Единая теория поля информационное поле. Как мы считываем информационное поле

Место – где живут идеи

Каждый житель земли мечтает найти уникальную идею. Бизнесмен или политик, художник или композитор, писатель или поэт, – все ищут вдохновения. Кто-то просит прийти Музу и одарить идеями, кто-то просит Бога, кто-то погружается в глубины собственного Я в поисках вдохновения и решения задачи над которой работает. Существует ли единое информационное поле, где подобно огромному хранилищу, вселенная хранит все идеи и мысли, когда либо возникшие в реальности? Или же все внезапные озарения, приходящие к ученым совершающим открытия, людям творящим шедевры, не более чем случайное и уникальное сцепление нейронов их собственного мозга? А может механизм озарений и открытий вообще базируется на иных принципах?

Энергоинформационное поле. Реальность или философская концепция?

Если ввести запрос в браузере по поиску информации на тему энергоинформационного поля, полученная информация будет обязательно содержать имя академика Вернадского. Понятие ноосферы Вернадского принято каждому взявшему перо интерпретировать в качестве доказательной базы устройства вселенной так, как ему вздумается. В частности, подавляющее большинство определений информационного поля основывается на ноосфере.

Это большое заблуждение. Если вдумчивый читатель возьмет себе за труд бегло ознакомиться с трудами Вернадского и Тейяра де Шардена, которые собственно и ввели понятие ноосферы — они узнают много интересного.

Вернадский считал, что вследствие стремительного развития научно-технического прогресса — деятельность человеческого существа вышла за пределы его личных интересов. Биосфера превратилась в ноосферу, для которой свойственна корреляция законов природы с образом мышления и правилами человеческой жизни.

Он говорил о том, что человек стал глобальной «геологической» силой на земле, которую необходимо учитывать, ввиду его колоссального и увеличивающегося воздействия на все живое.

Однако нигде в его трудах вы не встретите понятие о «банке идей» подобно воззрениям немецких философов Готфрида Лейбница, Артура Шопенгауэра и Карла Юнга.

На первый взгляд существует парадокс. Наука сегодня не подвергает сомнению, что любые живые и неживые объекты имеют некое энергетическое излучение, которое можно представить как незатухающий во времени и пространстве волновой процесс. В то же время не существует научной доказательной базы существования информационного поля — как некоего хранилища информации.

Однако помимо этого, существуют и накопленные за все время человеческой истории необъяснимые, но достоверные факты, подтверждающие способность человеческого разума, независимо от времени и пространства черпать информацию из этого всеобщего поля.

Единое информационное поле

Примем за основу реальное существование некоего поля вселенной, которое содержит информацию всех уровней, включая и информацию о каждом когда-либо жившем существе. Допустим, что это поле хранит в себе голографическую матрицу каждого жившего когда-либо человека, включая все его мысли, чувства и желания. Предположим, что любые способности видения будущего, предсказаний и озарений объясняются контактом человека именно с этим источником. Есть ли у нас возможность, пользуясь последними открытиями в области науки, иметь хотя бы приблизительное представление, что это такое?

Красивая концепция, построенная на вере в существование поля информации, как некого банка идей – увы, лишь бездоказательная, но красивая философская идея.

Реальны же лишь физические процессы, какими бы тонкими и неуловимыми они не были. Информация не может быть объективной сущностью, существующей независимо от материальных носителей и человеческого сознания.

К примеру: вы любуетесь прекрасным цветком, предположим желтого цвета. Ваш ум собрал воедино лепестки, цвет, запах и прочее и дал этому определенное название. В реальности, без вашей головы и вашей интерпретации — желтого цветка не существует. Вы придали составным частям целое и наделили это именем. Уверены, что вселенная ощущает это не как излучение субатомных частиц или еще Бог знает как? Расстояние между этими частицами настолько огромно, что в рамках границы растения, наблюдаемого нами – это просто космические расстояния. Почему «бит» информации должен быть именного размера вашего «многосоставного цветка»?

Рассмотрим существование информационного поля в свете современного уровня развития квантовой физики.


Разум – базовое качество материи во Вселенной

Сегодня природу сознания невозможно понять пользуясь формулами классической механики. Не так давно, физик Роджер Пенроуз обосновал, что сознание не связано с биологическими организмами, а происходит из некоторых свойств квантовой запутанности и суперпозиции, явлений пока еще недостаточно изученных. Спустя десятилетия, американский физик из университета Санта-Барбары Мэтью Фишер опубликовал в научном журнале Annals of Physics монографию, которая описывает процесс хранения квантовой информации в головном мозге. Атомы фосфора и ионы кальция, образуют стабильные кубиты (элементы хранения информации в квантовых компьютерах). Он приводит доказательства того, что наш мозг подобен квантовому компьютеру, способному сохранять кубиты в стабильном состоянии неограниченное время за счет особой молекулы. Физик из Германии — Бернард Хайш в 2007 году связал воедино квантовую природу отдельного сознания с сознанием вселенной. Нейробиолог Криф Кох, в своих работах обосновал существование информационного поля Вселенной, сознание в которых не является уникальной особенностью живых организмов. Согласно этой концепции сознание, является фундаментальным свойством вселенной. Нет и не может быть ничего вне сознания. Нет деления на живую и неживую материю. Все существующее – сознательно.

