Запрет на ввоз подержанных авто. Стоп, машина! Зачем перекрыли импорт подержанных иномарок

Без системы ЭРА-ГЛОНАСС с начала 2017 года невозможно будет получить ПТС на автомобиль, коснется это не только новых, но и подержанных машин.

Фактически это полностью закрывает импорт подержанных иномарок в Россию, как для юридических, так и для частных лиц. Абсолютно все ввозимые автомобили, независимо от того, ввозятся ли они дилером или частным лицом для личного пользования должны быть оборудованы "ЭРОЙ".

"С 1 января 2017 года в ПТС в раздел "Особые отметки" в обязательном порядке вносятся сведения об устройстве вызова экстренных оперативных служб для вновь выпускаемых в обращение транспортных средств. Это требование распространяется и на подержанные транспортные средства, оснащение устройством вызова экстренных оперативных служб, информация о котором содержится в СБКТС", — вот сообщение Федеральной таможенной службы.

Давайте выясним, что это такое и как работает ЭРА-ГЛОНАСС:

Создание системы ЭРА-ГЛОНАСС началось в 2010 году. Более половины пострадавших в ДТП (порядка 56%) на российских дорогах гибнут, собственно, не от самой аварии, а так и не дождавшись приезда медиков. К 2015 году в создание системы было вложено 4,5 миллиарда бюджетных рублей, еще по 1,5 миллиарда потребуется ежегодно на поддержание и развитие ЭРА-ГЛОНАСС. На фоне различных прожектов - не такая уж и крупная сумма, если не учитывать траты на создание самой системы ГЛОНАСС с несколькими неудачными запусками спутников.

Предполагается, что на каждом новом автомобиле будет установлен «черный ящик» системы ЭРА-ГЛОНАСС с датчиком аварии. По каналу GSM (все операторы обязаны бесплатно обеспечивать передачу сигнала) система передаст данные в службу 112, а в тех регионах, где ее еще нет - напрямую в оперативные службы.

Водитель оперативной службы свяжется с пострадавшим автомобилем и узнает, требуется ли медицинская помощь. Если ответа не последует, экстренные службы самостоятельно будут выезжать по переданным координатам. Пассажиры и сами смогут связаться с оператором, нажав кнопку SOS. В Минтрансе и НП ЭРА-ГЛОНАСС говорят, что сегодня 95% федеральных дорог (а это чуть меньше 50 тысяч километров) покрыто сетью GSM. Правда, есть еще региональные дороги, аварии на которых по тяжести не уступают тем, что происходят на федеральных. А уж протяженность их точно выше. Зато о точности определения координат можно не беспокоиться: все устройства оснащены двойными чипами GPS/ГЛОНАСС, работающими в обеих системах.

ЭРА-ГЛОНАСС полностью совместима с европейской eCall, которую планируется развернуть лишь через 2-3 года. До запуска российской системы ряд автомобильных компаний, в первую очередь премиальных дорогих автомобилей - Volvo, BMW, Mercedes-Benz, предлагали аналог ЭРА-ГЛОНАСС в качестве дополнительной опции за довольно приличные деньги. Причем, например, система Volvo On-Call оперативно в России работала только в Московском регионе, где у шведской компании было заключено соглашение с коммерческой спасательной службой МСС. Таким образом, получается, Россия обогнала весь мир по внедрению автоматической системы информирования о ДТП?

Государственная система экстренного реагирования при авариях "Эра-Глонасс" с 1 января 2016 года приняла свыше 53 тысяч вызовов, по 148 из которых потребовалось реагирование экстренных служб, говорится в презентации генерального конструктора системы Михаила Кораблева, представленной на форуме "Интеллектуальные транспортные системы России".

"В фильтрующей контакт-центр системы поступило 53 тысячи 200 экстренных вызовов, 148 из которых являлись "боевыми" и помогли спасти жизни людей", — отмечается в презентации.

В настоящее время ведется разработка требований к универсальному устройству мониторинга, совмещающему функции терминала для отслеживания движения транспорта, устройства вызова экстренных и оперативных служб, а также прибора фиксирующего параметры ДТП для формирования европротокола без участия ГИБДД.

Специальный сервис "Эра-Помощь на дороге" включает в себя эвакуацию транспортного средства, техпомощь, вызов аварийного и транспортного комиссара, юридическую и техническую консультации.

Кроме того, пользователю могут быть предоставлены подменное транспортное средство и услуги независимого эксперта.

Дмитрий Марков, руководитель этого направления в компании «НИС ГЛОНАСС», постарался развеять самые распространенные заблуждения, которые можно встретить в интернете.

1. Зачем нужна «ЭРА-ГЛОНАСС», когда весь мир пользуется GPS?

Несмотря на патриотичное название, «ЭРА-ГЛОНАСС» совершенно не отвергает использование GPS. Для определения координат аварии могут использоваться навигационные сигналы как американской, так и российской системы - это увеличивает надежность работы. Особенно это актуально в горах, на узкой улице между высотными домами или на крайнем севере, где видимых GPS-спутников может оказаться недостаточно. В подобной ситуации одновременное использование двух навигационных сигналов помогает ускорить определение координат и сделать его более точным.

