Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Функция знаков препинания между частями сложного предложения - сочинение по литературе
Пунктуация служит целям общения между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает различные значения и оттенки своей речи, читающий же, видя знаки препинания в тексте, воспринимает то, что хотел сказать пишущий.
А так как все пишущие выступают в роли читателя, и наоборот, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся русским языком.
Если бы писатель не разделил точками предложения в данном тексте, то читатель ничего не понял бы, а также если бы писатель не поставил бы запятые в предложении … , то его так же было бы трудно понять.
Итак, можно с уверенностью сказать, что всякое правило о знаках препинания это своего рода договор между пишущим и читающим.
Можно ли представить письменную речь без знаков препинания?
Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Первая функция знаков препинания – смысловая. С помощью знаков препинания автор акцентирует внимание читателя, направляя его творческую фантазию в нужное русло. Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. А в предложении 17 точка с запятой вносит не только интонацию перечисления, но и разделяет два простых предложения в составе сложного, помогая, таким образом, с помощью слов передать зрительный образ пути – движения, динамику событий: мы путешествуем вместе с автором – повествователем!
Многоточие в конце 17 предложения употреблено не случайно. Оно заставляет замедлить темп чтения, представить значительность, величие и таинственность грядущего. Если бы не было многоточия, не было бы и мурашек на коже после этих слов!
Вторая функция знаков препинания - интонационная. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!». В 16 предложении восклицательный знак передаёт побудительную интонацию, авторское чувство восторга, восхищения от увиденного. Предложение без восклицательного знака потеряло бы свою красоту!
Третья функция знаков препинания – синтаксическая. С помощью точек разделяются предложения в тексте, с помощью запятых выделяются однородные члены, простые предложения в составе сложного, обращения, междометия. Абзац служит для деления текста на микротемы. В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.
В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др.
Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.
Зачем нужны запятые?
Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении … («…») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении … («…») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)
Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».
Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.
Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.
Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
Зачем нужно тире?
Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.
Также оно может отделять прямую речь от слов автора.
Тире используется в бессоюзном сложно предложении.
Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.
Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
Зачем нужна пунктуация?
Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.
Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.
Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)
Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.
Зачем нужна орфография?
Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.
Без орфографии в языке не обойтись.
Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …,) А если бы мы написали это слово «…», то предложением получило бы совсем другой смысл. …
Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.
Роль архаизмов в речи
Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов.
Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.
Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
Сочинения, предоставленные в этой статье, были актуальны в прошлом году! На сегодняшний день задание С2.1 претерпело изменения!
Пожалуй, наибольшие затруднения у 9-классников вызывают задания С2.1 и С2.2 экзаменационного теста - написание сочинения-рассуждения.
Данная статья содержит 9 образцов сочинения на тему "Зачем нужны знаки препинания?" Прочитайте их внимательно. Обратите внимание на вступление, аргументы, заключение. Как говорят, лучше один раз увидеть...
Образец 1
Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно.
Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков завершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между однородными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).
Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предложении 25 многоточие указывает на интонацию незавершенности.
В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
Вот и в тексте В. Крапивина знаки препинания помогают передать смысл. В предложении 22 (Хотя... посмел бы он?) многоточие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начинает сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.
Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
Образец 2
Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
Образец 3
Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.
Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.
Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
Образец 4
Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.
Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».
В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.
В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..
Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.
Образец 5
Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?
Русская пунктуация очень значима и экспрессивна.
Возьмём обыкновенную запятую. Кажется, самый простой знак. А она может перечислять, выделять, разделять. Например, в предложении (№…) она выделяет обособленное определение, обособленное обстоятельство, вводное слово. В предложениях (№….) разделяет однородные члены; в предложении (№…) отделяет простые предложения в составе сложного.
Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, в предложении (№…) восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы внимания, как красив, выразителен единственный листочек дерева.
Знаки препинания настолько выразительны, что могут служить художественным образом:
Дайте полные неба речные затоны,
В острых искорках звёзд,
И откосы крутые,
Я в полях предвечерних травинки не трону,
Лишь помечу кой-где запятые…
Риторический вопрос (№…) заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором. Как правило, риторический вопрос не требует ответа.
Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.
Образец 6
Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.
В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении (№...) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении (№...) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.
Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.
Образец 7
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без пунктуационных знаков. Они стали настолько привычны для нас, что иногда мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем роль пунктуации в письменной речи огромна.
Знаки препинания могут выполнять разделительную, выделительную, интонационную, смысловую функции. Для текста К.Паустовского характерно разнообразие пунктуационных знаков. Например, точка – это знак разделения . С помощью неё в конце предложений 1, 2, 3, 4, 5 и др. автор показывает границу между высказываниями.
Очень важна выделительная функция знаков препинания. Так, в предложении 3 с помощью запятой выделено вводное слово «пожалуй», а в предложении 24 - вводное слово «может» и уточняющее обстоятельство «под молоденькой сосной».
В заключение хотелось бы сказать, что Антон, конечно же, прав: без знаков препинания действительно обойтись невозможно.
Образец 8
Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания. На мой взгляд, на письме без знаков препинания обойтись невозможно.
Так, например, восклицательный знак выполняет интонационную функцию . Примером могут служить предложения 21, 22, 28. В них с помощью восклицательного знака передаётся эмоциональное состояние говорящего.
