Подготовка к выполнению строительно монтажных работ. Организация строительных и монтажных работ

1. Строительство (т.е. возведение зданий и сооружений) слагается из ряда строительных работ.

Эти работы подразделяются на отдельные процессы, наиболее сложные из которых называются комплексными. Строительные работы выполняют в определенной последовательности. Весь комплекс работ по возведению зданий делится на 5 этапов.

1 этап – подготовительные работы (освоение площадки: обнесение ее забором, вырубка или пересадка деревьев, проводка временного освещения, снос строений, планировка площадки, прокладка подземных коммуникаций (газа, канализации, теплоснабжения, водопровода), а также прокладка дорог (временных и постоянных).

2 этап – нулевой цикл (включает все работы, связанные с возведением подземных конструкций до нулевой отметки). Отрывка котлованов и траншей, возведение фундаментов и подвальных этажей, ввод коммуникаций, устройство гидроизоляции, обратная засыпка пазух, устройство отмостки.

3 этап – возведение надземной части – включает все строительно-монтажные работы, санитарно-технические, электромонтажные и монтаж оборудования.

4 этап – отделочные работы (включая малярные, штукатурные).

5 этап – благоустройство территории: работы по озеленению, устройству дорог, тротуаров, наружного освещения.

Для сокращения сроков строительства основные этапы работ и отдельные виды работ совмещаются по времени. Выполнение всех видов работ тщательно увязывают в единый технологический процесс – поток.

2. Работы по возведению зданий организуют 3 различными методами:

Последовательный метод заключается в том, что однотипные части большого здания (называемые захватками), возводятся последовательно – т.е. строительство на последующей захватке начинают после полного завершения всех работ на предыдущей захватке (см. рис.1.1). В этом случае общая продолжительность строительства составит время возведения одной захватки, умноженной на количество захваток: Т=t·n.

При параллельном методе здания или отдельные его части возводятся одновременно (см. рис.1.2). В этом случае общая продолжительность строительства составит время возведения одной захватки: Т=t; конечно в этом случае значительно сокращаются сроки строительства, но одновременно требуется большее количество рабочих и соответствующих машин и механизмов.

Наиболее эффективным является поточный метод – при этом технологический процесс возведения объекта расчленяют на отдельные процессы по видам работ (отрывка котлованов, возведение фундаментов, монтаж конструкций и т.д.).

После выполнения определенного вида строительных работ на одной захватке рабочие переходят на следующую захватку, а на предыдущей начинается выполнение последующего вида работ (см. рис. 1.3). В этом случае общая продолжительность строительства по сравнению с последовательным методом значительно сокращается (Т < n·t). Ритмичное производство работ поточным методом позволяет эффективнее использовать рабочие кадры, машины, механизмы и материальные ресурсы.

Возведение и ремонт зданий осуществляется по проектам организации строительных работ (с целью обеспечения кратчайших сроков строительства и снижения себестоимости).

Проект организации строительства (ПОС) содержит следующие документы:

1) Сводный календарный план строительства с выделением очередности строительства и основных объектов (предназначен для общей связки хода всех работ (по времени).

2) Сетевые графики производства работ.

3) Данные о количестве и составе рабочих кадров, и об обязанностях основных строительных, монтажных и специальных работ.

4) Строительный генеральный план с указанием положения вспомогательных зданий и сооружений, дорог, инженерных коммуникаций, основных монтажных механизмов, зон складирования строительных конструкций и материалов.

5) Пояснительную записку (записка содержит основные технико-экономические показатели и обоснования принятых методов производства работ).

Количество рабочих для выполнения отдельных видов работ определяется по Единым нормам и расценкам (ЕНиР), исходя из объема работ и норм выработки в смену. Продолжительность выполнения работ в сменах исчисляют путем деления объема работ на выработку бригады рабочих в смену.

Но календарные планы не отражают зависимость между выполнением отдельных работ, в них не фиксируется окончание работ и не выделяются основные работы.

Более совершенной формой планирования и управления строительством являются сетевые графики. Они дают наглядное представление о технологической последовательности выполнения работ и их взаимосвязи, позволяют определить, какие работы являются наиболее важными, и от каких зависит срок выполнения всего комплекса работ.

Основными элементами (понятиями) сетевого графика являются «работа» и «событие».

