Вредные и опасные факторы при работе с компьютером. Методическая копилка

Способы и средства защиты от вредных факторов.
Для снижения вредных последствий работы с ПЭВМ необходимы технические и аппаратные средства защиты от внешних воздействий, а также мощная защита организма изнутри с помощью средств коррекции здоровья с учетом конкретного набора экотоксикантов в регионе, районе, на рабочем месте.
Существует ряд индивидуальных и коллективных высокоэффективных средств защиты и профилактики:
– обеспыливание и увлажние воздуха;
– в ярких, солнечных помещениях, с повышенными бликами на экранах, клавиатуре, поверхностях, при плохих светильниках рекомендуется постоянно работать в спектральных очках;
– для поддержания иммунитета необходим регулярный прием поливитаминов и бета-каротина, белково-аминокислотных добавок, пищи, содержащей грубую клетчатку;
– рекомендуется иметь на рабочих местах специальные таблицы для регулярной проверки стабильности остроты зрения, чтобы своевременно принять меры по лечению или профилактике зрения;
– для снижения зрительных и психических расстройств целесообразно применение аромо- и цветопрофилактики;
– перед работой, в паузах, и после работы рекомендуется применение тренажеров и иных аппаратных средств, в сочетании со специальными физическими упражнениями и упражнениями для глаз.
Существуют различные рекомендации, следуя которым можно свести к минимуму неблагоприятное влияние компьютера на здоровье. Если вы вынуждены проводить длительное время, работая за компьютером, постарайтесь найти диапазон комфортных для вас положений - комфортную "зону". Часто менять положение в этом диапазоне заметно лучше и полезнее, чем проводить целый день в одной позе. Особенно внимательными будьте во второй половине дня. Если ваш стул или кресло регулируется по положению, чаще этим пользуйтесь.
Если от долгого сидения за компьютером или в конце напряженного дня у вас начинает болеть спина, попробуйте положить на стул клин из пенопласта или другого материала так, чтобы задняя часть его возвышалась на 7 см, а передняя плавно сходила к плоскости стула: колени должны находиться ниже бедер. Время от времени вытягивайте спину, широко разведя руки над головой. Расслабить шею и плечи можно, сводя лопатки, одновременно поднимая их вверх.
Когда вы работаете за компьютером, постарайтесь, чтобы ваши ноги все время прилегали к полу ступней, а не только "носочками". Если вы используете подставку под ноги, убедитесь, что она достаточно большая, чтобы вы могли чаще менять положение ног. Избегайте ограничивать пространство для ног, например, устанавливать системный блок под стол, где он будет вам мешать. Сидя, старайтесь распределить вес тела равномерно - используйте спинку стула, а не подавайтесь всем телом вперед.
Когда вы работаете за компьютером, много печатаете, старайтесь, чтобы предплечье, запястье и кисть находились на одном уровне, на одной линии. Не следует опираться ладонями или запястьями на клавиатуру или плоскость стола во время работы.
Долгое время работая за компьютером, старайтесь обезопасить глаза. Чаще устраивайте отдых: немного поглядите вдаль. Обязательно следите за тем, чтобы экран монитора всегда оставался чистым.
Старайтесь чаще давать глазам отдых, избегайте резкого перехода от темноты к свету и слишком яркого освещения. При выборе обоев для дома отдавайте предпочтение зеленому, салатному и голубому. Бывая на улице, задерживайте взгляд на траве и деревьях.
Тщательно подберите положение монитора. Он всегда должен располагаться прямо перед вами. Располагая монитор по высоте, старайтесь, чтобы верхняя строчка теста располагалась чуть ниже уровня глаз. Плоскость монитора должна идти параллельно плоскости вашего лица.
При работе за компьютером, старайтесь расположить мышь и клавиатуру так, чтобы ими было удобно пользоваться. Клавиатура должна находиться прямо перед вами, так, чтобы не пришлось никуда поворачиваться. Мышь должна располагаться непосредственно справа или слева от клавиатуры обязательно на одном уровне с ней.
Снять напряжение, утомление и усталость можно выполнив простые упражнения. Положите руки на шею и давите вперед, чувствуя напряжение в плечах. Усилия чередуйте с отдыхом. Затем сплетите пальцы ладоней и вытяните руки максимально вперед. Отдыхайте чаще.

