Получение лицензии фстэк на техническую защиту конфиденциальной информации: основные положения. Процесс получения лицензии на осуществление деятельности по защите информации

Техническая защита конфиденциальной информации - актуальная проблема в сегодняшних реалиях. Любая организация так или иначе собирает информацию, которую не хотела бы или просто не имеет права разглашать. Утечка таких данных может иметь самые серьезные последствия.

Государство контролирует эту важную область, а главным регулирующим органом является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Компании, которые занимаются или планируют заниматься деятельностью по защите конфиденциальной информации, должны получать лицензию ФСТЭК (Федеральный закон № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление правительства от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»). Также существует лицензия ФСБ, которая необходимо компаниям, имеющим дело с государственной тайной.

Виды лицензий ФСТЭК

Если брать в расчет только деятельность, находящуюся под юрисдикцией ФСТЭК, то существует два основных вида лицензий:

Первая: Лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (ТЗКИ) . Такая лицензия необходима компаниям, работающим непосредственно с информацией. Они используют уже готовое программное обеспечение, занимаются его установкой, тестируют технику, коммуникации и специальные помещения для хранения информации и так далее. Подробный список работ, которые требуют получения лицензии на ТЗКИ, будет приведен ниже.

Вторая: Лицензия ФСТЭК на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (СЗКИ) . Организации, получающие эту лицензию, сами разрабатывают и производят средства защиты информации. Сюда включается специальное программное обеспечение и техника, предназначенная для обработки, хранения и передачи защищенной информации, а также контроля защищенности. На все ПО и технические средства, которые производятся и используются для этих целей, выдаются сертификаты ФСТЭК. Через определенные промежутки времени средства защиты проходят повторную аттестацию.

Что подразумевается под конфиденциальной информацией?

Четкого определения этого понятия в законодательстве нет: это может быть как коммерческая тайна, так и персональные данные или любая другая информация ограниченного пользования.

Существует также понятие «оператор персональных данных». Это любая организация или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных. По закону (ФЗ № 152 «О персональных данных») оператор ПДн обязан обеспечить их неприкосновенность, то есть провести мероприятия по технической защите информации, которые подлежат лицензированию.

На практике это не всегда означает, что ему нужно получать лицензию ФСТЭК. Оператор может привлечь для этой цели стороннюю организацию с лицензией либо назначить в своем составе структурное подразделение или должностное лицо, которое будет заниматься вопросом ТЗКИ. В таком случае это подразделение или должностное лицо также обязано иметь лицензию ФСТЭК на ТЗКИ.

Лицензия ФСТЭК на ТЗКИ. Для каких работ нужна?

Каким организациям нужно оформлять лицензию ФСТЭК на ТЗКИ? Для того чтобы это определить, необходимо сопоставить работы или услуги, которые планирует оказывать эта организация, тем, что представлены в постановлении правительства. К таким работам относятся:

  • контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в:
    средствах и системах информатизации;
    технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;
    помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;
    помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (защищаемых помещениях);
  • контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
  • сертификационные испытания на соответствие требованиям по безопасности информации продукции, используемой в целях защиты конфиденциальной информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации);
  • аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям по защите информации:

    защищаемых помещений;
  • проектирование в защищенном исполнении:
    средств и систем информатизации;
    помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
    защищаемых помещений;
  • установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации

Получение лицензии ФСТЭК России на техническую защиту информации

ФСТЭК России рекомендует получать лицензию на техническую защиту информации своими силами, чтобы избежать неоправданных расходов и необоснованных гарантий. Как выглядит эта процедура? Чтобы получить лицензию на защиту информации, нужно выполнить два условия:

Собрать все необходимые документы . Перечень документов довольно внушительный и находится на сайте ФСТЭК России fstec.ru . Кроме того, надо заполнить заявление и оплатить госпошлину в размере 7500 рублей. После того как документы предоставлены, в течение пяти рабочих дней производится проверка полноты сведений. Затем проводится проверка, которая выявляет, соответствует ли соискатель требованиям для предоставления лицензии.

Соответствовать требованиям . Перечень требований также находится на официальном сайте ФСТЭК России. Конечно, об этом нужно позаботиться заранее перед тем как подавать документы.

