Колибри ос как установить первой системой. Практическое значение KolibriOS

KolibriOS является форком MenuetOS и не имеет связи ни с семейством UNIX, ни со стандартом POSIX. Система написана на свободно распространяемом многопроходном ассемблере fasm. Этот факт обеспечивает миниатюрность, высокую скорость и низкие требования к оборудованию. Загрузочный LiveCD занимает около 7-ми мегабайт, а основные компоненты способны уместиться и на дискете (1,44 МБ).

Но малый вес вовсе не означает отсутствие функционала. Здесь реализован пользовательский интерфейс на основе VESA, присутствует набор драйверов, браузер, текстовый процессор, графический редактор и просмотрщик, средства разработки, простенькие игры и множество других программ. Из файловых систем полностью поддерживаются FAT12, FAT16, FAT32, а частично (только чтение) - NTFS, ISO9660, Ext2, Ext3, Ext4.

Системные требования

  • CPU: Intel Pentium / AMD 5x86 / Cyrix 5x86 без MMX с частотой 100 MHz
  • RAM: 8 Mb
  • Видеокарта: поддерживающая VGA (режим 640*480*16) или Vesa
  • Клавиатура: AT
  • Мышь: COM или PS/2

Поддерживаемые загрузочные устройства

  • Floppy 3.5
  • IDE HDD LBA
  • CD/DVD
  • USB Flash

Из языков доступны английский, русский, итальянский и испанский.

Установка

  • На дискету:
  1. Скачиваем универсальный образ
  2. Записываем образ
  • из-под Linux:
    • dd if=kolibri.img of=/dev/fd0

  • из-под Windows:
    • rawrite2 -f kolibri.img -d A

  • На жёсткий диск (с использованием GRUB или GRUB2):
    1. Скачиваем универсальный образ
    2. Распаковываем его в папку kolibri в корне диска
    3. Настраиваем загрузчик
    • GRUB. В menu.lst добавляем строки:
      • label KolibriOS
        root (hd0,0 )
        kernel /kolibri/HD_Load/memdisk
        initrd /kolibri/kolibri.img

    • GRUB2. В grub.cfg добавляем строки:
      • title KolibriOS
        search --no-floppy --fs-uuid --set=root UUID
        linux16 /kolibri/HD_Load/memdisk
        initrd16 /kolibri/kolibri.img

  • На USB-флешку:
    1. Скачиваем универсальный образ
    2. Распаковываем его в любую папку
    3. Устанавливаем загрузчик
    • из-под Windows:
      • Запускаем файл HD_Load\USB_Boot\inst.exe
      • Копируем kolibri.img в корень флешки
    • из-под Linux:
      • Устанавливаем GRUB2 на флеш-карту: grub-install /dev/sdb
      • Последующие действия аналогичны установке на жёсткий диск
  • На CD-диск:
    1. Скачиваем Загрузочный LiveCD
    2. Записываем его на носитель
    На самом деле существует множество способов установки системы на жёсткий диск или флешку. Я указал лишь самые популярные и ориентированные на то, что уже имеется любой другой Linux-дистрибутив.

    И да, чуть не забыл: (hd0,0), UUID и /dev/sdb являются переменными. Поэтому Вам следует заменить эти значения на свои. Вот как их узнать:
    (hd0,0) . Первое число - номер винчестера. Второе число - номер раздела на искомом винчестере. Счёт ведётся с 0.
    UUID . Идентификатор для нужного раздела. Получить его можно командой ls -l /dev/disk/by-uuid в терминале любой Linux системы.
    /dev/sdb . Файл устройства в linux. Узнать его можно как из файлового менеджера, так и из консоли или утилиты разметки дисков. Имеет вид /dev/sdX для SATA-устройств и /dev/hdX для дисков, подключённых к IDE.

    Надеюсь, что с установкой Вы успешно разобрались.
    Если у Вас возникли какие-либо вопросы/проблемы, то задавайте их в комментариях.

    А сейчас пришло время осмотреться в KolibriOS.

    Скриншоты

    Примечание: нажмите на изображение для его увеличения


    Старт загрузки KolibriOS


    Выбор видеорежима из списка поддерживаемых






    Содержимое меню "Игры" > "Логические"


    Содержимое меню "Игры" > "Аркады"


    Содержимое меню "Демки" > "Трехмерные" (демонстрация возможностей графической системы)


    Содержимое меню "Графика"



    Содержимое меню "Разработка" > "Примеры"


    Содержимое меню "Система" > "Настройка"


    Содержимое меню "Система" > "Системные сенсоры"



    Содержимое меню "Система" > "Тестирование"


    Содержимое меню "Система" > "Спец. возможности"


    Содержимое меню "Обработка данных"


    Содержимое меню "Сеть" > "Серверы"



    Содержимое меню "Разное"





    Судоку, сапёр, шашки




    Системный монитор. Открывается нажатием на нечто красно е в трее



    Окно завершения работы

    Особый интерес вызывает интерфейс системы. Ведь её размер крайне мал и может возникнуть мысль, что интерфейс убог. Но это не совсем так. Здесь нужно рассматривать такие критерии как внешний вид и функциональность. Внешний вид порадовал: он воспринимается наравне с оконными менеджерами в Linux системах.

