Процесс получения лицензии на осуществление деятельности по защите информации. Лицензия фстэк россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Дальневосточный государственный университет путей сообщения"

Кафедра "Гражданское, предпринимательское и транспортное право

Дисциплина: Правовое обеспечение информационной безопасности

Тема: Лицензирование и сертификация в области защиты информации

Выполнила студетн(тка)

Непомнящая Наталья Евгеньевна

Проверил:преподаватель кафедры:

Железняков Анатолий Михайлович.

Хабаровск

Введение

1. Лицензирование в области защиты информации

1.1 Лицензирующий орган - ФСТЭК России

1.2 Лицензирующий орган - ФСБ России

2. Сертификация в области защиты информации

2.1 Организационная структура системы сертификации

2.2 Порядок проведения сертификации

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из проблем в области защиты информации в России является отсутствие официальных документов с подробными рекомендациями по построению безопасных информационных систем, аналогичных разработанному, например, Американским институтом стандартных технологий (США) и британскому стандарту. Хотя в Великобритании не существует нормативных актов, требующих выполнения государственных стандартов, около 60% британских фирм и организаций добровольно используют разработанный стандарт, а остальные намерены внедрять его рекомендации в ближайшее время

Лицензирование и сертификация в области систем обеспечения безопасности информации могут снизить остроту этой проблемы. Необходимо создание пользователю гарантий того, что используемые им средства защиты информации способны обеспечивать необходимый уровень защиты. Именно лицензирование может способствовать тому, что проблемой защиты информации будут заниматься только высококвалифицированные специалисты в этой области, а создаваемые ими продукты будут находиться на соответствующем уровне и смогут пройти сертификацию.

Без проведения сертификации невозможно оценить, содержит ли то или иное средство потенциально вредные недокументированные возможности, наличие которых особенно характерно для большинства зарубежных продуктов, способные в определенный момент привести к сбоям в работе системы и даже к необратимым для нее последствиям. Характерным примером таких недокументированных возможностей является заложенная фирмой Ericsson при разработке телефонных станций, на базе которых МПС РФ строит свою телефонную сеть, возможность блокировать их работу при получении вызова определенного телефонного номера, который фирма отказывается назвать. И этот пример не является единственным.

Процесс сертификации программного продукта занимает примерно столько же времени, сколько и его разработка, и практически невозможен без исходных текстов программ с комментариями. В то же время многие зарубежные фирмы не желают представлять исходные тексты своих программных продуктов в российские сертификационные центры. Например, несмотря на принципиальное согласие фирмы Microsoft на сертификацию в России ОC Windows NT, в которой уже выявлено более 50 ошибок, связанных с обеспечением безопасности, этот вопрос уже в течение многих месяцев не может сдвинуться с мертвой точки из-за отсутствия ее исходных текстов.

Трудности с сертификацией приводят к тому, что раньше других среди продуктов одного класса сертификат быстрее получают самые простые, в силу чего они кажутся пользователю более надежными. Длительные же сроки сертификации приводят к тому, что фирма-разработчик успевает вывести на рынок новую версию своего продукта, и процесс становится бесконечным.

Сертификацию технических средств защиты информации затруднительно проводить без соответствующих стандартов, создание которых в России не в последнюю очередь сдерживается из-за отсутствия финансовых средств. Эта проблема решается, если появляются несколько фирм, заинтересованных в сбыте, и несколько организаций, заинтересованных в использовании соответствующих технических средств. Например, плодом совместных усилий подобных организаций, фирм и ФСТЭК(ранее Гостехкомиссия (ГТК)) стала разработка Руководящего технического материала ГТК РФ "Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации". Он позволил классифицировать средства, которые способны в какой-то степени обеспечить защиту корпоративных сетей от внешних вторжений.

Документ предполагает существование нескольких классов межсетевых экранов: от простейших, позволяющих только осуществлять контроль потоков информации, до самых сложных, выполняющих полное перекодирование входящей информации, полностью защищающее корпоративную сеть от воздействий извне. Уже сегодня сертификацию на соответствие техническим условиям, разработанным в соответствии с Руководящим техническим материалом, что допускается действующим законодательством, прошли такие межсетевые экраны, как Sun Screen, SKIPbridge и Pandora. Однако и при их сертификации без борьбы не обошлось.

1. Лицензирование в области защиты информации

1.1 Лицензирующий орган - ФСТЭК России

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление деятельности по разработке и производству СЗКИ (далее - лицензия), являются:

1.наличие в штате у соискателя лицензии не менее двух специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее техническое или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам разработки и (или) производства СЗИ; пользователь защита гарантия специалист

2.наличие помещений для осуществления лицензируемого вида деятельности, соответствующих требованиям технической и технологической документации, национальных стандартов и методических документов в ОЗИ и принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании;

3.наличие на праве собственности или на ином законном основании необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности контрольно-измерительного оборудования (прошедшего в соответствии с законодательством РФ метрологическую поверку (калибровку) и маркирование), производственного и испытательного оборудования;

4.наличие предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности программ (в том числе программных средств разработки СЗКИ) для электронно-вычислительных машин и баз данных, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании;

