Интернет всемирная сеть и паутина. Поисковые системы: состав, функции, принципы работы

Всемирная паутина (англ. World Wide Web ) - распределенная система, предоставляющая доступ к

связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Всемирную паутину образуют миллионы web-серверов. Большинство ресурсов всемирной паутины представляет собой гипертекст. Гипертекстовые документы, размещаемые во всемирной паутине, называются web-страницами. Несколько web-страниц, объединенных общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же web-сервере, называются web-сайтом. Для загрузки и просмотра web-страниц используются специальные программы - браузеры. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Часто, говоря об Интернете, имеют в виду именно Всемирную паутину, однако важно понимать, что это не одно и то же. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web ) и аббревиатуру WWW .

В информатике значительное внимание уделяется компьютерным сетям. Их наиболее яркими представителями являются Интернет и Всемирная паутина. Интернет - это телекоммуникационная сеть компьютеров. Она является основой Всемирной паутины (Сети), системы взаимосвязанным между собой документов, расположенных на различных компьютерах, подключенных к Интернету. При желании подчеркнуть виртуальный характер документов их совокупность характеризуется в качестве гиперпространства. Достаточно очевидно, что Интернет, Всемирная паутина и гиперпространство являются неразрывной троицей. Их субъектом выступают не отдельные личности, а сетевое коммуникативное сообщество. В соответствии с этим обстоятельством на первый план выходят концепты коммуникации, группового дискурса и социального сообщества людей. Все эти концепты рассматривались философами задолго до появления в 1980-е гг. Всемирной паутины. Результаты их анализа способны пролить свет на природу Интернета и Сети1. Представим их в максимально экономном виде.

Понятие коммуникации является итогом сложного процесса познания природы взаимодействий между людьми. Но недостаточно утверждать, что люди взаимодействуют между собой: важно понять концептуальное содержание такого взаимодействия. Совершая поступки в качестве социальных существ, люди стремятся оптимизировать свои ценности. Коммуникация - это обмен ценностями, результатом которого является достижение согласия (консенсуса) или несогласия (диссенсуса). Герменевтики (Х.-Г. Гадамер, Ю. Хабермас) присваивают согласию больший этически вес, чем несогласию. Прямо противоположной точки зрения придерживаются постструктуралисты (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар). Для них диссенсус этически более значим, чем консенсус. Обе спорящие стороны не мыслят социальную реальность без дискурса - обмена суждениями ценностного содержания. Дискурс же всегда свидетельствует о наличии некоторой общности людей: участники дискурса по определению не являются атомами, претендующими на индивидуальную уединенность.

Итак, в дальнейшем нам придется постоянно иметь в виду неразрывную троицу концептов: коммуникация, дискурс, общность людей. Причем все они выступают в различном обличье в зависимости от характера рассматриваемого знания. Упомянутые концепты чаще всего рассматривается в контексте: 1) информатики; 2) менеджмента; 3) экономики; 4) политологии; 5) социологии; 6) психологии; 7) обыденного знания.

Не всегда исследователи различают уровни знания. В таком случае они в погоне за универсальными ценностями сбиваются на поверхностные рассуждения типа "Сеть - это благо", "Интернет - это зло". Такого рода рассуждения лишь на первый взгляд содержательны. При ближайшем рассмотрении выясняется, что они нуждаются в спецификации, а она невозможна без обращения к концептуальному богатству наук. С учетом указанного обстоятельства рассмотрим Интернет и Сеть в контексте различных наук, равно как и ненаучного знания.

Сеть с позиций информатики

Разумеется, интересующие нас феномены вобрали в себя все богатство информатики как науки. Но решающее значение в формировании и развития Сети имели пять "китов": гипертекст, HTML, URL, HTTP и поисковые системы.

Гипертекст - это документ, включающий отсылки к другим текстам. Термин был придуман и введен в информатику американцем Т. Нельсоном в 1969 г. Первейшей особенностью гипертекста является его не линейный, а ветвящийся характер. Знание реализуется в форме перекрестных ссылок. Следовательно, имеет место скрещение текстов, а это, как известно, - необходимый признак диалога1. Замечательное достижение специалистов, разработавших концепт гипертекста, состояло в создании технологической возможности воспроизведения дискурса в форме интертекстуальности. Его особенность состоит в том, что инициатива постоянно переходит от одного лица к другому. Такую возможность предоставляет гипертекст. В начале XX в. философы Л. Витгенштейн и М. Хайдеггер инициировали языковой поворот под девизом "язык важнее ментальности". В процессе его реализации также было осознано, что диалог важнее монолога. Пересекающиеся тексты в структурном и смысловом отношении значительно богаче линейной конструкции.

HTML (англ. HyperText Markup Language) - стандартный язык структурирования и форматирования документов в Сети. Текстовые документы, содержащие код на языке HTML обрабатываются и отображаются в форматированном виде браузерами.

URL (англ. Uniform Resource Locator) - единообразный локатор (определитель местонахождения) ресурса в Интернете. Всем ресурсам присваиваются имена, по которым их находят в Сети и на которые они откликаются.

