры в собственные силы; в эпоху Просвещения приветствовалась всяческая поддержка молодежи, особое воспитание и соблюдение её прав. Однако как особая социально-демографическая группа молодежь стала восприниматься только с переходом общества к индустриальной стадии развития.

Анализируя различные подходы и направления в изучении молодежи в разные временные интервалы, можно выделить несколько наиболее полных и адекватных определения данного понятия.

И.С. Кон. Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социальную природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных для данного общества закономерностей социализации.

Лисовский В. Д. определял молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет.

Саймон Фрис рассматривает молодость в пересечении двух векторов: движение от зависимости к независимости, и от безответственности к ответственности.

Молодость - период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности; наиболее интенсивный период социализации, усвоения принятых в обществе норм, правил и традиций, необходимых для вступления во взрослую самостоятельную жизнь и усвоения новых для молодого человека ролей.

В возрастной психологии период молодости отождествляют с периодом юность. Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы данного периода расходятся в различных направлений, научных школ и исследовательских позиций, но многие авторы выделяют этот период с 14-16 лет до 25-30, что соответствует принятой в данной работе периодизации молодости.

Основные возрастные задачи данного периода на ранней стадии: подготовка старшеклассника, во-первых, к труду, во-вторых, к семейной жизни, и, в-третьих, к общественно-политической деятельности, к выполнению гражданских обязанностей. Ни одна из этих задач не может быть решена отдельно от других. По окончании школы перед юношей стоит непростой выбор относительно продолжения его обучения или начала трудовой деятельности. Параллельно профессиональному самоопределению, ведущий вид деятельности молодого человека - семейное самоопределение, начало самостоятельной жизни.

По мере взросления, молодой человек постепенно переходит в стадию взрослости. Однако, взрослость часто воспринимается как статичное, однажды достигнутое окончательное состояние. Этот период характеризуется адаптацией, приспособлением к наличным социальным условиям и способностью их воспроизводить, самостоятельностью, способностью и умением инициировать нечто новое, изменяя своей, совместной с другими людьми деятельностью унаследованные от прошлого обстоятельства.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.3. Молодежь как социальная группа

Молодежь – 1) социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств; 2) наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

* С точки зрения ведущих видов деятельности, период молодости совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

* С точки зрения психологии, молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Осознание ошибок формирует его собственный опыт.

* С позиции права, молодость – время наступления гражданского совершеннолетия (в России – 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т. е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности (соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества и др.).

* С общефилософской точки зрения, молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Основные проблемы молодежи

– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;

экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.

Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)

1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц.

2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.).

3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.

Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основные направления молодежной политики

– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Молодёжь Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Золотая молодежь С французского: Jeunesse doree. Буквально: Позолоченная молодежь.В свое время Жан Жак Руссо в своем романе «Новая Элоиза» (1761) писал о «позолоченных людях» (hommes dores), то есть о знатных, состоятельных господах, одетых в расшитые золотом камзолы. В эпоху Великой

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

Молодежь - барометр общества Слова знаменитого русского врача, основоположника военно-полевой хирургии и активного борца с сословными предрассудками в области образования Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).Цитируется как напоминание о том, что о нравственном здоровье

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

молодежь солдаты первых шести месяцев службы А теперь, молодежь, слушайте сюда, - он стряхнул пепел прямо на сияющий пол. - На чужих не работать. Выполнять приказы только своих. Если кто-то захочет вас припахать, пусть обращается ко мне. автора Томчин Александр

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

10. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).Семья возникла в конце первобытнообщинного строя

Из книги Наркомафии [Производство и распространение наркотиков] автора Белов Николай Владимирович

8.12. Молодежь - какая она и чем интересуется? В привокзальном районе крупного города на улице к вам может подойти юное создание с взъерошенными фиолетовыми волосами и затуманенным взором и попросить у вас немного денег - на наркотики. Кое-кто из подростков не может найти

Из книги автора

Осторожно: молодежь Из бюллетеня конгресса врачей-наркологов: «В России формируется молодежная наркотическая культура со своими центрами - дискотеками. Эта молодежная субкультура активно поддерживается средствами массовой информации, пропагандирующими рэйв как

Из книги автора

Глава 12 Группа советских войск в Германии – Западная группа войск в 1945-1994