5.наличие принадлежащих соискателю лицензий на праве собственности или на ином законном основании, технической и технологической документации, документации, содержащей национальные стандарты, и методических документов, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности в соответствии с утверждаемым ФСТЭК России перечнем;

6.наличие системы производственного контроля, включающей правила и процедуры проверки и оценки системы разработки СЗКИ, учета изменений, вносимых в проектную и конструкторскую документацию на разрабатываемую продукцию

7.наличие системы производственного контроля, включающей правила и процедуры проверки и оценки системы производства СЗКИ, оценки качества выпускаемой продукции и неизменности установленных параметров, учета изменений, вносимых в техническую и конструкторскую документацию на производимую продукцию, учета готовой продукции Кияев В., Граничин О.// Безопасность информационных систем// Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» * 2016 год //стр 105-106

1.2 Лицензирующий орган - ФСБ России

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

1Лиц наличие в штате у соискателя лицензии на основной работе согласно штатному расписанию следующего квалифицированного персонала:

2.руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами по лицензируемому виду деятельности, имеющие высшее профессиональное образование по направлению ИБ в соответствии с "Общероссийским классификатором специальностей" и (или) прошедшие переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 500 аудиторных часов), а также имеющие стаж в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 5 лет;

3.инженерно-технические работники (не менее двух человек), имеющие высшее профессиональное образование по направлению ИБ в соответствии с "Общероссийским классификатором специальностей" и (или) прошедшие переподготовку по этой специальности (нормативный срок - свыше 100 аудиторных часов);

4.наличие помещений для осуществления лицензируемого вида деятельности, соответствующих требованиям технической и технологической документации, национальных стандартов и методических документов в области ЗИ и принадлежащих соискателю лицензий на праве собственности или на ином законном основании;

5.наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании, контрольно-измерительного оборудования (прошедшего в соответствии с законодательством РФ метрологическую поверку (калибровку) и маркирование), производственного, испытательного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;

6.наличие предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности программ (в том числе программных средств разработки СЗКИ) для электронно-вычислительных машин и баз данных, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании;

7.наличие аттестованных по требованиям безопасности информации средств обработки информации, используемых для разработки и производства СЗКИ, в соответствии с требованиями по защите информации;

8.наличие системы производственного контроля, включающей правила и процедуры проверки и оценки системы разработки СЗКИ, учета изменений, вносимых в проектную и конструкторскую документацию на разрабатываемую продукцию

9.наличие системы производственного контроля, включающей правила и процедуры проверки и оценки системы производства СЗКИ, оценки качества выпускаемой продукции и неизменности установленных параметров, учета изменений, вносимых в техническую и конструкторскую документацию на производимую продукцию, учета готовой продукции Снытиков А.А. Лицензирование и сертификация в области защиты информации.-М:Гелиос АРВ,2012 //cтр 223-224

2. Сертификация в области защиты информации

2.1 Организационная структура системы сертификации

Организационную структуру системы сертификации образуют:

1.Гостехкомиссия России (федеральный орган по сертификации средств защиты информации);

2.центральный орган системы сертификации средств защиты информации;

3.органы по сертификации средств защиты информации;

4.испытательные центры (лаборатории);

5.заявители (разработчики, изготовители, поставщики, потребители средств защиты информации).

2Гостехкомиссия России в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

1.создает систему сертификации средств защиты информации и устанавливает правила проведения сертификации конкретных видов средств защиты информации в этой системе;

2.организует функционирование системы сертификации средств защиты информации;

3.определяет перечень средств защиты информации, подлежащих обязательной сертификации в данной системе;

4.устанавливает правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по сертификации;

5.организует и финансирует разработку нормативных и методических документов системы сертификации средств защиты информации;

6.определяет центральный орган системы сертификации средств защиты информации (при его необходимости) или выполняет функции этого органа;

7.утверждает нормативные документы по безопасности информации, на соответствие которым проводится сертификация средств защиты информации в системе, и методические документы по проведению сертификационных испытаний;

8.аккредитует органы по сертификации и испытательные центры (лаборатории), выдает им лицензии на право проведения определенных видов работ;

9.ведет государственный реестр участников и объектов сертификации;

10.осуществляет государственный контроль и надзор и устанавливает порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными средствами защиты информации;

11.рассматривает апелляции по вопросам сертификации;

12.представляет на государственную регистрацию в Госстандарт России систему сертификации и знак соответствия;

13.организует периодическую публикацию информации о сертификации;

14.осуществляет взаимодействие с соответствующими уполномоченными органами других стран и международных организаций по вопросам сертификации, принимает решение о признании международных и зарубежных сертификатов;

15.организует подготовку и аттестацию экспертов - аудиторов;

16.выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

17.приостанавливает либо отменяют действие выданных сертификатов.

2.2 Порядок проведения сертификации

Порядок проведения сертификации включает следующие действия:

подачу и рассмотрение заявки на сертификацию средств защиты информации; испытания сертифицируемых средств защиты информации и аттестация их производства;

экспертизу результатов испытаний, оформление, регистрацию и выдачу сертификата и лицензии на право использования знака соответствия;

осуществление государственный контроля и надзора, инспекционного контроля за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированными средствами защиты информации.

