Виды дорожно-ремонтных работ. Пособие Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог. Учебно-практическое пособие

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организация дорожно-строительных работ

1. Анализ исходных данных

1.1 Климат

Климатическая характеристика района изысканий приводится по данным метеорологической станции г. Воронеж, Воронежской области и СНиП 23-01-99* «Строительная климатология». Дорожно-климатическая зона - IV. Зона недостаточного увлажнения грунтов. Характеризуется умеренной влажностью верхних слоев грунта вследствие значительной испаряемости и небольшого количества осадков.

Воронеж расположен в зоне умеренно-континентального климата. Зима мягкая, с устойчивым снежным покровом. Часто бывают оттепели. Лето тёплое. Может стоять и жара, и засуха. Это происходит при формировании антициклона: Воронеж легко могут достигнуть жаркие воздушные массы из Казахстана или Северной Африки. За год в среднем выпадает порядка 539 мм атмосферных осадков. Необходимые для расчетов и проектирования дороги данные приведены в ведомости климатических показателей (табл. 1).

Таблица 1 - Ведомость климатических показателей

Показатель

Величина

1 Абсолютная температура воздуха

минимальная

максимальная

2 Средняя температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки вероятностью превышения

3 Преобладающее направление ветра за

декабрь-февраль

июнь-август

4 Максимальная из средних скоростей ветра по румбам за январь

5 Минимальная из средних скоростей ветра по румбам за июль

6 Среднемесячная относительная влажность воздуха наиболее

холодного месяца

теплого месяца

7 Количество осадков за

ноябрь-март

апрель-октябрь

8 Расчетная толщина снежного покрова с обеспеченностью 5%

9 Расчетная глубина промерзания грунтов

Таблица 2 - Данные по скоростям и повторяемости ветра

Скорость ветра

Повторяемость

1.2 Рельеф

Город Воронеж расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины.

Рельеф представляет собой волнистую равнину, расчлененную речными долинами, балками и оврагами. В западной части района преобладают высоты от 172,8 до 206,3 м, в восточной части от 151,8 до 180,9 м. Берега реки Воронеж относительно пологие. Уклоны по всей местности обеспечивают естественный водоотвод.

1.3 Растительность и почвы

Территория района лежит в подзоне типичной лесостепи лесостепной провинции. Преобладают лиственные леса из дуба, березы. Произрастают и хвойные леса, сосны. В северо-западной части дубравных лес со средней высотой дерева 12 м, диаметром ствола 17 см и расстоянием между деревьев 3 м. Также в районе распространены луговые степи с травянистой растительностью. В северной части - смешанный лес из сосны и березы со средней высотой дерева 15 м, диаметром ствола 20 см и расстоянием между деревьев 5 м.

Основными почвами района являются черноземы толщиной от 0,4 до 0,8-1,2 м. Встречаются песчаные почвы, дерново-глеевые, луговые и болотные разновидности почв.

1.4 Инженерно-геологические условия

В геоморфологическом отношении район строительства в Средне-Русской возвышенности и Окско-Донской низменности. Самыми древними образованиями в геологическом отношении являются девонские глины, песчаники, известняки толщиной до 40 м. Выходят они на дневную поверхность по правобережью реки Воронеж. На девонские отложения со стратиграфическим несогласии ложатся меловые породы: пески, мела, мергеля.

Выше по разрезу следуют пылеватые пески толщиной 10-12 м. Самыми молодыми являются четвертичные отложения, представленные делювиальными, песчаными, ледниковыми и элювиальными песчано-глинистыми породами толщиной до 40 м и более.

Минерально-сырьевая база Воронежской области представлена месторождениями нерудного сырья, в основном строительными материалами (пески, глины, мел, граниты, цементное сырье, охра, известняк, песчаник) особенно в западных и южных районах региона.

1.5 Сведения о наличии дорожно-строительных материалов

Территория района богата месторождениями строительных материалов (граниты, пески, цементное сырье) пригодных для возведения земляного полотна, заложения опор и фундаментов искусственных и инженерных сооружений.

В данном разделе также указаны слои дорожной одежды и материалы, необходимые для их строительства.

1-й слой - асфальтобетон мелкозернисты й тип Б, марки III (горячий, плотный) толщиной 5 см. Используется для устройства верхнего слоя покрытия. Массовая доля щебня >45%.

2-й слой - асфальтобетон крупнозернистый (горячий) толщиной 7 см. Используется для нижнего слоя покрытия.

Горячие смеси приготавливаются с использованием жидких нефтяных битумов в смесительной установке. Применяются непосредственно после приготовления с температурой смеси при укладке не менее 120С.

3-й слой - черный щебень по методу глубокой пропитки толщиной 9 см. Черный щебень - каменный материал, обработанный битумом. Предназначен для устройства оснований дорожной одежды. Получают путем обработки щебня битумом или битумной эмульсией.

4-й слой - щебень толщиной 16 см;

5-й слой - ПЩС толщиной 24 см.

Обочины укрепляются щебнем.

1.6 Описание трассы дороги

Длина трассы 3000 метров. Трасса проходит через луг (толщина растительного слоя 0,40 м).