2. Не хочу, чтобы спутники следили за мной

Навигационные спутники, разумеется, ни за кем не следят, это было бы слишком дорогим удовольствием. Терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» лишь принимает навигационный сигнал, вычисляет координаты и отправляет в центр обработки данных… но лишь в момент аварии. Работа в режиме трекера - с постоянным слежением - спецификациями проекта не предусмотрена, хотя бы потому, что потребует гигантских расходов на связь (такой режим можно реализовать дополнительно по желанию владельца автомобиля - если он захочет платить за подобную услугу).

В упрощенном виде схема работы «ЭРА-ГЛОНАСС» выглядит так: нажатие водителем тревожной кнопки (или срабатывание датчиков удара в автомобиле) - определение автомобильным терминалом координат - передача информации о ДТП через сотовую сеть в один из центров системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - трансляция вызова оперативным службам.

3. «ЭРА-ГЛОНАСС» спасет множество жизней

Этот тезис используется в обосновании необходимости осуществления проекта, но он не вполне корректен. Сама по себе «ЭРА-ГЛОНАСС» никого не спасет, это могут сделать только медики или пожарные, вовремя прибывшие на место аварии. «ЭРА-ГЛОНАСС» должна лишь создать универсальный, действующий по всей стране механизм для сбора информации о ДТП. Дальше эти данные нужно куда-то быстро передать и здесь (как часто бывает в нашей стране, когда необходимо обеспечить взаимодействие нескольких ведомств) возникают проблемы.

Единой точкой сбора подобной информации в перспективе станет служба 112. Но все работы по ее созданию планируется завершить только в 2017 году. А инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» должна быть готова уже через полтора года - до конца 2013-го. Возникает вопрос - куда передавать сигналы SOS?

Автоматизированными системами для сбора информации о чрезвычайных происшествиях сейчас располагают МЧС и МВД (точнее ГИБДД). Они используют разные интерфейсы, и чтобы «ЭРА-ГЛОНАСС» умела с ними взаимодействовать, в трех регионах страны сейчас развернуты три пилотные зоны.

В Курской области «ЭРА-ГЛОНАСС» связана с пилотным же проектом службы 112, в Санкт-Петербурге - с системой МВД, в Подмосковье - с МЧС (тест последней зоны состоялся 19 июля). Создав такие типовые решения, разработчики «ЭРА-ГЛОНАСС» надеются сделать «универсальный конструктор», позволяющий развернуть систему в любом регионе (а в каждом обычно есть своя специфика) с минимальными затратами денег и времени.

Впрочем, это лишь надежды. Система-112 в каждом регионе может внедряться на базе собственных технологических решений, так что головной боли на век разработчиков «ЭРА-ГЛОНАСС» точно хватит.

4. Выехал на машине за границу и где ваша «ЭРА»?

Зависит от того, куда именно выехал. В Европе сейчас реализуется аналогичный проект eCall, и разработчики двух систем тесно сотрудничают. Российская и европейская системы совместимы, что подтверждают несколько уже проведенных испытаний в приграничных областях.

В eCall используется GPS (а в перспективе и европейская система Galileo, которая пока только создается) и такой же GSM-вызов, что и в «ЭРА-ГЛОНАСС». Некоторые отличия есть, но они совместной работе не мешают. Например, в «ЭРА-ГЛОНАСС», в отличие от eCall, если голосовой вызов по каким-то причинам не проходит, предусмотрен резервный вариант с SMS. В нашей стране, где качество сотовой связи уступает среднеевропейскому, это нелишняя предосторожность.

Со странами Таможенного союза - Белоруссией и Казахстаном - идут переговоры о внедрении российских стандартов, так что в перспективе «ЭРА-ГЛОНАСС» должна стать стандартом на большей части ближнего зарубежья.

5. Большая часть территории страны не покрыта сотовой связью - система заведомо не будет работать

Пока это полумиф, полуправда. Согласно последнему исследованию Роскомнадзора, больше половины территории России все же покрыта сотовыми сетями, даже если учитывать только «большую тройку» операторов. Если выделить в этой статистике лишь автодороги с серьезным трафиком, то результат получится заметно лучше.

Конечно, покрыть сетями 100% российских дорог в ближайшее десятилетие вряд ли реально. Но ситуацией с самыми важными трассами в транспортных коридорах Север-Юг и Запад-Восток государство уже озаботилось. В апреле вице-премьер Владислав Сурков заявил, что в течение полутора лет на развитие покрытия мобильной связи на федеральных магистралях из госбюджета будет выделено полтора-два миллиарда рублей. Примерно такая же сумма должна быть вложена в проект операторами связи.

SIM-карты, точнее выполняющие их роль SIM-чипы, встроенные в терминал «ЭРА-ГЛОНАСС», должны работать в любой GSM-сети, независимо от ее принадлежности. Вызов «ЭРА-ГЛОНАСС» обрабатывается по тем же правилам и с тем же повышенным приоритетом, что обычный телефонный вызов по номеру 112, что обеспечивает совместимость в сетях разных операторов.

6. К 2015 году всем автовладельцам придется купить терминал «ЭРА-ГЛОНАСС»

Это заблуждение широко тиражируется в СМИ. На самом деле, согласно проекту нового техрегламента колесных транспортных средств таможенного союза (который пока не принят), с 1 января 2015 года терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» должны оснащаться лишь новые модели легковых автомобилей, продажа которых (моделей) начинается на территории РФ.