HTTP (англ. HyperText Transfer Protocol) - протокол передачи гипертекста. Потребитель (клиент) посылает запрос поставщику (серверу). Тот производит необходимые действия и возвращает обратно сообщение с результатом. В запросе и ответе ресурс указывается в соответствии с определенным способом кодирования.

Концепты HTML, URL, HTTP были разработаны создателем Всемирной паутины англо-американским ученым Т. Б. Ли в 1990-1992 гг. Гениальность Т. Б. Ли проявилась в первую очередь в глубоком понимании концептуальной структуры Сети.

Поисковая система - это программно-аппаратный комплекс, предоставляющий возможность поиска документов в Интернете. Программная часть поисковой системы, обеспечивающая ее функциональность, называется поисковой машиной. Основным критерием качества работы поисковой системы является релевантность, т.е. степень соответствия найденного запросу. Согласно многочисленным опросам, на сегодняшний день самой популярной поисковой системой является Google. Универсальной поисковой системы, разумеется, не существует. К новому знанию ведут различные поисковые стратегии. Всегда важно помнить, что любой поиск ведется не случайно, а в связи с принятым решением. Таким образом, поиск запускает механизм синтеза нового знания, а это невозможно без коммуникации с другими субъектами Сети и, следовательно, без образования того или иного виртуального сообщества людей, например приверженцев поисковой системы Яндекс, столь популярной в Рунете. Как видим, концепты коммуникации, дискурса и сообщества людей получают в информатике специфическую форму.

Выше были рассмотрены концептуальные основания Интернета и Сети. Разумеется, все они претерпели и претерпевают многочисленные метаморфозы. HTML, URL, HTTP, поисковые системы и браузеры имеют многочисленных конкурентов. При желании понять их историю необходимо строить соответствующие проблемные ряды и их интерпретации. Нам же было важно обозначить основные концептуальные узлы Сети, являющиеся достоянием непосредственно самой информатики.

Сегодня пользование сетью стало обыденным делом. Выйти в интернет иной раз проще, чем встать с дивана, чтобы включить телевизор потому, что пульт опять куда-то исчез:). Да что там, многие уже и телевизор не смотрят, ведь в сети есть все необходимое, ну разве что не кормят…пока.

Но кто же придумал то, чем мы пользуемся ежедневно, ежечасно? Вы знаете? Я до сего момента даже не представлял. А придумал интернет Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли. Именно он тот самый изобретатель Всемирной паутины и автор множества других крупнейших разработок в этой области.

Тимоти Джон Бернерс-Ли родился 8 июня 1955 года в Лондоне, в не совсем обычной семье. Его родителями были математики Конвэй Бернерс-Ли и Мэри Ли Вудс, которые вели исследования в области создания одного из первых компьютеров – Manchester Mark I.

Надо сказать, что и само время располагало к различного рода технологическим прорывам в области IT-технологий: за несколько лет до этого Ванневаром Бушем (ученый из США) был предложен так называемый гипертекст. Это уникальное явление, которое представляло собой альтернативу привычной линейной структуре развития, повествования и т.п. и оказало заметное влияние на многие сферы жизни – начиная от науки и заканчивая искусством.

А уже спустя несколько лет после рождения Тима Бернерса-Ли Тед Нельсон выступил с предложением о создании «документальной вселенной», где все тексты, когда-либо написанные человечеством, были бы связаны воедино при помощи того, что мы сегодня назвали бы «перекрестными ссылками». В преддверии изобретения интернета все эти и многие другие события, безусловно, создавали благоприятную почву и наводили на соответствующие размышления.

В возрасте 12 лет родители отдали мальчика в частную школу Эмануэль в городке Вэндсворт, где он проявил интерес к точным наукам. После окончания школы он поступил в колледж при Оксфорде, где вместе с товарищами был уличен в хакерской атаке и за это их лишили права доступа к учебным компьютерам. Это досадное обстоятельство подтолкнуло Тима впервые самостоятельно собрать компьютер на базе процессора М6800, с обычным телевизором вместо монитора и сломанным калькулятором – вместо клавиатуры.

Бернерс-Ли окончил Оксфорд в 1976 году, по специальности «Физика», после чего начал свою карьеру в компании Plessey Telecommunications Ltd. Сферой его деятельности на тот момент были распределенные транзакции. Уже через пару лет он перешел в другую компанию – DG Nash Ltd, где разрабатывал программное обеспечение для принтеров. Именно здесь он впервые создал некий аналог будущей операционной системы, способной работать в режиме многозадачности.

Следующим местом работы стала уже Европейская лаборатория по ядерным исследованиям, расположенная в г. Женева (Швейцария). Здесь, на должности консультанта по ПО, Бернерс-Ли написал программу Enquire (дословный перевод с английского звучит как «дознаватель», «справочная» или «записная книжка»), которая использовала метод случайных ассоциаций. Принцип ее работы, во многом, явился подспорьем для создания Всемирной паутины.

