Атомные подводные лодки. Развлекательные и необычные функции

Наконец-то, отправляются своим обладателям. Теперь настало время веселья, а точнее – обучения. Пользователям придется некоторое время повозиться с новым гаджетом для того, чтобы изучить все его возможности и использовать их по максимуму. Представляем вашему вниманию ряд базовых функций , ознакомившись с которыми, вы сможете работать с часами сразу же после .

Вконтакте

1. Кнопки

— Питание (вкл./выкл.) : включать и выключать Apple Watch можно, нажимая и удерживая широкую кнопку, расположенную на боковой части корпуса.

— Возвращение на домашний экран : для того чтобы попасть на домашний экран, необходимо один раз нажать на колесико Digital Crown.

— Переключение приложений : переключаться между двумя последними запущенными программами можно путем быстрого двойного нажатия на Digital Crown.

— Скриншот : для того чтобы сделать скриншот, необходимо одновременно нажать на боковую кнопку и Digital Crown.

— Прокрутка страниц : попасть наверх или вниз страницы можно с помощью Digital Crown, или просто проведя пальцем по экрану в нужном направлении.

— Масштабирование : Увеличить деталь фотографии или область на карте поможет Digital Crown. Стоит обратить внимание, что возможность масштабирования при помощи двух пальцев (как в iPhone) в Apple Watch отсутствует.

— Избранные контакты : для быстрого доступа к избранным контактам достаточно один раз нажать на боковую кнопку.

Apple Pay : платежная система двойным нажатием на боковую кнопку.

2. Пользовательский интерфейс

— Уведомления : управление уведомлениями, которые приходят на Apple Watch, осуществляется с помощью специального приложения на iPhone.

— Центр уведомлений : доступ к Центру уведомлений в Apple Watch осуществляется так же, как и в iPhone – с помощью свайпа сверху вниз по экрану.

— Карточки Glances : для того чтобы просмотреть Glances, достаточно провести по экрану пальцем снизу вверх.

— Выбор карточек Glances : с помощью соответствующего приложения можно выбрать, какие программы и какая информация будет отображаться в Glances.

— Расположение иконок приложений : Так же как в iPhone, для того чтобы переместить иконку, нужно нажать на нее и удерживать, пока она не «задрожит», после чего ее можно перетащить в другое место на экране. С помощью соответствующего приложения на iPhone можно также с легкостью изменить фон.

— Быстрый доступ к приложениям : любой циферблат, поддерживающий функции под общим названием complications, позволяет осуществлять быстрый доступ к приложениям. К примеру, для того чтобы открыть программу Activity, нужно нажать на Activity в complications. Кроме того, запустить это приложение можно через Glance.

— Сильное нажатие : для получения доступа к дополнительным функциям пользовательского интерфейса необходимо немного сильнее нажать на экран часов.

3. Аккумулятор

— Срок автономной работы устройства : по утверждениям Apple, часы могут работать без подзарядки в течение 18 часов. Тем не менее, существуют функции, способные разрядить батарею в мгновение ока. Телефонные разговоры истощают ресурсы аккумулятора за 3 часа, занятия спортом – за 6,5 часов.

— Время зарядки : Apple утверждает, что аккумулятор Apple Watch может зарядиться на 80% за 1,5 часа. Время полной зарядки составляет 2,5 часа.

4. Дополнительные полезные возможности

— Сила отдачи Apple Watch : когда на Apple Watch приходит уведомление, с помощью системы Taptic Engine часы легонько «толкают» пользователя. Силу толчка можно отрегулировать с помощью специального приложения.

— Синхронизация музыки и фотографий : синхронизировать хранящиеся на iPhone музыкальную библиотеку и фотографии с Apple Watch можно с помощью соответствующего приложения.

— Отслеживание активности без iPhone : с течением времени часы изучат физические показатели своего владельца и смогут с точностью отслеживать его активность без подключения к iPhone.

— Apple Watch и вода : необходимо помнить, что , а не водонепроницаемым.

— Браслеты : нужно обратить внимание на материал, из которого изготовлен ремешок. К примеру, кожаные браслеты лучше не мочить в воде, а фторопласт чувствителен к некоторым химическим соединениям.

В 50-х годах началась новая эра в подводном кораблестроении - при­менение для движения подводных лодок атомной энергии. По своим свойствам атомные источники энергии являются наиболее подходящи­ми для ПЛ, так как, не нуждаясь в атмосферном воздухе или в запасах кислорода, позволяют получать энергию практически неограниченно долго и в необходимом количестве.

Помимо решения проблемы в отношении длительного движения в подводном положении с высокой скоростью хода, использование атом­ного источника сняло ограничения по снабжению энергией таких отно­сительно емких ее потребителей, как приборы и системы жизнеобеспе­чения (кондиционеры, электролизеры и т. п.), навигации, гидроакусти­ки и управления оружием. Открылась перспектива использования ПЛ в арктических районах подо льдами. С внедрением атомной энергетики длительность непрерывного плавания лодок в подводном положении стала лимитироваться, как показал многолетний опыт, в основном, пси­хофизическими возможностями экипажей.

Вместе с тем с самого начала внедрения атомных энергетических установок (АЭУ) стали ясны и возникающие при этом новые сложные проблемы: необходимость обеспечения надежной радиационной защи­ты личного состава, повышение требований к профессиональной под­готовке обслуживающего АЭУ персонала, потребность в более разви­той, чем для дизель-электрической ПЛ, инфраструктуре (базирование, ремонт, доставка и перегрузка ядерного горючего, удаление отработан­ного ядерного топлива и т. д.). Позднее, по мере накопления опыта, вы­явились и другие негативные моменты: повышенная шумность атомных подводных лодок (АПЛ), тяжесть последствий аварий АЭУ и лодок с такими установками, сложность вывода из строя и утилизации отслу­живших свой срок АПЛ.