Требования для получения Лицензии ФСТЭК

Если коротко изложить эти требования, то они сводятся к следующему:

  • Квалифицированные сотрудники. В штате должны быть работники с высшим образованием в профильной области либо прошедшие специальную переподготовку.
  • Специальные помещения для осуществления деятельности. Помещения должны соответствовать нормам и принадлежать соискателю на законном основании.
  • Сертифицированное оборудование.
  • Автоматизированные системы для обработки информации с сертификатами.
  • Легальное программное обеспечение.
  • Наличие нормативно-правовых актов и методических документов в соответствии с перечнем ФСТЭК.

После того как все требования выполнены, а документы в порядке, выдается лицензия. Срок действия лицензии на ТЗКИ не ограничен, но периодически ФСТЭК будет проводить плановые проверки. Поэтому компании нужно постоянно следить за тем, чтобы все требования ФСТЭК выполнялись.

Лицензированием в области защиты информации называется деятельность, заключающаяся в передаче или получении прав на проведение работ в области защиты информации. Государственная политика в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.95 № 450, от 03.06.95 № 549, от 07.08.95 № 796, от 12.10.95 № 1001, от 22.04.97 № 462, от 01.12.97 № 1513, также см. постановление от 11.02.02 № 135).

Лицензией называется разрешение на право проведения работ в области защиты информации. Лицензия выдается на конкретные виды деятельности на три года, по истечении которых осуществляется ее перерегистрация в порядке, установленном для выдачи лицензии.

Лицензия выдается в том случае, если предприятие, подавшее заявку на получение лицензии, имеет условия для проведения лицензирования: производственную и испытательную базу, нормативную и методическую документацию, располагает научным и инженерно-техническим персоналом.

Организационную структуру системы государственного лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации образуют:

· государственные органы по лицензированию;

· лицензионные центры;

· предприятия-заявители.

Государственные органы по лицензированию:

· организуют обязательное государственное лицензирование деятельности предприятий;

· выдают государственные лицензии предприятиям-заявителям;

· согласовывают составы экспертных комиссий, представляемые лицензионными центрами;

· осуществляют контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ в области защиты информации.

Лицензионные центры:

· формируют экспертные комиссии и представляют их состав на согласование руководителям соответствующих государственных органов по лицензированию, которыми являются ФСТЭК и ФСБ;

· планируют и проводят работы по экспертизе предприятий-заявителей;

· контролируют полноту и качество выполненных лицензиатами работ.

Лицензионные центры при государственных органах по лицензированию создаются приказами руководителей этих органов. Экспертные комиссии формируются из числа компетентных в соответствующей области защиты информации специалистов отраслей промышленности, органов государственного управления, других организаций и учреждений. Экспертные комиссии создаются по одному или нескольким направлениям защиты информации.

Лицензированию ФСТЭК России подлежат:

· сертификация, сертификационные испытания защищенных технических средств обработки информации (ТСОИ), технических и программных средств защиты, средств контроля эффективности мер защиты информации, программных средств обработки, защиты и контроля защищенности;

· аттестация систем информатизации, автоматизированных систем управления, систем связи и передачи данных, объектов ВТ и выделенных помещений на соответствие требованиям руководящих и нормативных документов по безопасности информации;

· разработка, производство, реализация, монтаж, наладка, установка, ремонт, сервисное обслуживание защищенных объектов информатики, технических средств защиты и контроля эффективности мер защиты информации, защищенных прог­раммных средств обработки, защиты и контроля защищенности информации;

· проведение специальных исследований на побочные электромагнитные излучения и наводки (ПЭМИН) ТСОИ;

· проектирование объектов в защищенном исполнении.

На орган по лицензированию возлагается:

· разработка правил, процедур и нормативно-методических документов по вопросам проведения лицензирования;

· осуществление научно-методического руководства лицензионной деятельностью;

· публикация необходимых сведений о системе лицензирования;

· рассмотрение заявлений организаций и воинских частей о выдаче лицензий;

· согласование заявлений с воинскими частями, ответственными за соответствующие направления защиты информации;

· согласование состава экспертных комиссий;

· организация и проведение специальных экспертиз;

· принятие решения о выдаче лицензии;

· выдача лицензий;

· принятие решения о приостановлении, возобновлении действия лицензии или ее аннулировании;

· ведение реестра выданных, приостановленных, возобновленных и аннулированных лицензий;

· приобретение, учет и хранение бланков лицензий;

· организация работы аттестационных центров;

· осуществление контроля за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями, введенными Федеральным законом от 02.07.2005 № 80-ФЗ) лицензированию подлежат следующие виды деятельности (в области защиты информации):

· деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

· деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

· предоставление услуг в области шифрования информации;

· разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

· деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации; деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

· деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В рамках рассматриваемых видов деятельности были выпущены отдельные постановления Правительства Российской Федерации, разъясняющие порядок лицензирования. Среди них:

· Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 691 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами».