информирование о результатах сертификации средств защиты информации;

рассмотрение апелляций.

Подача и рассмотрение заявки на сертификацию средств защиты информации.

Заявитель для получения сертификата направляет в Гостехкомиссию России заявку (Приложение 1) на проведение испытаний с указанием схемы проведения сертификации, стандартов и иных нормативных документов, на соответствие требованиям которых должна проводиться сертификация.

Гостехкомиссия России в месячный срок после получения заявки направляет заявителю, в назначенные для проведения сертификации орган по сертификации и испытательный центр (лабораторию) решение на проведение сертификации (Приложении 2). По желанию заявителя орган по сертификации и испытательный центр (лаборатория) могут быть изменены.

После получения решения заявитель обязан представить в орган по сертификации и испытательный центр (лабораторию) средства защиты информации согласно ТУ на это средство, а также комплект технической и эксплуатационной документации, согласно нормативных документов по ЕСКД, ЕСПД на сертифицируемое средство защиты информации.

Испытания сертифицируемых средств защиты информации в испытательных центрах (лабораториях).

Испытания сертифицируемых средств защиты информации проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как и у образцов, поставляемых потребителю, заказчику по программам и методикам испытаний, согласованным с заявителем и утвержденным органом по сертификации. Техническая и эксплуатационная документация на серийные средства защиты информации должна иметь литеру не ниже "О1" (по ЕСКД).

Количество образцов, порядок их отбора и идентификации должен соответствовать требованиям нормативных и методических документов на данный вид средства защиты информации.

В случае отсутствия на момент сертификации испытательных центров (лабораторий) орган по сертификации определяет возможность, место и условия проведения испытаний, обеспечивающих объективность их результатов.

Сроки проведения испытаний устанавливаются договором между заявителем и испытательным центром (лабораторией).

По просьбе заявителя его представителям должна быть предоставлена возможность ознакомиться с условиями хранения и испытаний образцов средств защиты информации в испытательном центре (лаборатории). Кияев В., Граничин О.// Безопасность информационных систем// Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» * 2016 год //стр 105-106

Результаты испытаний оформляются протоколами и заключением, которые направляются испытательным центром (лабораторией) органу по сертификации, а в копии - заявителю.

При внесении изменений в конструкцию (состав) средств защиты информации или технологию их производства, которые могут повлиять на характеристики средств защиты информации, заявитель (разработчик, изготовитель, поставщик) извещает об этом орган по сертификации. Последний принимает решение о необходимости проведения новых испытаний этих средств защиты информации.

Сертификация импортируемых средств защиты информации проводится по тем же правилам, что и отечественных.

Заключение

И так, это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Если говорить о сертификации применительно к средствам защиты информации, то это деятельность по подтверждению их соответствия требованиям технических регламентов, национальных стандартов или иных нормативных документов по защите информации.

Саму систему сертификации представляет ФСТЭК России, которому подведомственны аккредитованные органы по сертификации средств защиты информации и испытательные лаборатории.

Вся система сертификации обеспечивает достижение прежде всего национальной безопасности в сфере информатизации. Не менее важным является формирование и осуществление единой научно - технической и промышленной политики в сфере информатизации. А так же содействие формированию рынка защищенных информационных технологий и средств их обеспечения, регулирование и контроль разработки, а также последующего производства средств защиты информации, помощь потребителям в компетентном выборе средств защиты информации, защита потребителя от недобросовестности исполнителя (продовца, изготовителя), подтверждение показателей качества продукции.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Деятельность по лицензированию в области защиты информации выполняют ФСБ и ФСТЭК России. Рассмотрим лицензируемые виды деятельности в области защиты конфиденциальной информации.

ФСБ России:

1.Разработка и (или) производство средств защиты конфиденциальной информации (в пределах компетенции ФСБ)

2.Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

3.Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

4.Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств

5.Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств

6.Предоставление услуг в области шифрования информации

7.Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем.

Список литературы

1 . Кияев В., Граничин О. // Безопасность информационных систем// Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" * 2016 год //стр 105-106

2.Снытиков А.А. Лицензирование и сертификация в области защиты информации.-М:Гелиос АРВ,2012 //cтр 223-224

3.Система сертификации средств криптографической защиты информации:№ РОСС RU.0001.030001 от 15 ноября 2012 г.

4.Бумажков А.Кирина А.Лицензирование и сертификация в области защиты информации

5.Термины и определения в области информационной безопасности.Москва 2011г

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Базовые принципы, которые должна обеспечивать информационная безопасность, ее нормативно-правовая база. Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации, нормативные документы в данной области. Способы защиты информации.

    реферат , добавлен 24.09.2014

    Средства и методы решения различных задач по защите информации, предупреждения утечки, обеспечения безопасности защищаемой информации. Технические (аппаратные), программные, организационные, смешанные аппаратно-программные средства информационной защиты.