Мероприятия, обеспечивающие безопасность.
4.1. Организация рабочего места в соответствии с требованиями эргономики.
Под рабочим местом условно понимают зону, оснащенную необходимыми техническими средствами, где работник или группа работников постоянно или временно выполняют одну работу или операцию.
Правильная планировка рабочих мест может существенно снизить действие целого ряда неблагоприятных факторов, действующих на работающего с ПЭВМ человека.
Санитарными правилами предусмотрены следующие нормы.
1. Помещения с ВДТ (видео-дисплейные терминалы) и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.
2. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1.2.
3. Для внутренней отделки интерьера помещений с ВДТ и ПЭВМ должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0.7 - 0.8; для стен - 0.5 - 0.6; для пола - 0.3 - 0.5.
4. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
5. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
6. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500.
7. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
8. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
Схемы размещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры и др.), характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.
Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
Кроме этого существуют ряд отдельных требований к организации и оборудованию рабочих мест для взрослых пользователей, для учащихся средних и высших учебных заведений, а также детей дошкольного возраста, которые учитывают специфику каждой из этих групп.
4.2. Рациональная организация режима труда и отдыха.
Для предупреждения заболеваний, связанных с работой на компьютере необходима рациональная организация труда и отдыха, которая нормируется в соответствии с санитарными правилами.
Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.
Для обеспечения оптимальной работоспособности, сохранения здоровья пользователей, а также предупреждения развития переутомления на протяжении рабочей смены (учебных занятий) должны устанавливаться регламентированные перерывы.
Для студентов ВУЗов длительность работ на ПЭВМ во время учебных занятий определяется курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техническими данными ПЭВМ и их разрешающей способностью.
Для 1-го курса – 1 час; для студентов старших курсов – 2 часа, с соблюдением перерыва длительностью 15-20 минут.
Для учащихся высших учебных заведений во время перерывов также следует осуществлять комплекс профилактических мероприятий (проводить упражнения для глаз, физкультурные паузы).
При составлении расписания учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования:
– исключить большие перерывы длительностью в один час между спаренными академическими часами, отведенными для занятий с ВДТ и ПЭВМ;
– не допускать для студентов старших курсов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ;
– не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уроков;
– учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ в исключительных случаях допускаются в период от 17 до 20 часов при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков;
– двигательный режим студентов и темп работы на ВДТ или ПЭВМ должен быть свободным.

План

Введение

1. ИТ-факторы, влияющие на здоровье

Заключение

Список литературы


Введение

Среди множества проблем применения компьютера (как олицетворения новых информационных технологий) следует особо выделить одну - проблему влияния компьютера на здоровье человека. Ее значимость и актуальность определяются стремительностью и глубиной проникновения ИТ во все сферы жизни и деятельности современного общества. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают дети, формирование личности которых происходит в условиях наступления новой информационной эры.

Охрана здоровья пользователя ПК - проблема многогранная, которая может быть решена на основе сбалансированного комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, правовых, технических, организационных. Однако, несмотря на то, что этим вопросом занимаются многие специалисты, их работа до сих пор еще малоэффективна. Акцент в освещении проблемы здоровой работы с компьютером должен быть перенесен в педагогической деятельности с технических характеристик вычислительной техники (важность которых никто не подвергает сомнению) на биологические и социальные особенности пользователя. Проблема охраны здоровья - это не изучение реакции пассивных организмов, подвергающихся воздействию электростатического поля, слабых электромагнитных, рентгеновских и прочих излучений со стороны работающего активного компьютера. Это вопросы формирования адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности.

Цель реферата – определить влияние информационных технологий на здоровье человека.


1. ИТ-факторы, влияющие на здоровье

Блага, предоставляемые информационными технологиями, настолько значимы, ощутимы и зримы в буквальном смысле, что практически полностью затмевают присущие ИТ недостатки. Например, уже создан пусть немного комичный, но все же образ среднестатистического «бойца» новых технологий - программиста, который представляет собой худосочного мужчину средних лет с многодиоптрийными очками и спиной колесом. Не исключено, что эта картина через некоторое время будет дополнена, и, возможно, не самыми светлыми красками.