Модели, которые получили одобрение типа (по сути, прошли сертификацию) до начала 2015 года, можно продавать без терминалов. Автомобиль, даже новый, который ввозит из-за границы не компания-импортер, а частное лицо, также не требует оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС». Автомобиль, который уже эксплуатируется - опять же не подпадает под требования (хотя владелец сможет установить терминал, если захочет).

Впрочем, это все согласно проекту техрегламента - окончательное решение по нему Совет Евразийской комиссии должен принять до конца текущего года.

Для некоторых видов транспорта (автобусы, такси, включая маршрутные, перевозчики опасных грузов) терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» должны стать обязательными раньше - с 1 октября 2014 года.

Кроме того, аппаратура спутниковой навигации (не подпадающая под спецификации «ЭРА-ГЛОНАСС») для мониторинга перевозок и обеспечения их безопасности еще раньше должна появиться на пассажирском и грузовом транспорте.

7. Непонятно, сколько это будет стоить

Инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» создается на бюджетные средства, а сама базовая услуга - экстренного реагирования - будет бесплатна для пользователей. Терминалы оплатят покупатели новых машин, которые просто чуть вырастут в цене.

Насколько вырастут - каждый автопроизводитель решит сам в меру собственных аппетитов. Себестоимость терминала близка к цене простого мобильного телефона и для обеспечения базовой функциональности не должна быть выше сотни долларов.

Дополнительные коммерческие услуги, которые предполагается строить «поверх» «ЭРА-ГЛОНАСС», будут оплачиваться отдельно и по желанию.

В принципе, стандартный модуль с навигацией и GSM-связью позволяет организовать множество допуслуг: от поисково-охранной сигнализации и «черных ящиков», автоматически фиксирующих обстоятельства ДТП, до продажи полисов КАСКО с плавающей ценой - в зависимости от агрессивности стиля вождения и организации в автомобиле хот-спота Wi-Fi. Однако большинство из этих опций потребует как удорожания автотерминалов, так и дополнительных вложений в инфраструктуру.

Например, базовая точность определения координат в «ЭРА-ГЛОНАСС» - 15 метров - явно недостаточна для разбора аварий по данным спутникового трекера. Здесь потребуется внедрять системы дифференциальной коррекции, а это отнюдь не дешевое удовольствие на огромной территории страны.

Впрочем, в любом случае, «ЭРА-ГЛОНАСС» создает для индустрии новое окно возможностей за счет появления в перспективе в каждом автомобиле стандартного навигационного и коммуникационного модуля.

Кстати, некоторые автопроизводители (GM, Volvo, BMW) уже давно продают машины с фирменными системами автоматического оповещения об авариях - как правило, эта опция недешева и требует платной подписки на услугу.

8. «ЭРА-ГЛОНАСС» - еще одна мера поддержки отечественного автопроизводителя, неконкурентоспособного на мировом рынке

Маловероятно, что «ЭРА-ГЛОНАСС» станет заградительной мерой для продукции зарубежных автопроизводителей. Стоимость терминалов, как уже было сказано, невелика. Спецификации их будут открыты. Учитывая достаточно емкий рынок (не только российский), производством, скорее всего, займутся крупные поставщики автокомпонентов - прежде всего, зарубежные.

Поддержка ГЛОНАСС тоже не должна стать камнем преткновения. Например, у американской компании Qualcomm - а это один из крупнейших в мире разработчиков телекоммуникационных компонентов - все современные чипсеты для применения в автомобилях поддерживают не только GPS, но и ГЛОНАСС.

Время на интеграцию терминалов - напомним, в новые модели машин - у производителей тоже есть. Вряд ли технологически интеграция аппаратуры eCall будет для BMW или Audi заметно отличаться от «ЭРА-ГЛОНАСС», скорее всего, версии автомобилей для Евросоюза и России будут здесь отличаться лишь кодом программной прошивки.



FORT-112 EG Блок терминал Эра Глонасс

Есть мнения, что на подержанные машины можно будет быстренько поставить модуль и получить ПТС. Однако тут не все так просто.

Сам комплекс для автомобиля стоит не так дорого – около 200 евро, в зависимости от комплектации. Однако автопроизводители столкнулись с другой проблемой: сертифицировать автомобили с ЭРА-ГЛОНАСС можно лишь в двух специализированных организациях – одной в Москве, другой – в Севастополе. Вначале блок ЭРА-ГЛОНАСС должен пройти испытания на электромагнитозащищенность, виброустойчивость, совместимость с бортовыми системами автомобиля, защиту от влаги и пыли. Заводы, где производятся блоки, должны пройти сертификацию на соответствие качества менеджмента по требованиям, предъявляемым к предприятиям, изготавливающим комплектующие для ЭРА-ГЛОНАСС.

Но и это еще не всё. Автомобиль должен пройти несколько краш-тестов, в которых должна сработать ЭРА-ГЛОНАСС. Причем, только в России. А у нас это можно сделать только на площадке института НИИЦИАМТ. В итоге, затраты производителя составляют почти полмиллиона евро! При этом иностранным автопроизводителям не удастся воспользоваться готовым решением, ведь ЭРА-ГЛОНАСС должна быть установлена уже на заводе.