Доступ к всеобщему информационному полю

Понимание природы всеобщего информационного поля критически важно для выстраивания правильной концепции работы с ним. Если мы отходим от философской концепции существования «склада полочек с идеями» и основываем свое понимание на концепциях квантовой физики — наша стратегия доступа к полю будет несколько иной, отличной от распространенной в настоящее время. Саму возможность получения информации из этого поля давно обосновывали русские ученые, такие как: академик В.Вернадский, К.Циолковский, В.Казначеев и многие другие. Однако все они исходили из понятия дуальности и противопоставления субъекта объекту.

Сегодня же, исходя из концепции разума как фундаментального свойства материи, можно сделать вывод о том, что в природе вселенной нет дуальности «разум – материя». Человеку, потенциально доступна любая информация во вселенной, существовавшая когда-либо в прошлом или будущем.

Способы подключения к любому информационному полю

Нашу Вселенную можно представить в виде всеобъемлющей голограммы. В каждой точке этого пространства содержится информация обо всем мире, а подсознание отдельного человека является его неотъемлемой частью. Находясь в единстве — наше подсознание обладает состоянием всезнания. Ключом, открывающим двери озарения или завесы этого неделимого пространства, является состояние самого человеческого существа. Чем больше развит индивид, чем сильнее он настроен (со настроен) на принесение пользы всему живому — тем больший объем информации он может осознавать. Ниже перечислены специальные техники для вхождения в единое энергоинформационное пространство, однако всегда следует помнить о том, что препятствием для вхождения является именно личность человека. Методы, которые устраняют центрирование на личности, оставляя чистое пустое присутствие, наилучшие. Перечислим некоторые из них:

  • медитативные техники;
  • практики осознанности;
  • трансовые состояния;
  • дыхательные практики;
  • йогические методы регуляции пран и каналов;
  • шаманские ритуальные техники;
  • состояния измененного состояния достигаемые приемом специальных средств.

Техник на самом деле гораздо больше. Даже в любой религии существуют способы стирания границ и присоединения к источнику. Глубина проникновения, всегда дается по силе отречения. Когда человек отказывается от «своеволия» (личности) и говорит «Да будет воля Твоя» он, при достаточной искренности, продолжительности и вовлеченности, разрушает фокус своего центрирования на себе. Результаты засвидетельствованы в многочисленных религиозных историях о святых, для которых прошлое и будущее было словно открытая книга.

Человек может быть приемником и оператором информации из единого информационного пространства и при помощи специальных «технических» средств. В этом случае с помощью специальных техник и приспособлений, он словно бы заглядывает на непродолжительное время в чуть приоткрывшуюся дверь. Он чуть-чуть смещает фокус центрирования на границах «твердой реальности» и на некоторое время становиться отождествлен с природой своего сознания, которое как известно есть часть неделимого целого. Гадания с использованием различных средств (карты, руны, хрустальные шары и т.д.), лозоходство и биолокация – это лишь малая часть приемов и техник, основанных на «подключении» к единому информационному пространству.

Необходимые качества человека для подключения к пространству


Качества человека для подключения к пространству

Человек не отделен от информации какой то завесой, которую нужно преодолеть с помощью специальных техник и ритуалов. Единственная завеса — это поглощенность собственным повседневным умом. Человек открытый миру и действительно достигший стадии единения с целым- может черпать знания и силы из этого неиссякаемого источника, частью которого он является. Очень быстро приближает нас к возможности черпать знания и силы из единого энергоинформационного источника развитие следующих качеств:

  • однонаправленность потока ума;
  • отсутствие внутреннего диалога;
  • не эгоистичность;
  • воля;
  • милосердие и отзывчивость;
  • дисциплинированность внешней и внутренней жизни

Недаром все Великие Учителя и Пророки приходившие в мир, всегда настаивали на моральной чистоте своих последователей. Невозможно вновь слиться с Источником, частью которого уже являешься. Преодоление кажущейся двойственности за счет нивелирования интересов личности в пользу мира – есть основная практика для человека.

Говорят, что Истина – выше всякой фантастики. Мы действительно живем в «магическом» мире. Каждый из нас несознательно, каждым своим движением меняет, творит и разрушает плоскость своего мира. Центрирование на собственной личности и убежденность в «твердости» видимой реальности, не позволяет нам делать это сознательно. Не существует границ между нами и Бытием, не существует границ между «отдельным» сознанием и сознанием Вселенной — помимо границ нашей личности. Пространство не нужно достигать — мы и есть «оно». То, что нам действительно нужно сделать – так это поверить и осознать, дисциплинировать жизнь, и пользуясь волевым усилием, повернуть русло течения собственной жизни к бескрайнему океану, принося пользу на нашем пути всему сущему.

Информационное пространство

Один из подходов к определению понятий “информационное поле”, “информационная среда” и “информационное пространство” предложен авторами работы . Они поясняют данные понятия на примере учебной деятельности школьника.

Мир, в котором живет человечество в целом и каждый индивид в частности, безусловно, един, но традиционно выделяют его материальную, энергетическую, временную, пространственную и информационную составляющие. Человек живет и действует в информационном пространстве, откуда он случайно или целенаправленно получает определенный объем информации (в виде чувственных образов, сведений, существующих теорий и гипотез и т.д.) и куда «возвращает» переработанную и каким-либо образом преобразованную им информацию (в виде чувственного опыта, знаний, теоретических размышлений и пр.). Для индивида информационное пространство представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. Объективность его определяется тем, что оно существует независимо от человека, формируется в результате жизнедеятельности всего человечества. Учитывая, что информация существует в системах как живой, так и неживой природы, следует принять положение, что информационное пространство распространено по всей вселенной. Как объективная реальность информационное пространство является многомерным образованием. К его измерениям можно отнести, например, время, степень методической обеспеченности информационных процессов и другие.