Проблемы, связанные с «ИТ-революцией», определяются набором факторов. Например, исследования, проведенные в ряде стран, установили, что пользователи ПК и мониторов имеют широкий спектр заболеваний, которые теперь относятся к профессиональным. Это болезни глаз и зрительный дискомфорт, изменения костно-мышечной системы, стресс и его последствия, кожные заболевания, отрицательное влияние на исход беременности, расстройства нервной системы и др. Как отмечают специалисты, Европейским экономическим сообществом была выпущена Директива № 90/270, предписывающая информировать оператора, работающего с монитором, о мерах безопасности и сохранения здоровья, а также способах уменьшения или устранения риска. В некоторых государствах, например в Германии, работа с ПК и монитором относится к числу наиболее вредных и опасных профессий. Однако до сих пор не только многие соискатели, но и их работодатели считают, что трудиться целый день, а если «повезет», то и часть ночи в офисе, не сходя с места, да еще тет-а-тет с компьютером за неплохие деньги, - предел мечтаний каждого цивилизованного человека.

Теперь известно, что даже самая современная техника оказывает, пусть незаметное сразу, тем не менее неблагоприятное влияние на здоровье сотрудников ИТ-подразделений. Выделяются две группы вредных факторов. Первая включает физические факторы, в том числе электромагнитные и электростатические поля, температурно-влажностные и иные параметры систем кондиционирования и др. Вторая группа охватывает аспекты организации труда, эргономики рабочих мест и психологические факторы. Так, измерение физических факторов показало, что в помещениях с электронно-вычислительной техникой в наибольшей степени от нормативных уровней обычно отличаются температура воздуха, электромагнитные поля, концентрация ионов, освещенность рабочего места, включая экраны мониторов.

Некоторые данные о соответствии фактических условий труда по физическим факторам на 298 рабочих местах пользователей ПК, выполненные специалистами Центра электромагнитной безопасности и Центра Госсанэпиднадзора Медицинского центра Управления делами Президента РФ, приведены в таблице 1. Эта статистическая выборка позволяет получить предварительные оценки возможных нарушений требований нормативных документов на конкретных рабочих местах.

Следует отметить, что с 30 июня 2003 года был введен СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, который отменил СанПиН 2.2.2.542-96, а также уточнил требования к ПК и организации работ. В частности, требования к нормализации аэроинного состава воздуха являются теперь не обязательными, а рекомендуемыми. Поэтому таблица 1 в настоящее время должна рассматриваться с точки зрения СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Специалисты по охране здоровья считают, что окружающее человека электромагнитное излучение, исходящее от средств мобильной связи и компьютеров, оказывает негативное влияние на здоровье человека.


Таблица 1. Доля рабочих мест пользователей, соответствующих требованиям СанПиН 2.2.2.542-96 по состоянию физических факторов

Физический фактор Доля рабочих мест, соответствующих требованиям, %
1 Шум 100
2 Рентгеновское излучение 100
3 Относительная влажность воздуха 100
4 Напряженность электрического поля, 2-400 кГц 99,7
5 Плотность потока магнитной индукции, 2-400 кГц 83,4
6 Плотность потока магнитной индукции, 5-2000 Гц 79,1
7 Эквивалентный электростатический потенциал 62,2
8 Температура воздуха 61,0
9 Напряженность электрического поля, 5-2000 Гц 59,5
10 Освещенность 50,7
11 Легкие положительные ионы 14,5
12 Легкие отрицательные ионы 0

Вышедший в декабре 2005 года рапорт Всемирной организации здравоохранения (WHO) обращает внимание на увеличение негативного влияния электромагнитного излучения на человека. В рапорте говорится, что такое влияние существует в реальности, и при длительном воздействии на человека, чувствительного к излучению, может привести к его инвалидности.

Сообщения о негативном влиянии электромагнитного излучения участились после появления персональных компьютеров, ещё больше проблемы возросли в связи с распространением WiFi и мобильной связи.

Существует и скептическое отношение к этому вопросу, которое основывается на том, что в рапорте WHO научно не доказана связь участившихся проблем со здоровьем человека и воздействием электромагнитного излучения. Высказываются предположения, что многие жалобы обусловлены скорее неудобным расположением и неправильной организацией рабочего места, плохим освещением или другими какими-либо неудобствами во время работы.

Сама по себе эта проблема очень сложная, и считается, что основная причина негативного влияния состоит в том, что окружающее нас электромагнитное излучение становится всё более нестабильным, что переносится человеческим организмом тяжелее, чем постоянное воздействие.

Каждый разъём, в котором есть напряжение, создаёт вокруг себя различные электромагнитные волны, в результате чего все живые организмы получают электроимпульсы. Нетрудно представить, что, например, работающий рядом мобильный телефон может воздействовать на человека так же, как он воздействует на электронную систему - при звонках мобильного телефона в работе музыкального центра возникают помехи.