Первые предложения от ученых-атомщиков и военных моряков об использовании для движения лодок атомной энергии и в США, и в СССР стали поступать еще в конце 1940-х годов. Развертывание практических работ началось с создания проектов ПЛ с АЭУ и строительства назем­ных стендов и прототипов этих установок.

Первая в мире АПЛ была построена в США - «Nautilus» - и всту­пила в строй в сентябре 1954 г. В январе 1959 г. после завершения испытаний была принята в эксплуатацию ВМФ СССР первая отече­ственная АПЛ проекта 627. Основные характеристики этих АПЛ при­ведены в табл. 1.

С вводом в строй первых АПЛ практически без перерыва началось постепенное наращивание темпов их строительства. Параллельно шло практическое освоение применения атомной энергии в ходе эксплуа­тации АПЛ, поиск оптимального облика АЭУ и самих ПЛ.

Таблица 1


*Равно сумме надводного водоизмещения и массы воды в полностью заполненных цистернах главного балласта.
**Для американских АПЛ (здесь и далее) испытательная глубина, которая близка по смыслу к предельной.


Рис. 6. Первая отечественная серийная АПЛ (проект 627 А)


контуре атомного реактора. Наряду с водой, имеющей высокую степень очистки, которая была применена в реакторах первых АПЛ, была предпринята попытка применить для этой цели металл или сплав металлов, имеющих относительно низкую температуру плавления (натрий и др.). Преимущество такого теплоносителя виделось конструкторам, прежде всего, в возможности снизить давление в первом контуре, повысить тем­пературу теплоносителя и в целом получить выигрыш по габаритам ре­актора, что чрезвычайно важно в условиях его применения на ПЛ.


Рис. 7. Первая американская АПЛ «Nautilus»


Эта идея была реализована на второй после «Nautilus» американс­кой АПЛ «Seawolf», построенной в 1957 г. На ней был применен реак­тор S2G с жидкометаллическим (натриевым) теплоносителем. Однако на практике преимущества жидкометаллического теплоносителя ока­зались не столь существенными, как ожидалось, а по надежности и


Рис. 8. Первая отечественная АПЛ «Ленинский комсомол» (проект 627)


сложности эксплуатации этот тип реакторов существенно уступал водо-водяному реактору (с водой под давлением в первом контуре).

Уже в 1960 г. вследствие ряда выявившихся при эксплуатации непо­ладок реактор с жидкометаллическим теплоносителем на АПЛ «Seawolf» был заменен водо-водяным реактором S2WA, представлявшим собой улучшенную модификацию реактора АПЛ «NautiIus».

В 1963 г. в СССР в состав флота была введена АПЛ проекта 645, также оснащенная реактором с жидкометаллическим теплоносителем, в котором был использован сплав свинца с висмутом. В первые годы после постройки эта АПЛ успешно эксплуатировалась. Однако решительных преимуществ перед параллельно строящимися АПЛ с водо-водяными реакторами не по­казала. Вместе с тем эксплуатация реактора с жидкометаллическим тепло­носителем, особенно его базовое обслуживание, вызывала определенные сложности. Серийное строительство АПЛ этого типа не производилось, она осталась в единичном экземпляре и находилась в составе флота до 1968 г.

Вместе с внедрением на ПЛ АЭУ и непосредственно связанного с ними оборудования произошло изменение и других их элементов. Пер­вая американская АПЛ, хотя и имела большие размеры, чем ДПЛ, мало отличалась от них по внешнему виду: она имела штевневую носовую оконечность и развитую надстройку с протяженной плоской палубой. Форма корпуса первой отечественной АПЛ уже имела ряд характерных отличий от ДПЛ. В частности, ее носовой оконечности были приданы хорошо обтекаемые в подводном положении обводы, имеющие в плане очертания полуэллипса и близкие к круговым поперечные сечения. Ог­раждение выдвижных устройств (перископов, устройства РДП, антенн и др.), а также шахты люка и мостика были выполнены в виде обтекае­мого тела наподобие лимузина, откуда пошло название «лимузинная» форма, ставшая впоследствии традиционной для ограждения у многих типов отечественных АПЛ.

Для максимального использования всех возможностей по улучше­нию тактико-технических характеристик, обусловленных применени­ем АЭУ, были развернуты исследования по оптимизации формы корпу­са, архитектуре и конструкции, управляемости при движении в подвод­ном положении с высокими скоростями, автоматизации управления при этих режимах, по навигационному обеспечению и обитаемости в усло­виях длительного подводного плавания без всплытия на поверхность.

Ряд вопросов решался с использованием специально построенных опытных и экспериментальных неатомных и атомных ПЛ. В частности, в решении проблем управляемости и ходкости АПЛ важную роль сыгра­ла построенная в США в 1953 г. экспериментальная ДПЛ «Аlbасоrе», имевшая форму корпуса, близкую к оптимальной в отношении мини­мизации сопротивлению воды при движении в подводном положении (отношение длины к ширине составляло около 7,4). Ниже указаны ха­рактеристики ДПЛ «Albacore»:

Размерения, м:
длина..............................................................................................62,2
ширина.............................................................................................8,4
Водоизмещение, т:
надводное......................................................................................1500
подводное.....................................................................................1850
Энергетическая установка:
мощность дизель - генераторов, л. с.........................................1700
мощность электродвигателя *, л. с............................около 15000
число гребных валов......................................................................1
Скорость полного подводного хода, уз..............................................33
Испытательная глубина погружения, м............................................185
Экипаж, чел...........................................................................................52

* С серебряно-цинковой аккумуляторной батареей.

Эта ПЛ несколько раз переоборудовалась и длительное время ис­пользовалась для отработки гребных винтов (в том числе соосных про­тивоположного вращения), органов управления при движении с высо­кими скоростями, новых типов ТА и решения других задач.