1.7 Технические нормативы для строительства участка дороги

Основные элементы проектируемой дороги в плане, продольном и поперечном профиле назначены по СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 52399-2005. Параметры сведены в таблице 3.

Таблица 3 - Технические нормативы для строительства участка дороги

Наименование показателя

Единица измерения

Величины показателя

2 Расчетная скорость движения:

основная

допускаемая на трудных участках

3 Число движения

4 Ширина одной полосы движения

5 Ширина проезжей части

6 Ширина обочин

7 Наименьшая ширина укрепленной полосы обочин

8 Ширина земляного полотна

9 Наибольшие продольные уклоны

10 Наименьшие радиусы (основные) кривых:

продольном профиле:

выпуклых

вогнутых

1.8 Характерные поперечные профили земляного полотна и дорожной одежды

Поперечные профили назначают в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки, грунтовых условий по трассе с учетом рельефа данной местности.

В соответствии с п. 6.4. СНиП 2.05.02-85 при проектировании земляного полотна применены типовые решения. Поперечный уклон земляного полотна двускатного профиля принимается 40 ‰. Заложение откоса насыпи до 3-х метров 1:4, от 3-х метров - 1:1,5, в выемке - внутренние откосы 1:4, внешние 1:1,5.

2. Определение сроков выполнения дорожно-строительных работ

Календарная продолжительность летнего строительного сезона определяется климатическими условиями района расположения участка дороги.

Начало и окончание производства работ по климатическим условиям устанавливаем, руководствуясь упрощенным дорожно-климатическим графиком.

Земляные работы выполняем в наиболее благоприятный период года, когда грунты находятся в незамерзшем состоянии и влажность их не слишком велика. В этот период обеспечивается необходимое качество выполняемых работ, высокая производительность машин, участвующих в возведении земляного полотна. В данном курсовом проекте строительство ведется в 2 сезона. В первый сезон возводится земляное полотно, во второй - дорожная одежда.

Для земляного полотна:

календарная продолжительность строительного сезона 224;

количество выходных дней (суббота, воскресенье) ;

количество праздничных дней 4;

количество дней простоя по климатическим условиям

простой по ремонту и профилактике машин и оборудования

простой по организационным причинам и перехода с одного места стройки на другое

коэффициент сменности

Строительство слоев покрытия должно быть начато только после устройства нижних подстилающих слоев, поэтому сроки строительства сокращаются против возможных климатических условий.

Таблица 4 - Длины участков в зависимости от уклона

Количество рабочих смен за сезон:

календарная продолжительность строительного сезона;

период развертывания потока;

продолжительность организационно-технологического перерыва;

количество выходных дней (суббота, воскресенье);

количество праздничных дней;

количество дней простоя по климатическим условиям;

простой по ремонту и профилактике машин и оборудования;

коэффициент сменности

Минимальная необходимая скорость потока:

Таблица 5 - Расчет продолжительности выполнения дорожно-строительных работ

Наименование показателей

Наименование слоев дорожной одежды

Доп. слой из ПЩС

Нижний сл.

основания из щебня

Верхний сл. основания из черного щебня

Нижний слой покрытия из а/б к/з

слой покрытия из а/б м/з

Начало и окончание производства работ по клим. условиям

Расчетные сроки

Количество рабочих дней

3. Определение объемов подготовительных работ и расчет состава МДО на их выполнение

Подготовительные работы выполняются до начала производства работ по возведению земляного полотна. К ним относится восстановление и закрепление трассы дороги, полосы отвода и ее расчистки от леса, пней, кустарников, крупных камней и других предметов, препятствующих выполнению работ; разбивка земляного полотна, срезка и перемещение дернового покрова и растительного грунта с поверхности основания насыпей и с поверхности выемок и резервов; планировка, осушение, удаление верхнего переувлажненного слоя; устройство временных дорог в карьеры и для перевозки дорожно-строительных материалов, устройство съездов.

Таблица 6 - Снятие почвенно-растительного слоя грунта

Длина участка, м

Ширина участка, м

Валка леса, м 2

Корчевка пней, м 2

Срезка кустарника, м 2

Площадь, м 2

Объем, м 3

Ведущая машина - бульдозер

Толщина снятия растительного слоя

1) Производительность по ГЭСН 01-01-032-5 (I группа грунта)

Длина захватки для 2-х бульдозеров:

Планировка естественного основания насыпи за 2 прохода по 1 следу автогрейдером

2) Уплотнение основания насыпи за 4 прохода по 1 следу

Таблица 7 - МДО на снятие растительного слоя при

4. Определение объемов по строительству водопропускных сооружений и расчет состава МДО по их устройству

Водопропускные трубы являются сосредоточенными объектами, требующими сравнительно небольшого времени для устройства. Их строят, опережая выполнение земляных работ так, чтобы к началу устройства земляного полотна на данном участке строительство труб было завершено полностью.