    Итоги

    Мне KolibriOS понравилась. Да, мало кто станет использовать её в качестве основной операционной системы. Но для меня она стала символом упорства, веры в свои силы и успех. Вот уже 9 лет ведётся разработка колибри на ассемблере fasm. Сделано уже многое, но проект продолжает жить и развиваться. Недавно, например, появилась поддержка USB. И каждый день(!) выходят ночные сборки, реализующие новые функции.
    Одним из самых главных недостатков является отсутствие привычных программ. А это не есть хорошо. Но зато можно

    И снова здравствуйте! С вами начинающий программист и юзер ТрешБокса Вадим. Я представляю второй выпуск «ВадБокса». Темой этого номера стала миниатюрная ОС KolibriOS.
    Эта система расположилась на 1.44 мб памяти, что по сравнению с iPad и iPhone пылинка на дисплее Gorilla Glass. Что меня радует, что проект «живой», продолжает развиваться. И не кем-то там, а нашими, русскими программистами. На данный момент KolibriOS догнала по развитию Windows 95, но превосходит её по всем параметрам. Это скорость, размер, качество и т. д. В дистрибутив системы встроено более 30 игр, браузер, графический и текстовый редакторы, медиаплеер и много чего другого, включая гимн России в аудио-формате. Для примера, игра Тетрис весит всего 1125 байт. Для работы системы нужно всего 8 мб оперативной памяти и процессор х86. При первом знакомстве я удивился скорости включения ноутбука на этой системе - прошёл всего миг! Ничего не вертелось, не пересыпалось (как в Windows), просто нажал на кнопку ВКЛ и система моментально загрузилась. Подробнее о системе можно узнать под катом.

    История


    Вам известно название MenuetOS? Это первая система, созданная ещё задолго до Колибри, но имеющая надежду стать самой быстрой графической ОС (движок Assembler). Над разработкой трудились люди разной национальности, в основном стран СССР. Вскоре эта система надоела автору, он решил сделать что-нибудь более интересное. Но его планы не удались. Российская сторона разработчиков перешла на сторону разработки своей ОС на основе Менуэта, АтомОС. В 2005 году и этому проекту пришёл конец. Но команда разработчиков из России и стран СНГ не намерена бросать свои достижения. В 2004 году стартовал самостоятельный проект КолибриОС на основе того же Менуэта. Проект постоянно улучшается и дополняется, что меня радует.

    Общая информация


    Внешний вид Колибри ОС


    Официальная прошивка очень похожа на Windows Vista, что добавляет удобства использования. Можно изменить экран рабочего стола, иконки и т. д. На официальном сайте Колибри ОС есть даже такая графическая оболочка, которая похожа на рабочий стол Mac OS. Вирус для данной системы пока всего один, Menuet.Oxymorot. Впрочем он легко определяется встроенным антивирусом MenAV, в базе которого только одна запись. Для сёрфинга в интернете ОС подойдёт прекрасно, но некоторое время браузер открывал не все страницы правильно. Отписывался обычным html кодом, без преобразования.

    Установка KolibriOS


    Колибри ОС в эмуляторе QEMU


    Устанавливать как основную ОС я не рекомендую. Всё таки пока мало возможностей. А вот на виртуальную машину установить вполне разрешаю:). Будет работать на огромной скорости на Limbo-эмуляторе для Андроид. Запустить очень просто, следуйте информации из топика На компьютере можно запустить систему прямо с готового диска. Подробнее об этом я напишу в обзоре Колибри (в следующих ВадБоксах).

    Немного практики

    Так как я начинающий программист, то в моей черепной коробке есть информация о разработке софта на KolibriOS. Так как эта система открытая, то можно писать программы прямо внутри ОС. Для создания простенькой проги, во встроенном редакторе TinyPad пишите код:
    #include
    #include
    #include
    #define FONT0 0
    #define FONT1 0x10000000

    Char header={«Hello World!»};

    #define BT_NORMAL 0
    #define BT_DEL 0x80000000
    #define BT_HIDE 0x40000000
    #define BT_NOFRAME 0x20000000

    Void draw_window(){
    _ksys_window_redraw(1);
    _ksys_draw_window(100, 100, 300, 120, 0xaabbcc, 4, 0x5080d0, 0, 0x5080d0);
    _ksys_write_text(50,30,FONT0, header, strlen(header));
    _ksys_window_redraw(2);
    }
    int main(int argc, char **argv){

    While(!0){
    switch(_ksys_wait_for_event(10)){
    case 2:return 0;

    Case 3:
    if(_ksys_get_button_id() == 1)return 0;
    break;

    Default:
    draw_window();
    break;
    }
    }
    }

    Сохраняем в формате *.c. Открываем с помощью встроенной программы Shell.
    У вас должно получится следующее:


    Теперь я постараюсь подробно объяснить о значениях кода.
    Рисуем окно, код _ksys_window_redraw(1) затем _ksys_window_redraw(2) . Для ориентирования в пространстве, используем код _ksys_draw_window , отвечающий за координаты x/y, цвет, ширину, высоту, тип и т. д.
    Чтобы появился текст, используем код _ksys_write_text.
    Типы окон:
    0 - тип I - окно фиксированных размеров (без скина)
    1 - только определить область окна, ничего не рисовать
    2 - тип II - окно изменяемых размеров (без скина)
    3 - окно со скином (изменяемых размеров)
    4 - окно со скином фиксированных размеров
    Получилось? Программа написана на языке C, который стал поддерживаться Kolibri совсем недавно.
    Понравилась вам такая миниатюрная ОС? Хотите, чтобы я сделал видео-обзор такой системы? Полезна ли данная статья? Нужно ли мне продолжать высыпать информацию по программировании из моей черепной коробки? Пишите ответы на все эти вопросы в комментарии, задавайте свои. Скачать Колибри можно на официальном сайте:

    KolibriOS – это ответвление (fork) некогда очень популярной в России 32-битной операционной системы MenuetOS. MenuetOS была искусственно разведена на две ветки: открытую для 32-битных процессоров и закрытую для 64-битных. Этого искусственного разделения нет в KolibriOS, которая работает и на 32- и 64-битных процессорах. KolibriOS распространяется абсолютно свободно, согласно лицензии GPL, как и Menuet32.

    Даже в кратком описании истории KolibriOS нельзя не упомянуть предшествовавшие ее появлению события, тем более что они довольно интересны.

    Начало

    Во второй половине 1990-х годов финский студент Вилле Турьянмаа писал графическую оболочку для DOS. Ему хотелось, чтобы его программы на Паскале выполнялись в многозадачном защищенном режиме и имели оконный графический интерфейс. Оболочка называлась MultiRun Program for IBM-PC. Программа обрастала возможностями и со временем превратилась в самодостаточную операционную систему (DOS уже не требовался), которая запускалась с дискеты. Называлась эта операционная система MrOS , а объем ее исходных текстов на Паскале составлял 25 тысяч строк. В дистрибутив входили три десятка программ типа часов, проигрывателя AudioCD, игр, синтезатора пианино, регулятора громкости... В последних версиях велась работа над загрузчиком исполняемых файлов формата ELF, но наступил миллениум, и программисты всего мира начали говорить о Java, XML, скриптовых языках и прочих технологиях.

    Вилле понял, что его 16-битная ОС устарела и требуется что-то менять. С другой стороны, ему не нравилось медленное выполнение программ, написанных на интерпретируемых языках, наличие прослоек между программой и железом. Он решил написать самое быстрое ядро в мире, и единственным подходящим языком для этого оказался ассемблер. Такое радикальное изменение курса вызвало недоумение у его соратника по MrOS. Ян-Микаэль Брюммер начал проект Unix-подобной TabOS , хотя в дальнейшем он написал немного кода и для MenuetOS.

    Через несколько месяцев был выпущен релиз MenuetOS 0.01. Название было придумано еще во времена MrOS, но Вилле приберег его для новой ОС. Оно произошло от слов Menu и Menuet, поскольку использованием ОС должно быть простым (как работа с меню программ) и веселым занятием (как танец). В то время она разрабатывалась с помощью ассемблера Nasm и ее интерфейс был похож на интерфейс оригинальной MrOS. Например, некоторые части интерфейса MrOS (иконка готической буквы M и рисунок розы на экране завершения работы) использовались в MenuetOS несколько лет. Сообщество разработчиков MenuetOS было очень маленьким до 5 сентября 2001 года, когда было опубликовано интервью на сайте популярном сайте OSNews. Операционная система с графическим интерфейсом, написанная на ассемблере и влезающая на дискету, – подобного мир не видел со времен PC/GEOS начала 1990-х годов. Люди загружали эту ОС, разносили весть о ней по форумам, создавали посвященные ей сайты. Отметим, что российские сайты были сделаны буквально через неделю после интервью. События 11 сентября 2001 года отвлекли внимание от MenuetOS, но развитие продолжалось.

    MenuetOS была еще сырым проектом, и в ней многого недоставало. К Вилле стали присоединяться разработчики. В начале 2002 года был портирован ассемблер FASM, и стало возможным компилировать ядро и программы прямо в MenuetOS.

    MenuetOS RE

    Осенью 2004 года Иван Поддубный выпустил 3 беты дистрибутива RE#8 (Russian Edition), которые включили в себя новую подсистему отрисовки GUI и плеер wav-файлов для материнских плат со встроенным звуком. В это время Майк Хиббет оказался слишком занят на работе и вернул руководство Вилле в конце декабря.

    Весной 2005 года Иван Поддубный выложил ядро, размер которого был уменьшен на 20% по сравнению с официальным при большей функциональности. Это ядро легло в основу дистрибутивов Kolibri 3 и Kolibri 3 SE, представивших улучшенный интерфейс пользователя (минимизацию окон и модифицированная панель задач), расширение набора системных функций и поддержку формата rtf.