Внедрение на ПЛ АЭУ совпало по времени с разработкой ряда прин­ципиально новых образцов вооружения: крылатых ракет (КР) для стрель­бы по берегу и для поражения морских целей, позднее - баллистичес­ких ракет (БР), средств дальнего радиолокационного обнаружения воз­душных целей.

Успехи в области создания БР наземного и морского базирования привели к пересмотру роли и места как сухопутных, так и морских си­стем вооружения, что нашло отражение и в становлении типажа АПЛ. В частности, постепенно утратили свое значение КР, предназначен­ные для стрельбы по берегу. В результате США ограничились пост­ройкой всего одной АПЛ «Halibut» и двух ДПЛ - «Grayback» и «Grow-ler» - с КР «Regulus», а построенные в СССР АПЛ с КР для поражения береговых целей были впоследствии переоборудованы в АПЛ только с торпедным вооружением.

В единичном экземпляре осталась и построенная в США в эти годы АПЛ радиолокационного дозора «Triton», предназначенная для дальне­го обнаружения воздушных целей с помощью особо мощных радиолокационных станций. Эта ПЛ примечательна еще и тем, что из всех аме­риканских АПЛ она была единственной, имевшей два реактора (все ос­тальные АПЛ США однореакторные).

Первый в мире пуск БР с подводной лодки был произведен в СССР в сентябре 1955 г. Ракета Р-11 ФМ была запущена с переоборудованной ДПЛ из надводного положения. С той же ПЛ спустя пять лет был произ­веден первый в СССР пуск БР из подводного положения.

С конца 50-х годов начался процесс внедрения БР на ПЛ. Сперва была создана малоракетная атомная ПЛ (габариты первых отечествен­ных морских БР на жидком топливе не позволили создать сразу много­ракетную АПЛ). Первая отечественная АПЛ с тремя стартующими из надводного положения БР была введена в строй в 1960 г. (к этому вре­мени было построено несколько отечественных ДПЛ с БР).

В США, базируясь на успехах, достигнутых в области морских БР, сразу пошли на создание многоракетной АПЛ с обеспечением старта ракет из подводного положения. Этому способствовала успешно реали­зуемая в те годы программа создания БР на твердом топливе «Polaris». Причем для сокращения срока строительства первого ракетоносца был использован корпус находящейся в это время в постройке серийной АПЛ


Рис. 9. Атомный подводный ракетоносец типа «George Washington»


с торпедным вооружением типа «Skipjack». Этот ракетоносец, назван­ный «George Washington», вступил в строй в декабре 1959 г. Первая отече­ственная многоракетная АПЛ (проект 667А) с 16 БР, стартующими из подводного положения, вступила в строй в 1967 г. В Великобритании первый атомный ракетоносец, созданный при широком использовании американского опыта, был введен в строй в 1968 г., во Франции - в 1974 г. Характеристики первых АПЛ с БР приведены в табл. 2

В годы, последовавшие с момента создания первых ПЛ, происходи­ло непрерывное совершенствование этого нового вида морского вооружения: увеличение дальности полета морских БР до межконтиненталь­ной, повышение темпа стрельбы ракетами вплоть до залповой, приня­тие на вооружение БР с разделяющимися головными частями (РГЧ), имеющими в своем составе несколько боевых блоков, каждый из кото­рых может наводиться на свою цель, увеличение на некоторых типах ракетоносцев боекомплекта ракет до 20-24.

Таблица 2


Сплав атомной энергетики и БР межконтинентальной дальности придал подводным лодкам в дополнение к их изначальному преимуще­ству (скрытности) принципиально новое качество - способность пора­жать цели в глубине территории противника. Это превратило АПЛ в важ­нейший компонент стратегических вооружений, занимающий в страте­гической триаде едва ли не главное место благодаря своей мобильности и высокой выживаемости.

В конце 60-х годов в СССР были созданы АПЛ принципиально но­вого типа - многоракетные подводные лодки - носители КР с подвод­ным стартом. Появление и последующее развитие этих АПЛ, не имевших аналогов в зарубежных ВМС , явилось реальным противовесом наиболее мощным надводным боевым кораблям - ударным авианосцам, в том числе и с атомными энергетическими установками.


Рис. 10. Атомный подводный ракетоносец (проект 667А)


На рубеже 60-х годов кроме ракетизации возникло еще одно важ­ное направление в развитии АПЛ - повышение их скрытности от об­наружения, в первую очередь другими ПЛ, и совершенствование средств освещения подводной обстановки для опережения против­ника в обнаружении.

Вследствие особенностей среды, в которой действуют ПЛ, в каче­стве определяющих факторов в проблеме скрытности и обнаружения вы­ступают обесшумливание ПЛ и дальность действия устанавливаемых на них гидроакустических средств. Именно совершенствование этих качеств наиболее сильно повлияло на формирование того технического облика, который приобрели современные АПЛ.

В интересах решения возникающих в указанных областях задач во многих странах были развернуты беспрецедентные по объему програм­мы научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, вклю­чающих разработку новых малошумных механизмов и движителей, про­ведение по специальным программам испытаний серийных АПЛ, переоборудование построенных АПЛ с внедрением на них новых технических решений, наконец, создание АПЛ с энергетическими установками прин­ципиально нового типа. К числу последних относится, в частности, аме­риканская АПЛ «Тиllibее», введенная в строй в 1960 г. Эта АПЛ отлича­лась комплексом мероприятий, направленных на снижение шумности и повышение эффективности гидроакустического вооружения. Вместо главной паровой турбины с редуктором, применяемой в качестве двига­теля на серийно строящихся в это время АПЛ, на «Тullibее» была реали­зована схема полного электродвижения - установлены специальный гребной электродвигатель и соответствующей мощности турбогенера­торы. Кроме того, впервые для АПЛ был применен гидроакустический комплекс со сферической носовой антенной увеличенных размеров , а в связи с этим и новая схема размещения торпедных аппаратов: ближе к середине длины ПЛ и под углом 10-12° к ее диаметральной плоскости.

