Синтаксис if else c. Операторы IF - ELSE

В повседневной жизни часто необходимо принять какое не-будь решение, в зависимости от какого то условия. Например, если на выходные погода будет теплой, то мы поедим на море, иначе, если будет пасмурно, то посидим дома.

В программировании это тоже встречается очень часто. Для этого существуют два условных операторов, это if-else и switch-case . В этой статье я Вам расскажу об операторе if-else, а в следующей статье об switch-case.

Синтаксис условного оператора if-else следующий:


Если условие истина (true), то выполняется код из блока if, иначе, если условие ложь, то выполняется код из блока else.

Для лучшего понимания возьмем такой простой пример, у нас есть некая сумма денег и мы хотим купить автомобиль, и здесь сразу возникает такое условие, если у нас есть достаточно денег то мы можем купить данный автомобиль, иначе не можем.

Var money = 35000; // Допустим у нас есть 35 000 евро //Машину которую мы хотим купить стоит 50 000 евро. И возникает такое условие if(money > 50000){ document.write("Мы можем купить автомобиль"); }else{ document.write("Недостаточно денег для покупки машины"); }

Сохраняем документ, открываем его в браузере и видим, что на странице вывелось такое сообщение "Недостаточно денег для покупки машины". Если же у нас было бы больше 50 000 евро, то выполнился бы код из блока if. Если бы у нас было бы ровно 50 000 евро, то мы также не смогли бы купить автомобиль, потому что 50 000 не больше 50 000. Для того чтобы условие в данном случае было истина, то нужно написать знак больше либо равно (>=).

Замечание! Логическая операция равно пишется двумя знаками равенства (==) . Также присутствует и логическая операция меньше или равно (

использование фигурных скобок

Если присутствует только один оператор то фигурные скобки ставить необязательно, если в блоке больше чем один оператор, то фигурные скобки нужны обязательно.

Пример приведенный выше, будет прекрасно работать и без фигурных скобок, так как в обоих блоках находятся только по одному оператору.

Внутри if можно написать любые логические операции , будь то они простые или сложные. Можно использовать и операторы AND (&&) и OR (||).

Замечание! Присутствие блока else, не является обязательным .

Например, если a равен b, и c равен d, то выводим соответствующее сообщение, иначе если отсутствует блок else, то просто идем дальше, к следующей строчке.

Var a = 4, b = 4, c = 8, d = 8; if((a == b) && (c == d)) document.write("a равен b И c равен d"); document.write("Следующая строчка кода");

Оператор if - else if - else

После блока if, может последовать один и больше блоков else if, и в конце уже блок else. Это удобно в случае, когда нужно использовать больше чем одно условие.


Для лучшего понимания возьмем какой-то пример из повседневной жизни. Например, у нас есть определенное кол-во розеток. Если у нас в комнате только одна розетка, то мы можем подключить только одно устройство, если две розетки то мы можем подключить две устройства и если больше, то мы можем подключить к электрической сети, все устройства из дома.

Теперь перейдем к программированию.

Var socket = 2; // Кол-во розеток в доме if(socket == 1)  document.write("

Мы можем подключить только одно устройство

"); else if(socket == 2){ document.write("

Мы можем подключить только две устройства

"); document.write("

Например телевизор и ноутбук

"); }else{ document.write("

Мы можем подключить к электрической сети все устройства из дома

"); }

В зависимости от значения переменной socket, сработает тот или иной блок кода. Как Вы уже наверняка поняли, что если socket равен 1, то сработает первый блок кода. Если socket равен 2, то сработает второй блок кода и если socket имеет любое другое значение (даже отрицательное число) то сработает третий блок кода.

Сокращенная запись if else

Сокращенную запись можно использовать в случае, когда в зависимости от некого условия, переменная может получить то или иное значение.


Например, если значение переменной a больше значения переменной b, то в переменную x запишем такое сообщение, "Переменная a больше переменной b" , иначе запишем что "Переменная a меньше переменной b".

Var a = 50, b = 100, x; x = (a > b) ? "

Переменная a больше переменной b

" : "

Переменная a меньше переменной b

"; //Выводим полученный результат document.write(x);

Вот и все о чем я хотел Вам сказать в этой статье. Условный оператор if-else используется, нежели в каждом скрипте, поэтому очень важно его знать и понимать. В следующей статье я Вам расскажу об еще одном условном операторе switch-case.