В соответствии с этими документами лицензиаты обязаны ежегодно представлять в орган по лицензированию или аттестационный центр сведения о количестве выполненных работ по конкретным видам указанной в лицензии деятельности. Лицензиаты несут ответственность за полноту и качество выполняемых работ, обеспечение сохранности государственной тайны, доверенной им в ходе практической деятельности.

Лицензированием в области защиты информации называется деятельность, заключающаяся в передаче или получении прав на проведение работ в области защиты информации. Государственная политика в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.95 № 450, от 03.06.95 № 549, от 07.08.95 № 796, от 12.10.95 № 1001, от 22.04.97 № 462, от 01.12.97 № 1513, также см. постановление от 11.02.02 № 135).

Лицензией называется разрешение на право проведения работ в области защиты информации. Лицензия выдается на конкретные виды деятельности на три года, по истечении которых осуществляется ее перерегистрация в порядке, установленном для выдачи лицензии.

Лицензия выдается в том случае, если предприятие, подавшее заявку на получение лицензии, имеет условия для проведения лицензирования: производственную и испытательную базу, нормативную и методическую документацию, располагает научным и инженерно-техническим персоналом.

Организационную структуру системы государственного лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации образуют:

· государственные органы по лицензированию;

· лицензионные центры;

· предприятия-заявители.

Государственные органы по лицензированию:

· организуют обязательное государственное лицензирование деятельности предприятий;

· выдают государственные лицензии предприятиям-заявителям;

· согласовывают составы экспертных комиссий, представляемые лицензионными центрами;

· осуществляют контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ в области защиты информации.

Лицензионные центры:

· формируют экспертные комиссии и представляют их состав на согласование руководителям соответствующих государственных органов по лицензированию, которыми являются ФСТЭК и ФСБ;

· планируют и проводят работы по экспертизе предприятий-заявителей;

· контролируют полноту и качество выполненных лицензиатами работ.

Лицензионные центры при государственных органах по лицензированию создаются приказами руководителей этих органов. Экспертные комиссии формируются из числа компетентных в соответствующей области защиты информации специалистов отраслей промышленности, органов государственного управления, других организаций и учреждений. Экспертные комиссии создаются по одному или нескольким направлениям защиты информации.

Лицензированию ФСТЭК России подлежат:

· сертификация, сертификационные испытания защищенных технических средств обработки информации (ТСОИ), технических и программных средств защиты, средств контроля эффективности мер защиты информации, программных средств обработки, защиты и контроля защищенности;

· аттестация систем информатизации, автоматизированных систем управления, систем связи и передачи данных, объектов ВТ и выделенных помещений на соответствие требованиям руководящих и нормативных документов по безопасности информации;

· разработка, производство, реализация, монтаж, наладка, установка, ремонт, сервисное обслуживание защищенных объектов информатики, технических средств защиты и контроля эффективности мер защиты информации, защищенных прог­раммных средств обработки, защиты и контроля защищенности информации;

· проведение специальных исследований на побочные электромагнитные излучения и наводки (ПЭМИН) ТСОИ;

· проектирование объектов в защищенном исполнении.

На орган по лицензированию возлагается:

· разработка правил, процедур и нормативно-методических документов по вопросам проведения лицензирования;

· осуществление научно-методического руководства лицензионной деятельностью;

· публикация необходимых сведений о системе лицензирования;

· рассмотрение заявлений организаций и воинских частей о выдаче лицензий;

· согласование заявлений с воинскими частями, ответственными за соответствующие направления защиты информации;

· согласование состава экспертных комиссий;

· организация и проведение специальных экспертиз;

· принятие решения о выдаче лицензии;

· выдача лицензий;

· принятие решения о приостановлении, возобновлении действия лицензии или ее аннулировании;

· ведение реестра выданных, приостановленных, возобновленных и аннулированных лицензий;

· приобретение, учет и хранение бланков лицензий;

· организация работы аттестационных центров;

· осуществление контроля за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями, введенными Федеральным законом от 02.07.2005 № 80-ФЗ) лицензированию подлежат следующие виды деятельности (в области защиты информации):

· деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

· деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

· предоставление услуг в области шифрования информации;

· разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

· деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации; деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

· деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В рамках рассматриваемых видов деятельности были выпущены отдельные постановления Правительства Российской Федерации, разъясняющие порядок лицензирования. Среди них:

· Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 691 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами».

