Как устроен аккумулятор ноутбука. Восстановление никель-металлгидридного аккумулятора

Если в один "прекрасный" день сидя за своим любимым лэптомом вы вдруг заметили, что его аккумулятор стал значительно меньше и хуже держать заряд – не спешите сразу же подыскивать ему замену.

Для начала стоит выяснить источник проблемы и разобраться, что же не так с вашей АКБ. А уже после проверки можно говорить о причинах плохой работы аккумулятора и сделать вывод о том, можно ли продолжать им пользоваться дальше или требуется замена.

Аккумулятор для ноутбука – «сердце» лэптопа

Аккумуляторная батарея – это большая «батарейка», которая позволяет компьютеру работать автономно. Если с батареей всё в порядке – лэптоп нормально «чувствует» себя несколько часов без подзарядки. Однако со временем емкость литий-ионных АКБ (именно такие устройства стоят в большинстве современных лэптопов) безвозвратно уменьшается.

Так как же понять, исчерпал ли аккумулятор для ноутбука свой ресурс полностью или у него есть еще «порох в пороховницах»? Для этого существуют специальные программы-тестеры и приборы, с помощью которых можно поставить точный «диагноз» устройству.

Как проверить аккумулятор ноутбука

Специалисты предлагают два основных способа проверки состояния аккумулятора:

  1. Специальные программы. Всё, что вам нужно, это скачать в интернете утилиту, установить её на свой компьютер и запустить. После процедуры проверки в свойствах батареи появится информация о типе АКБ, его емкости и степени изношенности устройства. Если ресурс исчерпан полностью, остается один выход – искать новый аккумулятор. Сделать это можно, к примеру, на BatteryOn . Популярные и эффективные программы-тестеры: BatteryInfoView, Aida64, BatteryBar.
  2. Использование тестера для проверки аккумуляторной батареи . Компактный "девайс" позволяет за несколько минут определить исправность контроллера, покажет вам количество оставшихся циклов заряда/разряда, актуальную емкость, температуру внутри. Единственный нюанс: для проверки состояния аккумуляторных ячеек нужно разбирать устройство. О том, как это сделать правильно, расскажем дальше.

Как разобрать аккумулятор ноутбука

«Препарировать» батарею нужно на ровной широкой поверхности. Желательно заранее подготовить все необходимые инструменты:

  • нож с тонким коротким лезвием (макетный);
  • тестер;
  • клей для пластмассы;
  • паяльник;
  • маленькую автомобильную лампочку;
  • новые элементы питания.

Процесс разбора аккумулятора.

  1. Полностью разрядить АКБ и вынуть из ноутбука.
  2. Найдите продольный шов на корпусе батареи, аккуратно вставьте нож на несколько миллиметров в глубину и разъедините половинки корпуса.
  3. Сделайте фото расположения ячеек питания в батарее. Изображение пригодится вам, когда настанет время собирать АКБ обратно.
  4. Теперь проверьте тестером напряжение в цепи и каждого элемента по отдельности. Мультиметр должен показать число, равное общему количеству элементов питания, помноженному на 3,7. Число другое будет означать, что нужно вынимать ячейки и измерять каждую по отдельности. Напряжение «батарейки» должно быть в диапазоне 3,7-4,1 V. Если оно будет меньше – элемент нужно заменить на новый, так как его ресурс исчерпан.
  5. Все ячейки нужно разрядить до показателя 3,2 V, подсоединив к каждому автомобильную лампочку.
  6. Установите все элементы питания обратно на свои места, как на сделанной вами заранее фотографии. После этого можно припаивать «батарейки».
  7. Склейте половинки аккумулятора и оставьте до полного высыхания клея.
  8. Вставьте АКБ в ноутбук, поставьте на зарядку и дождитесь её окончания.

Если вы все сделали правильно, батарея снова будет держать заряд, как новенькая.

Таким нехитрым образом можно проверить состояние аккумулятора и даже продлить ему жизнь. Долгих лет исправной работы вашему ноутбуку!

Как лучше разобрать аккумулятор от ноутбука?

От читателей сайта часто приходят вопросы о том, как выполнить разборку аккумулятора ноутбука. В принципе, эта процедура несложная, и её можно без проблем выполнить своими руками. Однако из-за низкой ремонтопригодности большинства аккумуляторных батарей ноутбуков их владельцы часто сталкиваются с проблемами при разборке. Поэтому было решено написать этот небольшой мануал по разбору аккумулятора ноутбука.