При проектировании «Тиllibее» планировалось, что она станет го­ловной в серии АПЛ нового типа, специально предназначенных для про­тиволодочных действий. Однако эти намерения не были реализованы, хотя многие из примененных и отработанных на ней технических средств и решений (гидроакустический комплекс, схема размещения торпедных аппаратов и др.) были сразу распространены на строящихся в 60-х годах серийных АПЛ типа «Thresher».

Вслед за «Тиllibее» для отработки новых технических решений по повышению акустической скрытности были построены еще две опыт­ные АПЛ: в 1967 г. АПЛ «Jack» с безредукторной (прямодействующей) турбинной установкой и соосными гребными винтами противополож­ного направления вращения (наподобие применяемых на торпедах) и в 1969 г. АПЛ «Narwhal», снабженная атомным реактором нового типа с повышенным уровнем естественной циркуляции теплоносителя пер­вого контура. Этот реактор, как ожидалось, будет отличаться понижен­ным уровнем шумоизлучений за счет снижения мощности циркуляци­онных насосов первого контура. Первое из этих решений не получило развития, а что касается нового типа реактора, то полученные результа­ты нашли применение при разработке реакторов для серийных АПЛ пос­ледующих лет постройки.

В 70-х годах американские специалисты вновь вернулись к идее ис­пользования на АПЛ схемы полного электродвижения. В 1974 г. было завершено строительство АПЛ «Glenard P. Lipscomb» с турбоэлектричес-кой ЭУ в составе турбогенераторов и электродвигателей . Однако и эта АПЛ не была принята для серийного производства. Характеристики АПЛ «Тиllibее» и «Glenard P. Lipscomb» приведены в табл. 3.

Отказ от «тиражирования» АПЛ с полным электродвижением гово­рит о том, что выигрыш по снижению шумности, если он и имел место на АПЛ этого типа, не компенсировал связанного с внедрением элект­родвижения ухудшения других характеристик, в первую очередь из-за невозможности создания электродвигателей требуемой мощности и при­емлемых габаритов и, как следствие, снижения скорости полного под­водного хода по сравнению с близкими по сроку создания АПЛ с турборе-дукторными установками.

Таблица 3


Во всяком случае, испытания АПЛ «Glenard P. Lipscomb» еще про­должались, а на стапеле уже началась сборка АПЛ «Los Angeles» с обыч­ной паротурбинной установкой - головной АПЛ в одной из самых круп­ных серий лодок в истории американского кораблестроения. Проект этой АПЛ создавался как альтернатива «Glenard Lipscomb» и оказался более удачным, вследствие чего и принят для серийного строительства.

Мировая практика подводного кораблестроения знает пока только одно исключение, когда схема полного электродвижения была реали­зована не на одной опытной, а на нескольких серийных АПЛ. Это шесть французских АПЛ типа «Rubis» и «Amethyste», введенных в строй в 1983-1993 годах.

Проблема акустической скрытности АПЛ не одновременно во всех странах стала доминирующей. Другим важным направлением совершен­ствования АПЛ в 60-е годы считалось достижение возможно большей скорости подводного хода. Так как возможности снижения сопротивле­ния воды движению за счет оптимизации формы корпуса были к этому времени в значительной мере исчерпаны, а другие принципиально но­вые решения этой задачи реальных практических результатов не дава­ли, для повышения скорости подводного хода АПЛ оставался один путь - увеличение их энерговооруженности (измеряемой отношением мощ­ности, используемой для движения установки, к водоизмещению). Вначале эта задача решалась напрямую, т.е. за счет создания и приме­нения АЭУ существенно увеличенной мощности. Позднее, уже в 70-х годах, проектанты пошли по пути одновременного, но не столь значи­тельного, увеличения мощности АЭУ и снижения водоизмещения АПЛ, в частности за счет резкого увеличения уровня автоматизации управле­ния и сокращения в связи с этим численности экипажа.

Практическая реализация этих направлений привела к созданию в СССР нескольких АПЛ, имеющих скорость хода свыше 40 уз, т. е. зна­чительно большую, чем у основной массы АПЛ, одновременно строя­щихся и в СССР, и на Западе. Рекорд скорости полного подводного хода - без малого 45 уз - был достигнут в 1969 г. при испытаниях отече­ственной АПЛ с КР проекта 661.

Еще одной характерной чертой развития АПЛ является более или менее монотонное по времени увеличение глубины погружения. За годы, истекшие с ввода в строй первых АПЛ, глубина погружения, как видно из приведенных ниже данных для серийных АПЛ последних лет пост­ройки, выросла более чем вдвое. Из боевых АПЛ наибольшую глубину погружения (около 1000 м) имела построенная в середине 80-х годов отече­ственная опытная АПЛ «Комсомолец». Как известно, АПЛ погибла от пожара в апреле 1989 г., но опыт, полученный при ее проектировании, строительстве и эксплуатации, является бесценным.

К середине 70-х годов постепенно вырисовались и на некоторое вре­мя стабилизировались подклассы АПЛ, различающихся назначением и составом основного ударного оружия:
- многоцелевые ПЛ с торпедным оружием, противолодочными ра­кетами, а позднее крылатыми ракетами, выстреливаемыми из торпед­ных аппаратов и специальных пусковых установок, предназначенные для противолодочных действий, уничтожения надводных целей, а так­же для решения других традиционных для ПЛ задач (минные постанов­ки, разведка и др.);
- стратегические подводные ракетоносцы, вооруженные баллисти­ческими ракетами для поражения целей на территории противника;
- подводные лодки-носители крылатых ракет, предназначенные, в основном, для уничтожения надводных кораблей и транспортов.

Сокращенное обозначение ПЛ этих подклассов: АПЛ, ПЛАРБ, ПЛАРК (соответственно английские аббревиатуры: SSN, SSBN, SSGN).