Затем были три года работы в качестве системного архитектора и научная работа в CERN, где он разработал ряд распределенных систем для сбора данных. Здесь же, в 1989 году, им впервые был внедрен проект на основе гипертекста – родоначальник современной сети интернет. Позже этот проект получил название Всемирная паутина (англ. World Wide Web ).

В двух словах, суть его заключалась в следующем: публикация гипертекстовых документов, которые были бы связаны между собой гиперссылками. Это позволяло заметно облегчить поиск информации, ее систематизацию и хранение. Первоначально предполагалось, что проект будет реализован во внутренней сети CERN для локальных исследовательских нужд, как современная альтернатива библиотеки и другим хранилищам данных. При этом, загрузка данных и доступ к ним были возможны с любого компьютера, подключенного к WWW.

Работа над проектом продолжалась с 1991 по 1993 год в виде сбора отзывов пользователей, координации и всевозможных доработок всемирной паутины. В частности, уже тогда были предложены первые версии протоколов URL (как частный случай идентификатора URI), HTTP и HTML. Также был внедрен первый веб-браузер на основе гипертекста World Wide Web и редактор WYSIWYG.

В 1991 году был запущен самый первый веб-сайт, который имел адрес . Его содержанием была ознакомительная и вспомогательная информация относительно Всемирной паутины: как установить веб-сервер, как подключиться к интернету, как пользоваться веб-браузером. Там же размещался интернет-каталог со ссылками на другие сайты.

С 1994 года Бернерс-Ли возглавляет в Лаборатории информатики MIT (сейчас – Лаборатория информатики и искусственного интеллекта, совместно с Массачусетским институтом) кафедру Основателей 3Com, где работает в качестве ведущего исследователя.

В 1994 году при Лаборатории им был основан , который и по сей день осуществляет разработку и внедрение стандартов для сети интернет. В частности, Консорциум работает над тем, чтобы обеспечить Всемирной паутине стабильное и непрерывное развитие – в соответствии с последними требованиями пользователей и уровнем технического прогресса.

В 1999 году вышла знаменитая книга Бернерса-Ли под названием « ». В ней подробно описывается процесс работы над ключевым проектом в жизни автора, рассуждает о перспективах развития интернета и интернет-технологий и обозначает ряд важнейших принципов. Среди них:

— значимость веб 2.0, непосредственного участия пользователей в создании и редактировании контента веб-сайтов (яркий пример Wikipedia и социальные сети);
— тесная взаимосвязь всех ресурсов друг с другом посредством перекрестных ссылок в сочетании с равными позициями каждого из них;
— моральная ответственность ученых, внедряющих те или иные IT-технологии.

С 2004 года Бернерс-Ли – профессор Саутгемптонского университета, где работает над проектом семантической паутины. Она представляет собой новую версию Всемирной паутины, где все данные пригодны для обработки при помощи специальных программ. Это – своего рода «надстройка», предполагающая, что у каждого ресурса будет не только обычный текст «для людей», но и специальным образом закодированный контент, понятный компьютеру.

В 2005 году была издана его вторая книга – «Пройдя семантическую паутину: полное раскрытие потенциала Всемирной паутины».

На настоящий момент Тим Бернерс-Ли имеет звание Рыцаря-Командора от королевы Елизаветы II, является Выдающимся членом Британского компьютерного общества, иностранным членом Национальной академии наук США и многих других. Его труд был отмечен множеством наград, включая Орден заслуг, место в списке «100 величайших умов века» по версии журнала Time Magazine (1999 год), премию «Квадрига» в номинации «Сеть знаний» (2005), премию М.С.Горбачева в номинации «Перестройка» — «Человек, изменивший мир» (2011) и др.

В отличие от многих его успешных собратьев, вроде , или , Бернерс-Ли никогда не отличался особым стремлением монетизировать и получать сверхприбыли от своих проектов и изобретений. Его манеру общения характеризуют как «стремительный поток мысли», сопровождаемый редкими отступлениями и самоиронией. Словом, налицо все признаки гения, живущего в своем собственном, «виртуальном» мире, который, при этом, колоссальным образом повлиял на мир сегодняшний.

Интернет – это система связи и одновременно информационная система – среда общения людей. В настоящее время существует много определений этого понятия. На наш взгляд одним из определений Интернета, наиболее полно характеризующим информационное взаимодействие населения планеты, является: «Интернет–это сложная транспортно–информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки, например, телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны».

Появление Интернета дало толчок развитию новых информационных технологий, ведущих не только к изменению сознания людей, но и мира в целом. Однако всемирная компьютерная сеть не была первым открытием подобного рода. Сегодня Интернет развивается по такой же схеме, как и его предшественники – телеграф, телефон и радио. Однако в отличие от них, он объединил в себе их достоинства – стал не только полезным для связи между людьми, но и общедоступным средством для получения и обмена информацией. Надо добавить, что и возможности не только стационарного, но и мобильного телевидения стали использоваться в Интернете уже в полной мере.

История Интернета начинается примерно в 60-годы XX века.

Первым документальным описанием социального взаимодействия, которое станет возможным благодаря сети, была серия заметок, написанных Дж. Ликлайдером. В этих заметках обсуждалась концепция «Галактической сети» («Galactic Network»). Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. По духу эта концепция очень близка к современному состоянию Интернет.