2. Нормативное регулирование

Многообразие опасных и вредных факторов, присутствующих в ИТ, предопределило появление ряда нормативных документов. В них к факторам рисков, присущим оборудованию ИТ, отнесены поражение электрическим током, воспламеняемость, излучения, а также энергетическая, тепловая, механическая и химическая опасности. Их причины, а также некоторые меры по их уменьшению приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основные риски ИТ и меры по их снижению

Факторы рисков Причины рисков Меры по уменьшению рисков
Поражение электрическим током Высокие токи (более 0,5 мА); высокое напряжение (более 42 В переменного тока или более 60 В постоянного тока); пробой изоляции; недостаточное защитное заземление Защитные кожухи; защитные блокировки; двойная изоляция; механическая и электрическая прочность изоляции; эффективное защитное заземление
Энергетическая опасность Короткое замыкание в электрических цепях Разделение электрических цепей; защитная блокировка
Огнеопасность Пробой изоляции; нарушение контакта в электрических соединениях; повышение температуры компонентов Защита от перегрузки по току; применение соответствующих материалов; огнестойкие преграды
Тепловая опасность Высокая температура; воспламенение Ограничение рабочих температур; маркировка опасных мест
Механическая опасность Неустойчивое положение; осколки, возникающие при разрушении Фиксация; взрывобезопасные компоненты
Опасность излучения Ограничение энергетических уровней источников излучений; экранирование излучения; маркировка опасных мест
Химическая опасность Нормальная или нештатная работа оборудования Применение соответствующих материалов; ограничение рабочих температур; маркировка опасных мест

Важнейшим аспектом, определяющим условия работы с ИТ, является напряженность трудовых процессов. Это связано со значительными умственными, эмоциональными и творческими усилиями, особенно при создании новых ИТ. Для работы операторов характерно общее нервно-эмоциональное напряжение, изменение кровяного давления, учащение пульса, повышение сахара в крови. Необходимо отмстить, что первый класс условий труда считается оптимальным, при этом работники, выполняя профессиональные обязанности, сохраняют свое здоровье и имеют предпосылки для поддержания высокого уровня трудоспособности. Второму классу соответствуют допустимые условия труда, при которых факторы не превышают установленных гигиенических норм, а функциональное состояние организма работника восстанавливается к началу следующей смены, не оказывая неблагоприятного влияния на его здоровье. Вредные условия труда относятся к третьему классу. В этих случаях производственные факторы превышают гигиенические нормы. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются па четыре степени вредности, среди которых есть вызывающие обратимые функциональные изменения организма, а также приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости.

Введение

Процесс информатизации образовательных учреждений набирает обороты. Компьютеры, локальные сети, доступ к ресурсам сети Интернет имеются во всех образовательных учреждениях, практически у каждого преподавателя и учащегося есть личный компьютер. Применение средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и морально-этические аспекты развития учащихся целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков, на психическое здоровье. Поэтому минимизация вредного воздействия компьютеров и других аппаратно-программных средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на детский организм и психику становится одной из важных задач, стоящих перед современными образовательными учреждениями.


1. Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей. Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием. Входить в верхней одежде строго запрещается.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6кв.м. Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. ПК лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном месте. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими ПК. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300лк, а экрана не более 200лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21ºС, относительная влажность - 55-62 %. Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно. Помещение должно обязательно оборудоваться системой кондиционирования воздуха.

Помещение должно быть оснащено аптечкой первой помощи и огнетушителем.


2. Требования к организации режима детей для занятий с компьютерами

Время работы детей за компьютером:

  • для учащихся 1 классов - 10 минут;
  • для учащихся 2-5 классов - 15 минут;
  • для учащихся 6-7 классов - 20 минут;
  • для учащихся 8-9классов - 25 минут;
  • для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.

Работа с компьютером должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе. После установленной длительности работы с компьютером должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса.

Занятия творческой и досуговой деятельностью в кружках с использованием информационных технологий должны организовываться не раньше, чем через час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием информационных технологий должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  • для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) - не более 60 минут;
  • для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут.

После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Запрещается использование одного компьютера для двух и более детей независимо от возраста.