Таблица 8 - Ведомость малых искусственных сооружений

Длина тела трубы без оголовков:

Длина трубы с учетом монтажных швов:

Продолжительность строительства водопропускных труб:

где n 1 - затраты времени на устройство 1-го погонного метра трубы, см; n 2 - затраты времени на сборку двух оголовков, см; n 3 - затраты времени на укрепление русла трубы и откосов насыпи около оголовков, см.

Технология строительства водопропускной трубы состоит из следующих операций:

1) Снятие почвенно-растительного слоя грунта;

2) Разбивка осей трубы и контура котлована;

3) Устройство котлована под тело трубы и оголовки;

4) Устройство песчано-щебеночной (песчано-гравийной) подготовки;

5) Монтаж блоков фундамента

6) Монтаж оголовков и звеньев тела трубы;

7) Заделка швов между секциями и гидроизоляция трубы;

8) Бетонирование лотков у оголовков;

9) Послойная засыпка тела трубы.

Состав отряда по строительству железобетонных труб:

Автомобильный кран КС-3573 1 шт.;

Бульдозер ДЗ-110А 1 шт.;

Каток на пневматических шинах массой 25 т и более 1 шт.;

Электростанция ПЭС-12М 1 шт.;

Электровибраторы:

ИВ-101 1 шт.;

ИВ-47Б 1 шт.;

ИВ-113 1 шт.;

Битумный котел емк. 400 л 1 шт.;

Рабочая сила на одну смену:

Машинисты и мотористы 7 чел.;

Дорожные рабочие 10 чел.

5. Составление графика распределения земляных масс

Грунт основания будущей автомобильной дороги является пригодным для строительства земляного полотна. В дальнейшем грунт из выемок будет распределен для отсыпки земляного полотна в близлежащие насыпи.

Участки насыпи с ПК 0+00 по ПК 5+00 возводятся бульдозером из грунта бокового резерва. Все остальные участки насыпей возводятся из грунта выемки. Необходимость возки грунта из карьеров отпадает. Данная схема устройства земляного полотна сводится к минимизации затрат на земляные работы.

Все выемки разрабатываются экскаватором емкостью ковша 2,5 м 3 .

6. Расчет состава МДО по возведению земляного полотна

6.1 МДО на возведение насыпи высотой до 1 м из грунта бокового резерв а бульдозером ПК 0+00 - ПК 5+00

1) Разработка и перемещение грунта из бокового резерва в насыпь на расстоянии до 10 м для отсыпки нижнего слоя высотой 0,76 м (осредненная высота) из гравийного грунта

Ведущая машина - бульдозер

По ГЭСН 01-01-032-5 (I группа грунта):

2) Послойное уплотнение насыпи катком за 10 проходов по 1 следу

По ГЭСН 01-02-001-1

3)

По ГЭСН 01-01-036-4

4)

По ГЭСН 01-02-027-12

5) Уплотнение верха насыпи самоходными катками за 2 прохода по 1 следу

По ГЭСН 01-02-001-1

6)

По ГЭСН 01-02-042

Таблица 9 - Возведение насыпи высотой до 1 м из грунта бокового резерва бульдозером при

Обоснование

на захватку

Произво-дитель-ность

Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для нижнего слоя

ГЭСН 01-01-032-5

Послойное уплотнение нижнего слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следу

ГЭСН 01-02-001-1

Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для I слоя

ГЭСН 01-01-032-5

Послойное уплотнение I слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следу

ГЭСН 01-02-001-1

Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для II слоя

ГЭСН 01-01-032-5

Послойное уплотнение II слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следу

ГЭСН 01-02-001-1

Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для III слоя

ГЭСН 01-01-032-5

Послойное уплотнение III слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следу

ГЭСН 01-02-001-1

Планировка верха земляного полотна и дна резервов с приданием дну резерва уклона в сторону оси дороги бульдозером

ГЭСН 01-01-036-4

Планировка откосов насыпи и боковых резервов автогрейдером в двух направлениях

ГЭСН 01-02-027-12

Уплотнение верха насыпи самоходным катком за 2 прохода по 1 следу

ГЭСН 01-02-001-1

Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

ГЭСН 01-02-042

6.2 МДО на у стройство выемки с разработкой грунта экскаватором . II категория,

1) Разработка и перемещение грунта экскаватором вместимостью ковша 2,5 м 3

По ГЭСН 01-01-012-1

2) Транспортировка грунта с =1,8 т/м 3 (песок крупнозернистый) на расстояние до 1,5 км самосвалами грузоподъемностью 14 т

3) Зачистка откосов выемки грейдером за 1 проход

По ГЭСН 01-01-108-1

4)

По ГЭСН 01-02-027-8

5)

По ГЭСН 01-02-027-1

6)

По ГЭСН 01-01-047-1

7)

По ГЭСН 01-02-001-1

8) Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

По ГЭСН 01-02-042

Таблица 10 - Состав МДО на разработку выемки глубиной 3,84 м экскаватором при

Наименование технических операций

Обоснование

на захватку

Произво-дитель-ность

Разработка и перемещение грунта экскаватором вместимостью ковша 2,5 м 3

ГЭСН 01-01-012-1

Транспортировка грунта с =1,8 т/м 3 (песок крупнозернистый) на расстояние до 1 км самосвалами грузоподъемностью 14 т

