BlaBlaCar для водителя. Стоит ли возить попутчиков

С того момента, как я услышал про сервис поиска попутчиков Blablacar , я загорелся мыслью использовать его. Правда, в ежедневных поездках на работу и домой мне по-прежнему хотелось ездить одному, а на дальних поездках я как раз решил поэкспериментировать. Как раз я ездил в соседние области на собеседования, и была возможность кого-то подвезти на расстояние порядка 200 км. Дополнительный стимул заключался в том, что я уже не работал, и любой дополнительный доход был бы кстати. Ну и, как вы знаете, любое проявление мне интересно.

На сегодняшний день мне удалось дважды ездить с пассажирами, найденными на Blablacar. В целом я доволен, и напишу о своем последнем опыте.

Для работы в сервисе нужно зарегистрироваться, после чего все контакты между водителем и пассажиром можно будет отследить. При регистрации указывается куча параметров: автомобиль, телефон, отношение к разговорам в поездке - уровень bla-bla, отношение к курению в машине, к домашним животным.

При планировании поездки водитель регистрирует ее, а пассажир задает свой маршрут и смотрит поездки, подходящие по маршруту и времени. Задаются начальный и конечный пункты, время отправления. Также можно задать промежуточные пункты: это позволит находить не только пассажиров, едущих от начала до конца, но и тех, кто едет только часть маршрута.

Далее задается стоимость для каждого отрезка пути, тут же можно вписать количество свободных мест и любую информацию, полезную для пассажиров. Сервис автоматически рассчитывает примерное время в пути, и для тех пассажиров, кто едет из промежуточного пункта, он посчитает примерное время прибытия в этот пункт.

После заполнения поездка публикуется, и ее могут видеть пассажиры. Как правило, большая часть просмотров приходится на день поездки и день перед поездкой. В каждой поездке можно видеть тех, кто смотрел ее.

Связаться с водителем пассажир может двумя способами:
- позвонить (телефон виден, если водитель не пожелал его спрятать),
- написать сообщение через сервис (тогда приходит sms о том, что кто-то пытался связаться). В таком случае прочитать сообщение можно только на сайте, что не всегда удобно в дороге.
Сервис позволяет найти профиль человека по его номеру телефона, так что поле звонка можно зайти на сайт и просмотреть его данные - профиль, историю поездок, отзывы.

В последней поездке между двумя областными центрами (я отброшу отрезок маршрута от моего города до первого областного центра как малоперспективный) мне удалось подобрать попутчиков в обе стороны, причем попутчик в первом направлении потом напросился ко мне и обратно (и получил скидку).

Просчитаем экономику совместной поездки:

Расходы:
Бензин: 300 + 300 = 600 руб.
Кэшбэк по (5%): - 30 руб.
Платная дорога: 80 + 80 = 160 руб.

Итого: 730 руб.

Доходы:
Пассажир №1 (туда и обратно): 200 + 150 = 350 руб.
Пассажир №2 (обратно): 200 руб.

Итого: 550 руб.

Как можно видеть, даже при такой слабой загрузке поездка окупилась на 75% .

Напишу еще немного о своих впечатлениях от сервиса. Это - первый подобный сервис, которым удобно и приятно пользоваться: приятное оформление и продуманный интерфейс. Есть система рангов в зависимости от полученного опыта - для этого нужны отзывы. У меня, правда, отзывов нет - так никто не написал, но если бы были, то они бы повысили шансы по сравнению с другими водителями. В самый первый раз попался очень интересный попутчик, и мы говорили всю дорогу (я узнал много интересного, надеюсь, что и он тоже).

Обобщу плюсы и минусы сервиса Blablacar:

+ Удобно продумано формирование маршрута: можно разбивать маршрут по отрезкам, чтобы захватывать попутчиков в промежуточных пунктах, для них отдельно задается стоимость и считается время прибытия;
+ Сервис хорошо раскручен в интернете, в отличие от предыдущих аналогов;
+ Если заполнить машину полностью, то можно компенсировать все расходы и даже остаться в плюсе;
+ Как правило, попутчики - современные "высокотехнологичные" люди, и ехать с ними интереснее, чем со случайным попутчиком, подобранным на дороге.