К примеру, ремонт аккумулятора ноутбука. Он заключается в замене литиевых банок на новые. В качестве банок используются литиевые . Часто этот процесс называют перепаковкой аккумуляторной батареи. Это позволяет сэкономить на приобретении новой батареи для лэптопа. Правда, экономия несущественная, поскольку основной вклад в стоимость вносят именно литиевые аккумуляторные элементы.


Однако такой ремонт может оказаться полезным, если у вас старый ноутбук, к которому производители уже не выпускают батареи. Если вы не хотите расставаться со своим помощником, то поможет перепаковка. Ведь 18650 в отличие от аккумуляторов в сборе имеют единый стандарт, и купить новые на замену можно без проблем.

И также разборка аккумулятора может потребоваться для тех, кто занимается радиоэлектроникой. Эти литиевые аккумуляторы могут быть использованы в качестве источников питания в различных схемах. Кто-то может задать резонный вопрос: «Ведь аккумуляторы отработавшие. Зачем они нужны?».

В аккумуляторных батареях ноутбуков литиевые банки объединены в параллельные сборки, которые, в свою очередь, соединены последовательно. Контроллер заряда контролирует характеристики всех банок, и в случае их отклонения от допустимых, может заблокировать работу всей батареи. Часто возникает ситуация, что из-за существенного разброса характеристик некоторые элементы нерабочей батареи всё ещё остаются работоспособными. Поэтому аккумулятор можно разобрать и использовать их ресурс.



Многие пользователи спрашивают, как разобрать аккумуляторную батарею ноутбука, чтобы использовать литиевые элементы 18650 в фонариках, power bank, а также в качестве источников питания в различных «поделках». Теперь, перейдём непосредственно к самому процессу разборки.

Разборка аккумулятора ноутбука

Как уже говорилось, аккумуляторные батареи большинства производителей ноутбуков, не приспособлены для ремонта. К исключениям можно отнести лишь некоторые модели Самсунг, в которых корпус батареи закрывается на защёлках. Во всех остальных случаях придётся иметь дело с клеёными корпусами.

Чтобы разобрать такие батареи, советую для начала пройти канцелярским ножом по шву. У него тонкое лезвие, которое хорошо проникает внутрь. При этом не усердствуйте, засовывая нож глубоко. Иначе можно, что-нибудь замкнуть или повредить внутри. В интернете можно встретить рекомендации по предварительному прогреву шва термофеном, но можно обойтись без этого. Если будете прогревать, то следите за температурой. Для литиевых аккумуляторов нагрев противопоказан.

После того как прошлись по шву ножом, начинайте отгибать крышку корпуса каким-то предметом большей толщины. Например, отвёрткой. Лучше, конечно, использовать что-нибудь из пластика. По мере отгибания крышки подкладывайте что-нибудь в распор. Когда батарея будет вскрыта, вы увидите сборку из нескольких элементов и плату BMS. В большинстве ноутбуков устанавливается 4, 6, 8 элементов 18650. Реже бывает 2, 12. На фото ниже показан процесс разборки.





Далее нужно отпаять или откусить провода, идущие от сборки к контроллеру. Там припаяны плюс и минус сборки, балансировочные точки. Кроме того, к корпусу одного из элементов приклеена термопара. По её показаниям аккумулятор отключается при перегреве элементов.

После того как отпаяете элементы, нужно разъединить их. Эту задачу можно решить раскусить соединения кусачками. Элементы в аккумуляторной батарее соединены между собой точечной сваркой. Для этого используется стальная лента.



Можно её просто оторвать от аккумулятора, но лучше оставить для последующего использования. К этим кускам ленты можно будет припаять провода при необходимости.

Вам остаётся только определить, какие элементы отработали свой ресурс, и те, что ещё можно использовать. Это можно сделать, измерив их ёмкость универсальным зарядным устройством. Но это уже тема для отдельной статьи.


Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.