Леонард Клейнрок в июле 1961 г. опубликовал первую статью по теории пакетной коммутации. В статье он представил преимущества своей теории перед существующим принципом передачи данных – коммутацией каналов. В чем различие этих концепций? При коммутации пакетов – отсутствует физическая связь между двумя оконечными устройствами (компьютерами). При этом необходимые для передачи данные разбиваются на части. К каждой части присоединяется заголовок, содержащий полную информацию о доставке пакета по назначению. При коммутации каналов на время передачи информации два компьютера физически соединяются « каждый с каждым». В период соединения происходит передача всего объема информации. Это соединение сохраняется до окончания передачи информации, т. е. также как это и было при передаче информации по аналоговым системам, обеспечивающим коммутацию соединений. При этом коэффициент использования информационного канала минимален.

Для проверки концепции пакетной коммутации каналов Лоренс Робертс и Томас Мерилл в 1965 году соединили компьютер TX-2 в Массачусетс с компьютером Q-32 в Калифорнии с помощью низкоскоростных телефонных коммутируемых линий. Таким образом, была создана первая в истории (хотя и маленькая) нелокальная компьютерная сеть. Результатом эксперимента стало понимание того, что компьютеры с разделением по времени могут успешно работать вместе, выполняя программы и осуществляя выборку данных на удаленной машине. Стало ясно и то, что телефонная система с коммутацией каналов (соединений) абсолютно непригодна для построения компьютерной сети.

В 1969 американское агентство ARPA (Агентство передовых исследовательских проектов) занялось исследованиями по созданию экспериментальной сети «с коммутацией пакетов». Эта сеть была создана и получила наименование ARPANET, т.е. сеть агентства передовых исследовательских проектов. Эскиз сети ARANET, состоящий из четырех узлов – эмбрион Интернета представлен на рис. 6.1 .

На этой ранней стадии велись исследования, как по сетевой инфраструктуре, так и по сетевым приложениям. Одновременно велись работы по созданию функционально полного протокола межкомпьютерного взаимодействия и другого сетевого программного обеспечения.

В декабре 1970 года сетевая рабочая группа (Network Working Group, NWG) под руководством С. Крокера завершила работу над первой версией протокола, получившего название Протокол управления сетью (Network Control Protocol, NCP). После того, как в 1971 – 1972 годах были выполнены работы по реализации NCP на узлах ARPANET, пользователи сети, наконец, смогли приступить к разработке приложений.

В 1972 году появилось первое приложение – электронная почта.

В марте 1972 г. Рэй Томлинсон написал базовые программы пересылки и чтения электронных сообщений. В июле этого же года Робертс добавил к этим программам возможности выдачи списка сообщений, выборочного чтения, сохранения в файле, пересылки и подготовки ответа.

С тех пор электронная почта стала крупнейшим сетевым приложением. Для своего времени электронная почта стала тем же, чем в наши дни является Всемирная паутина – исключительно мощным катализатором роста обмена всех видов межперсональных потоков данных.

В 1974 году Internet Network Working Group (INWG) представила универсальный протокол передачи данных и объединения сетей – TCP/IP. В современном Интернете используется именно этот протокол.

Тем не менее, переход ARPANET с протокола NCP на TCP/IP состоялся только 1 января 1983 года. Это был переход в стиле «Дня X», требующий одновременных изменений на всех компьютерах. Переход тщательно планировался всеми заинтересованными сторонами в течение нескольких предшествующих лет и прошел на удивление гладко (однако, он привел к распространению значка «Я пережил переход на TCP/IP»). В 1983 году перевод ARPANET с NCP на TCP/IP позволил разделить эту сеть на MILNET, собственно сеть для военных нужд, и ARPANET, использовавшуюся в исследовательских целях.

В этом же году произошло еще одно важное событие. Пол Мокапетрис (Paul Mockapetris) разработал доменную систему имен (Domain Name System, DNS). Эта система позволила создать масштабируемый распределенный механизм для отображения иерархических имен компьютеров (например, www.acm.org) в Интернет–адресах.

В этом же 1983 году в университете Висконсии был создан сервер доменных имен (Domain Name Server, DNS). Данный сервер (DNS) автоматически и скрытно от пользователя обеспечивает перевод словарного эквивалент сайта в IP-адрес.

С всеобщим распространением Сети за пределы США появились национальные домены первого уровня ru, uk, ua и т. д.

В 1985 году, Фонд Национальной Науки (NSF) принял участие в создании собственной сети NSFNet, которая вскоре была подключена к Интернету. Первоначально в состав NSF входили 5 суперкомпьютерных центров, впрочем, меньше, чем в APRANET, а скорость передачи данных в каналах связи не превышала 56 кбит/с. В то же время, создание NSFNet стало заметным вкладом в развитие Интернет, поскольку позволило по-новому взглянуть на то, как можно использовать Интернет. Фонд поставил задачу, чтобы каждый ученый, каждый инженер в США оказались «подключенным» к единой сети, а потому приступили к созданию сети с более быстрыми каналами, которая бы объединила многочисленные региональные и локальные сети.