Субъективный характер информационного пространства проявляется в том, каким образом человек воспринимает и осознает его. То есть, это модель информационного пространства, существующая в сознании конкретного индивида, индивидуальное восприятие индивидом окружающего информационного мира, отношение к этому миру.

Информационная среда - это часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида. Вид этой деятельности определяет характер информационной среды. Так, учебная деятельность протекает в учебной информационной среде предмета, класса, школы и т. д. Информационная среда, в отличие от информационного пространства, требует специальных усилий по своему созданию (книги необходимо приобрести и обеспечить к ним доступ, компьютер необходимо смонтировать и установить на нем программное обеспечение и т. д.).

Информационная среда характеризуется:

· материальным обеспечением, т. е. наличием материальных носителей информации (литература, средства массовой информации, компьютеры, компьютерные сети и т. д.) и их хранилищ (библиотеки, архивы, видеотеки и т. д.);

· информационным обеспечением, т. е. возможностью доступа к материальные носителям информации, сформированностью навыков работы с информацией (знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации и др.);

· коммуникативным обеспечением, т. е. возможностью необходимого и полноценного общения, непосредственного или с помощью средств коммуникации, с друзьями и коллегами, с учителем, со специалистами в той или иной области.

Информационное пространство неравнозначно информационной среде. Существуя в одном и том же информационном пространстве, индивид может переходить из одной информационной среды в другую: например, из информационной среды дошкольника (в основном семья + детский сад) мы переходим в школьную учебную информационную среду, которая, в свою очередь, заменяется на учебную информационную среду вуза (или другого вида профессионального образования) или на информационную среду профессиональной деятельности. При смене профессии, рода занятий, увлечений также происходит переход из одной информационной среды в другую. Все эти переходы осуществляются в рамках одного информационного пространства. Человек может одновременно находиться в различных информационных средах, например, в учебной информационной среде школы, в информационной среде рыболовов-любителей (специальная литература, соответствующее общение и опыт и т. д.), в информационной среде виртуальной реальности (общение по сети Интернет, компьютерные игры). И хотя эти среды подчас очень разнородны, индивидом они воспринимаются как нечто единое, оказывающее влияние на формирование его информационного поля.

Одной из особенностей информационной среды является то, что любая информационная среда предоставляет индивиду только возможность получения необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и пр., умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения.

Если информационное пространство образуется в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно к изменениям, то информационная среда создается усилиями отдельной группы людей. Так, информационная среда учебной деятельности формируется:

· учителем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и пр.);

· педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);

· государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

Правильно организованная учебно-информационная среда позволяет ученику адаптировать ее к себе; и в этом ее принципиальное отличие от реальной информационной среды, в которой такая адаптация не всегда возможна.

Информационная среда может изменяться, совершенствоваться, но для этого требуются целенаправленные воздействия. Без приложения усилий никакого развития информационной среды происходить не будет и из средства формирования информационного поля учащегося она может превратиться в тормоз его развития в соответствии с общеизвестным законом: где нет развития, там начинается застой, а потом - деградация.

Информационное поле индивида - это субъективное отражение информационного пространства и информационной среды в сознании индивида и в его деятельности. Информационное поле человека формируется постепенно, в течение всей жизни путем осмысления явлений действительности, самообучения, обучения, общения и т. д. Оно включает в себя не только осознанные факты, события окружающей действительности, знания индивида, но и его мысли, планы, чувства, желания, представления, интуитивные догадки, озарения и пр.

Информационное поле человека характеризуется:

· опытом человека (приобретенным и генетически переданным), его умениями и навыками в конкретных видах деятельности (они определяют возможности личности в процессе обучения и деятельности);

· индивидуальными психологическими особенностями: типом восприятия, памяти, стилем мышления, быстротой реакции и т. д. (они определяют способности личности);

· личностными, общественными (групповыми) и профессиональными интересами и мотивами (они определяют потребности личности).

Информационное поле каждого индивида является сложным многомерным образованием. Оно имеет определенную структуру: опыт в той или иной мере осознан, знания каким-либо образом систематизированы.

Проиллюстрировать взаимосвязь рассмотренных понятий можно следующим рисунком.


В процессе любого общения (человек - человек, человек - природа, человек - книга, человек - компьютер и т. д.) информационные поля субъектов общения взаимодействуют и образуется (формируется) так называемое информационное поле передачи и восприятия информации (в дальнейшем - ИПоле). Процесс обучения также происходит в ИПоле, которое можно рассматривать как часть учебно-информационной среды, обеспечивающая создание системы коммуникаций, личностную ориентацию на деятельность субъектов педагогического процесса, фактически ИПоле выступает как результат взаимодействия информационных полей преподавателя, учащихся, коллектива учебной группы в рамках учебно-информационной среды.

J Информация и информационные процессы // Информатика и образование. – 1998. - № 7. – С. 41 – 55.

J Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. – 1998. - № 8. – С. 39 – 50.

J Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. – М.: Наука, 1990.

