Исследования рынка и внутренней среды организации
О сочетаниях знаков препинания
§ 198. При встрече запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например:
- Здорово живешь, соседка, - поздоровался Петро, касаясь рукавицей шапки.
Примечание. Если после тире стоят слова, выделяющиеся по существующим правилам запятыми (например, вводные слова), то первая запятая опускается, например:
Сосна, ель, пихта, кедр - словом, все породы хвойных деревьев встречаются в сибирской тайге.
§ 199. Перед закрывающими кавычками не ставятся точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Все эти знаки ставятся только после кавычек, например:
Зверков начал наставлять меня на "путь истины". Его интересуют "всякие ответы", но не люди.
М. Горький
Вы знаете, он давно уже собирался "пострадать"; он высказывал Евгению Соловьеву, Сулеру...
М. Горький
Вот у вас "Мой спутник" - это не сочинение, это хорошо, потому что не выдумано.
М. Горький
§ 200. Знаки вопросительный и восклицательный и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся только к словам, заключенным в кавычки, но после закрывающих кавычек, если относятся ко всему предложению вместе со словами, выделенными посредством кавычек, например:
Я спрашиваю: "Но как же тогда?" Пожал плечами и сказал: "Сие для меня тайна!"
М. Горький
Что до меня касается, то я убежден только в одном..." - сказал доктор.
Лермонтов
Нужны ли теперь "обозрения"?
Белинский
О таких, напротив, чаще можно говорить: "Он обещал еще меньше, нежели сколько выполнил"...
Белинский
Примечание 1. Если перед закрывающими кавычками стоит знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, то те же самые знаки не повторяются после кавычек; неодинаковые же знаки, если они требуются в силу характера соответствующих частей текста, могут ставиться перед закрывающими кавычками и после них, например:
Читали ли вы роман Чернышевского "Что делать?"
Драматический кружок готовит к постановке пьесу "В бой!".
Отчего вы говорите: "Как бы не так!"?
Примечание 2. Если в начале или в конце цитаты (то же относится к прямой речи) встречаются внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться между собой рисунком (так называемые "елочки" и "лапочки"), причем внешние кавычки не должны опускаться, например:
С борта парохода передали по радио: «"Ленинград" вошел в тропики и следует дальше своим курсом».
О Жуковском Белинский пишет: «Современники юности Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад, и в одном своем послании Батюшков называл его "балладником"».
§ 201. Перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки, например:
До берегу было около двухсот шагов, Ермолай шел смело и безостановочно (так хорошо заметил он дорогу), лишь изредка покрякивая...
Тургенев
Гнедич перевел из Байрона (1824) еврейскую мелодию, переведенную впоследствии Лермонтовым ("Душа моя мрачна"); перевод Гнедича слаб...
Белинский
Как выпьет, и начнет рассказывать, что у него в Питере три дома на Фонтанке... и три сына (а он и женат-то не бывал): один в инфантерии, другой в кавалерии, третий сам по себе...
Тургенев
§ 202. Точка, знаки вопросительный и восклицательный и многоточие ставятся перед закрывающей скобкой, если относятся только к словам, заключенным в скобки, но после закрывающей скобки, если относятся ко всему предложению вместе со словами, заключенными в скобки, например:
...Вы не изволите знать здешнего судью - Мылова Павла Лукича?.. Не знаете... Ну, все равно. (Он откашлялся и протер глаза.)
Тургенев
Он знал латинский язык, и виргилиевское "quos ego!" (я вас!) не было ему чуждым.
Тургенев
Обед был действительно недурен и в качестве воскресного не обошелся без трепещущего желе и испанских ветров (пирожного).
Тургенев
И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)!
Л. Толстой
Примечание. После цитаты, за которой в скобках следует ссылка на автора и на источник, точка опускается и ставится после ссылки вне скобки, например:
Вспомнились слова Базарова: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник" (Тургенев).