Зачистка откосов выемки грейдером за 1 проход

ГЭСН 01-01-108-1

Планировка откосов автогрейдером за 2 прохода

ГЭСН 01-02-027-8

Планировка верха земляного полотна за 2 прохода автогрейдером

ГЭСН 01-02-027-1

Нарезка кюветов автогрейдером при рабочем ходе в одном направлении

ГЭСН 01-01-047-1

Уплотнение верха земляного полотна самоходным катком на пневмошинах за 2 прохода

ГЭСН 01-02-001-1

Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

ГЭСН 01-02-042

6.3 МДО на в озведение насыпи h р =2,26 м из грунта выемки экскаватором и транспортиро вкой автомобилями-самосвалами при L зах = 35 м

Возведение насыпи ведется послойно.

Первый слой засыпка снятого ПРС - 0,4 м

1-8 слой - 0,25 м

9-й слой - 0,26 м

Ведущая машина - экскаватор, разрабатывающий выемку. при длине захватки 10 м.

По ГЭСН 01-01-016

2)

3)

По ГЭСН 01-02-027-2

4)

По ГЭСН 01-02-027-12

5) Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

По ГЭСН 01-02-042

Таблица 11 - Состав МДО на возведение насыпи экскаватором из грунта сосредоточенного резерва при

Наименование технических операций

Обоснование

на захватку

Произво-дитель-ность

Послойное разравнивание грунта бульдозером

ГЭСН 01-01-016

Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следу

Послойное разравнивание грунта бульдозером

ГЭСН 01-01-016

Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следу

Послойное разравнивание грунта бульдозером

ГЭСН 01-01-016

Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следу

Планировка верха земляного полотна автогрейдером за 2 прохода

ГЭСН 01-02-027-2

Планировка откосов насыпи автогрейдером

ГЭСН 01-02-027-12

Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

ГЭСН 01-02-042

Список литературы

дорожный земляной полотно строительство

1 Егорушкин, В.О. Технология возведения земляного полотна автомобильных дорог: методические указания у курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы»./ - КрасГАСА, Красноярск, 2003. - 51 с.

2 Проектирование земляного полотна автомобильных дорог: Методические указания к курсовому проекту для студентов специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы»; /КрасГАСА, Красноярск, 2002. - 54 с.

3 Попов, В.Г. Строительство автомобильных дорог (пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций)

4 СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги Госстрой СССР - М.: 1989 - 56 с.

5 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги Госстрой СССР - М.: ЦИТП, 1986.

6 Янковский, О.А. Водопропускные трубы под насыпями - М.: Транспорт, 1982 - 232 с.

7 Гибшман, М.Е., Дедух, И.Е. Мосты и сооружения на автомобильных дорогах: учебник для автомоб.-дор. техникумов. - М.: Транспорт, 1981. - 399 с.

9 Строительство автомобильных дорог: справ. инженера-дорожника/ В.А. Бочин, М.И. Вейцман, Е.М. Зейгер, Е.Ф. Левицкий, Б.С. Марышев, Ю.М. Сементовский, И.А. Столярская, А.А. Штромберг, В.М. Юмашев; М.: Транспорт, 1980.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Составление проекта на капитальный ремонт при изменении плана и продольного профиля дороги и при выполнении работ по устройству земляного полотна. Ремонт асфальтобетонных покрытий, дорожных одежд, водоотводных и искусственных сооружений на автотрассе.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Естественные каменные и другие дорожно-строительные материалы. Отделка и обустройство дорог. Технический контроль на строительстве лесовозных дорог. Эколого-эстетические аспекты проектирования и строительства. Методика расчета нежестких дорожных одежд.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2010

    Характеристика района строительства и эксплуатации автомобильной дороги. Расчет потребности в машинах и механизмах для подготовительных работ. Устройство железобетонных труб и возведение земляного полотна. Составление календарного графика производства.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Технология строительства земляного полотна. Определение параметров потока, эксплуатационной производительности. Расчет удельных технологических показателей работы СКМ: стоимости производства работ, трудо-, металло- и энергоемкости единицы продукции.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Исследование технологии возведения земляного полотна поточным методом, определения объема и сроков строительных работ, выбора машин и механизмов для производства работ. Характеристика контроля качества работ, решения по охране труда и окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2011

    Выбор методов организации дорожно-строительных работ. Общие сведения о поточном методе организации дорожно-строительных работ. Построение графиков организации дорожно-строительных работ поточным методом. Основные параметры дорожно-строительных потоков.

    реферат , добавлен 13.04.2008

    Исследование подготовительных работ при строительстве автомобильных дорог. Определение объёмов работ по расчистке дорожной полосы. Расчёт потребности в машинах, механизмах, рабочей силе. Устройство земляного полотна. Уклада верхних слоёв дорожной одежды.