    В это время встал вопрос о лидере проекта. Вилле был занят развитием Menuet64 и не мог выпускать дистрибутивы, поэтому он предложил Ярослава Пельчара на роль лидера. После споров по ряду вопросов (почему Си-программист становится лидером ОС на ассемблере, почему разработчики из русскоязычного сообщества не могут претендовать на роль лидера) он был утвержден форумом. Все возлагали на него большие надежды после выпущенного им релиза 0.79pre1 и проведенного конкурса по написанию новых игр. Но он перешел в сообщество операционной системы Syllable через несколько месяцев.

    Выпущенный в июне дистрибутив Kolibri 4 принес автоматическое определение мыши и дисков/разделов ЖД, а также новый загрузочный экран, позволяющий выбирать частоту вертикальной развертки монитора.

    В июне 2005 года вышла Menuet64 0.01 и Вилле дал понять, что развитие этой ОС должно быть основной целью не только для него, но и для всего сообщества (хотя в то время 64-битных компьютеров ни у кого кроме него не было). Исходные тексты Menuet64 были закрыты, поэтому ведущих программистов сообщества Menuet32 она не привлекла. Была продолжена работа над дистрибутивом Kolibri. Развитие Kolibri раздражало Вилле, и он поругался с нашей командой, что привело к разрыву отношений.

    KolibriOS

    Выход очередной версии Kolibri в октябре 2005 года стал знаковым (объявление на сайте того времени): поддержка FAT12 и менеджмент памяти, улучшенный драйвер RAM-диска и новая семантика обращения к жестким дискам. Различие между ядром Kolibri и MenuetOS достигло 50% – признак того, что родилась новая операционная система! Эта версия получила название KolibriOS 0.50 в знак сохранения преемственности от дистрибутива Kolibri.

    Изменения в версиях 0.52 и 0.53 касались улучшения загрузочного экрана, вывода шрифтов на экран, обработки мыши, графического интерфейса ОС. Появилась поддержка MIDI-файлов. В версии 0.58 были серьезные изменения в работе с жесткими дисками (в том числе поддержка длинных имен файлов), появилась поддержка файловой системы CDFS и стандарта управления питанием APM. В версию 0.60 были включены улучшения работы в некоторых графических режимах, в работе с мышью и жесткими дисками, в ней также появилась поддержка вывода ASCIIZ-строк. Выход KolibriOS 0.63 был связан с внедрением поддержки внешних драйверов и динамических библиотек, поддержкой DMA для жестких дисков и формата музыкальных файлов mp3. В релиз 0.65 включена поддержка файловой системы NTFS (только чтение и запуск программ), нестандартных курсоров мыши и изменения в нескольких десятках программ.

    Летом 2007 года было переписано ядро на использование плоской модели памяти с целью ускорения работы и стабильности приложений. Это изменение привело к невозможности запускать программы Menuet32 в KolibriOS, но мы мало что потеряли, поскольку Menuet32 практически не развивается.

    Уже положено начало единой библиотеке элементов графического интерфейса, что ускорит разработку новых программ и их функциональность. В планах разработчиков: поддержка нормальных шрифтов; улучшение мультимедийных, офисных и сетевых программ; портирование компилятора языка Cи (уже есть наработки по Tiny C Compiler и Open Watcom); расширение функциональности в работе с файловыми системами; создание системного буфера обмена; поддержка USB.

    Кто ее разрабатывает?

    В настоящий момент KolibriOS развивается благодаря усилиям трех десятков человек, среди которых есть представители Белоруссии, Бельгии, Германии, Казахстана, Молдавии, России, Узбекистана, Украины, Эстонии и ряда других стран. Некоторые участники нашей команды разработчиков в своё время участвовали в разработке оригинальной MenuetOS. До версии 0.58.1 сборкой дистрибутивов занимался Марат «Mario79» Закиянов, а начиная с версии 0.60 - Евгений «Diamond» Гречников. В июле 2006 года был открыт официальный сайт . Чуть позже форум, SVN-сервер, wiki и блог.

    Что она предлагает пользователю и программисту?

    Для KolibriOS разработано более 250 программ. Конечно, это немного в сравнении с ОС, разработка которых началась еще в 80-90-х годах (Windows, Linux, BeOS, *BSD), но отсутствие программ как раз привлекает разработчиков, выступая в качестве хорошей возможности опробовать свои силы. Благодаря портированому DOSBox возможно запускать еще тысячи программ, написанных для DOS.
    Офисных программ немного, но текстовый редактор TINYPAD является довольно продвинутым (многодокументный интерфейс, смена кодировки, подсветка синтаксиса, нумерация строк, компиляция исходных текстов прямо из редактора) в сравнении с аналогами из любых других ОС. Также есть возможность просмотра файлов формата rtf в программе RTFREAD. Присутствует редактор таблиц TABLE с поддержкой формул, программа для построения графиков. Естественно, есть календарь, калькулятор и англо-русский словарь. Можно просматривать архивы в форматах 7z, zip.

