Приоритетные направления развития науки и техники рф. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники рф

1. Безопасность и противодействие терроризму.

2. Индустрия наносистем.

3. Информационно-телекоммуникационные системы.

4. Науки о жизни.

5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.

6. Рациональное природопользование.

7. Транспортные и космические системы.

8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Перечень критических технологий Российской Федерации

1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

2. Базовые технологии силовой электротехники.

3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.

4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.

5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.

6. Клеточные технологии.

7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.

8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

10. Технологии биоинженерии.

11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.

12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.

13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.

14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.

15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.

16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.

17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.

18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.

19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.

20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.

21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.

23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.

24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.

25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.

26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.

27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

Перед современным российским обществом стоит задача инновационного развития. Под инновациями понимается создание принципиально новых технологий, которые смогут обеспечить России XXI века достойное место в мировом сообществе. При этом главным конкурентным преимуществом страны являются уникальные знания или технологии. Условием эффективного использования таких уникальных знаний и технологийявляется концентрация научного потенциала, финансовых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. Под ними понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социально-экономическое и научно-техническое развитие страны и достижение за счет этого национальных социально-экономических целей.

В каждом из приоритетных направлений развития науки и техники можно выделить ряд критических технологий.

Под критическими технологиями понимаются такие технологии, которые носят межотраслевой характер и создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей, или направлений исследований и разработок, и дают в совокупности определяющий вклад в решение ключевых проблем, существующих в реализации приоритетных направлений развития науки и техники.

Развитие приоритетных направлений развития науки и техники началось в Российской Федерации сразу после распада СССР, с 1992 г., в том числе в рамках федеральных целевых программ, по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Впервые на федеральном уровне приоритетные направления развития науки и техники, а также критические технологии, были утверждены 21 июля 1996 года. Было принято постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» и «О доктрине развития российской фундаментальной науки». Приоритетными направлениями стали фундаментальные исследования, информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые композитные материалы и химические продукты, технологии поддержания биологических и живых систем.

С тех пор регулярно каждые несколько лет принимаются новые приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ. Так, в 2002 году Президент РФ утвердил основы государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2015 года и на дальнейшую перспективу. В стране был создан Совет по науке и высоким технологиям. Целью выделения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники была консолидация финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов на стратегически значимых точках роста. К приоритетным направлениям были отнесены: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии. Их развитие невозможно без фундаментальной науки.

В 2004 г. по поручению Правительства, на основании комплексных научных исследований, с привлечением ведущих ученых, экспертов и представителей бизнеса, перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники был сокращен. Основными критериями отбора были выбраны обеспечение национальной безопасности, снижение риска техногенных катастроф, ожидаемый вклад в ускорение роста ВВП и повышение конкурентоспособности экономики.

Перечень критических технологий охватывал перспективные области: технологии передачи, обработки и защиты информации; технологии производства программного обеспечения; биоинформационные технологии; нанотехнологии и наноматериалы; технологии создания биосовместимых материалов; биосенсорные технологии; биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека; технологии биокатализа и биосинтеза; технологии новых и возобновляемых источников энергии.

В 2007 г. была принята Федеральная целевая программа «Исследование и разработка по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». В 2009 г., в целях концентрации усилий государства, научного и предпринимательского сообщества на решение важнейших задач модернизации и технологического развития экономики, Правительством РФ была проведена работа по корректировке приоритетных направлений развития фундаментальной науки, технологий и техники, что нашло отражение в перечне критических технологий.

Основной целью является уточнение ориентиров развития отечественного научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, исходя из национальных интересов России и тенденций мирового научного, технологического и инновационного развития, среднесрочных задач социально-экономического развития страны с учетом необходимости формирования экономики, знаний, разработки и реализации важнейших государственных программ и проектов. Приоритетные направления и перечень критических технологий взаимосвязаны с приоритетами модернизации национальной экономики, определенных Президентом, концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, и долгосрочным прогнозом технологического развития страны до 2025 года.