    отчет по практике , добавлен 21.09.2015

    Построение эпюры грузонапряженности и установление категории дороги. Проектирование дороги в плане. Подсчет объёмов работ по отсыпке земляного полотна и устройству труб. Определение сметной стоимости строительства дороги и дорожно-транспортных расходов.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2016

    Возведение участка автодорожного земляного полотна. Определение геометрической ёмкости ковша экскаватора. Технологический процесс сооружения земляного полотна бульдозерами. Технология уплотнения грунтов. Отделка земляного полотна, укрепление откосов.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2016

    Физико-географическая характеристика района строительства. Конструкция земляного полотна в выемке и в насыпи. Строительство сооружений для регулирования водно-теплового режима земляного полотна. Планировочные, отделочные и укрепительные работы в насыпи.

Все работы, связанные со строительством автомобильных дорог, можно разделить на три группы:

Строительно-монтажные - направлены на создание конечной продукции. При возведении земляного полотна к ним относят:

1. Подготовительные работы:

Восстановление и закрепление трассы;

Расчистка дорожной полосы от леса, кустарника, пней, камней и др.;

Разбивка земляного полотна;

Удаление растительного слоя;

Обеспечение водоотвода.

2. Основные работы:

Разрыхление грунта;

Разработка, перемещение и укладка грунта;

Послойное разравнивание;

Уплотнение.

3. Отделочные работы:

Планировка земляного полотна;

Укрепление откосов земляного полотна;

Рекультивация земель.

Строительно-монтажные работы при возведении земляного полотна подразделяют на линейные и сосредоточенные. Линейными называют работы, объемы которых равномерно распределены по всей строящейся дороге и повторяются на каждом километре лишь с небольшим отклонением. Сосредоточенными называют работы, которые резко отличаются по объему, технологии выполнения от работ, выполняемых на смежных участках.

Заготовительными называют работы по заготовке дорожно-строительных материалов, приготовлению смесей, по производству плит, блоков и др. изделий. Эти работы выполняют на производственных предприятиях; они имеют некоторые преимущества в сравнении с строительно-монтажными работами, а именно:

Постоянство места работы и технологии;

Лучшие условия труда;

Меньшая зависимость от погодно-климатических условий.

Транспортными называют работы по перемещению грунтов, дорожно-строительных материалов.

Складские работы неразрывно связаны со всеми видами работ. Они включают прием, разгрузку, сортировку, хранение в пределах складской территории. Складские работы создают гарантию ритмичной работы строительной организации, но в то же время увеличивают накладные расходы.

Строительно-монтажные, заготовительные, транспортные и складские работы должны быть тесно связаны между собой.

Технологический процесс по устройству дорожной одежды включает:

Предварительную заготовку каменных материалов;

Транспортирование и хранение материалов на складах;

Приготовление различных смесей, изделий и их транспортировку;

Распределение каменных материалов, полуфабрикатов и их уплотнение.

Строители автомобильных дорог кроме земляного полотна и дорожной одежды сооружают водопропускные трубы, мосты, здания дорожно-эксплуатационной службы, производят обустройство автомобильных дорог.

Соотношение между отдельными видами работ в процентах примерно следующее:

Подготовительные работы 1...3

Земляное полотно 15...40

Мосты и другие искусственные сооружения 8...12

Дорожная одежда 40...60

Обстановка пути 3...5

Здания дорожно-эксплуатационной службы 1...2

1. Выбор методов организации дорожно-строительных работ

2. Общие сведения о поточном методе организации дорожно-строи­тельных работ

3. Построение графиков организации дорожно-строительных работ

поточным методом

4. Основные параметры дорожно-строительных потоков

5. Литература

1. ВЫБОР МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ

Метод организации работ определяет принципиальную направ­ленность решения основных организационных вопросов: последо­вательность производства работ и их взаимную увязку, струк­туру специализированных подразделений, расстановку, поря­док перемещения и взаимодействия трудовых и материаль­но-технических ресурсов, систему поставок материалов, порядок ввода дороги в эксплуатацию и т. д.

На строительстве автомобильных дорог применяют различные методы организации работ. В России наиболее прогрессивным и научно обоснованным признан поточный метод. В отдельных слу­чаях используют непоточные методы. Иногда строительство дорог организуют таким образом, что часть работ (как правило, боль­шую) выполняют поточным методом, а часть - непоточным.

Выбор метода в каждом частном случае зависит от многих при­чин, из которых на первое место следует поставить: общий уро­вень развития дорожной техники и науки; наличие соответствую­щей материально-технической базы и производственную мощность строительной организации, ведущей строительство; географические особенности района строительства; особые условия, присущие только данному объекту.

В подавляющем большинстве на строительстве автомобильных дорог следует осуществлять организацию работ поточным методом. Его преимущества особенно эффективны при сооружении крупных автомобильных магистралей, а также на строительстве дорог дру­гих типов большой протяженности.

Применение непоточных методов организации работ может быть оправданным на отдельных коротких участках дорог (ориен­тировочно 3-5 км и менее), при строительстве в сложных усло­виях, в пределах населенных пунктов, в весьма пересеченной мест­ности и т. п. Однако и в этих случаях всегда следует проверить возможность организации поточного строительства. В каждом кон­кретном случае окончательное решение принимают после тщатель­ной оценки и сравнения различных вариантов организации работ, используя для этого ряд технико-экономических показателей.