Только в случае если предполагается, что плата контроллера исправна имеет смысл ремонтировать аккумулятор ноутбука своими руками. Если контроллер не исправен или уже заблокировался, то для ремонта такой батареи потребуется программирование контроллера, а такое дешевле делать в специализированной мастерской так как программированием одного аккумулятора вы не окупите стоимость программатора и программы.
Понятно, что сначала нужно извлечь аккумуляторную батарею из ноутбука. Далее нужно разделить пластиковый корпус на две половинки и аккуратно извлечь батарею элементов с платой контроллера. Для меня этот этап был самым сложным и требовал нетривиальных решений. Я пользовался следующими методами:

  • Похрустеть аккумулятором – покрутить в руках перекашивая по диагонали то в одну сторону, то в другую. Это действие может помочь расклеиться половинкам корпуса.
  • Вставляя пластиковую карточку (медиатор или пластиковую лопатку) между половинками корпуса пытаться раздвинуть их. Главное найти место, где можно втиснуть карточку в щель, а затем идти по контору все дальше и дальше.
  • В углах корпуса может не хватать жесткости карточки и тогда можно применить плоскую отвертку, главное, разделяя половинки действовать аккуратно ибо если отвертка соскочит, то можно повредить руку, плату контроллера или элемент аккумулятора.

Как я уже писал, разборка аккумулятора ноутбука зачастую нетривиальная и может потребовать опыта и смекалки. Например, я перед тем начать самому практиковаться посмотрел на youtube несколько роликов с разборкой различных аккумуляторов ноутбуков. Чем более аккуратно получиться разобрать аккумулятор тем легче потом его будет собрать обратно.

Второй шаг более простой, но требует внимательности: нужно определить схему соединения элементов аккумуляторной батареи и подключения к плате контроллера. Лучше всего сделать фото сборки и нарисовать электрическую схему соединения проставить полярность подключения элементов.
В случае аккумулятора Toshiba схема объединения элементов обозначается как 2P3S, то есть по два элемента в параллель и три таких блока последовательно.
Далее с помощью вольтметра подтверждаем нашу схему. Сначала нужно определить общую точку, обычно на плате контроллера она обозначается как 0V или GND, относительно неё измеряем остальные напряжения в точках подключения сборки к плате контроллера и записываем показания на схеме. На всех точках относительно нуля должны получатся положительные напряжения если это не так, то скорее всего возникла ошибка в выборе общего провода. И надо найти точку с самым низким потенциалом. Далее проверяем последовательный прирост напряжения на каждом последовательно включенном блоке элементов. Этот прирост должен быть положительным.

Уже на данном этапе по напряжениям на элементах можно делать какие-то предположения о состоянии элементов, например дисбаланс напряжений на блоках элементов.
На следующем фото можно увидеть два термодатчика приклеенные скотчем на элементы.


Внимание!!! пока плата контроллера подключена к элементам элементы нельзя заряжать или разряжать внешними источниками, можно только измерять напряжение. Своими опытами с контроллером вы можете его заблокировать или вообще вывести из строя.
Внимание!!! отключать контроллер от сборки элементов нужно строго определенным образом, иначе он заблокируется. Первым нужно отпаивать провод (или шину) который имеет наибольшее напряжение, то есть положительный контакт самого крайнего от нуля аккумуляторного элемента. Затем провод с максимальным напряжением из оставшихся и так повторить до последнего провода.

Теперь можно убрать контроллер и схему подальше, чтобы не повредить и не потерять его.
А вот элементы батареи можно теперь и помучить, чтобы лучше понять что же случилось с аккумулятором.

Идея создания вечного двигателя не покидает умы исследователей с того самого момента, как они научились приручать электрическую энергию. И то печальное для них обстоятельство, что ни одна патентная комиссия даже не примет к рассмотрению такое изобретение, никак не останавливает новые поколения энтузиастов от науки. Ну, быть может, они стали чуть сговорчивее и готовы пойти на компромисс. Например, поискать вариант возобновляемого источника энергии с КПД 99, 9999999..%.

К чему мы обо всем этом вспоминаем? Ах, да! В обозримом будущем нам вряд ли удастся подключить ноутбук, даже такой ультрасовременный, как, например, Asus ZENBOOK , к ветровой установке или заставить его накапливать солнечную энергию так, чтобы хватило на всю бессонную ночь сидения в интернете или разработки макета сайта.

А представить ноут, работающий на биотопливе, не хватит даже самой извращенной фантазии. Хотя... как знать! Возможно, какой-нибудь очередной мыслитель таки придумает, как превратить продукты жизнедеятельности человека в безотходное производство, дающее столь необходимую энергию для автономной работы ноутбука.

Это пока мечты. А в реальности, если ваш старенький Асус из числа первых моделей с литий-ионными батареями или супер новый ультрабук ZENBOOK вдруг перестает держать заряд, разбираться придется традиционными «дедовскими» методами. Сначала необходимо откалибровать аккумулятор для ноутбука Asus в надежде вправить его электронные мозги (то есть привести в чувство контроллер батареи). Если калибровка не улучшит ситуацию, значит аккумулятор придется разбирать, искать отжившие своё элементы и менять их на новые.