Понятие «работа» изображают стрелками, и оно может иметь три значения:

1) действительная работа – процесс, требующий затрат времени, труда, материалов и др. ресурсов;

2) ожидание – работа, на которую не требуется затрат труда и ресурсов, но требуется время (например, твердение бетона в конструкциях);

3) фиктивная работа – не требующая ни затрат ни времени, ни труда. Она отображает на графике логическую связь, показывающую зависимость начала одних работ от окончания других.

Действительные работы и ожидания изображают на графике сплошными линиями-стрелками, а фиктивные – пунктирными. Продолжительность выполнения работ (в днях) проставляют под линией. Наименование работ пишут над линией.



События обозначают на графике кружком. Событие является результатом выполнения одной или нескольких работ, стрелки которых сходятся к данному кружку, необходимых для начала последующих работ. Каждому событию присваивают определенный шифр (номер), который проставляют в кружках.

Непрерывную последовательность работ на сетевом графике называют путем. Длина пути определяется суммой продолжительностей находящихся на нем работ. Наиболее длинный путь называют критическим путем.

На рис. 1.4. приведен сетевой график производства работ по монтажу конструкций одноэтажного здания. Здание разбито на 3 захватки. Параллельными потоками выполняют следующие работы: земляные, устройство монолитных фундаментов, доставка и подготовка сборных элементов к монтажу, монтаж конструкций.

Основные работы по монтажу (событие 6) можно начать только после выполнения:

1) подготовительных работ 0-1;

2) отрывки котлованов под фундаменты на 1-ой захватке 1-3;

3) устройство монолитных фундаментов 3-5 на 1-ом блоке;

4) окончание отвердения бетона в фундаментах 5-6.

Работа 5-6 фактически является ожиданием (процесс твердения бетона требует незначительных ресурсов, но необходимо время для роста прочности бетона). Кроме того, начало монтажа (6) может быть начато только после доставки крана №2 (0-2) и раскладки конструкций (2-4) на
1-ой захватки. Работы 4-6 и 8-10, 12-14 являются зависимостями .

Критический путь (путь №1 продолжительностью 102 дня) –
см. табл. 1.1 – определяет продолжительность всего комплекса работ. Увеличение всего критического пути приведет к увеличению срока выполнения всех работ (уменьшение дает возможность сократить его).

Все другие пути называются ненапряженными. Они имеют резерв времени, который рассчитывают по формуле:

R п (L ) = t кр - t (L ) п (1.1)

где t кр – продолжительность критического пути,

t (L ) п – продолжительность некритического пути.

Таблица 1.1. Длина путей сетевого графика
№ пути Работы Продолжительность
0-1-3-5-6-10-14-15 20+5+10+7+20+20+20=102 дня
0-1-3-7-9-10-14-15 20+5+5+10+7+20+20=87 дней
0-1-3-7-11-13-14-15 20+5+5+5+10+7+20=72 дня
0-6-10-14-16 3+20+20+20=63 дня
0-2-4-6-10-14-15 3+5+0+20+20+20=68 дней
0-2-4-8-10-14-15 3+5+5+0+20+20=53 дня
0-2-4-8-12-14-15 3+5+5+5+0+20=38 дней

Резервы времени – важнейшие показатели сетевого графика. Они показывают, на сколько времени можно увеличить продолжительность данного пути, т.е. выполнение лежащих на нем работ.

Для определения резервов времени по событиям сети рассчитывают наиболее ранние Т Р i и наиболее поздние Т Р j сроки совершения событий по формулам:

Т Р i = t (L 1- i ) макс и (1.2)

Т Р j = t кр - t (L 1- с ) макс (1.3)

где (L 1- i ) макс – продолжительность максимального пути, предшествующего данному событию;

t кр – продолжительность критического пути;

(L 1- с ) макс – продолжительность максимального пути, следующего за данным событием.

Резервы времени событий определяют по формуле:

R i = T П i T P j . (1.4)

Любую работу в сетевом графике обозначают начальным и конечным событием. На основе данных о ранних и поздних сроках свершения

событий определяется ранний и поздний сроки начала и окончания работы. Ранний срок начала работ совпадает с ранним Т РН i - j = Т Р i сроком свершения начального для этой работы события:

Т РО i - j = Т Р i + t(i-j) (1.5)

где t(i-j) – продолжительность данной работы.

Поскольку Т ПО i - j = Т П j тогда Т ПН i = Т П j (j ) – t (i-j ), где Т П j – поздний срок свершения конечного события.

Резервы времени работ – это максимальное время, на которое можно увеличить продолжительность выполнения данной работы без увеличения общего срока выполнения комплекса работ.