На основе технологии ARPANET в 1986 г. была создана сеть NSFNET (the National Science Foundation NETwork – Сеть Национального научного фонда), в создании которой приняли непосредственное участие NASA и Министерство энергетики. Было соединено шесть крупных научно-исследовательских центров, оснащенных новейшими суперкомпьютерами, расположенных в разных регионах США. Основной целью этой сети было предоставление научным центрам США доступа к суперкомпьютерам, на основе опорной межрегиональной сети. Сеть работала на базовой скорости 56 Кбит/с. При создании сети стало очевидным, что не стоит даже и пытаться соединить все университеты и исследовательские организации непосредственно с центрами, т. к. проложить такое количество кабеля не только очень дорого, но практически невозможно. Поэтому решили создавать сети по региональному принципу. В каждой части страны заинтересованные учреждения соединялись со своими ближайшими соседями. Получившиеся цепочки подсоединялись к суперкомпьютерным центрам через один из своих узлов, таким образом, суперкомпьютерные центры были соединены вместе. При такой конструкции любой компьютер мог связаться с любым другим, передавая сообщения через соседей .

Одна из проблем, существовавшая в то время, заключалась в том, что ранние сети (в том числе ARPANET) строились целенаправленно в интересах узкого круга заинтересованных организаций. Они должны были использоваться замкнутым сообществом специалистов; как правило, этим работа сетей и ограничивалась. Особой потребности в совместимости сетей не было, соответственно, не было и самой совместимости. В это же время в коммерческом секторе начали появляться альтернативные технологии, такие как XNS от компании Xerox, DECNet, а также SNA от IBM. Поэтому под эгидой DARPA NSFNET, совместно со специалистами из подведомственных тематических групп по технологии и архитектуре Интернета (Internet Engineering and Architecture Task Forces) и членами Сетевой технической консультативной группы NSF, были разработаны «Требования к Интернет-шлюзам». Эти требования формально гарантировали совместимость частей Интернета, находящихся в ведении DARPA и NSF. Помимо выбора TCP/IP как основы NSFNet федеральные агентства США приняли и реализовали ряд дополнительных принципов и правил, сформировавших современный облик Интернета. Что очень важно, NSFNET проводило политику «всеобщего и равного доступа в Internet». В самом деле, чтобы американский университет мог получить от NSF средства на подключение к Интернету, он, как было записано в программе NSFNet, «должен обеспечить доступность этого подключения для всех подготовленных пользователей в университетском городке» .

NSFNET поначалу работала вполне успешно. Но настало время, когда она перестала справляться с возросшими потребностями. Сеть, созданная для пользования суперкомпьютерами, позволяла подключенным организациям пользоваться и множеством информационных данных к суперкомпьютерам не относящимся. Пользователи Сети в научных центрах, университетах, школах и т. п. поняли, что им теперь доступно море информации и что они получили непосредственный доступ к своим коллегам. Поток сообщений в Сети нарастал все быстрее и быстрее, пока, в конце концов, не перегрузил управляющие сетью компьютеры и связывающие их телефонные линии.

В 1987 г. NSF передала компании Merit Network Inc. контракт, по которому Merit при участии IBM и MCI должна была обеспечивать управление опорной сетью NSFNET, осуществить переход на более скоростные каналы Т-1 и продолжить ее развитие. Растущая опорная сеть уже объединяла более 10 узлов.

В 1990 году понятия ARPANET, NFSNET, MILNET и др. окончательно ушли со сцены, уступив место понятию Интернет.

Размах сети NSFNET в сочетании с качеством протоколов привели к тому, что к 1990 году, когда окончательно разукомплектовали ARPANET, семейство TCP/IP вытеснило или значительно потеснило во всем мире большинство других протоколов глобальных компьютерных сетей, а IP уверенно становился доминирующим сервисом транспортировки данных в глобальной информационной инфраструктуре.

В 1990 г. Европейская организация по ядерным исследованиям (European Organization for Nuclear Research) организовала крупнейший Интернет-сайт в Европе и обеспечила доступ в Интернет Старого света. С целью оказания помощи в продвижении и содействия концепции распределенных вычислений через Интернет CERN (Швейцария, Женева) Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) разработал технологию гипертекстовых документов – World Wide Web (WWW), позволяющую пользователям иметь доступ к любой информации, находящейся в сети Интернет на компьютерах по всему миру.

В основе технологии WWW лежат: определение спецификаций URL (Universal Resource Locator, всеобщий указатель ресурса), HTTP (HyperText Transfer Protocol, протокол передачи гипертекста) и собственно язык HTML (HyperText Markup Language, язык разметки гипертекста). Текст можно разметить в HTML с помощью любого текстового редактора. Страницу, размеченную в HTML, часто называют Web-страницей. Для просмотра Web-страницы используется клиентское приложение – Web-браузер.