Приведенная классификация, как и всякая другая, является услов­ной. Например, с установкой на многоцелевые АПЛ шахт для запуска крылатых ракет в значительной мере стираются различия между АПЛ и специализированными ПЛАРК, а использование с АПЛ крылатых ра­кет, предназначенных для стрельбы по береговым объектам и несущих ядерные заряды, переводит такие ПЛ в разряд стратегических. В ВМС и ВМФ разных стран используется, как правило, своя классификация ко­раблей, в том числе и атомных ПЛ.

Строительство боевых ПЛ ведется, как правило, сериями по несколь­ко (иногда по несколько десятков) ПЛ в каждой на основе одного базо­вого проекта, в который по мере накопления опыта строительства и эк­сплуатации ПЛ вносятся сравнительно несущественные изменения. Для примера в табл. 4 приведены данные о серийном строительстве АПЛ в США Серии, как обычно принято, названы соответственно головной

Таблица 4


*Строилась тремя подсериями. Более крупная серия АПЛ из 77 единиц была реализована только при строительстве отечественных ракетоносцев, которые, хотя и отли­чаются TTX, базируются на одном проекте 667А.
** Строительство серии не закончено.
ПЛ, временные интервалы указаны по срокам закладки головной и вво­да в строй последней в серии ПЛ.

Достигнутый к середине 90-х годов уровень развития АЛЛ характе­ризуется приведенными в табл. 5 данными для трех американских АПЛ последних лет постройки.

Таблица 5


* Улучшенная модификация, головная АПЛ третьей подсерии.
** По другим данным - 2x30000 л.с.

Применительно к АПЛ (иногда и к ДПЛ) используется достаточно условное, но получившее распространение понятие «поколение». При­знаками, по которым АПЛ относят к тому или иному поколению, явля­ются: близость по времени создания, общность заложенных в проекты технических решений, однотипность энергетических установок и другого оборудования общекорабельного назначения, один и тот же кор­пусный материал и т. п. К одному поколению могут быть отнесены АПЛ различного назначения и даже нескольких следующих одна за другой серий. Переходу от одной серии ПЛ к другой, а тем более - переходу от поколения к поколению предшествуют всесторонние исследования с целью обоснованного выбора оптимальных сочетаний основных такти­ко-технических характеристик новых АПЛ.


Рис. 11. Новейшая российская многоцелевая АПЛ типа «Барс» (проект 971)


Актуальность такого рода исследований особенно возросла с появ­лением возможности (благодаря развитию техники) создания АПЛ, су­щественно различающихся скоростью хода, глубиной погружения, по­казателями скрытности, водоизмещением, составом вооружения и т. д. Выполнение этих исследований продолжается иногда на протяжении не­скольких лет и включает разработку и военно-экономическую оценку для широкого спектра альтернативных вариантов АПЛ - от улучшен­ной модификации серийно строящейся АПЛ до варианта, представляю­щего собой синтез принципиально новых технических решений в облас­ти архитектуры, энергетики, вооружения, корпусных материалов и т. д.

Как правило, эти исследования не ограничиваются только проек­тированием вариантов АПЛ, но включают также целые программы на­учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по гидроди­намике, прочности, гидроакустике и другим направлениям, а в неко­торых случаях, рассмотренных выше, также и создание специальных опытных АПЛ.

В странах, строящих АПЛ наиболее интенсивно, было создано три-четыре поколения этих кораблей. Например, в США из многоцелевых АПЛ к I поколению относят обычно АПЛ типов «Skate» и «Skipjack», к II - «Thresher» и «Sturgeon», к III - «LosAngeles». АПЛ «Seawolf» рассмат­ривают как представителя уже нового, IV поколения АПЛ ВМС США. Из ракетоносцев к I поколению относят лодки «George Washington» и «Ethan Allen», к II - «Lafayette» и «Benjamin Franklin», к III - «Ohio».


Рис. 12. Современный российский атомный подводный ракетоносец типа «Акула» (проект 941)


В общей сложности к концу 90-х годов в мире было построено (включая выведенные из строя в связи с устареванием и погибшие) около 500 АПЛ. Численность АПЛ по годам в составе ВМС и ВМФ разных стран приведена в табл. 6.

Таблица 6


Примечание. Над чертой - АПЛ, под чертой - ПЛАРБ.

Согласно прогнозу, общая численность АПЛ, которые будут нахо­дится в строю на 2000 г., составит (без АПЛ Российского ВМФ) около 130, из них - около 30 ПЛАРБ.

Скрытность атомных ПЛ и практически полная независимость от погодных условий делает их эффективным средством для проведения различного рода специальных разведьшательно-диверсионных операций. Обычно для этих целей используются ПЛ после окончания их службы по прямому назначению. Так, например, упомянутая ранее АПЛ ВМС США «Halibut», которая была построена как носитель крылатых ракет «Regulus», в середине 60-х годов была переоборудована для поиска (с помощью специальных носимых ею устройств) лежащих на грунте предметов, включая затонувшие ПЛ. Позднее на замену ей для анало­гичных операций была переоборудована торпедная АПЛ ВМС США «Раrсhе» (типа «Sturgeon»), в корпус которой была врезана секция дли­ной около 30 м и обеспечен прием на палубу специального подводного аппарата. АПЛ печально прославилась тем, что в 80-х годах участвовала в шпионской операции в Охотском море. Установив на подводный ка­бель специальное устройство, она, по данным, опубликованным в США, обеспечила прослушивание переговоров между советской военно-мор­ской базой на Камчатке и материком.


Рис. 13. Новейшая американская АПЛ «Seawolf»


Несколько ракетоносцев ВМС США типа «Lafayete» после вывода из состава сил стратегического назначения были переоборудованы в де­сантные ПЛ для скрытной доставки нескольких десятков морских пехо­тинцев. Для этого на палубе установлены прочные контейнеры с необ­ходимым оборудованием. Таким образом обеспечивается продление жиз­ни АПЛ, которые в силу различных причин уже не используются по своему первоначальному назначению.