Полный резерв времени работы вычисляют как разность между поздними и ранними сроками начала (или окончания) данной работы:

R i - j = Т ПН i - j - Т РН i - j или R i - j = Т ПО i - j - Т РО i - j . (1.6)

Работы, лежащие на критическом пути, резерва времени не имеют.

В пределах резерва времени работы можно сдвигать, а можно уменьшать количество рабочих и ресурсов на некритических (ненапряженных) работах.

Сроки начала и окончания работ, резервы времени и сроки свершения событий при монтаже конструкций одноэтажного здания приведены в табл. 1.2 и 1.3.

ППР – проект производства работ – составляет строительная организация на основе ПОС. ППР содержит:

1) график поступления на объект строительных конструкций и деталей;

2) график движения рабочих по профессиям;

Таблица 1.2. Сроки начала и окончания работ и резервы времени
№ п/п Шифр работы Продолжительность в днях Ранние сроки Поздние сроки Резерв времени
начало окончание начало окончание
0-1
0-2
0-6
1-3
2-4
3-5
3-7
4-8
5-6
6-10
7-9
7-11
8-12
9-10
10-14
11-13
13-14
14-15

3) строительный генплан со схемой складирования деталей и зонами действия монтажных кранов;

4) график работы строительных машин и кранов;

5) технологические карты на основные виды работ (схемы работ, данные о потребностях в оборудовании).

Таблица 1.3. Сроки свершения событий и резервы времени
Номер события Ранний срок свершения Поздний срок свершения Резерв времени

6) пояснительную записку.

1.5. Контрольные вопросы к разделу 1

1. Охарактеризуйте понятие «здание» и «сооружение». В чем их отличие?

2. Приветите классификацию промышленных зданий.

3. Какие требования предъявляют к промышленным зданиям?

4. Что понимают под моральным и физическим износом здания?

5. Какие модули приняты в строительной унификации?

6. Сформулируйте основные принципы проектирования объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий.

7. Из каких 5-ти этапов состоит строительство зданий?

8. Какими методами возводятся здания?

9. Какие документы включает проект организации строительства?

10. Назовите основные элементы сетевого графика и то, как их изображают?


©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Лекция №15

Тема: СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ.

(лекция –1 час)

Организация строительных и монтажных работ

Работы по электрификации железных дорог выполняют по утвержденной проектно-сметной и технической документации, включая проекты организации и производство работ по системе генерального подряда. Генеральный подрядчик (строительный трест) ответственен за комплексное сооружение всех объектов, входящих в титул электрификации. Часть работ передается другим организациям, являющимся субподрядчиками. Работы по сооружению контактной сети разделяют на строительные и электромонтажные, называемые обычно монтажные.

В строительные работы входят: разработка котлованов, установка фундаментов, опор, анкеров и жестких поперечин. Указанные работы, как правило, выполняют генеральные подрядчики - строительные тресты. Строительные тресты организованы по территориальному принципу и включают в себя отдельные подразделения - строительные участки (СУ) и строительно-монтажные поезда (СМП). Подразделения объединяют строительные колонны (прорабские пункты), выполняющие определенные виды работ. Они имеют строительные дворы, полигоны и мастерские, в которых устанавливают металлические конструкции и изделия из бетона и железобетона.

К монтажным работам относятся армирование опор консолями и кронштейнами, гибкими поперечинами, раскатка, монтаж и регулировка проводов контактной подвески, питающих, усиливающих и продольного электроснабжения, разъединителей, разрядников и заземлителей и др. Монтаж контактной сети выполняют электромонтажные поезда (ЭМП). Электромонтажные поезда имеют прорабские пункты по монтажу контактной сети и тяговых подстанций, мастерские и центральный склад.

Конструкции для сооружения контактной сети, применяемые в массовом количестве (опоры, фундаменты, жесткие поперечины, консоли, кронштейны, фиксаторы, детали), а также приспособления для работ изготавливают на специализированных заводах. Изоляторы и провода поставляют заводы промышленности по соответствующим заказам.

При электрификации железных дорог широко применяют поточный метод. По окончании определенного вида работ на одном объекте (станции, перегоне) колонна или бригада переходит на следующий объект, причем состав бригады и оснащение ее механизмами не меняются.

На предыдущем объекте к новым видам работ приступает другая специализированная колонна или бригада. Сначала выполняют так называемые задельные работы по переустройству путей, устройств сигнализации и связи и основные строительные. Затем завершают все строительные работы и производят полный комплекс монтажных работ.