- Трудно найти попутчика, если ехать по маршруту, по которому хорошо ходит общественный транспорт (например, между областным центром и районным);
- Нет гарантий, что пассажир или водитель окажется адекватным. Читал чужие отзывы, и кто-то водителю поставил низкую оценку за то, что он ехал недостаточно быстро (кто знает, что значит "быстро" для автора отзыва?). Кроме того, мне попадался пассажир, относившийся ко мне как клиент к таксисту, а не как партнер к партнеру.
- Нельзя спланировать загруженность машины заранее, так как многие пассажиры звонят за час - два перед поездкой. То же и с водителями: из всех заявившихся часть отказываются по непонятным причинам, и пассажирам приходится экстренно вписываться в другие машины.
- Со временем сервис планирует ввести комиссию, и это сделает возможность связи без оплаты комиссии невозможной, после чего он сильно потеряет в удобстве.

В целом сервис очень хорош, и я бы с удовольствием пользовался им и дальше.

Поделюсь с читателями, что такое «райдшаринг» в России. Ситуацию рассмотрим с точки зрения владельца автомобиля. Поговорим о том, чего не хватает и на что рассчитывать в будущем.

О том, каково быть пассажиром, прекрасно рассказал Никита в статье:

Путешествуя на пассажирском сиденье, вы соглашаетесь с множеством рисков, но ответственность водителя еще выше, а угроз больше.

Я принимаю на борт абсолютно не знакомых людей, со своим характером и несу ответственность за их жизнь как моральную, так и административную и даже уголовную по статье 264 УК РФ, в случае совсем уж фатальных стечений обстоятельств.

Помните, взяв пассажира, вы не только получаете хорошую компанию и компенсацию топлива, но и серьезную ответственность.

Мой опыт поездок в России

В мае этого года в выдаче Яндекс-расписаний появились предложения от BlaBlaCar. Это резко повысило информированность населения о том, что такое райдшаринг и привлекло новых пользователей. Именно в этот момент я решился попробовать подвезти первых пассажиров.

Основной мотив райдшаринга – развлечь себя в дороге. Возмещение стоимости топлива – исключительно приятный бонус, не более. Сначала даже пытался выставить нулевую стоимость, но сервис не дает этого сделать, самостоятельно назначая нижнюю планку. Ладно, пусть будет так, идём в бой.

Маршрут: Москва - Смоленск, заполнил анкету, разместил собственное фото, карточку авто и стал ждать. Звонки посыпались буквально за два дня до поездки. Уже после двух разговоров, автомобиль был заполнен и дальше всем пришлось отказывать. Появилось понимание, что есть выбор, и не обязательно соглашаться на первого встречного.

В первой поездке был парень, назовем его Олег, а также женщина с ребенком пубертатного возраста. Семья отправилась на задний ряд, где спокойно просидела всю дорогу. А вот Олег оказался отличным собеседником, ни на минуту не давая повиснуть неловкой паузе.

Быстро выяснилось, что он такой же техноманьяк, как и я. Это вылилось в нешуточную дискуссию о китайских смартфонах Xiaomi и One Plus One. Обсудили варианты кастомных прошивок, а также то, нужен ли на андроиде root . Пробежались по Apple с её юзабилити-промахами в интерфейсе. И о том, как они усугубились с переходом на большую диагональ. Помечтали о том, каким будет следующий продукт после Apple Watch – и тут пришло время первой остановки.

Незаметно преодолели 200 километров, а я впервые не считал километровые столбы.

Первый опыт оказался отличным. Но говорят, новичкам везет.

Вторая и третья поездки. Сюрпризы

На вторую поездку доступным оказалось лишь одно место, из-за необходимости везти крупный груз в багажнике. Пассажиром был мужчина, старше меня почти на 10 лет. Что не предвещало оживленной беседы. Но ожидания не оправдались.

Опять попадается отличный собеседник. Поговорили о классической литературе, обсудили проблемы отцов и детей, немного поругали власть в итоге сошлись на том, что начать нужно с себя. Поделились мыслями о возможном бизнесе в глубинке, вспомнили, чем занимались на студенческой скамье.

А вот третья поездка преподнесла сюрприз. Пассажиры «рыбы», за всю дорогу не проронили ни слова, на все попытки вовлечь их в беседу, давали односложные ответы, а через полчасика и вовсе задремали.

В целом есть интересные люди, можно много нового узнать за одну поездку. Кто чем живет, какие настроения у людей. Это важно, проживая в Москве, начинаешь забывать, насколько мы оторваны от другой части России.