В результате работы экспертных групп, федеральных органов исполнительной власти, государственных Академий наук и Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ было сформировано 7 приоритетных направлений и 27 критических технологий, которые являются наиболее перспективными с позиций технологического и инновационного развития. Они и являются определяющими ориентирами для совершенствования отечественного научно-технического комплекса с учетом среднесрочных социально-экономических задач развития страны. Современные «гражданские» приоритеты выглядят так: индустрия нанотехнологий и наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, живые системы (в медицине).

Фундаментальные исследования упомянуты в качестве приоритетных лишь в 1996 г., затем их «растворили» в других приоритетах, где они играют вспомогательную роль. Лидерами являются информационно-телекоммуникационные технологии и индустрия наносистем, в которую трансформировалась позиция «новые материалы и химические технологии». Хотя нанотехнологии прямо и не указаны в президентских направлениях технологического прорыва, предполагается, что именно реализация этой позиции и позволит создать новые перспективные материалы, приборы и устройства особого
назначения с повышенным сроком службы, низкой материалоемкостью и весом конструкции. Это, в свою очередь, будет способствовать укреплению национальнойбезопасности, созданию отечественной элементной базы, повышению качества жизни, а также активизирует процессы импортозамещения и выхода на внешние рынки.

Таким образом, индустрия наносистем пронизывает все остальные приоритеты и направления, однако её развитие невозможно без фундаментальных исследований.

Инновационное развитие страны непременно связывается с высокими технологиями. Однако следует помнить, что высокие технологии – это средство, а не самоцель.

В развитых странах, построивших у себя конкурентоспособные национальные инновационные системы, очень высока доля высокотехнологичной продукции как в структуре внутреннего производства и потребления, так и в структуре экспорта. Этого пока нельзя сказать о России. Здесь хотелось бы отметить два момента.

Во-первых, российский интеллектуальный потенциал достаточно высок (об этом свидетельствует хотя бы число наших исследователей, работающих за границей, в том числе по причине недостаточного финансирования их работ на Родине).

Во-вторых, переносить зарубежный опыт на отечественную почву следует очень осторожно, поскольку необходимо учитывать как особенности институциональной заграничной среды, в которой он сформировался, так и российскую специфику.

В последние годы стабильно развивается вузовский сектор науки: число организаций, выполняющих в вузах исследования и разработки, выросло на 17 %, численность исследователей – на 16,4 %. Такой динамике способствовала государственная поддержка, ориентированная на вовлечение преподавателей, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов – в научные исследования. По данным экспертов, объем финансирования исследований в вузах Российского образования с 2002 по 2012 г. вырос с 8,69 млрд. до 27,91 млрд. руб.

Сокращение объемов финансирования сказывается на масштабах образовательной деятельности государственных Академий наук и не позволяет в полной мере обеспечить решение кадровой проблемы, прежде всего, подготовку специалистов для работы в сфере фундаментальных
исследований. Одним из путей решения могло бы стать создание нескольких академических исследовательских университетов, по аналогии с уже созданными федеральными исследовательскими университетами, а также расширение участия академических институтов в реализации образовательных программ Министерства образования и науки РФ.

Представляется, что меры по совершенствованию организации академической науки должны приниматься взвешенно и аккуратно, поскольку она является основой культурного и интеллектуального потенциала нации. При этом важнейшей задачей государственной политики является повышение роли фундаментальной науки в решении стратегических задач модернизации.

Смещение акцентов государства в сторону национальных исследовательских университетов и центров не приведет к постепенному угасанию государственных академий наук. Государству, вузам и академическим организациям надо искать пути консолидации усилий по созданию конкурентоспособной национальной инновационной системы. Политика государства в отношении науки должна быть направлена на отработку взаимоприемлемых норм и правил, стимулирующих повышение эффективности работы всех научно-исследовательских и образовательных организаций.

При этом государство должно учитывать в своих мерах дифференциацию проблемы по отраслям знаний, регионам, академическим организациям и вузам, предусматривая разумный социальный баланс науки и образования.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
.
____________________________________________________________________

В целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

а) приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

б) перечень критических технологий Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию настоящего Указа.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации
Д.Медведев

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации

1. Безопасность и противодействие терроризму.