А вот тут комментарии с ДРОМ.РУ -

Обновление информации от 27.02.2017.-

Как-то все это незаметно на общем фоне более «интересных» и «важных» новостей подающихся прессой в России и во всем мире, о них нам каждый день и ежечасно вещают многие СМИ. Для многих автомобилистов и предпринимателей приближается "час Х". Так, согласно нового Технического регламента О безопасности колесных транспортных средств в РФ и приказов МВД России за № 1072, Минпромторга России за № 3557, ФТС России за № 2293 от 11.11.2015 , с 1 января 2017 года в России начнут действовать нормы обязывающие, всех автопроизводителей устанавливать на автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС (устройство вызова экстренных оперативных служб). В итоге получается, что начиная с нового года все автомобили выпускаемые в нашей стране, а вместе с тем и ввозимые на территорию России, должны быть обязательно оснащены подобными устройствами.

Таким образом, начиная с нового 2017 года, если автомобиль не будет оснащен устройством ЭРА-ГЛОНАСС, то Таможенные органы или органы ГИБДД не будут выдавать на автотранспортные средства паспорта транспортного средства (ПТС). Соответственно это будет означать, что при отсутствии ПТС собственники или импортеры не смогут поставить автомобили на регистрационный учет в ГИБДД, а значит не смогут получить номерные знаки на автомобиль.


Это обязательное требование содержится и в приказе Министерства внутренних дел РФ (приказ №496 от 23.07.2005 года, с изменениями от 11.11.2015 года), который утверждает положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (ПТС), которые выдаются на территории Российской Федерации. Также об этом указано в совместных приказах МВД РФ с Минпромторгом РФ и с ФТС РФ от 11 ноября 2015 года, № 1072/3557/2293).

Вот текст пункта 19.1 Положений о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (ПТС), которым необходимо руководствоваться после введения закона в действие на территории России с 1.01.2017 года:

  • 19.1. В случае выдачи паспорта транспортного средства или дубликата паспорта на транспортное средство или шасси, оснащенное устройством вызова экстренных оперативных служб, в раздел "Особые отметки" вносятся сведения об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб.

Самое здесь неправильное и плохое то, что согласно требованиям Нового законодательства с 1 января 2017 года, внесение сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе "Особые отметки", это требование является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств в соответствии с теми требованиями Технического регламента, где речь идет о безопасности колесных транспортных средств.

Обязательное требование об идентификационном номере устройства ЭРА-ГЛОНАСС, которое должно вноситься в особые отметки ПТС Таможенными органами РФ или органами ГИБДД, ставит фактически все автомобили произведенные на территории страны а также ввезенные на территорию РФ, но в настоящее время не имеющих данного устройства вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС), как бы вне закона, так как на такие транспортные средства с нового 2017 года их собственники не смогут получить ПТС.


На первый взгляд это нововведение затрагивает только новые автотранспортные средства, производимые в России или ввозимые из-за границы через таможенные органы РФ. Но на самом деле такое требование установки на автомобиль системы ЭРА-ГЛОНАСС касается не только новых автомобилей, но и всех подержанных машин, которые после 1 января 2017 года будут ввозиться в РФ и проходить процедуру таможенного оформления.

Можно ли самостоятельно оборудовать автомобиль системой ЭРА-ГЛОНАСС, чтобы получить ПТС?


Теоретически это может сделать любой владелец собственник автомобиля. Но на практике, т.е. на деле, это будет экономически не выгодно. Рассудите сами. Средняя стоимость устройств вызова экстренных оперативных служб доступных в продаже для частных лиц составляет около 20 тыс. рублей. Но установить сам блок будет недостаточно, что б ввезти свою машину в Россию и получить ПТС.

Напомним своим читателям. Несколько лет назад, для растоможивания транспортного средства и для получения ПТС необходимо было получить свидетельство о безопасности конструкции данного транспортного средства (СБКТС).

Такое свидетельство является подтверждением, что ввозимый на территорию РФ автомобиль исправен, у него нет никаких нарушений и он допускается для эксплуатации в дорожном движении как на территории РФ, так и Таможенного Союза.

К нашему глубокому сожалению, начиная с Нового 2017 года получить подобное свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) на автомобиль, на котором не стоит устройство вызова экстренных служб (ЭРА ГЛОНАСС), будет просто невозможно. Соответственно от сюда и делаем вывод, что без получения свидетельства о безопасности ТС выдача ПТС не предусматривается.

Как же тогда получить свидетельство СБКТС, если самостоятельно оборудовать автомобиль устройством ЭРА-ГЛОНАСС?

Для того, чтобы получить СБКТС на транспортное средство, владелец которого самостоятельно установил на него ЭРА-ГЛОНАСС необходимо, как минимум, провести два краш-теста в специализированной организации. Примечательно здесь то, что в этих краш-тестах данные специалисты должны разбить в дребезги как минимум два автомобиля, и все это для того, чтобы конкретно выяснить работоспособность, установленного вами блока устройства вызова экстренных оперативных служб при ДТП.

После подобных испытаний (заметим, успешных испытаний) вам выдадут сертификат, на основании которого в ПТС и поставят отметку об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб. Но это все в теории. На самой же практике на подобное испытание вам понадобятся как минимум 30 млн. рублей. Таким образом можно сделать вывод, что подобные суммы могут позволить себе тратить только крупные импортеры иномарок в Россию.

Какие сведения о системе ЭРА-ГЛОНАС вносятся в ПТС в раздел "Особые отметки"?