Риски для водителя. В чём опасность

А вот это серьезный камень преткновения. BlaBlaCar не гарантирует ничего , ни безопасности, ни достоверности. Как написал в комментариях к прошлому материалу, один из наших пользователей:

Товарищи, мы сводим водителей и пассажиров. Всё. Наша ответственность заканчивается в тот момент, как только вы лично принимаете решение сесть к неизвестному человеку или посадить неизвестных к себе в машину. Никто ничего дальше гарантировать не будет. Keep your eyes an ears open, It’s wild world, baby.
- Ulysses Simpson Grant

Это долго останавливало меня от совместных поездок. Но монотонность – страшная вещь, а самое главное опасная. Когда ты на протяжении четырех часов наблюдаешь извивающуюся змейку разметки и пробегающие вдоль обочины деревья с редкими вкраплениями деревень, начинаешь засыпать, как от прочтения длинного предложения:) Мозг отключается из-за однообразия пейзажа, и ничто не спасает, кроме остановки на обочине и короткого сна.

Другая группа рисков, - юридическая. Формально вы оказываете услуги, которые требуют получения лицензии. Плюс извлекаете прибыль . Как это вывести из серой зоны и легализовать в действующем правовом поле, неясно. И BlaBlaCar об этой стороне медали ничего не говорит. Может, стоит у Яндекса поинтересоваться, как так получилось, что они еще и в своих расписаниях рекламируют сервис с неясным юридическим статусом?

Отношение BlaBlaCar к ситуации становится понятным после прочтения пункта Доверие и Безопасность в FAQ на сайте.

Можно незначительно минимизировать риск, требуя обязательного запроса на поездку через приложения BlaBlaCar и устраивая мини-собеседование по телефону. Но панацеи нет.

Техническая сторона

BlaBlaCar существует более 10 лет, а до сих пор имеет какое-то невнятное мобильное приложение и ужасный по юзабилити сайт. Мои рекомендации…

  1. Раскрытие номера телефона водителя происходит сразу. Система сама не хочет, чтобы её использовали по назначению. Ведь намного проще позвонить по телефону, договориться и прийти к месту встречи, не оставив никаких документальных свидетельств этого контакта.
    Решение: дать инициатору поездки инструменты показа номера телефона. Состоялся контакт, нажал кнопку, раскрыть номер.
  2. Отсутствует интерфейс бронирования и резервирования. Если я с кем-то договорился, то мне приходится редактировать поездку, уменьшая количество мест.
    Решение: почему не сделать кнопку, добавить в поездку текущего собеседника, с автоматическим уменьшением количества мест.
  3. При наборе пассажиров, было бы удобно иметь групповой чат, в котором можно сразу донести необходимую информацию для всех попутчиков и ознакомить их с правилами поездки.
    Решение: организовать чат комнаты, в которые люди будут добавляться автоматически, если вы подтверждаете их на поездку.
  4. Система отзывов не имеет ориентиров кроме оценки. Но как я могу поставить плохую оценку человеку, который просто молчал всю дорогу. Да, он меня не развлекал, но и не обязан был. Поэтому систему оценок требуется приводить к категорийной, когда за каждый пункт ставится отдельный балл.
    Решение: ввести систему баллов для разных показателей активности, например, соблюдение ПДД, разговорчивость, опрятность и так далее, в дополнение к существующему полю с комментариями.
  5. Отзывы, то на чем строится все доверие. Но при этом BlaBlaCar никак не стимулирует их оставлять. Меня любой интернет-магазин пытается уговорить оставить отзыв, и на телефон денег обещают, и скидку, и бесплатную доставку. А тут тишина. Состоялась поездка и ладно.
    Решение: просить пользователя оставить отзыв после поездки, присылать уведомление на почту, SMS, push на устройство.
  6. Отсутствует единая база автомобилей, что приводит к абсолютно разным оценкам уровня комфорта владельцами. Кому-то кажется, что Ford Focus достоин трех звезд по уровню комфорта, а кто-то BWM 3-й серии ставит 2 звезды. Каждый владелец субъективен в оценках своего железного коня.
    Решение: создать собственный каталог, фиксировать класс автомобилей, средний расход и стоимость обслуживания и исходя из этого, выставлять минимальную стоимость поездки и уровень комфорта.

Вот эта недоделанность и непродуманность вводит в заблуждение. Нам говорят о том, какой же BlaBlaCar успешный, как много у них пользователей, что в штате более 150 человек, а базовые вещи не могут решить. Может быть, кто-то из крупных игроков заинтересуется этой темой и сделает что-то более адекватное с большими гарантиями безопасности.