Рассмотрим организацию ввода- вывода и реализацию основных управляющих структур. Любой конкретный алгоритм может быть записан на языке программиррования, использующем только три управляющий структуры: последовательное выполнение, ветвление и повторение.
Последовательное выполнение стль обычно, что мы редко о нем вспоминаем, как об управляющей структуре. Последовательность операторов выполняется в порядке их естественнго расположения в программе, с возможным отклонением для вызова внешнего франмента (функции), но с обязательным возратом в точку вызова.
Ветвление в простейшем случае описывается в языке Си с помощью условного оператора. имеющего вид:
if (выражение)
оператор_1;
else
оператор_2;

где часть else может и отсутствовать. Сначала вычисляется "выражение" в скобках; если оно истинно то выполняется оператор_1 . Если "выражение" ложно (равно нулю - NULL ), то оператор_1 пропускается, а выполняется оператор_2 . Если на месте условно выполняемых операторов должна располагаться группа из нескольких операторов языка, то они заключаются в фигурные скобки - { }. Часто "выражение" в скобках представляет условие, заданное с помощью операций отношений и логических операций. Операции отношения обозначаются в Си следующим образом:

= = равно; ! = не равно; < меньше; > больше;
< = меньше или равно; > = больше или равно.

Символ ! в языке Си обозначает логическое отрицание. Есть еще две логические операции: || означает или, а && - логическое И . Операции отношения имеют приоретет ниже арифметических операций, так что выражение вида k > n%i вычисляется как k > (n%i). Приоритет && выше, чем у ||, но обе логические операции выполняются после операций отношения и арифметических. В сомнительных случаях лучше расставлять скобки.

Для иллюстрации применения условного оператора рассмотрим программу определения большего из трех чисел. Первый if оператор представляет полную условную конструкцию, во втором случае else отсутствует. Обратите внимание, что точка с запятой, завершая оператор присваивания max=x, не нарушает единство if - оператора. Если else - ветвь пропускается во вложенных условиях, возможна неоднозначность их толкования. Во избежание двусмысленностей решают так: else соответствует ближайшему if, не имеющего своего else .

Пример 1.3.

Рассмотрим пример программы, в которой применяются несколько вложенных друг в друга условных операторов. В этой программе сторока float A, B, X объявляет эти три переменные как величины вещественного типа. Форматная строка функции scanf предписывает ввести два вещественные числа, которые станут значениями переменных A и B соответственно.

Пример 1.4

/*РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ AX=B*/
#include
main()
{

float A,B,X;
printf("ВВЕДИ А, В\n");
scanf("%f %f",&A, &B);
if(A!=0)
printf("РЕШЕНИЕ:%f\n", B/A);
else
if(B==0)
printf("X-ЛЮБОЕ ЧИСЛО\n");
else
printf("РЕШЕНИЙ НЕТ\n");
}

Посмотрите, как выглядит ветвление, когда глубина вложенности условных операторов равна трем (пример 1.5). Если хоть одно условие истинно, то все оставшиеся, разумеется, пропускаются. При глубине вложенности условных операторов свыше трех ветвление теряет наглядность и понятность.
Для реализации многозадачного ветвления обычно прибегают к управляющей стркутуре выбор (переключатель) (см. п.9.4). Когда управляющяя структура ветвления становится особенно запутанной, определенную ясность могут внести фигурные скобки. Они обязательны, когда в условном операторе содержится более одного опрератора или функции, например

В некоторых источниках говорится, что оператор выбора if else — самостоятельный оператор. Но это не так, if else — это всего лишь форма записи оператора выбора if . Оператор if else позволяет определить программисту действие, когда условие истинно и альтернативное действие, когда условие ложно. Тогда как if позволял определить действие при истинном условии.

Синтаксис записи оператора выбора if else:

If (/*проверяемое условие*/) { /*тело оператора выбора 1*/; } else { /*тело оператора выбора 2*/; }

Читается так: «Если проверяемое условие истинно, то выполняется тело оператора выбора 1 , иначе (то есть проверяемое условие ложно) выполняется тело оператора выбора 2 «. Обратите внимание на то, как записан оператор if else . Слово else специально сдвинуто вправо для того чтобы программный код был понятен и его было удобно читать.

Рассмотрим задачу с предыдущей темы, с использованием if else . Напомню условие задачи: «Даны два числа, необходимо их сравнить».