В 1994 г. образовался консорциум W3C (W3 Consortium), который объединил ученых из разных университетов и компаний (в том числе Netscape и Microsoft). С этого времени комитет стал заниматься всеми стандартами в мире Интернета. Первым шагом организации стала разработка спецификации HTML 2.0. В данной версии появилась возможность передачи информации с компьютера пользователя на сервер с помощью форм. Следующим шагом стал проект HTML 3, работа над которым началась в 1995 г. Впервые была введена система CSS (Cascading Style Sheets, иерархические таблицы стилей). CSS позволяет осуществить форматирование текста без нарушения логической и структурной разметки. Стандарт HTML 3 так и не был утвержден, вместо него был создан и принят в январе 1997 г. HTML 3.2. Уже в декабре 1997 г. W3C принимает стандарт HTML 4.0, в котором идет разделение на логические и визуальные теги.

К 1995 году темпы роста сети Интернет показали, что регулирование вопросов подключения и финансирования не может находиться в руках одного NSF. В 1995 году произошла передача региональным сетям оплаты за подсоединение многочисленных частных сетей к национальной магистрали.

Интернет вырос далеко за пределы того, каким его видели и проектировали, он перерос те агентства и организации, которые его создавали, они более не могли играть в его росте доминирующую роль. Сегодня это мощная всемирная сеть связи, основанная на распределенных коммутационных элементах - хабах и каналах связи. С 1983 года Интернет растет по экспоненте, и едва ли ни одна деталь сохранилась с тех времен, – Интернет все еще работает на основе набора протоколов TCP/IP.

Если термин «Интернет» первоначально использовался для описания сети, построенной на базе Интернет – протокола IP, то сейчас это слово приобрело глобальный смысл и лишь иногда применяется в качестве названия набора объединенных сетей. Строго говоря –Интернет, это любой набор отдельных в физическом смысле сетей, которые соединены между собой единым протоколом IP, что позволяет говорить о них, как об одной логической сети. Бурный рост Интернет, вызвал повышенный интерес к протоколам TCP/IP, в итоге появились специалисты и компании, которые нашли для него и ряд других приложений. Этот протокол начал использоваться для построения локальных вычислительных сетей (LAN - Local Area Network) даже тогда, когда не предусматривалось их подключение к сети Интернет. Кроме того, TCP/IP стал применяться при создании корпоративных сетей, которые взяли на вооружение Интернет – технологии, в том числе WWW (World Wide Web) – мировую паутину, чтобы наладить эффективный обмен внутрикорпоративной информацией. Эти корпоративные сети получили название «Интранет» и могут либо подключаться, либо нет к сети Интернет.

Изобретателем всемирной паутины считается Тим Бернерс-Ли, являющийся автором технологий HTTP, URI/URL и HTML . В 1980 году он для собственных нужд написал программу «Энквайр» («Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины. В 1989 году Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, теперь известный как Всемирная паутина. Проект подразумевал публикацию гипертекстовых документов, связанных между собой гиперссылками, что облегчило бы поиск и консолидацию информации для учёных. Для осуществления проекта им были изобретены идентификаторы URI, протокол HTTP и язык HTML. Это технологии, без которых уже нельзя себе представить современный Интернет. В период с 1991 по 1993 год Бернерс-Ли усовершенствовал технические спецификации этих стандартов и опубликовал их. Им был написал первый в мире веб-сервер «httpd» и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся «WorldWideWeb». Этот браузер был одновременно и WYSIWYG-редактором (сокр. от англ. What You See Is What You Get – что видишь, то и получишь), его разработка была начата в октябре 1990 года, а закончена в декабре того же года. Программа работала в среде «NeXTStep» и начала распространяться по Интернету летом 1991 года. Первый в мире Web –сайт Бернерс-Ли создал по адресу http://info.cern.ch/, теперь сайт хранится в архиве. Этот сайт появился он-лайн в Интернете 6 августа 1991 года. На этом сайте описывалось, что такое Всемирная паутина, как установить Web –сервер, как использовать браузер и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

С 1994 года основную работу по развитию Всемирной паутины взял на себя Консорциум Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C), основанный Тимом Бернерсом-Ли. Данный Консорциум – организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Интернета и Всемирной паутины. Миссия W3C: «Полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины, путём создания протоколов и принципов, гарантирующих долгосрочное развитие Сети». Две другие важнейшие задачи Консорциума – обеспечить полную «интернационализа́цию Сети́» и сделать Сеть доступной для людей с ограниченными возможностями.

W3C разрабатывает для Интернета единые принципы и стандарты (называемые «Рекоменда́циями», англ. W3C Recommendations), которые затем внедряются производителями программ и оборудования. Таким образом достигается совместимость между программными продуктами и аппаратурой различных компаний, что делает Всемирную сеть более совершенной, универсальной и удобной. Все Рекомендации Консорциума Всемирной паутины открыты, то есть не защищены патентами и могут внедряться любым человеком без всяких финансовых отчислений консорциуму.