За сорок с лишним лет существования АПЛ, вследствие аварий (по­жары, взрывы, разгерметизация магистралей забортной воды и др.) зато­нули две АПЛ ВМС США и четыре АПЛ ВМФ СССР, из которых одна дважды тонула в местах со сравнительно небольшими глубинами и оба раза была поднята средствами аварийно-спасательной службы. Осталь­ные затонувшие АПЛ имеют серьезные повреждения или практически полностью разрушены и лежат на глубинах полтора километра и более.

Был один случай боевого применения АПЛ против надводного ко­рабля: АПЛ «Conqueror» ВМС Великобритании во время конфликта из-за Фолклендских островов в мае 1982 г. атаковала и потопила торпедами принадлежащий Аргентине крейсер «G.Belgrano». Начиная с 1991 г. аме­риканские АПЛ типа «Los Angeles» несколько раз наносили удары кры­латыми ракетами «Tomahawk» по целям на территории Ирака. В 1999 г. удары этими ракетами по территории Югославии были нанесены с анг­лийской АПЛ «Splendid».

(1) Такая форма, характерная для дизель-электрических ПЛ, обеспечивала удовлетво­рительные характеристики при ходе в надводном положении.

(2) Pанее при наличии на ПЛ выступающей за пределы корпуса прочной рубки имено­валось ограждением рубки.

(3) Следует отметить, что в разное время ВМС США намеревались создать ПЛ с КР, однако всякий раз предпочтение отдавалось многоцелевым ПЛ.

(4) Ранее на АПЛ использовался набор ГАС разного назначения.

(5) Для строительства был использован проект серийных АПЛ типа «Thresher» и офи­циально АПЛ считалась седьмым кораблем серии.

(6) Были применены два электродвигателя предположительно мощностью по 11000 л. с. каждый, размещенных один за другим.

Вперед
Оглавление
Назад

Что умеют умные часы? Почему они так популярны? Этими вопросами задаются покупатели, которые знакомятся со Smart Watch. Обычно после нескольких дней активного использования неясности проходят сами собой, ведь функциональность iWatch удивляет даже опытных пользователей.

  • как непосредственно с помощью часов (они снабжены микрофоном и динамиком);
  • так и перенаправить его на iPhone.

Taptic Engine — функция в Apple Watch

Одно из главных преимуществ умных часов. Устройство как бы касается вашей руки, когда приходит новое оповещение. Причем уведомление разных приложений ощущается человеком по-разному: с легкостью можно отличить смс-сообщение от указания навигатора .
Фото: Taptic Engine в Apple Watch Удобно использовать эту функцию в качестве будильника . Вам и вашим близким больше не придется вскакивать с кровати от надоевшего звона часов.

Отправка сердцебиения на другие часы

Романтическая функция от фирмы Apple. Для отправки необходимо прижать два пальца к экрану часов. В это время кардиомонитор запишет сердцебиение, которое вы сможете отослать на другие iWatch часы.

Передача касаний на другие iWatch

Позволяет отправлять легкие постукивания своим друзьям и любимым в знак того, что вы вспоминаете о них.

Fitness-трекер

Если вы являетесь спортсменом или поклонником здорового образа жизни, смарт-часы станут удобным помощником в анализе и корректировке режима дня. В качестве основного показателя они используют частоту пульса: в устройстве установлен оптический датчик, работающий не хуже панелей на беговых дорожках. Fitness трекер в iWatch Так, приложение Activity ежедневно просчитывает несколько параметров и отображает их в виде трех цветных окружностей:

  1. Общая активность.
  2. Высокая активность (при увеличенном пульсе).
  3. Время, проведенное на ногах (помогает вспоминать о необходимости отрываться от рабочего места).

А приложение Workout считает сожженные калории и пройденную дистанцию за время тренировки.
Приложение Workout в умных часах И это далеко не всё, что умеет девайс, также в его «начинку» входит.

В коробке с Apple Watch Series 3 мы нашли скупой джентльменский набор: индукционную зарядку-таблетку, вилку на 1 А, силиконовый ремешок с одной дополнительной застёжкой другой длины и документацию.

Модификации

Apple Watch Series 3 с поддержкой eSIM, а также модификации Hermès и Edition в России, к сожалению, не представлены. А значит, вариаций с сапфировым стеклом, стальным и керамическим корпусом у нас тоже не продают.

Что можно выбрать: один из двух размеров (38 мм и 42 мм), один из четырёх цветов силиконового ремешка (дымчатый, розовый, серый и чёрный), в зависимости от которого будет предложен один из трёх цветов алюминиевого корпуса (серебристый, золотистый и «серый космос»).

Ещё есть модификация Nike+ для легкоатлетов и поклонников одноимённого бренда - с тематическим оформлением циферблатов и специальными сетчатыми ремешками.

Никакой разницы в спецификациях в зависимости от размера нет. В цене разница небольшая - относительно стоимости самих часов. Поэтому здесь стоит руководствоваться только личными предпочтениями. У меня Apple Watch с длиной корпуса 38 мм, и мне очень нравится, ущемлённым себя не чувствую, «полноформатной» версии не хочется.

Корпус

Единственный спорный момент - выбор конкретной модели Apple Watch. На данный момент официально продаются модели первой и третьей серии. Если вам нужен пульт управления iOS-девайсами, трекер активности и учёт тренировок - хватит Apple Watch Series 1. Если водонепроницаемость и учёт проплытых дорожек в бассейне, прослушивание музыки без смартфона и аппаратный запас на будущее - лучше выбрать Apple Watch Series 3.

Новая серия Apple Watch Series 3 с сотовой связью. Хорошей новостью является то, что watchOS 4, операционная система Apple Smartwatch, является одним из наиболее всеобъемлющих на рынке. Это приводит к крутой кривой обучения, но есть много возможностей для настройки. И все будет только улучшаться, когда WatchOS 5 будет обнародован, вероятно, на WWDC 2018 в июне. Мы объединили 20 существенных полезностей, типа Советы и трюки Apple Watch, что бы сделать умные часы еще более личным, включая улучшения, внесенные в watchOS 4 и последующие обновления. От добавления музыки до обрезки нежелательных уведомлений и даже снятия скриншотов.