1

Ожерельева Т.А. 1

1 ГОУ Московский государственный университет геодезии и картографии

Статья анализирует отношения между понятиями информационное пространство, информационное поле, информационная среда. Показано, что информационное пространство делится на естественное и искусственное. Информационное поле также делиться на естественное и искусственное. Дается анализ каждого понятия и отношение между ними. Показано, что информационное поле вложено в информационное пространство. Отмечена пассивность информационного пространства и активность информационного поля. Показано, что информационная среда, является подмножеством информационного пространства и информационного поля. Показано, что информационная среда всегда связана с неким объектом. Этот объект есть объект окружения. Показано. что семантическое окружение является наиболее мелким по масштабу среди анализируемых объектов. Показано, что информационное пространство, информационное поле, информационная среда, семантическое окружение объекта исследований – образуют иерархический ряд понятий и не являются равнозначными.

информация

семантика

информационное пространство

информационное поле

информационная среда

семантическое окружение

информационный объект

отношение понятий

1. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В.Я. Терминологические отношения //Фундаментальные исследования – 2009. – № 5. – С. 146–148.

2. Boisot M. Information space: A framework for learning in organizations, institutions and culture. – Cengage Learning Business Pr, 1995.

3. Morrill R.L., Pitts F.R. Marriage, migration, and the mean information field: a study in uniqueness and generality //Annals of the Association of American Geographers. – 1967. – Т. 57. – № 2. – P. 401–422.

4. Tsvetkov V.Yа. Information field. // Life Science Journal 2014 – 11(5). – P. 551–554.

5. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда //НТИ. – 1976. – Сер. – 1976. – Т. 2. – С. 3–6.

6. Цветков В.Я. Информатизация: Создание современных информационных технологий. Часть 1. Структуры данных и технические средства.– М., ГКНТ, ВНТЦентр, 1990. – 118 с.

7. Kluver R. Globalization, informatization, and intercultural communication. – 2008.

8. Цветков В.Я. Формальная и содержательная классификация // Современные наукоёмкие технологии. – 2008. – № 6 – C. 85–86.

9. Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами. – М.: Наука, 2003. – 428 с.

10. Цветков В.Я. Естественное и искусственное информационное поле// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5, ч. 2. – C. 178–180.

11. Цветков В.Я. Стандартизация информационных программных средств и программных продуктов. – М.: МГУГиК, 2000 – 116 с.

12. Tsvetkov V.Yа. Opposition Variables as a Tool of Qualitative Analysis // World Applied Sciences Journal. – 2014. – 30 (11). – P. 1703–1706.

13. Tsvetkov V.Ya. Framework of Correlative Analysis // EuropeanResearcher, 2012, Vol.(23), № 6–1, P. 839–844.

14. Tsvetkov V.Ya. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination // European Researcher, 2013, Vol.(45), № 4–1, P. 782–786.

15. Майоров А.А., Матерухин А.В. Геоинформационный подход к задаче разработки инструментальных средств массовой оценки недвижимости // Геодезия и аэрофотосъемка – 2011. – № 5. – C. 92–98.

17. Майоров А.А., Цветков В.Я. Геореференция как применение пространственных отношений в геоинформатике // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2012. – № 3. – C. 87–89.

18. Tsvetkov V. Yа. Worldview Model as the Result of Education // World Applied Sciences Journal. – 2014. – 31 (2). – P. 211–215.

19 Цветков В.Я., Чехарин Е.Е. Окружение информационных единиц // Вестник МГТУ МИРЭА. 2014 – № 2 (3) – C. 36–42.

20. Чехарин Е.Е. Информационная модель семантического окружения // Перспективы науки и образования- 2014. – № 4. – C. 20–24.

21. Цветков В.Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12. – C. 123–124.

При достаточно долгом развитии любого научного направления его специальные термины образуют систему согласованных понятий, отражающих содержание этой предметной области. Согласование понятий состоит в том, что научные термины образуют и подчиняются строгой системе терминологических отношений . Система терминологических отношений связана с понятием онтологий и сущностей данной предметной области. Задача создания системы отношений между терминами связана с задачей научных исследований в каждой области. По мере появления новых понятий возникает необходимость пересмотра системы терминологических отношений. особое место занимают термины, которые используются в междисциплинарном значении. Они требуют специального анализа и согласования. Именно к таким относятся термины информационное пространство, информационное поле, информационная среда и семантическое окружение. Термин «информационное пространство» применяется в широком понимании и различных значениях. Термин «информационное поле» также используется достаточно широко и иногда эти понятия рассматривают как синонимы. По нашему мнению это не корректно. В семантической близости с этими терминами находиться термин «информационная среда», который также требует уточнения и сопоставления с информационным полем и информационным пространством.

Информационное пространство . Пространство является одной из базовых категорий физики и философии. Это понятие используется в широком (глобальном) и узком значении, в определенном направлении (информационное пространство) или при решении класса задач (гильбертово пространство). Информационное пространство может быть естественным и искусственным. Естественное информационное пространство отражает внешний мир и служит источником информации и знаний для человека. Оно существует независимо от человека и содержит описания окружающего мира. Однако познание этого пространства осуществляется на основе инструментария, которым владеет человек. По мере развития науки и техники инструментарий совершенствуется. Это расширяет естественное информационное пространство как источник познания окружающего мира.