В соответствии с этими документами лицензиаты обязаны ежегодно представлять в орган по лицензированию или аттестационный центр сведения о количестве выполненных работ по конкретным видам указанной в лицензии деятельности. Лицензиаты несут ответственность за полноту и качество выполняемых работ, обеспечение сохранности государственной тайны, доверенной им в ходе практической деятельности.

Для нормального функционирования систем электронного документооборота (ЭДО) необходимо разработать процедуры разрешения возможных конфликтов. Стороной таких конфликтов, кроме участников ЭДО и фирмы-провайдера, может быть и фирма-разработчик программного обеспечения.

Предполагается, что договор с фирмой-разработчиком учитывает наличие эталонного образца программного обеспечения, который может храниться только у фирмы - провайдера или у всех участников ЭДО. Для этого требуется выполнение двух основных условий:

должно быть документально подтверждено, что каждому участнику системы ЭДО (включая фирму - провайдер) установлено программное, соответствующее эталонному образцу;

хранение эталонных образцов организуется таким образом, чтобы исключить возможность изменения эталонного образца программного обеспечения без ведома сторон.

Такой режим может быть обеспечен системой из нескольких открытых ключей.

Сегодня, когда современные информационные технологии интенсивно внедряются во все сферы жизни и деятельности общества, национальная, и как ее часть экономическая безопасность государства начинает напрямую зависеть от обеспечения информационной безопасности. Именно поэтому с целью создания гарантий по обеспечению необходимой стойкости средств защиты информации государство берет на себя ответственность за лицензирование деятельности организаций, занимающихся защитой информации, и сертификацию соответствующих технических средств.

Сегодняшний уровень защиты от внешних информационных угроз в глобальных открытых сетях не может быть сочтен удовлетворительным: до сих пор в России отсутствует всеобъемлющая и технически выверенная стратегия в этой области. С целью изменения ситуации должен быть безотлагательно разработан и осуществлен комплекс мер в области законодательства и стандартизации средств, обеспечивающих информационную безопасность России. К первоочередным задачам в этом направлении относятся:

· принятие специального закона, аналогичного "Computer Security Act" в США, возлагающего на конкретные госструктуры ответственность за методологическую поддержку работ в области информационной безопасности;

· выработку унифицированных подходов к обеспечению безопасности для организаций различного профиля, размера и форм собственности;

· обеспечение появления на рынке достаточного числа разнообразных сертифицированных средств для решения задач информационной безопасности.

Одной из проблем в области защиты информации в России является отсутствие официальных документов с подробными рекомендациями по построению безопасных информационных систем, аналогичных разработанному, например, Американским институтом стандартных технологий (США) и британскому стандарту. Хотя в Великобритании не существует нормативных актов, требующих выполнения государственных стандартов, около 60% британских фирм и организаций добровольно используют разработанный стандарт, а остальные намерены внедрять его рекомендации в ближайшее время.

Лицензирование и сертификация в области систем обеспечения безопасности информации могут снизить остроту этой проблемы. Необходимо создание пользователю гарантий того, что используемые им средства защиты информации способны обеспечивать необходимый уровень защиты. Именно лицензирование может способствовать тому, что проблемой защиты информации будут заниматься только высококвалифицированные специалисты в этой области, а создаваемые ими продукты будут находиться на соответствующем уровне и смогут пройти сертификацию.

Без проведения сертификации невозможно оценить, содержит ли то или иное средство потенциально вредные недокументированные возможности, наличие которых особенно характерно для большинства зарубежных продуктов, способные в определенный момент привести к сбоям в работе системы и даже к необратимым для нее последствиям. Характерным примером таких недокументированных возможностей является заложенная фирмой Ericsson при разработке телефонных станций, на базе которых МПС РФ строит свою телефонную сеть, возможность блокировать их работу при получении вызова определенного телефонного номера, который фирма отказывается назвать. И этот пример не является единственным.