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОТОЧНОМ МЕТОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Поточным методом организации производства называют такой, при котором обеспечивается непрерывный и равномерный выпуск продукции, а также непрерывное и равномерное использование трудовых и материально-технических ресурсов.

Эта характеристика двух сторон производственного процесса (выпуска продукции и использования ресурсов) справедлива для любого поточного производства, в том числе и для дорожного строительства. Однако не всегда условия, в которых протекает производственный процесс, обеспечивают возможность комплекс­ного соблюдения всех требований поточного производства.

Наиболее благоприятными для потока являются условия машинного фабрично-заводского производства, протекающего в закрытых цехах, имеющего стабильную технологию и более или менее неизменные качественные показатели исходных материалов.

Линейный характер дорожных объектов способствует успеш­ному применению поточного метода организации дорожно-строительных работ.

Сущность поточного метода в специфических условиях дорож­ного строительства состоит в следующем:

в равные короткие промежутки времени (смену, сутки) закан­чивается строительство равных по длине участков дороги, причем готовая дорога наращивается непрерывной лентой в одном направ­лении;

все работы выполняют механизированные отряды (подразделе­ния), специализированные по основным видам работ и оснащен­ные соответствующим образом подобранными комплектами дорожно-строительных машин;

специализированные отряды равномерно друг за другом пере­двигаются по строящейся дороге и последовательно выполняют все строительно-монтажные работы;

после прохода последнего отряда дорога полностью готова к сдаче в эксплуатацию.

Основные виды работ при строительстве автомобильных дорог поточным методом выполняют в следующей технологической последовательности:

подготовительные работы, в первую очередь - постройка вре­менных жилищно-бытовых зданий и организация связи, а также постройка зданий и сооружений производственных предприятий, монтаж их оборудования и подготовка к развертыванию комплекс­ного потока на дороге;

постройка зданий и сооружений дорожной линейной и авто­транспортной служб;

строительство средних и больших мостов и других инженерных сооружений на дороге;

строительство малых искусственных сооружений;

производство сосредоточенных работ по возведению земляного полотна;

устройство земляного полотна и укрепительные работы;

устройство дорожной одежды (основания и покрытия);

обстановка пути и отделочные работы.

При наличии достаточных производственных мощностей работы по строительству зданий и сооружений дорожной линейной и автотранспортной служб, строительство малых искусственных со­оружений, средних и больших мостов и других инженерных соору­жений на дороге выполняют одновременно. Параллельно с этими работами можно также выполнять сосредоточенные земляные работы, если они не связаны с устройством искусственных соору­жений. Поточный метод имеет ряд существенных преимуществ перед другими методами организации работ.

1. Ввод дороги в действие (во временную эксплуатацию) осу­ществляют непрерывно и равномерно с первых дней развертыва­ния всех работ потока. Благодаря этому улучшаются условия ра­боты строительного транспорта, использующего готовые участки дороги для подвозки строительных материалов. Транспорт общего пользования также сможет задолго до конца строительства пере­двигаться по законченной части дороги, что ускоряет ее окупае­мость в народном хозяйстве.

2. Концентрация средств механизации в специализированных отрядах обеспечивает лучшее их использование, создает благо­приятные условия для обслуживания и ремонта, облегчает кон­троль за работой машин. Все это в конечном счете приводит к по­вышению производительности каждой машины и снижению себе­стоимости механизированных работ.

3. Специализация рабочих на выполнение ограниченного числа производственных операций способствует повышению их квалифи­кации, что также ведет к повышению производительности труда и снижению себестоимости работ.

4. Сосредоточение производства работ на относительно неболь­шом участке дороги облегчает оперативное руководство работами и контроль за их качеством.

5. Вся система поточного строительства обеспечивает повыше­ние общей культуры производства работ, облегчает учет выполне­ния планов работ, сокращает сроки оборачиваемости материаль­ных и денежных средств и объем незавершенного производства.

Факторами, способствующими развитию и внедрению поточного метода организации работ в дорожном строительстве, являются.

Планирование - это определение порядка использования ресурсов по месту и времени для выполнения поставленных задач. Планирование есть часть системного понятия "организация", в данном случае организации дорожно-строительных работ.

Можно сформулировать ряд основных требований к процессу планирования:

1. Планирование должно быть реальным, то есть исходить из реальных производственных возможностей всех подразделений и сроков, данных на планирование и выполнение задач.

2. Планирование должно учитывать расход ресурсов на основные виды работ, а также на все виды обеспечения (материальное и техническое).

3. Выходные документы планирования должны быть наглядны и формализованы для обработки на ЭВМ.

Выходными документами планирования дорожно-строительных работ являются:

плановая таблица потребности в силах и средствах;

график организации работ.