До начала работ по установке опор контактной сети тщательно обследуют электрифицируемый участок железной дороги и уточняют места, где опоры могут быть установлены с поля (без занятия железнодо­рожного пути) и с пути. На основании этих данных, анализа интенсивности движения поездов, наличия механизмов совместно с управлением дороги определяют продолжительность «окон», т. е. перерывов в движении поездов, необходимых для строительных работ, уточняют и согласовывают места расположения линейных комплектовочных баз.

Линейные комплектовочные базы предназначены для стоянок установочных поездов, кранов и других механизмов, разгрузки, сортировки и погрузки опор и фундаментов на платформы установочных поездов или другие транспортные средства (автомобили, тракторные прицепы) для вывоза их к месту установки.

На комплектовочной базе предусматривают один – два рабочих пути для стоянки и маневров установочных поездов, площадки для погрузочно-разгрузочных операций и автомобильные подъезды к ним. Комплектовочные базы обычно совмещают с приобъектовыми базами, обслуживающими строительство тяговых подстанций и других объектов, при этом учитывают требование уменьшения пробега установочных поездов. В большинстве случаев их размещают на узловой станции, расположенной возможно ближе к середине выделенного участка работ. Стоянку механизмов на железнодорожном ходу выбирают так, чтобы обеспечивался быстрый выезд к месту работ. Места хранения конструкций и материалов располагают вблизи железнодорожного пути с хорошими подъездами для автокрана и автомобилей.

Имеющийся опыт показал, что по условиям подъезда в среднем около 20-25 % общего объема работ по сооружению опор контактной сети можно вести с поля. Поэтому особое внимание уделяют подготовке дорог и подъездов к местам установки опор, для чего комплект механизмов, работающих с поля, дополняют бульдозером. В зависимости от количества устанавливаемых опор с поля и с пути специализированные колонны укомплектовывают соответствующими механизмами. Как правило, в состав каждой специализированной колонны вхо­дят три комплексных бригады, в том числе две оснащенные комплектами механизмов для работы с пути и одна для сооружения опор с поля.

Комплексная бригада, выполняющая работу с пути, имеет в своем распоряжении установочный поезд, состоящий из локомотива, железнодорожного крана, платформы для расположения стрелы крана, двух четырёхосных платформ для опор и фундаментов, крытого вагона, автомобиля, многоковшового котлованокопателя и комплекта механизмов для засыпки и уплотнения грунта в котлованах.

Комплексную бригаду для установки опор с поля оснащают одним или двумя автомобилями, котлованокопателем на тракторном ходу, автомобильным краном, бульдозером и комплектом механизмов для засыпки и уплотнения грунта в котлованах.

После сооружения опор их принимают под монтаж в полном объеме в пределах перегона, станции, отдельного парка или анкерного участка представители электромонтажного поезда и заказчика.

На принятом под монтаж участке к работе приступает прорабский пункт по монтажу контактной сети, имеющий в своем составе 25-35 электромонтеров, распределенных по бригадам. Каждая бригада, состоит из пяти-шести электромонтеров, одного – двух и более сигналистов, назначаемых в зависимости от характера выполняемых работ, плана и профиля пути, и выполняет на закрепленном за ней участке все электромонтажные работы. Организуют работы на прорабском пункте производитель работ (прораб) и один или два мастера.

Каждому прорабскому пункту придается комплект машин и механизмов, эксплуатацией и ремонтом которых ведает линейный механик. Из самоходных единиц применяются три-четыре одного из типов автомотрис АДМС (рис. 15.1). АДМ, АГВ или дрезина ДМС, две-три раскаточные платформы (рис. 15.2), вагон-мастерская, тепловоз, мотовоз, грузовая дрезина АГМу или ДГКу (рис. 15.3) с горизонтальной стрелой грузоподъемностью 3,5 т, автокран и автомобиль повышенной проходимости. Применяют также самоходную машину с шарнирной стрелой типа МШТС-2ПМ (рис. 15.4). Скорость автономного перемещения машины до 8 км/ч. Доставляют ее к месту работы автомотрисой или тепловозом.

Шарнирная поворотная стрела машины состоит из двух колен. У конца верхнего колена укреплены две монтажные корзины грузоподъемностью до 400 кг. Система крепления монтажных корзин обеспечивает постоянное вертикальное их расположение при любом положении шарнирной стрелы. Управление машиной двойное: с нижнего пульта, установленного на платформе, и с верхнего, который размещен в одной из корзин. Наибольший вылет стрелы с корзиной 15 м, наибольшая высота подъема корзин 17,6 м, скорость подъема 20 м/мин. Для выполнения монтажных работ с поля машина МШТС-2ПМ выпускается на автомобильном (МШТС-2А, рис. 15.5) и гусеничном (МШТС-2Т) ходу.