Процесс сертификации программного продукта занимает примерно столько же времени, сколько и его разработка, и практически невозможен без исходных текстов программ с комментариями. В то же время многие зарубежные фирмы не желают представлять исходные тексты своих программных продуктов в российские сертификационные центры. Например, несмотря на принципиальное согласие фирмы Microsoft на сертификацию в России ОC Windows NT, в которой уже выявлено более 50 ошибок, связанных с обеспечением безопасности, этот вопрос уже в течение многих месяцев не может сдвинуться с мертвой точки из-за отсутствия ее исходных текстов.

Трудности с сертификацией приводят к тому, что раньше других среди продуктов одного класса сертификат быстрее получают самые простые, в силу чего они кажутся пользователю более надежными. Длительные же сроки сертификации приводят к тому, что фирма-разработчик успевает вывести на рынок новую версию своего продукта, и процесс становится бесконечным.

Сертификацию технических средств защиты информации затруднительно проводить без соответствующих стандартов, создание которых в России не в последнюю очередь сдерживается из-за отсутствия финансовых средств. Эта проблема решается, если появляются несколько фирм, заинтересованных в сбыте, и несколько организаций, заинтересованных в использовании соответствующих технических средств. Например, плодом совместных усилий подобных организаций, фирм и ФСТЭК(ранее Гостехкомиссия (ГТК)) стала разработка Руководящего технического материала ГТК РФ "Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации". Он позволил классифицировать средства, которые способны в какой-то степени обеспечить защиту корпоративных сетей от внешних вторжений.

Документ предполагает существование нескольких классов межсетевых экранов: от простейших, позволяющих только осуществлять контроль потоков информации, до самых сложных, выполняющих полное перекодирование входящей информации, полностью защищающее корпоративную сеть от воздействий извне. Уже сегодня сертификацию на соответствие техническим условиям, разработанным в соответствии с Руководящим техническим материалом, что допускается действующим законодательством, прошли такие межсетевые экраны, как Sun Screen, SKIPbridge и Pandora. Однако и при их сертификации без борьбы не обошлось.

С учетом требований информационной безопасности и мировой практики деятельности в сфере защиты информации представляется целесообразным присоединение России к сложившимся системам международной стандартизации и сертификации информационных технологий, что на практике означает:

· приведение национальных и отраслевых стандартов в соответствие с международными;

· участие представителей России в международных системах сертификации (в том числе в сертификационных испытаниях);

· возможность признания в России международных сертификатов.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, любая организация, занимающаяся сбором и обработкой персональных данных (например, операций с пластиковыми карточками), должна иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью и использовать для этого сертифицированные средства.

ФСТЭК России (бывшая Гостехкомиссия) разработана необходимая нормативная база в области защиты информации от несанкционированного доступа. Рассмотрим структуру основных руководящих документов.

1. «Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения» – устанавливает единый терминологический стандарт в области защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации, являющийся обязательным для применения во всех видах документации.

2. «Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации» – описывает основные принципы, на которых базируется проблема защиты информации от несанкционированного доступа и ее отношение к общей проблеме безопасности информации. В концепции отражены следующие вопросы: определение несанкционированного доступа, основные принципы защиты, модель нарушителя в автоматизированных системах, основные способы несанкционированного доступа, основные направления обеспечения защиты, основные характеристики технических средств защиты, классификация автоматизированных систем, организация работ по защите. Указанная концепция предназначена для заказчиков, разработчиков и пользователей средств вычислительной техники и автоматизированных систем, основное назначение которых: обработка, хранение и передача защищаемой информации.

3. «Средства защиты информации. Защита информации в контрольно-кассовых машинах и автоматизированных кассовых системах. Классификация контрольно-кассовых машин, автоматизированных кассовых систем и требования по защите информации» – устанавливает классификацию контрольно-кассовых машин, автоматизированных кассовых систем, информационных технологий и требования по защите информации, связанной с налогообложением. В соответствии с этим документом устанавливается 2 класса контрольно-кассовых машин, автоматизированных кассовых систем и информационной техники. К первому классу относятся системы, обрабатывающие информацию о денежных оборотах на сумму до 350 минимальных размеров оплаты труда в сутки, а ко второму – на сумму свыше 350 минимальных размеров оплаты труда.