// if_else.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { int a, b; cout << "Vvedite pervoe chislo: "; cin >> a; cout << "Vvedite vtoroe chislo: "; cin >> b; if (a >= b) // если a больше либо равно b, то { cout << a << " >= " << b << endl; } else // иначе { cout << a << " <= " << b << endl; } system("pause"); return 0; }

В данном коде нас интересуют строки 14-20 . Эти строки читаются так: если a (первое число) больше либо равно b (второе число), то выполнить оператор вывода в строке 16

Cout << a << " >= " << b << endl;

иначе выполнить оператор вывода в строке 19

Cout << a << " <= " << b << endl;

В данном ифе мы используем операции соотношений >= и <= . Условие перехода не совсем правильно, так как условие будет ложно только в том случае, если первое число будет меньше второго, во всех остальных случаях условие истинно. Значит, строку 19 нужно записать так

cout << a << " < " << b << endl; // в кавычках записать не меньше или равно, а просто меньше.

А вот так сработала программа (см. Рисунок 1).

Vvedite pervoe chislo: 15 Vvedite vtoroe chislo: -4 15 >= -4 Для продолжения нажмите любую клавишу. . .

Рисунок 1 — Оператор выбора if else

Покажу еще один пример использования операторов выбора if else (так называемые вложенные операторы if else для множественного выбора).

Условие задачи:
Составить алгоритм находящий значение y, если у=х, при х<0; у=0, при 0<=х<30; у=х 2 , при х>=30;

// inif_else.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { int x, y; cout << "Vvedite x: "; cin >> x; if (x < 0) { y = x; // выполняется, если х меньше нуля } else { if ((x >= 0) && (x < 30)) { y = 0; // выполняется, если х больше либо равно нуля и меньше 30 } else { if (x >= 30) { y = x * x; // выполняется, если х больше либо равен 30 } } } cout << "y=" << y << endl; system("pause"); return 0; }

В данной задаче возможны три случая:
1-й случай: х < 0 ;
2-й случай: х лежит в пределах от 0 (включая 0) до 30;
3-й случай: х больше или равен 30.

Заметьте новшество!! В 17 строке такую запись: if ((x >= 0) && (x< 30)) , я использовал символы && — это . Операция логического И && необходима для объединения нескольких простых условий в одно составное. В нашем случае необходимо проверить истинность двух условий: первое – x >= 0 , второе – х < 30 . Все проверяемое условие будет истинно, если истинны два простых условия. В математике правильной записью считается такая запись: 0 <= x < 30 , а в С++ правильной записью считается вот такая запись: (x >= 0) && (x < 30) или такая 0 <= x && x < 30 . Кстати круглые скобочки () && () не обязательны, так как условия простые, но для уверенности, я прописываю, всегда, данные скобочки и вам советую.

Разбор частного случая:

Допустим, пользователь ввел число 31. Начиная со строки 12 , выполняется проверка условий. Читается так: «Если х (31 в нашем случае) < 0, то выполнить оператор в строке 14 ». Но так как 31 > 0 условие ложно мы переходим к слову else (иначе) строка 15 . Дальше проверяем, входит ли число 31 в заданный интервал. Читается так: если х>=0 и х<30 то выполнить оператор в строке 19 . Но так как число 31 не входит в заданный интервал, то условие ложно. Подробно строка 17 : программа сначала проверит первое простое условие х >= 0 – оно истинно, а если первое истинно, то программа перейдет к проверке второго простого условия х < 30 – оно ложно. Следовательно всё составное условие ложно, ведь в составном условии у нас используется логическая операция && , а это значит, что все составное условие истинно только в том случае, когда истинны оба простых условия. Переходим к else (иначе), здесь у нас последний if , (строка 22 ). Выполняется проверка х >= 30 . Читается так: Если х >= 30 то выполнить оператор, находящийся в строке 24 . Наконец-то условие истинно, итак выполнился оператор в строке 24 . И строка 28 печатает получившееся значение. Ну, все, рассмотрели программу по мельчайшим деталям. Результат работы программы, в случае, если пользователь ввел число 31 (см. Рисунок 2)


Главное в действие данное оператора - это условие. if в переводе с английского значит если . Условие принимается в качестве аргумента (то что в скобках). В качестве условия может выступать логическое выражение или логическая переменная. Если проще, то смысл выражения будет такой:

If (условие){
условие выполнено, делаем так
}
else
{
условие не выполнено, делаем иначе
}
Надеюсь логика условной операции понятна. Теперь давайте рассмотрим пример.

$a = 5;
$b = 25;

// Теперь внимание! Условие: Если $b больше $a
// Знаки > и < , как и в математике, обозначают больше и меньше
if($b > $a)
{
// если условие выполнено, то выполняем это действие
echo "$b больше $a";
}
else
{
// если не выполнено, то это
echo "$a больше или равно $b";
}
?>
Демонстрация Скачать исходники
В итоге скрипт выведет 25 больше 5 . Пример довольно прост. Надеюсь всё понятно. Теперь предлагаю рассмотреть ситуацию сложнее, где нужно соблюсти несколько условий. Каждое новое условие будет содержать после основного условия if() - вспомогательное, которое записывается как else if() . В конце как обычно будет else .