Рис. 15.1. Автомотриса АДМС


Рис. 15.2. Раскаточная платформа


Рис. 15.3. Грузовая дрезина ДГКУ


Рис. 15.4. Машина с шарнирной стрелой МШТС-2ПМ

Рис. 15.5. Машина с шарнирной стрелой МШТС-2А

Шарнирную стрелу устанавливают также на автомотрисе АДМ вместо монтажных площадок и крана. Она оборудована лебедкой грузоподъемностью 2,5 т и приспособлением для монтажа консолей. Наибольшая высота подъема корзин 18 м, угол поворота стрелы 360°.

Перед началом монтажных работ определяют необходимое количество и продолжительность «окон», предусматривая концентрацию всех сил и механизмов на том участке, где выделяется «окно» для монтажных работ. Большую часть работ по монтажу контактной сети (армирование опор, регулировка контактной подвески) выполняют без прекращения движения поездов с ограждением места работ сигналистами, которые предупреждают работающих о приближении поезда.

→ Cтроительные работы


Организация строительно-монтажных работ


Состав строительно-монтажных работ. Организация строительно-монтажного производства при строительстве зданий и сооружений индустриальными методами слагается из организации работ: подготовительных, нулевого цикла, монтажных.

Подготовительные работы выполняют строительные и монтажные организации.

К подготовительным работам, выполняемым строительной организацией (генеральным подрядчиком), относятся: планировка монтажной площадки; сооружение подъездных путей; устройство складских и сборочных площадок; возведение временных зданий, необходимых для ведения монтажных работ; подводка, например, электроэнергии, сжатого воздуха к местам потребления; геодезические работы; ограждение монтажной площадки; поставка строительных конструкций на монтажную площадку; доставка и установка механизмов для работ нулевого цикла (при их выполнении строительной организацией).

Монтажные организации в свою очередь выполняют следующие подготовительные работы: доставку, монтаж, регистрацию в органах Госгортехнадзора, испытание соответствующих монтажных механизмов; изготовление и доставку к месту работы необходимого оборудования, инструмента, инвентарных приспособлений, вспомогательных материалов и устройство вспомогательных приспособлений, необходимых для ведения монтажных работ.

Все подготовительные работы, как правило, должны быть закончены к установленному графиком сроку начала монтажных работ.

Монтажным работам предшествуют следующие работы нулевого цикла: разработка котлованов и траншей; устройство фундаментов; прокладка внутренних подземных коммуникаций; обратная засыпка пазух котлованов и траншей; планировка площадки; устройство путей для монтажных механизмов; бетонная подготовка под полы; устройство отмостки вокруг возведенного здания или сооружения.

Работы нулевого цикла выполняются строительной организацией, т. е. генеральным подрядчиком.

Монтажные работы - монтаж всех конструкций по возведению зданий и сооружений, включая работы по монтажу оборудования. Эти работы производятся монтажными субподрядными организациями.

Основные принципы организации строительно-монтажных работ. В основу организации строительно-монтажных работ положены следующие принципы:
индустриальные методы строительства;
комплексная механизация работ;
поточные методы строительства.

Индустриальные методы строительства - строительство зданий и сооружений из сборных конструкций и деталей заводского изготовления, при комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрении передовой технологии и прогрессивных методов организации строительно-монтажных работ. Важным направлением индустриализации строительства является широкое применение полносборного строительства. Поэтому уровень сборности в строительстве постоянно повышается.

Так, за предыдущее пятилетие (1971-1975 гг.) объем полносборного строительства в целом увеличился примерно в два раза, более чем (Вдвое возросло применение конструкций заводского изготовления, значительно увеличилось использование железобетонных сборных конструкций из легких бетонов, а также алюминиевых конструкций.

Внедрение индустриальных методов строительства сокращает сроки возведения и ввода в действие строящихся объектов, уменьшает трудоемкость и стоимость их строительства.

Комплексная механизация работ. В строительно-монтажном производстве различают три вида механизации: неполную (частичную), комплексную и автоматизацию.