4. «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации» – регламентирует требования защищенности средств вычислительной техники от несанкционированного доступа, применяемые к общесистемным программным средствам и операционным системам. Здесь выделяются семь классов защищенности, которые подразделяются на четыре группы. Каждый класс содержит перечень необходимых для реализации механизмов защиты информации от несанкционированного доступа.

5. «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации» – классифицирует автоматизированные системы в зависимости от наличия в них информации различного уровня конфиденциальности, уровней полномочий субъектов доступа, режимов обработки данных по девяти классам и оговаривает совокупность требований к каждому из них. В зависимости от особенностей обработки информации в автоматизированных системах классы делятся на три группы.

6. «Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации» – декларирует требования к различным классам межсетевых экранов. Всего выделяется пять классов защищенности межсетевых экранов. Классификация производится в зависимости от класса защищенности автоматизированных систем, для защиты которой используется межсетевой экран.

На основе руководящих документов и нормативной базы ФСТЭК России производится разработка, сертификация и использование средств защиты информации от несанкционированного доступа, а также лицензирование предприятий на право деятельности в области защиты информации на территории Российской Федерации.

Процесс лицензирования подробно описан в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации». В документе детально указано, какие документы в каком виде и порядке требуется представлять лицензирующему органу (ЛО).

На бумаге все выглядит достаточно просто.

  1. Юридическое лицо подает полностью сформированное заявление в соответствии с требованиями .
  2. В течение трех дней лицензирующий орган должен его рассмотреть и сообщить, какие ошибки есть в заявлении или каких документов не хватает. Если у ЛО есть замечания, то заявитель должен в течение 30 дней устранить недоработки.
  3. Если заявление оформлено верно, то в течение пяти дней начиная со дня принятия заявления ЛО проводит проверку полноты дополняющих заявление документов, а это обычно примерно 200-300 страниц.
  4. При недостатке в дополняющих документах ЛО отказывает организации в приеме заявления до устранения нарушений. На это у юридического лица есть те же 30 дней.
  5. Признав пакет документов полным, ЛО должен в течение 45 рабочих дней принять решение о выдаче лицензии либо об аргументированном отказе в ее выдаче.

Однако в реальности все сложнее. Лицензирующий орган один на всю страну, и находится он в Москве, рассмотрением заявлений занимаются несколько человек, а число организаций, желающих получить лицензию, растет с каждым годом. По телефону задавать вопросы можно, для этого дается два часа два раза в неделю, не более пяти минут на один сеанс связи, много выяснить не получится. Все это означает, что в считанные дни и даже недели провести лицензирование практически невозможно, особенно если есть недопонимания в правилах лицензирования или затруднения с выполнением хотя бы одного из требований. Кроме того, по некоторым видам услуг один только перечень правовых актов, которые должны быть приложены к заявлению, может состоять из 15 страниц.

К заявлению на получение лицензии необходимо приложить:

  • документы на автоматизированные системы, на защищаемое помещение, на право законного владения помещением, оборудованием, программным обеспечением либо о том, что они взяты в аренду (с подтверждением факта передачи);
  • документы на допуски к тайне (к конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен);
  • копии трудовых книжек, договоров подряда, документов об образовании сотрудников соискателя лицензии;
  • документы на правообладание оборудованием, на поверочные работы, подтверждающие факт правильной работоспособности этого оборудования, на ПО, и т.д.;
  • сведения о нормативных документах, необходимых для осуществления деятельности по защите информации;
  • описание технологического процесса обработки конфиденциальной информации по установленной форме.

Те, кто впервые получает лицензию, должны представить нотариально заверенные учредительные документы организации.

Камни преткновения

Во время работ по лицензированию организации сталкиваются с тремя основными сложностями:

  1. Оборудование. Для выполнения работ и оказания услуг по аттестации защищаемых помещений и автоматизированных систем необходимо закупить (иметь в собственности или на любом ином законном основании) оборудование. Стоимость комплекта варьируется, но составляет около миллиона рублей. И если начать работы по лицензированию с покупки оборудования, то к моменту подачи заявления может оказаться так, что его придется заново поверять (сертификаты о поверке действительны один год). Можно попытаться сэкономить и взять оборудование в аренду, но она должна быть специальным образом оформлена. Требуется периодически подтверждать владение оборудованием, заключать дополнительные соглашения к договорам аренды о том, что оборудование находится именно у арендатора. Минус варианта с арендой в том, что он снижает шансы на получение лицензии — велика вероятность оформить отношения неверно и получить отказ.
  2. Аренда помещений. Если соискатель лицензии арендует помещение у субарендатора, то необходимо представлять всю цепочку документов вплоть до владельца помещения. Также необходимо следить за тем, чтобы фактические номера помещений совпадали с кадастровыми, чтобы помещения однозначно идентифицировались исходя из одних лишь документов.
  3. Кадровая документация. У сотрудников должны быть дипломы о высшем профессиональном образовании в области технической защиты информации и стаж более трех лет либо диплом о высшем образовании с курсов переподготовки / о высшем техническом образовании и стаж более пяти лет. Сотрудников должно быть не менее трех, и они должны быть трудоустроены у соискателя по основному месту работы.