Искусственное информационное пространство создается человеком на основе знаний, теорий, моделей, систем и опыта. Искусственное информационное пространство с одной стороны является некой объяснительной моделью, с другой стороны, оно служит инструментом воздействия на окружающий мир. Искусственное информационное пространство создается на основе информации, которой располагает человек и поэтому является результатом информатизации общества .

Человечество с древних времен получало знания в информационном пространстве. Современное глобальное информационное пространство, во многих странах с высоким уровнем информатизации , имеет свои более мелкие национальные информационные пространства и отраслевые информационные пространства. Отражением естественного и искусственного информационного пространства является наличие естественной и искусственной классификации .

Для любого государства обязательным компонентом является единое информационное пространство. Оно служит средством управления и воздействия на общество. Оно включает в себя более мелкие по масштабу пространства: отраслевые, региональные, отдельного предприятия и т.д. Единое информационное пространство является системообразующим признаком любого государства . Единое информационное пространство должно опережать создание единого экономического и правового пространства, так же как оно должно опережать принятие решений в разных социальных сферах.

Искусственное информационное пространство можно рассматривать как антропогенную систему, содержащая связанные информационной сетью элементы пространства; информационные ресурсы, технологии их обмена и использования; хранилища информационных ресурсов; систему согласованных стандартов информационного обмена и технологий. Примером искусственного информационного пространства является координатное пространство, которое задается человеком на основе вводимых им координатных систем и произвольно выбираемых точек отсчета для этих систем.

В информационном пространстве, описывающем реальное пространство, может существовать специфическое отношение локализации. В информационном пространстве, описывающем семантическое пространство, может существовать специфическое отношение оппозиции .

Информационные отношения являются обязательным фактором информационного пространства. Они могут существовать в виде явной формы: иерархия, часть и целое, или в неявной форме, например, корреляты . Особенностью информационного пространства является то, что оно может иметь разные масштабы.

Информационное поле. Термин «поле» используют во многих научных направлениях для описания свойств реального пространства и реального мира. Поле, как правило, связывают с непрерывной или дискретной совокупностью величин, отражающих свойства или одно свойство окружающего мира. Иногда используют комбинацию этих совокупностей как дискретно-непрерывную. Примером дискретно непрерывной совокупности являются топологические поля. Широкое использование понятия поля во многих науках позволяет перенести это понятие в области наук об информации.

Информационное поле вложено в информационное пространство. Пространство является пассивным отображением окружающего мира. Поле содержит некие количественные и качественные характеристики пространства. На рисунке дана схема отношений информационного пространства, информационного поля и информационной среды. Цифрами на рисунке обозначены: 1 - информационное пространство. 2 - информационное поле. 3 - информационная среда. 4 - объект кружения информационной среды.

В соответствии со схемой на рисунке информационное поле (2) вложено в информационное пространство (1) и наполняет его количественными характеристиками. При этом следует подчеркнуть, что информационных полей может быть много и каждое может быть в ограниченной части информационного пространства. Информационная, среда в свою очередь, вложена в информационное пространство и информационное поле и может рассматриваться как их подмножество. Для информационной среды характерным является наличие объекта окружения, информационное взаимодействие с которым определяет границы информационной среды.

Рис. 1. Структурная вложенность информационного пространства, информационного поля, информационной среды и объекта окружения

Деление информационного пространства на естественное и искусственное приводит к делению информационного поля: на естественное и искусственное . Естественное информационное поле отражает объективно существующие свойства окружающего мира. Искусственное информационное поле является моделью создаваемой человеком.

Информационное поле характеризуется функциональной величиной, характеризующей количественно точки пространства . В физике эту величину назвали полевой переменной и этот термин закрепился как характеристика поля, хотя по существу эта функция координат пространства. Информационное поле - поле, в каждой точке которого определен один или несколько информационно определяемых параметров.

В информационных полях «параметр поля» может быть не только непрерывной функцией, но и дискретным индикатором. В связи с широким распространением виртуального моделирования появился термин “виртуальное информационное поле” .

Особенностью любого информационного поля является использование информационных отношений для определения полевой переменной или переменных. В семантических полях роль отношений выполняет референция и геореференция

Информационная среда . Информационное пространство можно рассматривать как глобальное описание, в которое вложено информационное поле. Информационная среда вложена и в то и в другое, но является меньшим объектом по масштабу (рис.1).

Информационное пространство и поле является независимой характеристикой относительно объектов, которые в них находятся. Информационная среда всегда связана с неким объектом, относительно которого эта среда рассматривается. Многозначность понятия информационная среда приводит к разным определениям, обусловленные разными аспектами рассмотрения.

Аспект рассмотрения объекта, связанного с информационной средой позволяет определить информационную среду как некое окружение объекта или совокупности исследуемых объектов.

В аспекте информационного пространства, информационная среда - это ограниченная часть информационного пространства, которая окружает объект исследования. Можно сказать, что информационная среда - это часть информационного пространства, редуцированная к объекту исследования. То есть понятие информационное среды подразумевает не только пространство, но и некий заданный объект исследования, который оно окружает и на который оказывает влияние. С этих позиций информационная среда - эта часть пространства, которое оказывает существенное влияние на определенный для этой среды объект исследования.

Используя понятие информационного взаимодействия и информационного поля можно дать еще одно определение информационной среде. Информационная среда - часть информационного поля, для которой существенным являются информационные взаимодействия, влияющие на объект исследования.