    реферат , добавлен 22.05.2010

    Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности в РФ. Правовой режим информации. Органы, обеспечивающие информационную безопасность РФ. Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия. Стандарты информационной безопасности.

    презентация , добавлен 19.01.2014

    Основные способы несанкционированного доступа к информации в компьютерных системах и защиты от него. Международные и отечественные организационные, правовые и нормативные акты обеспечения информационной безопасности процессов переработки информации.

    реферат , добавлен 09.04.2015

    Информация, как важнейшая часть современной коммуникативной системы. Правовое регулирование в области безопасности информации. Нормативно-правовые документы, регулирующие защиту информации. Организационно-правовые формы защиты государственной тайны.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2009

    Рекомендации по развитию малого бизнеса. Защита прав собственности, развитие рыночных институтов. Налоги и их администрирование. Лицензирование и система выдачи разрешений. Проверки, штрафы и наказания. Доступ к информации и открытость государства.

    реферат , добавлен 31.05.2009

    Цели осуществления лицензирования в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Перечень видов лицензий – документов, дающих право на пользование одним видом природного ресурса в установленном месте и на определенных условиях.

    контрольная работа , добавлен 19.12.2012

    Лицензирование как гражданско-правовой институт. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в России. Функции федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Лицензирование предпринимательской деятельности.

    Понятие об информации, информационных ресурсах, их место в современном праве. Признаки информации с ограниченным доступом. Правовой режим защиты, составляющей государственную, служебную, профессиональную тайну; обеспечения недоступности третьим сторонам.

    реферат , добавлен 13.12.2013

    Лицензирование как форма государственного регулирования. Порядок лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и проведению инженерных изысканий.

Лицензированием в области защиты информации называется деятельность, заключающаяся в передаче или получении прав на проведение работ в области защиты информации. Государственная политика в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.95 № 450, от 03.06.95 № 549, от 07.08.95 № 796, от 12.10.95 № 1001, от 22.04.97 № 462, от 01.12.97 № 1513, также см. постановление от 11.02.02 № 135).

Лицензией называется разрешение на право проведения работ в области защиты информации. Лицензия выдается на конкретные виды деятельности на три года, по истечении которых осуществляется ее перерегистрация в порядке, установленном для выдачи лицензии.

Лицензия выдается в том случае, если предприятие, подавшее заявку на получение лицензии, имеет условия для проведения лицензирования: производственную и испытательную базу, нормативную и методическую документацию, располагает научным и инженерно-техническим персоналом.

Организационную структуру системы государственного лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации образуют:

· государственные органы по лицензированию;

· лицензионные центры;

· предприятия-заявители.

Государственные органы по лицензированию:

· организуют обязательное государственное лицензирование деятельности предприятий;

· выдают государственные лицензии предприятиям-заявителям;

· согласовывают составы экспертных комиссий, представляемые лицензионными центрами;

· осуществляют контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ в области защиты информации.

Лицензионные центры:

· формируют экспертные комиссии и представляют их состав на согласование руководителям соответствующих государственных органов по лицензированию, которыми являются ФСТЭК и ФСБ;

· планируют и проводят работы по экспертизе предприятий-заявителей;

· контролируют полноту и качество выполненных лицензиатами работ.

Лицензионные центры при государственных органах по лицензированию создаются приказами руководителей этих органов. Экспертные комиссии формируются из числа компетентных в соответствующей области защиты информации специалистов отраслей промышленности, органов государственного управления, других организаций и учреждений. Экспертные комиссии создаются по одному или нескольким направлениям защиты информации.

Лицензированию ФСТЭК России подлежат:

· сертификация, сертификационные испытания защищенных технических средств обработки информации (ТСОИ), технических и программных средств защиты, средств контроля эффективности мер защиты информации, программных средств обработки, защиты и контроля защищенности;

· аттестация систем информатизации, автоматизированных систем управления, систем связи и передачи данных, объектов ВТ и выделенных помещений на соответствие требованиям руководящих и нормативных документов по безопасности информации;

· разработка, производство, реализация, монтаж, наладка, установка, ремонт, сервисное обслуживание защищенных объектов информатики, технических средств защиты и контроля эффективности мер защиты информации, защищенных прог­раммных средств обработки, защиты и контроля защищенности информации;

· проведение специальных исследований на побочные электромагнитные излучения и наводки (ПЭМИН) ТСОИ;

· проектирование объектов в защищенном исполнении.

На орган по лицензированию возлагается:

· разработка правил, процедур и нормативно-методических документов по вопросам проведения лицензирования;

· осуществление научно-методического руководства лицензионной деятельностью;

· публикация необходимых сведений о системе лицензирования;

· рассмотрение заявлений организаций и воинских частей о выдаче лицензий;

· согласование заявлений с воинскими частями, ответственными за соответствующие направления защиты информации;

· согласование состава экспертных комиссий;

· организация и проведение специальных экспертиз;

· принятие решения о выдаче лицензии;

· выдача лицензий;

· принятие решения о приостановлении, возобновлении действия лицензии или ее аннулировании;

· ведение реестра выданных, приостановленных, возобновленных и аннулированных лицензий;

· приобретение, учет и хранение бланков лицензий;

· организация работы аттестационных центров;

· осуществление контроля за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями, введенными Федеральным законом от 02.07.2005 № 80-ФЗ) лицензированию подлежат следующие виды деятельности (в области защиты информации):

· деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

· деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

· предоставление услуг в области шифрования информации;

· разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

· деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации; деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

· деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В рамках рассматриваемых видов деятельности были выпущены отдельные постановления Правительства Российской Федерации, разъясняющие порядок лицензирования. Среди них:

· Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 691 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами».