3. Гимнастика для глаз

  1. Быстро поморгай, закрой глаза и посиди спокойно, медленно считая до 5. Повтори 4 - 5 раз.
  2. Крепко зажмурь глаза (досчитай до 3), открой их и посмотри вдаль (досчитай до 5). Повтори 4 - 5 раз.
  3. Вытяни правую руку вперед. Следи глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повтори 4 - 5 раз.
  4. Посмотри на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенеси взор вдаль на счет 1 - 6. Повтори 4 - 5 раз.
  5. В среднем темпе проделай 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабь глаза, посмотри вдаль на счет 1 - 6. Повтори 1 - 2 раза.
  6. Расслабься. Медленно двигай глазами слева направо, затем справа налево. Повтори 3 раза в каждую сторону.
  7. Медленно переведи взгляд вверх - вниз, затем наоборот. Повтори 3 раза.


4. Правила поведения в кабинете информатики

Правила организации учебной деятельности учащихся на занятиях информатики (для учителя):

  1. Вход в кабинет в верхней одежде и без сменной обуви (в грязные периоды) воспрещен.
  2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
  3. Не допускать свободного перемещения учащихся в компьютерном классе.
  4. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
  5. Включать и выключать компьютеры, а также устанавливать программы может только учитель и лаборант.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Правила поведения учащихся в компьютерном классе:

  1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
  2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
  3. Включать и выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
  4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.


Список литературы

Агабабян Н.В., Любимова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по информатике с детьми. Тамбов, 2008.

Баловсяк Н. Компьютер и здоровье. Спб, 2008.

Евтеев Л. Безопасность ребёнка в интернете. Инновационная образовательная сеть "Эврика" - Пермь, 2009. [Электронный ресурс]. - URL: http://|www.diaghilev.perm.ru/class/sobr4-2.htm

Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2010.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М., 2007.

Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 473с.

Расторгуев С.П. Основы информационной безопасности // Информатика и образование. - 2007. - №8.

СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

Сидорова А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков //Воспитание школьников. 2007. №7.

Силаев А.А, Кузнецова Л.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Попова Л.Н. Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером //Практика педиатра. Гигиена. // 2009, октябрь.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.

Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.) - Спб

"Примите некоторые меры предосторожности, иначе вам придется расплачиваться. Наш организм - не компьютер. В нас есть детали, которые нельзя заменить". (Рик Пирсолл)

В наши дни мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на здоровье человека не самым лучшим образом. В то же время, мало у кого возникает мысль отказаться от работы с ПК ради спасения здоровья. Людям случалось не отказываться и от более вредных занятий, к тому же, пользы от ПК заметно больше чем вреда.

Всё больше становится людей, проводящих за компьютером по несколько часов ежедневно. Поэтому, всё важнее становится разобраться, как может пользователь снизить, а то и вовсе устранить, вред, причиняемый компьютером.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

ь сидячее положение в течение длительного времени;

ь воздействие электромагнитного излучения монитора;

ь перегрузка суставов кистей;

ь стресс при потере информации

Сидячее положение.

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. Значительна нагрузка на спину, что может способствовать образованию грыжи межпозвоночного диска. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение.

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Мониторы с электронно-лучевой трубкой являются источником мягкого рентгеновского излучения. Для гарантии их соответствия современным требованиям используют соответствующие международные стандарты (MPR).

Воздействие на зрение.

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

· Синдром сухого глаза

Влияние на зрение является одной из основных проблем для нашего здоровья, связанной с длительной работой за компьютерами. Особенности технологий передачи изображения посредством частоты обновления компьютерного монитора, а также длительное зрительное сосредоточение перегружают глаз человека. Более трети пользователей, длительно сосредоточенных на работящем экране монитора, страдают болезнью "сухого глаза". Хоть это недомогание и не приводит к полной потере зрения, но проявляется в виде сухости и покраснения глаз.

Так что же такое CVS?

Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей ПК и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в офтальмологической и оптометрической литературе утвердился термин "компьютерный зрительный синдром" (computer vision syndrome). Как же проявляется CVS и каковы его симптомы?

Жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: "зрительные" и "глазные".

К первым относятся:

ь затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

ь замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

ь двоение предметов;

ь быстрое утомление при чтении.

Ко вторым:

ь жжение в глазах;

ь чувство "песка" под веками;

ь боли в области глазниц и лба;

ь боли при движении глаз;

ь покраснение глазных яблок.

Эти явления обычно объединяют термином "астенопия" (буквальный перевод - отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа и практически у всех - через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочной, считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной - ее ввод.

Перегрузка суставов кистей рук.