Информационная среда всегда искусственная. Она создается человеком для решения его задач. Поэтому она может создаваться как сложная система. Такая антропогенная система может использоваться как система поддержки или как подсистема управления. При создании информационной среды как обеспечивающей подсистемы при пространственном управлении объектом необходимо выполнение следующих условий, которые делятся на пространственные и полевые.

Семантическое окружение . Семантическое окружение объекта исследования является еще более мелким по масштабу объектом, который вложен в информационную среду и тесно связан с объектом следования.

Поле понятий является частью глобального информационного поля . Как показано в информационное поле обладает разрывностью в отличие от физических непрерывных полей. Если построить иерархию сущностей, связанных с информационными единицами, то получится такая последовательность: информационное поле; информационные совокупности; информационные объекты; информационные единицы. Между этими сущностями существуют различные информационные отношения.

Для многих объектов информационного поля существует характеристика - семантическое окружение информационного поля . Семантическое окружение необходимо для однозначной интерпретации объекта информационного поля и его информационной определенности. Информационное окружение единицы проявляется при ее непосредственном использовании. Например, информационным окружением информационной единицы «слово» в предложении или во фразе, будут все связанные с этим словом символы и другие слова, а также такие информационные характеристики как позиция слова и вид его написания. Семантическое информационное окружение является информационной моделью семантического поля понятий.

Модель семантического информационного окружения дает возможность разрабатывать алгоритмы поиска области истинности . Модель информационного окружения позволяет формировать представлять информационные конструкции любой сложности в виде совокупности связанных информационных единиц . Совокупности связанных информационных единиц дают возможность оценки морфологической и смысловой сложности языковых конструкций. В отличие от классического системного анализа данный подход допускает разные критерии делимости. Разные критерии делимости контента влекут появление разных информационных единиц. Семантический анализ объектов информационного поля целесообразно выполнять с использованием информационного семантического окружения.

Заключение

Информационное пространство служит основой получения информации и знаний и содержит в себе остальные объекты. Раскрытие определенных количественных характеристик информационного пространства приводит к информационному полю, которое является вложением и уточнением характеристик информационного пространства. Информационное поле раскрывает характеристики и отношения информационного пространства. Информационное пространство и информационное поле в равной степени относятся ко всем объектам. В отличие от них информационная среда связана с определенным объектом (группой объектов), для которого она является окружением. Информационная среда может быть рассмотрена как подмножество информационного пространства, характеризующего объект окружения. Информационная среда может быть рассмотрена как подмножество информационного поля, характеризующего информационное взаимодействие с объектом окружения. Эти понятия не являются синонимами, они являются разными взаимосвязанными понятиями. Общей характеристикой для рассмотренных понятий являются информационные отношения. Информационная среда вложена в информационное пространство и информационное поле и может быть рассмотрена как подмножество этих множеств. Информационная среда является самым мелким по масштабу из трех объектов. Но наиболее мелким является семантическое окружение объекта исследования. Информационное пространство, информационное поле, информационная среда, семантическое окружение объекта исследований - образуют иерархический ряд понятий и не являются равнозначными.

Библиографическая ссылка

Ожерельева Т.А. ОБ ОТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 10-2. – С. 21-24;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5989 (дата обращения: 08.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ВЛАСТЬИНФОРМАЦИОННЫХПОЛЕЙ

Что такое человеческие мысли? Куда они деваются, возникнув однажды в вашей голове?

Есть утверждение, что мысль материальна, и в подтверждение этому служит огромное количество необъяснимых совпадений. Мы только подумали о ком-то из знакомых, и тут же раздался телефонный звонок от него. Мы произнесли про себя какую-то фразу, и диктор по телевизору в точности повторил ее.

А у кого-то, возможно, было так. Играя с ребенком, вы нарисовали на «Карте мечты» египетские пирамиды с восходящим солнцем. А через год с удивлением рассматриваете собственное изображение на фоне этих древних сооружений, запечатленное на фотоснимке во время летнего отпуска в Египте. А ведь за год до этого вы даже и не думали ни о какой поездке!

«Мечтайте осторожнее - мечтам свойственно исполняться!» - почему-топредостерегает нас известное изречение.

Давно известно, что профессиональные спортсмены перед своим выступлением специально настраиваются на идеальное выполнение своего упражнения. В уме они четко представляют каждое движение, которое нужно будет выполнить.

Но это профессионалы. А если так? Вы несете огромный арбуз. Вам неудобно, вы очень боитесь споткнуться и упасть, ясно представляя себе, как живописно разлетятся по асфальту куски разбившегося арбуза… Будьте уверены, вы обязательно споткнетесь.

Почему так происходит? Все просто. Вы сами себя запрограммировали. Составили программу и загрузили ее в мировой компьютер под названием «Информационное поле Земли». Вселенная лишь материализовала, воплотила в жизнь вашу программу.

Многие успешные и богатые люди прекрасно знают и используют эту методику. Можно сказать скучно и банально, что они заранее планируют свой успех, не допуская ни малейшего сомнения в том, что что-то может не получиться. И чем сильнее эта уверенность, тем успешнее человек.

Очень часто посредственные троечники из не самых обеспеченных семей, представлявшие себя в детстве директорами, владельцами крупного бизнеса, известными людьми, именно такими и становятся, удивляя своих не очень прозорливых педагогов, пытавшихся перепрограммировать их на дворников и грузчиков. Тут уж чья программа была точнее и сильнее визуализирована. Т.е. чем ярче ты представляешь себе какое-то событие, тем больше вероятность, что оно произойдет.