В соответствии с этими документами лицензиаты обязаны ежегодно представлять в орган по лицензированию или аттестационный центр сведения о количестве выполненных работ по конкретным видам указанной в лицензии деятельности. Лицензиаты несут ответственность за полноту и качество выполняемых работ, обеспечение сохранности государственной тайны, доверенной им в ходе практической деятельности.

Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляет ФСТЭК России. Для получения лицензии соискателю необходимо выполнить следующие требования и условия:
  1. наличие в штате специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;
  2. наличие у соискателя лицензии помещений для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;
  3. наличие на любом законном основании производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию;
  4. использование автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5. использование предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора с их правообладателем;
  6. наличие нормативных правовых актов, нормативно-методических и методических документов по вопросам технической защиты информации в соответствии с перечнем, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю

Для получения лицензии соискатель отправляет в ФСТЭК документы, рассмотренные в предыдущем разделе данной лекции. Помимо этих документов, соискатель обязан предоставить следующее:

  1. копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов по защите информации (дипломов, удостоверений, свидетельств);
  2. копии документов, подтверждающих право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на помещения, предназначенные для осуществления лицензируемой деятельности, либо копии договоров аренды указанных помещений или безвозмездного пользования ими;
  3. копии аттестатов соответствия защищаемых помещений требованиям безопасности информации;
  4. копии технического паспорта автоматизированной системы с приложениями, акта классификации автоматизированной системы по требованиям безопасности информации, плана размещения основных и вспомогательных технических средств и систем, аттестата соответствия автоматизированной системы требованиям безопасности информации или сертификата соответствия автоматизированной системы требованиям безопасности информации, а также перечень защищаемых в автоматизированных системах ресурсов с документальным подтверждением степени конфиденциальности каждого ресурса, описание технологического процесса обработки информации в автоматизированной системе;
  5. копии документов, подтверждающих право на используемые для осуществления лицензируемой деятельности программы для электронно-вычислительных машин и базы данных;
  6. сведения о наличии производственного и контрольно-измерительного оборудования, средств защиты информации и средств контроля защищенности информации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с приложением копий документов о поверке контрольно-измерительного оборудования;
  7. сведения об имеющихся у соискателя лицензии нормативных правовых актах, нормативно-методических и методических документах по вопросам технической защиты информации

ФСТЭК проверяет комплектность предоставленных документов, полноту и достоверность указанных в них сведений. Если каких-то сведений (документов) не хватает, ФСТЭК в течение 15 дней уведомляет об этом соискателя. В срок, не превышающий 45 дней после получения документов от соискателя, ФСТЭК принимает решение о выдаче лицензии. Решение оформляется соответствующим актом ФСТЭК.

Лицензия выдается на 5 лет , и после окончания этого срока может быть продлена по заявлению лицензиата .

4.3. Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий

Функция контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляет лицензирующий орган, то есть в случае технической защиты конфиденциальной информации – ФСТЭК. Способом контроля являются плановые и внеплановые проверки , которые проводятся в порядке, установленным ФЗ-№294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Целью плановой проверки является проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий в процессе осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя она может проводиться не чаще одного раза в течение трех лет. Плановые проверки осуществляются в соответствии с ежегодным планом проверок, который публикуется на официальном сайте ФСТЭК России.

Лицензиат включается в плановую проверку в случае истечения трех лет со дня:

  • государственной регистрации лицензиата ;
  • окончания проведения последней плановой проверки лицензиата .

Лицензиат уведомляется не позднее трех рабочих дней до проведения проверки.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий, выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, проведение мероприятий по обеспечению безопасности государства.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. истечение срока исполнения ранее выданного лицензиату предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований и условий;
  2. поступление в ФСТЭК России обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства;
    • причинение вреда безопасности государства.

Плановая и внеплановые проверки проводятся в документарной или выездной формах. Документарная проверка проверяет документы лицензиата и осуществляется по месту нахождения ФСТЭК. В ходе выездной проверки проверяются не только документы лицензиата , но и соответствие его лицензионным требованиям и условиям.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, к которому прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз.