Советы и трюки Apple Watch: Организуйте и используйте док для приложений Apple.

Яблоко собрала большое количество пользователей, которые с удовольствием используют watchOS 3, и теперь вы можете просматривать все открытые приложения, нажав боковую кнопку. Вы должны полностью использовать эту док-станцию, укладывая ее в свои наиболее популярные приложения. Зачем? Потому что это приложения, которые ваши часы будут расставлять по приоритетам при обновлении информации и фона.
Вы можете настроить док-станцию ​​в приложении сопутствующего просмотра. Он может быть настроен на использование самых последних приложений, которые вы использовали, что немного напоминает многозадачность на iPhone. Или вы можете превратить его в подходящую док-станцию ​​с вашими любимыми приложениями.
Если вы выберете последнее, вы можете легко настроить, какие приложения вам там нужны и они появятся в списке. Если вы хотите настроить док-станцию ​​на часах, вы можете сделать это, нажав на боковую кнопку, затем 3D касаясь приложения и нажав «Keep in Dock ».

№2. Отслеживайте свой сон.

Apple не предлагает свой собственный встроенный режим отслеживания сна, что означает, что он не может полностью соответствовать Fitbit, Garmin и другим пользователям, предлагающим полный контроль за безопасностью прямо из коробки. Но, к счастью, есть множество приложений, которые могут принести функцию Watch. Мы выбрали лучшие приложения для отслеживания сна для Apple Watch, поэтому вам не нужно искать их в App Store.

№3. Незаметно просматривайте время.

Если вы хотите проверить время, не поднимая запястье, вы можете медленно перевернуть цифровую корону вверх, и она постепенно осветит экран, чтобы вы могли заглянуть внутрь, а не полностью осветить экран часов. Извините, оригинальные владельцы Apple Watch 1й серии, этот не будет работать для вас.

№4. Управление воспроизведением музыки.

Если вы обновили watchOS 4.3, вы можете управлять воспроизведением музыки на Apple HomePod и iPhone прямо из Watch. Конечно, пользователи iPhone могли бы кратко сделать это после первого запуска watchOS 4, хотя он был быстро удален после того, как потоковая передача музыки была добавлена в умные часы через watchOS 4.1.
Тем не менее, многие пользователи, пользующиеся контролем, и запуск HomePod, теперь могут выбирать мелодии, изменять громкость и пропускать все с руки.

№5. Изменение громкости звука в AirPods.


Если вы хотите изменить громкость на AirPods, не вынимая iPhone, вы должны спросить Сири. Скрытый, мягко говоря, но если у вас есть Apple Watch, вам повезло.
Когда вы проигрываете музыку в Watch, работающем на watchOS 4 или новее, будь то ваш iPhone или Watch, вы можете взглянуть на часы, что бы посмотреть, что такое «Now Playing ». Все, что вам нужно сделать, это вращать цифровую корону, что бы поднять и опустить громкость.

№6. Сделайте снимок экрана.

Все часы Apple могут делать скриншоты, когда вы одновременно удерживаете цифровую корону и кнопку действия под ней. Затем изображения сохраняются в вашем кадре камеры на вашем iPhone. Однако это значение не задано по умолчанию. Что бы включить скриншоты, перейдите в приложение-компаньон Watch, а затем перейдите к разделу «Общие ». Там вы сможете включить или отключить включение скриншотов.


Одна из вещей, которые Apple действительно толкает с помощью Apple Watch, - это браслеты. Появляются новые браслеты, выпущенные каждые пару месяцев, с новыми цветами, соответствующими сезону, и вашим гардеробом. Вот почему мы рекомендуем посмотреть, что там есть, и воспользоваться опциями настройки. И если вы не хотите заливать наличные деньги в банк Apple, всегда есть сторонние варианты. Однако следует предупредить, что они могут не соответствовать.

№8. Разблокируйте часы с вашего iPhone.

Если вы не сделали этого в процессе начальной настройки, вы все равно можете разблокировать Apple Watch и iPhone одновременно, не забирая код доступа (если вы установили один из них). Для этого перейдите в приложение-компаньон Watch, в котором вы можете включить или отключить функцию «Разблокировать с iPhone ».

№9. Включите уведомления о повышенным сердечным ритмом.

Apple более серьезно относится к здоровью сердца, и одна из новых функций - а так же частота сердечных сокращений - это уведомление, когда частота сердечных сокращений выше, чем должна быть.
Вы можете включить его в разделе частоты сердечных сокращений приложения-компаньона. Когда вы включите его, вам будет предложено выбрать порог между 100bpm и 150bpm. Ваш Apple Watch будет предупреждать вас только о том, что вы пройдете мимо порога и, похоже, неактивны примерно на 10 минут. Кроме того, он будет искать признаки того, что ваш повышенный сердечный ритм является более долговременной проблемой, а не временным переворотом, вызванным чем-то ужасным - как фильм ужасов.

№10. Соедините свои тренировки.

Вы, спортсмен? На сегодняшний день Apple Watch подвела вас, но все наладилось, и в watchOS 4 теперь вы можете объединить тренировки, а это значит, что меньше времени тереть эти потные пальцы вокруг экрана. Если вы хотите перейти от одного типа тренировок к другому, вместо того, что бы останавливать текущий, проведите пальцем вправо и нажмите кнопку +, чтобы добавить новую.

№11. Разблокируйте свой Mac при помощи своих часов.