Как же разобрать литий-ионную батарею так, чтобы точно докопаться до истины (в смысле, до неисправного элемента)? Как успешно заменить нерабочий «бочонок» на рабочий и собрать батарею так, чтобы нигде не осталось лишних деталей? В этом нам помогут разобраться специалисты компании UA-Battery - бесспорного лидера на рынке аккумуляторных батарей для ноутбуков. Итак, приступаем к разборке аккумулятора для ноутбука Asus!

Алгоритм разборки аккумулятора Asus

Перед началом разборки аккумулятора подготовьте ножик, молоток, тиски и резиновые перчатки. Еще вам понадобятся автомобильные лампочки, мультиметр и паяльник. И, конечно, суперклей.



Закрепите аккумулятор в тисках так, чтобы давление пришлось только на одну половину корпуса (ориентир - шов между половинками). Вставьте ножик в шов и расшейте корпус, постукивая молотком по рукоятке ножика. Некоторые модели склеены не слишком прочно, так что можно обойтись без тисков. А в некоторых случаях приходится буквально разрезать батарею по шву.

2. Диагностика элементов аккумулятора



Подключите мультиметр и проверьте напряжение на всех внутренних элементах аккумулятора (так называемых «бочонках»). Нормальный показатель составляет 3,7 В или больше (но не выше 4,1 В). Все элементы, где напряжение меньше, нуждаются в замене. Как утверждают специалисты UA-Battery, центральные элементы аккумулятора обычно выходят из строя раньше. Так что на них обращайте особое внимание. Также прозвоните контроллер и осмотрите его на предмет внешних повреждений. При наличии подгоревших или оплавленных элементов он также нуждается в замене.



Теперь вы знаете, сколько у вас пригодных к дальнейшей эксплуатации элементов, а сколько нужно заменить. Подберите новые «бочонки», ориентируясь на маркировку. Далее разрядите элементы (старые и новые) до 3,2 В с помощью автомобильных лампочек. А после подключите лампочку мощностью 5 Вт к аккумулятору и зарядите его до 3,4 В. После этого можно припаять элементы и склеить корпус аккумулятора.

Как провести ремонт аккумулятора своего ноутбука

Современный человек становится всё более мобильным во всех сферах жизни. И если совсем недавно в моде были стационарные компьютеры, то теперь в обиход прочно вошли ноутбуки. С их помощью можно возить с собой все свои документы, контакты, программы в командировки или на отдых. Также с ноутбуком вы всегда имеете под рукой мультимедийные развлечения и игры. Ноутбук можно взять с собой в самолёт и во время перелёта смотреть любимые фильмы. Но всё это возможно только в том случае, если у ноутбука есть исправный аккумулятор. Когда аккумулятор для ноутбука выходит из строя, он превращается в десктоп, привязанный к розетке. Если батарея вышла из строя, можно купить новую. Но может сложиться ситуация, когда аккумуляторы к вашей модели лэптопа выпускать перестали по причине её морального устаревания. Тогда можно заняться ремонтом АКБ. Сегодня мы поговорим о том, как отремонтировать батарею ноутбука.

Современные модели ноутбуков комплектуются . Срок эксплуатации батарей этого типа составляет 400─500 циклов заряд-разряд. После этого аккумулятор теряет больше половины от своей первоначальной ёмкости и в автономном режиме работает меньше часа. По времени это может быть интервал от 1 до 4 лет, в зависимости от интенсивности использования. Подробнее о и аккумуляторах можно прочитать по указанным ссылкам.


АКБ ноутбука обычно имеет в своём составе от 4 до 8 аккумуляторных элементов (реже может быть 2 и 12) и контроллер. Последний управляет процессами заряда и разряда этих аккумуляторных элементов. Ремонт батареи ноутбука может потребоваться в следующих случаях:
  • износ аккумуляторных элементов. Или выход из строя отдельных банок. Именно отдельных литиевых батареек (банок) в составе АКБ. При этом контроллер остаётся в рабочем состоянии, и ремонт сводится к замене банок, ещё называемой «перепаковкой» аккумулятора;
  • глубокий разряд аккумуляторных элементов. В этом случае проблема заключается в том, что контроллер блокирует зарядку банок. Ремонт батареи в этом случае может быть сведён к балансировке всей сборки с помощью специального зарядного устройства или к заряду каждого элемента в отдельности;
  • выход из строя контроллера или отдельных его элементов. Контроллер представляет собой печатную плату. При её поломке (например, выгорании каких-то элементов) ремонт сводится к его замене.