§ 203. После закрывающей скобки, которой заканчивается предложение, ставится знак препинания, требуемый предложением в целом, независимо от того, какой знак может стоять перед закрывающей скобкой, например:
Единственный сын его, дед мой Лев Александрович, во время мятежа 1762 года остался верен Петру III, не хотел присягнуть Екатерине - и был посажен в крепость вместе с Измайловым (странна судьба и союз сих имен!).
Примечание. При встрече в конце предложения внутренних и внешних скобок допускается, в случае необходимости, употребление скобок различного рисунка (круглых и квадратных).
1.3.2 Пунктуация при размещении ссылок в тексте работы
При оформлении ссылок расстановка пробелов и знаков препинания подчиняется общим правилам пунктуации. При включении ссылки в текст работы пробел ставится между текстом и открывающей квадратной скобкой «[», затем без пробела следует номер ссылки, затем без пробела ставится закрывающая квадратная скобка «]», после которой следует пробел, если конструкция предложения не требует знака препинания.
Основные правила пунктуации при оформлении ссылок.
1. Ссылка на номер источника, заключенная в квадратные скобки, ста-вится после цитируемого фрагмента без знаков препинания.
Схема:
Текст или цитата текст. (Текст или цитата - пробел - ссылка в квадратных скобках - пробел - текст работы).
Например:
(верно) Так, подростки с низким уровнем самоуважения стремятся найти признание в группе хакеров и повысить свой социальный статус .
(неверно) Так, подростки с низким уровнем самоуважения стремятся найти признание в группе хакеров и повысить свой социальный статус: .
(неверно) Так, подростки с низким уровнем самоуважения стремятся найти признание в группе хакеров и повысить свой социальный статус - .
2. Если конструкция предложения требует знака препинания, он ставит-ся после ссылки без пробела. Такая пунктуация действует для всех знаков препинания, кроме тире.
Схема:
Текст или цитата , текст. (Текст или цитата - пробел - ссылка в квадратных скобках - знак препинания - пробел - текст).
Например:
(верно) Одной из ведущих в современных исследованиях межгрупповых отношений явля-ется концепция социальной идентичности , а в этнической психологии - социокультур-ной или национальной идентичности.
(неверно) Одной из ведущих … является концепция социальной идентичности , а в этнической психологии - социокультурной или национальной идентичности.
(неверно) Одной из ведущих … является концепция социальной идентичности, а в этнической психологии - социокультурной или национальной идентичности.
3. Знак тире во всех случаях с двух сторон отбивается пробелами, в том числе, если он стоит после ссылки.
Схема:
Текст или цитата - текст. (Текст или цитата - пробел - ссылка в квадратных скобках - пробел - тире - пробел - текст).
Например:
(верно) В этой связи Х.Ф. Харлоу постулировал, например, существование "манипуля-тивного влечения", К.С. Монтгомери - "исследовательское влечение", а Р.А. Батлер - влечение к "зрительному обследованию".
(неверно) В этой связи Х.Ф. Харлоу постулировал, например, существование "манипу-лятивного влечения", К.С. Монтгомери - "исследовательское влечение", а Р.А. Батлер - влечение к "зрительному обследованию".
Схема:
Текст или цитата . (Текст или цитата - пробел - ссылка в квадратных скобках - точка).
Например:
(верно) Уотсон считал, что люди действуют, как машины, и что их поведение в качестве потребителей можно контролировать и предсказывать как поведение других машин .
(неверно) Уотсон считал, что люди действуют, как машины, и что их поведение в качестве потребителей можно контролировать и предсказывать как поведение других машин.
Обратите внимание! Такие знаки препинания, как многоточие, вопро-сительный или восклицательный знак в научных текстах после ссылок употребляются крайне редко. Пунктуация при их употреблении такая же, как при употреблении других знаков препинания.
Например:
(верно) Чем это не описание "стокгольмского синдрома"? И чем не вариант "идентифика-ции с агрессором", описанной чуть ли не столетием позже Анной Фрейд ?
(неверно) Чем это не описание "стокгольмского синдрома"? И чем не вариант "идентифи-кации с агрессором", описанной чуть ли не столетием позже Анной Фрейд? .
Текст является фрагментом пособия
При использовании материалов пособия ссылайтесь, пожалуйста, на источник.