В настоящее время всемирную паутину образуют миллионы Web –серверов сети Интернет, расположенных по всему миру. Web –сервер является программой, запускаемой на подключённом к сети компьютере и использующей протокол HTTP для передачи данных. В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные Web–серверы способны динамически распределять ресурсы в ответ на HTTP-запрос. Для идентификации ресурсов (зачастую файлов или их частей) во Всемирной паутине используются единообразные идентификаторы ресурсов URI (англ. Uniform Resource Identifier). Для определения местонахождения ресурсов в сети используются единообразные локаторы ресурсов URL (англ. Uniform Resource Locator). Такие URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI и систему доменных имён DNS (англ. Domain Name System) – доменное имя (или непосредственно IP-адрес в числовой записи) входит в состав URL для обозначения компьютера (точнее – одного из его сетевых интерфейсов), который исполняет код нужного Web –сервера .

Для просмотра информации, полученной от Web –сервера, на клиентском компьютере применяется специальная программа – Web –браузер. Основная функция Web –браузера – отображение гипертекста. Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссы́лки. Большая часть информации в Webе представляет из себя именно гипертекст. Для облегчения создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине традиционно используется язык HTML (англ. HyperText Markup Language), язык разметки гипертекста. Работа по разметке гипертекста называется вёрсткой, мастера по разметке называют веб-мастером. После HTML-разметки получившийся гипертекст помещается в файл, такой HTML-файл является самым распространённым ресурсом Всемирной паутины. После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует веб-сайт. В гипертекст веб-страниц добавляются гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Гиперссылки «веба» основаны на технологии URL.

В целом можно заключить, что Всемирная паутина стоит на «трёх китах»: HTTP, HTML и URL. Хотя в последнее время HTML начал несколько сдавать свои позиции и уступать их более современным технологиям разметки: XHTML и XML. XML (англ. eXtensible Markup Language) позиционируется как фундамент для других языков разметки. Для улучшения визуального восприятия веба стала широко применяться технология CSS, которая позволяет задавать единые стили оформления для множества веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, – система обозначения ресурсов URN (англ. Uniform Resource Name).

Популярная концепция развития Всемирной паутины – создание семантической паутины. Семантическая паутина – это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина – это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру. Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования. Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов. Новинки в этой области – это RDFS (англ. RDF Schema) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language) (произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

В настоящее время наметились две тенденции в развитии Всемирной паутины: семантическая паутина и социальная паутина. Семантическая паутина предполагает улучшение связности и релевантности информации во Всемирной паутине через введение новых форматов метаданных. Социальная паутина полагается на работу по упорядочиванию имеющейся в Паутине информации, выполняемую самими пользователями Паутины. В рамках второго направления наработки, являющиеся частью семантической паутины, активно используются в качестве инструментов (RSS и другие форматы веб-каналов, OPML, микроформаты XHTML).

Одним из самых современных и экономичных видов связи стала Интернет-телефония. Днем ее рождения можно считать 15 февраля 1995 года, когда фирма VocalTec выпустила свой первый soft-phone – программу, служащую для обмена голосом по сети IP. Затем Microsoft выпустил в октябре 1996 года первую версию NetMeeting. А уже в 1997 году стали вполне обычными соединения через Интернет двух обычных телефонных абонентов, находящихся в совершенно разных местах планеты.

Почему обычная междугородная и международная телефонная связь так дорога? Объясняется это тем, что во время разговора абонент занимает целый канал связи, причем не только когда говорит или слушает собеседника, но и когда молчит или отвлекается от разговора. Так происходит при передаче голоса по телефону обычным аналоговым способом.

При цифровом же способе информацию можно передавать не непрерывно, а отдельными «пакетами». Тогда по одному каналу связи можно посылать информацию одновременно от многих абонентов. Этот принцип пакетной передачи информации подобен перевозке множества писем с разными адресами в одном почтовом вагоне. Ведь не «гоняют» же один почтовый вагон для перевозки каждого письма в отдельности! Такое временное «пакетное уплотнение» позволяет намного эффективнее использовать существующие каналы связи, «сжимать» их. На одном конце канала связи информация делится на пакеты, каждый из которых, подобно письму, снабжается своим индивидуальным адресом. По каналу связи пакеты многих абонентов передаются «вперемежку». На другом конце канала связи пакеты с одним адресом снова объединяются и направляются своему адресату. Такой пакетный принцип широко используется в сети Интернет .

Имея персональный компьютер, звуковую карту, совместимые с ней микрофон и наушники (или звуковые колонки), абонент может с помощью Интернет-телефонии позвонить любому абоненту, у которого имеется обычный городской телефон. При этом разговоре он также будет платить только за пользование Интернетом. Перед началом пользования Интернет-телефонией абоненту – владельцу персонального компьютера необходимо установить на него специальную программу.