Задача: В школе проводят тестирование. Скрипту нужно высчитать балл, зная условия получения каждой оценки и сам балл школьника. Давайте посмотрим как это записать, и не забудьте прочитать комментарий.

$test = 82; // допустим школьник написал тест на 82 балла

// первое условие напишем для пятёрки
if($test > 90)
{
// если условие соблюдено, то выполняем это действие.
echo "Оценка 5";
}
// Знак && обозначает "и, объединение", что условие соблюдено если и то, и то верно
// то есть балл меньше 91 и больше 80, тогда 4. Иначе условия считываются дальше
else if ($test < 91 && $test > 80)
{
echo "Оценка 4";
}
else if ($test < 81 && $test > 70)
{
echo "Оценка 3";
}
else
{
echo "Надо бы ещё раз написать тест...";
}
?>
Демонстрация Скачать исходники
Наш школьник, который успевает и отдохнуть, и написать нормально тест получает оценку 4 ! А принцип работы надеюсь понятен.

Возможна и короткая запись работы условной операции, когда Вам нужно действие только в случае соблюдения условия.

$age = 19; // переменная с возрастом

If ($age > 17){
echo "Всё! Мне можно делать всё что угодно! Мне уже $age!";
}
Вполне себе милый пример короткой записи условной операции. else писать не обязательно.

Операторы сравнения в PHP

Принцип работы условной операции понятен. Но, как Вы понимаете, способов сравнить намного больше. Давайте посмотрим ниже на таблицу с операторами сравнения.

Пример Название Результат
$a == $b Равно True, если $a равно $b
$a === $b Идентично True, если $a равно $b и обе переменных принадлежат одному типу
$a != $b Не равно True, если $a не равно $b
$a === $b Не идентично True, если $a не равно $b и оба их типа не совпадают
$a > $b Больше чем True, если $a больше, чем $b
$a < $b Меньше чем True, если $a меньше, чем $b
$a >= $b Больше или равно True, если $a больше или равно $b
$a <= $b Меньше или равно True, если $a меньше или равно $b
Теперь рассмотрим операторы на примерах :

// вопреки привычке = значит присваивание значение переменной, а == как равно
if ($a == 5){
echo "$a равно 5"; // выведет "5 равно 5"
} else {
echo "$a не равно 5";
}

If ($a != 6){
echo "$a не равно 6"; // выведет "5 не равно 6". Нужно в случае отрицания
} else {
echo "$a каким-то образом равно 6";
}

// с больше и меньше думаю всё понятно. Поэтому пример сложнее
if ($a <= 6){
echo "$a меньше или равно 6"; // выведет "5 меньше или равно 6"
} else {
echo "$a больше 6";
}

Логические операторы PHP

Бывают случаи, когда нужно сравнить не одну переменную, а сразу две и более в одном условии. Для этого существуют логические операторы .

Пример Название Результат
$a and $b Логическое "и" TRUE если и $a, и $b TRUE.
$a or $b Логическое "или" TRUE если или $a, или $b TRUE.
$a xor $b Исключающее "или" TRUE если $a, или $b TRUE, но не оба.
! $a Отрицание TRUE если $a не TRUE.
$a && $b Логическое "и" TRUE если и $a, и $b TRUE.
$a || $b Логическое "или" TRUE если или $a, или $b TRUE.
Уже обратили внимание, что для операций и и или есть дополнительные операторы? Так сделано для того, чтобы расставить приоритеты в сложных операциях сравнения. В таблице логические операторы приведены в порядке приоритета: от меньшего к большему, то есть, например, || имеет больший приоритет, чем or.

Переходим к примерам

$a = 5;
$b = 6;
$c = 7;

// условие: Если 5 не равно 6 (ВЕРНО) И 6 не равно 7 (ВЕРНО)
if ($a < 6 && $b != $c){
echo "Действительно так!"; // выведет "Действительно так!" т.к. ОБА условия ВЕРНЫ
} else {
echo "Одно из условий не верно";
}

// условие: Если 6 не равно 6 (НЕВЕРНО) ИЛИ 6 не равно 7 (ВЕРНО)
if ($b != 6 || $b != $c){
echo "Всё так!"; // выведет "Всё так!", т.к. хотя бы ОДНО из условий ВЕРНО
} else {
echo "Оба условия не верны";
}

Тернарный оператор

К вопросу тернарного кода я предлагаю Вам вернуться позже. Вовсе не упомянуть его я не мог, так как это важная конструкция, которая существенно сокращает размер кода. Предлагаю сразу рассмотреть код.