Подводя итог, можно сказать, что процесс получения лицензии на техническую защиту конфиденциальной информации является весьма трудоемким, длительным и, что не маловажно, затратным, ведь для получения лицензии необходимо выполнить все лицензионные требования и условия. Самым продолжительным по времени является обучение специалистов на курсах повышения квалификации. Несмотря на то, что количество организаций, имеющих дело с конфиденциальной информацией, достаточно велико, специалистов с высшим профессиональным образованием в области ТЗИ может позволить себе далеко не каждая из них. Частные курсы по повышению квалификации, утвержденные ФСТЭК, как правило, рассчитаны на 72 часа. Самым затратным в экономическом плане требованием является проведение аттестации объектов информатизации (автоматизированной системы и защищенного помещения), предназначенных для обработки конфиденциальной информации. Более того, возникает проблема приобретения контрольно-измерительного оборудования, которое после аттестации вообще не нужно, если только организация не собирается оказывать услуги по аттестации объектов информатизации. Альтернативный вариант – взять такое оборудование в аренду, но это тоже стоит денег. Таким образом, продолжительность процесса лицензирования может занять от 2 до 6 месяцев и повлечь за собой значительные материальные затраты. Вариантом решения данной проблемы является аутсорсинг. Аутсорсинг (от англ. outsourcing) дословно "использование внешних источников". Аутсорсинг предполагает передачу от компании-заказчика сторонней организации(подрядчику) определенных функций уставной деятельности, например, техническую защиту конфиденциальной информации. При этом подрядчик использует свои программные, технические и другие средства защиты, лицензии, аттестаты и т.п., а также несет ответственность за результат выполнения своей работы.

Лицензия ФСТЭК - специальное государственное разрешение, позволяющее вести легитимную деятельность имеющее непосредственное отношение к созданию и применению программных средств или инновационных технологий. Действие лицензий распространяется на сохранение информационных данных или создание баз для их хранения.

Лицензия ФСТЭК в Москве и в других регионах России со специалистами ГК АП-Риал - беспроблемное получение лицензии. Лицензия на защиту информации - полный спектр услуг в лицензировании ФСТЭК.

Лицензирующий орган: Федеральная Служба по техническому и экспортному контролю
Срок действия лицензии: бессрочно.
Территория действия: Вся территория Российской Федерации
Срок выдачи лицензии: 45 рабочих дней.

Цена лицензии ФСТЭК (помощь в получении): от 250 000 р

Лицензия ФСТЭК России доступно для соискателей из различных регионов страны, но лицензирующим органом является исключительно Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, расположенная в городе Москве. Период действия официального разрешения определен как бессрочный, а география влияния ограничивается официальными границами государства.

Срок, в течение которого соискатель получает разрешительную документацию, составляет 45 дней с момента подачи документов в контролирующую государственную инстанцию.

Получение различных видов лицензии ФСТЭК

Процесс лицензирования может протекать в трех вариантах:

  1. Самостоятельное обращение. Назвать данный способ оптимальным сложно. Неподготовленный соискатель, как правило, упускает ряд основных моментов, связанных с приведением в необходимый вид документации и прохождением своевременного обучения сотрудников и руководителя. В связи с этим процесс получения разрешительной документации может отнять большее количество времени, и, как следствие уменьшить потенциальную прибыль предприятия.
  2. Частичная передача полномочий по предлицензионной подготовке специалистам. Это более эффективный метод прохождения процедуры лицензирования. Специалист курирует процесс, направляя руководителя компании. Но, стоит отметить, что в данном случае, юридическое сопровождение не может быть полным, а соответственно, и гарантий результата, также не может быть.
  3. Полное сопровождение процесса. Получение лицензии ФСТЭК при участии специалистов гарантирует успешный результат. Мы имеем не только квалифицированных специалистов, имеющих опыт ведения лицензионных дел, но и необходимую техническую и нормативно правовую базы, для обеспечения полного соответствия соискателя требованиям контролирующей инстанции.

Полный комплекс услуг позволяет нам не только помочь предприятиям получить необходимую для деятельности лицензию, но и быть готовым к возможным проверкам в ходе плановых или внеплановых инспекций.

Виды лицензии ФСТЭК

ФЗ №99 от 4.05.11г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» четко регламентирует перечень отраслей обязательных для лицензирования. Получить лицензию ФСТЭК в первую очередь необходимо:

  • для участия в государственных тендерах;
  • осуществлению деятельности, связанной с разработкой и производством СКЗИ;
  • осуществлению деятельности, связанной с ТЗКИ;
  • при обработке персональных данных.

Лицензирование ФСТЭК России в отрасли ТЗКИ регламентируется Постановлением правительства РФ от 3 февраля 2012 года №79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации». Период действия является бессрочным, но предприятия в процессе деятельности должно быть готово к подтверждению требований, предъявляемых к лицензиатам.

Лицензирование в отрасли СКЗИ () контролируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года №171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации». В официальном документе определены требования к соискателям данной лицензии.