При неполной механизации только часть работ выполняется механизированным способом. Например, при рытье траншей для прокладки коммуникаций выемку грунта производят экскаватором, а обратную засыпку его после укладки трубопроводов с помощью лопат. Неполную механизацию обычно применяют при^малых объемах работ или в случаях, когда по каким-либо причинам нельзя применять машины.

При комплексной механизации работ основные процессы, входящие в данную работу, выполняются механизированным способом. Применение ручного труда при этом допускается лишь для выполнения мелких вспомогательных операций незначительной трудоемкости. Механизация процессов может осуществляться с помощью одной или нескольких (комплекта) машин. Наиболее часто комплексная механизация работ осуществляется комплектом машин и механизмов. Например, разработку грунта в котловане и погрузку его в транспорт производят обычно экскаваторами, транспортирование и выгрузку - автосамосвалами, разравнивание - бульдозерами (землеройный механизм) и уплотнение - катками. Примером комплексной механизации земляных работ одной машиной может служить разработка грунта скрепером (землеройно-транспортный механизм).

Комплексная механизация работ отличается большой эффективностью. Она повышает производительность труда, сокращает срок строительства, снижает его стоимость. Так, при использовании на земляных работах экскаватора емкостью ковша 0,25-0,35 м s производительность труда по сравнению с ручным способом увеличивается примерно в 10-15 раз. На погрузочно-разгрузочных работах, выполняемых с помощью машин, производительность труда повышается в 20-30 раз. Использование агрегатов для приготовления, транспортирования и нанесения раствора на конструкции снижает трудоемкосты в два-три раза. Современный период развития строительной индустрии характеризуется широким переходом к комплексной механизации. Автоматизацией называют такую механизацию, при которой все работы выполняются автоматически работающей системой машин контролем рабочего. Автоматизация в строительстве пока применяется, главным образом, в производстве строительных изделий. Созданы отдельные автоматизированные и полуавтоматизированные предприятия: заводы по приготовлению бетона, асфальтобетона, сборного железобетона, на заводах автоматизированы отдельные технологические процессы (электроснабжение, сварные операции, термическая обработка железобетонных изделий).

В последние годы автоматизацию начали шире внедрять в производство строительно-монтажных работ. На отдельных землеройных снарядах введена автоматическая система управления; монтажные краны новой системы оснащены автоматическими ограничителями грузоподъемности; выпускаются канавокопатели, автоматически отрывающие траншеи заданного профиля.

Поточные методы организации строительства - наиболее прогрессивные формы организации строительного производства, обеспечивающие непрерывное, равномерное и ритмичное производство строительно-монтажных работ. Поточные методы предусматривают: расчленение строительно-монтажного производства на отдельные составляющие его процессы; разделение труда между исполнителями; совмещение строительных процессов во времени; установление правильного производственного ритма. Наиболее распространенными в строительстве являются’ поточно-захватный и поточно-линейный методы производства строительно-монтажных работ.

При поточно-захватном методе работы разбивают на отдельные участки (захватки), примерно равные по трудоемкости. В свою очередь захватки разделяют на фронты работ, а последние на делянки. Захватка - часть объекта, на которой в установленное бригадой или несколькими бригадами время выполняется определенный вид работ, фронт работ - это часть захватки, на которой бригады рабочих выполняют часть строительного процесса, осуществляемого в пределах захватки. Делянка - часть фронта работы, на которой звено бригады выполняет одну или несколько операций осуществляемого бригадой строительного процесса.

На захватках в порядке технологической последовательности равномерно осуществляют комплексы строительно-монтажных работ. На одном и том же объекте совмещают и параллельно ведут разные работы, которые выполняют специализированные или комплексные бригады рабочих постоянного состава, последовательно переходящие с одного объекта на другой, где они в течение одинакового времени осуществляют один и тот же цикл работ на каждой захватке. Цикл работ - это совокупность технологически связанных между собой работ, которые можно выполнять на одной захватке одновременно (параллельно).

Продолжительность выполнения одного цикла на одной захватке называют ритмом потока, а отрезок времени между началом работы на одной захватке двух последовательно работающих бригад - шагом потока. Показателем наиболее четкой организации поточного производства служит построение потока, при котором ритм потока представляет постоянную величину времени и равен шагу потока.

Поточно-захватный метод применяют при возведении зданий и сооружений; поточно-линейный - при возведении сооружений или конструкций линейно-протяженного характера (дороги, магистральные трубопроводы, каналы, радиомачты). При этом методе бригады рабочих последовательно, одна за другой, передвигаются по трассе с постоянной скоростью.