Лайфхак по успешному лицензированию

Для того чтобы получить лицензию, а затем успешно проходить в случае необходимости плановые проверки ФСТЭК на соблюдение требований, предлагаем учесть ряд моментов:

  1. Оборудование (если оно необходимо для выбранного вами вида деятельности) лучше покупать, а не брать в аренду.
  2. Постоянно следить за изменениями в законодательной базе и поддерживать документацию в актуальном состоянии, в том числе периодически обновлять и докупать ГОСТы (информация об этом не является тайной, официальный сайт ФСТЭК России открыт для всех).
  3. Своевременно обновлять антивирусное ПО и лицензии на контрольно-измерительное программное обеспечение и оборудование.
  4. Вовремя проводить переаттестацию помещений и автоматизированных систем, поскольку аттестаты действительны максимум три года.

Первичное получение лицензии и плановая проверка: отличия

Когда соискатель впервые получает лицензию, то связь с лицензирующим органом дистанционная: стороны обмениваются документами и общаются по телефону. Никаких личных визитов контролирующие органы соискателю не наносят.

Плановая проверка может проводиться через три года после получения лицензии. В этом случае представители ФСТЭК изучают, существуют ли в реальности кадры, помещения, оборудование и ПО, которые были заявлены при получении лицензии. В том числе проводится оценка знаний и компетенций кадров, заявленных в документах на получение лицензии. Проверяющие могут запросить перечень аттестатов, которые выдала аттестующая организация (в случае если такой виде деятельности есть в лицензии), а также перечень клиентов, которым выданы эти аттестаты. Таким образом контролирующие органы удостоверяются, действительно ли аттестующая организация оказала эти услуги и насколько они качественные.

Возможна также внеплановая проверка, которая проводится в любое время по заявлению граждан, юридических лиц, прокуратуры или по решению суда.

Работы по лицензированию: цена вопроса

С 1 января 2015 года госпошлина за первичное получение лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации составляет 7 500 рублей, за продление — 3 500 рублей. Это неизбежные расходы и наименее затратная часть работ.

В соответствии с требованиями регламента по лицензированию необходимо провести аттестации и разработку документов по аттестации защищаемого помещения и автоматизированной системы обработки конфиденциальной информации. Эти услуги оказывают лицензиаты ФСТЭК, например представители проекта .

В комплекс услуг входят:

  1. Первичная консультация. Это знакомство с организацией-заказчиком с целью понять, для чего требуется лицензия, и разъяснить клиенту, что она ему даст, какими затратами обернется ее получение и сколько вложений (временных и финансовых) потребуется в дальнейшем. В том числе специалисты сразу сообщают, каковы шансы организации на успешное лицензирование, исходя из готовности клиента подать заявление сейчас.
  2. Помощь в аттестации. Сотрудники проекта Контур.Безопасность проводят аттестацию помещений для переговоров, автоматизированных систем обработки конфиденциальной информации по требованиям безопасности.
  3. Консультация по приобретению оборудования и программного обеспечения.
  4. Консультация по приобретению нормативно-правовых документов (ГОСТов). Большая часть ГОСТов находится в электронном виде в справочно-правовых системах. Но их недостаточно скачать и распечатать, поскольку требуется подтверждать именно правообладание.
  5. Помощь в согласовании вопросов, связанных с арендой помещения и оборудования.
  6. Консультация по правильному оформлению в штат сотрудников, работающих с конфиденциальной информацией.
  7. Помощь в заполнении заявления. Заявление выложено на ресурсах ФСТЭК России, заполнить его несложно, но нужно выполнить достаточно много условий относительно дополняющих заявление документов — своевременно, точно и в полном соответствии с требованиями.