Заключение

Когда я только начинал пользоваться сервисом, относился к нему с большой долей недоверия . Но первый же звонок был как ушат холодной воды. Нет, он не повысил уровень доверия, только хуже сделал. Звонок был от молодой особы, в возрасте 22 лет, которая готова была ехать в Смоленск со мной, 30-летним мужиком. Одна. Либо новостной фон в стране сделал из меня параноика , либо у некоторых людей не все ладно с инстинктом самосохранения.

Друзья посмеиваются и говорят, что все дело в машине, вот если указать какой-нибудь Renault Logan или представителя Волжского автозавода, тогда ситуация была бы иной. Но это совсем не вносит ясности. Неужели человек на более престижном автомобиле априори более порядочный? Мне кажется логики и последовательности мышления тут нет.

Общее впечатление такое: сервис интересен за счет своей концепции. При выходе в правовое поле, решении вопросов со статусом водителей, появлении страхования пассажиров можно будет говорить о появлении нового игрока на рынке. Сейчас же это авантюра , которую невозможно рекомендовать всем. Скажу больше: я не готов ехать пассажиром с посторонним человеком, так как банально не уверен в его водительских навыках и адекватности.

Многие активные пользователи популярного сайта и приложения для поиска попутчиков Bla Bla Car знакомы с красиво звучащим словом "амбассадор". Разберемся, что же значит понятие для этого ресурса, и как его определяют словари.

Термин "амбассадор"

Абстрагировавшись на время от "Бла Бла Кар", разберем другие определения этого слова:

  • Амбассадор - сугубо дипломатический термин. Так зовется любой официальный посланник, представляющий определенную страну в другом государстве. Может быть постоянный, полномочный, чрезвычайный посол.
  • Представитель, участник в переговорах от имени третьего лица.
  • Посланник, вестник доброй воли.
  • Промоутер на каком-либо мероприятии.
  • Представитель определенного известного бренда, своей жизнью, деятельностью демонстрирующий ценности последнего. Соглашение амбассадора с компанией не делает его ее сотрудником и не является официальным - это что-то наподобие спонсорского контракта. От такого представителя не зависит ни направление деятельности, ни бюджет бренда - он остается лишь представителем корпорации, разделяющим и пропагандирующим личным примером ценности марки.

Разобрав все определения амбассадора, перейдем непосредственно к Bla Bla Car.

Bla Bla Car: уровни опыта

На ресурсе поиска попутчиков существует пятерка категорий опыта зарегистрированных на нем водителей:

  • новичок;
  • уверенный пользователь;
  • опытный пользователь;
  • эксперт;
  • амбассадор.

Итак, что значит амбассадор у водителей? Наивысший уровень опыта в Bla Bla Car, напрямую зависящий от активности и продолжительности нахождения шофера в приложении и на сайте, попутно являющийся лакмусовой бумажкой доверия к нему прошлых попутчиков.

Что дает статус амбассадора

Что это - водитель-амбассадор? Пользователи такого статуса имеют в Bla Bla Car ряд преимуществ:

  • гарантированное доверие попутчиков;
  • амбассадоры могут первыми опробовать новые опции приложения;
  • таких водителей руководители проекта часто привлекают к участию в решающих опросах, приглашают их для интервью и др.

Сами же пользователи, имеющие данный статус, отмечают следующее:

  • практически во всех поездках места в их авто заняты попутчиками;
  • статус внушает доверие - из ряда однотипных поездок пассажиры гарантированно выберут машину амбассадора;
  • высшая категория позволяет влиять на работу приложения, сайта, проекты разработчиков.

Говоря о том, что это - водитель-амбассадор, отметим, что такая же пятерка категорий действует и для пассажиров-попутчиков сайта и приложения Bla Bla Car.

Амбассадор "Бла Бла Кар": как им стать

Чтобы стать водителем-амбассадором (что это, вы уже представляете) на ресурсе, необходимо:

  • указать и подтвердить в личном профиле свой номер телефона и адрес электронной почты;
  • указать свои предпочтения в поездке (музыка, разговоры, перевозка домашних животных и т.д.);
  • иметь фото-аватар;
  • иметь 12 положительных отзывов от своих попутчиков;
  • процент положительных отзывов должен быть больше 90 % от общего числа;
  • в Bla Bla Car водитель должен быть зарегистрирован не меньше одного года.