Требования для лицензии ФСТЭК в Москве

Для того чтобы соискатель получил официальное разрешение на осуществление деятельности в отрасли, ему необходимо документальное подтверждение соответствия следующим требованиям:

  • Наличие сотрудников, имеющих высшее образование по направлению «Информационная безопасность». Допустимо привлечение специалистов со средним техническим образованием аналогичного профиля, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки, длительностью не менее 360 академических часов (обязательно предъявление свидетельства об успешном завершении обучения). Также важно наличие трудового стажа в области защиты информации.
  • Наличие в собственности или на правах аренды, субаренды (необходимо предоставление действующего договора аренды) помещений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Рабочие помещения должны отвечать действующим государственным требованиям.
  • Наличие в собственности или на правах аренды (необходимо предъявление действующего договора аренды) необходимого оборудования. Каждая техническая единица должна сопровождаться актами поверки и необходимыми сертификатами, подтверждающими верность предоставленных данных.
  • Наличие актуального на сегодняшний день программного обеспечения, необходимого для ведения деятельности в отрасли.
  • Наличие нормативно-методических документов с грифом «ДСП» и ГОСТов.
  • Наличие аттестованного помещения и аттестованного автоматизированного рабочего места (АРМ) в соответствии с действующими требованиями

Лицензия ФСТЭК предусматривает полное соответствие лицензиата и подготовку штата, для осуществления данной деятельности.

Порядок процесса лицензирования

Лицензия ФСТЭК России при Нашем участии заключается в том, что наши специалисты берут на себя следующие обязательства:

  • подготовку необходимой документации и приведение ее к установленному виду;
  • проведение , если это необходимо;
  • подготовка и подача заявления лицензионный орган (вне зависимости от места нахождения соискателя);
  • проведение аттестации помещения и автоматизированного рабочего места;
  • получение документального подтверждения о сдаче документов;
  • проведение процедур по устранению обнародованных недочетов и замечаний, если в этом есть необходимость;
  • получение официального разрешения (лицензии) и передача ее лицензиату.

Определенные виды лицензий ФСТЭК требуют оформления лицензии ФСБ на работу со сведениями, являющимися государственной тайной.

Мы гарантируем, соискателям, получение лицензии и полное соответствие предприятия государственным требованиям на всех этапах его дальнейшей предпринимательской активности.

Участие на выставках и конференциях в области информационной безопасности

Специалисты ГК АП-Риал регулярно посещают тематические выставки и конференции, тем самым они всегда в тренде всех нововведений в области информационной защиты. Весь полученный опыт всегда применяется на практике. Наш богатый опыт дает возможность нашим юристам провести качественную консультацию по поводу того, какое оборудование должно быть у организации занимающаяся защитой данных или же разрабатывающая средства защиты информации.

На днях наши сотрудники посещали выставку по информационной защите от «INTERPOLITEX – 2018». Организаторами выставки были силы Министерства Внутренних Дел (МВД), Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) и Росгвардии. Фотоотчет можно посмотреть на странице.


Процесс лицензирования подробно описан в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации». В документе детально указано, какие документы в каком виде и порядке требуется представлять лицензирующему органу (ЛО).

На бумаге все выглядит достаточно просто.

  1. Юридическое лицо подает полностью сформированное заявление в соответствии с требованиями .
  2. В течение трех дней лицензирующий орган должен его рассмотреть и сообщить, какие ошибки есть в заявлении или каких документов не хватает. Если у ЛО есть замечания, то заявитель должен в течение 30 дней устранить недоработки.
  3. Если заявление оформлено верно, то в течение пяти дней начиная со дня принятия заявления ЛО проводит проверку полноты дополняющих заявление документов, а это обычно примерно 200-300 страниц.
  4. При недостатке в дополняющих документах ЛО отказывает организации в приеме заявления до устранения нарушений. На это у юридического лица есть те же 30 дней.
  5. Признав пакет документов полным, ЛО должен в течение 45 рабочих дней принять решение о выдаче лицензии либо об аргументированном отказе в ее выдаче.

Однако в реальности все сложнее. Лицензирующий орган один на всю страну, и находится он в Москве, рассмотрением заявлений занимаются несколько человек, а число организаций, желающих получить лицензию, растет с каждым годом. По телефону задавать вопросы можно, для этого дается два часа два раза в неделю, не более пяти минут на один сеанс связи, много выяснить не получится. Все это означает, что в считанные дни и даже недели провести лицензирование практически невозможно, особенно если есть недопонимания в правилах лицензирования или затруднения с выполнением хотя бы одного из требований. Кроме того, по некоторым видам услуг один только перечень правовых актов, которые должны быть приложены к заявлению, может состоять из 15 страниц.

К заявлению на получение лицензии необходимо приложить:

  • документы на автоматизированные системы, на защищаемое помещение, на право законного владения помещением, оборудованием, программным обеспечением либо о том, что они взяты в аренду (с подтверждением факта передачи);
  • документы на допуски к тайне (к конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен);
  • копии трудовых книжек, договоров подряда, документов об образовании сотрудников соискателя лицензии;
  • документы на правообладание оборудованием, на поверочные работы, подтверждающие факт правильной работоспособности этого оборудования, на ПО, и т.д.;
  • сведения о нормативных документах, необходимых для осуществления деятельности по защите информации;
  • описание технологического процесса обработки конфиденциальной информации по установленной форме.

Те, кто впервые получает лицензию, должны представить нотариально заверенные учредительные документы организации.