    Для любителей мультимедийных развлечений есть возможность просмотра графических файлов форматов bmp, gif, jpeg, png, tga, pcx, ico, cur и 3ds, прослушивания музыкальных файлов форматов mid, mp3, wav, xm и обычных аудиодисков. Редактор графики ANIMAGE позволяет создавать и редактировать рисунки. KolibriOS оснащена отличным скринсейвером, честно. :)

    По непонятной причине для MenuetOS и KolibriOS больше всего разрабатывалось файловых менеджеров (не менее 7). Сейчас наиболее часто обновляются менеджеры Eolite и KFAR (аналог FAR). Есть ещё KFM (аналог Total Commander), который больше не обновляется, однако, согласно последний заявлениям, автор немного разгребётся с остальными делами и примется за KFM. Что не может не радовать.

    Огромное количество небольших игр написано под KolibriOS: «КФара», «Косилка», всем знакомые и любимые «Тетрис», «Арканоид», «15», «Сапер», «Шашки», «Clicks» и другие, портированы такие игры, как Doom и Quake. Многие игры можно запускать в эмуляторах: XFCE (для Денди), DOSBox и ScummVM.

    Существует несколько программ для идентификации, мониторинга состояния, тестирования компьютерного железа (процессора, материнской платы и других устройств).

    Хотя сетевой стек пока еще дорабатывается, но сетевые программы уже есть.

    Есть даже две научные программы – таблица Менделеева и программа для мессбауэровской спектроскопии.

    Основной язык разработки FASM, выбор пал на него потому, что он является единственным активно развивающимся ассемблером, причём очень мощным и бесплатным. Но разработчик может писать библиотеки, драйверы и программы не только на ассемблере, но и на языках высокого уровня типа С++, С, C--, FreePascal, Форт и других. Инструкции по использованию многих компиляторов есть в этой статье . Есть компрессоры исполняемых файлов, hex-редакторы и средства отладки. Для ускорения разработки, есть эмулятор KbrInWin для запуска программ KolibriOS в Windows.

    Заключение

    Несомненными преимуществами KolibriOS перед многими другими операционными системами на дискете являются: высокое быстродействие, возможности обращения к внешним дисковым накопителям и сохранения результатов работы, настраиваемый и приятный интерфейс, открытость исходных текстов.

    Ее можно рекомендовать программистам, желающим попробовать свои силы в создании ОС или изучении ассемблера. В случае, если Windows перестанет загружаться KolibriOS поможет скопировать важные данные с разделов NTFS (EXT 2/3 или FAT) на другой раздел, притом что время загрузки у неё 5 секунд, а скорость копирования на 6-8% выше, чем в Windows. Наличие эмулятора Денди и DOS плюс набор интересных игр могут привлечь внимание детей, обучающихся использованию компьютера. Вместе с тем она достаточно функциональна и может использоваться для замены Windows в ряде задач. Одна из американских компаний уже несколько лет использует MenuetOS и KolibriOS на своих компьютерах, в России же KolibriOS используется на производстве .

    Израильская компания "Green Gadgets Ltd " планировала продавать ультрадешёвые компьютеры с Колибри на борту (подробнее в этой теме). Часть разработчиков получила гаджеты компании для адаптации системы под них, написания драйверов. Однако спустя год компания развалилась и Колибри полетела дальше...

    Есть даже крайне амбициозный проект встроить Колибри в BIOS материнских плат архитектуры AMD/HT. Подробнее об этом на вики и в этой теме . Первая версия этого проекта KolibriA уже закрыта, но дала автору ценные знания и уникальный опыт, без которых ему никогда не удалось бы получить хорошую работу в известной фирме, специализирующейся на разработке систем технического зрения. Не так давно он приступил к новому витку проекта KolibriB со свежими силами и накопленными знаниями.


    Поскольку KolibriOS разрабатывается в основном разработчиками из СНГ и распространяется бесплатно, то проблем с ознакомлением с ОС и установлением контактов c сообществом у заинтересовавшихся не будет. Пробуйте, исследуйте и заходите к нам на форум.

    Очень часто нам задают вопросы «Для чего разрабатывается КолибриОС?» или же «Какова область применения ОС?» Поэтому было решено рассказать подробнее о том где и как можно применять КолибриОС, а также, что возможно даже более интересно, где и как она УЖЕ применяется.

    Данная статья по большей части является обзорной. В ней будут описаны идеи и возможности применения КолибриОС как теоретические, так и доведенные до реализации. О том, как её используют уже сегодня, будет рассказано в следующей статье.

    Наиболее перспективным направлением является промышленное применение и embedded-разработка. Особенности KolibriOS, которые делают привлекательным её применение в данных областях:

    • Компактное ядро с открытым кодом;
    • Минималистская простота и удобство графической подсистемы;
    • Достаточно развитый пользовательский интерфейс;
    • Приличный низкоуровневый системный сервис;
    • Поддержка наиболее популярных сетевых протоколов и файловых систем.
    Ярким доказательством этого является Kolibri-A , форк от art_zh .

    Колибри-А - экспериментальная система, полезная только для квалифицированных системотехников, системных программистов, а также разработчиков и наладчиков компьютерного оборудования. Многие стандартные механизмы системной защиты и контроля доступа к критическим системным ресурсам в Колибри-А отключены с целью облегчения максимально свободного и удобного доступа к оборудованию.