До составления графика организации работ обязательно (хотя бы в черновике при недостатке времени) должна быть разработана упомянутая таблица. Именно содержащиеся в ней результаты определения необходимых сил и средств для выполнения каждого из видов работ дают исходные данные для комплектования специализированных (при поточном методе организации работ) или комплексных (при непоточной организации) подразделений, отражаемых затем на графике организации работ. Графики организации работ подразделений могут разрабатываться в ленточной, линейной календарной и сетевой формах.

При разработке графиков часто допускается принципиальная ошибка: объемы работ, производственные возможности дорожно-строительных подразделений, а, следовательно, время производства работ исчисляются как деформированные величины. Такой подход игнорирует тот безусловный факт, что все упомянутые величины являются вероятностными, подчиняющимися соответствующим законам их распределения.

Линейный календарный график (график Ганга) - это таблица "работы (объекты) - время", в котором продолжительность работ изображается в виде горизонтальных отрезков линий.



График в виде ленточной диаграммы (рис. 1) предполагает ограниченное количество работ, выполняемых в относительно короткие сроки. При увеличении числа работ (строк) в ленточной диаграмме до нескольких десятков и длительных сроках производства СМР диаграмма вызывает ощутимые осложнения в восприятии общей картины строительного процесса, лишает возможности увязки технологических последовательностей выполнения отдельных операций. К тому же на ленточной диаграмме отсутствуют явные физические адреса мест производства работ.

К достоинствам ленточной диаграммы можно отнести возможность построения в масштабе времени различных графиков (эпюр), отражающих потребность строительства в трудовых и материальных ресурсах, основных строительных машинах, транспортных средствах и т.д. Расположенные одна под другой, такие эпюры позволяют, хотя и со значительными трудозатратами, оптимизировать строительные процессы по ряду важных параметров:

по трудозатратам, а значит, и по потребности в рабочих кадрах;

по потребности в транспортных средствах;

по потребности в материалах, изделиях и конструкциях для согласования с принятой периодичностью их поставок сторонними организациями;

по потребности в строительных машинах для обеспечения установленного по ведомству коэффициента сменности их эксплуатации и равномерной и оптимальной занятости парка строительных машин и т.д.

Однако даже небольшие отклонения сроков начала работ или срывы из-за погодных условий, задержки поставок материалов и конструкций, выхода из строя машин и транспортных средств делают ленточную диаграмму не пригодной к дальнейшему использованию и требуют ее серьезных корректировок, а на практике - составлению заново.

Рис. 1. Ленточная диаграмма (на диаграмме показаны даты начала и окончания работ)

Линейный календарный график. Построение календарного плана строительства в форме линейного календарного графика (рис. 2) позволяет представить уже большее количество процессов, поскольку каждый из воспроизводимых на графике процессов представлен одной линией, хотя и здесь иногда приходится прибегать к некоторым искусственным приемам для достижения наглядности. В отличие от ленточной модели линейная строится в двух осях и графически увязывается со схематическим планом трассы - упрощенным строительным генеральным планом, где трассу представляют в виде масштабной прямой линии в окружении всех (временных и постоянных) инженерных сооружений и сетей. Это обстоятельство значительно повышает уровень восприятия информации всех изображенных на графике технологических и организационных решений с увязкой с физическим адресом СМР.

Линейный календарный график строительства строят в последовательности:

1. Составляются ведомости объемов работ, подлежащих выполнению.

2. Составляют сводную ведомость объемов работ, на основании которой определяют потребность в машинах и механизмах, транспортных средствах, рабочей силе по видам работ.

3. Определяют: темп работ;

направление потока;

необходимую производительность производственных предприятий;

Организацию работ поточным методом наглядно можно изобразить линейным календарным графиком в плоской системе координат. На таком графике в определенном масштабе откладывают по вертикали время, по горизонтали - протяженность дороги.

На графике отображают:

Объемы основных работ;

Места размещения основных производственных предприятий;

Календарные сроки начала и конца отдельных видов работ;

Движение комплексного (объектного), специализированных и частных потоков;

Увязку сосредоточенных и линейных работ.

Работы, которые выполняются с постоянной скоростью, изображают в условных обозначениях наклонными линиями, а выполняемые с переменной скоростью - в виде ломанной линии.

Сосредоточенные работы изображают, используя условные обозначения, вертикальными линиями против их расположения на плане дороги. Сосредоточенные работы должны быть выполнены до подхода потока линейных земляных работ.

Под графиком показывают спрямленный план дороги с расположением всех сооружений, ситуацию местности, ниже - объемы работ по километрам или участкам. Еще ниже показывают потребность материалов для постройки каждого слоя дорожной одежды, зоны обслуживания карьеров, дальность возки материалов на каждый километр, потребность в транспортных средствах в смену.

Справа от графика вычерчивают эпюру потребности в автомобилях в смену. Далее справа может быть показана потребность в рабочей силе, в дорожных машинах.