Если вы полностью укомплектованы всеми устройствами Apple, вы так же можете использовать свой Apple Watch, что бы пропустить ввод пароля на вашем Mac, что бы получить доступ, если у вас есть 2013 или более новый iMac, на котором стоит macOS Sierra 10.12 или новее. Если вы хотите объединить эти два, первое, что вам нужно, это убедиться, что они оба вошли в одну учетную запись iCloud. Следующим шагом будет переход на Mac (убедитесь, что он запущен с помощью macOS Sierra или более поздней версии) и выберите «Системные настройки », затем выберите «Безопасность и конфиденциальность » и перейдите на вкладку «Общие ». Здесь вы сможете установить Apple Watch для разблокировки вашего Mac. Убедитесь, что двухфакторная аутентификация включена также на вашем Mac (от главы к системным настройкам> iCloud> Сведения о счете> Безопасность).

№12. Совместное мероприятие – уведомление звонком.

Ответ Apple на Fitbit, Garmin и остальную часть братства фитнес-трекера - это платформа активности. Вот где записываются все ваши ежедневные движения. В своей последней итерации теперь вы можете делиться результатами деятельности с другими пользователями Apple Watch. Для этого вам нужно добавить друзей, которые нужно сделать, перейдя в специальное приложение Activity на вашем iPhone. Затем вы можете выбрать «Общий доступ» и нажать значок «+ » в углу, чтобы добавить контакты.
Назад на Apple Watch, перейдите в приложение «Активность » и проведите пальцем по экрану справа, что бы увидеть данные активности у ваших друзей. Вы так же можете прокомментировать тренировки, что бы они были мотивированы или пошутить над их результатами. В любом случае, это ваш звонок.

№13. Включите автоматическую паузу во время остановки движения.

Как и на Samsung Gear S3, Apple так же позволяет остановить отслеживание работы при прерывании или остановке на светофоре. Теперь вы можете включить автоматический запуск в режиме паузы просто, направляясь в приложение Apple Watch на вашем iPhone, направляясь в раздел «Мои часы», а затем выберите «Тренировка». Здесь вы сможете переключиться на «Запуск автоматической паузы».

№14. Проверка использования данных.

Если у вас есть серия умных часов Apple Watch 3 с LTE, вы можете следить за использованием данных. Вы никогда не знаете, что-то подскажет вам о вашем ежемесячном плане. В качестве альтернативы, это просто, что бы увидеть, как мало данных Apple Watch действительно использует.
Вам нужно будет отправиться в приложение-компаньон, заглянув в опцию сотового меню, что бы увидеть информацию. Однако, как только вы это сделаете, вы узнаете, сколько данных вы использовали в текущем периоде и какие приложения используют эти данные.

В Apple Watch есть достойное место для размещения приложений, электронных писем и музыки. Если вы хотите посмотреть, сколько места хранения вам нужно, идите в приложение-компаньон Apple Watch, перейдите в раздел «Общие » и затем выберите «Использование ». Здесь вы сможете получить разбивку о том, сколько приложений занимают места на часах.

№16. Измените действие на часах.

Этот совет пришел из жалобы на разработчика приложений для гольфа, человеку постоянно нуждающегося в повторном открытии приложения во время игры.
В меню настроек Apple Watch включите функцию фиксации запястья. Ниже вы найдете несколько вариантов в разделе «Экранное шоу » Показать последнее приложение “. Вы можете показывать последнее приложение во время игры, в течение двух минут после последнего использования, в течение одного часа после последнего использования или всегда. Теперь, когда вы поднимаете запястье, вы увидите последнее приложение, которое вы использовали.
Вы так же можете сделать это из приложения Apple Watch на своем iPhone. Просто зайдите в General , а затем Wake Screen , у вас будут такие же варианты на выбор.

Если вы постоянно щурясь на запястье с часами, что бы прочитать уведомления на умных часах Apple Watch, вы можете изменить размер текста, что бы лучше было видно вам. Просто перейдите в «Настройки »> «Яркость и размер текста », затем настройте размер текста как, как вам удобно.

Начиная с серии 2, Apple Watch является водонепроницаемой моделью и включает режим выброса, что бы избавиться от воды, скрывающейся после того, как вы пошли плавать. Если вы хотите вручную использовать эту функцию, проведите по экрану вверх от главного экрана, что бы просмотреть Центр управления Apple Watch. Найдите значок капли воды и нажмите на нее.
Затем вам будет предложено перевернуть цифровую корону, что бы вытащить воду. На самом деле неплохо нажать кнопку капельки, прежде чем попасть в душ или бассейн (но не беспокойтесь, если вы забудете), поскольку он так же блокирует экран, не позволяя экрану путать капельки воды с вашими собственными касаниями.

Советы и трюки Apple Watch №19. Ping iPhone поможет найти телефон.

Хорошо, что у вас есть ваш Apple Watch, потому что он может помочь вам найти ваш телефон в крайнем случае. Проведите пальцем вверх, чтобы открыть Центр управления, ищите кнопку «Ping iPhone » и нажмите, что бы воссоединиться с вашим iPhone. Если вы нажмете и удерживаете кнопку «Ping iPhone », светодиодная вспышка вашего iPhone будет мигать, что даст вам визуальную видимость телефона в случае, если динамик будет слишком приглушен.

Советы и трюки Apple Watch №20. Использовать изображения в качестве обоев на экране, смотрящих по умолчанию.

По умолчанию Apple Watch выбирает изображения из папки «Избранное » на вашем iPhone - то, о чем мы раньше не думали использовать. Итак, пойдите и пометьте некоторые изображения в iOS, используя кнопку сердца внизу.
Когда вы используете лицо для просмотра фотоальбома, он будет случайным образом выбирать фотографии из папки. Вы можете коснуться дисплея, что бы просмотреть изображения. В качестве альтернативы, с watchOS 4 теперь вы можете превратить эти фотографии в трипсипы с калейдоскопом.
На вашем iPhone теперь вы должны увидеть опцию «Создать Watch Face » в меню действий на любом снимке. Это позволит вам наклеивать изображение на ваши часы либо как есть, либо в форме калейдоскопа.