Но так ли уж безобидны наши мысли? На Земле проживает несколько миллиардов человек. И ежедневно в голове каждого возникает огромное количество различных пожеланий, предположений, представлений и впечатлений.

Информационное поле планеты, как губка вбирает в себя всю эту информацию, отвечая нам теми или иными событиями в нашей жизни.

И тут сам собой напрашивается закономерный вопрос. А нельзя ли контролировать и управлять этим самым мировым компьютером и таким образом влиять на события? Если задуматься глобально, то получаются страшные вещи!

Вот абстрактный, на первый взгляд, пример. Живет на берегу океана солнечный процветающий город. Люди здесь богаты, успешны, сыты и счастливы. И вот в один не самый прекрасный момент по чьей-нибудь недоброй воле в средствах массовой информации по всему миру, особенно в крайне неблагополучных его районах, начинают появляться невинные, на первый взгляд, статьи и репортажи. В них самым дразнящим образом описывается сытая и беззаботная жизнь этого города. У измученных неурядицами и неустроенностью в своей стране, людей (не у всех, конечно, но у очень многих) появляется завистливая и раздраженная реакция на эту информацию. И весь этот огромный негатив, непроизвольно загруженный в Информационное поле, словно из пушки выстреливает по этому солнечному городу. В итоге, на него обрушивается страшный ураган, или цунами, или, к примеру, массовые глобальные пожары…

Кто виноват? Никто. И бомбу изобретать не надо - против сил природы нет аргументов.

Выглядит неправдоподобно?

Пожалуйста, вот пример из недавних событий. Все еще помнят «тибетские бунты», ту шумиху вокруг кругосветного путешествия олимпийского огня, поднятую сторонниками освобождения Тибета.

Люди по всей планете неоднократно слышали эти новости. Каждый реагировал по-своему. Кто-то одобрял действия нарушителей спокойствия, кто-то осуждал. Определенная мысль мелькнула и забылась в потоке будней и забот. Забылась, но не исчезла…

А потом последовала серия страшных землетрясений в Китае, приведшая к ужасным последствиям.

Возможно, никто и не хотел этого, но получилось так, как получилось. Человеку сложно понять, не совпадение ли это. А если нет?!

А вот еще информация к размышлению. Где, в каких странах именно в последнее время чаще всего происходят природные катаклизмы и техногенные катастрофы? Не в Австралии, не в Бразилии, не в ЮАР, не в Дании… Почему-то все время приблизительно в одних и тех же географических регионах! А какие мысли друг о друге чаще всего посещают жителей этих местностей? Увы, явно не самые дружественные…И это вовсе не вина простых людей! Человек вправе сердиться и возмущаться. Но результат налицо - что желаем друг другу, то и получаем! Политикам не мешало бы об этом задуматься! Или так и будем обмениваться «мысленными бомбами»?! Мир-то, он не железный!

Быть может, каждому из нас следует осторожнее относиться к своим мыслям? Кто знает, возможно, если мы будем стараться думать о хорошем, если даже в мыслях будем желать окружающему миру добра, то и он, окружающий мир ответит нам тем же? И наша жизнь изменится, станет счастливой и безопасной?

Древние считали, что наша планета - это живой организм, чутко реагирующий на любые изменения, происходящие на его поверхности, в том числе и на, казалось бы, нематериальные. Земля словно наказывает нас, своих нерадивых детей за неразумное поведение, устраивая страшные природные катаклизмы. И замирает в покое, когда люди стараются жить в мире.

Го сподь дал нам свободу выбора. Получается, что нам решать, нам придумывать,какой будет наша жизнь.Ибо Мысль человеческая- она все-таки материальна.

Наталья Бирюкова

Грандиозные тайны Информационных полей и возможности их использования только-только начинают постигаться человечеством. Возможно, скоро самые фантастические идеи не будут казаться нам несбыточными мечтами...

В историко-фантастическом романе "Разведка временем" Информационное поле Земли закручивает судьбы главных героев, заставляя их совершать удивительные путешествия и переживать самые невероятные приключения. Таинственный древний мир открывает свои мистические тайны перед нашими современниками, а непримиримая борьба спецслужб не прекращается даже в иных измерениях...

Человек постоянно окружен информацией, даже не желая этого. Он не сможет отгородиться от нее, живя в социуме. Информация дает всем нам огромные возможности: учиться, работать, саморазвиваться, реализовываться в различных сферах жизни. Раньше у человечества было меньше информации, а теперь ее намного больше. То есть она постоянно накапливается, передаваясь из поколения в поколение. Без информации не было бы ничего: ни культуры, ни науки, ни искусства и никаких достижений.

Мы привыкли, что информация хранится на чем-то материальном: наскальные рисунки, папирусы, книги, аудио- и видеопленки, цифровые носители (диски, флешки). Но все это ограничивает информацию, которая необъятна. Мы можем записать лишь ничтожную часть ее. Также человек, живущий в современности, получает информацию из СМИ, сотовой связи. Но все это материально. А ведь есть общее информационное поле Земли – оболочка, ресурс, который является «носителем, хранителем» информации. Но об этом чуть позже.

Что есть информация?