Суть кода: (условие) ? значение a если true: значение a если false

Таким образом, мы сокращаем запись оператора if. Однако, данная операция действительна только с присваиванием значений переменной. Теперь давайте рассмотрим готовый пример.

// Пример использования тернарного оператора
$settings = (empty($_POST["settings"])) ? "По умолчанию" : $_POST["settings"];

// Приведенный выше код аналогичен следующему блоку с использованием if/else
if (empty($_POST["settings"])) {
$settings = "По умолчанию"; // Если ничего не передано, то оставляем "По умолчанию"
} else {
$settings = $_POST["settings"]; // Если передано, то $settings присваивается переданное значение.
}
?>
Прочитайте комментарии к коду и всё должно быть понятно.

Спасибо за внимание!


Последнее обновление: 30.07.2016

Условные конструкции - один из базовых компонентов многих языков программирования, которые направляют работу программы по одному из путей в зависимости от определенных условий.

В языке C# используются следующие условные конструкции: if..else и switch..case

Конструкция if/else

Конструкция if/else проверяет истинность некоторого условия и в зависимости от результатов проверки выполняет определенный код:

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); }

После ключевого слова if ставится условие. И если это условие выполняется, то срабатывает код, который помещен далее в блоке if после фигурных скобок. В качестве условий выступают ранее рассмотренные операции сравнения.

В данном случае у нас первое число больше второго, поэтому выражение num1 > num2 истинно и возвращает true , следовательно, управление переходит к строке Console.WriteLine("Число {num1} больше числа {num2}");

Но что, если мы захотим, чтобы при несоблюдении условия также выполнялись какие-либо действия? В этом случае мы можем добавить блок else:

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); } else { Console.WriteLine($"Число {num1} меньше числа {num2}"); }

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); } else if (num1 < num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} меньше числа {num2}"); } else { Console.WriteLine("Число num1 равно числу num2"); }

Также мы можем соединить сразу несколько условий, используя логические операторы:

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2 && num1==8) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); }

В данном случае блок if будет выполняться, если num1 > num2 равно true и num1==8 равно true .

Конструкция switch

Конструкция switch/case аналогична конструкции if/else , так как позволяет обработать сразу несколько условий:

Console.WriteLine("Нажмите Y или N"); string selection = Console.ReadLine(); switch (selection) { case "Y": Console.WriteLine("Вы нажали букву Y"); break; case "N": Console.WriteLine("Вы нажали букву N"); break; default: Console.WriteLine("Вы нажали неизвестную букву"); break; }

После ключевого слова switch в скобках идет сравниваемое выражение. Значение этого выражения последовательно сравнивается со значениями, помещенными после оператора сase . И если совпадение будет найдено, то будет выполняться определенный блок сase .

В конце каждого блока сase должен ставиться один из операторов перехода: break , goto case , return или throw . Как правило, используется оператор break . При его применении другие блоки case выполняться не будут.

Однако если мы хотим, чтобы, наоборот, после выполнения текущего блока case выполнялся другой блок case, то мы можем использовать вместо break оператор goto case:

Int number = 1; switch (number) { case 1: Console.WriteLine("case 1"); goto case 5; // переход к case 5 case 3: Console.WriteLine("case 3"); break; case 5: Console.WriteLine("case 5"); break; default: Console.WriteLine("default"); break; }

Если мы хотим также обработать ситуацию, когда совпадения не будет найдено, то можно добавить блок default , как в примере выше.

Применение оператора return позволит выйти не только из блока case, но и из вызывающего метода. То есть, если в методе Main после конструкции switch..case, в которой используется оператор return , идут какие-либо операторы и выражения, то они выполняться не будут, а метод Main завершит работу.

Оператор throw применяется для выброса ошибок и будет рассмотрен в одной из следующим тем.

Тернарная операция

Тернарную операция имеет следующий синтаксис: [первый операнд - условие] ? [второй операнд] : [третий операнд] . Здесь сразу три операнда. В зависимости от условия тернарная операция возвращает второй или третий операнд: если условие равно true , то возвращается второй операнд; если условие равно false , то третий. Например:

Int x=3; int y=2; Console.WriteLine("Нажмите + или -"); string selection = Console.ReadLine(); int z = selection=="+"? (x+y) : (x-y); Console.WriteLine(z);

Здесь результатом тернарной операции является переменная z. Если мы выше вводим "+", то z будет равно второму операнду - (x+y). Иначе z будет равно третьему операнду.