Рис. 2. Линейный календарный график организации строительства автомобильной дороги:
1 - подготовительные работы; 2 - строительство водопропускных труб; 3 - возведение насыпей и разработка выемок; 4 - строительство комплекса дорожно-эксплуатационной службы;

5 - устройство основания из щебня и пескоцемента; 6 - устройство основания обочин;

7 - устройство цементобетонного покрытия; 8 - устройство разделительной полосы;

9 - устройство асфальтобетонного покрытия обочин

Следует учитывать, что календарный график жестко фиксирует один из многих возможных вариантов строительства. Когда в ходе работ появляются отклонения от плана, а это неизбежно, то отразить эти изменения на графике, т.е. провести его корректировку для сложного комплекса работ весьма трудно, зачастую требуется полная переделка графика. Поэтому календарный график отличается малой динамичностью на стадии управления, что приводит нередко к несоответствию его реальной производственной обстановке.

Из общего комплекса работ, отражаемых на линейном календарном графике, трудно выделить наиболее напряженные, сосредоточить на них основное внимание, а также оценить величины резервов менее напряженных работ и определить порядок их использования. В современных условиях эти недостатки становятся особенно ощутимы. В связи с возросшими объемами строительных работ и ограниченным временем на их выполнение особое значение приобретает выявление имеющихся резервов и их правильное использование.

В последние 15 - 30 лет проводились активные поиски новых методов планирования работ, свободных от указанных недостатков и позволяющих использовать достижения современной математики и вычислительной техники. Одним из таких методов является сетевое планирование.

Первые опыты внедрения сетевого планирования в СССР относятся к 1962 г. Системы сетевого планирования и управления (СПУ) были успешно применены на строительстве ряда промышленных объектов (Бурштынской ГРЭС и Лисичанского химкомбината). В дорожном строительстве СПУ впервые были внедрены управлением строительства автомобильной дороги Москва - Волгоград в 1965 г. По данным нашей и зарубежной печати общий срок строительства объектов по сетевым графикам сокращался в среднем на 15%.

Учитывая экономический эффект, полученный от внедрения сетевого планирования в различных отраслях народного хозяйства, Совет Министров СССР принял специальное постановление № 639 от 16 августа 1966 г. «О мерах по внедрению в народное хозяйство систем сетевого планирования и управления на основе комплексных сетевых графиков», которое определило конкретные задачи и основные направления применения сетевого планирования и управления (СПУ).

Чтобы лучше уяснить сущность метода СПУ и его основные преимущества, целесообразно напомнить основные понятия и термины, используемые в сетевом планировании.

Сетевым графиком называется логико-математическая модель некоторого процесса, представленная в виде событий и работ.

Событием называется момент начала или окончания какой-либо работы. Оно не имеет длительности и не потребляет ресурсов. Самое первое событие определяет момент начала работ, последнее - завершение их. Эти события называют исходным и завершающим. Ввиду сложности комплекса дорожных работ общий сетевой план получают путем «сшивки» частных сетевых планов, каждый из которых разрабатывается компетентными исполнителями соответствующей специальности. «Сшивка» производится по так называемым переходным событиям.

Таким образом, переходное событие является общим для нескольких сетей и может одновременно являться конечным событием для одного частного сетевого плана и начальным для другого.

На дорожных работах переходными событиями часто могут быть моменты приемки и сдачи выполненных работ на смежных захватках комплексного потока. Так, при устройстве цементобетонного покрытия на битумогрунтовом основании в частном сетевом графике по устройству основания может быть событие: «основание на 1-й захватке сдано». На частном сетевом плане по устройству цементобетонного покрытия может быть событие: «основание на 1-й захватке принято». Так как эти события тождественны, то оба частных сетевых плана могут быть «сшиты» по данному переходному событию, образовав уже комплексный сетевой план, показывающий как работы по устройству основания, так и работы по устройству покрытия.

Работа - деятельность исполнителей в период времени между двумя смежными событиями. Работы подразделяются на следующие виды: а) «действительная работа», характеризующаяся потреблением ресурсов и затратами времени (транспортные, земляные работы, разработка карьеров и т.п.); б) «ожидание», т.е. процесс, требующий затрат времени, но не потребляющий ресурсов (формирование покрытия, набор прочности цементогрунтом или бетоном, если не требуется дополнительных мер по уходу и т.д.); в) «фиктивная работа» или «зависимость» - работа, не потребляющая ресурсов и не имеющая продолжительности, связь двух смежных событий. Например, при устройстве гравийного покрытия методом смешения на дороге после события «конец розлива битума» может непосредственно наступить событие «начало перемешивания» без перерыва во времени и без каких-либо затрат ресурсов между упомянутыми событиями. Поэтому связь этих событий должна быть отражена на сетевом графике как фиктивная работа.

Действительные работы показываются на графике сплошными линиями со стрелкой, а ожидание и зависимости (фиктивные работы) - пунктиром.

Путь – последовательности работ, конец каждой из которых совпадает с началом последующей. Сетевой график представляет собой совокупность множества путей, имеющих начало в исходном событии (момент начала работ) и конец в завершающем событии (момент окончания строительства). Наиболее важными являются те пути, которые не имеют резервов. Они определяют срок выполнения строительных работ и называются критическими. На одном сетевом графике может быть несколько критических путей.

События и работы характеризуются количественными оценками. Каждая работа имеет длительность te ij , которая выражается в часах, сменах, сутках и записывается над стрелкой работы.