А что представляет собой информация? На самом деле, это энергия. Точнее, один из ее видов. Информация сама по себе необычайна разнородна. В повседневной жизни она может быть примитивна – это пустые разговоры с коллегами по работе или соседями. Но, с другой стороны, может быть и высокоинтеллектуальна. Например, лекция профессора для студентов в любом ВУЗе. Информация, как и энергия, постоянно движется. Ее застой приводит к затуханию каких-либо процессов. Например, мы постоянно делимся информацией с другими, одновременно получая ее извне. Если мы прекратим это делать, то буквально перестанем существовать как личности. Мы не будет знать, что происходит в мире, стране, родном городе. Мы не будем знать о том, как живут наши близкие.

Кончено, есть такая когорта людей, которых все это не интересует. Они не ищут общения, не стремятся что-то узнать. И чаще всего эти люди больны психически. Таким образом, информация – это явление, это нечто, позволяющее каждому из нас оставаться нормальным членом общества. И большую роль в этом играет именно информационное поле Земли.

Впервые о существовании некой невидимой информационной оболочки заговорил великий отечественный ученый Владимир Вернадский. Он ввел понятие «ноосфера», подразумевающий под собой особую сферу разума, то есть всего нематериального. Если разделить весь мир на такие сферы, то из уроков географии мы помним о существовании атмосферы (сферы воздуха), гидросферы (сферы воды), литосферы (сферы земли). Так вот, ноосфера – это тоже оболочка, но сотканная из мыслей, знаний, информации. Она, по мнению ученого, является этапом эволюции человечества в целом. Насколько близко понятие ноосферы к современному понятию информационного поля Земли, можно спорить долго. Однако, что есть, то есть.

Что такое единое информационное поле Земли?

Информационное поле Земли – это глобальная система, хранящая всю информацию, которая когда-либо существовала. В чем его смысл? Какую пользу оно может принести для человечества и для каждого индивидуума в частности? Во-первых, всем известно, что новое – это хорошо забытое старое и что жизнь как бы движется «по спирали». То есть, зная о прошлом, мы сможет заглянуть в будущее. Мы сможем узнать ответы на свои вопросы, приоткрыть завесу тайны. Во-вторых, вся информация, хранящаяся в невидимом пространстве – это как огромная книга, в которой можно найти все.

Информационное поле Земли и Вселенной не имеет границ. Оно развивается и обогащается очень интенсивно, буквально впитывая все как губка. Эта космическая информация как бы «отправляется» к нам, людям, чтобы мы могли пользоваться ей в благих целях. Чтобы эта информация «работала» для новых открытий, новых научных разработок, для покорения новых вершин. И здесь важно, чтобы мы были открыты для потока информации, чтобы мы уловили его и не потеряли. Но, конечно, не все люди способны на это. Наверное, есть уникальные и одаренные индивидуумы, у которых это получается лучше, чем у остальных.

Информационное поле Земли: как подключиться?

Наверное, многие из вас хоть когда-то задумывались, а как войти в информационное поле Земли? Чтобы хоть чуть-чуть разобраться в этой непростой проблеме, обратимся к нашему подсознанию. Последнее представляет собой то, что неподвластно нашему обдумыванию, что скрыто от нас. Подсознание – это и есть ключ, который может помочь открыть дверь информационного поля.

Наиболее распространенный способ подключения к информационному полю – медитация. Во время нее мы становимся выше всего материального, земного. Мы как бы возвышаемся над этим, нам становится доступным то, что не видно глазом. Итак, что и как нужно делать? Для начала сформулируйте вопрос, на который хотите получить ответ. Внимательно сконцентрируйтесь, сосредоточтесь на нем. Это должно происходить в одиночестве, в тишине. Теперь настал один из самых сложных этапов – прекратите думать. Вообще. Ни о чем. Только после того, как Вы добились результата, думайте о своем вопросе, о том, что Вас беспокоит. Старайтесь держать это в голове. И в один прекрасный момент к Вам придет озарение – Вы начнете получать энергию и информацию, которые будет поставлять Вам сама Земля. Важно, не стараться придумать ответ самому. Если Вам в голову ничего не приходит, то нужно просто подождать. Будьте терпеливее.

Информационное поле Земли – тайны высших миров

Если поле Земли содержит информацию за миллионы тысяч лет существования человека, то оно является просто кладовой истории. Ведь это сегодня у нас есть архивы, книги, из которых мы можем узнать о прошлом. А давным-давно такой возможности у людей не было. Поэтому, чтобы узнать какие-либо факты, следует обратиться к информационному полю. Логично полагать, что оно содержит в себе многочисленные тайны обо всем, что было до нас: о древнейших цивилизациях и народах, о других мирах, о космосе и многом другом.

Ведь на сегодняшний день остается столько неразгаданных исторических загадок, которые не перестают удивлять нас. Столько событий произошло и в наше время, которые окутаны тайной. И трудно представить, что существует некая база данных, в которой есть все это. Получается, что чисто теоретически можно ответить на все-все вопросы, начиная от раскрытия преступлений и заканчивая загадками египетских пирамид. Но насколько это нужно человечеству сегодня? Если будут даны ответы на все вопросы, то мы перестанем думать, выдвигать гипотезы, а главное – размышлять. А перестать мыслить – это перестать жить. Как говорил известный философ Рене Декарт: «Я мыслю, значит – существую». Но каждый ли сможет получить доступ к этой информации? И насколько это безопасно? Возможно, вмешавшись в это неизведанное поле однажды, человек будет навсегда изгнан из него, как Адам и Ева, некогда изгнанные из рая...

Биополе человека. Информационное поле Земли