2. Индустрия наносистем.

3. Информационно-телекоммуникационные системы.

4. Науки о жизни.

5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.

6. Рациональное природопользование.

6_1. Робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 2015 года N 623)

7. Транспортные и космические системы.

8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Перечень критических технологий Российской Федерации

1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

2. Базовые технологии силовой электротехники.

3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.

4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.

5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.

6. Клеточные технологии.

7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.

8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

10. Технологии биоинженерии.

11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.

12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.

13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.

14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.

15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.

16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.

17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.

18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.

19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.

20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.

21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.

23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.

24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.

25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.

26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.

27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития науки, технологий и техники
в Российской Федерации/

1. Безопасность и противодействие терроризму.

2. Индустрия наносистем.

3. Информационно-телекоммуникационные системы.

4. Науки о жизни.

5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.

7. Транспортные и космические системы.

8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

ПЕРЕЧЕНЬ
критических технологий Российской Федерации

1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

2. Базовые технологии силовой электротехники.

3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.

2.4. Процессы управления
2.4.1. Теория систем и общая теория управления. Системный анализ
2.4.2. Управление в детерминированных, стохастических системах и в условиях неопределенности
2.4.3. Моделирование и идентификация систем управления. Информационное взаимодействие в сложных системах
2.4.4. Методы оптимизации и интеллектуализации систем и процессов управления. Адаптивное управление.
2.4.5. Сложные технические системы и информационно-управляющие комплексы
2.4.6. Управление движущимися объектами. Системы навигации, ориентации и наведения

3. ИНФОРМАТИКА

3.1. Теория информации, научные основы информационно-вычислительных систем и сетей, системный анализ
3.2. Искусственный интеллект, системы распознавания образов, принятие решений при многих критериях
3.3. Системы автоматизации, математические методы исследования сложных управляющих систем и процессов, CALS-технологии
3.4. Нейроинформатика и биоинформатика
3.5. Глобальные и интегрированные информационно – телекоммуникационные системы и сети
3.6. Архитектура, системные решения и программное обеспечение информационно-вычислительных комплексов новых поколений
3.7. Элементная база микроэлектроники , наноэлектроники и квантовых компьютеров. Материалы для микро - и наноэлектроники. Микросистемная техника
3.8. Опто -, радио - и акустоэлектроника, оптическая и СВЧ-связь. Вакуумная электроника

4. ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ И НАУКИ О МАТЕРИАЛАХ

4.1. Теория химического строения и химической связи, кинетика и механизмы химических реакций, реакционная способность химических соединений, стереохимия, кристаллохимия
4.2. Синтез и изучение новых веществ, разработка материалов и наноматериалов с заданными свойствами и функциями (полимеров и полимерных материалов, композитов, сплавов, керамик, продуктов биологического и медицинского назначения, оптических, сверхпроводящих, магнитных материалов и особо чистых веществ)
4.3. Химическая энергетика: разработка путей преобразования и аккумулирования энергии в химических системах, создание эффективных путей сопряжения энерговыделяющих и энергопоглощающих процессов. Новые химические источники тока, топливные элементы и разработка химических генераторов для энергетики больших мощностей и бытовых нужд
4.4. Химическая аналитика: создание методов и средств определения и контроля веществ в окружающей среде. Разработка новых методов и средств химического анализа веществ и материалов
4.5. Теоретические основы химико-технологических процессов, включая создание и совершенствование химико-технологической аппаратуры
4.6. Разработка эффективных экологически чистых и максимально безопасных технологических процессов переработки природного сырья (в том числе газа, нефти, угля), органического и минерального сырья (включая полиметаллические руды), облученного ядерного топлива, радиоактивных отходов и материалов
4.7. Создание катализаторов для синтеза и переработки химического сырья. Моделирование и использование принципов синтеза и функционирования биологических молекул и систем для создания высокоэффективных химических процессов и новых материалов
4.8. Поверхностные явления в коллоидно-дисперсных системах, физико-химическая механика
4.9. Развитие теории прочности, пластичности и формообразования
4.10. Супрамолекулярные и наноразмерные самоорганизующиеся системы для использования в современных высоких технологиях
4.11. Химия и физикохимия твердого тела, расплавов и растворов
4.12. Химические процессы в веществах, находящихся в экстремальных состояниях или подвергнутых экстремальным воздействиям, процессы горения
4.13. Химическое сопротивление материалов, защита металлов и других материалов от коррозии и окисления
4.14. Химия и технология радиоактивных элементов
4.15. Химия окружающей среды, в том числе атмосферы и океана. Разработка проблем химической защиты человека и биосферы

5. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

6.1. Физические поля Земли, их природа, взаимодействие и интерпретация
6.2. Глубинное строение и геодинамика Земли; взаимодействие внутренних и внешних (гидросфера, атмосфера, ионосфера) геосфер и их влияние на окружающую среду
6.3. Современная геодинамика, движения и напряженное состояние земной коры, сейсмичность и сейсмический прогноз
6.4. Современные и древние процессы седиментогенеза, литогенеза и осадочного рудообразования
6.5. Глобальные и региональные модели строения и формирования основных типов структур Земли
6.6. Ранние этапы геологической истории Земли, особенности геологии и металлогении раннего докембрия, формирование гидросферы и атмосферы
6.7. Осадочные бассейны континентов, шельфа и континентального склона: закономерности образования и строения, полезные ископаемые
6.8. Проблемы зарождения биосферы Земли и ее эволюция; геологическая функция биоты в истории Земли: биогеохимические циклы, роль в седиментогенезе, экологические кризисы и катастрофы; палеоклимат
6.9. Фундаментальные проблемы геологии и геохимии нефти и газа, развитие нефтегазового комплекса России
6.10. Экспериментальные исследования физико-химических проблем геологических процессов и термодинамика природных систем
6.11. Изотопные системы в природных процессах; изотопная геохронология и источники вещества
6.12. Биостратиграфические, хемостратиграфические, изотопно-геохронологические методы стратиграфии и периодизации истории Земли
6.13. Наночастицы в природе: условия образования, экологические и технологические аспекты их изучения
6.14. Проблемы магматизма: состав, источники, эволюция, механизмы образования и дифференциации магм, роль флюидов, связь с рудообразованием
6.15. Генетические особенности и условия образования крупных и суперкрупных месторождений стратегических видов минерального сырья и проблемы их комплексного освоения
6.16. Проблемы комплексного освоения недр Земли и новые технологии извлечения полезных ископаемых из минерального и техногенного сырья
6.17. Эволюция окружающей среды и прогноз ее развития в условиях быстрых природных и антропогенных изменений
6.18. Мировой океан: геологическое строения дна и минеральные ресурсы; физические процессы в океане и их влияние на климат Земли; морские экосистемы и их роль в формировании биологической продуктивности
6.19. Водные ресурсы, качество вод и проблемы водообеспеченности страны; динамика и охрана подземных и поверхностных вод и ледников
6.20. Изменение окружающей среды и климата: исследования, мониторинг и прогноз состояния природной среды; природные катастрофы, анализ и оценка природного риска, вулканизм
6.21. Исследование, мониторинг и прогноз состояния криосферы и изменений мерзлотных условий
6.22. Физические и химические процессы в атмосфере, термодинамика, перенос радиации, изменение состава
6.23. Изменение природно-территориальных комплексов России в зонах интенсивного техногенного воздействия; основы рационального природопользования
6.24. Разработка новых методологий, технологий, технических средств и аналитических методов исследований поверхности и недр Земли, ее гидросферы и атмосферы
6.25. Изучение вещественного состава и строения Земли, Луны и других планет; космохимия и метеоритика как средство познания происхождения и эволюции Земли
6.26. Геоинформатика, создание геоинформационных систем