    Некоторые особенности Колибри-А

    • Повышенные требования к аппаратной платформе .
    • Дополнительный API-сервис, предоставляющий пользователю расширенный и быстрый доступ к низкоуровневому вводу/выводу.
    • Бездрайверный ПДП и контроль нестандартной аппаратуры через доступный из пользовательского пространства статический системный буфер.
    • Расширенная поддержка функций PCI-express с элементами тренинга шины, MSI и контроля режимов питания.
    • Размер ядра заметно сокращен - исключены многие избыточные, узкоспециальные и рудиментарные системные структуры и функции:
      • исключены видеорежимы низкого разрешения (ниже 800х600);
      • оставлен единственный видеорежим (VESA2, глубина цвета 32bpp);
      • из файловых систем оставлена только FAT.
      • убирается поддержка APM; реализовано прямое управление электропитанием.

    Её вполне реально вшить в ROM и поставлять компактные энергоэффективные x86-компьютеры с KolibriOS вместо BIOS, пригодные для использования во встроенных системах, или в качестве центральных узлов различных систем.
    Что и было продемонстрировано art_zh (тема на форуме).

    Скрытый текст

    А теперь - собственно сабж:
    (kolibri.img прошит в ROM, мышь и клавиатура отключены за ненадобностью)



    Позже это же достижение повторил Anthony Lu на промышленном мини-компьютере eBox (тема на нашем форуме).

    Для большей эффективности применения в данных областях необходима разработка специализированной платы под KolibriOS (возможно подпилить немного и саму КолибриОС), которая наиболее полно будет использовать возможности ОС. При наличии заинтересованных людей, готовых финансировать идею, реализация возможна текущими участниками проекта.

    Из уже доступных на рынке плат подходит 86Duino . Одним из наших участников, hidnplayr , была проведена успешная загрузка на 86duino one с использованием Vortex86 VGA card (для этого им же в ревизии была реализована поддержка 16bpp VESA режима в ядре) и подготовлена инструкция по загрузке.

    Ну а теперь пару примеров реального применения KolibriOS:

    Исходя из вышесказанного можно выделить несколько направлений использования:

    • «Умный дом»;
    • Автоматизация процессов промышленного производства;
    • Бортовая электроника транспортных средств (почему бы и нет?);
    • Сбор и обработка большого объема данных (например, метеостанции).

    Также, следует отметить, что MenuetOS/KolibriOS успешно ставили в банкомат, и, в принципе, вполне реально написать соответствующий банковский софт.

    Скрытый текст


    Это намекает на возможность использования КолибриОС в качестве замены DOS и старых версий Windows на компьютерах различных гос. организаций, таких как ЖД управление и Почта. При этом обновление оборудования вовсе не обязательно, а софт (при наличии исходного кода) можно портировать. Архив Интерактив

    KolibriOS умещается на дискету и загружается за несколько секунд. Для неё есть около 200 приложений, и разработчики видят несколько удачных применений своей системе.

    Мысль написать операционную систему целиком на ассемблере странна, но привлекательна. Её главные плюсы - исключительная производительность и малый объём исполняемого кода. Минусы тоже очевидны - сложность и жёсткая привязка к архитектуре компьютера. Тем не менее смельчаки всё же находятся.

    Самый известный проект такого рода - это MenuetOS и её ответвление KolibriOS , разрабатываемое по большей части в России. История этих операционных систем не лишена интриг и разногласий, и на то есть причины: во-первых, проект свободный (лицензия - GNU GPL второй версии), то есть его участники трудятся не за прибыль, а за идею. Во-вторых, такие решения, как выбор процессорной архитектуры, в силу особенностей проекта имеют драматический характер. Группа разработчиков, решившая сменить платформу, обречена на практически полную переработку исходного кода.

    По сравнению с другими операционными системами MenuetOS совсем молода. Она разрабатывается с 2000 года и успела стать известной в программистских кругах ( , к примеру, статью "Мал золотник, да дорог", написанную Яковом Уваровым для "Компьютерры" в 2005 году). KolibriOS ещё моложе - она отпочковалась от Menuet в 2004 году.

    За это время разработчики успели написать около 7,5 Мбайт кода на чистом ассемблере. Примерно такой же размер имеют исходники Linux, написанные преимущественно на Си, и это только ядро, тогда как в дистрибутив KolibriOS входит графическая оболочка и небольшой набор прикладных программ (смеха ради отметим, что, по оценкам , основанным на знаменитой "утечке" 2004 года, код Microsoft Windows 2000 занимал около 1,5 Гбайт).

    При этом "Колибри" - уже давно не "подтверждение концепции" и не игрушка, а вполне функциональная система, для которой пишут программы и которую действительно можно использовать для некоторого (пусть и не особенно широкого) круга серьёзных задач.

    "Компьютерра" побеседовала с двумя разработчиками KolibriOS - Дмитрием Переверзевым и Игорем Солодухой.

    - Что такое KolibriOS?

    Переверзев: "Колибри" - это маленькая операционная система с богатыми возможностями. Можно сказать, это такой современный DOS.

    - Как я понял, не просто маленькая, а вообще крошечная?

    Переверзев: Ядро занимает около 80 Кб. То есть сопоставимо с размером MS-DOS последних версий. А возможностей гораздо больше.