Для пользования услугами Интернет-телефонии не обязательно иметь персональный компьютер. Для этого достаточно иметь обычный телефон с тональным набором. В этом случае каждая набранная цифра уходит в линию не в виде разного количества электрических импульсов, как при вращении диска, а в виде переменных токов разной частоты. Такой тоновый режим есть в большинстве современных телефонных аппаратов. Для пользования Интернет-телефонией с помощью телефонного аппарата нужно купить кредитную карточку, и позвонить на мощный центральный компьютер-сервер по указанному на карточке номеру. Затем автомат сервера голосом (по выбору на русском или английском языке) сообщает команды: набрать с помощью кнопок телефонного аппарата серийный номер и ключ карточки, набрать код страны и номер своего будущего собеседника. Далее сервер превращает аналоговый сигнал в цифровой, отправляет его в другой город, в находящийся там сервер, который снова преобразует цифровой сигнал в аналоговый и отправляет его нужному абоненту. Собеседники разговаривают как по обычному телефону, правда, иногда чувствуется небольшая (на доли секунды) задержка ответа. Напомним, что для экономии каналов связи голосовая информация передается «пакетами» цифровых данных: ваша голосовая информация расчленяется на отрезки, пакеты, называемые Интернет-протоколами (IP).

В 2003 году была создана программа Skype (www.skype.com), совершенно бесплатная и не требующая от пользователя практически никаких знаний ни для ее установки, ни для использования. Она позволяет разговаривать в режиме видеосопровождения с собеседниками, находящимися у своих компьютеров в разных концах света. Для того чтобы собеседники могли видеть друг друга, компьютер каждого из них должен быть снабжен web-камерой.

Вот такой длинный путь в развитии средств связи проделало человечество: от сигнальных костров и барабанов до сотового мобильного телефона, который позволяет практически мгновенно связаться двум людям, находящимся в любых точках нашей планеты. При этом, несмотря на различные расстояния, у абонентов создается ощущение личного общения.

Уже сегодня количество пользователей Интернета достигает 3,5 миллиарда человек, а это почти половина населения Земли. И, конечно же, всем известно, что Всемирная паутина окончательно окутала нашу планету . Но до сих пор далеко не все могут сказать, есть ли различие между понятиями Интернет и Всемирная паутина. Как ни странно, многие абсолютно уверенны, что это синонимы, но прошаренные ребята могут привести доводы, которые эту уверенность поубавят.

Что такое Интернет?

Не вдаваясь в сложные технические подробности, можно сказать, что Интернет – это система, которая объединяет компьютерные сети по всему миру . Компьютеры подразделяются на две группы – клиенты и серверы.

Клиентами называют обычные пользовательские устройства, куда входят и персональные компьютеры, и ноутбуки, и планшеты, и, конечно же, смартфоны. Они отправляют запрос, получают и отображают информацию.

Всю информацию хранят сервера, которые могут классифицироваться по разным назначениям:

  • веб-сервера,
  • почтовые,
  • чаты,
  • системы трансляции радио и телевидения,
  • обмен файлами.

Серверами являются мощные компьютеры, работающие непрерывно. Кроме хранения информации они получают запросы от клиентов и отправляют необходимый ответ. При этом обрабатывают они сотни таких запросов.

Ещё в нашем кратком ликбезе необходимо упомянуть стоит упомянуть интернет-провайдеров , которые обеспечивают связь клиента и сервера. Провайдер – это такая организация со своим интернет-сервером, к которому подключены все её клиенты. Провайдеры обеспечивают связь по телефонному кабелю, выделенному каналу или беспроводной сети.

Вот таким образом вы попадаете в Интернет

Можно ли обойтись без провайдера и напрямую подключиться к сети Интернет? Теоретически можно! Вам придётся стать самому себе провайдером и потратить за огромную сумму денег, чтобы добраться к центральным серверам. Так что не ругайте сильно своего поставщика интернета за высокие тарифы – этим ребятам тоже нужно оплачивать многие вещи и тратиться на обслуживание оборудования.

Всемирная паутина опутала весь мир

World Wide Web или просто web – «паутина». Фактически она представлена огромным количеством страниц, которые связанны между собой. Эта связь обеспечивается ссылками, посредством которых можно переходить из одной страницы на другую, даже если она расположена другом компьютере, подключённом к .

Всемирная паутина – самая популярная и большая служба Интернета

Всемирная паутина для своей работы использует специальные веб-серверы. На них хранятся веб-страницы (одну из них вы видите сейчас). Страницы, связанные ссылками, имеющие с общую тематику, внешний вид, и обычно расположенные на одном сервере называются веб-сайтом.

Для просмотра страниц и документов паутины используются специальные программы – браузеры.

Именно Всемирная паутина включает в себя форумы, блоги и социальные сети. А вот непосредственно её работу и существование обеспечивает сеть Интернет…

Велико ли различие?

На самом деле разница между Интернетом и Всемирной паутиной достаточно большая. Если Интернет – это огромная сеть, связующая миллионы компьютеров по всей планете для совместного использовании информации, то Всемирная паутина лишь один из способов обмена этой информацией. Кроме обеспечения работы World Wide Web, Интернет позволяет использовать электронную почту и различные мессенджеры, а также передавать файлы по по FTP-протоколу,

Интернет – это то, что связывает многочисленные компьютерные сети.

Всемирная паутина – это все страницы, которые хранятся на специальных серверах Интернета.

Заключение

Теперь вы знаете, что Всемирная сеть Интернет и Всемирная паутина – вещи разные. А самое главное, вы сможете блеснуть умом и объяснить друзьям в чём заключается эта разница.