Активная работа с клавиатурой компьютера при неправильном положении кистей рук ведёт к перегрузке лучезапястных и суставов кистей рук, нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникает онемение подушечек пальцев. При интенсивной работе с компьютерной клавиатурой на протяжении длительного времени заболевания суставного и связочного аппаратов кисти могут стать хроническими. В целях профилактики специалистам компьютерного набора рекомендуют соблюдать гигиену труда и отдыха, следить за правильным положением кистей на клавиатуре, а также пользоваться специальными эргономическими устройствами (клавиатура, мышь).

Стресс при потере информации.

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Влияние компьютера на психику человека.

Нервное напряжение, утомляемость. Длительная работа за компьютером может вызвать повышенное утомление, головную боль, раздражённость, расстройства сна, стресс.

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и воспроизводительной системах, а также на зрение и костно-мышечный аппарат человека. Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним составляющим звеном все в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание…

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет - зависимых людей:

ь хорошее самочувствие или эйфория за компьютером,

ь невозможность остановиться,

ь увеличение количества времени, проводимого за компьютером,

ь пренебрежение семьей и друзьями,

ь ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером,

ь ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности,

ь проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:

ь навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту,

ь предвкушение следующего сеанса он-лайн,

ь увеличение времени, проводимого он-лайн,

ь увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Проблемы опорно-двигательного аппарата.

Рост среднего человека утром на два-три сантиметра больше, чем вечером, так как позвоночник за целый день стояче-сидячей жизни заметно сжимается. Если к тому же имеет место хоть незначительное искривление позвоночника, то неизбежно защемление основания нерва. Пользователям ПК легко понять, что произойдёт - нарушится интерфейс между мозгом и какой-то частью тела. Это похоже на случаи с плохим контактом в интерфейсном кабеле: устройство не обязательно сгорит, но заглючит.

Невозможно представить современную медицинскую организацию без компьютеров. Медицинский и административно-хозяйственный персонал проводит за мониторами все большую часть своего рабочего времени, поэтому правильная организация работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) и видеодисплеями является важнейшей обязанностью руководителей учреждений здравоохранения и специалистов по охране труда.

Развитие современных технологий приводит к тому, что компьютер становится все более и более безопасным для человека. В первую очередь это касается их мониторов. В настоящее время негативное влияние на здоровье при работе на ПЭВМ связано не столько с "вредностью" компьютера как такового, а с незнанием правил работы с ним и неправильной организацией рабочего места.

Условия труда работающих за компьютером должны соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (далее по тексту – СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Указанный документ содержит требования к:

ПЭВМ и помещениям для работы с ними, микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе, уровням шума и вибрации, освещению, уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ;

Организации рабочих мест пользователей ПЭВМ;

Организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ.

Действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 также распространяется на видеодисплейные терминалы всех типов медицинского и иного оборудования.

К работе на персональном компьютере допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам труда, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте.

В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

При эксплуатации персонального компьютера на работника могут воздействовать следующие вредные производственные факторы:

Повышенный уровень электромагнитных излучений;

Повышенный уровень статического электричества;

Пониженная ионизация воздуха;

Статические физические перегрузки;

Перенапряжение зрительных анализаторов.

Компьютер относится к электрооборудованию, поэтому при работе с ним необходимо соблюдать требования электробезопасности. В соответствии с действующими правилами работающим на ПЭВМ должна быть присвоена в установленном порядке первая группа по электробезопасности.

Наиболее распространенными последствиями длительной работы за компьютером являются головные боли, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушение зрения, боли различной интенсивности в позвоночнике, плечевом, локтевом суставах и суставах кисти. Сидящая работа сама по себе провоцирует развитие и осложнения остеохондроза. Использование «мышки» и неудобная поза может привести к хроническому спазму (повышенной напряженности) мышц руки, невралгии, плекситу, обострению шейного и грудного радикулита и ряду других неврологических заболеваний.

Профилактика указанных осложнений основана на строгом соблюдении требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и включает в себя научную организацию рабочего места, соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение правильной рабочей позы, выполнение комплекса упражнений для глаз и комплексов упражнений физкультурных минуток и пауз.

Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ

1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого монитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов – не менее 1,2 м.

2. Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.

3. Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 – 2,0 м.

4. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 – 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 – 0,7.

6. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

7. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Врезка 1

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 – 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 – 4 вверх, на счет 1 – 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 – 6. Повторить 3 – 4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года. Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010).