    - Какова история "Колибри"?

    Переверзев: В 2001 году финский студент Вилле Турьянмаа написал свою операционную систему на ассемблере. В 2004 году он решил, что тридцатидвухбитные компьютеры погибли, и перешёл на разработку MenuetOS 64 шестидесятичетырёхразрядной версии своей операционной системы. Сообществу это не понравилось, и оно продолжило разработку тридцатидвухбитной версии своими силами. И когда более половины кода было изменено, проект получил название "Колибри" в честь одной из русских сборок систем.

    - И кто этим занимался? Вы тогда уже тогда участвовали?

    Переверзев: Я пришёл в проект позже где-то на год. Тогда этим занимался Марат Закиянов. Собирал дистрибутивы системы.

    - Сейчас он тоже в команде?

    Переверзев: Да, сейчас он в команде, разрабатывает ядро, файловый менеджер (свой клон Total Commander), файловые диалоги и просмотрщик графики - замечательный zSea.

    - Каков сейчас статус разработки?

    Переверзев: Cейчас мы ожидаем выхода новой версии, но с номером ещё не определились. Прошлая была 0.7.7.0, а эта будет не то 0.8, не то 0.9. Считается, что по сравнению с прошлой версией изменений очень много. Например, появится поддержка устройств USB. Около года прошло со времени последнего релиза.

    - Какая вообще у вас команда? Сколько человек активно помогают?

    Переверзев: Сейчас около десяти очень активных разработчиков и около тридцати разработчиков, которые время от времени появляются на форуме.

    - А география какая? Разработчики в основном из России?

    Переверзев: В основном СНГ, хотя есть и из Бельгии разработчики, русскоязычные из Англии. Я сам из Ставропольского края.

    Какие у "Колибри" особенности по сравнению с другими системами, в том числе по сравнению с другими минималистичными системами?

    Переверзев: По сравнению с другими минималистичными системами "Колибри" самая минималистичная! К тому же из систем той же весовой категории "Колибри" самая функциональная. Например, есть неплохая система, Visopsys, она тоже компактная и умещается на дискету, но ничего не умеет.

    Какие главные отличия "Колибри" от "больших" операционных систем? Чего пока нет, и что из этого собираетесь добавить?

    Переверзев: Поддержка интернета очень важна в современном мире. TCP/IP и драйверы сетевых карт в "Колибри" уже есть. Сейчас мы работаем над браузером, все участники так или иначе что-то делают для его появления. Пока что есть только текстовый, с ограниченной поддержкой графики. Ему, конечно, ещё далеко до совершенства.

    Солодуха: Наличие браузера - это новые пользователи и популярность системы.

    Возможно, такая система вообще была бы популярна в качестве аналога Google ChromeOS - минимальная прослойка ОС плюс браузер. Как вы думаете?

    Переверзев: Вполне возможно, тем более что минимальная реализация Flash у нас уже есть. Не совсем полноценная, зато на ассемблере.

    - Какие ещё удачные применения вы видите?

    Переверзев: Встраиваемые системы, системы сбора информации и управления производством, тонкие клиенты. К тому же "Колибри" может быть неплохой ОС для устаревших компьютеров.

    Солодуха: Ещё системы, которые разрабатываются под своё "железо". Для них проектируют платы с нуля, для них сейчас пишется ветка "Колибри А".

    - Какие у Колибри плюсы, кроме легковесности и быстродействия?

    Солодуха: К примеру, "Колибри" можно загружать не только без диска, но и вообще без BIOS. Включаешь компьютер, и после теста оборудования сразу появляется "Колибри". В любом случае загрузка занимает три-четыре секунды после включения.

    - Какие архитектуры сейчас поддерживаются?

    Переверзев: Сейчас только процессоры x86, то есть начиная с 486 и до последних Core i7. Но только в тридцатидвухразрядном режиме.

    - Шестидесятичетырёхразрядная версия существует, или она так и погибла?

    Переверзев: MenuetOS 64 существует, но очень сильно отдалилась от своего предка.

    - Её другая команда разрабатывает?

    Переверзев: Её вообще разрабатывает один человек. Все тот же студент, но уже далеко не студент, наверное. У нас же сейчас есть эксперименты по запуску на многоядерных системах. Тридцатидвухбитное ядро системы запускается на тридцатидвухбитном ядре, а второе ядро процессора работает в шестидесятичетырёхбитном режиме. Вот так вот, по-хитрому.

    Солодуха: Да, аппаратно такое возможно.

    - У вас ведь ещё real-time-версия есть?

    Переверзев: Она не совсем реального времени, но сам автор ветки говорит, что при некоторых изменениях, над которыми сейчас очень активно работают, "Колибри" можно использовать для встраиваемых систем, где важно гарантированное время отклика.

    Солодуха: И сейчас уже очень малое время отклика. У нас на форуме можно посмотреть на результаты теста одной и той же программы, работающей напрямую с оборудованием, в Windows XP и в "Колибри". В "Колибри" выходит гораздо быстрее. Сейчас для реализации настоящей "риалтаймовости" нужно обеспечить гарантированное время отклика.