Данные показатели обновляются модераторами сервиса регулярно - ежедневно в 2 часа ночи.

Если вы, узнав, что это - амбассадор-водитель, тоже решили им стать, то вам обязательно нужно предпринять следующее:

  1. На 100% заполните раздел "О себе":
    • 15% - подтвержденный телефонный номер и электронная почта - эта информация важна вашим будущим попутчикам, чтобы быстро связаться с вами и обсудить все аспекты предстоящего путешествия.
    • 15% - аватар: наличие в вашем профиле личного фото, на котором можно хорошо разглядеть ваше лицо, для многих пассажиров является решающим фактором.
    • 15% - предпочтения - это и отношение к музыке и курению, и три уровня вашей разговорчивости - Bla, BlaBla, BlaBlaBla (отсыл к названию приложения - "Бла Бла Кар").
    • 30% - краткая справка о себе: имя, возраст, характеристика себя как человека и водителя.
  2. Получайте отзывы от своих пассажиров - они могут оценить поездку в 4 категориях: "Не понравилось", "Нормально", "Хорошо" и "Отлично". Чтобы перейти на более высокий уровень, вам нужно иметь не менее 90% отзывов последних трех категорий. Чтобы пассажиры активнее ставили вам положительные оценки, не скупитесь на соответствующие отзывы и для них - по статистике 75% пользователей ответят вам на это аналогичной отметкой.

Стать водителем-амбассадором в "Бла Бла Кар" очень просто - нужно как можно чаще предлагать поездки, быть пунктуальным и дружелюбным со своими попутчиками, использовать безопасную технику вождения, не забывать оставлять пассажирам отзывы.

Пропажа водителя автомобиля Audi, львовянина Тараса Познякова, который отправился с попутчиками в Киев, предположительно воспользовавшись платформой для водителей и пассажиров BlaBlaCar, заставляет задуматься, насколько безопасны подобные поездки с незнакомцами. «Апостроф » разбирался, могут ли ресурсы по поиску попутчиков защитить своих пользователей и как водителям и пассажирам избежать возможных неприятностей.

Времена «грачей» и «грачевозов» прошли, - теперь нечасто встретишь на дороге человека с поднятой рукой, который надеется доехать до пункта назначения за приемлемую сумму. В городах службы такси появляются как грибы после дождя, а между населенными пунктами тем, кто не любит рейсовые маршрутки, можно путешествовать с попутчиками, - сервисов, где можно найти спутника и разделить с ним расходы на бензин, предостаточно.

Возможно, именно на такой платформе нашел своих пассажиров и пропавший в начале апреля Тарас Позняков. В этой истории изначально фигурировал самый популярный в Украине сервис по поиску водителей и пассажиров BlaBlaCar. Впрочем, в украинском представительстве компании «Апострофу» заявили, что пока у них нет подтвержденной информации, что пропавший Тарас Позняков нашел попутчиков именно на их сервисе. По факту пропавшего без вести водителя открыто уголовное производство, а 12 апреля в Главном управлении национальной полиции в Киевской области сообщили, что в селе Новоселки Киево-Святошинского района в одном из местных гаражей был найден автомобиль Познякова — Audi A6. В автомобиле также были обнаружены улики, которые могут свидетельстовать о совершении преступления — гильзы от пуль и следы крови. Следственные органы выясняют, каким образом машина оказалась в гаражном боксе.

Спрос и предложение

На сайте BlaBlaCar указано, что их сервис доступен в 22 странах по всему миру; эта платформа также является крупнейшей в Украине. В компании уверяют, что до сих пор у них ни разу не было проблем с угоном машин. «Мы активно сотрудничаем с полицией и делаем все возможное, чтобы в этом разобраться», - заявила «Апострофу» отвечающая за связи со СМИ сотрудница BlaBlaCar Юлия Крупенко. Она также сказала, что в BlaBlaCar постоянно общаются с близкими и родственниками пропавшего водителя, кроме того, полиции была предоставлена техническая информация, которая может помочь в расследовании.

«С помощью сервиса BlaBlaCar состоялись десятки миллионов поездок, и для нас этот случай является беспрецедентным», -заявили «Апострофу» в BlaBlaCar.