На изображении выше показаны составляющие типичной аккумуляторной батареи ноутбука.

Инструменты, чтобы починить батарею ноутбука

Для ремонта АКБ ноутбука вам может потребоваться следующее:

  • Нож, скальпель, отвёртка и прочие инструменты для вскрытия корпуса аккумулятора;
  • Паяльник, паяльная кислота, олово;
  • Мультиметр;
  • Многофункциональное зарядное устройство (балансир). Пример, ;
  • Новые литиевые аккумуляторные элементы, клей, изолента.


Что касается аккумуляторных литиевых батареек на замену, то они должны иметь аналогичные электрические характеристики. В идеале это должны быть такие же аккумуляторы, только новые.

Ремонт батареи ноутбука своими руками

Разборка корпуса АКБ

Этот этап не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Корпуса аккумуляторов для ноутбуков в большинстве своём соединяются с помощью клея. Это делает их крайне неремонтопригодными. Есть модели, которые собраны на защёлках, но это исключение из правил. Есть даже корпуса из цельного пластика. Чтобы в таких моделях добраться к аккумуляторным элементам, придётся их разрезать, а после ремонта склеивать.

Но большинство корпусов АКБ держатся на клею. Чтобы их разобрать, рекомендуется немного разогреть пластик по шву и несильно постучать молотком. Далее скальпелем, ножом, отвёрткой поддевать пластик по шву и постепенно вскрывать корпус. Контролируйте усилие, чтобы не проткнуть пластик и не повредить литиевые элементы. Это может привести к их воспламенению.

После того как разберёте корпус, первым делом проведите визуальный осмотр аккумуляторной сборки.

Проверьте контроллер на предмет выгоревших элементов и сами аккумуляторы. На нормальных банках не должно быть подтёков, вздутий, повреждений.

Если контроллер жив и аккумуляторные элементы глубоко разряжены, то напряжение на выводах будет. Оно будет значительно ниже номинала, но обязательно будет присутствовать. Если напряжения нет совсем, то это говорит о проблемах с контроллером или разрыве в цепи аккумуляторной сборки. В случае глубокого разряда можно попробовать обойтись «малой кровью». То есть, отпаять один провод от контроллера и подключить iMax B6 (или другое подобное устройство) в режиме балансировки. Перед этим ещё нужно будет найти балансировочные точки на плате контроллера для подключения устройства.

Если это не даст результата, то придётся разбирать сборку, отпаивать аккумуляторные элементы и работать с каждым по отдельности. Если их удастся вывести из ступора, то хорошо. Если нет, тогда ремонт аккумулятора будет включать замену банок.

Замена аккумуляторных элементов

Если вам приходится менять аккумуляторные элементы в батарее, предварительно составьте схему сборки вашей АКБ. То есть, зарисуйте расположение элементов с обозначением положительных и отрицательных выводов. Также нанесите на бумагу соединение сборок, места их пайки к плате контроллера. Запомните, куда в схеме был припаян термодатчик, если таковой имеется в вашей АКБ.

Перед тем как отремонтировать аккумулятора ноутбука, нужно приобрести новые банки, которые по параметрам аналогичны вашим старым элементам. Банка в батарее ноутбука представляет собой .

Здесь трудно дать совет на все случаи жизни. Нужно смотреть, что это за батарейки в каждом конкретном случае. Чаще всего в АКБ для ноутбука ставят литиевые аккумуляторы 18650 с напряжением 3,7 вольта и ёмкостью 2200 мАч (2400, 2600).

После того как новые аккумуляторы найдены, можно приступать к замене элементов.



Банки в сборке соединены с помощью точечной сварки. В домашних условиях реализовать это будет сложно. Поэтому подключение новых аккумуляторов в схему батареи производится простой пайкой, а вместо ленты можно использовать медные провода. В идеале при разборке батареи оставьте куски ленты на торцах исправных аккумуляторов, чтобы потом к ним можно было провести пайку. Когда будете паять провода к банкам, старайтесь делать это аккуратно и быстро, чтобы не перегревать их. После того как сборка будет готова, припаяйте контроллер.