7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

7.1. Философия, социология, психология и правовые науки
7.1.1. Цивилизационные перемены в современной России: духовные процессы, ценности и идеалы
7.1.2. Социальные теории на рубеже XXI века: парадигмы, тенденции, перспективы
7.1.3 Проблемы взаимодействия человека, общества и природы: концепция устойчивого развития и ее реализация в России
7.1.4. Социально-политическое развитие и консолидация современного российского общества
7.1.5. Политические отношения в российском обществе: власть, демократия, личность
7.1.6. Трансформация социальной структуры российского общества
7.1.7. Укрепление российской государственности, включая
федеративные отношения
7.1.8. Правовая и судебные реформы в России и международный право порядок XXI века
7.1.9. Человек как субъект общественных изменений: социальные, гуманитарные и психологические проблемы
7.1.10. Проблемы развития массового сознания

7.2. Экономические науки
7.2.1. Методологические проблемы экономической теории
7.2.2. Закономерности эволюции социально-экономических систем и институтов и их реформирование. Формирование институтов смешанного общества. Организационно-управленческие структуры и механизмы их обновления
7.2.3. Теоретические проблемы становления «экономики знаний»
7.2.4. Технологическое развитие России: состояние, условия, перспективы
7.2.5. Научные основы концепции социально-экономической стратегии Российской Федерации.
7.2.6. Анализ нестационарных динамических макроэкономических процессов. Теория и методы экономико-математического моделирования
7.2.7. Теоретические проблемы социально-экономической динамики и ее прогнозирование
7.2.8. Проблемы развития человеческого потенциала
7.2.9. Потенциал Российской Федерации и проблемы воспроизводства национального богатства. Проблемы обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста. Проблемы и механизмы обеспечения социально-экономической безопасности. Качество экономического роста. Промышленная политика Российской Федерации
7.2.10. Научные основы финансовой, кредитно-денежной и ценовой политики. Формирование современной финансово-кредитной системы
7.2.11. Закономерности трансформации аграрных отношений и реформирование агропромышленного комплекс а
7.2.12. Трансформации социально-экономического пространства России; стратегия территориального развития. Научные основы региональной политики; экономический федерализм. Устойчивое развитие регионов и городов
7.2.13. Интеграция Российской Федерации в мировое экономическое пространство. Формирование единого экономического пространства в рамках СНГ
7.2.14. Экономическая история России и история российской экономической мысли

7.3. Мировое развитие и международные отношения
7.3.1. Формирование основ современной системы международных отношений
7.3.2. Система международной безопасности. Пути предотвращения и разрешения международных конфликтов. Национальная безопасность России
7.3.3. Место и роль России в мировом хозяйстве. Особенности интеграции России в мировое экономическое сообщество
7.3.4. Развитие СНГ. Национальные интересы и стратегия России в СНГ.
7.3.5. Основные центры силы (США, Европа, Япония, Китай, новые индустриальные страны) и стратегия России в мировом развития
7.3.6. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой в мировых хозяйственных и социально-экономических процессах
7.3.7. Комплексные исследования экономического и политического развития зарубежных стран и регионов мира во взаимосвязи с национальными интересами России. Опыт реформ в зарубежных странах
7.3.8. Проблемы глобализации и регионализации в международных отношениях

8. ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
8.1. Методология и теория исторического процесса
8.2. Общественный потенциал истории и опыт российских и мировых трансформаций
8.3. Изучение эволюции человека, обществ и цивилизаций: человек в истории и история повседневности
8.4. Историко-культурное и государственное развитие России и ее место в мировом историческом и культурном процессе; Россия и славянский мир
8.5. Этногенез, этнокультурный облик народов, современные этнические процессы; историко-культурное взаимодействие Евразии
8.6. Сохранение и изучение археологического , культурного и научного наследия и эстетические ценности отечественной и мировой литературы и фольклора в современном осмыслении
8.7. Духовные и эстетические ценности отечественной и мировой литературы и фольклора в современном осмыслении
8.8. Фундаментальные исследования теории, структуры и исторического развития языков мира
8.9. Грамматический и лексический строй русского языка , его функционирование и эволюция; создание электронного корпуса текстов русского языка, литературы и фольклора как базы для фундаментальных и прикладных исследований.

Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

1