Камни преткновения

Во время работ по лицензированию организации сталкиваются с тремя основными сложностями:

  1. Оборудование. Для выполнения работ и оказания услуг по аттестации защищаемых помещений и автоматизированных систем необходимо закупить (иметь в собственности или на любом ином законном основании) оборудование. Стоимость комплекта варьируется, но составляет около миллиона рублей. И если начать работы по лицензированию с покупки оборудования, то к моменту подачи заявления может оказаться так, что его придется заново поверять (сертификаты о поверке действительны один год). Можно попытаться сэкономить и взять оборудование в аренду, но она должна быть специальным образом оформлена. Требуется периодически подтверждать владение оборудованием, заключать дополнительные соглашения к договорам аренды о том, что оборудование находится именно у арендатора. Минус варианта с арендой в том, что он снижает шансы на получение лицензии — велика вероятность оформить отношения неверно и получить отказ.
  2. Аренда помещений. Если соискатель лицензии арендует помещение у субарендатора, то необходимо представлять всю цепочку документов вплоть до владельца помещения. Также необходимо следить за тем, чтобы фактические номера помещений совпадали с кадастровыми, чтобы помещения однозначно идентифицировались исходя из одних лишь документов.
  3. Кадровая документация. У сотрудников должны быть дипломы о высшем профессиональном образовании в области технической защиты информации и стаж более трех лет либо диплом о высшем образовании с курсов переподготовки / о высшем техническом образовании и стаж более пяти лет. Сотрудников должно быть не менее трех, и они должны быть трудоустроены у соискателя по основному месту работы.

Лайфхак по успешному лицензированию

Для того чтобы получить лицензию, а затем успешно проходить в случае необходимости плановые проверки ФСТЭК на соблюдение требований, предлагаем учесть ряд моментов:

  1. Оборудование (если оно необходимо для выбранного вами вида деятельности) лучше покупать, а не брать в аренду.
  2. Постоянно следить за изменениями в законодательной базе и поддерживать документацию в актуальном состоянии, в том числе периодически обновлять и докупать ГОСТы (информация об этом не является тайной, официальный сайт ФСТЭК России открыт для всех).
  3. Своевременно обновлять антивирусное ПО и лицензии на контрольно-измерительное программное обеспечение и оборудование.
  4. Вовремя проводить переаттестацию помещений и автоматизированных систем, поскольку аттестаты действительны максимум три года.

Первичное получение лицензии и плановая проверка: отличия

Когда соискатель впервые получает лицензию, то связь с лицензирующим органом дистанционная: стороны обмениваются документами и общаются по телефону. Никаких личных визитов контролирующие органы соискателю не наносят.

Плановая проверка может проводиться через три года после получения лицензии. В этом случае представители ФСТЭК изучают, существуют ли в реальности кадры, помещения, оборудование и ПО, которые были заявлены при получении лицензии. В том числе проводится оценка знаний и компетенций кадров, заявленных в документах на получение лицензии. Проверяющие могут запросить перечень аттестатов, которые выдала аттестующая организация (в случае если такой виде деятельности есть в лицензии), а также перечень клиентов, которым выданы эти аттестаты. Таким образом контролирующие органы удостоверяются, действительно ли аттестующая организация оказала эти услуги и насколько они качественные.

Возможна также внеплановая проверка, которая проводится в любое время по заявлению граждан, юридических лиц, прокуратуры или по решению суда.

Работы по лицензированию: цена вопроса

С 1 января 2015 года госпошлина за первичное получение лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации составляет 7 500 рублей, за продление — 3 500 рублей. Это неизбежные расходы и наименее затратная часть работ.

В соответствии с требованиями регламента по лицензированию необходимо провести аттестации и разработку документов по аттестации защищаемого помещения и автоматизированной системы обработки конфиденциальной информации. Эти услуги оказывают лицензиаты ФСТЭК, например представители проекта .

В комплекс услуг входят:

  1. Первичная консультация. Это знакомство с организацией-заказчиком с целью понять, для чего требуется лицензия, и разъяснить клиенту, что она ему даст, какими затратами обернется ее получение и сколько вложений (временных и финансовых) потребуется в дальнейшем. В том числе специалисты сразу сообщают, каковы шансы организации на успешное лицензирование, исходя из готовности клиента подать заявление сейчас.
  2. Помощь в аттестации. Сотрудники проекта Контур.Безопасность проводят аттестацию помещений для переговоров, автоматизированных систем обработки конфиденциальной информации по требованиям безопасности.
  3. Консультация по приобретению оборудования и программного обеспечения.
  4. Консультация по приобретению нормативно-правовых документов (ГОСТов). Большая часть ГОСТов находится в электронном виде в справочно-правовых системах. Но их недостаточно скачать и распечатать, поскольку требуется подтверждать именно правообладание.
  5. Помощь в согласовании вопросов, связанных с арендой помещения и оборудования.
  6. Консультация по правильному оформлению в штат сотрудников, работающих с конфиденциальной информацией.
  7. Помощь в заполнении заявления. Заявление выложено на ресурсах ФСТЭК России, заполнить его несложно, но нужно выполнить достаточно много условий относительно дополняющих заявление документов — своевременно, точно и в полном соответствии с требованиями.