В соответствии с законодательством, с 1 января 2017 года при выдаче ПТС на автомобили запускаемые в оборот на территории РФ, в графе особые отметки проставляется номер устройства вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС).

В заключение уважаемые читатели хотелось бы отметить следующее. После введения обязательного требования наличия во всех вновь ввозимых или произведенных автомобилях с системой ЭРА-ГЛОНАСС, в страну в значительной мере сократится и так уже упавший за последние годы импорт ввозимых из-за границы иномарок. Вполне возможно, что из-за не продуманной до конца идеи наш авторынок снова потеряет многие модели автомобилей.

Мы не хотим скрывать, что несколько известных зарубежных автомобильных брендов уже заявили о том, что с 2017 года они выводят с рынка некоторые модели автомобилей, так как со своей стороны считают нецелесообразным и экономически невыгодным устанавливать на свои марки машин данную систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Естественно их понять можно, ведь затраты на одну только сертификацию устанавливаемых на автомобили таких устройств вызова экстренных оперативных служб, могут быть не сопоставимы с их небольшой прибылью получаемой при продаже редких или не пользующихся большим спросом моделей машин в России.


Многие мировые автомобильные компании вообще отказались связываться с этой системой ЭРА-ГЛОНАСС, они фактически полностью прекратили импорт многих моделей машин продаваемых в России.

К большому сожалению ничего хорошего в этом нет и не будет, ведь за последние 3 года он стал очень суженным и не интересным для многих мировых автомобильных компаний. Да, мы все прекрасно понимаем, чем меньше будет конкуренции на авторынке, тем лучше станет тому же АвтоВазу.

Признаемся себе честно, что без конкуренции на автомобильном рынке ни одна компания в мире не добилась бы нужного для себя успеха. Поэтому считаем, что в интересах наших властей желательно бы сделать все наоборот, взять и поддержать всех автопроизводителей в нашей стране и отложить на сколько это возможно все те обязательные требования связанные с установкой на автомобили системы ЭРА-ГЛОНАСС, которые они недавно приняли. Ведь это напрямую повлияет на все ценообразование отпускных заводских цен на автомобили, которые не только ввозятся из-за рубежа, но и производятся на территории Российской Федерации.

С 1 января 2017 года ввоз автомобилей без системы «ЭРА-ГЛОНАСС» через таможню в РФ запрещен.

Из-за белых пятен в законодательстве перегонщикам иномарок стало очень тяжело вести свой бизнес: таможня отказалась пропускать автомобили без «ЭРА-ГЛОНАСС», и в начале года на Дальнем Востоке скопились тысячи автомобилей, завезенных с территории Японии, за которые пошлина уже была оплачена.

Но таможенники не смогли выдать на эти автомобили паспорт транспортного средства из-за отсутствия необходимого оснащения. МРЭО не может постановить на учет иномарку, так как в свидетельстве о безопасности конструкции ТС не прописывается этот модуль.

Но после выпуска «Временного порядка действий» ситуацию удалось урегулировать. Узнаем, как осуществляется ввоз автомобиля без «ЭРА-ГЛОНАСС», как установить необходимую аппаратуру.

Инфраструктура для функционирования разделяется на 3 основные части:

  • устройство вызова экстренных служб, которые устанавливаются в машину и осуществляют сбор и передачу данных;
  • инфраструктура мобильной связи (единый виртуальный оператор MVNO), который базируется на всех реальных операторах мобильной связи (покрытие одного из действующих в РФ операторов значительно увеличит зону действия системы);
  • инфраструктура приема и обработки вызовов (большой колл-центр для обработки звонков).

Основные функции:

  • определяет и передает координаты и время происшествия;
  • предоставляет данные о степени тяжести аварии;
  • осуществляют двухстороннюю связь с водителем.

Дополнительные функции:

  • осуществляет мониторинг движения автотранспортного средства;
  • выполняет охранные функции;
  • навигация.

Используется по всей территории страны, должна стать основной всех навигационных систем на автотранспорте. Основные составляющие:

  • навигационно-телекоммуникационный терминал;
  • инфраструктура операторов мобильной связи и экстренных служб.

Автомобиль с модулем «ЭРА-ГЛОНАСС» отсылает сообщение о бедствии, если будет принимать сигналы спутников и базовых станций сотовой связи.

Встроенная сим-карта функционирует в режиме «виртуального оператора», используя любую доступную сеть. Все экстренные вызовы обслуживаются бесплатно.

Как только срабатывает подушка безопасности или акселерометр, бортовое устройство подаст сигнал SOS, включающий:

  • точные координаты инцидента;
  • количество пристегнутых пассажиров;
  • данные об аварии;
  • сведения об автомобиле: VIN-номер, цвет, топливо.

В ручном режиме тревожный сигнал включится после нажатия кнопки. В автоматическом - как только сработает датчик подушек безопасности или собственный встроенный акселерометр.

Автоматическая система распознает фронтальный, боковые удары, наезды сзади, опрокидывание, но это возможно при включенном зажигании или в течение минуты после его выключения.

Соединение с мобильной сетью и передача данных происходят за 10 секунд: время уходит на «дозвон», включение тонового модема, отправку сообщения об аварии.

Если качество связи низкое, система сделает 10 попыток дозвона, после отправит минимальный набор данных через SMS. При отсутствии связи данные записываются в память, отправляются позже.