По словам Александра Яценко, сооснователя «Автостоп», еще одного сервиса по поиску попутчиков, история, которая произошла с Тарасом Позняковым, могла рано или поздно случиться с кем угодно, ведь ежедневно подобными услугами пользуется очень много людей. «Но с другой стороны, в случае использования онлайн-сервиса хотя бы есть шанс отфильтровать (пассажиров или водителей), отказаться от предложения поехать не с тем человеком. Поэтому несмотря на эту ситуацию с BlaBlaCar, я все равно уверен, что использование таких сервисов - намного безопаснее, чем просто брать людей посреди трассы», - заявил он «Апострофу».

Платформа «Автостоп» входит в тройку самых популярных в Украине сервисов по поиску попутчиков (вместе с Попутка.UA). “Автостоп» существует с 2010 года, имеет 16,5 тыс. зарегистрированных пользователей. По словам Яценко, он и второй сооснователь Андрей Горняк уже год практически не развивают ресурс, по сути, пустив дела на самотек.

Яценко считает, что проверить всех, кто регистрируется на платформе, просто невозможно. Обычный набор технических средств, которые помогают отсекать нечистых на руку пользователей - это работа с соцсетями, в которых можно просмотреть профиль человека, увидеть, есть ли у него друзья, кто они и т.д., а также просмотр отзывов о водителе; кроме того, существует верификация новых пользователей через почту и номер телефона. «Это дает определенный уровень безопасности, - говорит Яценко. - Sim-карту можно отследить, ведь зарегистрироваться тогда сможет не кто попало, а человек с определенным номером телефона, который вставлен в определенное устройство, с которого может прийти сообщение и ответ. Но практически обезопасить людей от подобных случаев полностью невозможно, скорее, наша задача - максимально минимизировать риск».

С точки зрения потенциального бизнеса сервисов вроде «Автостопа» и BlaBlaCar, проводить поголовные проверки всех водителей и транспортных средств, допустим, на наличие страховки, нецелесообразно, уверен Яценко. «Уклон» (заказ такси онлайн, -»Апостроф») берет комиссию (с водителей), но он не следит за тем, чтобы каждый раз отфильтровывать каждого водителя. Вы можете попасть в грязную машину и максимум, что сможете сделать - написать отзыв или позвонить в службу «Уклона» и сказать об этом. Возможно, они что-то смогут предпринять, - говорит Алексендр Яценко. - Но это не первичный фильтр, когда кто-то приходит, смотрит машину или проверяет с утра, как в службе такси, все ли в порядке с автомобилем. Для наших пользователей приоритет - доехать до места назначения, а не доехать непременно в чистоте. Спрос диктует предложение».

Что касается вопроса безопасности, то Яценко уверен, что этот вопрос всегда будет на повестке; если бы в Украине был более развит страховой рынок, можно было бы привлечь компании для страхования и водителей, и пассажиров от различных неприятностей, которые могут случиться в дороге.

Только для дам

В компании BlaBlaCar уверяют, что проверяют все профили, фотографии, отзывы и предложения поездок. На ресурсе к профилям привязываются учетные записи соцсетей Facebook и LinkedIn. Это позволяет просмотреть страничку потенциального попутчика и понять, насколько с ним будет комфортно в дороге. На платформе также доступна опция «Только для женщин», которой может воспользоваться как водитель-женщина, так и пассажирка. «Это отличный способ почувствовать себя безопаснее, особенно во время первых совместных поездок», - отмечают в компании. С этой целью аватарки для женщин на сайте сделали фиолетовыми, а для мужчин - синими. Пользователи также обязаны указывать свой пол во время регистрации. В BlaBlaCar предлагают пользоваться опцией «Отзывы» - о тех, кто пользуется ресурсом регулярно.

Водителям присваивают «уровень опыта» - от новичка до эксперта и амбассадора. Последний статус означает, что водитель имеет наивысший уровень доверия сообщества BlaBlaCar. Опыт оценивают по следующим показателям: подтвержденный email и номер телефона, максимально заполненный профиль, число и процент позитивных отзывов от попутчиков и продолжительность использования сервиса.

Один из амбассадоров BlaBlaCar Артем рассказал «Апострофу», что получил свой статус спустя год после регистрации на сайте. Привычный маршрут Артема - дорога из Киева в Николаев и обратно. Прошлым летом он также путешествовал по Европе и доехал до Португалии, по дороге подбирая попутчиков через BlaBlaCar. «Всегда все было нормально, - говорит он. - Я стараюсь смотреть, чтобы у человека была фотография, и был максимально заполнен профиль. Сейчас, после этого случая (с Тарасом Позняковым, -»Апостроф») планирую ехать во Львов, если люди бронируют, я прошу кидать ссылки (на профили) в соцсетях, потому что я несу ответственность и за других пассажиров. Я говорю, что могу отказать вам в поездке, если вы не предоставите полную информацию, пассажиры понимают, соглашаются».