    - Как у "Колибри" с поддержкой различных чипсетов (в том числе видео)?

    Переверзев: VESA поддерживают все современные видеокарты, а ещё у нас есть порт линуксового драйвера ATI, и он поддерживает даже последние видеокарты ATI. Он, конечно, тяжеловат - 100 с лишним килобайт занимает, но позволяет использовать любые видеорежимы и даже аппаратное ускорение. К тому же регулярно обновляется.

    - А из периферии что поддерживается?

    Переверзев: С периферией тоже неплохо - есть поддержка USB, то есть клавиатуры и мышки работают.

    - Что ещё планируется добавлять в обозримом будущем?

    Переверзев: Трудно сказать, тут всё зависит от личного времени разработчиков.

    Солодуха: Cейчас, например, на форуме появился человек, который вроде бы хотел реализовать Unicode, по крайней мере, поднимал такой вопрос.

    - А сейчас какая кодировка?

    Переверзев: Сейчас в системе де-факто 866, изменённая для поддержки русского, украинского, эстонского, латышского и ещё нескольких языков. Но в файловой системе используется Unicode, так что потихоньку переходим на него.

    - Кстати, какие файловые системы поддерживаются?

    Переверзев: FAT12, 16 и 32 - для записи и чтения, плюс ISO 9660 (это компакт-диски), и на чтение поддерживается NTFS, Ext2 и Ext3.

    - Как в "Колибри" реализована многозадачность?

    Переверзев: Можно создавать потоки, а вот процессов как таковых нет. Процесс - это множество потоков с общим адресом пространства.

    - А защищённая память?

    Солодуха: Есть стандартная для архитектуры x86 защита страниц.

    - Межпроцессорное взаимодействие как-то реализовано?

    Переверзев: Есть IPC и есть расшаренная память. То есть можно создать образ общей памяти и обмениваться данными между приложениями. Есть ещё общесистемный буфер обмена.

    - Вы упомянули, что для "Колибри" существует около двухсот программ...

    Переверзев: На самом деле их гораздо больше. Двести актуальных, которые хорошо работают.

    - Что это за программы?

    Переверзев: По статистике, больше всего игр - больше ста.

    - Какие игры?

    Солодуха: По большей части небольшие логические игры.

    - Портированные с каких других систем?

    Солодуха: Нет, это написанные для "Колибри".

    Переверзев: На самом деле, написать игру гораздо проще, чем сделать что-то серьёзное вроде текстового или графического редактора. Поэтому программисты часто пробуют свои силы на небольших играх.

    Солодуха: Есть аналоги игр с других систем - "сапёры", пасьянсы и так далее. Они написаны для "Колибри" с нуля. Но есть и полезные программы - несколько файловых менеджеров, включая клон Windows Explorer, клон Far Manager и Total Commander.

    - Из известных игр что-нибудь портировали?

    Переверзев: Есть Quake и Doom. Из эмуляторов есть DOSBox и эмулятор Nintendo. Кстати, в DOSBox можно запустить Windows 98 - я пробовал. Есть реализация языка Lua самой последней версии - 5.2. Есть рендер шрифтов Freetype и Mesa 3D - реализация библиотек OpenGL. Очень важная вещь: есть кодеки ffmpeg. Интересный факт: на несильной машине запускали двадцать-тридцать видеороликов одновременно, и загрузка процессора не превышала 50 процентов. В "Колибри" вообще оказалось довольно сложно загрузить процессор полностью.

    - На чём в основном пишут программы?

    Переверзев: На ассемблере.

    - На высокоуровневых языках вообще не пишут?

    Переверзев: Иногда пишут или портируют что-нибудь на Си или Паскале. Есть несколько программ на Lua.

    Солодуха: Я ещё могу вспомнить, что кто-то из ребят пишет на таком языке, как Sphinx C--.

    Переверзев: Кстати, это любопытный язык. Это такой Си, каким он мог бы когда-то быть. Когда-то давно Си был транслятором в ассемблер, а C-- им и остался, просто добавился синтаксический сахар в стиле языка Си. На нём написано много интересных программ.

    - Я слышал, была реализация Python.

    Солодуха: Есть tinypy, но программ на нём пока нет, и на нём не выйдет запустить произвольную программу на Python без изменений. Там нет некоторых важных особенностей языка - к примеру, генераторов и кортежей.

    - Виртуальные машины есть? Не было ли идей, к примеру, портировать Java?

    Переверзев: Сейчас ведутся разговоры о целесообразности этого. В принципе, технически это возможно. Вообще эталонную реализацию Sun я даже компилировал сам в "Колибри", но лицензия не позволяет её кому-нибудь показывать.

    - Есть ли какие-нибудь идеи о коммерческом применении "Колибри"?

    Солодуха: Мы сотрудничаем с израильской компанией Green Gadgets, которая выпускает компьютеры eBox и Edubook. Основной профиль компании - это маломощные гаджеты, которые могут работать даже от батареек. Например, eBox-3300, на котором мы показывали "Колибри", потребляет всего около 4,5 Ватт. У него нет ни жёсткого диска, ни вентиляторов, он совсем бесшумный.