Моментальное оповещение о ДТП должно ускорить прибытие помощи и спасти множество жизней . Это весьма актуально для России, так как на дорогах в результате ДТП погибает 3% пострадавших.

Более половины из них погибает, не дождавшись медицинской помощи. Также система позволит зафиксировать, насколько быстрой была реакция экстренных служб.

Требования к системе прописываются в ГОСТ Р 54620–2011 . Комплекс распознает удары нескольких типов: фронтальный, боковой, удар сзади, опрокидывание.

Автоматическая идентификация аварии и отправка данных обязательны для пассажирских ТС, которые вмещают до 9 человек. Для остальных будет достаточно ручного режима.

Для кнопки «SOS» должен быть предусмотрен механизм, защищающий от случайного нажатия . В некоторых моделях кнопка прячется за откидной панелью. Но в других находится по соседству с выключателями салонного света.

Ложные вызовы отсекаются операторами, которые отправляют вызов спасателям, если чрезвычайная ситуация подтверждена.

За первый год работы истинными были признаны 550 вызовов, 144 из них были автоматическими, т.е. сработали, когда водитель и пассажир находились в бессознательном состоянии.

Также кнопка «SOS» очень часто используется не для себя . Ее нажимают очевидцы ДТП, как только видят перевернутую машину, драку, горящий дом, вызывают машину «Скорой помощи» кому-либо из пострадавших, МЧС - для ликвидации последствий, которые мешают движению (на дорогу упало дерево), ГИБДД, если заметили пьяного за рулем.

«ЭРА-ГЛОНАСС» - первая в мире бесплатная система экстренного вызова . Экстренный вызов бесплатный, но планируется оказывать дополнительные платные услуги.

Это может быть и вызов эвакуатора, аварийного комиссара, техпомощи. Модем можно использовать для дистанционного запуска, интернет-радио, онлайн-диагностики транспортного средства.

Установка осуществляется на:

  • новые авто, которые импортируют в РФ: на конвейерах автопроизводителей вне РФ;
  • новые машины, которые производят в РФ: на конвейерах российских автопроизводителей;
  • для транспортных средств б/у, которые ввезли в РФ после 1 января 2017 года, и с момента их выпуска прошло менее 30 лет;
  • для автомобилей б/у, которые были проданы в РФ ранее 1 января 2017 года, на добровольной основе.

Без установки системы подразделения ФТС не осуществляют выдачу паспорта ТС на автомобиль, а без ПТС поставить машину на учет не представляется возможным.

Таможня

Если Вы пожелаете приобрести транспортное средство за пределами РФ, то столкнетесь с таможней и процедурой проверки ввозимого автомобиля. «Растаможка» - не самая беспроблемная процедура, но теперь появились некоторые оговорки в выдаче паспорта ТС.

Ввозить машину без «ЭРА-ГЛОНАСС» таможня не запрещает, но с выдачей паспорта ТС могут возникнуть проблемы.

Таможня выдает ПТС уже более 10 лет, система выдачи отлажена и работала без сбоев, пока 1 января 2017 года не вступил в силу закон об установке «ЭРА-ГЛОНАСС» на легковые автомобили, закрепляющий обязательный монтаж системы оповещения на все автотранспортные средства, которые выпускают в обращение в зоне Таможенного союза. Это был своего рода запрет на ввоз автомобилей без «ЭРА-ГЛОНАСС».

Кнопка системы должна быть установлена на новых и поддержанных машинах . Нововведение не сменило порядок ввоза и декларирования автотранспорта, не привело к запрету ввоза иномарок, но прекратило выдачу паспорта ТС на растамаживаемые автомобили, так как соответствия техническому регламенту нет.

Блокада ввезенных авто длилась до апреля 2017 года. Тогда начали выдавать ПТС. Был подготовлен и опробован «Временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств ввозимых на территорию РФ».

Изменения:

СБКТС - необходимый документ, который предоставляет в таможенные органы для получения паспорта ТС на бывшие в употреблении машины. Порядок оценки соответствия:

  • оформляется заявление;
  • предоставляются документы на ТС, паспорт;
  • эксперт аккредитованный испытательной лаборатории проверяет документы;
  • экспертная лаборатория идентифицирует автотранспортное средство;
  • проводится техническая экспертиза конструкции на соответствие требованиям технического регламента;
  • оформляется протокол экспертизы конструкции, который включает проведение испытаний;
  • оформляется свидетельство.

На создание «ЭРЫ» с 2010 года потрачено уже около 4,5 миллиардов рублей бюджета. Для поддержания функционирования требуется около миллиарда в год.

Узнаем, как установить «ЭРА-ГЛОНАСС». Процедура подразумевает следующий порядок:

Установить систему «ЭРА-ГЛОНАСС» можно и на поддержанный автомобиль . У таких устройств упрощенный функционал. Предусматривается только ручной вызов экстренных служб. Т.е. кнопку «SOS» нажимает тот, кто присутствует в машине.

Но новые автомобили, которые только что сошли с конвейера, посылают сигнал в автоматическом режиме. Но для поддержанных автомобилей нет такого требования, иначе пришлось бы проводить ряд дорогостоящих краш-тестов, которые включают реакцию на удар, опрокидывание.

Установить систему можно в добровольном порядке. Достаточно обратиться к официальному установщику, который проведет монтаж всей необходимой аппаратуры.

Функционирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» регулируется законом «О государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» от декабря 2013 года, технические требования прописаны в ГОСТе Р 54620-211.

Стоимость

Цена «ЭРЫ-ГЛОНАСС» с установкой составляет около 23 тысяч рублей для одного автотранспортного средства .

Основные расценки:

  • идентификация в системе - 950 рублей;
  • установка устройства для вызова экстренных служб - 18950 рублей.

С учетом ставки НДС окончательная стоимость составит 23482 рубля. Данные по стоимости могут меняться.

Как узнать, стоит ли в машине система ГЛОНАСС и другие маячки? Основную часть времени аппараты находятся в спящем режиме. Тогда их не обнаружить сканерами.

«Просыпается» в строго заданное автовладельцем время, передает данные, получает команды, выполняет их и снова «засыпает».

Кнопка SOS от системы «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть спрятана в разных местах в салоне . Также систему можно определить с помощью физического досмотра машины: салона, подкапотного отсека.

Наличие системы определяется довольно легко, в отличие от определения прослушек. Существуют разные фирмы, которые помогают найти «жучков»: сканируют автомобиль профессиональным линейным локатором, индикатором поля, также осуществляют физический осмотр. На процедуру уходит 3-24 часа.

Основная цель «ЭРА-ГЛОНАСС» - значительно сократить время доставки информации о ДТП до экстренных служб, что должно позволить снизить смертноть и травматизм водителей и пассажиров ТС, которые попали в аварию.

Приобретенный автомобль доставляют на таможню, обращаются в сертифицированный центр агента «ЭРА-ГЛОНАСС», приобретают систему, затем ее устанавливают в аккредитованной на этот вид деятельности лаборатории. Оформляются необходимые документы, и автовладелец получает ПТС.

Несмотря на недоверие к системе, с каждым месяцем ее приобретает все больше водителей.

Н а днях стало известно, что японские автопроизводители намерены наложить запрет на так называемый «серый» импорт своих автомобилей, а также ввоз автозапчастей к ним в Россию. По сообщению ИА РБК со ссылкой на «Коммерсантъ», компании Toyota Motors и Nissan уже обратились в российские таможенные органы и потребовали запретить ввоз в РФ продукции, носящей фирменный знак автопроизводителей. Такое требование выдвинуло и BMW AG. Общественность взбудоражена. Организован сайт в интернете, где собираются подписи под обращением в Высший арбитражный суд РФ. На сайте ФТС России уже опубликована информация о первых прецедентах. Так, сообщается, что Калининградской таможней вынесены постановления об административном нарушении в отношении незаконного «использования товарных знаков Mercedes и BMW на автомобили Mercedes ML 350 (45 600 долларов) и BMW X6 (53 500 долларов)».

Ч ем и кому будет плохо?

В случае, если требования автопроизводителей наложить законный запрет на «серый» импорт автомобилей и автозапчастей марки будут удовлетворены, то под большим вопросом окажется деятельность огромного количества «серых» дилеров. Еще проще: крах автомобильного малого бизнеса Дальнего Востока, который в основном тем и живет, что закупает автомобили и комплектующие у японских соседей и продает своим соотечественникам. Запрет, если он будет принят, не коснется владельца автомобиля в случае, если он приобрел машину за границей самостоятельно и осуществил ввоз на свое имя. Но как только он вознамерится этот автомобиль продать, то его действия автоматически попадают под статус незаконных. Авто в таком случае будет конфисковано, а продавцу придется платить штраф. Вот так, по мнению СМИ, иностранные автопроизводители умело пользуются «дырой» в таможенном законодательстве России и в статье 14.10 Гражданского кодекса, где предусмотрены наказания за незаконное использование зарегистрированного товарного знака.

К ому и чем выгодно?Как всегда мнений и версий несколько.

Можно ли рассматривать такое требование автопроизводителей как стремление выжить на российском авторынке, который еще недавно был самым-самым (и активно растущим, и активно покупающим), но так же, как и рынки многих стран, не смог избежать воздействия кризиса? В определенной степени, да. Ведь в условиях, когда банки не хотят кредитовать покупку нового авто, а брать за наличные покупатель не имеет возможности, реальным выходом становится приобретение подержанной иномарки. Речь о том, чтобы покупать продукцию российского автопрома, чаще всего не идет. И если какие-то компании пошли иным путем и предоставили существенные скидки на свои автомобили, которые реализуются через официальных российских дилеров, то, как видим, другие автопроизводители выбрали иной, более кардинальный способ. Иностранным автокомпаниям необходимо удерживать свою часть рынка в России, поэтому запрет может поставить покупателя почти в безальтернативное положение: хочешь японское авто, покупай новую модель. Сами же зарубежные автопроизводители будут выигрывать: сохранять рынок сбыта своих авто и автозапчастей. А еще и официальные импортеры иностранных марок окажутся в более выгодных условиях, когда, в отсутствие конкурентного «серого» рынка, смогут диктовать свои, отнюдь не самые низкие цены на автомобили.