Артем рассказывает одну неприятную историю, которая случилась у него однажды с пассажиром. «Человек забронировал поездку не со своего профиля (в соцсети), там не было ни аватарки, ничего. Пассажир оказался каким-то уголовником, по его телефонным разговорам я понял, что он сидел в тюрьме. Но я его довез. Он мало того, что не заплатил за бензин (смеется), так еще украл по дороге на заправке омыватель», - рассказал Артем.

Когда он подвез пассажира к его дому, тот пообещал подняться за деньгами, но так и не появился. Позже Артем выяснил, что пассажир писал с профиля своей знакомой, по номеру телефона нашел страницу и обманувшего его попутчика, после чего обратился в службу поддержки BlaBlaCar. На сайте профиль пассажира заблокировали, так что воспользоваться им человек теперь не может. «После этого я стал тщательнее проверять людей», - признается Артем.

В BlaBlaCar “Апострофу» заявили, что они постоянно работают над усовершенствованием уже существующих мер безопасности для пользователей и внедряют новые, к примеру, страховые продукты, а также системы идентификации пользователя по документам, удостоверяющим личность. “Это позволяет повысить уровень надежности сервиса и доверия попутчиков друг к другу. Со своей стороны делаем все возможное, чтобы все эти опции появлялись в Украине как можно скорее”, - рассказали в компании. В ближайшее время в Украине на сайте BlaBlaCar также будет запущена система полноценного бронирования поездок, а спустя некоторое время появится система оплаты услуг сервиса, что со своей стороны подразумевает идентификацию пользователя через платежные инструменты.

Если коротко – это основной сервис, который помогает отправиться в путешествие с попутной машиной в России и по всему миру. Кто-то едет в другой город, к примеру, один в машине. Он хочет сэкономить на бензине, и берет с собой попутчиков. В результате, все довольны. Я думаю, что стоит раскрыть некоторые моменты с точки зрения попутчика, которые для меня самого были непонятны, когда я еще не пользовался сервисом. Если угодно, это такие “советы от бывалого” 🙂

1. Не опаздывайте

Под первым номером очевидность. Совет тривиальный, тем не менее многие пренебрегают этим простым, но важным правилом. Не только при использовании блаблакара, но и в жизни. Если вы позволяете себе опаздывать, то почему думаете, что другие люди будут приходить вовремя на встречу с вами? Кроме того, вас ждет не только водитель, но и другие попутчики, такие же люди, как и вы. Приходить вовремя или немного заранее важно не только с этической, но и с практической точки зрения, ведь если вы придете первым, то займете место в машине по своему выбору, а не по принципу “что осталось”.

Если все же что-то задерживает – звоните и говорите об этом. Но только если действительно собираетесь прийти. Потому что, я знаю, попадаются умники, которые пренебрегают уже вторым правилом.

2. Позвоните, если узнали, что поездка ваша не состоится

Не раз я слышал истории или даже сам был их свидетелем, когда люди говорят, что они “точно-точно, сто процентов” придут к обозначенному времени, и даже за полчаса до него говорят, что да, они успевают, а когда это время наступает, то не берут трубку. К сожалению, таких людей довольно много. Самые ответственные ограничиваются смской, ну и на том спасибо, конечно. Я готов понять логику этих людей, которые не берут трубку, но не принять ее. Какое-то ребячество, честное слово. Если мы договариваемся о чем-то, то берем на себя обязательства, которые необходимо выполнять. Конечно, стыдно признаться, что вы кого-то подвели, лучше не доводить до такого. Но можно же хотя бы ответить на звонок, и сказать как есть. Тогда вас хотя бы не будут ждать лишние минуты. Недавно ездил из Краснодара в Сочи и поездка задержалась на полчаса, из-за ожидания пассажира, который “точно” обещал прийти. В результате искомый несознательный гражданин не брал трубку, и все равно поехали без него.

Строго говоря, звонить надо сразу, если вы узнали, что не можете поехать. Чем раньше – тем лучше. Даже если это стало известно за час до предполагаемого отправления – за это время водитель вполне может успеть кого-то найти на замену, ведь существует категория попутчиков, которые звонят о поездке в последний момент.