Кроме того, одной из самых распространённых функций знаков препинания является разделительная функция . В предложении 2 запятая разделяет части сложносочинённого предложения, а в предложении 20 – однородные сказуемые.
Многообразие функций знаков препинания позволяет сделать вывод о том, что пунктуация очень важна в письменной речи.
Образец 9
Трудно не согласиться с мыслью Антона о том, что без знаков препинания на письме не обойтись, потому что они выполняют разные функции и помогают понять смысл написанного.
Разделительная функция пунктуационных знаков является, безусловно, одной из самых распространённых. Она характерна для знаков конца предложения, а также для запятой, двоеточия, тире. В предложении 31 из текста К.Паустовского двоеточие разделяет ряд однородных подлежащих и обобщающее слово.
Выделительная функция тоже не менее важна. Её часто могут выполнять запятая и тире. Так, например, с помощью двойного тире в предложении 11 оформляется вставное предложение. В предложении 5 запятые выделяют обособленное определение «рождавшейся в тайниках сознания», выраженное причастным оборотом.
Таким образом, пунктуация - это действительно важный раздел языкознания, роль которого в письменной речи огромна.
По материалам Интернета
Исходный текст:
(1) Сказать, что Стася Михальская не любила своего отца, было бы несправедливо.
(2) Она любила его, почитала, как человека, заботящегося о ней и брате, сильного, преданного делу своей… науке, – но и побаивалась.
(3) Стася знала, что и отец её очень сильно любит, но старается скрыть это в воспитательных целях.
(4) В глубинах её детской памяти сохранилось ощущение каких-то иных отношений с отцом. (5) Иногда Стася видела себя во сне маленькой девочкой, как, вскарабкавшись на колени отца, прижавшись к нему, она смотрела на огонь, словно вьющийся в камине, вдыхала родной запах домашней фланелевой рубашки отца, чувствовала сильные, осторожные руки, сомкнувшиеся за её спиной.
(6) Вероятно, когда-то всё так и было – камин, напевно бормочущий свою огненную сказку, нежность отца, проникающая в её детское сердце, – но в какой-то момент резко закончилось.
(7) Сколько ей было лет тогда, Стася не помнила, но помнила, что однажды по привычке потянулась к отцу, и вдруг его лицо исказилось, и он, вскрикнув что-то гневное, стряхнул её с коленей, как котенка.
(8) Стася упала, ударилась затылком о пол.
(9) Отец был ужасно напуган её плачем, схватил на руки, разрыдался – такое проявление слабости было ему вообще-то несвойственно.
(10) Но с тех пор девочка не повторяла попыток взобраться к отцу на колени.
(11) Она по-прежнему чувствовала его любовь к себе, но с той поры между ними как будто встало прозрачное стекло: каждое Стасино движение к отцу было чревато болью, каждое его движение к ней разбивалось о невидимую преграду.
(12) А вот о том, что мама её не любила, было известно всем: и отцу, и Марианне, и Стефану, маминому любимцу.
(13) Мама тоже заботилась о ней, внимательно следила за Стасиным питанием, здоровьем, настроением, времяпрепровождением, учёбой; то же самое делала она и для сына.
(14) Но в каждом её жесте, взгляде, обращённом к Стефану, мама словно оживала, светилась изнутри, таяла от нежности, а всё, что она делала для Стаси, было продиктовано автоматической необходимостью, скучной обязательностью.
(По В.Ветковской)
C2 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в сложном предложении.
В сложных предложениях без знаков препинания обойтись невозможно…
Зачем нужны запятая, двоеточие, тире, точка с запятой в сложных предложениях? Неужели без них нельзя обойтись? Попробуй разберись, какой знак препинания ставить...
Помогите Антону доказать его точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение: «Какова роль знаков препинания в сложном предложении?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В.Ветковской.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания в сложном предложении. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
Сочинение
В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.
Во-первых, в сложных синтаксических конструкциях знаки препинания нередко служат для разделения частей. Рассмотрим предложение 13 из текста В.Ветковской. В нём точка с запятой разделяет части бессоюзной сложной конструкции. В разделительной функции употребляется также запятая перед союзом «а» в предложении 14, перед союзом «но» в предложении 11. Здесь запятые отделяют друг друга части сложных синтаксических конструкций, связанные сочинительной связью.
Во-вторых, в сложноподчинённых предложениях запятые могут выполнять выделительную функцию. Аргументом этому служат предложения 1, 12, 14 и др. В них с помощью запятых выделяются придаточные предложения («что Стася Михальская не любила своего отца», «что мама её не любила», «что она делала для Стаси»).
Двоеточие и тире в сложных предложениях могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, в предложении 9 тире не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и сигнализирует о том, что во второй части предложения сообщается вывод к сказанному в первой части. Двоеточие в предложении 11, выполняя разделительную функцию, предупреждает о том, что следующая после знака препинания часть предложения будет пояснять смысл того, о чём говорится в первой части.
В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста В.Ветковской демонстрируют многофункциональность знаков препинания, которые употребляются в сложных предложениях. Тире, двоеточие, запятая, точка с запятой в сложных предложениях служат для внутреннего членения предложения на части, а также помогают понять смысловые отношения между ними.