С обственно говоря, именно это небольшое замечание и вызывает больше всего сомнений. Ведь, исходя из простой логики, зарубежным автомобильным компаниям выгодно избавляться от подержанных авто, продавая их за кордон. Сразу отпадает проблема утилизации и связанных с ней издержек. К тому же наглядно было видно, что рынок «белого» и «серого» импорта сосуществовал рядом вполне без проблем. С наступлением кризиса и связанным с ним спадом в системе автокредитования «белый» рынок пострадал более существенно, так как лишился своего основного инструмента – кредита. Так что многие автовладельцы высказывают мнение о том, что эти якобы требования запретить «серый» импорт выдвигаются и активно продвигаются самими официальными дилерами с целью заполучить контроль над рынком подержанных авто и в конечном итоге «задавить» его, а покупателей загнать «дубинкой» на «белый» автомобильный рынок.

В чем можно подозревать государство? Как обычно, в том, что оно не думает о простых гражданах, которые не все живут в столице, и не все, увы, имеют в «чулке» запасы для приобретения нового автомобиля. Но в глобальном смысле запрет на ввоз поддержанных иномарок является последствием «не-стремления» в ВТО, а также намерением поддержать отечественное автопроизводство. Плюс к этому стоит вспомнить о постоянно растущем размере ввозной пошлины на автомобили иностранного производства, а также о фактическом запрете на импортные автомобили старше семи лет. Условием вступления в ВТО является, кроме прочего, и отмена ограничений на ввоз подержанных автомобилей. Можно предполагать, что высокие ввозные пошлины или полный запрет на ввоз авто иностранного производства смогут привлечь покупательский интерес к новым автомобилям и начнут стимулировать развитие отечественного автопрома? Наверное, это было бы правомерно, если бы отечественный автопроизводитель шел по пути усовершенствования своей продукции.

Ч его можно ожидать?Юристы по-своему успокаивают, говоря, что все дело в неправильной трактовке КоАП, что, мол, правительству надо принять уточнения к статье 14.10 Гражданского кодекса, что считать контрафактной продукцией, а что нет. К примеру, правозащитник Владимир Юрасов утверждает, что все дело в неверной трактовке КоАП, что «контрафактная продукция – та, которая была произведена нелегально, а не продукция, которая производится и приобретается на законных основаниях». Более того, российские законы нигде не запрещают ввоз на территорию страны легально приобретенного и по всем правилам растаможенного авто.

Внести ясность в ситуацию должен пленум Верховного Суда. Впрочем, общественность ему не очень доверяет и почти с полной уверенностью говорит, что резолюция Верховного Суда предопределена и выглядеть будет так: «: «При рассмотрении дел о нарушении исключительного права на товарный знак судам надлежит учитывать, что ввоз на территорию Российской Федерации товара с нанесенным на него товарным знаком при отсутствии договора с правообладателем о передаче права использования товарного знака этим способом является самостоятельным нарушением. Лицо, осуществившее ввоз товара на территорию Российской Федерации, является нарушителем и в том случае, если оно само не наносило соответствующий товарный знак на товар, а также и тогда, когда оно приобрело товар у самого правообладателя, но не заключило договор о предоставлении ему права на ввоз товара на территорию Российской Федерации».

Л огично, что если запрет будет выгоден, прежде всего, для пополнения достатка власть предержащих, его осуществят, не задумываясь. Как говорится, «сила денег побеждает даже силу разума».

С ергей Василенков

Редакция портала "Колёса.ру" решила выяснить, как новые правила ввоза автомобилей на территорию России, действующие с начала 2017 года, отразились на подержанных автомобилях.

Мы обратились к первоисточнику и направили запрос в пресс-службу Федеральной таможенной службы РФ, в котором содержались вопросы, ответы на которые могли бы прояснить ситуацию с ввозом подержанных автомобилей. ФТС ответила, прислав ссылку на публикацию «О выдаче таможенным органами ПТС после 1 января 2017 года», размещённую на сайте ведомства.

Вот основные положения, которые содержатся в материале ФТС:

  • ФТС России предупреждает лиц, планирующих приобретение за рубежом автомобилей, что с 1 января 2017 года для выдачи паспорта транспортного средства необходимо оснащение автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб. Информация о таком оснащении должна содержаться в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства;
  • Согласно положению, с 1 января 2017 года в паспорт транспортного средства в раздел «Особые отметки» в обязательном порядке вносятся сведения об устройстве вызова экстренных оперативных служб для вновь выпускаемых в обращение транспортных средств.
  • Это требование распространяется на транспортные средства, оснащённые устройством вызова экстренных оперативных служб, информация о котором содержится в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства. При наличии действующего свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, оформленного до 1 января 2017 года и не содержащего информации об оснащении транспортного средства устройством вызова экстренных служб, паспорт транспортного средства может быть оформлен.

На прямой вопрос «можно ли ввозить б/у автомобили в Россию» таможенники не дали никакого ответа. Пояснений, регламентирующих импорт авто с пробегом, в документе не содержится, но из приведённого текста ФТС следует, что новые правила ввоза касаются в том числе и подержанных машин. В отсутствие конкретики мы вынуждены делать умозаключения.

Если ФТС всё же найдёт возможность отдельно прокомментировать правила ввоза б/у авто, то мы готовы предоставить Федеральной службе такую возможность. И будем рады опубликовать опровержение, если мы поняли лаконичное письмо ФТС неправильно.

Напомним, из-за новых требований по оснащению автомобилей комплексом ЭРА-Глонасс компания Audi сократила модельный ряд в России и . О своём намерении остановить поставки ряда моделей ранее заявляла BMW, однако автомобили марки имеют ОТТС, действующий ещё несколько лет, который .