3. Уточняйте количество пассажиров на заднем сиденье

Многие водители совершенно резонно рассуждают, что блаблакар это не для зарабатывания денег, а для компенсации затрат на бензин и для компании в поездке. Потому не гонятся за максимальной выгодой и резонно считают, что в машину нужно сажать до трех попутчиков, то есть только двоих на заднее сиденье.

Но так рассуждают далеко не все, и нередко попадаются водители, которые предполагают трех пассажиров сзади. Поездка в таком случае может быть не очень приятной, в зависимости от размеров машины, продолжительности пути, наличия объемных соседей. Потому рекомендую в такое не вписываться, благо, сейчас уже на сайте очень много разных вариантов, и обычно можно выбрать тот, который устроит во всех отношениях.

Как-то раз я даже ехал с женщиной, которая пыталась зарабатывать, совершая поездки по маршруту Сочи-Краснодар. Естественно, она сажала назад троих пассажиров в свою “десятку” (!!!), чтобы максимально использовать возможности машины. Не уверен, что с ценами блаблакара можно зарабатывать в принципе, при этом предполагаю, что такой подход и вовсе запрещен правилами. Надо проверить.

Недавно на сайте при поиске появилась новая информация – пиктограмма два человека в кружочке, как на картинке ниже. Она обозначает, что водитель гарантирует не более двух пассажиров на заднем сиденье.

Как ни странно, пока еще не все водители обращают на это внимание, и не ставят галочку в соответствующее поле, хотя так же собираются следовать этому правилу. Потому, если даже у водителя нет этой пиктограммы – все равно можно уточнить у него во время звонка – возможно он просто забыл или не знал, что это важно.

4. Обращаем внимание на отзывы

Данный пункт, думаю, не в полной мере актуален. Все-таки поиск попутчиков на сайте блаблакар развивается у нас в стране еще недолго (в Европе ситуация должна быть лучше, но я, честно, не проверял) и количество отзывов для конкретных водителей, отражающее объективную картину, не успело накопиться. Между тем, могу сказать, что ситуация с отзывами сейчас лучше, чем год назад. Потому думаю, что совет будет более актуален дли тех, кто читает эту статью в 2017 или позже 🙂

При поиске обращаем внимание на оценку водителя и количество отзывов:

Сами отзывы можно почитать на странице водителя. При этом большинство из них позитивные, как я видел, но попадаются и водители, у которых из 5 отзывов 3 негативные. Конечно, я не предлагаю отказываться от поездок с водителями, у которых нет или мало отзывов, как в случаях с или . Но это дополнительный момент, который стоит иметь в виду.

5. Договаривайтесь о поездке как можно раньше

К сожалению, не все так радужно с количеством свободных мест, как может показаться на первый взгляд. Если вы видите, что у какой-то машины есть еще n-ое количество свободных мест, то это может не соответствовать действительности. Просто водителю нужно самостоятельно на сайте внести изменения, и не всегда это делается оперативно. Потому “3 места осталось” могут в реальности обозначать, что мест нет вообще.

Поэтому стоит все-таки заранее планировать свою поездку, чтобы найти оптимальный вариант и закрепить его за собой. Лучше, чтобы это было ранее, чем за 3 дня до поездки, надежнее. Хотя, если вы не нашли ничего подходящего, то стоит продолжать поиски – выдача постоянно обновляется. Сам я, когда договаривался в последний день, то обычно нервничал, потому что выбирать приходится из очень ограниченного количества вариантов, которые могут устраивать не по всем параметрам.

Функционал сайта позволяет увидеть телефонный номер водителя после того, как вы отправили ему сообщение. Не ждите ответа на сообщение – звоните сразу.

6. Уточняйте место начала и конца поездки

Если указано определенное место встречи, то стоит все равно уточнить маршрут поездки. У меня как-то раз было, когда я поехал к назначенному месту через полгорода, а потом оказалось, что мы ехали как раз мимо моего дома и можно было час сэкономить. Так же и в месте прибытия. В небольших городах если вы красивая девушка вас могут даже подбросить, куда вам надо. Но как-то раз я ехал из Москвы в Питер, и меня высадили в 5 утра в Шушарах (не самое удобное место), когда даже транспорт не ходил еще. Просто потом водитель уезжал вообще в другие края. Как-то я оттуда выбрался, конечно, но в таких ситуациях, поездка на такси может стремится к стоимости проезда на блаблакаре)